d9e5a92d

Бюджетная практика в стране

В связи с образованием 1 января 1993 года единого внутреннего рынка ЕС и в условиях осуществления программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышленных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности. Реформа предусматривает уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью налоговых льгот инвестиций. Преобладающая часть налоговых поступлений (68% в 1993 г.) направляется в государственный бюджет, в котором на долю прямых налогов приходится 39% и косвенных 61% всех поступлений. [ ]
В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), который впервые был разработан и введен в 1954 г. именно во Франции. Налоги Франции можно классифицировать по трем крупным группам.

Подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения. Налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится.

Налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. Таблица 4
Структура доходной части государственного бюджета Франции в 1994 году

В % в млн. франков
Налог на добавленную стоимость 41,4 669962
Подоходный налог с физических лиц 18,1 293110
Налог на предприятия 10,6 170140
Пошлины на нефтепродукты 7,3 118618
Прочие налоги 15,2 245120
Неналоговые поступления 7,4 120267
Итого: 100 1617217


Из таблицы видно, что ведущим звеном доходов бюджетной системы выступает НДС. Это общий налог на потребление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от НДС освобождены. Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки, при этом не принимается в расчет финансовое состояние налогоплательщика.

Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины помимо самого НДС.

Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов.
Основная ставка налога в настоящее время равна 18,6%. По данному налогу имеются значительные льготы. Статьей 25 финансового законодательства 1994 г. установлено, что предприятия могут освобождаться от уплаты НДС в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков.

В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным. НДС дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Косвенными налогами, помимо НДС, облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из драгоценных металлов, кондитерские изделия, а также электроэнергия и телевизионная реклама. [ ]
К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Таможенные пошлины взимаются с цены товара.
Перейдем к подоходным налогам. Рассмотрим налоги, уплачиваемые предприятиями. Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными для производственной деятельности.

Общая ставка налога составляет 34%. Более низкие ставки налога применяются для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги от 10 до 24%.

Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет.
Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток) предприятий. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета.
Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18%. Налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении.

Для одиноких фискальной единицей является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года.

В это понятие входят: зарплата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, прибыль от операций с ценными бумагами.
Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не превышающие 18140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода, превышающего 246770 франков.

В девяностые годы подоходный налог с физических лиц дополнен социальными отчислениями, имеющими налоговый характер. Общее социальное отчисление, установленное законом о финансах в 1994 г., составляет 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества. [ ]
Во Франции действуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим недвижимым имуществом. Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца.

Максимальная ставка используется, если этот срок был менее 2 лет.
Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16% в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90-х годов налогообложение начиналось с суммы 307600 франков. Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом в том случае, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. франков.

В этом случае имеется три ставки налога: 4,5%, 7% - для предметов искусства и 7,5% - для сделок с драгоценными металлами.
Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность. Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января.

К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д.
Налог на собственность носит прогрессивный характер. Его ставки на 1994 год указаны в таблице 5.
Таблица 5
Ставка налога на собственность

Стоимость имущества во Франции Налоговая ставка в %
До 4260000 0
От 4260001 до 6920000 0,5
От 6920001 до 13740000 0,7
От 13740001 до 2132000 0,9
От 21320001 до 41280000 1,2
Свыше 41280000 1,5

Сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода. К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы и пошлины. Регистрационные сборы: их ставки устанавливаются в зависимости от вида облагаемых сделок. Увеличение капитала компании облагается налогом в 1%. С дивидендов компании в акциях не взимается подоходный налог, но они облагаются трехпроцентным налогом на капитал. При передаче в собственность, продаже недвижимости покупатель выплачивает налог в 24,2% от ее закупочной цены или рыночной стоимости.

Налогом в 4,3% с покупной или рыночной стоимости облагается приобретатель доли участия в капитале компании.
В эту же группу (налогов на собственность) входит социальный налог на заработную плату. Во Франции его уплачивают работодатели.

Объектом налогообложения служит фонд зарплаты в денежной и натуральной форме. Налог имеет прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда зарплаты в сумме 35900 франков, по ставке 8,5% в интервале от 35901 до 71700 франков и 13,6% для выплат выше указанной суммы. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% от годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%.

Цель налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.
Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно сказать о налоге на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства.

Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.
Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы формируют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.).

Эти органы власти являются важными субъектами экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале девяностых годов составляли более чем 10% от валового внутреннего продукта (ВВП).

Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных: земельный налог на застроенные участки; земельный налог на незастроенные участки; налог на жилье; профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при разработке бюджета на будущий год.
Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости зданий, сооружений, резервуаров.

Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность, здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования.

Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие пособия по инвалидности.


Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% от кадастровой арендной стоимости участка.

От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности.
Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога по их основному месту проживания.
Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую зарплатой. Для расчета налога берется сумма трех элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Эти три элемента: арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности; 18% зарплаты, уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (10%); 16% стоимости всего оборудования, используемого в производстве, независимо от того, является оно собственностью или арендовано предприятием. Рассчитанный по этим элементам размер налога не должен превышать 3,5% от произведенной добавленной стоимости.

Это законодательное ограничение.
Налоговая система Франции помимо фискальной функции успешно выполняет функции регулирования внутреннего рынка, социального развития и внешнеэкономических связей. Эти цели преследуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, местные налоги. [ ]
2.3. Бюджетная практика в стране. Бюджетное устройство страны. Правительство Э. Балладюра (глава кабинета министров с марта 1993 г. до мая 1995 г.), считавшее основной задачей снижение дефицита бюджета, ограничило расходы в 1993 г., повысило в 1994 г. налоги, приняло долгосрочную программу, предусматривающую замораживание реальных доходов и постепенное снижение дефицита бюджета. С осени 1993 г. сокращение дефицита частично проходило за счет средств от приватизации.

Низкие учетные ставки банковского процента облегчали погашение долгов. При Балладюре дефицит бюджета сократился с 320 млрд. фр. (4,5% ВВП) в 1993 г. до 301 млрд. (4% ВВП) в 1994 г. Правительство беспокоил нарастающий дефицит системы социального обеспечения, включающей медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице. Финансирование системы осуществлялось за счет выплат предпринимателей и взносов трудящихся. С 1990 г. ситуация ухудшилась из-за сокращения поступлений вследствие роста безработицы.

В 1993 г. накопленный дефицит социального обеспечения (100 млрд. фр.) по решению правительства Балладюра был присоединен к центральному бюджету и включен в госдолг для погашения.
В мае 1995 г. президентом страны стал Ж. Ширак, а кабинет возглавил А. Жюппе. Новое правительство выразило намерение сокращать дефицит государственного бюджета до уровня, предусмотренного Маастрихтским соглашением, и одновременно увеличить расходы на обеспечение занятости. Этой цели была подчинена бюджетная политика с середины 1995 г. Циклическое увеличение поступлений в казну позволило в проекте бюджета на 1996 г. сохранить прежний уровень налогообложения и, не урезая расходов, запланировать дефицит на уровне 286,9 млрд. фр. (4% ВВП).

В проекте бюджета на 1996 г. предусмотрено субсидирование предпринимателей в случае найма работников более чем на один год и освобождение их от социальных налогов. Составители проекта бюджета рассчитывают на повышение поступлений (до 40 млрд. фр.) от НДС.
Правительство приступило к осуществлению резких и болезненных реформ всей системы социального страхования: увеличение прямых и косвенных налогов, обязательных выплат в фонды социального страхования. В результате этих мероприятий пострадали прежде всего государственные служащие.

Дефицит системы социального страхования составил 62 млрд. фр. в 1995 г. Правительства Балладюра и Жюппе рассчитывали за счет дополнительных поступлений от приватизации (в 1995 г. они должны составить 55 млрд. фр., или 0,75% ВВП) финансировать государственный долг. В результате госдолг к концу 1995 г. снизился до 320 млрд. фр.

В 1993-1994 гг. были успешно приватизированы улучшившие финансовое состояние Банк носьональ де Пари, два более мелких банка и химический концерн Рон-Пуленк, нефтяной концерн Эльф-Акитен, страховая группа ЮАП. Приватизация других государственных компаний задерживалась из-за их убыточности, неблагоприятной конъюнктуры в стране и ситуации на бирже, нежелания премьера вступать в открытую борьбу с профсоюзами крупнейших государственных гигантов.

Среди 17 самых убыточных компаний - компьютерная группа Бюль, автомобилестроительная Рено, металлургическая Пешине, авиационная Эр Франс и банк Креди лионне.
Дефицит бюджета и источники его покрытия. Государственный бюджет Франции на 1996 г. направлен на то, чтобы выполнить рекомендации европейской экономики и валютного фонда.

Проект бюджета, представленный премьер-министром в сентябре 1995 г. содержал дефицит в размере 3,55% от ВВП. Требования Маастрихтских соглашений о допустимом дефиците в размере 3% от ВВП будет выполнен Францией в 1997 г. Дефицит бюджета, который в 1995 г. составлял 322 млрд. фр. В 1996 г. снизится до 290 млрд. фр. 15% поступлений пойдут на погашение государственной задолженности.

В конце 1996 г. задолженность составит 3485 млрд. фр. Для погашения задолженности будет израсходовано 226,4 млрд. фр., что на 8% больше 1995 г. Значительная часть доходов пойдет на образование и воспитание. В 1996 г. 138,3 млрд. фр. Будет израсходовано на создание новых рабочих мест.

В 1996 г. дефицит расходов на социальную сферу составит 30 млрд. фр. В 1997 г. социальный бюджет будет сбалансированным.

Социальный бюджет не входит официально в государственный бюджет страны. С 1 августа 1995 г. на 2% до 20,6% увеличится налог на добавленную стоимость, что является основным пополнением бюджета.

Он еще даст 35 млрд. фр., еще 2 млрд. фр. Будет получено от увеличения цен на табак и бензин, 22 млрд. фр. даст приватизация.

    1. Финансовые группы и центры.

Слияние финансового капитала с промышленным и образование на этой основе финансово-промышленных групп (ФПГ) отражает объективные устойчивые тенденции современной индустриально развитой экономики. Взаимозависимость основных видов капитала достигла такой степени, что на только их автономное существование не представляется возможным, но в своем движении они устремлены к созданию единых организационных центров, регулирующих его. Прямое сращивание этих двух видов капитала особенно бурно протекает последнее столетие и сопровождается формированием национальных и транснациональных конгломератов. ФПГ сложились и функционируют как базис экономики Франции и сотрудничества ее с зарубежными странами.
Замкнутый производственный капитал не сможет далеко продвинуться в своем развитии без цивилизованного обслуживания финансовым капиталом. В свою очередь денежный капитал как выразитель материального богатства при падении производства последнего просто теряет силу. Растущее число банкротств финансовых учреждений свидетельствует о том, что денежный капитал пока далек от выполнения своей "производительной" функции через связь с промышленным капиталом.
Изначально ФПГ замышлялись как заменители упраздненных отраслевых министерств. Но практика их формирования сразу внесла свои коррективы. Так, вхождение в состав ФПГ банков, страховых компаний, бирж, транспортных и консалтинговых организаций, торговых и гостиных домов, научно-исследовательских центров свидетельствует о том, что эти формирования не укладываются в традиционную схему отраслевого министерства. В отличие от министерств, которые так и останутся надстроечными структурами над предприятиями, как их не совершенствуй, руководящие органы ФПГ выступают собственными рабочими управленческими органами предприятий. Тем самым преодолен барьер между администрированием и исполнительством. После жесткого отраслевого министерского контроля предприятия своим объединением в ФПГ стремятся восполнить наиболее слабые места меняющейся системы хозяйствования. А ими по-прежнему являются горизонтальные связи, особенно межотраслевой направленности, что объяснимо с точки зрения углубления разделения труда и усиления товарно-денежного характера отношений в длительных технологических цепях.
Если на потенциал ФПГ взглянуть с позиций их внутреннего устройства, то следует отметить, что они могут позитивно изменить основные положения рыночных экономических отношений и сгладить их известные недостатки. В рамках ФПГ, фигурирующих на правах единого юридического лица, появляется возможность преодоления экономической обособленности, приобретшей на ранних стадиях становления рынка проявления отчужденности, жестокого противостояния и противоборства экономических интересов.
При сегодняшнем устойчивом росте соответствие цены как издержкам производства, так и полезности производимой продукции отошло на второй план. Между тем эти несоответствия являются скрытой основой инфляции, а их ликвидация оказывается в центре поиска эффективной модели хозяйствования. Очевидно, что члены ФПГ в рамках единого внутрикорпоративного оборота перестают стремиться к взаимному взвинчиванию цен, так как в масштабе группы это ничего не дает и напоминает перекладывание денег из одного кармана в другой. Предприятиям-членам ФПГ ничего не остается как заняться рационализацией структуры издержек в целях получения выгоды всеми участниками группы. В результате в рамках ФПГ становится возможным преодоление кризиса и уменьшение сферы его рапространения. ФПГ позволяет отладить механизм приведения в соответствие цены реализации продукции и получаемого эффекта от ее потребления. Рыночные рычаги для этого даже в условиях товарной насыщенности ограничены. Неизбежность временных различий между движением товарной массы и осуществлением банковских расчетных операций, как бы оперативно не выполнялись расчеты, делает баланс не в пользу рыночного оценочного механизма. Широко практикуемая ныне предоплата в принципе ничего здесь не решает. Необходимо, чтобы партнеры осуществляли и реальную, и ценовую оценку по линии производство реализация потребление. И такая возможность представляется в рамках ФПГ.
Возникает проблема в том, что ряд нынешних финансово-промышленных компаний таких, как "Юзинор-экспорт", "Валлурек энтернасьональ", "Валео дистрибюсьон" давно не просто имеют отдельные признаки ФПГ, а действуют именно как ФПГ, но на регистрацию в этой ипостаси пока не идут. Для того, чтобы они пошли, во-первых, необходим более развернутый перечень преимуществ и льгот для ФПГ с ясным их изложением, а во-вторых заинтересованность самих групп зарегистрироваться. 28 июня 1986 г. вышел закон "О предоставлении льгот ФПГ". В нем записаны государственные гарантии для привлечения инвестиционных ресурсов с использованием механизма залога, освобождение ФПГ от экспортно-импортных пошлин, акцизов, налогов по собственной продукции и продукции для своего потребления, отмена НДС по продукции внутреннего потребления и продукции, идущей на выполнение инвестиционных программ, скидки на тарифы железнодорожных перевозок внутри ФПГ и так далее.
Несмотря на то, что главным в деле слияния финансового капитала с производством является вложение денежных средств банками и другими финансовыми институтами в производство, этому пункту уделяют мало внимания. Если будет разработана эта программа по вхождению банков в ФПГ, то общая картина преимуществ будет несколько иной, льготы промышленным предприятиям, со стороны государства могут быть сокращены и восполнены заинтересованными по вхождению в ФПГ банками. Психология консерватизма банкиров по отношению к вкладам в производство, когда они не хотят поступиться текущими и ближайшими доходами во имя перспективных доходов от развития производства, даже если те сулят быть большими, должны быть преодолены расширением экономических прав банков. Во-первых, необходимо принятие закона о лизинге, на основании которого банки могли бы подбирать состав участников ФПГ, осуществлять финансирование производства в полном объеме. Во-вторых, следует расширить проведение залоговых операций для банков-участников ФПГ с внесением соответствующих поправок в нормативы залога, что позволит конкретизировать проектную запись о ФПГ по использованию механизма залога. Уместен дифференцированный подход к расширению залоговых прав для банков-членов ФПГ и для прочих банков. В-третьих, банки в составе группы, чьи основные денежные средства окажутся вложенными в производство, а потому находящимися в условиях повышенного риска, могли бы иметь льготы как по части налога на свой доход, так и по части выплаты процентов за используемые финансовые средства Банка Франции.
К каждой ФПГ требуется согласованный индивидуальный подход всех заинтересованных органов, регулирующих их деятельность по выработке широкого перечня стимулов, в том числе банкам, позволяющих перевести их со второстепенных ролей на главные в ФПГ, сделать их инициаторами создания групп. Пока нет таких примеров, чтобы во главе зарегистрированной группы стоял банк. Между тем уже сегодня банки, живущие с перспективой, в наибольшей степени заинтересованы участвовать в формировании и развитии таких ФПГ, в рамках которых осуществляется полный цикл расширенного воспроизводства, включающий НИОКР, инвестиционную деятельность, собственно производство, реализацию продукции, в том числе на внешнем рынке.

Содержание раздела