d9e5a92d

Восточно-Туркестанская Республика

В частности, эта Восточно-Туркестанская Республика питала надежды на поддержку со стороны СССР. Таким образом, в реальной жизни это был для нас еще один вопрос об ипостасях Китая и об отношении к ним.

ВосточноТуркестанская Республика вскоре приказала долго жить, а эти земли остались в составе Китая.
Наконец, на территории Китая с 1920-х гг., даже во время его борьбы против японской агрессии, велась, по сути дела, смертельная борьба в разных формах и весьма продолжительная по времени между враждебными друг другу политическими силами китайской нации между Китайской Республикой и руководившей ею партией Гоминьдан Китая (Националистической партией Китая), с одной стороны, и Особым районом Китая, руководимым партией Гунчаньдан Китая (Коммунистической партией Китая).
Этот феномен был и остается до сих пор самым важным в этой области международных отношений. Мировое сообщество наций встретилось с двумя ипостасями Китая.

Многим нациям, да и подчас сообществу наций в целом приходилось и приходится на практике отвечать на вопрос, что делать, как поступать, вырабатывая линию поведения в отношении каждой из этих ипостасей Китая.
Ситуация складывалась таким образом, что главные партнеры Китая во Второй мировой войне, СССР и США, имели в той или иной степени контакты и связи с обеими ипостасями Китая, с обеими частями китайской нации, с их властными структурами. На мировой арене Китай и тогда, во время Второй мировой войны, выступал по меньшей мере в двух своих основных ипостасях.

Считаться с ними приходилось и внутри страны, и на мировой арене.
При создании ООН в 1945 г., учитывая ситуацию и внутри Китая, и на мировой арене, Китай формально был представлен делегацией одного государства Китайской Республики. Но по сути дела, это была объединенная делегация представителей обеих главных ипостасей китайской нации в состав делегации входил представитель КПК Дун Биу.

По сути дела, и для Китая как нации, и для мирового сообщества наций оказалась приемлемой при создании ООН формула: одна нация одно государство (по форме) две ипостаси, две политические силы (по существу).
В 1949 г. ситуация изменилась. Часть китайской нации и ее ведущая политическая сила того времени Коммунистическая партия Китая в опоре на свои вооруженные силы 1 октября 1949 г. создала новое государство Китайскую Народную Республику (Чжунхуа Жэньминь Гунхэго). Перед сообществом наций возникла новая задача.

Китай предстал на мировой арене в виде двух ипостасей, теперь уже двух государств. Иначе говоря, продолжало и продолжает существовать государство китайцев, созданное и начавшее функционировать с 1 января 1912 г., Китайская Республика.

В свое время Китайская Республика была одним из основателей ООН и постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Одновременно появилось новое государство Китайская Народная Республика. В момент провозглашения этого нового государства Китайская Республика держала под своим контролем и часть китайского материка, в том числе провинцию Сычуань с крупным городом Чунцином, и прибрежные острова, включая остров Тайвань.

Затем во-оруженные силы КНР вытеснили своих противников с территории континентального Китая.
Создалась ситуация, при которой большинство населения страны (или большинство китайской нации) стало жить в Китайской Народной Республике, тогда как ранее оно проживало в Китайской Республике. Меньшинство продолжало жить в Китайской Республике.

Несмотря на это, большинство членов мирового сообщества наций продолжало иметь дипломатические отношения с Китайской Республикой, а меньшинство прекратило отношения с Китайской Республикой и установило отношения с Китайской Народной Республикой. Так поступило, в частности, и наше тогдашнее государство, СССР.
Другими словами, мировому сообществу, каждому из его членов, пришлось выбирать между двумя ипостасями Китая, когда речь шла о дипломатических отношениях и когда стоял вопрос о членстве в ООН. При этом выбор не определялся и тогда, и в дальнейшем на протяжении более двух десятилетий размерами территории или населения той или иной ипостаси Китая, того или иного государства китайцев.
Прошли годы, и мировое сообщество изменило свой взгляд. Решение в данном случае зависело от США. Учитывая, прежде всего, взаимную заинтересованность наций в поддержании нормальных отношений, исходя из своей оценки перспектив развития ситуации в мире и в самом Китае, США и большинство государств мира изменили свою позицию и установили дипломатические отношения с КНР, прекратив их с Китайской Республикой. Теперь уже с Китайской Республикой на острове Тайвань, территория которой и ограничивается практически только этим островом.



Китайская Народная Республика стала членом ООН и постоянным членом Совета Безопасности ООН вместо Китайской Республики, которая потеряла место в ООН.
В то же время произошло, как это и ранее случалось в истории, разграничение вопроса о связях между нациями и связях между государствами и о связях дипломатического характера. Все это не равнозначные вещи. Связи между нациями, по сути дела, являются всеобъемлющими связями между народами и странами; они включают в себя связи между государствами, но значительно превосходят их по объемам и формам.

Связи между государствами, в свою очередь, включают в себя и дипломатические отношения, но значительно превосходят их по формам и объему.
На практике сложилась ситуация, при которой оказалось, что в том случае, когда нация выступает на мировой арене в нескольких ипостасях, будь то несколько государств или государственноподобных образований, несколько политических отдельностей или образований, для других наций возможно иметь дипломатические отношения с каждым из них по отдельности, особенно в том случае, если все они сами против этого не возражают. Но возможен и иной вариант, когда связи дипломатического характера можно иметь лишь с одной ипостасью нации, скажем, с одним из ее государств.

Так бывает в том случае, когда эта ипостась возражает против установления дипломатических связей с другими ипостасями нации, а партнеры заинтересованы, прежде всего, в дипломатических отношениях именно с данным государством.
В то же время можно иметь не дипломатические, но межгосударственные отношения с другими частями нации, ее другими ипостасями. При этом оказывается достаточным заявления о том, что эти связи не носят политического характера.
Таким образом вычленяются отношения между нациями, отношения между государствами, дипломатические отношения между государствами, отношения политического характера, отношения экономического характера, отношения в области культуры и так далее. Допускается всеми участниками установление и поддержание связей экономического, культурного и иного, лишь бы не политического, характера при отсутствии дипломатических связей.

Связи экономического, культурного и правового характера могут приобретать характер межгосударственных связей. Например, могут подписываться документы за подписями заместителей министров или министров экономики между соответствующими партнерами.

Эти связи могут приобретать форму межправительственных соглашений в тех случаях, когда их объемы и характер требуют гарантий со стороны правительственных ведомств соответствующих государств.
Может складываться ситуация, при которой проводится различие между дипломатическими отношениями (которые, как правило, в нынешнем мире устанавливаются либо только с одним из государств нации, либо с несколькими ее государствами, но при согласии на это как самих частей данной нации, так и мирового сообщества) и межгосударственными отношениями, которые в разных формах могут устанавливаться со всеми частями той или иной нации; прежде всего это относится к экономическим и культурным связям. Государства или нации могут иметь и дипломатические и межгосударственные отношения с частями нации.

Наконец, можно отдельно выделить отношения между нациями и между народами или говорить отдельно об отношениях только между народами.
Эти отношения существуют. По сути дела, в истории человечества они появились раньше, чем отношения между государствами, во всяком случае, они возникли раньше, чем дипломатические и межгосударственные отношения.

Они могут поддерживаться и при наличии дипломатических, межгосударственных отношений, и в их отсутствие. Примером такого рода отношений могут служить связи между КНР и Японией с 1949 г. до установления между этими государствами дипломатических отношений в 1970-х гг.
Вопрос об ипостасях той или иной нации имеет несколько аспектов. Они существуют одновременно и тесно взаимосвязаны и переплетены. Это, прежде всего, взаимоотношения между самими частями одной нации. От их характера зависят и отношения внутри нации, и принципиальное положение и состояние отношений каждой из ее частей и внешним миром, с другими нациями.

Если обе части нации благосклонно относятся к развитию всевозможных отношений с внешним миром и своих собственных и другой или других частей своей же нации (или допускают такое развитие) это одна ситуация. Если такого благосклонного отношения нет возникает другая ситуация.
Далее, существует такой аспект, как отношения наций на мировой арене. Здесь каждая из частей той или иной нации, если она выступает в своей отдельной и самостоятельной ипостаси, имеет свои интересы.

Мало того, в той или иной степени в ней заинтересовано и это самое главное мировое сообщество или его части.
Такая же ситуация складывается и применительно к тем или иным регионам земного шара. При этом она осложняется еще и процессами глобализации, которые охватывают и политическую и экономическую сферы жизни. Причем процессы глобализации происходят и одновременно и разновременно в разных областях и государствах, в разных частях мира.

Каждый их участник может находиться на одних и тех же или на разных этапах глобализации, применительно к своей стране.
Наконец, у каждых двух партнеров в мире, вне зависимости от того, являются ли эти партнеры единственными представителями своей нации или представителями разных ее частей, могут существовать важные общие интересы, которые заставляют таких партнеров находить формы взаимоотношений, которые либо вписываются в уже известные схемы, либо создают новые ситуации и формулы.
Исходя из всего сказанного, можно попытаться рассмотреть ситуацию с нынешними ипостасями Китая на мировой арене.
В XXI век китайская нация вступает в двух ипостасях. И если говорить о взаимоотношениях двух современных ипостасей Китая, то начать необходимо с того момента в истории, когда наряду с Китайской Республикой появилось еще одно китайское государство Китайская Народная Республика, с 1 октября 1949 г., когда было объявлено о создании КНР.
Одновременно продолжала существовать Китайская Республика. Начался период военного противостояния этих двух ипостасей Китая, двух государств китайской нации, существующих одновременно.
КНР поставила одной из важных целей свой политики освобождение Тайваня; имелось в виду, главным образом, применение вооруженных сил для выполнения этой задачи. Политика же Китайской Республики определялась тогда формулой: период мобилизации нации на подавление коммунистического бунта.

Прошло 30 лет, и в 1979 г. были установлены дипломатические отношения между США и КНР. Вполне очевидно, что это явилось следствием определенной договоренности между Вашингтоном и Пекином по вопросу о взаимоотношениях между Китайской Народной Республики и Китайской Республикой как двумя частями китайской нации, двумя ее ипостасями.
В январе 1979 г. Дэн Сяопин заявил американским конгрессменам: Мы более не употребляем термин освобождение Тайваня. Сколько времени ни заняло бы возвращение Тайваня в лоно Родины, мы будем с уважением относиться к существующим там реалиям и системе [247].

КНР прекратила говорить о политике освобождения или мирного освобождения Тайваня и начала руководствоваться формулой мирное воссоединение или мирное объединение, возвращение Тайваня в лоно Родины. Это стало окончанием периода военного противостояния и началом периода мирного противостояния, мирной конфронтации в отношениях между двумя ипостасями Китая.
В 1981 г. председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей маршал Е Цзяньин выдвинул программу действий в этой области. (Кстати, именно маршалу Е Цзяньину принадлежала заслуга отстранения от политической деятельности сразу же после смерти Мао Цзэдуна его ближайших приверженцев, включая вдову Мао Цзэдуна Цзян Цин; маршал Е Цзяньин оказался также единственным из китайских руководителей, кто смело назвал политический строй при правлении Мао Цзэдуна феодально-фашистской диктатурой.)
Он отметил, что имеет место раскол китайской нации, т.е. начал с констатации факта, положив в основание своей концепции понятие нация и заговорив о ее временном расколе.
Далее он предложил начать переговоры на паритетных условиях между партиями между Коммунистической партией Китая и партией Гоминьдан, с тем чтобы сотрудничество между ними имело целью объ- единение Родины.
Таким образом, Е Цзяньин сразу же вывел вопрос из сферы прямого взаимодействия государств, оставил в стороне вопрос о государствах китайской нации. Во главу угла он поставил проблему объединения Родины, Китая как страны и нации.

При это он предложил вести переговоры на паритетных началах, принимая принцип равноправия сторон на уровне представителей двух политических партий, каждая из которых фактически руководила своим государством. Деликатный вопрос о двух государствах в программе Е Цзяньина не препятствовал началу переговоров.
Признавая факт существования народа Китая по обе стороны Тайваньского пролива, Е Цзяньин выступил за налаживание общения между людьми.
И здесь он начал с понятия народ, поставив отношения между частями нации выше понятия отношений между государствами и предложив немедленно возобновить контакты и обмены между людьми. Тем самым отношения между нациями, международные отношения оказывались приоритетными. Само общение народов должно было со временем создать основу для новых подходов к проблеме взаимоотношений государств.

И в данном случае вопрос о государствах не должен был препятствовать началу общения между людьми частицами нации.
Маршал Е Цзяньин обещал, что и после объединения страны Тайвань сохранит право на высокую степень самоуправления на правах особого административного района.
Таким образом, именно Е Цзяньину принадлежит идея предоставления особых прав административной единице в составе государства. Он пояснил, в чем могли бы заключаться эти права. Обещал, что Тайвань сохранит свои вооруженные силы.

Обещал, что центральное правительство не будет вмешиваться в местные дела Тайваня. Обещал сохранение неизменности существующего общественно-экономического строя на Тайване и образа жизни населения.
Иначе говоря, сначала Е Цзяньин предлагал открыть путь к бессрочному мирному сосуществованию двух частей китайской нации, создать возможности для людей общаться между собой (это было за десять лет до падения Берлинской стены). Он предложил далее начать не ограниченные сроками переговоры между представителями политических партий на паритетной основе.
Только после выдвижения этих предложений Е Цзяньин перешел к изложению первой позиции своей стороны на будущих переговорах. Конечно, для него прежде всего существовало его государство, т.е. КНР, и правительство КНР было в его глазах центральным правительством Китая.

Вхождение Тайваня в состав КНР подразумевалось. Однако при этом на первый план он выдвинул принцип сохранения независимости и самостоятельности партнера по переговорам в ряде областей; по сути дела, он соглашался с сохранением многих основных атрибутов государства на Тайване и с сохранением социально-политического строя, образа жизни населения на острове.
Далее, Е Цзяньин обещал сохранение экономических и культурных связей Тайваня с зарубежными странами и признал неприкосновенность существующих прав собственности на Тайване. Это означало, что гарантируется и сохранение существующих порядков на острове и в то же время сохраняются связи острова с внешним миром в сфере экономики и торговли.

Е Цзяньин также обещал, что представители властей и общественности Тайваня получат руководящие посты во всекитайских политических органах и возможность принимать участие в управлении государством.
Глава парламента обещал Тайваню финансовую помощь центрального правительства, обещал свободу передвижения жителей Тайваня в континентальной части Китая. Он приветствовал тайваньские инвестиции и гарантировал их сохранность.
Наконец, Е Цзяньин заявил, что воссоединение Родины это долг каждого китайца
Итак, Е Цзяньин воспользовался понятием нации, не связывая процесс развития отношений и начало переговоров жестким предварительным условием признания китайцами по обе стороны Тайваньского пролива принадлежности к одному государству, т.е. к КНР. Вопрос о переговорах ставился в плоскость отношений между партиями без жестких сроков и условий, при сохранении вооруженных сил на Тайване и гарантиях сохранения там существующего социально-экономичес-кого строя.
Одним словом, Е Цзяньин открыл возможность бессрочного периода общения людей по обе стороны Тайваньского пролива, оставляя в стороне острый вопрос о государстве и никак не вмешиваясь в дела Тайваня, предложив вести переговоры на уровне представителей политических партий.
Е Цзяньин как бы подразумевал, что вопрос о применении вооруженных сил не относится к сфере взаимоотношений между двумя частями китайской нации, ее ипостасями на континентальной и островной частях Китая.
Прошло несколько лет. В 1983 г. Дэн Сяопин разъяснил свое видение вопроса.
Он сказал, что как особый административный район Тайвань, в отличие от других провинций, городов и административных районов, будет пользоваться определенными особыми правами. Эти права не должны противоречить интересам объединения государства, и только КНР имеет право представлять Китай на международной арене. Более конкретно права автономии особого административного района Тайвань выглядели в заявлении Дэн Сяопина так:
Он может иметь социально-экономическую систему, отличную от материковой.
Он может пользоваться правом независимого отправления правосудия и вынесения окончательного решения судом без утверждения в Пекине.
Тайвань может сохранять свои вооруженные силы до тех пор, пока они не представляют угрозы для материковой части.
Политические партии, правительство и вооруженные силы на Тайване контролируются им самостоятельно.
На Тайване не будут расположены ни войска, ни административный персонал с материка.
Тайваню будут зарезервированы места в центральном правительстве.
Дэн Сяопин также заявил, что осуществление национального объ- единения требует соответствующего подхода. Он предложил, чтобы предпочтение было отдано переговорам между двумя партиями на равноправной основе, а не переговорам между центральными и местными властями, что должно привести к третьему периоду сотрудничества (КПК и ГМД.

Ю.Г.) [249].
Но в 1984 г. Дэн Сяопин заговорил об идее одно государство два строя. При этом он отметил, что хотя в заявлении Е Цзяньина в 1981 г. и нет формулировки одно государство два строя, но эта идея фактически присутствует.

Он также сказал, что эта формулировка была выдвинута два года тому назад (т.е. в 1982 г.) при постановке сянганского вопроса. Дэн Сяопин заявил также: Тайвань является частью Китая, и в Китае можно при условии существования одного государства осуществлять два строя; при той предпосылке, что на территории с миллиардным населением около нее допустимо существование капитализма в небольшом районе и в небольшом масштабе.

Без этой предпосылки капитализм поглотит социализм [250].
Таким образом, Дэн Сяопин сместил акценты. На первое место он вынес вопрос о предварительном условии признании единственным государством китайской нации только КНР. Дэн Сяопин исключил переговоры между властями материковой и островной частей Китая. Он допустил переговоры только между партиями.

Дэн Сяопин также ввел условие, ограничивающее вооруженные силы Тайваня, т.е. фактически ввел в повестку дня будущих переговоров вопрос о размерах вооруженных сил на Тайване.
Таким образом, позиция Дэн Сяопина означала сужение сферы обсуждаемых вопросов, сферы возможного согласия. Дэн Сяопин сразу же поставил партнера в неравноправное положение.

Он с порога отрицал существование Китайской Республики. По Дэн Сяопину, понятие государства оказалось на первом месте; оно затмевало понятия нации и народа, тему общения между людьми.

С точки зрения Дэн Сяопина, не было вопроса об ипостасях нации.
Если Е Цзяньин открыл период бессрочного мирного сосуществования и переговоров между представителями двух частей китайской нации, двух ее ипостасей, то Дэн Сяопин поставил ограничители, затормозил процесс переговоров и поисков компромисса.
Какова же позиция другой стороны в нынешнем, в основном мирном, противостоянии двух ипостасей Китая?
Прежде всего, необходимо отметить, что речь идет о двух партнерах, которые находятся, если говорить об их военном потенциале, в неравном положении. КНР обладает несравненно более мощными вооруженными силами, чем Китайская Республика. Таким образом, Китайская Республика не представляет военной угрозы для КНР. Возможно, что именно поэтому Китайская Республика выступает за то, чтобы обе стороны дали обещание не применять вооруженные силы друг против друга.

А Китайская Народная Республика заявляет, что в случае, если она сочтет, что на Тайване предпринимается попытка объявить о создании нового независимого государства, она может использовать и вооруженные силы для того, чтобы не допустить такого развития событий.
В 1987 г. на Тайване было отменено военное положение. Тогда же было дано разрешение на поездки к родственникам в материковую часть Китая.

В 1991 г. было объявлено о прекращении периода мобилизации нации на подавление коммунистического бунта. Все это свидетельствовало о решении не прибегать к силе в целях достижения национального единства. Китайская Республика в своей политике по отношению к другой ипостаси Китая исходит из формулы: один Китай, две политических реальности.

В соответствии с Конституцией Китайской Республики это государство рассматривает себя как национальное правительство Китая, в то время как Китайскую Народную Республику видит как политическую реальность, которая контролирует континентальную часть Китая.
Китайская Республика, учитывая несогласие КНР с таким взглядом на вещи, вводит нейтральный термин политическая реальность вместо термина государство, а это позволяет обеим сторонам использовать данную неопределенность для творческого подхода к делу. В Китайской Республике существует программа объединения страны.

Это последовательно-стадиальный план, в соответствии с которым объединение Китая представляется императивом в целях не только единства территориального пространства, но политических свобод и равного распределения материальных благ для всех китайцев.
Предполагается, что объединение пройдет три стадии.
Первая стадия или ближайший, краткосрочный период период обменов и взаимности.
Вторая стадия или среднесрочный период период взаимного доверия и сотрудничества.
Третья стадия или долгосрочный период период консультаций и объединения.
Процесс в целом будет длительным и трудным. Объединение Китая не может быть осуществлено одни махом в силу различия в социальных, политических и экономических системах, не говоря уже о разнице в стиле жизни. Однако нет ограничений ни для одного из периодов.

Прогресс может быть медленным или быстрым; все зависит от ответа властей КНР.



Содержание раздела