d9e5a92d

Возникают своего рода альянсы

Стоимость груза одного такого самолета составляет, по самым скромным подсчетам, не меньше миллиона зеленых. Чтобы полнее представить значение этого факта, говорится далее, следует напомнить, что общая сумма официальных инвестиций со стороны России в КНР оценивается в 120 млн долларов [201].
Возникают своего рода альянсы дельцов России и Китая, которые специализируются на коммерческой деятельности. Естественно, что участники таких альянсов получают известную выгоду, но терпит ущерб или подвергается опасности только население нашей страны, но не КНР.

В частности, в 19961997 гг. один такого рода альянс ввез в Россию из Китая 23 вагона пиротехники. Груз (600 тонн) был оформлен, как елочные игрушки. Таможне еще предстоит выяснить, кто и за сколько поставил на все коробки с грузом штамп: Не вскрывать!

Торговля пиротехникой в те времена приносила до 1500% прибыли, и нет сомнений, что услуги таможенников были должным образом оплачены. Военные только диву давались 23 вагона ввезены на территорию России, и никто не поинтересовался их содержимым!
Стоимость ввезенной пиротехники оценивается в 5 млн долларов, хотя в поддельных документах значилась в два раза меньшая сумма. Из 600 тонн на складах Мосинопторга в 1999 г. было конфисковано 250 то, что осталось нереализованным.

Срок хранения пиротехники максимум два года, значит, все эти горы взрывчатки заведомо опасны для применения. Приходит на память случай в Москве в Центральном парке в 1998 г.: в результате взрыва заряда был ранен милиционер.

Салютный заряд не взлетел и разорвался в толпе. Может быть, и он был приобретен со склада Мосинопторга, делал свои выводы журналист [202].
На Дальнем Востоке приобрела большие масштабы и контрабанда цветных металлов. Сбор их лома достиг в Приморском крае в последнее время просто угрожающих масштабов.

А заканчивается цепочка переплавкой и нелегальным вывозом в КНР [203].
Существует еще одна специфическая область бизнеса граждан КНР в РФ. Они исходят из того, что собака это деньги, и отправляются в нашу страну за собаками. По сообщениям печати, они приезжают только за большими собаками. По всей Сибири собирают мастифов, сенбернаров, афганских борзых и немецких овчарок собак не просто любимых в России, а членов семьи в полном смысле слова.

Автобусами везут через границу в КНР. Спрос на них там чрезвычайно высок.

Тысячи животных уже вывезены из Сибири незаконно, насильно.
Местные российские собачьи дельцы либо скупают собак по дешевке, либо воруют. Часто хозяев запугивают и вынуждают продавать собак за бесценок или вырывают псов из рук детей во время прогулки. Торговцы легко находят помощников, готовых предоставить им поддельные справки от ветеринара, родословные и документы для прохождения через таможню.

До отправки в КНР собаками набивают пустые квартиры, привязывают их к радиаторам.
Китайцы, приезжающие в Красноярск за этим живым товаром, рассказывают, что бум в КНР начался тогда, когда там отменили запрет на содержание крупных собак. Тут же у китайских нуворишей стало престижным иметь большую собаку. Говорят также, что собак из России используют для разведения, с тем чтобы снабжать китайский рынок собачьим мясом (треть собак погибает в дороге).

Только через пограничный пункт Благовещенск в 1999 г. было вывезено 883 собаки, причем не только из местных краев. Животных привозили из Москвы, Петербурга и даже Литвы. Сами собачьи дельцы признают: Жестокость к собакам и жадность без этого бизнес не пошел бы.

Китайцы тоже всем должны платить: нашим и своим пограничникам, милиции, таможне. И нас, бывает, обманывают, и китайцев.

Могут даже убить.
Китайцы начали приезжать в Россию за собаками в 19971998 гг. Сначала они пошли по клубам собаководства, но цены показались им слишком высокими. Тогда они начали действовать через посредников. Вскоре образовалось очень много таких посреднических групп, а так как собак все меньше и меньше, конкуренция между группами все жестче.

Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ приняли проект федерального закона О защите животных от жестокого обращения [204]. Остается надеяться на то, что в этой сфере будет со временем наведен порядок.
В октябре 1997 г. наши газеты сообщали, что блокирован воздушный мост между Россией и КНР; государства несут невосполнимые коммерческие потери.
Отлаженный механизм торговли между Россией и Китаем потерпел самую крупную за последние годы аварию. Тысячи тонн китайского ширпотреба не попали на российский рынок. Главное управление гражданской авиации Китая (ГУГАК) с 1 октября 1997 г. ввело ограничительные меры и вывело из строя ключевую систему обеспечения товарооборота воздушные грузоперевозки.



Грузопоток был обрублен. Вместо 1012 ежедневных рейсов авиаперевозчики с трудом делали один, в лучшем случае два рейса.

Ситуация складывалась, по мнению экспертов, не просто чрезвычайная, а катастрофическая для всех участников двусторонней торговли, поскольку львиная доля товарных поставок до тех пор осуществлялась по воздуху.
Распоряжение ГУГАК устанавливало особые правила регистрации нерегулярных рейсов иностранных грузоперевозчиков. Им было разрешено использовать только собственные самолеты либо находящиеся в так называемом сухом лизинге машина взята в аренду без экипажа.

Ограничения затронули деятельность преимущественно авиакомпаний России и государств СНГ.
О таком нововведении узнали случайно за несколько дней до его вступления в силу. Местные аэродромные власти просто отказались обслуживать российские самолеты, сославшись на внутриведомственное распоряжение. Работая на китайском рынке, невольно привыкаешь к нештатным ситуациям, признался управляющий одной из авиакомпаний.

На этот раз нас тряхнуло так, что мы чуть не потеряли рулевое управление.
Все дело в том, что основной объем грузов перевозится нашими компаниями именно тем способом, на который введен запрет, самолетами, находящимися в мокром лизинге, т.е. арендованными вместе с экипажами. Отказаться от него и в одночасье перейти на сухой лизинг они просто не в состоянии для этого нужно обзаводиться летным составом, перезаключать арендные договоры, менять сложившиеся отношения с владельцами самолетов. На эту работу могут уйти месяцы, а то и годы.

Собственные самолеты компаний-перевозчиков можно было пересчитать по пальцам, с существовавшим объемом грузоперевозок справиться они не могли. И с вводом новых правил российские компании-перевозчики фактически вынуждены были остановить свою деятельность.
В международной практике, кстати говоря, две формы лизинга сухой и мокрый используются на равных правах. Введенный запрет плод самобытного китайского творчества. Как считают эксперты, неожиданное изменение правил игры учинено в откровенно протекционистских целях.

Китайские перевозчики в результате становятся монополистами на рынке грузоперевозок, а их конкурентов из России и других стран СНГ принуждают с него уйти.
Предпринятая попытка с помощью ведомственного распоряжения устранить иностранных соперников, однако, поражает не столько вероломством, сколько стремлением добиться своего любой ценой, даже ценой разрушения самого рынка. Под удар поставлены интересы китайских производителей. Тысячи фабрик по всей стране работают по российским заказам, их продукция ложится мертвым грузом на складах. Китай лишается притока наличной валюты по прикидочным оценкам, оборот челночной торговли составлял в 1996 г. больше двух миллиардов долларов.

Совершавшие многолетние набеги за китайским товаром коммерсанты всех стран СНГ стали сворачивать дела. Подскочившая в три раза цена на перевозки (с 3 до 8 долларов за килограмм) превратила их бизнес в убыточный.

Некоторые закупщики сразу же отправились в Объединенные Арабские Эмираты: тамошний рынок предлагает товары, не уступающие по цене и качеству китайским, да и доставка обходится дешевле 2 доллара за килограмм.
В сложившейся ситуации действия ГУГАК выглядели абсурдно. Во всяком случае, по воле одного из своих департаментов, уважаемое ведомство понесло немалые убытки почти 3 млн долларов в месяц за обслуживание и проводку самолетов российских грузоперевозчиков.
Несмотря на такие разрушительные последствия запрета, пересматривать его ГУГАК, судя по всему, не собирается. А российская сторона в лице Федеральной авиационной службы не бросилась на выручку пострадавшим грузоперевозчикам.

Только посольство РФ в Пекине послало предупредительный сигнал: данное решение может стать ненужным раздражителем в канун очередной российско-китайской встречи в верхах [205].
Таким образом, в области челночной торговли китайская сторона предпринимала в 1997 г. меры с тем, чтобы лишить наших коммерсантов возможности зарабатывать на чартерных рейсах грузовых самолетов с китайскими товарами. Пекин, не стесняясь, употреблял государственную власть, чтобы обеспечить коммерческие интересы только китайских деловых людей.

Чиновники же из МИД РФ были озабочены тем, чтобы не испортить настроение лидеров своей страны и КНР во время их очередной встречи.
В 1998 г. эта область наших двусторонних отношений вновь переживала встряски. 30 июня 1998 г. Государственный таможенный комитет России (ГТК) издал распоряжение о полном таможенном досмотре грузов, перевозимых авиатранспортом.

Это распоряжение парализовало грузовые перевозки. На прикол встали более 100 из 200 работающих грузовых самолетов. Десятки челноков, рассчитывавших по старинке ввезти и вольготно растаможить товары, бросили свое добро прямо в лайнерах. Оплата реальных пошлин оказалась им не по карману.

Цены на барахолках взлетели на 2030 процентов.
В августе того же года действие этого распоряжения было приостановлено вплоть до особого указания. Это означало, что перед челноками снова открывается возможность торговать. ГТК пошел на попятную.

Но на самом деле приостановленное распоряжение может возродиться в любой момент, так как полностью соответствует существующим правилам. Фактически ГТК под давлением обстоятельств принял решение и дальше смотреть сквозь пальцы на полуконтрабандный челночный импорт.
Вводя полный таможенный досмотр авиатранспорта, в ГТК признали, что начали скрести по сусекам в поисках средств пополнения бюджета. Без полного досмотра таможня собирает с 40 тонн груза, привезенного самолетом Ил-76, 1825 тыс. долларов.

Полный досмотр позволял увеличить пошлины (с одного самолета) до 300500 тыс. долларов.
Известны случаи, когда торговцы декларировали на китайской границе вывоз товаров на 23 млн долларов, а прибыли в российской аэропорт на многократно меньшие суммы.
Челночная торговля прозрачна, навести порядок в сборе таможенных платежей не составляет труда.
Правительственная политика, направленная на усиленное налогообложение потребления, требует жесткого отношения к импорту ширпотреба. Поэтому отказ от полного таможенного досмотра авиатранспорта явление временное [206].

И в октябре 1998 г. правительство РФ в очередной раз предприняло попытку поставить под контроль челночный бизнес, стремясь ужесточить контроль за его налогообложением.
По неофициальным данным, на сегодняшний день в России насчитывается от 18 до 30 млн человек, торговый бизнес которых не подпадает под налогообложение. При этом многие из челноков официально числятся безработными.

Торговый оборот их деятельности оценивается в 1520 млрд долларов. Большая его часть традиционно ориентирована на импорт потребительских товаров из Китая, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов. Однако в последнее время появился и новый вид операций нелегальный экспорт российских товаров.

Общий объем подобного экспорта оценивается в 2 млрд долларов. В связи с финансовым кризисом осенью 1998 г. Госналогслужба предлагала ввести лицензирование предприятий, занимающихся нелегальной торговлей. Челноков пытались регистрировать в качестве предпринимателей.

В результате они еще больше уходят в тень [207].
В 1998 г. в нашей печати сообщалось, что в Москве появился свой чайна-таун; причем его обитатели живут закрыто и на трудности не жалуются [208]. Можно сказать, что постепенно формируется некий уклад жизни граждан КНР во время их пребывания в нашей стране.

Речь идет о тех китайцах, которые в том или ином качестве принимают участие в торговле китайскими товарами на территории России.
Скорее всего, с годами, а эта деятельность продолжается уже почти десять лет, сложился механизм, состоящий из нескольких частей.
В Китае есть теперь специалисты по нашему рынку. Они часто бывают в России или практически постоянно находятся здесь, внимательно следят за ситуацией и вносят предложения о видах и качестве товаров, которые в тот или иной момент можно завезти из КНР и продать за живые деньги обычным русским покупателям. Очевидно, что существуют фирмы, специализирующиеся на производстве таких товаров.

Это делается на предприятиях различного масштаба, но вполне организованно. Отработаны каналы переброски изготовленных товаров в нашу страну.

Здесь используются различные пути, начиная от провоза товаров мелкими партиями в багаже частных лиц и кончая грузовыми самолетами, а также другие виды транспорта.
В 20002001 гг. получил распространение метод муравьиной переправки. Наши граждане получают товар от китайцев, провозят его в индивидуальном порядке под видом личных вещей или своего багажа через границу (скажем, из Казахстана) и сдают товар кирайским торговцам на нашей территории.
Газета Известия писала, что пограничники на российско-казах-станской границе рассказывают:
Знаете, что такое муравьиная переправка? Не знаете? Челноки это уже вчерашний день. Этот метод они где-то с октября 2000 г. освоили.

Крупные поставщики дробят партию товара на небольшие баулы, килограмм по пятьдесят, нанимают женщин, и те перевозят его по железной дороге. А уже в России товар снова собирают. В итоге получается колоссальная экономия.

Официальным путем за одну фуру китая надо заплатить 18 тысяч долларов, а по-муравьиному со всеми взятками, пошлинами и билетами тысячи 23. В каждом вагоне сидит сопровождающий груза: он следит за тем, чтобы курьер не попытался кинуть фирму.

Все продумано.
В России товар попадает на специально созданные базы. В ряде случаев это и есть то, что в упомянутой газетной корреспонденции названо чайна-таунами китайскими кварталами, китайскими поселениями на нашей территории. Иными словами, появились постоянно действующие товарные базы, которые обычно представляют собой арендованные или купленные, возможно подставными российскими фирмами, здания или даже несколько зданий, которые практически находятся в полном ведении китайцев. Это как бы анклавы китайцев на нашей территории.

Там свой суд, своя власть, своя, если необходимо, расправа. Кстати, появлялись сведения и о том, что именно там работают умельцы, изготовляющие фальшивые паспорта для тех, кто желает ими пользоваться в РФ или в других странах.
Обитатели такого рода чайна-таунов никак не смешиваются с нашим населением. Речь никоим образом не идет о включении таких довольно долго живущих на нашей территории граждан КНР в состав населения России в каком бы то ни было смысле.

Для этой категории граждан КНР существуют даже свои средства массовой информации, начиная от газет и кончая радио- и телевизионными станциями.
Попутно можно отметить, что существует одно весьма специфическое обстоятельство. Практически одной из своеобразных торговых баз, через которые ведется торговля на территории нескольких регионов РФ, служит Чечня.

Туда доставляются китайские товары, и уже с территории Чечни их перевозят в прилегающие к Чечне районы РФ, где и продают. Таким образом, между некими китайскими торговыми организациями и чеченскими соответствующими организациями установлена связь, созданы каналы, через которые товары из КНР попадают сначала в Чечню, а затем в различные регионы нашей страны. Вполне очевидно, что от перепродажи этих товаров имеют прибыль и китайские и чеченские продавцы.

Кстати, при переброске таких товаров чеченцами через административную границу Чечни с прилегающими к ней районами России никаких пошлин и таможенных сборов не взимается.
Вернемся к механизму реализации китайских товаров на территории РФ. Из упомянутых чайна-таунов они попадают в торговлю. Кое-что китайцы продают сами в индивидуальном порядке. Однако существует и сеть сбыта таких товаров через торговые фирмы, формально находящиеся во владении граждан РФ.

Продавцы собирают выручку живыми деньгами. Далее, существует отлаженный механизм сбора этих денег, российских рублей, и их перевода в американские доллары.

Доллары же перебрасываются различными путями в КНР.
Вполне очевидно, что эта система работает уже несколько лет и приносит китайской стороне большие прибыли; ежегодно такой метод торговли дает миллиарды долларов.
К этому можно добавить, что существует и другая ветвь той же системы продажи китайских товаров на нашей территории. Речь идет о тех гражданах РФ, которых обычно называют челноками.

Они постоянно курсируют между местом своего проживания в РФ и базами приобретения китайского ширпотреба на территории КНР.
Во многих китайских городах в этих целях созданы специальные гостиницы, рестораны, рынки, целые кварталы, где все предназначено для того, чтобы как можно быстрее продать челноку китайские товары, получив за это рубли или доллары. Собственно говоря, челноки выполняют ту же задачу, что и сеть российских фирм, торгующих китайскими товарами на нашей территории и получающих товар из чайнатаунов.
В целом можно констатировать, что в данном случае имеет место интерес к такого рода торговле с обеих сторон. Правда, в выигрыше оказывается главным образом китайская сторона.

Возникают сомнения в том, что российское государство получает всё, что ему положено, и от перемещения этих товаров через границу, и от торговли ими на нашей территории.
Необходимо отметить, что функционирование упомянутого механизма, вполне вероятно, связано с работой внутри него неких криминальных структур, а также с коррупцией неких чиновников государственного аппарата. Возникает также вопрос о степени участия во всей этой деятельности органов власти КНР; во всяком случае, китайские власти всемерно способствуют существованию и налаженной работе этого механизма, стремясь содействовать получению прибыли именно соответствующими китайскими фирмами.
В ноябре 1998 г., в дни визита в Россию председателя КНР Цзян Цзэминя центральное телевидение показало репортаж с российско-китайской границы в Приморье [209]. Судя по этому материалу, поток китайских граждан, прибывающих в нашу страну легально или нелегально, довольно значителен.

При этом пограничная и таможенная служба работают с перегрузкой.
В основном к нам прибывают китайские граждане, у каждого (или у каждой) из которых много объемистых сумок с товарами ширпотреба или продовольственными товарами. В репортаже пояснялось, что все это предназначено на продажу.

Местные жители жалуются на поведение приезжих в общественных местах, сетуя на разницу в привычках и культуре. Подростки говорят, что их обижают и бьют, когда рядом нет взрослых россиян. Пограничники утверждали, что через границу постоянно и без документов тайком просачиваются граждане КНР.

Некоторых из них задерживают на нашей территории. Показали несколько таких людей. Один из них на ломаном русском языке требовал равноправия.

Когда же пограничник попросил его предъявить паспорт и визу, гражданин КНР не сделал этого.
Первого декабря 1998 г. московская налоговая полиция, как сообщала телевизионная компания РТР в ночном выпуске Вестей (около часа ночи 3 декабря 1998 г.), провела рейд по обменным пунктам города Москвы. На Новом Арбате в самом центре столицы России в одном из обменных пунктов были обнаружены 20 китайских граждан. Кроме них, других клиентов в помещении обменного пункта не было. У каждого из этих граждан КНР имелись большие сумки, битком набитые рублями.

У каждого из 20 человек было при себе от 50 до 100 миллионов рублей для обмена на доллары. В общей сложности 20 китайцев (или стоящие за ними криминальные структуры?) предполагали получить за один день до 50 млн долларов.
Этот обменный пункт принадлежит коммерческому банку Совинком. Объявление о существовании обменного пункта помещалось в газетах, которые организации граждан КНР издают в Москве на китайском языке. Налоговая полиция полагает, что это один из каналов, по которым из страны ежемесячно уходят до полутора миллиардов долларов. (За год эта сумма может составить от 15 до 20 млрд долларов.)
В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что возникает вопрос о существовании организованной преступности и ее соответствующих структур (вероятно, при совместных действиях российских и китайских криминальных организаций), которые в громадных масштабах наносят колоссальный ущерб России. Они анализируют наш рынок, производят соответствующие товары на промышленных предприятиях КНР, специально работающих на эти структуры, забрасывают к нам эти товары по различным каналам (по воздуху, наземным транспортом, от имени организаций и через якобы частных лиц). Реализуют их различными способами, в том числе (а может быть, преимущественно) через сеть торговых российских фирм (своего рода новых российских компрадоров). Собирая выручку, дают взятки всем, от кого зависит существование таких структур и уклонение от уплаты налогов в РФ.

Обменивают выручку на доллары в огромных количествах и вывозят сотни миллионов долларов из России по неизвестным, подпольным, а возможно, и иным каналам.
Вероятно, что такова сегодня основная схема того, что китайская сторона именует торговлей, которую ведут частные лица, а у нас это видится как челночный бизнес с китайской стороны.
Осенью и зимой 1998 г., а также весной 1999 г. Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) провела ряд обысков в Москве в помещениях, которые использовали в качестве товарных складов сотни фирм, принадлежащих гражданам КНР. Были изъяты товары (кожаные куртки, плащи, дубленки) на 20 миллионов долларов.

По утверждениям китайских торговцев, у них также изъяли миллион долларов наличными.
Сотрудник оперативного управления ФСНП утверждал, что китайцы попросту не хотят делиться доходами с российским государством: ФСНП двумя руками за развитие челночной дипломатии, но увы, большинство китайских торговцев не платит в бюджет нашей страны и половины налогов. Налоговики основывали свои выводы на том, что бухгалтерия подавляющего большинства китайских фирм напоминает авгиевы конюшни или, что еще хуже, вообще отсутствует. Из документов, представленных фирмами в налоговые инспекции, следовало, что ни руководители, ни персонал по нескольку лет не получали зарплаты, а прибыль предприятий равнялась нулю.

При этом, по данным Государственного таможенного комитета России, поступившим в ФСНП, немалая часть валюты, вывезенной в 1998 г. из РФ, оказалась в КНР. Даже при беглом подсчете получается, что сумма превышает 100 млн долларов [210].
Беспокоит людей в нашей стране и вопрос о китайской миграции.
За 1990-е гг. численность граждан КНР, которые постоянно или относительно постоянно находятся в России, возросла, по некоторым данным, минимум в двадцать раз. В то же время ни одно из государственных учреждений не может назвать точные цифры.



Содержание раздела