d9e5a92d

Фондовые биржи, рынок ценных бумаг

Вполне реальна ситуация, когда в составе групп окажутся банки, исполняющие территориальные бюджеты, как коммерческие, так и муниципальные. Через них часть финансовых средств властей, предназначенная для развития экономики, с большей гарантией будет использована по назначению.

Имея поддержку властей и постоянно взаимодействуя с ними, такие ФПГ с большей охотой пойдут на регистрацию.
Необходим надзор за функционированием групп, уж слишком велико может быть их влияние на судьбу экономики и финансовой системы. Такой регистрационно-контрольный орган одновременно и как штаб ФПГ, выражающий их интересы, должен генерировать полную информацию об их деятельности и готовить проекты документов по созданию благоприятных условий группам, в том числе на мировых рынках. [ ]

    1. Фондовые биржи, рынок ценных бумаг.
Фондовая биржа биржа, где совершаются сделки по ценным бумагам. Через фондовую биржу мобилизуются средства для долгосрочных инвестиций в экономику и для финансирования государственных программ. На фондовой бирже происходит купля продажа акций, облигаций акционерных компаний, облигаций государственных займов. В ходе купли продажи устанавливается курс ценных бумаг, обращающихся на бирже, который определяется приносимым доходом (в виде дивиденда или процента), уровнем ссудного процента и соотношением спроса и предложения. Сводными показателями движения курса ценных бумаг являются индексы акций, наиболее известным из которых является индекс Доу Джонса, отражающий курс крупнейших монополий, котируемых на Нью-Йоркской фондовой бирже. На фондовой бирже распространена продажа крупными партиями партиями, состоящими более чем из 10000 акций. Оборот французской фондовой биржи исчисляется несколькими триллионами долларов. Парижская фондовая биржа является одной из крупнейших. Фондовая биржа является важнейшей составляющей частью интегрированной системы рынков фиктивного капитала, включающей также фьючерские биржи, валютные рынки, различные формы внебиржевого оборота ценных бумаг. Парижская фондовая биржа имеет форму государственного института.
В 1978 г. началась реформа Парижской фондовой биржи, в полной мере развернувшаяся в 80-е годы. В настоящее время ускорились процессы глобализации финансовых ресурсов, дерегулирования и перехода от административной экономики к рыночной, что увеличило долю эмиссии ценных бумаг в финансировании предприятий за счет уменьшения доли банковских кредитов и государственных субсидий. Возрождение Парижской биржи (ПБ) (начал министр финансов Р. Монори) была связана со стремлением реанимировать французский финансовый рынок, без чего страна не могла на равных соперничать с ведущими промышленными державами мира. В настоящее время объем сделок ПБ составляет 5000 млрд.
1 февраля 1983 г. был открыт вторичный рынок ценных бумаг для возвращения французских предприятий на биржу. Модернизации французского финансового рынка во многом способствовала приватизация, начатая в 80-е годы правительством Ж. Ширака. Ценные бумаги приватизируемых компаний и банков пользовались большим спросом. Приватизация должна была придать французскому финансовому рынку международные масштабы. Однако до сих пор во Франции биржевая капитализация компаний составляет всего 20% ВВП.
Сама биржа стала расширять гамму предоставляемых услуг. До 1978 г. на бирже обращались два типа ценных бумаг акции и облигации в их классической форме. В последующем стали выпускаться облигации с переменной ставкой, "с окном" (дающие эмитенту право на досрочное погашение облигации), с единственным купоном, оплачиваемым в момент погашения. Благодаря различным нововведениям, выгодным эмитентам и владельцам облигаций, французский рынок облигаций стал четвертым по объему рынком в мире. Так как любая финансовая операция связана с риском, для вкладчиков некоторых наиболее активных ценных бумаг на ПБ были разработаны страховые операции, 20 февраля 1986 г. был открыт рынок срочных сделок с финансовыми инструментами ("матиф"), а 10 сентября 1987 г. рынок опционов ("монеп"). Опцион это приобретаемое за определенную плату право продать ценную бумагу в течение определенного промежутка времени по заранее установленной цене.
Стала осуществляться техническая модернизация ПБ. Важным организационным новшеством для ПБ явилась замена (в соответствии с законом от 22 января 1988 г.) системы биржевых маклеров, выступающих как посредники при осуществлении биржевых сделок только по поручению своих клиентов, системой биржевых компаний, которые могут вести операции и за свой счет (маклеры стали дилерами). Закон устанавливал, что контролировать финансовые рынки могут следующие институты:
  1. Совет фондовых бирж (СФБ) главный орган по организации рынка включает представителей маклеров, банкиров, страховых компаний и государственных властей. Он выполняет четыре главные функции:
  • устанавливает общий регламент биржи;
  • следит за выполнением правил;
  • утверждает новых членов биржи;
  • допускает ценные бумаги к биржевой котировке.
  1. Общество французских бирж (ОФБ) финансовый институт, своего рода "гражданский суд" СФБ, контролирующий текущее финансирование финансового рынка.

3. Французская ассоциация биржевых компаний (ФАБК) профсоюз биржевых маклеров.
Чтобы риски биржевых компаний не превышали их возможностей, руководители ПБ установили, что каждая биржевая компания ежедневно должна оценивать свои риски, которые не должны превышать установленной квоты (в отношении к ее собственному капиталу). При превышении квоты компания должна немедленно сообщить об этом в СФБ, объяснить причины и принять меры для нормализации такого положения, иначе ей грозят санкции.
В последнее время обсуждается вопрос о создании мировой биржи. Президент ОФБ Р. Руссель считает, что надо составить список из 200 250 европейских компаний международного масштаба, акции которых котировались бы на одной из европейских бирж или на всех сразу, а информация об их курсах быстро распространялась в реальном времени.

Создание же единой Европейской биржи означало бы "маржинализацию" остальных бирж, что пока неприемлемо для отдельных стран и национальных компаний.
Чтобы предотвратить бегство французских капиталов в страны с более льготным налогообложением, надо отменить налог на биржевые операции с акциями, котирующимися на ПБ, налог на доходы от акций, не дающих их владельцу право контроля над компанией, а также налог на доходы от облигаций. Чтобы предохранить национальные предприятия от нежелательных операций, следует ввести следующее правило: иностранное участие в капитале ведущих компаний не должно в сумме превышать 33%.
Открытие границ, сближение процедур котировки ценных бумаг, расширение системы акционирования, ускорение передачи биржевых заказов и информации с помощью новейших ЭВМ позволяют биржевым посредникам совершать сделки на биржах многих стран. Это требует усиления контроля над качеством биржевой информации. [ ]
Современная инфраструктура рынка ценных бумаг. Сегодня основными задачами вторичного фондового рынка является получение прибыли от спекулятивных операций и предоставление возможности страхования от всех видов рыночных рисков.

Традиционные методы осуществления технических операций при торговле ценными бумагами не соответствуют росту активности на рынке.
Современная французская система проведения операций с ценными бумагами характеризуется наличием единого депозитария. Она была сформирована в результате двух основных реформ: дематериализация (1984 г.) и внедрения системы "поставка против платежа" (1991 г.). Модернизация французского фондового рынка завершилась в 1992 г.
1. Создание центрального депозитария.
Французский фондовый рынок организован и регулируется в традициях континентальной системы права, он централизован и обслуживается брокерами профессиональными участниками.
Единый депозитарий Sicovam был создан в 1949 г. как открытое акционерное общество. Первоначальный уставный капитал был сформирован ведущими финансовыми институтами и брокерскими фирмами Франции и составил 30 млн. французских франков. Компания управляется Советом директоров, куда входят представители Банка Франции и ANSA. Цель деятельности компании содействие обращению акций между членами участниками посредством трансферта по книгам Sicovam, который заменяет физическую передачу бланков ценных бумаг.

Новая компания ставила две основные задачи: обеспечить надежность осуществления трансакций и достигнуть снижения соответствующих расходов для своих членов и их клиентов.
В конце 70-х годов французские финансовые рынки переживали серьезный кризис. Исследователи международных финансовых процессов предсказывали, что Франции придется открыть ее фондовый рынок в ответ на резкий рост движения капиталов в Европе. Этот рост был вызван увеличением объема фондовых операций на еврорынке и появлением новых телекоммуникационных возможностей, позволяющих проводить обработку информации в режиме реального времени.

О несовершенстве применявшейся на французском рынке технологии говорило то, что компании использовали ценные бумаги для покрытия своих потребностей в привлечении средств менее чем на 15% и техническое осуществление сделок с ценными бумагами обходилось французским финансовым институтам более чем в 2 млрд. французских франков в год. Наиболее убыточными отделами финансовых институтов Франции стали отделы по техническому осуществлению сделок с ценными бумагами.
Изменения фондового рынка воздействовали сначала на отделы по работе с клиентами (front office), потом на отделы по техническому исполнению сделок (back office): "тыловые" структуры были реформированы при проведении дематериализации, затем после создания компьютерной системы торговли были изменены отделы по работе с клиентами. За модель была выбрана система CATS (Toronto), на основе которой была создана национальная система CAC (Cotation Assistee en Continu).

Операции начались 23 июня 1986 г., после чего "тыловые" структуры были реформированы вновь (проект Relit).
Такой сбалансированный подход помог избежать катастрофических последствий резкого увеличения объемов торговли. В результате система стала представлять собой идеал современного рынка: полностью компьютеризированный континуум от торговых операций до операций по передаче ценных бумаг и получения платежей в момент передачи.


Законы о ценных бумагах Англии и США содержат норму, что все фондовые ценные бумаги должны быть именными. Широкое внедрение на фондовом рынке института номинальных держателей и доверительных собственников способствовало частичному решению проблем, связанных со сложностью и стоимостью передачи именных ценных бумаг. Благодаря тому, что ценные бумаги регистрировались на имя доверительных собственников или номинальных держателей операции по перемещению ценных бумаг сильно упростились.

Теперь хранящие эти ценные бумаги депозитарии должны были осуществлять их передачу только между номинальными держателями и доверительными собственниками.
Существует разница между номинальным держателем в американской модели и номинальным держателем во французской модели дематериализации. В основе последней лежит необходимость урегулировать ситуацию, когда одно лицо получает доходы по ценным бумагам, а другое лицо (профессионал фондового рынка) осуществляет все операции с ними и оставляет себе часть дохода в той или иной форме.
В американской модели это достигается за счет "расщепления" права собственности между двумя лицами. Часть правомочий, из которых состоит право собственности, остается у первичного собственника, а остальные он передает номинальному держателю, сам их при этом теряя. Поэтому в реестре у эмитента фиксируется только номинальный держатель, так как все важные для эмитента правомочия, наличие которых у лица фиксируется занесением его в реестр, находятся у него.

Сам номинальный держатель наделен правом вести реестр лиц, у которых остались правомочия по получению дохода. Таким образом, мы имеем систему двух реестров, то есть расщепление права собственности приводит к расщеплению реестра.
Во французской модели так сделать нельзя, так как основополагающий момент тот, что или у лица есть все правомочия собственника, или у него их нет вообще. Поэтому в реестре всегда указывается именно собственник ценных бумаг.

Для решения проблемы применяется конструкция осуществления полномочий через третье лицо (поверенного) или конструкция дачи ценных бумаг в долг.
В первом случае номинальному держателю дается поручение выполнять определенный набор действий (в реестре отмечается, что ценные бумаги управляются третьим лицом).
Во втором случае к нему полностью переходят все права собственника. При этом у первичного собственника возникает право требовать от номинального держателя возврата в определенные сроки определенного количества ценных бумаг и уплаты денег.
В первом случае важно, чтобы ценные бумаги определялись родовыми признаками. В этой модели номинальный держатель ведет реестр внутреннего учета лиц, которые наделили его полномочиями или дали ценные бумаги в долг.

Передача ценных бумаг в долг осуществляется по особому договору, который называется "взаимное соглашение о передаче ценных бумаг в долг".
Правительство Франции сделало первый шаг на пути разрешения такого рода операций, уполномочив Sicovam вести учет таких договоров. Чтобы вступить в силу, это соглашение должно быть зарегистрировано в Sicovam.

По закону от 17 июня 1987 г. был введен налог на такие операции.
2. Дематериализация.
Процесс дематериализации регулировался разделом 94-II французского закона об ассигнованиях и законом от 2 мая 1983 г. Датой начала реформ было установлено 4 ноября 1984 г. Суть реформы состояла в том, что спустя 18 месяцев после опубликования закона субъекты прав, закрепленных в фондовых ценных бумагах, определялись только путем записи имен этих лиц в книгах Sicovam. Изменение субъекта прав могло происходить только посредством проведения трансферта по книгам Sicovam.

Таким образом, надобность в ценных бумагах отпала. Дематериализация ценных бумаг заключается не только в "невыпуске" бланков ценных бумаг, но и в обязательной передаче ведения реестра независимому лицу.
Во Франции эмитенты именных ценных бумаг передали ведение реестров акционеров или облигационеров в Sicovam. При этом книги, находившиеся у самих эмитентов, были уничтожены.

Собственникам ценных бумаг на предъявителя было предложено до 3 мая 1988 г. зарегистрироваться у финансовых посредников, уполномоченных Министерством финансов. Эти финансовые посредники составляли реестр акционеров или облигационеров аналогично реестрам при выпуске именных ценных бумаг и в установленный срок также передавали его ведение в Sicovam, который осуществлял регистрацию эмитентов ценных бумаг как обязанных лиц перед собственниками ценных бумаг и фиксировал объем и содержание этой обязанности.
Одновременно с этим сами бланки и именных, и предъявительских ценных бумаг помещались на хранение в Sicovam. Лица, зафиксированные в системе учета Sicovam как субъекты прав из ценных бумаг, имели право уполномочить финансового посредника на управление своими счетами в Sicovam. В этом случае Sicovam фиксировал их ценные бумаги как ценные бумаги данного лица, управляемые данным финансовым посредником.

С мая 1988 г. все денежные средства по выплате дивидендов, процентов по облигациям и погашению облигаций Банком Франции по указаниям Sicovam зачислялись непосредственно на открытые в Банке Франции специальные счета инвесторов.
Символом дематериализации стало уничтожение бланков ценных бумаг. Условия уничтожения бланков ценных бумаг были изложены в "Charte de la Destruction" от 7 января 1988 г. Бланки ценных бумаг должны были либо возвращаться эмитентам, либо уничтожаться под контролем Sicovam не позднее 31 декабря 1989 г. Номера уничтоженных бланков фиксировались, а эмитенты были обязаны в течение еще 30 лет хранить корешки выпущенных ценных бумаг. После уничтожения бланков ценных бумаг, сданных на хранение в Sicovam, сравнение корешков и ценных бумаг, на сданных в свое время на хранение и предъявляемых к продаже, доказывало их подлинность и было гарантией от подделки или дублирования.

С 1989 г. бланки фондовых ценных бумаг превратились в финансовые реликвии.
3. Идентификация держателей ценных бумаг.
В первое время после дематериализации передача ценных бумаг осуществлялась "по старинке". Держатель именных ценных бумаг обращался к эмитенту (сам или через брокера), который только и был уполномочен давать Sicovam указания о внесении изменений в реестр. Эмитент заполнял особый документ, содержавший идентификационные данные продавца и покупателя (форма BRN), и Sicovam закрывал счет продавца и открывал счет покупателя.

Сделка считалась завершенной, когда эмитент получил, а затем вернул в Sicovam форму BRN, причем эта форма заполнялась отдельно на продавца и покупателя. Таким образом, одновременно происходила передача ценной бумаги и уведомление эмитента о состоявшейся сделке.
Использование формы BRN имело ряд недостатков. Когда проданные ценные бумаги были уже "стерты" из памяти компьютера, а те же самые ценные бумаги, приобретенные по этой сделке, еще не записаны на новое лицо, так как эмитент еще не получил сведения о новом держателе, возникает ситуация, когда часть ценных бумаг не принадлежит никому.

Таким образо, любая задержка посредниками могла заблокировать процесс и приостановить торговлю.
Для решения этих проблем 17 июня 1987 г. был принят закон, согласно которому трансферт ценных бумаг между сторонами по сделке и одновременное уведомление о сделке эмитента были разделены. Это событие известно под названием "разделение форм BRN и трансферта".

Сначала эта система стала применяться при торговле на фондовых биржах, а в ноябре 1989 г. была распространена и на внебиржевой рынок.
Передача предъявительских ценных бумаг, зафиксированных в Sicovam на отдельных счетах, первоначально производилась путем их конвертации в "предъявительские" формы непосредственно перед сделкой, а затем также, как и передача именных ценных бумаг после разделения трансферта и форм BRN, но без уведомления эмитента. Тем же законом от 17 июня 1987 г. было установлено, что французские компании эмитенты ценных бумаг на предъявителя, прошедшие особую процедуру листинга, имеют право в любой момент запросить список своих акционеров или облигационеров. Таких запросов было 4 в 1987 г., 252 в 1990 г., 400 в 1995 г.
4. Проект Relit: поставка против платежа.
25 ноября 1987 г. Sicovam ввел систему "поставка против платежа" для уполномоченных дилеров по операциям с государственными облигациями, что обеспечило полное проведение сделок в течение 48 часов. Система была затем развита и позволила дилерам государственных ценных бумаг брать и давать в долг эти ценные бумаги.

Применив эту междилерскую систему "поставка против платежа", Sicovam вступил в неизвестный для себя мир денежных расчетов. Система, обеспечивающая проведение сделки в день оплаты, обладала явной привлекательностью. Поэтому было принято решение распространить ее на операции и с другими ценными бумагами.

Этот проект был назван Relit.
Основные причины введения единой системы осуществления сделки по купле продаже ценных бумаг заключались в том, что для полного завершения сделки требовалось провести 18 операций. При этом уполномочивались две посреднические организации, каждая со своей системой поставки и получения платежа. Особенно неприятной была задержка мелкими банками исполнения сделки путем введения собственных временных рамок осуществления платежей.

Все эти сложности появились после дематериализации ценных бумаг, когда их передача резко упростилась и ускорилась при одновременном повышении надежности. Была осознана важность того, что Sicovam должен не только фиксировать "держателей" ценных бумаг, но и проводить всю сделку по купле продаже ценной бумаги от начала до конца в полном объеме.
Relit как последний большой проект в модернизации французского фондового рынка служил целям установления окончательного контроля за всеми рисками, возникающими при воплощении в жизнь заключенной сделки с ценными бумагами. Sicovam стал основой осуществления проекта.

Система базировалась на параллельной обработке передачи ценных бумаг Sicovam и соответствующего перевода денег Банком Франции. В ходе осуществления проекта было организовано 4 системы:

  • система "брокер брокер" позволила объединить все фирмы фондовые брокеры для осуществления торговли через клиринговые центры;
  • система обработки "банк брокер" позволяла проводить операции между посредниками (банками) и финансовыми брокерами;
  • внерыночная система поставки использовалась только для проведения операций, осуществленных вне центрального рынка, при которых и от покупателя и от продавца требуется декларация о проведении операций. Эта система может обслуживать сделку в интервале от T до T+30;
  • система отслеживания завершения расчетов по операциям с ценными бумагами осуществляет передачу ценных бумаг и соответствующих платежей на основе полученных указаний.

Каждый участник рынка прошел в Sicovam техническую сертификацию с целью получения возможностей использовать все преимущества системы. После серии различных компьютерных программ Relit был введен в действие: от интеграции в программное обеспечение Sicovam, отслеживания завершения расчетов по операциям с ценными бумагами и заканчивая сокращением срока осуществления сделок по системе "доставка против платежа" с T+5 до T+3 (март 1992 г.). [ ]
3. Внешнеэкономическая деятельность. 3.1. Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.
Во внешней экономической сфере Франции наиболее важную роль играют министерство внешней торговли, министерство экономики, финансов и бюджета, а также отдельные подразделения некоторых других министерств. В соответствии с декретом от 18 июля 1988 г. на министра внешней торговли возлагается подготовка решений правительства по вопросам внешнеторговой политики Франции, а также принятие мер, необходимых для стимулирования ее внешнеэкономической деятельности на зарубежных рынках и развития экспортно-импортных операций.
В этих целях министр внешней торговли изучает совместно с другими министерствами (в частности, с министерством промышленности) меры, направленные на развитие экспорта; участвует в выработке решений по вопросам внутренней политики в области экономики, промышленности, сельского хозяйства и услуг, а также по проблемам внешней политики, если эти решения влияют на внешнеэкономические отношения. Он участвует в подготовке и проведении международных экономических и коммерческих переговоров (многосторонних и двусторонних).
Для осуществления своих функций министр внешней торговли использует Управление внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета. Вместе с министром экономики, финансов и бюджета министр внешней торговли назначает должностных лиц в подразделения, отвечающие за внешнеэкономическую экспансию Франции за границей, а также утверждает региональных директоров внешней торговли.

Оба министра также подписывают документы по вопросам организации служб, ответственных за внешнюю торговлю. Для решения принципиальных вопросов внешнеторговой политики декретом от 6 марта 1989 г.



Содержание раздела