d9e5a92d

Социальная и региональная интеграция общества

В копенгагенской Декларации социального развития ООН, которую в 1995 году вместе со 116 государствами мира подписала и Латвия, было отмечено значение социального развития и благосостояния всех людей и эта цель была признана наиболее приоритетной.
В интересах латвийкого государства и развития народа Латвии обеспечение равных возможностей труда, доходов, социальной и культурной жизни для всех жителей Латвии. Такое общество должно опираться на уважение прав и свобод человека, культурных и религиозных различий, на соблюдение социальной справедливости. Особое внимание должно уделяться уменьшению опасности социальной отверженности в социально-демографических группах особого риска.

Недопустим такой поворот развития, когда в каком-либо регионе государства образуется нелояльная к Латвии община жителей.
I. Цели социальной и региональной интеграции общества.
- Социальная интеграция. Создать общество с равными возможностями для всех; увеличить возможности социального участия индивидов и групп жителей; обеспечить членам общества равные возможности доступа к общественным ресурсам и полноценной жизни; способствовать образованию среднего слоя общества.
- Региональная интеграция. Добиться возможно равноценных условий жизни и труда во всех регионах страны; сократить и устранить неблагоприятные региональные различия, способствуя сохранению благоприятных различий в области среды и культуры; содействовать регионально равномерной натурализации и интеграции лиц в совокупность граждан Латвии - народ Латвии, способствовать более тесному сплочению граждан Латвии нелатышского происхождения с латышским обществом.
II. Характеристика ситуации.

Проблемы.
1. Социальная интеграция.
Социальное развитие и развитие народа не всегда происходит равноценно и пропорционально экономическому росту. Во многих переходных странах, в том числе и в Латвии, наблюдается диспропорция социального и экономического развития.

Поэтому все больше внимания следует уделять структуре и качеству роста, чтобы благоприятствовать развитию народа, социальной интеграции, уменьшить бедность, защитить среду и обеспечить долгосрочное развитие общества.
Гармоничному развитию государства угрожает неравномерное распределение достижений экономического роста. Не сложился достаточно обширный и зажиточный средний слой общества.

Продолжается процесс отчуждения и расслоения жителей.
Снижение рождаемости, вступлений в брак и стабильности семей, а также прогнозируемой продолжительности жизни вызвало в обществе появление симптомов демографического кризиса. Естественный прирост жителей уже в течение длительного времени является отрицательным, что в совокупности с перевесом эмиграции над иммиграцией привело к сокращению общей численности населения государства и его регионов.
Весьма уверенно можно утверждать, что и в дальнейшем будет уменьшаться число и удельный вес детей и увеличиваться число и удельный вес стариков. Меньше станет женщин репродуктивного возраста, в связи с чем количество рожденных может стать еще меньше.

Средний возраст населения по-прежнему увеличивается.
Демографическая тенденция старения будет побуждать уделять больше внимания таким социальным вопросам, как переквалификация и образование на протяжении всей жизни, забота о здоровье пожилых людей, социальное обеспечение и др.. В демографическом развитии в дальнейшем все большее значение будут иметь не количественные аспекты, а качество жизни.
Социальную интеграцию ограничивают следующие основные факторы:
- бедность,
- безработица,
- недостаточное образование и нехватка информации,
- слабая социальная мобильность,
- несовершенство системы социального обеспечения.
В этой связи необходимо отметить следующие главные проблемы социального развития:
- усиление социальной поляризации, что вызвано в основном неравенством доходов и распространением бедности;
- чрезмерно широкое распространение случаев неестественной и насильственной смерти;
- маргинализация людей, семей и социальных групп;
- распространение насилия, в том числе и в средствах массовой информации;
- рост числа нищих, бездомных, а также уличных детей;
- распространенность алкоголизма как выхода из продолжительного негативного стресса, рост употребления наркотиков и других вызывающих зависимость веществ.
Для многих социально-демографических групп общества характерен повышенный риск социальной отверженности. Им должно уделяться особое внимание в отношении социальной интеграции.

Такими группами являются, например, сироты; семьи риска и кризисные, в том числе и многодетные, семьи; безработные; бездомные люди; люди, живущие в нищете; освобожденные из мест заключения; люди с нарушениями душевного развития; люди с особыми потребностями; люди предпенсионного возраста и старики и др..


Бедность и дифференциация доходов. Бедность является главным фактором, ограничивающим социальную интеграцию.

В ней фокусируются все остальные факторы риска. Материальное благосостояние или его отсутствие определяет качество употребляемой пищи, одежды, жилища, а вместе с тем и состояние здоровья, образование, а также возможности участия в жизни общества и социальную мобильность.
Бедность и социальная отверженность тесно взаимосвязаны. С распространением бедности нарастает и социальная отверженность в обществе.

Этому способствует безработица и низкая оплата труда.
Низкая заработная плата выгодна для стабилизации макроэкономической ситуации, однако она оказывает негативное влияние на образ жизни людей, их здоровье и социальную защищенность, что влияет также на качество жизни будущих поколений. Согласно данным социологических исследований, примерно 40% детей в Латвии живут в семьях, в которых доход на одного члена семьи менее 28 латов.
В обществе, в котором много лиц с необеспеченными основными потребностями и доминирующим является слой бедных, неизбежно процветают асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, самоубийства, преступность, проституция и др.).
Социальной проблемой становится регионализация бедности. В Риге и окружающих её районах относительный уровень бедности ниже среднего по стране. Разница в уровне жизни и возможностей зависит от того, где живет человек.

Чем больше город, тем меньше риск бедности.
Некоторые группы подвергнуты риску бедности в большей степени, чем в среднем: домашние хозяйства, в которых трое и более детей; домашние хозяйства, в которых кормилец молод, с низким уровнем образования или безработный; домашние хозяйства, зависящие главным образом от сельскохозяйственных доходов и социальных платежей (исключая пенсии).
Бедные семьи часто исключаются из социальных контактов, культурных мероприятий, получения хорошего образования, качественной охраны здоровья и т.п. В таких семьях реже отмечаются праздники, не рождаются полноценные семейные традиции.

У членов бедных семей более слабое самосознание, чаще бывает депрессивное настроение, нередко для этих семей характерна преемственность бедности из поколения в поколение.
Безработица. Одной из главных причин бедности и фактором, ограничивающим социальную интеграцию, является безработица. Для Латвии характерна структурная безработица, порожденная структурными преобразованиями народного хозяйства после восстановления независимости. В результате ликвидации многих предприятий понизился спрос на рабочую силу.

В настоящее время в качестве безработного зарегистрирован каждый десятый экономически активный житель.
В стране много людей, не имеющих работы, они ее ищут и готовы начать работать, однако не зарегистрированы в качестве безработных. Реальный удельный вес ищущих работу среди экономически активных жителей в три раза превышает уровень зарегистрированной безработицы.

Удельный вес ищущих работу женщин больше, чем мужчин. В городах он выше по сравнению с сельской местностью.
Часть людей, потерявших надежду найти работу и отказавшихся от активных ее поисков, считается экономически неактивной. Одна из главных причин безработицы - отсутствие опыта и профессиональное несоответствие требованиям работодателя.

Ищущие работу, не имея опыта, - это, в основном, лица, прекратившие трудовую деятельность три или более лет тому назад, а также молодежь после окончания учебного заведения или прервавшая учебу.
Существует и группа работающих, но бедных жителей, чья заработная плата очень низка. На это влияет низкий уровень минимальной заработной платы в стране, практика выплаты зарплаты в конверте, высокий удельный вес малопродуктивного труда, особенно в сельском хозяйстве. Эта группа создает альтернативу безработице.

Бедные домашние хозяйства страдают по причине многих факторов: низкой экономической активности, того, что лишь небольшой процент экономически активных членов домашнего хозяйства имеет работу, зачастую она низкоквалифицированная и низкооплачиваемая.
Образование, возраст, пол - важные факторы, определяющие успех на рынке труда. Люди с низким уровнем образования и большая часть молодежи отстают на рынке труда от остальных социальных групп. Молодежь получает и более низкую заработную плату.

У женщин уровень участия в рынке труда низок, ниже заработная плата, и они выполняют более неквалифицированную работу.
Особую проблемную группу составляют долгосрочные безработные. Существует большое расхождение в занятости между городом и деревней.

В городах безработица выше, но деревня беднее города, так как на селе ниже заработная плата, ниже качество занятости, выше частота занятости неполный рабочий день.
Политика занятости осуществляется в едином комплексе с другими мероприятиями экономической политики. Новые рабочие места создаются при помощи определенных мероприятий в таких сферах, как приватизация, развитие малого и среднего бизнеса, содействие предпринимательской деятельности, стимулирование экспорта, сбалансирование регионального развития и т.п.

Среднесрочная стратегия экономического развития Латвии предусматривает, что комплекс вышеназванных и других мероприятий позволит снизить безработицу, и до 2003 года она снизится, однако сохранится в пределах 8%.
Недостаточное образование и нехватка информации как фактор, ограничивающий_социальную_интеграцию. Доступность образования и информации или ее дефицит в большой степени определяет распределение доходов, социальную отверженность, ее краткосрочность или необратимость.

В наши дни информация и образование стали значительным фактором не только в развитии производственных технологий, но и в формировании социальной иерархии общества, предпосылкой мобильности отдельных индивидов и социальных групп.
В 90-х годах увеличилось неравенство в доступности образования и информации, особенно для взрослого населения. Рост общего объема информации не исключает существования отдельных индивидов и социальных групп, мало или очень мало использующих информацию и не мотивированных пополнять знания и учиться.
Образование все больше связано с общественным положением человека, а особенно с местом работы. В зависимости от места работы и срока трудового договора работающие имеют разные возможности получения информации и профессионального роста.

Лучшие возможности у ведущих специалистов больших предприятий и государственных учреждений, меньшие - у занятых на ограниченный срок, еще меньшие - у частично занятых и безработных.
В информациионном обществе основные риски, связанные с образованием, таковы:
1) недостаток умения ориентироваться в потоках
информации, быстро получать необходимую информацию, оценивать ее достоверность;
2) неумение учиться;
3) недостаток информации, способствующей связи жителя с обществом и государством, пониманию прав человека, его обязанностей и возможностей в обществе;
4) отсутствие информации и просвещения о социальной самопомощи и выживании, особенно в кризисных ситуациях;
5) отрыв образовательных учреждений от нужд образования, вызванных развитием общества и рыночным спросом;
6) несоответствие образовательной политики нуждам различных групп жителей, в том числе умственно отсталых людей, людей с особыми потребностями, людей в местах заключения и др.
Несовершенство системы социальной безопасности. Развитое, интегрированное общество характеризуется достаточно большим и стабильным средним слоем с широкими возможностями горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

Социальная мобильность проявляется в смене социального статуса отдельных лиц или групп. В Латвии в 90-х годах доминирующей была тенденция понижения социального статуса. В результате этого сложилась новая социальная иерархия с резкими различиями между богатыми и бедными. Началось размежевание социальных слоев.

Это тяжело коснулось семей с детьми, молодежи, людей старше 45 лет, женщин, жителей с низким уровнем общего и профессионального образования, лиц с проблемами здоровья, отдельных профессиональных групп (учителей, медицинских работников, инженеров и др.).
В то время, когда очень большая часть населения перемещается в социальной иерархии вниз, как для отдельных людей, так и для социальных групп характерны трудности идентификации нового социального статуса. Приходится радикально менять образ жизни, профессию, сокращать потребности, оценивать приоритетность ценностей.

В этой ситуации решающее значение имеет вера человека в собственные силы и силы ближних, а также в поддержку общества.
Государством утверждены принципы системы социальной безопасности, целью которой является обеспечить всем жителям государства минимальный уровень социальной безопасности, распределяя права государства и личности таким образом, что увеличивается роль индивида в социальной защите себя и своей семьи. Это иногда приводит к непониманию политики государства, поскольку существует противоречие между принятием ответственности и неравными возможностями осуществить это.

Индивид также должен взять на себя ответственность в сфере своей социальной безопасности. И получающие трудовые доходы, и получающие услуги социального страхования вынуждены обращаться за поддержкой в систему социальной помощи, цель которой - увеличить социальную безопасность и защиту жителям, находящимся в кризисной ситувции.
Сеть услуг социальной безопасности еще не полностью развита, чтобы покрыть все социальные риски. Многие группы населения живут практически без доходов социального страхования, а пособия социальной помощи могут покрыть только самые минимальные жизненные потребности.

Еще существует возможность отверженности из-за чрезмерно большой бюрократии, а также недостатка ресурсов и информации.
Нынешняя система социальной помощи неспособна удовлетворить все неотложные нужды людей и семей, попавших в кризисную ситуацию. Тому есть несколько причин: слишком много людей с крайне низкими доходами, относительно велико число тех лиц, которым необходимы услуги по уходу и социальной реабилитации. Не найдены методы, которые не допускали бы пребывание некоторых людей вне сети социальной безопасности.

Все более значимым в системе социальной безопасности становится сотрудничество между государственными институциями, самоуправлениями, негосударственными организациями и частным сектором.
2. Региональная интеграция
В Концепции регионального развития регион определяется как относительно однородная часть территории Латвии (совокупность волостей или городов, район или совокупность районов), которую объединяют определенные признаки или общие проблемы.
Формирование региональных различий Латвии определил как ее исторический этнический состав (латгалы, курши, сели, ливы и др.), так и исторические обстоятельства (принадлежность отдельных областей разным государствам и различным религиозным конфессиям) и развитие народного хозяйства.
На формирование регионов повлияли и миграционные процессы, особенно в Латгале и крупных городах, существовавшие как во времена царской России, так и в годы советской оккупации. Это отражается в различном национальном составе населения регионов. Конфессиональный состав Латвии также значительно различается.

Протестанты (лютеране, баптисты, адвентисты, методисты) живут, в основном, в Курземе, Земгале, Видземе, католики, православные и старообрядцы - в Латгале. В Видземе и поныне сохранилась община православных латышей.
В регионах Латвии сложились существенные различия в образе жизни и возможностях хозяйственной деятельности. Они проявляются в неравномерном экономическом развитии и хозяйственной активности территорий, в различном уровне занятости и, соответственно, безработицы, в уровне доходов населения, в условиях социальной и культурной жизни.
Не все региональные различия следует считать недостатком. Наблюдающиеся в различных краях различия в культуре, языке, традициях латышей расцениваются как богатство нашего народа и Латвии.

К таковым относится, к примеру, латгальская и ливская идентичность, старообрядцы.
Региональная интеграция неграждан. Около 80% всех неграждан проживают в крупных городах - в Риге, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпилсе, Резекне, Елгаве, Юрмале и в Рижском районе.

Именно эти города больше всего затронула иммиграция из СССР в советское время. В то же время в Латгале, несмотря на большой удельный вес населения славянского происхождения, наиболее значительная часть жителей -граждане Латвии. В отличие от села и мапеньких городов, где наблюдается интеграция лиц иной национальности в латышское общество, в крупных городах сформировалась нелатышская община (преимущественно из жителей славянского происхождения), контакты которой с латышской средой и средствами массовой информации на латышском языке зачастую ограничены. Относительно замкнутая нелатышская община вне больших городов сложилась и в некоторых сельских местностях Латгале.

Важнейшим фактором интеграции в этих случаях могла бы быть школа, которая сближала бы учащихся иной национальности с латышским языком и культурой.
Другие проживающие в Латвии национальные меньшинства концентрируются в определенных регионах (литовцы - на пограничье с Литвой, цыгане - в Курземе, поляки - в Латгале). Как показывают исследования, степень интеграции этих групп жителей значительно выше, чем у жителей русского, белорусского и украинского происхождения.
Народное хозяйство и социальная сфера. Восстановление независимости Латвии, переход к рыночному хозяйству, возобновление прав собственности и приватизация связаны с глубокими переменами в структуре народного хозяйства.

У этого есть и отрицательные региональные последствия.
Важнейшие причины неравномерного экономического развития регионов - разная отдаленность от рынков и транспортных магистралей и связанные с этим коммуникационные и транспортные расходы, различный уровень развития инфрастуктуры, наследие плановой экономики, отличающийся уровень многообразия хозяйственной жизни, демографическая структура населения и уровень образования.
Большая часть инфраструктуры, интеллектуального и финансового потенциала и возможностей его использования концентрируется сейчас в Риге и еще нескольких крупнейших городах Латвии. Следствием этого является диспропорция в темпах и возможностях развития между крупнейшими городами и сельскими областями. Это проявляется в уровне безработицы и доходов, национального продукта на душу населения и инвестиций.

Несмотря на то, что в качестве депрессивного региона обычно прежде всего упоминается Латгале, и в других сельских регионах Латвии, особенно в Селии, Видземе, а также отдельных областях Земгале и Курземе, положение тяжелое.
В Латвии продолжают создаваться эффективные, конкурентоспособные крестьянские хозяйства, увеличиваются обрабатываемые ими земельные площади. С развитием сельскохозяйственного производства неизбежно снизится число занятых в сельском хозяйстве.

Поскольку не у всех ныне живущих на селе будет возможность найти работу в сельском хозяйстве в будущем, в государственной политике особенно важно соединить мероприятия по регулированию рынка с непосредственной поддержкой изменения хозяйственной структуры села расширением возможностей выбора работы для жителей села и малых городов.
В настоящее время успехи в осуществлении региональной политики невелики, по сравнению с заметными переменами в структуре народного хозяйства в последнее десятилетие. В свою очередь, учитывая возможности самих регионов, не хватает сильных региональных структур, развивающих процессы снизу.

В результате этого отрицательные различия всё ещё усиливаются и, при миграции рабочей силы и капитала в более развитые регионы страны, менее развитые регионы только своими силами уже не могут сконцентрировать местные человеческие и технические ресурсы для использования преимуществ региона и его развития.
Психологические аспекты. Исследования свидетельствуют не только о серьезных хозяйственных и социальных, но и о психологических проблемах на селе и в малых городах Латвии.

Людям трудно приспособиться к новым обстоятельствам, многие не могут вырваться из полунатурального хозяйствования, складывается так называемый порочный круг нищеты: низкий уровень доходов - низкий уровень сбережений - низкий уровень потребления - низкий уровень капиталовложений и низкие инвестиции в человеческий капитал -низкий уровень образования - низкая производительность труда -низкий уровень доходов.
Латышская интеллигенция, особенно писатели, в годы советской оккупации идеализировала сельскую жизнь, ибо деревня в ту пору была главной хранительницей латышской идентичности. Возвращение имущества на селе зачастую имело именно эмоциональное, этическое, а не хозяйственное основание. Среди части общества все еще распространено мнение, будто именно сельское хозяйство - наиболее характерное и подходящее для латышей занятие, в отличие от людей других национальностей. Отсюда наблюдаемое подчас противопоставление города и деревни в этическом измерении.

Подобные воззрения противодействуют интеграционным процессам.
Возможная опасность. В каждом государстве имеются объективные обстоятельства, делающие отдельные регионы более конкурентоспособными, чем другие, поэтому региональные проблемы, даже несмотря на целенаправленную работу по устранению региональных различий, существуют во всех странах.
Проблема Латвии в том, что в экономически более успешных городах живут в основном граждане или неграждане нелатышского происхождения, тогда как в депрессивных сельских регионах - латыши или граждане-нелатыши (в Латгале). Экономические отношения между селом и городом далее могут проецироваться как отношения латышское село и нелатышские города, включающие связанное с этой проблемой этническое и политическое противопоставление.
Отрасли народного хозяйства Латвии все еще различаются по национальной структуре занятого в них населения. Значительное число занятых в народном хозяйстве работает в сельском хозяйстве, причем подавляющую их часть составляют латыши. До сих пор ощутимы последствия культивировавшейся в годы оккупации деформации структуры профессий, когда латыши вытеснялись из таких важных народнохозяйственных отраслей, как железная дорога, судоходство и авиация.

В системе образования эти профессии также можно было освоить лишь на русском языке. После восстановления независимости эта диспропорция постепенно исчезает.
III. Основные направления действий
1. Социальная интеграция
Содействие занятости. При осуществлении Государственной среднесрочной экономической стратегии для присоединения к ЕС необходимо способствовать занятости в соответствии с целями и задачами, выдвинутыми в концепции О содействии занятости в государстве, определяя это как одну из основных задач экономической и социальной политики, особое внимание уделяя решениям проблем в связи с длительно безработными, безработицей среди молодежи, женщинами.

Необходимо создавать среду, способствующую малому и среднему бизнесу, чтобы увеличить число более высоко оплачиваемых рабочих мест.
Ограничение бедности. Способствовать ограничению бедности в соответствии с концепцией Разработка рекомендаций по уменьшению бедности и концептуальным вопросом о стабилизации доходов нуждающегося населения.

Содействовать получению одинакового вознаграждения за одинаковый труд. Регулярно повышать минимальную заработную плату соответственно прожиточному минимуму.

Укреплять роль социальных партнеров и коллективных трудовых договоров. Улучшить администрирование социального и других налогов.
Развитие образования. Укреплять связи между образованием и рынком труда.

Содействовать дальнейшему образованию малообразованных, в том числе - образованию взрослых. Сбалансировать развитие профессионального образования с потребностями рынка труда.
Активизация демографической политики. Развивая и совершенствуя Национальную программу Население Латвии и Программу мероприятий по улучшению демографической ситуации, активизировать демографическую политику в стране. Укреплять семью, обеспечивая ей большую поддержку в соответствии с целями и задачами концепции Государственная поддержка семьям.

Совершенствовать систему государственных социальных пособий для семей, имеющих детей, сближая пособия с минимальной заработной платой. Способствовать образованию организаций семейного отдыха и туризма, особое внимание уделяя семьям с детьми.

Побуждать к диалогу между поколениями, способствуя пропорциональному вкладу людей всех возрастных групп в формирование гармоничного общества.
Содействие сотрудничеству между секторами. Повысить роль самоуправлений, негосударственных организаций и частного сектора в решении социальных проблем. Социальные услуги приблизить к месту жительства. Соблюдать принципы своевременности и доступности этих услуг.

Совершенствовать администрирование социальных услуг, уменьшить бюрократию.
2. Региональная интеграция
После создания Министерства охраны среды и регионального развития (в 1993 году) в Латвии была начата целенаправленная разработка и осуществление государственной региональной политики. Разработана и утверждена Кабинетом Министров Концепция регионального развития (в 1996 году), Проект содействия региональному развитию экономики (в 1996 году), а также Программа развития латвийского села (1998 г.).

Для внедрения в отдельных регионах страны (районы, волости) конкретных, поддержанных государством проектов развития Сейм ЛР в 1997 году принял закон Об особо поддерживаемых регионах, а для обеспечения выполнения этого закона приняты некоторые правила Кабинета Министров. Определены особо поддерживаемые регионы, сформирован и начал свою деятельность Совет по региональному развитию, Региональный фонд и его исполнительный орган - бесприбыльная организация
государственное общество с ограниченной ответственностью Развитие регионов, оказывающий финансовую поддержку конкретным проектам развития самоуправлений и предпринимательских обществ.
Для уменьшения региональных различий необходима согласованная и целенаправленная деятельность государства и самоуправлений с привлечением по необходимости к этой работе также негосударственных организаций и международной помощи. Важнейшие направления политики развития регионов Латвии в соответствии с Концепцией регионального развития, Программой развития латвийского села,
Стратегической программой развития образования и другими документами таковы:
- Целенаправленные вложения в развитие инфраструктуры, поощряющие тем самым частные инвестиции и повышающие ценность собственности в регионах; согласование программы государственных инвестиций с целями политики регионального развития.
- Сочетание мероприятий по регулированию рынка (субсидии для сельского хозяйства, общественный транспорт и др.) с непосредственной поддержкой изменения хозяйственной структуры и увеличения многообразия экономики в сельских районах.
- Переквалификация рабочей силы в соответствии с изменением народнохозяйственной структуры; поддержка учебных центров переквалификации и для взрослых.
- Такое развитие системы сельских школ и школ малых городов, а также региональных вузов, кредитования студентов, чтобы учеба была доступна для любого молодого человека Латвии независимо от обеспеченности родителей.
- Совершенствование и расширение сети центров поддержки предпринимательской деятельности, сельскохозяйственных консультационных центров, а также центров образования взрослых.
- Развитие новых, еще мало известных в Латвии форм содействия предпринимательской деятельности - инновационных центров, технологических парков, бизнес- инкубаторов.
- Активизация осуществления межгосударственных проектов в развитии инфраструктуры и содействие сотрудничеству приграничных территорий с целью предотвращения экономической депрессивности приграничных регионов.
- Разработка и осуществление особой программы поддержки латышского образования в Латгальском регионе.
- Содействие государственной поддержке и поддержке самоуправлений в сохранении и развитии своеобразной культурной идентичности областей, в том числе - культурных инициатив латгальцев, ливов, селей и др. и поддержке программы Ливы в Латвии .
- Разработка специальных программ интеграции общества для крупнейших городов Латвии.
- Содействие региональной мобильности рабочей силы при помощи развития транспорта, рынка недвижимости и найма, распространения информации о свободных рабочих местах, ликвидации бюрократических преград (системы прописки и др.). В целях увеличения ликвидности рынка недвижимости необходимо ускорить приватизацию квартир и регистрацию собственности в Земельной книге.



Содержание раздела