d9e5a92d

Система частной собственности основная гарантия свободы.


Экономическая свобода у Хайека это прежде всего индивидуальная свобода каждого отдельного человека с тем единственным ограничением, которое не позволяет ему ограничивать индивидуальную свободу других людей. Основа экономической свободы состоит не в более или менее равномерном распределении материальных благ, осуществляемом государством и подчиняющим этим распределением отдельных индивидов, а в праве каждого отдельного человека свободно распоряжаться капиталом и своими способностями, что порождает риск и ответственность распорядителя.
Система частной собственности основная гарантия свободы. Пока контроль над собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти. Напротив, в обществе, где все планируется сверху, благосостояние каждого будет зависит не от него, а от решения высшего органа.
Альтернативой государственному регулированию служит конструкция спонтанного порядка. Хаек отказался от использования понятия экономического равновесия. Вместо него он использует некоторое приближение к экономическому равновесию, называемое порядком. Для поддержания порядка особенно важны два правила:

  • отказ от присвоения чужой собственности;
  • выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств.

Но при этом Хайек допускает значительно большую, чем традиционный либерализм, роль государства в экономике, прежде всего в отношении доли государственных расходов. Либерализм, по его мнению, состоит в обеспечении максимальной информационной прозрачности действий государства в экономике и политике, исключающей “приватизации” государства со стороны отдельных лиц или небольших групп, обладающей политической властью или властью богатства. В числе таких групп давления (лоббистов) могут быть профсоюзы, политические партии, промышленные концерны и банки.

Целью лоббистов является получение отдельных льгот и привелегий для своей группы. Это могут быть налоговые льготы, дотации из государственного бюджета и т.д. Во всех этих случях происходит перераспределение денежных, информационных и материальных ресурсов в пользу лоббистов.

Хайек доказывал, что групповой эгоизм (лоббирование групповых интересов) нарушает свободную конкуренцию и эффективность распределения ресурсов в экономике снижается.
Одновременно он отрицательно относился к чрезмерному вмешательству государства в экономику, прежде всего в процессы ценообразования. Государство, по его мнению должно в основном разрабатывать законодательные рамки функционирования конкурентного рынка.
Особенно резко он выступал против расширительного финанасирования растущего бюджетного дифицита. Более того, в монографии “Частные деньги” (1976) Хайек предложил отменить государственную монополию на выпуск денег. Деньги следует считать обычным коммерческим товаром, и они должны выпускаться частными эмитентами (коммерческими банками).

Конкурирующими между собой. Такая конкуренция “приведет к открытию еще неизвестных возможностей, заложенных в феномене денег”. Однако для этого конкуренция должна быть информационно прозрачной, и вся информация должна ежедневно публиковаться в финансовой прессе.

Главный вред от государственной монополии на эмиссию денег заключается в том, что она, благодаря чрезмерному росту денежной массы, искажается относительные цены и тем самым нарушает эффективность свободного рынка. [2, с.221].




2.4. М. Фридман
Мильтон Фридман родился в 1912 году, стал профессором Чикагского университета, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1076 года, сотрудник американского института Гувера. Фридман приверженец идеи свободы, исходящей из существования внутренней связи между свободой предпринимательства и свободой общества. Для умножения свободы нужно уменьшить роль государства. Его нельзя допускать к созданию богатства, регулированию объема производства, занятости и цен.

Единственное, что оно может и должно делать в экономике, - это регулирование количества денег в обращении.
Фридман полагает, что изменения в кредитно-денежной сфере оказывают решающее воздействие на экономическую коньюктуру. Уровень цен в экономике существенно зависит от предложения денег (монет, банкнот и чеков), и каждому значительному повышению уровня цен предшествует значительное изменение в темпе роста предложения денег. Поэтому правильным орудием экономического анализа служит количественная теория денег.
Оппоненты Фридмана утверждали, что в действительности он придерживается тезиса: только деньги имеют значение. На самом деле, уточняя свою точку зрения, Фридман утверждает, что деньги служат:

  • главной причиной изменения реального дохода в короткий период времени;
  • единственной причиной изменения номинального дохода в длительные периоды времени.

Долгосрочный экономический рост, напротив, определяется ресурсами, технологиями и предпочтениями потребителей.
По мнению Милтона Фридмана “Рынок является простым механизмом, который можно применить для достижения любого количества целей. В зависимости от метода его использования рынок может внести вклад в социальное и экономической развитие или воспрепятствовать ему. Каждое сообщество коммунистическое, социалистическое или капиталистическое, так или иначе, пользуется рынком. Существенным является вопрос о частной собственности.

Кто является участниками рынка, и от чьего лица они действуют? Возможно, что это правительственные бюрократы, действующие от лица государства. Или это индивидуумы, работающие сами на себя”. 3

3.Основные положения классического монетаризма
Монетаристы придают деньгам особое значение и считают, что именно денежное предложение составляет существенный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. По своим общим взглядам на экономику и ее развитие монетаристы близки к старой классической теории, они также считают, что именно рыночная конкуренция обеспечивает гибкость цен и ставок заработной платы, а изменение совокупных расходов непосредственно влияет на цены товаров и ресурсов, а не на реальный объем производства и занятости. Исходя из этого, монетаристы отвергают вмешательство государства в экономическую жизнь, и даже считают, что такое вмешательство скорее вредит обществу, чем приносит пользу.
Монетаристы, как и классики исходят из уравнения обмена:
М x V = P x y,
где М денежная масса, V скорость обращения денежной массы, P уровень цен, y реальный объем производства.
Поскольку произведение объема продукции на уровень цен, по которым продаются в среднем товары, составляют чистый национальный продукт (ЧНП), то скорость обращения денег определяется из уравнения обмена как частное от деления ЧНП на денежную массу.
Но взгляды монетаристов на роль денег и денежную теорию существенно отличаются от классических. Это заключается в следующем:

  • Во-первых, они считают, что скорость обращения денег является не постоянной, а переменной величиной. Классики же принимают эту скорость за постоянную величину. Монетаристы утверждают, что скорость обращения денег зависит от двух причин: процентной ставки и ожидаемого темпа инфляции.
  • Во-вторых, как показали исследования Фридмана и Анны Шварц, зависимость между изменением денежной массы и абсолютным уровнем цен имеет асимметричный характер, т.е. эти параметры не совпадают по времени. [6, с.250-251]

В основу монетаристких принципов регулирования экономики наряду с концепцией экономического цикла положены разработанные ими теории инфляции и безработицы. Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, монетаристы считают, что в основе ее развития лежат изменения в соответствии между находящейся в обращении денежной массой и реальной потребностью населения в денежных средствах, т.е. соотношение между предложением денег и спросом на них. Монетаристская теория инфляции и безработицы и связанные с ними рекомендации по регулированию экономики формировались как ответная реакция на кейнсианские аналоги. Монетаристы повергли критическому анализу концепцию кривых Филипса, в которой обосновывается взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных изменений уровня безработицы и темпа инфляции, необходимость краткосрочного регулирования.

Они выступают против этой концепции, признавая только краткосрочную связь уровня безработицы и темпа “непредвиденной” инфляции, являющейся результатом ошибочной экономической политики. Необходимость краткосрочного регулирования категорически отрицается. Кривые Филипса, считают монетаристы, не отражают стабильное соотношение и количественную зависимость между изменением безработицы и цен в длительном периоде или в условиях высокого уровня инфляции.

Следовательно, данная концепция не может быть использована государством в качестве эффективного инструмента прогнозирования и регулирования темпов инфляционного роста цен.
Монетаристы в своей концепции инфляции проводят различие между ожидаемой и непредвиденной инфляцией. Первая предполагает долгосрочный темп роста цен, соответствующий рациональным ожиданиям агентов хозяйственной системы применительно к изменению цен. Под рациональным ожиданием понимаются индивидуальные долгосрочные прогнозы динамики цен, которые используются для принятия рыночных решений о величине факторов производства.

В данном случае рационализм инфляционных ожиданий состоит в их адекватности установкам рационального поведения хозяйствующего индивида на рынке.



Содержание раздела