d9e5a92d

Здесь не за что извиняться.

Да, в экономике США было создано большое количество низкооплачиваемых рабочих мест в розничной торговле, гостиницах, ресторанах и в других предприятиях бытового обслуживания. Но здесь не за что извиняться. Эти рабочие места открывают возможности для иммигрантов, молодежи, не имеющей трудового опыта, и домохозяек, ищущих возможность подработать. Неужели кто-нибудь действительно думает, что всем этим людям было бы лучше остаться безработными?

Американский сектор услуг, с его головокружительным многообразием, создает рабочие места для работников любой квалификации, предпочтений и перспектив от временной работы на неполный рабочий день до работы, открывающей перспективы профессионального и карьерного роста, от работы по обслуживанию клиентов до требующей высшей квалификации работы аналитика. В этом многообразии почти каждый может найти себе место, что способствует увеличению занятости в том числе за счет увеличения общей численности работающих экономически активного населения.
В отличие от этого, европейские страны в действительности делали все возможное для сокращения экономически активного населения. Они поощряли ранний выход на пенсию, чтобы избавиться от пожилых работников, и субсидировали всевозможные формы послешкольного образования, чтобы убрать с рынка труда молодежь. Франция в трогательном порыве разделить рабочие места на всех приняла печально известный закон о 35-часовой рабочей неделе.

Это знахарское средство облегчает симптомы (значительная безработица), но усугубляет саму болезнь (падение занятости). Но не все так печально. Некоторые страны уменьшили ограничения на частичную и временную занятость, приняли меры для ограничения роста заработной платы, снизили налоговый клин* и пособия по безработице. Значительного успеха в этом направлении достигли Нидерланды, Ирландия и позднее Испания.

В целом, однако, Западная Европа тяготеет скорее к прошлому, чем к будущему.
Стагнация европейского рынка труда сложное явление, определяемое многими факторами: не только трудовым законодательством, но и высокими налогами, слишком щедрыми пособиями по безработице, нелепыми ограничениями рынков капитала и товарных рынков. Нет смысла искать виновных, потому что все эти факторы являются отдельными аспектами одной центральной проблемы сохраняющейся инерции промышленной контрреволюции.

Во имя сплоченности общества противники либеральных реформ сражаются за сохранение отраслей и экономических структур, созданных в период подъема промышленной контрреволюции, достигая на этом поприще определенных успехов: ведущиеся ими арьергардные бои замедляют снижение количества рабочих мест в отмирающих секторах. Но какой ценой?
Ценой сплоченности общества, утверждаю я. Без динамизма, без уверенности в будущем современное общество не сможет сохранить всеохватное чувство общей заинтересованности. Когда рост, обеспечивающий выигрыш для всех, сменяется застоем и склеротизацией, превращающей жизнь в игру с нулевой суммой, каждая группа начинает видеть во всех остальных врагов, покушающихся на ее долю награбленного. Когда выигрыш одного есть непременно проигрыш кого-то другого, конфликты множатся и становятся все более ожесточенными. С помощью жесткого регулирования трудовых отношений Европа пыталась обуз -дать бурный процесс созидательного разрушения. Но разрушение, пусть и замедленное, продолжается, а вот созидание замерло, и с ним исчезает основа для сколь-нибудь устойчивой солидарности.

Господствующее в Европе отвратительное раздражение в отношении иммигрантов служит наглядным примером того, как отсутствие экономических перспектив порождает раздоры и злобу.
Более того, у большинства людей чувства общности и причастности возникают в ходе совместного производительного труда. В Европе, по мере того как антирыночная политика разрушает механизм создания новых рабочих мест, разрушаются и чувства общности и причастности. Все большее число здоровых и образованных людей, особенно молодых и пожилых, оказываются бесполезными. Возьмите Нидерланды, заслуженно восхваляемые за то, что снизили безработицу до 3%; но даже здесь 12% (!) людей в возрасте от 15 до 64 лет постоянно числятся неспособными к трудовой деятельности76.

В других странах ситуация еще хуже. Такое разбазаривание энергии и способностей человека означает нечто большее, чем экономические потери, это социальная трагедия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Greider, One World, Ready or Not, 308.
2 John Gray, False Dawn: The Delusions of Global Capitalism (New York: The New Press, 1998), 83.
3 Цит. по: Buchanan, The Great Betrayal, 288.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 4. С. 426.
5 Hayek, The Constitution of Liberty, 285.
6 Ibid., 286. '
7 Greider, One World, Ready or Not, 332.
8 Цит. по: Maurico Rojas, Millennium Doom: Fallacies about the End of Work (London: Social Market Foundation, 1999), 44.
9 Globalization: What Americans Are Worried About, Business Week, April 24, 2000,44.
10 Цит. по: Douglas A. Irwin, Against the Tide: An Intellectual History of Free Trade (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1996), 154.
11 Rojas, Millennium Doom, 48.
12 Daniel Т. Griswold, WTO Report Card: America's Economic Stake in Open Trade, Cato Institute Trade Briefing Paper no. 8, April 3, 2000, 12.
13 Dani Rodrik, Has Globalization Gone Too Far? (Washington, D.C.: Institute for International Economics, 1997), 6.
14 The Mystery of the Vanishing Taxpayer, The Economist, January 29, 2000.
15 International Monetary Fund, International Monetary Statistics Yearbook 2000 (Washington, D.C.: IMF, 2000), 993.
16 В 1998 г. расходы одних только систем социального страхования и медицинского обслуживания пенсионеров составили более 50% совокупных федеральных расходов, не связанных с вооруженными силами и обслуживанием федерального долга. См. U.S.

Census Bureau, Statistical Abstract of the United States: 1999 (Lanham, Maryland:Bernan Press, 2000), Table no. 548.
17 W. Michael Cox and Richard Aim, Myths of Rich and Poor: WhyWe're Better Off Than We Think (New York: Basic Books, 1999), 129.
18 Ibid., 128.
19 Peter A. Koehler, Hans F. Zacher, and Martin Partington, TheEvolution of Social Insurance 1881 -1981 (New York: St. Martin's Press, 1982), 13.
20 A.J.P. Taylor, Bismark: The Man and the Statesman (New York: Vintage Books, 1955), 203.
21 Цит. по: World Bank, Averting the Old Age Crisis, 105.
22 Из интервью, 12 апреля 2001 г.
23 Centers for Disease Control and Prevention, National Vital Statistics Report 47, no. 28 (December 13, 1999): Table 12; William G. Poortvliet and Thomas P. Laine, Privatization and Reform of Social Security Pension Plans as a Global Trend, Journal of the American Society ofCLUand ChFC (July 1997): 54-62.
24 Peter J. Ferrara and Michael Tanner, A New Deal for Social Security (Washington, D.C.: Cato Institute, 1998), 40; Poortvliet and Thomas P. Laine, Privatization and Reform of Social Security Pension Plans as a Global Trend, 60.
25 Цит. по: World Bank, Averting the Old Age Crisis, 109.
26 Privatizing Peace of Mind, The Economist, October 24, 1998.
27 World Bank, Averting the Old Age Crisis, 136.
28 Ferrara and Tanner, A New Deal for Social Security, 69.
29 Ibid.,57, 132.
30 World Bank, Averting the Old Age Crisis, 34.
31 Ibid., 1, 25.
32 Ibid., 144.
33 См. гл. 8.
34 World Bank, Averting the Old Age Crisis, 148.
35 Ibid., 27.
36 Ibid., 26.
37 Marco Cangiano, Carlo Cottarelli, and Luis Cubeddu, Pension Development and Reforms in Transition Economies, International Monetary Fund Working Paper 98/151, October 1998, 8, 12.
38 Ibid., 19.
39 World Bank, Averting the Old Age Crisis, 155.
40 Cangiano et al., Pension Development and Reforms in Transition Economies, 16.
41 EthanB. KapsteinandBrankoMilanovic, Dividingthe Spoils: Pensions, Privatization, and Reform in Russia's Transition, World Bank Working Paper no. 2292, March 1, 2000, 2.
42 World Bank, Averting the OldAge Crisis, 112-113, 159-160.
43 Описание чилийской пенсионной реформы заимствовано в: L. Jacobo Rodr-Hguez, Chile's Private Pension System at 18: Its Current State and Future Challenges, Cato Institute Social Security Privatization Paper no. 17, July 30, 1999; см. также Ferrara and Tanner, A New Deal for Social Security, 132141.
44 Estelle James, New Systems for Old Age Security Theory, Practice and Empirical Evidence, World Bank Policy Research Working Paper no. 1766, May 1997, 21.
45 Из интервью, 12 апреля 2001 г.
46 Mitchell A. Orenstein, How Politics and Institutions Affect Pension Reform in Three Postcommunist Countries, World Bank Policy Research Working Paper no. 2310, March 1, 2000, 69.
47 Сцгап Normann and Daniel J. Mitchell, Pension Reform in Sweden: Lessons for American Policymakers, Heritage Foundation Backgrounder no. 1381, June 29, 2000.
48 Rodrnguez, Chile's Private Pension System at 18, 12.
49 Ibid., 7-11.
50 Хороший обзор мексиканской системы см. в: L. Jacobo Rodraguez, In Praise and Criticism of Mexico's Pension Reform, Cato Institute Policy Analysis no. 340, April 14, 1999.
51 Orenstein, How Politics and Institutions Affect Pension Reform in Three Postcommunist Countries, 26.
52 World Bank, Averting the OldAge Crisis, 95.
53 Lardy, China's Unfinished Economic Revolution, 4347, 5051.
54 McKinsey Global Institute, Unlocking Economic Growth in Russia, Steel .Exhibit 41.
55 Ibid., Chapter 2, Exhibit 48.
56 McKinsey Global Institute, Why the Japanese Economy Is Not Growing? (Washington, D.C.: McKinsey Global Institute, July 18, 2000), Chapter 2, 3-4.
57 Ibid., Executive Summary.
58 Katz, Japan: The System that Soured, 3435.
59 Gray, False Dawn, 173-174.
60 Katz, Japan: The System that Soured, 132.
61 Daniel T. Griswold, Trade, Jobs, and Manufacturing: Why (Almost All) U.S. Workers Should Welcome Imports, Cato Institute Trade Briefing Paper no.

6, September 30, 1999, 11.
62 Обзор методов регулирования рынка труда в Корее, Латинской Америке и Индии см. соответственно в: Organization for Economic Co-operation and Development, Pushing Ahead with Reform in Korea: Labor Market and Social Safety-Net Policies (Paris, OECD, 2000); World Bank, India: Policies to Reduce Poverty and Accelerate


Sustainable Development, chapter 6; Sebastian Edwards and Nora Claudia Lustig, eds., Labor Markets in Latin America: Combining Social Protection with Market Flexibility (Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 1997).
6 3 Organization for Economic Co - operation and Development, Employment Outlook (Paris: OECD, July 1997), 63-92.
64 Ibid.,49-132.
65 Assar Lindbeck, Problems of Unemployment in Europe and the United States (доклад представлен на Стокгольмской конференции по вопросам создания новых рабочих мест и политики занятости, Стокгольм, Швеция, 29 мая 1997 г.); Organization for Economic Cooperation and Development, Employment Outlook (Paris: OECD, June 2000), Statistical Annex, Tables A, G.
66 Lindbeck, Problems of Unemployment in Europe and the United States. Данные о росте числа рабочих мест в частном секторе США взяты из: U.S.

Census Bureau, Statistical Abstract of the United States: 1999, Tables 649, 678.
67 OECD, Employment Outlook, June 2000, Table C.
68 Pietro Garibaldi and Paulo Mauro, Deconstructing Job Creation, International Monetary Fund Working Paper 99/109, August 1999, 17-22.
6 9 Organization for Economic Co - operation and Development, Employment Outlook (Paris: OECD, June 1999), 82-88.
70 OECD, Employment Outlook, July 1997, 77; см. также: Stephen J. Davis and Magnus Henrekson, Wage - Setting Institutions as Industrial Policy, National Bureau of Economic Research Working Paper no. 7502, January 2000.
71 OECD, Employment Outlook, June 1999, 82-88.
72 Ibid., 106.
73 Ibid., 100-105.
74 Ibid. ,96.
75 Martin Neil Baily, Economic Perspectives on Job Creation: Lessons for Europe (доклад представлен на Стокгольмской конференции по вопросам создания новых рабочих мест и политики занятости, Стокгольм, Швеция, 29 мая 1997 г.).
76 Oliver Blanchard, Dutch Lessons for EU Partners, The Irish Times, August 11, 2000.



Содержание раздела