d9e5a92d

Гражданское участие и политическая интеграция

Интеграция общества не будет удачной, если она будет направлена только сверху, без активного гражданского участия снизу. Активное гражданское участие в общественно-политической жизни способствует необратимости интеграции и её соответствию интересам большинства народа, оно сплачивает жителей Латвии и укрепляет демократию.

За годы независимости в Латвии принципиально увеличились возможности участия граждан в государственной и общественной жизни. Однако для достижения еще более активного участия населения в общественных процессах, следует преодолеть различные предрассудки, пассивность, отсутствие веры в собственные возможности. Слепое послушание населения государственным учреждениям культивировалось при советском строе.

В то время государственные учреждения были идеологизированы и возможности участия жителей в решении различных важных вопросов были невелики.
В современной Латвии, в условиях демократического управления государством и обществом, созданы предпосылки для представительства интересов жителей и групп населения, остаётся лишь осознать свои интересы, найти мотивацию к действию и выбрать наиболее подходящий способ участия. Для части жителей Латвии гражданское участие и политическая интеграция станут возможными, если улучшится их материальное положение и связанное с ним чувство социальной безопасности.

Однако один лишь расцвет народного хозяйства не обеспечит усиления участия, если одновременно не будут проводиться и другие мероприятия для сближения жителей Латвии с государством.
Политическая интеграция означает сближение социально -политических ценностей, интересов и целей жителей. Этому способствует укрепление гражданского участия.

Демократическая политическая интеграция осуществляется на основе парламентарного строя в соответствии с ценностями лояльности и независимого государства; она происходит, когда партии, представленные в Сейме и правительстве, используют и укрепляют в своей деятельности демократические методы действий, когда негосударственные организации развивают характерные для демократии способы влияния на процесс принятия решений, когда индивиды осваивают навыки и умения, необходимые для демократии.
Для содействия подобному сближению государство должно способствовать информированности и просвещенности жителей Латвии о ходе политических процессов в стране, о государстве и его истории, о своих правах и возможностях участия. Одновременно государство должно создать среду, проявляющую патриотизм народа и потенциал участия в гражданском обществе - в негосударственных организациях, политических партиях, ходе выборов, процессе натурализации и т.п.
Одним из самых доступных путей, чтобы индивиду обеспечить своё участие в обшественной жизни, является деятельность в негосударственных организациях (НГО). Широкая система НГО в стране и целенаправленная её деятельность способствует образованию гражданского общества и укрепляет, с одной стороны, связи между индивидами и группами, с другой, связи между индивидом или группой и государством.

Именно участие в работе негосударственных организаций, в политических процессах, в принятии общественно важных решений может укрепить чувство принадлежности к Латвии членов общества независимо от принадлежности к различным социальным, этническим, религиозным и лингвистическим группам или другим различиям.
В эпоху современных технологий гражданское участие возможно и в том случае, если гражданин находится за пределами своего государства. Эти возможности нужно использовать чтобы привлечь к гражданскому участию латышей и граждан ЛР, живущих за рубежом.
На интеграцию общества влияет межгосударственная миграция -выезд людей из Латвии и въезд в нашу страну. Восстановление независимости латвийского государства открыло возможность возвращения на родину соотечественников, живущих за границей, -начался процесс репатриации.

Нужно помочь людям, возвращающимся в Латвию, интегрироваться в нашу страну.
Латвийское государство заинтересовано поддерживать контакты и с людьми других национальностей, которые, уехав из Латвии, желают сотрудничать и сохранять контакты с нашим государством. В соответствии с духом многих международных документов по правам человека следует поддерживать желание национальных меньшинств Латвии сотрудничать со своей этнической родиной и со своими земляками в других странах.
I. Цели гражданского участия и политической интеграции.
- Гражданское участие. Укреплять политическую интеграцию и активное участие жителей Латвии в парламентарной демократии на всех уровнях власти; преодолеть отчужденность жителей Латвии от институций государства и самоуправления при помощи диалога между индивидом, обществом и государством; повысить престиж гражданства Латвии созданием доброжелательного отношения к процессу получения гражданства.


- Негосударственные организации. Содействовать гражданскому участию - включению индивида в жизнь общества и государства -поддержкой образования и деятельности негосударственных организаций и содействием вовлечению индивидов в работу НГО; укреплять связи а) между индивидами и общественными группами и б) между индивидами/общественными группами и государством.
- Репатриация, миграция и сотрудничество с зарубежными соотечественниками. Разработать единую систему оказания помощи в возвращении на родину любому латышу и гражданину ЛР, желающему этого, и содействия его интеграции в общество Латвии; создать систему поддержки и укрепления сотрудничества с зарубежными соотечественниками; оказывать помощь тем людям, которые после восстановления государственной независимости не желают интегрироваться в общество Латвии и думают о возвращения на этническую родину и жизни в другой стране.
II. Характеристика ситуации, проблемы.
1. Участие
Устойчивость участия избирателей. Участие в выборах является наиболее распространенным видом политического участия. До сих пор участие народа в выборах Сейма было высоким: в выборах 5 Сейма участвовало 89,9% имеющих право голоса, в выборах 6 Сейма - 71,9% и в выборах 7 Сейма - 71,9% избирателей.

На выборах самоуправлений эта активность была значительно ниже: 58,5% имеющих право голоса в 1994 году и 56,8% имеющих право голоса в 1997 году.
Результаты референдума 3 октября 1998 года о поправках в Законе о гражданстве были приняты как подтверждение доверия лицам, не являющимся ещё гражданами Латвии. Это способствовало уменьшению духа недоверия в обществе и служит одной из предпосылок интеграции общества.
Нужно отметить, что из общего числа избирателей примерно 24% составляют граждане других национальностей. Результаты выборов показывают, что эти граждане ЛР поддерживают различные партии и политические объединения.
Виды участия, отличающиеся от выборов. Как свидетельствуют наблюдения и социологические исследования, активность гражданского участия резко снизилась сразу после восстановления государственной независимости, но в последние годы снова постепенно растет.

Это относится как к различным политическим действиям (в поиске контактов с должностными лицами государства или с представителями средств массовой информации для решения какого-либо политического вопроса, в участии в акциях протеста и т.п.), так и к включению в работу негосударственных организаций.
Отчужденность от государства и индивидуализм в обществе. Как свидетельствуют социологические опросы, жители Латвии ожидают многого от государства, но вместе с тем и не доверяют государственным институциям, воспринимают их чуждыми и недоступными. Это недоверие и отчужденность частично унаследованы от советских времен, а также связаны с объективными социально-экономическими и политическими трудностями после восстановления государственной независимости.

Несмотря на смену правительств и тенденции развития народного хозяйства, эта отчужденность после восстановления независимости, к сожалению, была весьма устойчивой. До сих пор в обществе доминирует точка зрения они и я.
Жители Латвии не верят, что их участие в политических процессах может иметь значение, они имеют сравнительно низкую самооценку. Согласно результатам опроса Балтийского дома данных 1997 - 1998 г., 66% жителей Латвии считают, что в политических вопросах они ориентируются хуже сограждан.

Лишь 27% жителей верят, что публичный протест (например, пикет) может повлиять на принятие решения, и лишь 14% жителей готовы сами принять участие в такого рода действиях. Граждане не доверяют депутатам и государственным институциям.

Только 8% жителей верят, что избранные ими депутаты будут выполнять предвыборные обещания, и только 20% доверяют государственным чиновникам и чиновникам самоуправлений. Большинство жителей Латвии в проблемных ситуациях рассчитывают только на себя или на близких.

40% жителей Латвии верят, что в сотрудничестве можно защитить общие интересы, но лишь 24% считают, что можно доверять согражданам.
Присвоение гражданства - важный элемент интеграции общества. Гражданство является как предпосылкой для осуществления других политических действий (прав), так и важной юридической связью между государством и личностью, включающей верность гражданина своему государству, а также обязанности по отношению к государству.

Только граждане имеют право участвовать в выборах и референдуме.
По историческим, политическим и юридическим причинам Латвия среди других европейских стран выделяется большим удельным весом неграждан - почти четверть жителей Латвии являются негражданами. С 1 февраля 1995 года, когда начался процесс натурализации, до октября 1998 года, когда прошел референдум об изменениях в Законе о гражданстве, темп натурализации был очень низким. За четыре года лишь немногим более 12 000 лиц получили гражданство путем натурализации. После референдума 3 октября 1998 года в стране наблюдается большая активность неграждан в процессе натурализации.

Число заявлений от лиц, желающих пройти натурализацию, возросло в среднем за месяц в 5 - 6 раз.
Важным в этой связи является вопрос о повышении престижа латвийского гражданства созданием благоприятного отношения к процессу получения гражданства. Наметился определенный круг проблем:
- жители мало интересуются своими возможностями и правами на получение латвийского гражданства;
- натурализация нередко трактуется и воспринимается только как формальное мероприятие и не связывается с общим процессом формирования интегрированного общества;
- претенденты на гражданство черпают представления по вопросам гражданства и натурализации в основном из средств массовой информации, в которых не всегда можно найти объективную информацию по вопросам натурализации;
- процесс натурализации в Латвии тормозит невладение латышским языком: приблизительно 20% неграждан не знают латышского языка и приблизительно 30% знают сравнительно плохо. Многие неграждане (15-20%) указывают, что в повседневной жизни они слышат латышский язык очень мало. Это свидетельствует о том, что они имеют мало возможностей освоить и применять латышский язык;
- многим негражданам не хватает мотивации, чтобы стать гражданами и взять на себя обязанности гражданина ЛР.
2. Негосударственные организации
Динамика образования негосударственных организаций. Самая большая волна общественного участия в НГО наблюдалась в конце 80-х годов, когда большинство жителей Латвии включилось в общественные движения, чтобы прямо или косвенно способствовать восстановлению независимости.

После 1991 года активность жителей резко снизилась. В 1991 году 54% жителей идентифицировало себя как члена по меньшей мере одной общественной организации, включая религиозные организации и политические партии, в 1994 году - 40%, в 1996 году -20% и в 1998 году - 28%.

Эта динамика характеризует несколько процессов: с одной стороны, постепенно перестали существовать в качестве массовых организаций профсоюзы или Красный Крест, в которые люди включались автоматически, вместе с поступлением на работу или в учебное заведение; с другой стороны, лишь постепенно начали создаваться негосударственные организации, цели которых основываются на потребностях переходного периода и которые организуются на принципе добровольности. По результатам различных исследований, членами НГО считаются лишь около 10% жителей, к тому же граждане по сравнению с негражданами имеют большую тенденцию объединяться в организации для реализации своих интересов.
Консолидация НГО. С 1996 года в Латвии действует центр НГО. Он создан с помощью трёх основных источников финансирования -правительства Дании, Программы развития Объединённых Наций и Фонда Сороса-Латвия.

С подключением также средств программы PHARE EC , созданы 11 региональных центров НГО - в Алуксне, Даугавпилсе, Лиепае, Елгаве, Тукумсе, Кулдиге, Талси, Мадоне, Цесисе, Прейли и Екабпилсе, в перспективе создание еще двух - в Резекне и Вентспилсе. Таким образом, сеть региональных центров НГО покрывает всю Латвию и будет продолжать способствовать интеграции, как помощью личности в нахождении единомышленников и включении в уже существующую организацию согласно своим интересам, так и в создании новой НГО вместе с группой единомышленников.

Центры консультируют по вопросам создания организаций, обучают руководству НГО, привлечению финансов, бухгалтерскому учету, общественным отношениям, правам человека.
НГО как помощник сотрудничеству в достижении общих целей.
НГО создаются как при объединении для достижения своих целей, способствующих созданию общих ценностей и сотрудничеству независимо от происхождения или статуса членов организации, так и при объединении по этническому принципу, с созданием среды для сохранения этнической идентичности народностей, проживающих в Латвии.
В большинстве организаций люди объединяются на основе общих ценностей для достижения общей цели независимо от этнического происхождения, гражданства или принадлежности к какой-либо социальной группе. Здесь можно назвать общественные организации, действующие в таких сферах, как социальная защита и здравоохранение, права человека и интеграция, охрана среды, образование, предпринимательская деятельность, спорт, отдых.

Необходимо упомянуть и такие организации по интересам, как общества охотников и рыболовов, автолюбителей и др.; различные общества и ассоциации предпринимателей и других профессиональных групп.
В свою очередь, в национально-культурные общества жители обычно объединяются, чтобы сохранить свою этническую идентичность, - такие организации есть у белорусов, русских, поляков, евреев, украинцев, эстонцев, литовцев и других национальных меньшинств. Существование обществ самого разного вида, созданных для сохранения этнической идентичности, создает предпосылки для осознания своей культуры, передачи культурных ценностей следующим поколениям, уменьшая таким образом угрозу ассимиляции среди всех этнических групп, проживающих в Латвии.
Проведенный в марте 1998 года центром НГО опрос негосударственных организаций показал, что среда латвийских НГО характеризуется открытостью и терпимостью. 75% опрошенных
признают, что сотрудничество организаций, в которых преимущественно говорят по-латышски, и организаций национальных меньшинств желательно. 53% членов НГО готовы помогать во время учебных мероприятий тем, кто пока еще не говорит по-латышски, 65% не возражают против эпизодического применения русского языка на учебных семинарах НГО.

Все опрошенные национально-культурные общества выразили готовность участвовать в семинарах, которые проводятся на латышском языке.
Однако следует отметить появление в Латвии и некоторых национально ориентированных (как латышских, так и русских) экстремистских организаций. Особое внимание следует уделить факторам, влияющим на их возникновение и деятельность, чтобы границы свободы слова и собраний не нарушали основные принципы демократического государства.
НГО как помощник в участии жителей в государственной жизни.
С дальнейшим развитием демократии и подъемом экономики в нашей стране можно прогнозировать все возрастающее включение жителей Латвии в общественную деятельность. История Латвии также создаает богатую традициями и толерантную по отношению к интеграции среду, расцвет которой начался уже в прошлом столетии и в 20-е годы нашего века созданием и активной деятельностью различных движений и обществ.
Негосударственные организации доказали, что они могут эффективно сотрудничать с государственными институциями как на центральном уровне, так и на уровне самоуправлений.
- Одним из видов сотрудничества является партнерстсво при выполнении делегированных государством и самоуправлениями функций - особенно успешен опыт сотрудничества НГО с Министерством образования и науки и Министерством благосостояния в сфере образования и в социальной сфере. Развитию этого сотрудничества способствовало принятие Кабинетом министров Правил делегирования компетенции государственного управления уполномоченным институциям.
- Другой вид сотрудничества - НГО, оценивающие и контролирующие работу государственных институций. Особую активность в этой сфере деятельности проявляют организации по защите прав человека, окружающей среды, а также прав потребителя.
- Важно сотрудничество государства и НГО в процессе принятия решений. Мнение негосударственных организаций учитывалось при подготовке Правил делегирования компетенции государственного управления уполномоченным институциям, при разработке изменений в законе Об общественных организациях и их объединениях и в других случаях.
- Следует отметить роль центров негосударственных организаций, действующих как партнеры по коалиции, обеспечивая обмен информацией между регионами и сферами деятельности.
3. Репатриация, миграция и сотрудничество с зарубежными соотечественниками
Репатриация и сотрудничество с зарубежными соотечественниками. Вне Латвии живет большое количество латышей, однако совершенно точных данных о количестве латышей, проживающих за границей, невозможно получить.

По приблизительным подсчетам, около 100 тысяч латышей проживает в США, около 40 тысяч - в России, 23 тысячи - в Австралии, 22 тысячи - в Канаде, 10 тысяч - в Великобритании, 8 тысяч - в Германии, 4 тысячи - в Швеции и еще в других странах, общим числом более 200 тысяч человек.
Во многих городах Запада существуют большие латышские центры - в Торонто, Нью-Йорке, Мельбурне, Чикаго, Сиднее компактно проживает несколько тысяч латышей, что создает сравнительно благоприятные обстоятельства для поддержания латышской идентичности. Те латыши, которые живут вне этих центров, в большей степени подвержены ассимиляции. Повсюду, где только было большое количество латышей, создавались общества.

Школы находятся под эгидой обществ или церковных общин, занятия в них проходят, в основном, по субботам и воскресеньям. В странах СНГ также действуют детские воскресные школы - в Москве, Санкт-Петербурге, Магадане, Тбилиси.
В 1956 году было основано Объединение свободных латышей мира (ОСЛМ), объединившее латышей, проживающих на Западе. Уже после восстановления независимости Латвии к ОСЛМ присоединился и Конгресс латышей России (КЛР), созданный только в 1996 году, объединяющий все латышские общества в крупнейших городах и деревнях России и других местах СНГ.
В годы ссылки зарубежным латышским организациям не хватало связей с этнической родиной. Ситуация изменилась при восстановлении латвийского государства.

После восстановления независимости Латвии многие из проживающих за границей латышей стали интересоваться возможностями возвращения. В принятом в 1995 году законе О репатриации сказано, что Латвийская Республика поддерживает восстановление единства латышского народа и призывает латышей и ливов, осознающих свою принадлежность к Латвии, вернуться на свою этническую родину.
Согласно статистическим данным, в Латвию ежегодно репатриируется в среднем около 800 человек. В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа репатриантов с Запада.

В связи с этим изменилось и пропорциональное соотношение репатриантов. В предыдущие годы примерно 80% прибывало из стран СНГ, а 20% - из США, Германии, Канады, Австралии, Великобритании и других западных стран.

Репатриация последних лет свидетельствует, что примерно одинаковое количество земляков возвращается с Востока и Запада.
Актуализация процесса репатриации породила необходимость государственной институции, которая занималась бы этим вопросом. С 1991 года эти обязанности исполнял сектор репатриации Департамента гражданства и иммиграции (ДГИ) (теперь - Центр репатриации Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ). Помощь людям, желающим вернуться в Латвию, оказывают также различные общественные организации. В соответствии с Законом о репатриации был создан Фонд репатриации.

Несмотря на то, что в законе предусмотрено, что Фонд репатриации образуют средства государственного бюджета, а также пожертвования зарубежных и местных юридических и физических лиц, международных организаций, однако в настоящее время этот фонд составляют только госбюджетные средства. Средства фонда используются для покрытия дорожных расходов репатриантов, уплаты долгов по квартирной плате, освоения латышского языка и т.д..
Однако общие темпы репатриации низки. Латвийское государство до сих пор не смогло оказать достаточную поддержку репатриантам и способствовать их возвращению и интеграции в общество Латвии. Хотя в Законе о репатриации указано, что самоуправления обязаны обеспечить репатриантов жилой площадью в соответствии с ежегодно определяемыми КМ квотами, но в законе О помощи государства и самоуправлений в решении жилищного вопроса установлено, что самоуправление может оказать (следовательно - может и не оказать) репатриантам помощь в решении жилищного вопроса. В настоящее время репатриант может получить жилплощадь только в том же порядке, что и любой другой гражданин ЛР, иностранец или лицо без гражданства, имеющее разрешение на постоянное пребывание.

Гарантированная возможность немедленного найма квартиры предусмотрена лишь для тех репатриантов, которые отвечают статусу политрепрессированных, незаконно осужденных и затем реабилитированных лиц.
Зачастую в Латвии не созданы также обстоятельства для социально-экономической и психологической адаптации репатриантов. Проблемы выживания появляются, если не удается найти работу, необходима профессиональная переквалификация, но этого не удается сделать, если недостаточно знание латышского языка, нельзя получить пособие по безработице и т. д .
Латыши, проживающие за рубежом, очень интересуются жизнью в Латвии. После восстановления независимости западные латыши больше средств пожертвовали на помощь Латвии, нежели на поддержание местных обществ. Много имущества продается, сужается деятельность организаций, средний возраст их членов все увеличивается.

Ассимиляция сокращает количество латышей как на Западе, так и на Востоке. В школах не хватает учителей латышского языка, учебников, приспособленных к каждой стране (местному языку).

Граждане ЛР, проживающие за рубежом, не всегда могут реально использовать свои права и участвовать в выборах Сейма. Образовательную и культурную работу в латышской диаспоре в России больше всего затрудняют финансовые проблемы.
Иммиграция и эмиграция. Во время советского режима Латвия вопреки своей воле стала страной иммиграции.

Количество приезжих резко сократилось, когда после восстановления независимости Латвии процесс иммиграции стал регламентироваться законами и правительственными решениями Латвии. В 1992 году вступил в силу закон О въезде и пребывании в Латвийской Республике иностранцев и лиц без гражданства, реализацию которого начал ДГИ (ныне Управление по делам гражданства и миграции) Министерства внутренних дел.
В современной Латвии процессы миграции получили обратную направленность, и Латвия превратилась в страну эмиграции. Начиная с 1990 года из Латвии выезжает больше людей, нежели въезжает. Эмиграция происходит преимущественно в восточном направлении.

Самое большое количество уезжающих - из этнических групп русских, украинцев, белорусов, а также евреев.
Проблемы, связанные с переселением, постепенно начинают решаться в соответствии с международными договоренностями. В 1993 году правительства Латвии и России подписали соглашение о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, ратифицированное парламентами обоих государств. В соответствии с этим соглашением посольство России в Латвии открыло представительство Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС РФ), оказывающее помощь выезжающим в Россию.

В 1998 году подписано соглашение между ФМС РФ и рижским представительством хельсинкского бюро Международной организации миграции об оказании материальной помощи отдельным малоимущим семьям, матерям-одиночкам, пенсионерам, инвалидам и др. малообеспеченным переселенцам.
Кабинетом министров ЛР в 1999 году были приняты правила 160 Порядок компенсации выезжающим расходов на переселение. Они вступят в силу 1 января 2001 года.
Деятельность общественных организаций, пытавшихся помогать переселенцам в восточном направлении, была не особенно удачной. В целом процесс эмиграции в восточном направлении все еще происходит относительно стихийно. В силу вышеупомянутых обстоятельств число людей, желающих выехать, превышает число уехавших. На свою родину не могут вернуться многие малоимущие и пожилые неграждане, даже если они этого очень хотят.

Однако этот вопрос недостаточно исследован и осознан.
В Латвии продолжается демографический кризис, и не в интересах народного хозяйства Латвии содействие отъезду из страны лояльных государству людей.
III. Основные направления действий
1. Участие
Диалог между жителем и государством. Для преодоления отчужденности деятельность государственных институций и самоуправлений необходимо сделать как можно более открытой и прозрачной.

Необхолимость и смысл принимаемых решений следует разъяснять активнее и достаточно заранее, до принятия окончательного решения, чтобы не вызывать непонимания среди жителей и сократить возможность спонтанных и неконтролируемых акций. Прямое противопоставление общества и государства в решении важных для обеих сторон вопросов не способствует диалогу, скорее уменьшает доверие к государственным учреждениям в целом и способствует сохранению отчужденности.
Своевременное и регулярное информирование жителей Латвии о процессах, происходящих в государственных институциях, является обязанностью не одних лишь журналистов. Сами государственные учреждения должны активно информировать общество о своей деятельности.

Работа учреждений будет намного эффективнее, если они будут иметь дело с информированным населением. Нужно обеспечить доступность информации и возможность участия в обсуждении решений до их принятия.
Для обеспечения эффективной деятельности в области предоставления информации необходимо оценить деятельность программы Связь с гражданином, возобновить ее или создать децентрализованные механизмы для выполнения этих функций в государственных институциях. Отчужденность от государства укрепляется также неинформированностью жителей о своих правах и возможностях отношении осуществления прав и свобод как в личной, так и в общественной сфере.
Гражданство и натурализация. Необходимо разработать и осуществить широкий комплекс мероприятий, направленных на информирование общества и повышение престижа института гражданства, чтобы добиться положительного изменения отношения к вопросам гражданства и натурализации.

С этой целью необходимо провести следующие мероприятия.
- Информировать общество о вопросах гражданства и интеграции общества, о гражданстве ЕС, о правах и обязанностях граждан. Информационный центр Управления натурализации должен создать информативную базу для просвещения и информирования общества, для ориентации общественного мнения и деятельности в направлении, способствующем натурализации и интеграции общества, популяризируя статус гражданства с помощью различных мероприятий, поощряя действия, связанные с процессами интеграции и натурализации, увеличивая число лиц, получающих гражданство в порядке натурализации и таким образом повышающих удельный вес граждан в стране.
- Разработать единую стандартизированную систему, позволяющую обеспечить возможность лицам другой национальности, а также репатриантам, не владеющим латышским языком, на любой административной территории Латвии освоить латышский язык, основы истории Латвии. Одновременно это была бы программа гражданского образования для взрослых.

Партнерами в осуществлении этого мероприятия являются Управление натурализации, Министерство образования и науки, Народная школа Латвии, центры образования взрослых, Управление по делам гражданства и миграции и др. Целевая аудитория мероприятий: жители Латвии, готовящиеся к натурализации; граждане, не владеющие латышским языком; репатрианты ( особенно с Востока); любой житель Латвии, интересующийся историей Латвии, правовыми вопросами, гражданским обществом и т.п.
- С целью информирования общества рекомендуется разработать цикл просветительных передач на государственных и региональных радиостанциях, а также способствовать активности слушателей, привлекая их к участию в конкурсах передач, обобщать мнения избирателей и выяснять их осведомленность в актуальных для общества Латвии вопросах.
2. Улучшение среды деятельности негосударственных организаций.
Законодательство. Необходимо способствовать разработке законодательства, благоприятного для деятельности НГО, содействующего созданию и финансовой долговременности НГО.

Действующие ныне законы, регулирующие деятельность негосударственных организаций, не создают особых препятствий образованию и деятельности организаций, однако и не способствуют их росту. В законе Об общественных организациях и их объединениях все еще существуют ограничения хозяйственной деятельности НГО, не позволяющие получать средства для достижения целей организаций.
Благотворительность и филантропия. Необходимо способствовать укреплению благотворительности и филантропии. Большую часть доходов НГО в Латвии составляет финансирование международных доноров - Фонда Сороса-Латвия, Программы развития Объединенных Наций, PHARE EC, Балтийско-Американской программы партнерства и др..

Государственное финансирование проектов НГО доступно через Фонд культурного капитала и Фонд защиты окружающей среды. В Латвии необходимо разработать закон о фондах, способствующий объединению финансовых средств в фонды для достижения важных для общества целей.
Сотрудничество между государством, самоуправлениями,
предпринимателями и НГО. Следует содействовать сотрудничеству между государством, самоуправлениями, предпринимателями и НГО.

В регионах отмечается хорошее сотрудничество между самоуправлениями и НГО в соглашениях о различных скидках для обеспечения деятельности организаций. Такое сотрудничество следует расширить, привлекая к нему и предпринимателей.
Делегирование функций негосударственным организациям.
Необходимо способствовать делегированию функций государства и самоуправлений негосударственным организациям, при соблюдении принципов равноправия и открытого конкурса. Делегирование функций с присуждением соответствующего финансирования уже практикуется в Министерстве благосостояния и Министерстве образования и науки, однако в большинстве государственных институций нет понятия об этом механизме и такая практика отсутствует. Из этого следует, что необходимо проведение просветительских мероприятий среди этих институций и НГО о делегировании функций.

Государственная политика интеграции общества должна предусмотреть активное сотрудничество с центрами НГО, поддерживая их и способствуя развитию НГО.
3. Репатриация, миграция и сотрудничество с зарубежными соотечественниками.
Поддержка репатриантов, переселяющихся на постоянное жительство в Латвию. Необходимо обеспечить репатриантам психологическую, социальную и финансовую поддержку, чтобы содействовать их возвращению на постоянное жительство в Латвию и интеграции в общество Латвии. Следует создать систему интеграции репатриантов, иммигрантов и беженцев, помогающую решать различные вопросы, связанные с интеграцией.

Для создания системы интеграции репатриантов и лиц, легально въехавших в Латвию, необходимо сотрудничество Министерств внутренних дел, юстиции, финансов, образования и науки, благосостояния, культуры и др., а также самоуправлений и негосударственных организаций.
Необходимо создание базы данных о репатриантах, в ближайшие годы намеревающихся переселиться на жительство в Латвию. С ними нужно поддерживать регулярные контакты, чтобы вовремя подготовиться к их интеграции в общество Латвии.

Необходимо проводить регулярные исследования об интеграции и адаптации в условиях Латвии тех репатриантов и иммигрантов, которые прибыли в Латвию после восстановления независимости.
Поддержка лиц, желающих покинуть Латвию. Совместно с западными странами, Россией, Украиной, Белоруссией и другими государствами Латвии следует создать условия для оказания помощи в переселении тем людям, которые желают вернуться на свою родину, однако в силу различных причин не могут этого сделать. Для решения этой проблемы необходимо разработать и принять соответствующие правовые акты, а также:
- выявить лиц, желающих уехать из Латвии;
- начать межгосударственные переговоры с теми странами, куда они желают выехать, об оказании помощи этим переселенцам;
- содействовать заинтересованности негосударственных и международных организаций в решении проблем переселенцев;
- решать связанные с переселением финансовые вопросы, оказывая поддержку прежде всего малоимущим переселенцам.
Для успешной реализации этих проектов необходимо также сотрудничество со странами Запада. В сотрудничестве с посольствами иностранных государств было бы желательно создавать информационную базу данных о потенциальных местах проживания и работы переселенцев, о школах и детских садах, пансионатах для престарелых, других интересующих их вопросах.
Сотрудничество с зарубежными соотечественниками. Надлежит осуществлять конкретные мероприятия, способствующие поддержанию и развитию связей с зарубежными латышами, содействующие сохранению их общин и процессу репатриации.

Зарубежные латыши -незаменимые помощники в формировании образа Латвии и установлении контактов с обществом и правительствами стран их обитания. В сотрудничество с зарубежными латышами должны активно включиться также негосударственные организации и самоуправления Латвии..



Содержание раздела