d9e5a92d

Политика регулирования ценообразования естественных монополий


В числе преобладающих в промышленном производстве временных форм регулирование экономической деятельности в отраслях общественного пользования сохраняется фиксирование уровня дохода предприятий. При этом главенствует идея определения "справедливой цены", которая лишает компанию-монополиста извлекать сверхприбыль, но позволяет ей обеспечить ее покрытие расходов на производство и "справедливую" прибыль.
Государственное регулирование деятельности естественных монополий.
Основной задачей регулирования естественных монополий является создание барьеров на пути повышения цен и ограничения выпуска продукции со стороны фирмы, вознамерившейся использовать преимуществ естественной монополии во вред потребителям.
Методы регулирования естественных монополий.
Говоря о распределении ресурсов, следует отметить, что наиболее эффективно ресурсы распределяются на конкурентных рынках. Принимая во внимание этот факт, можно утверждать, что работникам органов регулирования следует сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существует естественная монополия. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, цены должны определяться на основе предельных издержек.

Кроме того органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков производств. С учетом этих замечаний необходимо выполнение следующих основных правил регулирования деятельности естественных монополий:
Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам. Прибыль должен обеспечивать только нормальную норму прибыли. Производство должно быть эффективным.
Поясним выше приведенные правила.
Прежде, чем давать какие-либо аргументы, подтверждающие эффективность ценообразования на основе приближения к предельным издержкам, рассмотрим различные варианты установления цен и убедимся, прибегая к помощи графика, что ценообразование на основе приближения к предельным издержкам является наиболее эффективным.
Итак, рассмотрим альтернативы установления цен на продукцию фирмы- монополиста.
Кривые предельных и средних издержек (LRMC и LRAC соответственно) для естественной монополии показаны на рисунке. Действуя как рациональный экономический субъект, монополист стремится к максимизации своей прибыли и производит до точки, в которой MR (предельный доход)= LRMC, при этом выпуск монополии составляет Qm и имеет цену Pm. При этой цене монополия получает экономические прибыли, поскольку PmLRAC, то есть цена больше средних издержек. Однако на практике столь высокая цена неприемлема для потребителя, поэтому регулирующие службы стремятся значительно понизить её, устанавливая "потолки" цен.

В свою очередь фирма- монополист может снизить средние издержки производства, продолжая производить свыше Qm. Ее цель, однако, заключается в том, чтобы максимизировать прибыли, не заниматься постоянным снижением средних издержек. В правиле относительно установления цены сказано, что цену нужно устанавливать максимально приближенную к предельным издержкам.

А что же будет происходить с фирмой при установлении цены на её продукцию на уровне предельных издержек?
Проанализируем этот вариант. Итак, предположим, что выпуск продукции был увеличен до эффективного уровня Q*, соответствующего точке В, в которой долгосрочные предельные издержки (LRMC) пересекаются с кривой спрос, которая показывает предельный выигрыш покупателей от приобретения каждого количества товара. Чтобы продать количество Q*, равное эффективному выпуску, цена должна быть установлен на уровне P*, что равняется долгосрочным предельным издержкам выпуска этого количества товара. Пока LRMC постоянно уменьшается прежде, чем пересечь кривую спроса, фирма не может покрыть свои издержки при столь низкой цене.



Когда достигается Qm, LRAC (то есть средние издержки) превосходят LRMC (предельные издержки). Устанавливая P*=LRMC для достижения выпуска продукции объёмом Q*, фирма сталкивается с убытками. Итак, если бы монополия принуждена была устанавливать цену, равную предельным издержкам, то для продолжения деятельности ей потребовались правительственные субсидии.
Таким образом, работники регулирующих служб должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Один из способов, с помощью которого можно было бы этого добиться, заключается в использовании двухкомпонентного тарифа.
Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать н обслуживание, затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг, то есть переменная плата. В случае с электроэнергией, например, была бы установлена фиксированная плата, скажем, в 4 доллара в месяц за подключение к муниципальной электрической сети, затем -отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу давал бы компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если переменная составляющая была бы установлена равной предельным издержкам.

Некоторые предприятия коммунального обслуживания используют модифицированную систему, при которой несколько первых киловатт-час энергии отпускаются по более высокой цене, цены на дополнительные единицы электроэнергии устанавливаются ближе к предельным издержкам.
Более распространенный,.но менее удовлетворительный подход заключается в установлении цен на уровне средних издержек.
При установлении цены(Pr) на уровне средних издержек(LRAC) имеет место нулевая прибыль. При этой цене объем потребительского спроса составит Qr. Заметим, что Рr есть минимальная цена, позволяющая монополии работать самостоятельно, без субсидий. Пусть цена Pr одобряется регулирующей службой, тогда монополия может продать
всё количество товара, которое он пожелает выпустить, по данной цене, причем в этом случае цен становится кривой предельного дохода фирмы-
монополиста вплоть до величины выпуска Qr. Если фирма произвела
больше Qr единиц продукции, это привело бы к падению цен и экономическим убыткам. Отсюда следует, что фирма максимизирует прибыли при установлении комиссией цене(Pr), производя Qr единиц в месяц при этой цене, даже если PrLRMC при таком уровне выпуска.
Однако необходимо упомянуть, что существуют две проблемы, связанные с ценообраованием на основе предельных издержек, которые и определяют отрицательные стороны данного типа ценообразования.
Первая проблема заключается в том, что при объёме выпуска Qr, то
есть при объёме выпуска, соответствующему ценообразованию на основе
средних издержек, велика величина социальных потерь
В основу второй причины положен тот факт, что предельные издержки
предприятий сферы коммунального обслуживания имеют тенденцию к изменению во времени. Как правило, наращивание производства электроэнергии требует гораздо меньших затрат в ночное время, когда работают только эффективные предприятия, чем в дневное время, когда для удовлетворения спроса отрасль коммунального обслуживания часто вынуждена работать на полную мощность. Цены должны отражать изменение величины предельных издержек во времени; цены, базирующиеся на средних издержках, обычно не могут это сделать должным образом.
Критика правительственного регулирования ценообразования
естественных монополий.
Политика регулирования ценообразования естественных монополий со
стороны правительства зачастую воспринимается далеко не однозначно. Правительственное регулирование данного процесса является объектом
острых дискуссий. Часть полемики сосредоточена вокруг запутанного вопроса о точном определении средних издержек производств. Другой серьёзный вопрос связан со стимулами, устанавливаемыми правилами регулирования цен. Например, одним из объектов споров является вопрос об ошибочных управленческих решениях.

Вопрос о том, кто будет отвечать за производственные промахи, потребители или совладельцы предприятия, является центром полемики. Критики регулирования тарифов на электроэнергию утверждают, что за ошибки при принятии решений должны отвечать совладельцы, не потребители посредством повышения цен. Упомянутые управленческие промахи включают в себя чрезмерные капиталовложения в атомные электростанции и излишний рост производственных мощностей.

Критики доказывают, что электрические компании обладают капиталом большим, чем требуется, потому что они не точно оценили реакцию потребителя на возрастающие тарифы за киловатт-час. Средние издержки включают в себя альтернативную стоимость использования капитала. Увеличивая сумму используемого капитала, монополия может увеличивать сумму нормальных прибылей в долларах.

Некоторые экономисты до сих пор утверждают, что это приводит к более капиталоёмким методам производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие регулирования. Выбор относительно неэффективных капиталоёмких методов производств приводит к средним издержкам, которые оказываются выше, чем это было бы в ином случае.



Содержание раздела