d9e5a92d

Больцерчмич Л. - Гонка за лидерами, или Членство в ЕС дает шанс


Польша сгала членом ЕС в мае этого года. Редакция ВС обрати лась к главе Народного банка Польши Лешеку Ьальцеровичу с просьбой прокомментировать это событие, однако пресс-служба г-на Бальцерови-ча сочла некоторые из наших вопросов слишком политизированными и предложила ознакомиться с его экономической позицией, коюрая была представлена в газете Financial Times.

На русском языке статья публикуется впервые.

Постсоциалистические успехи

В посткоммунистических странах на что ни посмотришь: на деньги, рынок, структуру собственности, банковский сектор, внешнюю торговлю, здравоохранение, охрану окружающей среды или образование везде видишь Структуры, созданные с нули.
Большинство перестраивающихся стран справились с астрономической инфляцией (например, в Польше в 1989 г. она достигла 251 %), и во всех них теперь свободно конвертируемая валюта, В сфере производства и занятости доминируют частные фирмы, хотя і! г. и Польше они производи ли 23.1% валового внутреннего продукта, а '1 Чехии - всего 4%.
После ликвидации в 1991 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) страны эти сумели так же быстро переориентировать свою внешнюю торговлю с Востока на Запад. Значительно расширились возможности в офере образования, снизился уровень загрязнения воздуха и воды, а ожидаемая продолжительность жизни в некоторых регионах уже достигла і ючти заі іадноевропей ского уровня.

Европерспектива

С самого начала 9" х гг. перепек ?_тива вступления в Европейский союз была тем фактором, который придавал ускорение инстигуцио нальным изменениям в этих государствах. Однако теперь перед новыми членами Евросоюза (на их долю приходится 20% населения расширившегося Сообщества, но лишь 5% его ВВП) стоит не менее трудная задача -достичь высокого темпа роста, столь быстрого, чтобы стало возможным ликвндиро ваттъ экономическую брешь, суще ствующую между ними и ведущими странами Евросоюза.
3 этом им поможет само член ство в ВС. Связанное с ним новы шение степени надежности страны увеличит приток прямых иностранных инвестиций (FDI), а структурные фонды ЕС помогут в дальнейшем выстраивании сисге-



мы институций и инвестиций в ин фраструктуру и охрану окружаю щей среды.
Опыт показал, что можно не сомневаться в положительном эффекте от притока FDI эк о Но мику. Они будут способствовать приходу современной ,.ч;х:]и:-си, поэтому степень их воздействия на экономический рост выше, чем отечественных инвестиций.

FDJ служат дополнением деятельности отечественных фирм, то этому их приход приводит к большему росту инвестиций в экономике, чем это могло Пт: еле довать и.ч самого объема этих средств.
Также практикой подтвержу ется, что структурные фонды ЕС оказывают і юложительное воздей ствие на темпы роста разных стран, В Греции, Португалии и Ир ландии средства, поступившие из этих фондов, способствовали экономическому росту в среднем на G.4-G-9 процентного пункта в год (для Испании 0.3-0.5 п.п.;, что помогло более бедным государствам догнать более богатые. Так что членство в ЕС дает шанс на успех ¦1 гонке за лидерами,
IS действительности же экономические результаты каждой из стран будут зависеть от эффектив нести ее политики, а также от то го, бупут пк в будущем усилены или ослаблены те элементы поли тики ЕС, которые более всего спо собствуют экоі(омическому росту.
JS долгосрочной перспективе, например, высокий дефицит бюд жета приводит либо к кризису, ли бо к замедлению темпов экономического роста. Но даже в крагткосроч ной перспективе суше сівует корреляция между высоким дефицитом бюджета, медленным экономическим ростом, с одной стороны, к высоким уровнем кт фляции и деформациями на валютном рынке, с другой. Более того, дефицит бюджета к инфляция іри водят к выталкиванию инвести ЦИЙ М ограничивают рост ПроИЭВо дительности,
Польза от существования едино го рынка очевидна, в частности потому, что он стал более привлекательным для иностранных инвес торов. Исследования показали, что более чем для 60% фирм, экспортирующих более чем в пять стран ЕС, именно внутренний рынок номе: увеличить объем трансграничной продажи.

Эти же исследования показали также, что потребителей считают, что соэда ние единого рынка привело к рас ширению выбора товаров, а 67% признают, что повысилось и их ка чество.
С момента создания в 1992 г. внутреннего рынка ЕС объем трансграничного товарооборота вырос на одну треть. Эго про изо шло благодаря соблюдению двух главных принципов: взаимно при знаются законодательные положе иия, что позволяет предприятиям следовать правилам, действующим в их собственной стране, а также применяются директивы ЕС. с по мощью которых происходит гармонизация национальных законодательств.

Проблемы теоретические и практические



Но принцип взаимного призна НИЯ Не работает, если речь :s;i ходит о продуктах более сложных, а применение директив ЕС в отно шении таких товаров, как конст рукционные материалы, вакуумные машины или оборудование, пред ставляется проблематичным. Вследствие действия законодательных положений, направленных на сдерживание конкуренции, разница в ценах на новые автомобили (до налогообложения) в отдельных членах ЕС доходит даже до 70%.
В сфере услуг ггт внутреннем рынке Евросоюза барьеры ветре чаются еще чаще, чем :ы товарном. Например, новая директива, касающаяся истребления электро энергии, обязывает ввести с июля 2004 г возможность выбора поставщика электроэнергии для промышленных потребителей; для поставок газа это должно произойти в июле 200? г. Однако в директиве ничего не говорится о создании такой возможности для домашних хозяйств, в то время как в 2001 г. выбор поставщика электроэнергии для них существовал только в пяти странах ЕС, а поставщика газа - лишь в трех.
Что же касается мобильности рабочей силы, то практика не поспевает За теорией. В 1992-2002 ГТ. лишь 4% населения Европейского союза пересекало внутренние границы Сообщества по причинам, связанным с работой или пенсией.

В тот же период лишь 8% студентов из стран членов ВС частично получали образование в вузах другой страны - члена Сообщества.
POLSKA
Требует ускорений также интег рации финансовый рынков ЕС, ко торай началась в г. с плана действии в сфере финансовых ус луг (FSAF). По мнению членов Ев ропейской комиссии, создание единого европейского рынка капиталов приведет к снижению на 0.5% затрат, которые будут нести фирмы из стран ЕС при привлечении акционерного капитала. Кроме того, на 0.4% снизятся их затраты При финансировании за счет займов.

Введение единого рынка капиталов может также привести в старом ЕС к увеличению роста ВВП примерно на 1.1% в течение 15 лет, а также к росту уровня занятости на 0.5%. Однако до 2002 г. в силу вступило только 31 из 42 постановлений FSAP.
Для новых членов ЕС скорейшее вхождение в зону евро (Европейского экономического и валютного союза, EMU) представляет собой наилучшую из возможных стратегий, ибо это мобилизует их на завершение структурных реформ, необходимых для того, чтобы соответствовать Маастрихтским критериям, касающимся инфляции, процентных ставок, дефицита бюджета и государственного долга. Соответствие этим критериям, естественно, положительно скажется на экономическом росте в долгосрочной перспективе, так как будут исключены или сократятся курсовой риск, затраты на страхование от него или затраты при операциях во внешней торговле.
Новые члены ЕС уже в значительной степени интегрировались в экономику Сообщества, а между ними и странами, входящими в EMU, обозначилось сходство в конъюнктурном цикле. Дальнейшая интеграция ВС, по всей вероятности, приведет к синхронизации конъюнктурных циклов в данных странах.

Это будет процесс, схожий с синхронизацией июка в сфере спроса-предложения, которая произошла в Европейском союзе в 90-е гг. Именно поэтому издержки, связанные с отказом от независимой денежной политики и от гибкого обменного курса, будут незначительными. В каждой из пере-
численных сфер странам - новым членам НС предстоит пройти еще долгий путь, чтобы достичь полной интеграции с Евросоюзом, Но во многих из этих сфер к самому Со обществу еще многое предстоит сделать. ?





Содержание раздела