d9e5a92d

Касьянов - Монополия как фактор современной экономики

В настоящее время в экономической теории накопился ряд противоречий, обусловленных несоответствием позитивной модели монополии неоклассической экономической школы, построенной исходя из научных воззрений XIX века, условиям постиндустриальной экономики, в том числе, нормативной модели антимонопольного регулирования. В данной монографии сделана попытка разрешения некоторых из имеющихся противоречий через трансформацию экономической модели монополии, приблизив ее к условиям реальной (многоотраслевой) экономики, показана взаимосвязь между рыночной властью и конкурентоспособностью фирмы, предложен новый структурный подход к оценке состояния конкурентной среды на рынке.

Монография полезна для изучения практикующим экономистам, занятым в сфере управления народным хозяйством, преподавателям и студентам экономических специальностей высших учебных заведений.

Введение

Перед началом рыночных реформ в России было распространено мнение, что экономика страны парализована промышленными монополиями. Как следствие, в качестве одного из первых рыночных инструментов, призванных обеспечить поступательное движение российской экономики, была задействована антимонопольная политика, считавшаяся решающей для успеха экономической реформы в России.

Значение, придаваемое этой сфере государственной политики на этапе социально-рыночной трансформации российской экономики, предопределило актуальность настоящего исследования.
С началом реформ Россия активно включилась в общемировые процессы, интегрировав свою экономику в глобальную экономическую систему. Однако отсутствие продуманной стратегии развития страны на этапе кардинального реформирования ее социально-экономической системы и тщательно выверенного подбора методов государственного регулирования привело к парадоксу: те меры, которые могли быть успешными в условиях относительной обособленности ее внутренних рынков, превратились в троянского коня в условиях их интернационализации.

Как следствие, Россия столкнулась с проблемой низкой конкурентоспособности своей экономики на внешних и внутренних рынках, что обусловило необходимость систематизации знаний о способах ее повышения. В этих условиях актуальным является осмысление позитивного опыта формирования конкурентоспособных национальных экономик развитых стран, выработка научных основ процесса трансформации российской экономической системы с целью выявления путей повышения ее эффективности на основе становления конкурентоспособной формы.
В настоящее время страна стоит перед необходимостью координации внутренней экономической политики с тенденциями развития мировой экономической системы, в частности, с направлениями конкурентной (антимонопольной) политики, проводимой другими странами, процессов концентрации, происходящих на их национальных рынках и т. д. При переходе к рыночной экономике с учетом разных позиций, которые занимают промышленно развитые страны и Россия в глобальной системе экономических отношений, поиск вариантов приемлемого для общества соотношения конкуренции и монополии приобретает исключительно важное значение.
Актуальность темы исследования усиливается тем обстоятельством, что в экономической теории к настоящему времени накопился ряд противоречий, обусловленных несоответствием модели монополии неоклассической экономической школы, построенной исходя из научных воззрений XIX века, условиям постиндустриальной экономики, неадекватным пониманием характера и форм проявления рыночной власти в современных экономических условиях, теоретическим и практическим игнорированием взаимосвязи рыночной власти и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, несоответствием между возможностями известных показателей рыночной концентрации и целями (сферой) их применения, связанными с построением нормативной модели экономического (в частности, антимонопольного) регулирования и т. д. В настоящей работе сделана попытка разрешить имеющиеся противоречия через трансформацию экономической модели монополии, приблизив ее к условиям реальной (многоотраслевой) экономики, формулирование гипотезы о взаимосвязи рыночной власти и конкурентоспособности фирм в современных экономических условиях, обобщение позитивного опыта формирования конкурентоспособности западных национальных экономик в постиндустриальную эпоху в его антимонопольном аспекте, разработку нового показателя оценки состояния конкурентной среды на рынке и др.
Настоящая работа является сокращенным вариантом отражения результатов проведенного исследования.
1 Тенденции трансформаціи! концентрационной формы выражения экономики
Монополия как форма организации производства и капитала к началу XX в. заняла господствующее положение во всех развитых капиталистических странах. Тем не менее в течение всего последнего столетия происходило усиление концентрации промышленного производства, в котором все меньшее число компаний постепенно захватывали все больше видов деятельности, вытесняя на периферию небольшие фирмы и мелких собственников.

До настоящего времени практически все промышленные отраслевые рынки, находясь в сфере действия НТП, ориентированы на рост уровня концентрации, имея для этого значительный потенциал.
В целом процесс монополизации можно рассматривать как естественное стремление экономической системы к самосовершенствованию и обретению более устойчивого, менее восприимчивого к кризисам, положения. Регулярно потрясавшие экономику в конце XIX и начале XX в. кризисы в немалой степени способствовали концентрации производства и капитала, выбрасывая за пределы существования мелкие и средние фирмы.



Таким образом, монополизация знаменовала собой экономический прогресс, являясь важным фактором повышения эффективности экономики.
Начиная примерно с середины столетия рынки продавца трансформировались в рынки покупателя, возникла новая отрасль деловой практики и знаний маркетинг. На принципах маркетинга организуют свою деятельность практически все преуспевающие компании мира. Знание маркетинга не только позволяет фирме успешно существовать в бизнесе, но и обеспечивает возможность элементарного выживания в сложном мире современной конкуренции. В условиях постиндустриальной экономики изменилось отношение производителей к рыночной политике. Ныне их девиз Производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести.

Улучшение качества работы фирмы стало неотъемлемой частью формирования ее имиджа. Успешно действующие компании производят только то, что необходимо потребителю, извлекая выгоду за счет максимального удовлетворения его нужд.

При этом, чем более крупной является фирма, тем легче она справляется с задачей управления спросом на свою продукцию, эффективно воплощая в реальность идеи маркетинга.
Отношения конкуренции постепенно приобрели новые формы. Понятие отрасли утратило жесткость очертаний вследствие дифференциации продукции и роста числа многоотраслевых компаний. В результате экономика XX в., несмотря на постоянно усиливавшийся процесс монополизации (а точнее, благодаря ему), характеризовалась одновременным ростом как силы крупных хозяйствующих субъектов, так и интенсивности конкурентной борьбы в общей системе хозяйственных отношений.

Наряду с этим с целью укрепления своей конкурентоспособности на протяжении всего столетия устойчиво нарастали масштабы и глубина координации экономических действий между субъектами рынка.
Количество выпускаемой продукции перестало определять конкурентные позиции фирмы. На смену ему пришло качество, способность с наивысшей эффективностью удовлетворить растущие потребности покупателя.
Постепенно произошли изменения в структуре затрат фирм. Стремление к повышению конкурентоспособности породило тенденцию к росту удельного веса постоянных издержек фирмы, что увеличило ее потери при колебаниях в объеме производства и сбыта продукции.

Это ограничило возможности крупных фирм управлять размером прибыли через сокращение выпуска. Одновременно в структуре издержек выросло значение накладных расходов, связанных с содержанием сбытовых и исследовательских отделов, расходов на рекламу и др., то есть расходов на управление спросом.
Географические границы рынков расширились, экономика интернационализировалась. Развитие мирового хозяйства все больше складывается под растущим влиянием глобализации экономических отношений.

Экономическое благополучие стран все теснее увязывается с уровнем их конкурентоспособности.
При этом национальные монополии сталкиваются с жесткой конкуренцией на мировых рынках. Во всем мире происходят процессы либерализации международной торговли, региональной интеграции. В результате не только усилилась конкуренция в границах старых индустриальных регионов, но в ней все более активное участие стали принимать новые индустриальные центры.

При этом последние не только догоняют, но и начинают активно наращивать свои конкурентные преимущества, переводят конкуренцию в режим жесткой борьбы за качество продукции.
Процесс монополизации из национальной формы трансформировался в наднациональную (международную) форму. Транснациональные корпорации (международные монополии) к настоящему моменту контролируют до четверти мирового ВВП. Международные монополии новая сила в мировой экономике, и, одновременно, главный двигатель ее интернационализации.

После появления ТНК национальные рынки превратились в сегменты единого мирового рынка. При этом ТНК с целью усиления своей международной конкурентоспособности, как когда-то и национальные корпорации, большое значение придают повышению концентрации производства и капитала



Содержание раздела