d9e5a92d

Культура

Должна быть обеспечена доплата педагогам, включающимся в такие проекты сотрудничества.
Региональный подход. Для обеспечения осуществления реформы билингвального образования и стабильной среды латышского языка, необходимо разработать целевые программы для отдельных регионов страны, например, Латгале и больших городов ( Риги, Даугавпилса, Лиепаи, Вентспилса и др.).
Обеспечение учебными пособиями билингвального образования.
Обеспечить финансированием подготовку учебных пособий и приобретение их школами, осуществляющими реформу билингвального образования. Сейчас на средства ГПОЛЯ обеспечивается подготовка бесплатных учебников и методических пособий для школ с обучением на языках национальных меньшинств, процесс этот начался недавно: первые учебники (латышский язык для 8 и 9 класса) поступили в школы в 1997/98 учебном году.
Обеспечить замену библиотечных фондов в школах, осуществляющих образовательные программы национальных меньшинств, снабдив их как учебной, так и художественной и справочной литературой на латышском языке.
Обеспеченность местами в учреждениях дошкольного образования. Для содействия интеграции общества, социализации и подготовки детей к школе устранить очереди на места в учреждениях дошкольного образования.
Развитие системы оценки достижений образования.
Совершенствовать начатый в виде эксперимента централизованный экзамен по латышскому языку в средней школе, разработать регионально централизованный экзамен соответствующего уровня по латышскому языку для образовательных программ национальных меньшинств и по граждановедению для всех программ основного образования. Экзамен по истории следует сделать обязательным в конце основного и среднего образования, включая тематику по истории Латвии в содержание экзамена в качестве отдельного блока.

Продолжить работу над согласованием централизованных экзаменов с проверкой при натурализации и экзаменами государственной главной аттестационной комиссии.
Концептуальная и содержательная разработка единого цикла социальных_знаний. Необходимо устранить взаимную
несогласованность и фактологическую перенасыщенность стандартов учебных предметов, дублирование ( история, география, граждановедение, экономика и др.), а также несовершенства в процессе экзамена и оценки социальных умений, навыков, ценностной ориентации и т.п.. Необходимо обеспечить предложение программ для отдельного изучения истории Латвии и мировой истории.
Подготовка и дальнейшее образование квалифицированных педагогов по предметам цикла социальных знаний. Надлежит создать интегрированную учебную программу учителя социальных знаний в педагогических вузах.

При обучении педагогов необходимо обеспечить готовность молодых учителей к самостоятельной работе при достижении целей и задач, выдвинутых государственными стандартами, и постоянном совершенствовании содержания предметов, так как в социальных знаниях принципиально невозможно опираться на однажды полученные готовые знания и истины. Необходимо обеспечить педагогов-мультипликаторов по гражданскому образованию, содействуя скорейшему внедрению в школы нового учебного содержания и методики.
В учебные программы не только социальных знаний, но и остальных педагогов в качестве обязательных должны быть включены следующие учебные курсы: история Латвии и мировая история XX в., основы политики и гражданское воспитание, граждановедение.
Развивать диалог и укреплять сотрудничество между учителями предметов социальных знаний, обращая внимание на привлечение учителей, работающих в программах национальных меньшинств, способствовать созданию единой ассоциации учителей социальных знаний.
Подготовка качественных и современных учебных пособий для предметов цикла социальных знаний. Развивать методологию оценки учебных пособий, в первую очередь обратив внимание на содержание предметов социальных знаний и ценностную ориентацию; развивать новую методику разработки учебных пособий, включая в них интерактивное обучение, а также разрабатывая учебные пособия в электронном виде.

Соблюдать комплексный подход в разработке стандартов образования, образцовых программ и комплектов учебных пособий по истории и социальным знаниям. Поощрять использование учебников разных авторов в учебном процессе и возможность познакомиться с разными точками зрения на исторические процессы и их интерпретацию .
Увеличить финансирование в государственном бюджете на подготовку и приобретение учебных пособий, предусмотрев финансирование проектов развития на 1,5-2 года для подготовки учебного комплекта.
Концептуальная и содержательная разработка программы гражданского воспитания. Обобщить опыт наиболее активных школ и педагогов,создавая приемлемые для современного общества формы гражданского воспитания; способствовать участию детей и молодежи в осознании и решении проблем своей школы, самоуправления и общества в целом.


Профессиональное образование. Обеспечить дальнейшее образование педагогов, работающих в системе профессионального образования, и подготовку молодых педагогов для работы в обстоятельствах, когда профессиональное образование будет осуществляться на государственном языке.

Обеспечить подготовку на государственном языке необходимых для программ профессионального образования учебных пособий, развивать методику работы в программах профессионального образования.
Образование взрослых. Развивать программы обучения латышскому языку и гражданского образования в образовании взрослых, обеспечивая передачу таких программ по каналам национального радио и телевидения. Подготовить и издать компактную справочную литературу и учебные пособия по вопросам истории, культуры, конституционно-политического устройства Латвии и демократии.

Способствовать подготовке и дальнейшему образованию учителей для образования взросдых.
Обеспечение участия национальных меньшинств. Способствовать участию национальных меньшинств в разработке и развитии образовательных программ, в осуществлении реформы билингвального образования, содействуя развитию структур демократического самоуправления в школах.

В рамках гражданского образования развивать навыки представительской демократии, в случае необходимости приходя к соглашению о формализованном участии.
2. Язык
Юридическое обеспечение функций языка. Необходимо юридическое обеспечение функций языка в соответствии с международными документами, обязательными для Латвии.

Надлежит совершенствовать законодательство в области языка и прав культурной автономии национальных меньшинств, а также положения, правила и инструкции для упорядочения лингвистической среды. Необходимо способствовать участию общества в разработке и обсуждении законов.

Законодательство должно обеспечить возможность употребления государственного языка в сфере публичного общения на всей территории государства, одновременно гарантируя национальным меньшинствам возможность поддерживать свой язык и употреблять его в соответствии с законодательством Латвии. Это помогло бы достичь равновесия и стабилизировать отношения между государственным языком и языками национальных меньшинств.

Если такое равновесие будет достигнуто, в людях уменьшится чувство неуверенности, а вместе с тем уменьшится и взаимное недоверие.
Латышский язык как средство интеграции. Латышскому языку как средству_интеграции должны быть обеспечены возможности адекватного выражения совершенно во всех сферах жизни общества.

Следует расширять издание находящегося в распоряжении пользователя латышского языка информативного материала - словарей, грамматик, справочников и т.п., а также научно-популярной лингвистической литературы.
Расширение сети общения. Надлежит расширить возможности общения. Необходимо использовать все возможности расширения сети общения на латышском языке, создавая контакты между людьми, говорящими на разных языках, в профессиональных организациях, обществах по интересам, НГО, спорте и других сферах для того, чтобы дать возможность использовать латышский язык в естественной, соответствующей интересам людей среде. Для поощрения интереса надо использовать положительные стимулы, популяризировать перспективные идеи и достижения.

Это помогло бы наряду с юридической и экономической мотивацией укреплять и другие виды мотивации в усвоении языка.
В укреплении положения латышского языка должно участвовать и чувствовать за это ответственность каждое министерство, каждое государственное учреждение и самоуправление, а также негосударственные организации и общество в целом.
3. Культура
Уточнение и расширение прав в области культуры. Разработать законы О национально-культурном наследии, О народном искусстве и другие законопроекты, способствующие развитию культуры.

Совершенствовать законодательство о правах культурной автономии национальных меньшинств Латвии. Права культурной автономии национальных меньшинств смогут осуществлять такие культурные общества, ассоциации и объединения, которыми будут руководить энтузиасты своей культуры и люди, связанные с народом Латвии.

Эти организации будут способствовать освоению латышского языка, ознакомлению своих земляков с ценностями культуры Латвии, с ее историческими традициями межэтнического согласия, терпимости, умения уживаться, с историей и культурой своего национального меньшинства. Государство и центры НГО должны помогать национально-культурным обществам и ассоциациям, способствующим интеграции общества.
Улучшение финансирования культуры. Разработать новые формы финансирования культурной деятельности и определить критерии, обеспечивающие благоприятные условия для диалога культур, его понимания и развития. Разработать стратегию развития культуры национальных меньшинств и увеличить финансирование важнейших культурных мероприятий национальных меньшинств Латвии.

Поощрять в финансовом отношении культурные инициативы волостей, краев, микрорайонов городов, расширяющие культурные контакты между социальными и этническими группами. Поддерживать общие культурные проекты латышей и национальных меньшинств; местные программы и проекты развития культуры; совместные международные проекты на уровне государства, городов, краев, волостей.
Обеспечить дотации на бесплатные билеты для школьников Латвии для популяризации достижений визуального искусства (включая дотирование бесплатных билетов в музеи для школьников); разработать мероприятия, способствующие формированию представления населения о визуальном искусстве Латвии; а также расширять возможности молодых людей всех национальностей учиться в художественных школах и колледжах; оценить роль и возможности театра и кино в области повышения национального самосознания и содействия процессу интеграции общества.
Оказывать финансовую поддержку культурно-просветительской деятельности, адресованной взрослым (лекции, курсы, бесплатные мероприятия), культурно-историческим исследованиям и публикациям, а также сохранению и популяризации архивных, библиотечных и музейных ценностей, подготовке и публикации энциклопедических изданий.
Расширение информации о культурной жизни. Обращать внимание прессы, радио, телевидения, книжных издательств на культурную деятельность латышей и национальных меньшинств, их взаимодействие.

На телевидении делать регулярные передачи о культурной активности национальных меньшинств, знакомя общество с наиболее известными представителями культуры национальных меньшинств. Делать на телевидении тематические передачи на русском языке о латышской культуре.

Министерству культуры необходимо содействовать встречам и публичным диалогам о вопросах культуры творческих работников, художников, писателей, ученых и педагогов, а также совместные летние лагеря для активистов культуры разных национальностей, особенно молодежи; шире поддерживать подготовку на телевидении и радио передач о культуре, посвященных национальным меньшинствам.
Поддерживать государственным финансированием перевод и публикацию произведений латышских авторов на языках национальных меньшинств, обратив особое внимание на детскую литературу; школьным библиотекам обеспечить возможность покупать культурно ориентированные книги, приоритетно поддерживая библиотеки сельских школ и школ малых городов; обеспечить для публичных библиотек возможность закупать книги, расширяющие представление населения о культуре Латвии; разработать концепцию распространения культурной информации с помощью средств электронной связи, поощрять культурные проекты интернета.
Расширение диалога культур. Способствовать организации мероприятий, позволяющих представителям национальных меньшинств активнее включаться в культурные инициативы самодеятельности; поддерживать дни национальных меньшинств в Риге и других городах, где может восстановиться культурная жизнь этих меньшинств; поддерживать мероприятия, расширяющие компетенцию людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, в области ценностей культуры латышского народа и представление латышей о культурных ценностях проживающих в Латвии национальных меньшинств.
Поддержать участие Латвии в культурных программах ЕС и СЕ, популяризации ценностей культуры европейских стран.



Содержание раздела