d9e5a92d

Военно-техническое сотрудничество

В начале июня 1999 г. в Пекине прошли переговоры между начальником Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая Фу Цюанью и заместителем начальника Генштаба ВС РФ В.Корабель-никовым, возглавляющим Главное разведывательное управление (ГРУ). О содержании их беседы известно лишь то, что в ее ходе обсуждалась ситуация на Балканах.

По сведениям агентства Синьхуа, стороны сошлись во взглядах на действия США, заявив, что попытка Америки установить однополярный мир в интересах своего господства столкнется с резким протестом со стороны миролюбивых сил [150].
В июне 1999 г. в России побывала с визитом китайская военная делегация во главе с заместителем председателя Центрального военного совета КНР Чжан Ваньнянем. С ней встречались министр обороны И.Д. Сергеев, тогдашние Председатель правительства РФ С.В.Степашин и секретарь Совета безопасности В.В.Путин.

В те дни генерал-полковник Л.Ивашов заявлял: Мы предупреждали наших североатлантических коллег, что одним из глобальных последствий расширения НАТО и операции в Югославии станет стремительный возврат мира к биполярной системе [151].

Военно-техническое сотрудничество

Вопрос о военно-технических связях приобрел в 1990-х гг. большое значение. Очевидно, это в какой-то степени объяснялось тем, что и та и другая сторона были заинтересованы: Россия в том, чтобы продавать свою военную технику, а КНР в том, чтобы ее приобретать.

Сложности в этой ситуации возникали, главным образом, потому, что каждая из сторон желала получить выгоду. Реальная ситуация сложилась так, что с самого начала китайским партнерам удалось навязать нам такой порядок расчетов, при котором значительная часть военной продукции оплачивалась по принципу бартера. Это было экономически выгодно Пекину.

Нельзя исключать того, что при этом некоторые продажные российские чиновники и деловые люди сами обогащались, позволяя тем самым грабить население своей страны.
Схема расчетов с КНР по контрактам в области военно-технического сотрудничства не является простой. Как писали Известия, лишь часть оговоренной в контракте суммы предприятия получают непосредственно в долларах.

Значительную часть КНР выплачивает деньгами, которые можно потратить лишь на покупку товаров китайского производства, так называемой клиринговой валютой А50. Причем эти средства предприятия не могли перевести из Внешэкономбанка без уплаты довольно высокой по меркам российской банковской системы комиссии в 5%.
В 1996 г. в КНР было поставлено в 20 раз больше по стоимости летательных аппаратов, чем в 1995 г. За них получено 677 млн долларов, в том числе бартерные поставки. Всего РФ отгрузила уже 46 самолетов Су-27.

Лицензию на их производство КНР также закупила и строит в Шэньяне завод. Такие заказы помогают выжить нашим оборонным предприятиям, утверждала газета Известия [152].
В КНР этими вопросами занимались люди, очень близкие к руководству партии и государства. Хэ Пин, зять Дэн Сяопина, занимает пост начальника управления вооружений генштаба НОАК и одновременно является вице-президентом корпорации Чайна полигрупп, которая пропускает через себя миллиардные валютные потоки, идущие из госбюджета на закупку вооружений и спецтехники. Хэ Пин ключевая фигура в неуклонном росте российско-китайского военно-тех-нического сотрудничества.

Россия поставляет в Китай истребители, подводные лодки, эсминцы, оптические прицелы и т. д. [153]. По мнению экспертов Лондонского института международных стратегических исследований, Россия основной для КНР источник приобретения современных систем вооружений и военных технологий. По данным иностранной печати, КНР подписала с РФ соглашения о покупке 24 истребителей СУ-27, а также перехватчиков МИГ-31, с учетом возможности сборки самолетов в Китае.

Российская сторона предложила КНР сверхзвуковой бомбардировщик ТУ-22М с дальностью действия более 4 тыс. км и возможностью дозаправки в воздухе. КНР также приобрела российские комплексы ПВО С-300 и, возможно, приобретет несколько подводных лодок класса Кило.

Общий объем закупок уже в 1993 г. достиг 1 млрд долларов, сделав КНР крупнейшим импортером российского оружия [154].
Заключались сделки на поставку в КНР систем вооружения, которых у НОАК до того не было: дизельных подводных лодок класса Кило и зенитных ракетных комплексов С-300 ПМУ-1 дальнего радиуса действия, а также систем залпового огня Смерч. По официальным данным, выполнен контракт на поставку 26 истребителей СУ-27 и СУ-27УБ. Стоимость сделки составила 1,4 млрд долларов, включая вооружение самолетов (управляемые ракеты класса воздух воздух и пр.) и обучение персонала [155].



КНР намерена произвести по российской лицензии до 150 перехватчиков СУ-27. Более 400 российских ученых-оборонщиков работали по контракту в военных организациях в Пекине и более 2000 в КНР в целом [156].

В 1996 г. РФ продала в КНР товаров по графе специмущество на сумму в 728 млн долларов. Прирост, по официальным данным, составил более 14 процентов. (За год до этого соответствующий показатель был около одного процента.)
В 1996 г. суммарный объем российского экспорта в Китай увеличился более чем на треть, в основном за счет продажи черных металлов и удобрений, составив рекордную цифру в 5,15 млрд долларов. Вооружения составляют лишь восьмую часть того, что удалось продать в КНР.

Вместе с тем именно благодаря поставкам специмущества удается наращивать тенденцию облагораживания российского экспорта. Продукция наших оборонных заводов направляется в КНР по статье машины и оборудование.

Среди них доля вооружений составила в 1996 г. почти 90 процентов.
КНР частично проплачивала бартерную часть военных закупок морожеными свиными блоками в четвертинах. Это мясо не пропускал в РФ департамент ветеринарного контроля. Он заподозрил сокрытие различных заболеваний у китайских свиней и наложил запрет на ввоз из КНР мясной продукции, превратившейся в стратегический компонент оружейного бизнеса.

Тогда Росвооружение нажало на нужные рычаги и протолкнуло в обход запрета несколько составов со свининой, застрявших на железнодорожном погранпереходе МаньчжурияЗабай-кальск. Другие эшелоны были отправлены обратно; счет пришлось оплачивать Росвооружению....
Российские ветеринарные претензии обоснованны и тревожны. А представители Пекина озабочены поисками путей воздействия на санитарную службу РФ.

Пекин намекал на попытки ставить палки в колеса российско-китайского военно-технического сотрудничества. В частности, в Пекине намекали, что, дескать, тут просматриваются усилия определенных кругов Запада [157].
Так замыкается круг. В КНР масштабными связями с нашей страной, в первую очередь в сфере военно-технического сотрудничества, занимаются организации либо государственного характера, либо тесно связанные с государственным аппаратом.

Иначе говоря, за то, что делается в этой области, ответственность несут власти КПК-КНР.
С нашей же стороны большую роль играют такие организации, как Росвооружение; вносят свой вклад и другие министерства и ведомства, в частности МИД РФ.
Если говорить о сути этих операций, то они, принося известную выгоду нашей стороне, все таки экономически гораздо выгоднее Пекину. Мало того, Пекин стремится сбывать нам свои мясные продукты, которые содержат вредные для здоровья компоненты.

Когда же ветеринарный надзор РФ пытается поставить заслон на пути ввоза таких продуктов, то на стороне Пекина (и против своего народа) выступает Росвооружение, которому содействуют МИД РФ и пограничная служба.
Пекин при этом спекулирует на страхе Москвы перед США и НАТО и подбрасывает мысль о том, что в нашей стране мясопродукты из КНР не желают пускать к нам агенты ЦРУ США. МИД РФ, очевидно, боится оказаться к числе этих агентов и предпочитает числиться в самых надежных друзьях КПК-КНР.
Вот еще несколько сообщений о развитии двусторонних военно-технических связей.
В сентябре 1998 г. Россия и Китай в ходе шестого заседания смешанной межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству обсудили проблемы поставок в КНР комплектующих для самолетов Су-30, а также ход реализации соглашения по передаче Россией лицензионных документов на производство Су-27. Кроме того, в ходе переговоров обсуждены вопросы строительства в России эсминца для китайской стороны, а также погашения внешнеторговой задолженности России перед КНР поставками вооружения.

Китайская сторона выразила пожелание, чтобы Россия улучшила послепродажное обслуживание поставляемой техники [158].
Подписанный Россией контракт на поставки в КНР вооружений на сумму более 1 млрд долларов включает и два эскадренных миноносца класса Современный, сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС представитель военно-промышленного комплекса, не пожелавший назвать свое имя. Скорее всего, эсминцы будут вооружены сверхзвуковыми противокорабельными ракетами 3М-80Е Москит, получившими на Западе название солнечный ожог за свою уникальную боевую эффективность. Каждый эсминец может нести боекомплект из 24 таких ракет.

Как сообщил эксперт, для поражения крейсера достаточно трех Москитов, эскадренного миноносца двух, фрегата одного [159].
Первый экспортный эсминец, построенный по заказу КНР, передан китайской стороне 25 декабря 1999 г. Церемония передачи состоялась на судостроительном заводе Северная верфь в Санкт-Петербурге. На корабле был поднят флаг КНР, у трапа были установлены пограничный и таможенный посты, так как корабль сразу же перешел под юрисдикцию КНР.

27 декабря он начал переход к месту назначения. При этом на его борту не было главного ударного оружия сверхзвуковых противокорабельных ракет 3М-80Е Москит.

Согласно графику выполнения контракта, эти ракеты будут поставлены в КНР в 2000 г. Москиты для двух других заказанных эсминцев должны были поступить в КНР двумя партиями в апреле и в октябре 2000 г. [160,161].
В июне 1998 г. в Пекине была проведена российско-китайская конференция Проблемы и перспективы развития авиации в XXI веке. Там же была достигнута принципиальная договоренность о разработке программы двустороннего сотрудничества в 20002015 гг. в области развития авиатехники. Стороны могут сотрудничать в создании новых пассажирских самолетов.

Пекин добивается разрешения на проведение модернизации истребителя Су-27. Ведутся закрытые переговоры с МАЛО о проведении совместных
научно-исследовательских работ по созданию легкого фронтового истребителя [162]. Улан-удинский авиационный завод должен был до конца 1998 г. поставить в КНР пять гражданских вертолетов Ми-171.

Базовая стоимость вертолета составляет 3,6 млн долларов [163].
По заявлениям специалистов Росвооружения, сделанным в июне 1999 г., в контракты на поставку Пекину спецоборудования традиционно включается по требованию китайской стороны пункт о строгой их секретности. Тем не менее известно, что за последние годы КНР импортировала ряд новейших российских систем вооружения и лицензии на их самостоятельное производство. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, в 19911997 гг.

КНР израсходовала около 6 млрд долларов на закупку российского оружия. Наиболее известными контрактами стали закупка четырех дизельных подлодок класса Варшавянка, дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-300, 48 истребителей Су-27 вместе с лицензией на производство еще 200 таких самолетов, а также выполнявшийся в 1999 г. заказ на строительство двух эсминцев класса Современный, на которые будут установлены сверхзвуковые противокорабельные ракеты Москит.
И в нашей печати отмечалось, что речь идет о сделках с КНР, основанных в большинстве случаев на бартере, а не на живой валюте [164].
В конце 1999 г. сообщалось о том, что Россия продала КНР 40 самолетов Су-30МКК. Сумма контракта составила 2 млрд долларов [165].

Оставалось неясным, на каких условиях эта сделка была заключена: должна ли китайская сторона заплатить всю сумму валютой и в какие сроки, или же часть денег (причем значительная, как это обычно было ранее) будет представлять собой поставки в нашу страну по бартеру продукции китайской легкой и пищевой промышленности.
В январе 2000 г. в Москве побывал министр обороны КНР Чи Хаотянь, которого, в частности, принял заместитель председателя правительства РФ И.И.Клебанов. После этой беседы И.И.Клебанов заявил, что Россия предложила КНР стать партнером в совместном использовании навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Предполагалось, что обмен мнениями на эту тему будет продолжен во время визита И.И.Клебанова в КНР в феврале 2000 г. В нашей печати отмечалось, что речь идет не о заурядном предложении коммерческих услуг пользователя космической навигационной системой, а именно о возможности совместного использования ГЛОНАСС в интересах военных ведомств двух стран.
Необходимо пояснить, что сама по себе спутниковая навигационная систем ГЛОНАСС отнюдь не оружие. Когда российская армия принимала ее на вооружение в сентябре 1993 г., о возможности коммерческого использования этой глобальной спутниковой сети речь не шла. Однако с учетом зарубежного опыта (аналогичная американская система НАВСТАР используется в коммерческих целях) и наш ГЛОНАСС был признан системой двойного назначения: указом президента и специальным распоряжением правительства РФ было разрешено коммерческое его использование.

Российское предложение КНР стать полноправным совладельцем ГЛОНАСС (и, как следствие, получать не адаптированную для коммерческих целей, а по-военному точную информацию) для Пекина куда важнее возможности купить у американцев сотню-другую американских гражданских приемников GPS, работающих от НАВСТАР. Применение глобальной навигационной системы неизмеримо повышает эффективность любого из уже имеющихся видов вооружения [166].
В нашей печати сообщалось, что в феврале 2000 г. УралАЗ (гор. Миасс Челябинской области) отправит в КНР 17 автомобильных комплектов.

На месте сборки они будут доукомплектованы топливными баками, светотехническими и резинотехническими изделиями китайского производства. Так начнется жизнь российско-китайского грузовика.

В июне 1999 г. УралАЗ подписал контракт с партнерами из КНР на поставку комплектующих и организацию совместной сборки автомобилей Урал-43206 на заводе большегрузных автомобилей в китайском городе Баотоу.
Вклад китайских партнеров в совместное производство составит около 10%. Сборка уральских автомобилей в Баотоу позволит значительно снизить их цену для китайских потребителей, а УралАЗ сможет продвинуть свою продукцию на автомобильном рынке КНР и Азии в целом.

Ежегодно планируется производить до 500 автомобилей Урал.
Предполагается, что основным покупателем этих машин станет Министерство обороны КНР [167].

Военный шпионаж

Необходимо отдельно остановиться на некоторых обстоятельствах, сопутствующих военно-техническим связям между нашими странами.
2 февраля 1999 г. в военном суде Дальневосточного военного округа начался процесс над группой российских и китайских граждан, обвиняемых в хищениях и нелегальной переправке через государственную границу в КНР запасных частей и агрегатов к боевым истребителям Су-27. Несмотря на закрытость уголовного дела и противодействие заинтересованных ведомств, корреспонденту Известий Б.Резнику удалось узнать подробности случившегося.
Эта шпионская история была засекречена до чрезвычайности. Когда корреспондент позвонил в пресс-службу УФСБ по Хабаровскому краю и попросил дать хотя бы самые общие сведения по делу, руководитель подразделения съехидничал:
У вас разве появился допуск к совершенно секретным документам? Даже сотрудники нашего управления, за редким исключением, не имеют доступа к этой информации.
Завершала следствие военная прокуратура Дальневосточного военного округа. Корреспондент поехал туда.

Сказали: дело передано в военный суд, никаких документов по нему не осталось. В суде тоже сослались на совершенную секретность материалов, которые будут рассматривать в закрытом заседании, и посоветовали обратиться в ФСБ. Корреспондент комментировал это следующим образом. Лет десять назад, натолкнувшись на столь плотный запрет столь серьезных ведомств, журналист и не помышлял, чтобы каким-то обходным путем заполучить засекреченную информацию.

Теперь же после каждого нельзя, в полном соответствии с законом о средствах массовой информации, имеем право на четкий вопрос: почему? В большинстве случаев оказывается, что ни государственные тайны, ни национальные интересы Отечества за подобными запретами не стоят.

Зато часто сквозит желание прикрыть чье-то разгильдяйство, вывести из-под общественного пригляда проштрафившихся коллег, соблюсти ведомственные интересы. Вот и в нашем случае ни в одном причастном к делу ведомстве не удалось получить вразумительного ответа: какие тайны сокрыты за банальной шпионской историей, почему ее нельзя предавать огласке?
Что касается существа дела и абсолютной достоверности добытых фактов, то пусть извинят чекисты, но газетчикам, продолжал корреспондент, тоже не возбраняется иметь свои надежные источники, о которых, предвидя возможные и уже возникающие вопросы, я никому не намерен сообщать. Далее корреспондент рассказал о том, как воруют секретные агрегаты на режимном заводе.
Начало истории можно отнести к 1991 г., когда государственная унитарная компания Росвооружение продала в КНР 46 истребителей Су-27. Этот контракт сулил России заказы на долгосрочное обеспечение уникальной авиатехники запасными частями, приборами естественно, за отдельную и немалую плату.

Будем верить: вовсе не правительство дружественной сопредельной страны, а некие китайские юридические или, того краше, физические лица, весьма неразборчивые в методах работы, решили, что комплектующие можно у нас добывать нелегально и во много раз дешевле их истинной стоимости.
Пуще всего поразило, что в добывание приборов и запчастей к боевым российским истребителям было вовлечено около двух десятков наших соотечественников. О патриотизме и не говорю, писал корреспондент, ни один из них не проявил даже элементарной чистоплотности все согласились заниматься изменническим делом с великим энтузиазмом.

За весьма умеренную плату.
Основных фигурантов в деле двое: 63-летний отставной майор погранвойск Юрий Николаев отменный знаток китайского языка, недавний офицер службы разведки Дальневосточного погранокруга, и сотрудник китайской спецслужбы, гражданин КНР Ван Хунлян. Он успел скрыться, и, насколько мне известно, писал корреспондент, уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство.
Познакомились Николаев и Ван Хунлян в Хабаровске в 1992 г. Оба участвовали в качестве переводчиков в важных коммерческих переговорах. В феврале следующего года Ван Хунлян пригласил Николаева работать переводчиком в созданную им в Находке Приморского края торговую фирму. Еще через год фирма распалась.

Ван Хунлян уехал в Китай, а Ю.Николаев в Хабаровск. Вновь они встретились лишь в начале 1997 г. В материалах уголовного дела эта встреча описана в тонах более чем деликатных: Ван Хунлян заранее сообщил Николаеву о своем приезде и при встрече с ним пояснил, что в настоящее время является сотрудником китайского государственного учреждения, которым ему поручено неофициальным порядком приобретать в России авиационное оборудование к военным самолетам Су-27.

Николаев получил предложение работать на КНР под руководством Ван Хунляна и добывать оборудование к Су-27, которое, как пояснил Ван Хунлян, он должен поставлять на одну из военно-воздушных баз КНР, расположенную в г. Сиань.
Вскоре Николаев вместе с Ван Хунляном отправился в Комсомольск-на-Амуре, где знаменитое авиационно-производственное объ-единение им. Гагарина (КНААПО) производит истребители Су-27. Там они познакомились с бывшим работником объединения
A. Мартюшовым и почти напрямую предложили ему организовать кражу узлов и агрегатов. Мартюшов согласился, привлек в помощники работников объединения И.Кореля,
B. Хахалкина, А.Баранова... Четверка жуликов обманным путем организовала похищение и вывоз с территории объединения трех изделий 705-6 инерциальной курсовертикали и пилотажно-навига-ционного комплекса самолета Су-27, контрактная стоимость каждого из которых составляет 295 тысяч американских долларов. Эти изделия подлежат строжайшему учету, их прохождение от специального склада и до установки на собираемый самолет должно пристрастно контролироваться, на каждом этапе за них несут ответственность определенные сотрудники.

В карман не спрячешь объемная 25-килограммовая металлическая коробка.
Вынести ее из режимной зоны, пронести через проходную? Раз такое можно сотворить, значит, все строгости режимной и охранной служб секретного предприятия блеф и показуха.

Мартюшов и трое его подельников на автомашине вывозили изделия 7056 в Хабаровск, где передавали их Николаеву. Тот платил по двадцать тысяч долларов за каждое.

Валюту делили поровну.
Ван Хунлян, как и положено разведчику-профессионалу, отработал систему надежной контрабандной перекидки российского военного имущества через госграницу. Для этого он задействовал двух своих соотечественников-связников, владеющих русским языком, Лю Жобина и Ян Цзинькуя.

Первый действовал на таможенных переходах в Приморье, второй в Амурской области. О Лю Жобине в уголовном деле сказано: ...в преступную группу он был вовлечен, потому как располагал возможностями нелегального вывоза предметов контрабанды с территории России.
Можно ли представить некоего российского гражданина, который, находясь в КНР, располагал бы подобными возможностями? Китайские пограничники и таможенники строги, придирчивы ко всякому, кто пересекает их границу.

А у мистера Лю на российской стороне его звали Максимом такие возможности были на самом деле. Китайские шпионы хорошо изучили порядки на наших таможнях и мастерски использовали психологию стражей границы.

Вот как это делали.
В конце ноября 1997 г. Николаеву по мобильному телефону китайской сотовой системы, которым снабдил его Ван Хунлян для ежедневных сеансов связи в определенное время, позвонил из КНР Лю Жобин. Он приказал, чтобы утром 28 ноября тот был на вокзале Уссурийска вместе с товаром. Николаев прибыл и передал Лю два изделия 705-6. Лю Жобин доставил их на автомашине в пос.

Пограничный, где спокойно перегрузил в багажник машины, принадлежащей... администрации Пограничного района Приморского края.
Машина направлялась в КНР. На таможенном автопереходе Сосновая падь начальственный вездеход Тойота-лэнд круизер номер
00-98 ПКК встретили с неизменным почтением. Пропустили через границу без досмотра и прочих формальностей. Водителю Милюченко ничего не стоило выполнить просьбу своего старого знакомого Лю Жобина: передать какие-то штуковины в соседней стране прямо на таможне.

Милюченко ничуть не удивило, что китайские таможенники сами извлекли из его багажника сумки с аппаратурой и без оформления каких-либо документов тут же вручили их уже ожидавшему китайскому гражданину.
Как видим, извечное нашенское подобострастное исключение из общих правил и порядков для райкома, для комсостава порой оборачивается прямым пособничеством людям, наносящим ущерб экономической, военной безопасности России.
Далее корреспондент газеты Известия перешел к рассказу о ныне расформированных авиадивизии, а потом и полке ВВС в пос.Калинка под Хабаровском.
Недавно побывал, писал корреспондент, в некогда уютном военном городке, состоящем сплошь из многоэтажных зданий, тенистых аллей и парковых зон.



Содержание раздела