d9e5a92d

Три ущелья на реке Янцзы

Этот эпизод свидетельствовал также о желании китайской стороны произвести впечатление на руководителей нашей страны показом витрины. Представляется, что было бы лучше, если бы наши руководители ездили не в специальные районы и зоны на территории КНР, а в глубинные районы собственно Китая и при этом главное внимание уделяли подробному обсуждению реальных возможностей развития наших внешнеэкономических и торговых связей.)
В нашей печати появлялись статьи под заголовками вроде: Три ущелья на реке Янцзы ждут наших энергетиков. При этом утверждалось, что после визита В. С.Черномырдина в КНР в июне 1997 г. российская сторона надеялась получить примерно половину общего объема заказов на агрегаты для этого гидрокомплекса Три ущелья. (Попутно отметим, что обсуждалось также возможое технологическое участие России в уничтожении японского химического оружия, оставшегося на территории Китая после Второй мировой войны.) После визита В.С.Черномырдина Россия рассчитывала на активизацию военно-технического сотрудничества.

Но в 1997 г. его темпы заметно снизились. Причина расхождения между Москвой и Пекином по вопросу цен на российскую военную технику. Так, для эсминцев класса Современный разница составляет около 100 млн долларов за единицу [182].)
Российская печать отмечала, что в крупнейшем энергетическом проекте Пекин отдал предпочтение Западу. Самая большая неожиданность международных торгов на поставку в КНР электрооборудования для ГЭС Три ущелья, проектная мощность которого 18,2 млн кВт, поражение считавшегося фаворитом российского консорциума Энергомашэкспорт Ленинградский металлический завод Электро-сила. Не помогла даже личная поддержка, которую оказал ему премьер-министр В.С.Черномырдин во время официального визита в июне.

Цены российского консорциума оказались на 8% выше, чем у западных компаний [183].
Такова фактическая сторона дела. Можно только гадать о том, почему так получилось. Если исходить из заинтересованности нашей стороны в получении этого заказа, тогда можно задуматься над вопросом о том, почему высшие руководители РФ и КНР не сочли необходимым специально встретиться и обсудить столь важный вопрос и прийти к политической, а вслед за ней и к экономической, договоренности по этой проблеме. Мало того, думается, что с политической точки зрения можно было бы подумать и о том, чтобы строительство гидростанции в районе Трех ущелий было совместной стройкой КНР, РФ и Японии.

Это была бы мощная демонстрация желания этих трех держав согласовывать свои экономические и политические интересы.
Если же не считать, что для России было желательно получить этот заказ, тогда можно, прежде всего, принять во внимание, что весь этот проект представляется многим специалистам и в Китае, и за его рубежами весьма спорным. Известно, какие отрицательные последствия имеет создание такого рода плотин.

Так что, возможно, следует поблагодарить судьбу за то, что Россия никак не причастна к этому проекту и его воплощению в жизнь.
Наконец, можно также заметить, что при всей значимости экономических соображений представляется примечательным, что китайская сторона предоставила соответствующие заказы не России, не Японии, не США, а странам Западной Европы. Вполне может быть, что политические расчеты играли тут весьма определенную роль.
На пути экспорта электроэнергии из России в КНР существуют большие трудности. В частности, финансовые в случае с проектом строительства энергетического моста Россия Китай.

Представляется, что надежды на значительные в будущем поступления от экспорта в Китай это химера, от которой российской стороне придется отказаться. Ведь значительная часть наших генерирующих мощностей расположена в Сибири, за многие тысячи километров от Китая, и потери при передаче на такие расстояния могут сделать ее неконкурентоспособной [184].
В 1999 г. много российских судов стояло в портах КНР [185]. Они были задержаны из-за финансовых претензий к судовладельцам.

И в целом положение в торговоэкономических отношениях складывалось в 1997 г. неблагоприятно. На 30% снизился товарный импорт в Россию из КНР за девять месяцев 1997 г., сообщал источник в Государственном таможенном комитете.

При этом отмечалось, что сокращение объемов импорта произошло не вследствие ограничения деятельности частных экспортеров, а за счет сокращения импорта продукции машиностроительного сектора и сельскохозяйственной продукции [186].
Пока все, вокруг чего идут переговоры, дело неблизкого будущего. И газопровод из Восточной Сибири, и экспорт избыточной электроэнергии из Иркутской области, и строительство АЭС, и продажа удобрений и черных металлов (которых, кстати, в Китае в избытке).



Одна надежда на поставки вооружений, которые и составят позитивную динамику на ближайшие годы, сообщала наша печать [187].
В конце октября 1997 г. в Пекине планировалось окончательно согласовать технические и экономические обоснования строительства линии электропередачи мощностью 18 млрд квт/час в год от Братской ГЭС до приемного терминала в районе Пекина. По данным российско-китайской межправительственной комиссии, речь шла о валютных поступлениях порядка 400 млн долларов в год. Этот проект не потянуть по отдельности ни Иркутску, ни РАО ЕЭС России.

По сведениям газеты Известия, перспективы экспорта электроэнергии в КНР были основной темой переговоров РАО ЕЭС России и Иркутскэнерго. Стороны справедливо решили, что прежде, чем делить старое имущество, следует создать новое совместное предприятие, которое построит линии электропередачи и начнет продавать электричество в Китай.

Предполагалось, что российская и китайская стороны получат 3040% в уставном капитале, остальная часть будет предоставлена на конкурсной основе иностранным инвесторам [188].
Но теперь, в 2000 г., компетентные лица в КНР заявляли, что переброска электроэнергии из РФ в КНР по ценам, которые предлагает российская сторона, для Китая неприемлема и на предложенных условиях проект осуществляться не будет.
Идея сооружения 3360-километрового газопровода от Ковыктинского месторождения в Китай попала в плоскость дипломатии еще в апреле 1996 г. А в ноябре 1997 г. в ходе визита Б. Н. Ельцина в КНР был подписан меморандум о подготовке технико-экономического обоснования строительства. Цена проекта более десяти миллиардов долларов. Меморандум предусматривал поставки в течение 30 лет по 20 млрд кубометров газа в год.

Доказанные запасы Ковыктинского месторождения более 890 млрд кубометров. Однако в связи со сложными геологическими и эксплуатационными условиями освоение этого ценнейшего источника энергии может обернуться не только большими прибылями, но и большим риском [189].
Визиту Президента РФ Б.Н.Ельцина в Пекин в декабре 1999 г. предшествовал, по сообщениям печати, большой скандал, связанный с заявлением акционерной компании Транеснефть монополиста перекачки нефти на российской территории. Она заявила о недопустимости строительства трубопроводов частными компаниями без государственного участия.

Речь идет о проекте строительства нефтепровода, который должен соединить перспективные месторождения Восточной Сибири и нефтеперерабатывающие предприятия КНР.
Договоренности о подготовке строительства нефтепровода в Китай протяженностью более 2300 км и предварительной стоимостью 1,7 млрд долларов были достигнуты в ходе визита в Москву премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи 25 февраля 1999 г. Еще в 1996 г. компания Транснефть разработала проект строительства трубопровода, но первые результаты расчетов показались специалистам невыгодными: тариф на прокачку нефти по новому трубопроводу получался около 30 долларов за тонну. При прочих равных условиях выгоднее было направлять экспортную нефть в европейские страны получалось вдвое дешевле. В итоге пришлось отказаться от проекта.

Прямые инвестиции в российскую экономику к тому времени значительно сократились, и находилось мало желающих вкладывать здесь средства на длительный срок.
Спустя три года, т.е. в 1999 г., о проекте строительства трубопровода в КНР пришлось вспомнить. Мировой топливный кризис сильно ударил по российским нефтяным компаниям и, как следствие, по всей экономике в целом.

Появилась идея вывода России из-под давления западного рынка путем освоения восточного направления и заключения долгосрочных договоров о поставках нефтепродуктов по фиксированным ценам. Схожий интерес проявляла и КНР, попадавшая в зависимость от поставок нефти из стран Персидского залива.
В январе 1999 г. российская нефтяная компания ЮКОС и Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК) подписали соглашение о сотрудничестве, определив условия поставок нефти по схеме замещения: КННК должна поставлять на самарские заводы компании ЮКОС нефть, добываемую на Актюбинском месторождении в Казахстане; ЮКОС же отправляет в КНР нефть Восточной нефтяной компании (ВНК) по нефтепроводу ТомскАнгарск и далее по железной дороге.
В течение 1999 г. ЮКОС носился с проектом трубопровода на Китай, всерьез рассчитывая на выход к новым рынкам сбыта. По предварительным расчетам, в первые 5 10 лет трубопровод сможет обеспечить перекачку 20 млн тонн западносибирской нефти.

Впоследствии, по мере разработки месторождений Восточной Сибири, мощность магистрали может быть доведена до 30 млн тонн в год благодаря строительству дополнительных насосных станций.
До недавнего времени, а именно до визита главы ЮКОСа М.Ходорковского в 1999 г. в Пекин, государство и потенциальные конкуренты ЮКОСа относились к китайскому проекту снисходительно, не придавая ему особого значения. Та же Транснефть по собственной инициативе отказалась от участия в финансировании проекта, предложив ЮКОСу самостоятельно разбираться с денежными вопросами.

Однако глава правительства РФ В.В.Путин не оставил без внимания усилия ЮКОСа и фактически благословил компанию на продолжение проекта, подкрепив это соответствующим письмом.
Демарш Транснефти вызвал у специалистов недоумение. Понятно, что государство должно подкреплять проекты такого уровня.

Но ЮКОС никогда не вычеркивал Транснефть из списка участников и признавал ее ведущую роль. Так что восстановить статус-кво можно было, не поднимая большого шума.

В любом случае проблемы главенства здесь нет, а раздувание скандала вряд ли выгодно обеим компаниям [190].
20 января 2000 г. был подписан меморандум российской нефтяной компанией ЮКОС и Министерством развития инфраструктуры Монголии в области транспортировки нефтепродуктов. В документе оговариваются возможности прокладки нефтепровода по территории Монголии в Китай, транзита российских нефтепродуктов в том же направлении, а также перспективы сотрудничества с самой Монголией в области развития рынка нефтепродуктов и его загрузки.
В то же время известно, что в КНР предпочтение отдается другому маршруту: Ангарск Харбин. С экономической точки зрения вывод магистрали в район Харбина менее выгоден. Маршрут много длиннее, соответственно требуется больше средств для прокладки трубопровода.

Кроме того, российская нефть попадает в этом случае в нефтедобывающий район Китая, а следовательно, потребуется дополнительная транспортировка до нефтеперерабатывающих заводов и портов, которые находятся довольно далеко. Тем не менее КНР рассматривает этот вариант, учитывая политические интересы, в этом случае китайская ветка не будет зависеть от правительства Монголии.
Для России же наиболее удобным представляется маршрут, проходящий транзитом через Монголию. Дело в том, что недалеко от Пекина находятся многие нефтеперерабатывающие предприятия, так что в этом варианте холостой пробег нефти по трубе будет сведен к минимуму. Это позволит, сократив транспортные расходы, рассчитывать на более высокую цену продажи.

Проект был в свое время внесен в межправительственные соглашения, и бросить его никто не позволит. МИД и Правительство РФ объяснили Транснефти в доходчивой форме, что не стоит мешать развитию отношений между двумя странами.

Больше Транснефть этот вопрос не поднимала [191].
И во время визита в КНР в марте 2000 г. министра топлива и энергетики РФ В. Калюжного обе стороны высказались за ускорение работ по подготовке к строительству нефтепровода, чтобы в 2005 г. приступить к его эксплуатации. Реализация проекта поручена Транснефти и ЮКОСу.
Российская и китайская стороны провели обмен мнениями по двум основным вариантам проекта. Китайская сторона считает, что целевым рынком для российской нефти должен быть северо-восток и восточные прибрежные районы КНР, а также потенциальные потребители в третьих странах. Российская сторона считает оптимальным северный вариант через Монголию на Пекин.

Партнер ЮКОС по этому маршруту китайская нефтяная компания Синопек. В связи с этим принято решение экспертам двух стран в кратчайшие сроки согласовать маршрут проекта, чтобы Транснефть и ЮКОС приступили к практической работе.
Также была отмечена позитивная реализация контрактов на поставку по железной дороге российской сырой нефти в Монголию между ЮКОС и компанией Синопек. Было уделено внимание продолжающимся переговорам между ЮКОС и КННК по согласованию условий по поставкам в КНР нефти и нефтепродуктов по схемам замещения [192].
Столь же непросто продвигалось дело с участием нашей стороны в строительстве атомных электростанций в КНР. В конце октября 1997 г. газета Известия писала: Миллиардных сделок в КНР не будет. Министр по атомной энергии Михайлов обнаружил в Пекине холодный прагматизм.

Газета сообщала, что после рабочей встречи в Пекине в октябре 1997 г. представителей двух ведомств, отвечающих за сотрудничество в области ядерной энергетики, если не считать стандартного, ни к чему не обязывающего протокола о намерениях, стало очевидно, что российские атомщики избавились от остатков иллюзий. Миллиардных сделок из КНР не выжать.
Министр по атомной энергии В.Михайлов, покидая Пекин, говорил корреспондентам: На мировом ядерном рынке идет настоящая война, война без правил, все пускают в ход и ложь и подкуп. Министр имел в виду поведение американских конкурентов. Американцы поняли, что мы стали обходить их в Китае, и теперь готовы навалиться всей своей мощью.

В атмосфере явственно ощущался некий новый дух. Китайские партнеры поражали своей неуступчивостью и холодным прагматизмом.
С большими усилиями шло обсуждение проекта сооружения АЭС. Идея его родилась еще в горбачевские времена.

С 1992 г. он фигурирует в межправительственных соглашениях как крупнейший объект двустороннего сотрудничества. Станцию сначала предполагали построить на северо-востоке, затем площадку перенесли южнее в провинцию Цзянсу.
Китайцы выставляют очень жесткие условия по ценам и кредитованию проекта АЭС, которые, как считают эксперты, могут еще более затянуть сроки подписания генерального контракта. Министр В.Михайлов философски отметил, что на смену поколению китайских энергетиков, учившихся в Советском Союзе, пришло новое, которое смотрит на Запад. В России их интересуют прежде всего наработанные ядерные технологии. Чтобы сохранить позиции на рынке, Минатом готов продавать эти технологии по льготным ценам на 57 процентов ниже мировых.

Более того, готов даже идти на бартер реакторы на быстрых нейтронах, например, в обмен на ширпотреб.
Динамика ядерного бизнеса с КНР выглядит скромно. За пять лет после 1992 г. российский экспорт в 1997 г. дотянет с нулевого уровня до 150 млн долларов, а к концу века, по расчетам министерства, должен был удвоиться превысить 300 миллионов.

Более дальние перспективы теряются в тумане.
Американские эксперты подсчитали, что для реализации поставленной в КНР задачи в 10 раз увеличить мощности в атомной энергетике к 2020 г., Китаю потребуется ежегодно вводить в строй одну АЭС. Потенциал рынка оценивают сейчас в 4050 млрд долларов.

В борьбе за китайские заказы, с грустью заметил В.Михайлов, американцы не остановятся ни перед чем.
В этой ситуации у наших атомщиков остается лишь один шанс поставлять высокие технологии, которые американцы никогда ни за какие деньги Китаю не продадут. А еще, как показали прошедшие переговоры, китайское атомное ведомство планирует широко привлекать на работу в свои лаборатории российских специалистов.

Это ведь самый дешевый и эффективный способ получения ноу-хау [193].
И все же, несмотря на отмеченные трудности, заинтересованность обеих сторон в достижении соглашения по вопросу о строительстве в КНР атомной электростанции была столь велика, что в декабре 1997 г. в Пекине был подписан генеральный контракт на строительство атомной станции в провинции Цзянсу. Это означало, что мы не на словах, а на деле развиваем концепцию стратегического партнерства между Россией и Китаем.

Минатом рассчитывает наращивать достигнутый успех. В планах поставка реактора на быстрых нейтронах, строительство завода по изготовлению тепловыделяющих сборок, завода по утилизации отработанного топлива.
В целом же объем торгово-экономических связей в 1997 г. стал опасно уменьшаться и угрожал спадом в 1998 г. На этом фоне важным представлялось сообщение о том, что заместитель главы правительства РФ Б.Е.Немцов подписал контракт на строительство Ляньюньганской атомной электростанции в провинции Цзянсу. Стоимость контракта составляет 3 миллиарда долларов [194]. И в апреле 1998 г. и. о. министра по атомной энергии Е.Адамов заявил, что в России успешно идет подготовка к выполнению контракта на строительство Ляньюньганской АЭС в КНР, который был подписан на правительственной основе в конце 1997 г. Е. Адамов считал, что Россия обладает на китайском рынке ядерной энергии преимуществом перед западными конкурентами прежде всего в ценах.

Кроме того, у Минатома уже имеется готовый проектный комплект [195].
Осенью 1998 г. китайская сторона жаловалась, что российская сторона не успевает выполнять обязательства по контракту на строительство АЭС в КНР. Очевидно, между сторонами сохранялись либо противоречия, либо недопонимание [196].

В Москве глава правительства РФ Е.М.Примаков в конце 1998 г. заявлял, что Россия все свои обязательства по упомянутому контракту выполняет и будет выполнять в обусловленные сроки.
В июне 1998 г. в Пекине прошло первое заседание двусторонней рабочей группы по банковскому сотрудничеству. Договоренность о ее создании была ранее достигнута между Банком России и Народным Банком Китая.

На заседании обсуждались вопросы совершенствования платежных расчетов в торговле, а также развития связей между коммерческими банками.
Заместитель председателя Центробанка России А.Потемкин считал вполне возможным удвоение за два-три года объема товарооборота с Китаем, который не выходит в последнее время за пределы 7 млрд долларов. По его мнению, рост сдерживают допотопные формы (клиринговые и полуклиринговые) платежных расчетов и неразвитый механизм краткосрочного финансирования торговых операций. Активное подключение потенциала коммерческих банков к обслуживанию торговли будет стимулировать интерес партнеров к развитию связей, инвестиционному сотрудничеству, реализации крупных проектов на основе долгосрочного кредитования.

Китайская сторона, по словам А.Потемкина, позитивно отнеслась к проекту соглашения об использовании рубля и юаня в торговых расчетах между двумя странами. Он разработан российскими финансистами на основе опыта, накопленного в отношениях со странами СНГ.
Участие крупных коммерческих банков в обслуживании торговых операций, как считал зампред Центробанка, поможет также вытеснить из сферы торговли полукриминальные фирмы, процветающие на почве челночного бизнеса. В 1997 г. по этому каналу из России в КНР нелегально вывезено около 3 млрд долларов [197].
В июне 1998 г. в Пекине открыл свой офис ОНЭКСИМ-банк. Это уже третье представительство отечественных финансовых структур в КНР.

Ранее здесь обосновались Инкомбанк и банк Российский кредит.
В нашей печати можно было прочитать утверждения о том, что КНР энергично устремилась на российский рынок на фоне падающих объемов торговли с Японией и соседями по Юго-Восточной Азии. Экспорт за первые пять месяцев 1998 г. подскочил на 57% по сравнению с тем же периодом 1997 г. и обеспечил КНР впервые за последние годы положительное торговое сальдо.

Переживает бум приграничная торговля, которая выросла на 33% за первый квартал.
В рабочих планах ОНЭКСИМ-банка кредитование продажи в КНР никеля и черных металлов, древесины и энергетического оборудования. Особой статьей значится обслуживание военно-технического сотрудничества.

Крупной операцией банка будет финансирование поставки двух российских эсминцев в 2001 г. Прорабатываются также проекты финансирования совместных запусков спутников и сотрудничества в сфере телекоммуникационных сетей связи.
В портфеле банка лежит также проект, которому придается стратегическое значение. Речь идет о разработке Ковыктинского газового месторождения и сооружении нефтепровода оттуда в КНР. ОНЭКСИМ-банк уже финансирует технико-экономическое обоснование проекта и разведочные работы, которые находятся в стадии завершения.

Стоимость всего проекта, по словам председателя правления банка М.Прохорова, составит 7 млрд долларов [198].
Постепенное налаживание кредитно-денежных отношений России и КНР натолкнулось на препятствия в связи с мировым финансовым кризисом, ухудшением экономического и финансового положения РФ, известными трудностями в КНР. В конце 1999 г. печать сообщала, что торговля РФ с КНР возвращается под крыло Внешэкономбанка (ВЭБ). Общий объем обслуживаемых им российско-китайских экспортных контрактов может превысить 7,5 млрд долларов.

ВЭБ уже принял на обслуживание контракты по расчетам с КНР на сумму более 5,5 млрд долларов [199].
Во второй половине 1990-х гг. в отдельную сферу двусторонних торговых отношений превратилось то, что у нас обычно именуется челночной торговлей. Происходили явления, свидетельствовавшие, что в этой сфере активно действовали не только физические лица, не только различного рода частные и государственные фирмы, но и, с китайской стороны, государственные учреждения.

В результате этих операций, как уже упоминалось, вывоз валюты из нашей страны составил в одном 1997 г. около 3 млрд долларов.
Видный китайский коммерсант сообщил корреспонденту выходящей в Москве газеты на китайском языке Мосыкэ ваньбао (08.04.1998), что в марте 1998 г. на московских рынках было продано китайского ширпотреба на 30 млн долларов США. Конечно, такая выручка бывает не каждый месяц. Зимой она гораздо ниже, а в особенно холодные дни снижается до минимума. Пик торговли китайским товаром приходится на лето и осень.

Кроме того, подобные рынки существуют, как известно, и в других городах России. Так что можно предположить, что истинный товарооборот между Россией и Китаем за счет этой народной торговли превышает официальную цифру, которая в 1997 г. едва достигла 6,12 млрд долларов [200].
Эту картину дополняют сведения о размахе закупок китайского ширпотреба русскими челноками непосредственно в Китае. Независимая газета сообщила 21.05.1998 г., что, согласно только официальным данным, в 1997 г. челноки вывезли из Китая товаров на сумму в 2 млрд долларов. Эта цифра, на которой, как пишет газета, по чисто политическим соображениям настаивают российские чины, явно занижена.

Далее газета сообщает, что до начала финансового кризиса в Юго-Восточной Азии (конец 1997 начало 1998 г.) ежедневно в Россию вылетало от 10 до 20 (в зависимости от сезона) грузовых самолетов с товарами, закупленными русскими челноками.



Содержание раздела