d9e5a92d

Гурвич В. - Кто верит в чудо тот его и творит



За исторически короткий срок Республика Корея совершила гигантский прыжок от вековой отсталости к высотам научно-технической революции. Путь Республики Кореи не был усыпан розами.

Модернизация экономики проходила в непростых условиях и сопровождалась серьезными кризисами. Однако стране всякий раз удавалось справляться с их отрицательными последствиями.

Это свидетельство того, что, несмотря на отдельные недостатки, базовая модель развития была выбрана правильно. Не случайно Южная Корея относится к тем государствам, которые получили почетное наименование центром развития,

Из грязи в князи всей нацией

Еще в конце SO-x годов Южная Корея была просто бедным государством. ВВП на душу населения в I960 г. составлял всего $80. Сейчас этот показатель увеличился больше чем в 100 раз и равняется $12.6 тыс, В 1960 г. Южная Корея экспортировала продукции на $32 млн., теперь на $250 млрд. Сорок научно-исследовательские и конструкторские работы (НИОКР) достигают $40 млрд, в год Это 90% от аналогичных затрат Англии и 80% Франции.

В прошлом государственные расходы на НИОКР доходили до 84%, а сейчас упали до 15%, зато доля Частных компаний возросла с 13% До 75%.
Сегодня Южная Корея занимает 8-е место по количеству зарегистрированных в США патентов. Особенно больших успехов добились компании, производящие электронику.

На их долю приходится примерно половина всех изобретений.
Какие факторы позволили невероятно отсталой стране за короткий исторический промежуток времени подняться на такие высоты? Их можно подразделить на внешние и внутренние. Первоначально политика правительства заключалась в том, чтобы догнать развитые страны.

Для этого была создана система стимулирования роста промышленности. Разработана целевая программа поддержки инвестиций в НИОКР.

Сложился настоящий культ развития научно-технических исследований.
но-техническому обучению, его переносу в частный сектор, а также подготовке специалистов высшей квалификации. Эго дало экономике нужные кадры.

К этому добавилась практика зарубежных стажировок, а также привлечение на корейские предприятия иностранных специалистов.
При создании инновационной системы важно, развивая собственные силы, иметь ориентацию на экспортный рынок с активным использованием на раннем этапе иностранного капитала и технологий. И тут нужно правильно расставить приоритеты.

Правительство страны на первом этапе стимулировало развитие многих инновационных процессов, затем эстафетная палочка перешла к частному сектору.
Сегодня Южная Корея обладает сильными позициями в сфере компьютерных технологий, в судостроении, автомобилестроении. В современном мире каждая страна имеет возможность приобрести самые передовые технологии. Но эго вовсе не значит, что она автомати чески сумеет наладить выпуск
Модернизация экономики Южной Кореи проходила в непростых условиях и сопровождалась серьезными кризисами. Однако стране всякий раз удавалось справляться с их отрицательными последствиями.
лет назад экономика Южной Кореи была технологически отсталой. Но постепенно ситуация изменилась, активно стали развиваться химическая и автомобильная промы-тленности, а в 90-е годы страна стремительными темпами стала осваивать hi-tec.

Именно эти секторы и составляют сегодня экономическую основу страны.
В последние годы в Южной Корее очень большое значение придавалось научно-техническим исследованиям. Сейчас затраты на
Особенно широкое распространение получила система государственно-частного партнерства (ГЧП). При этом решалась очень важная задача по переносу разработок из научно-исследовательских инспггу-тов в частные фирмы.

Были предусмотрены налоговые льготы, поощряющие частные инвестиции в НИОКР.
В Южной Корее понимали, что эти усилия бессмысленны без образования. Поэтому огромное внимание уделялось профессионала адекватной продукции.

В южнокорейском варианте закупка технологий была удачно завязана с внутренней политикой по внедрению инноваций.

Торговля против кризиса

Хотя успехи Южной Кореи были очевидны, но это вовсе не означало, что экономика теперь застрахована от встречи с трудностями. В 1998 г. в стране произошел кризис. На 7% упал уровень производства, размер теневой экономикидостиг $65 млрд., или 16% от ВВП,
Первоочередной задачей правительство назвало увеличение торгового оборота в стране. Оно разработало ряд простых, но, как показала жизнь, эффективных мер.

В частности, было решено увеличить количество владельцев пластиковых карт за счет снижения требований для их получения. Эго привело к резкому притоку клиентов в банки.
Но надо было не только выдавать карточки в большом количестве, но и стимулировать их использование. Для этого применялись жесткие меры.



Вводились штрафные санкции к тем торговым точкам, которые отказывались устанавливать специальную аппаратуру для оплаты по карточкам, а для их владельцев, наоборот, введены на-логовые льготы.
Физическим лицам, которые оплачивали покупки с помощью карточек, государство предоставляло налоговые льготы на сумму до $4 тыс. А по телевидению проводились ежемесячные лотереи для тех граждан, которые активно использовали для расчетов пластиковые прямоугольники. В результате за два года доля теневой экономики снизилась с 16% до 12%.

Обороты только по кредитным карточкам VISA выросли с $18 млрд до $126 млрд, всего за три года.
Однако появилось и большое количество ненадежных плательщиков. Это привело к большим невозвратам по кредитам, в банках зависла масса так называемых неактивных счетов.
Страна сумела сделать новый рывок вперед Сегодня по объемам экспорта Республика Корея занимает 11-12 место в мире. Можно с некоторыми оговорками говорить и о диверсификации рынков сбыта. Основные товарные потоки поступают в три государства: Японию, США и Китай. На них приходится более 45% корейских экспортных товаров.

Такое распределение позволяет обеспечивать стабильность экспортного потенциала страны, так как привязка только к США, как это было раньше, чревата отрицательными последствиями.
Второй фактор, способствующий модернизации корейской экономики, - это высокое качество экспортных товаров. Страна вывозит за рубеж большое количество продукции, относящейся к высокотехнологичным секторам: электронику, компьютеры, компоненты для мобильной связи, автомобили.

Государство плохое и хорошее

В экономике Южной Кореи как раньше, так и сейчас огромную роль играет государство, причем и положительную, и отрицательную. К положительным сторонам этого вмешательства относится помощь и поддержка нуждающимся субъектам корейской экономики.

На эти цели тратится $58 млрд, в первую очередь субсидии получили крупные экспортеры. Кроме того, государство регулирует валютный курс, так как для страны, где экспорт Имеет первостепенное значение, колебания валют напрямую влияют на производство.
Другое направление опора на малый и средний бизнес. Это позволяет обеспечивать быстрые переливы капитала между отраслями, развивать ускоренными темпами инновационное производство.
В то же время есть и серьезные препятствия, мешающие развитию экономики. Как известно, одним из факторов, который позволил Кореи выйти на мировые рынки, была низкая стоимость рабочей силы.

Однако сейчас профсоюзы активно борются за сохранение тех весьма высоких заработков, которые были достигнуты в предшествующий период, в первую очередь, в высокотехнологичных отраслях.
Другой негативный фактор заключается в том, что, несмотря на проведенную реструктуризацию, когда половина финансово-промышленных компаний были закрыты или перепрофилированы, оставшиеся монополии во многом сохраняют свои доминирующие позиции и подпитываются за счет лоббирования своих интересов.




Финансовые проблемы остаются

Государство сохранило высокую долю активов в банковском секторе. В республике сейчас самый большой за последние 6 лет запас золотовалютных резервов - более $160 млрд.

Это создает надежную базу для погашения государственных внешних заимствований, которые составляют 4% ВВП.
Зато по-прежнему неблагоприятная ситуация сохраняется на рынке внутреннего долга. В 2003 г. каждый 13-й корейский заемщик не смог погасить взятый им кредит. Суммарная внутренняя задолженность достигала $354 млрд, или 76% ВВП
К финансовым проблемам тесно примыкают политические. Корейское общество сотрясают коррупционные скандалы, в которые втянуты высшие эшелоны власти.
В такой непростой ситуации правительство страны ищет пути для поддержания на плаву экономики. Выход видит в том, чтобы поддерживать основные отрасли, в первую очередь - автомобилестроение. Другой путь - поиск новых рынков сбыта.

Сейчас важнейшим партнером становится Китай. Это стало возможным после нормализации политических отношений между двумя странами.

В будущее - с оптимизмом

У руководства Южной Кореи более чем амбициозные задачи на будущее. Цель - превратить государство в одно из ведущих в мире, причем не только по экономическому, но и по политическому весу.
Для достижения этих стратегических целей правительство страны определило несколько направ-лений:
- совершенствование технологии и человеческого потенциала;
- создание транспортного, информационного узла в Северо-Восточной Азии; статус члена большой десятки;
- стабильные трудовые отношения, рыночные реформы;
- сбалансированное национальное развитие;
- совершенствование социальной ПОЛИТИКИ;
- политическая, административная и социальная реформы.
Основной задачей первого направления является создание эффективной национальной инновационной системы. Она включает в себя новый уровень сотрудничества между промышленностью и академической наукой.

Большое место уделяется повышению потенциала человеческого капитала на основе реформы образования, интеграции человеческих ресурсов в развитие экономики.
Смысл следующих направлений - достижение открытости в экономике, снятие ограничений на пути иностранных инвестиций, улучшение логистики основополагающих систем в экономике.
Основное направление рыночных реформ ориентировано на установление прозрачной и честной корпоративной системы, отвечающей мировым стандартам. Для этого будут проводиться мероприятия по совершенствованию корпоративного управления, реструктуризации финансового сектора, в том числе приватизации финансовых институтов.
Очень большое значение уделяется задаче сбалансированного национального развития. Предполагается продолжить процесс децентрализации власти, передачи дополнительных полномочий на местный уровень.

В рамках этого курса Южная Корея намерена проводить новую аграрную политику, которая включает стимулирование фермерских хозяйств фабричного типа, совершенствование системы сбыта продукции. А кульминацией и закреплением новых тенденций станет строительство новой столицы в провинціи Чунчеонг,
Еще одна цель - совершенствование социальной политики включает много аспектов. Эго и улучшение ситуации на рынке жилья, и снижение стоимости частного образования, и повышение роли женщин в обществе.
Завершают пирамиду стратегических целей политическая и административная реформы. Политическая реформа направлена на снижение коррупции в обществе, устранение барьеров для честной конкуренции, увеличение прозрачности государ сівенных и общественных структур.

Административная реформа включает бюджетные и налоговые изменения с целью повышения подотчетности бизнеса, повышения самостоятельности регионов.
В доказательство, что эти планы выполнимы, корейцы приводят следующие факты: 40% населения в Возрасте 25-35 Лет Имеют университетские степени; страна занимает 3-е место в мире по доступности Интернета, а по доле его пользователей в процентах от населения - 2-е. Среди стран региона Южная Корея занимает 2-е место по развитию наукоемких отраслей экономики.
Население оптимистично смот рит в свое будущее. Согласно опросу, почти 45% респондентов считают, что перспективы страны улучшаются, и 26% полагают, что они остаются на прежнем уровне.

И то, что большинство корейских граждан уверены, что дальше будет еще лучше, есть главный итог последних 40 лет развития Южной Кореи.



Содержание раздела