d9e5a92d

Тайвань — отрезанный ломоть Китая?

Необходимо даже принимать во внимание, что в будущем возможны любые варианты развития отношений внутри китайской нации. Нельзя исключать и победы демократических сил на континенте. Кроме всего прочего, у нас есть прекрасные традиции и история взаимоотношений и с Китайской Республикой, и с Китайской Народной Республикой с обеими ипостасями Китая в нынешнем мире.

Наша страна во многих случаях оказывалась другом и китайской нации в целом, и каждой из ее частей.
Обе наши соседние нации Россия и Китай в XX веке выступали в различных ипостасях и на мировой арене, и во взаимоотношениях друг с другом. Самое близкое соседство между нами, одно время самая протяженная с мире сухопутная граница между двумя странами, да и взаимосвязь историй наших двух народов и стран, их культур, взаимная заинтересованность наций друг в друге, заинтересованность как политического, так и экономического характера, усиливаемая внешними для обеих наций факторами, побуждали наши нации всегда находить пути и формы поддержания взаимных связей между собой.
При этом каждая из наций представала в различных ипостасях.
Если в начале XX века наши отношения были по преимуществу отношениями двух империй Российской империи и Великой Цинской империи, то уже во втором десятилетии XX века оба государства выступали совместно в качестве согарантов определенной автономии Монголии или, как полагали китайцы, Внешней Монголии.
Далее китайское государство того времени, т.е. Китайская Республика, и ее правительство на севере Китая, в Пекине, а также власти Китая на его Северо-Востоке, в Маньчжурии, имели дело и с нашим государством с его центром в Москве, т.е. с РСФСР, а затем и СССР, и с таким государством или государственноподобным образованием, как Дальневосточная Республика на Дальнем Востоке нашей страны.

Иначе говоря, наша страна выступала в двух ипостасях; одна нация, Россия, была представлена в отношениях на мировой арене, а особенно с Китаем, как нация с двумя государствами, существующими одновременно.
Затем в нашей стране на протяжении ряда десятилетий существовало одно государство СССР. Оно было главным представителем нашей нации в отношениях с Китаем. Хотя нужно отметить, что эти отношения складывались не просто, были сложными, даже многосоставными. Был период, когда между столицами двух государств, СССР и Китайской Республики, между Москвой и Нанкином, прерывались и не существовали дипломатические отношения, а консульские, т.е. частичные межгосударственные и частичные дипломатические отношения между частями наших наций, сохранялись.

Это касалось тех частей наших наций, которые соприкасались в Средней Азии, на Юго-Востоке СССР и на Северо-Западе Китая.
Иными словами, две нации не имели на протяжении нескольких лет между собой официальных дипломатических отношений и потом восстанавливали дипотношения между двумя государствами. Но и во время перерыва в дипотношениях между столицами двух государств продолжали поддерживать отношения на уровне консульств в определенных районах своих стран. Оказалось, что интересы взаимоотношений частей наших двух наций, или частичные интересы двух наций, были настолько важнее межгосударственных отношений, что даже разрыв дипломатических отношений между столицами двух государств не имел своим следствием полного разрыва отношений между двумя нациями. Нации находили пути и методы обеспечения своих интересов.

Здесь формальная сторона подчинялась существенной стороне взаимоотношений двух наций.
Но и это не исчерпывало сложности и многосоставности этих отношений. Дело в том, что с точки зрения нашей нации и ее государства существовали суверенные государства Монгольская Народная Республика и Тувинская Народная Республика, а с точки зрения китайской нации и ее упомянутых государств таких суверенных государств не существовало. Иными словами, несмотря на то что в 19201940-х гг.

Монгольская Народная Республика и Тувинская Народная Республика (до ее вхождения в состав СССР) существовали, Китайская Республика продолжала считать и Монголию и Туву неотъемлемыми частями Китая. Китай и его государства признали существование Монголии в качестве суверенного государства не ранее 1940-х гг., а в случае с Тувой вопрос остается в известной степени подвешенным и сегодня, в нача- ле XXI в.
На территории нашей страны к концу XX в. произошли изменения. СССР перестал существовать как государство.

Появились новые государства на территории бывшего СССР. Иначе говоря, на мировой арене появились новые нации и их государства.

Россия как нация выступила в качестве Российской Федерации. Казахская, киргизская, таджикская нации появились в ипостасях суверенных государств.


Однако взаимные интересы всех заинтересованных сторон, наций и их государств, требовали установления и поддержания связей в различных формах между различными ипостасями упомянутых наций. При этом их интересы тесно переплетаются и выделяются совершенно особо в ряду других отношений этих же наций с другими нациями.
Нельзя не упомянуть и о том, что в XX в. на территории Китая по разным причинам возникали такие государства, как Маньчжоу-Диго или Маньчжурская империя, а также Восточно-Туркестанская Республика. Часть территории Китая тогда была оккупирована японцами.

Все это нациям и их государствам приходилось учитывать и поддерживать известные отношения с разными ипостасями частей соседних наций.
И наконец, внутри каждой из наших двух наций происходили важные процессы, в результате которых одни государства либо исчезали, либо теряли контроль над большой частью территории нации, но сохранялись. Так, в нашей стране исчезли Российская империя, Российская Республика и СССР, а в Китае исчезли Великая Цинская империя, Китайская Советская Республика, Восточно-Туркестанская Республика и Маньчжоу-Диго.

Одновременно на протяжении всей второй половины XX в. существуют два государства китайской нации одно, Китайская Народная Республика, на континенте, другое, Китайская Республика, на китайском острове Тайвань.
До создания КНР на протяжении почти двух десятилетий в Китае шла борьба внутри нации между двумя ее частями. При этом наряду с государством Китайской Республикой существовала часть нации со своим населением и территорией, которая имела и свои органы власти, и свои вооруженные силы и свою правящую партию КПК.

Наша нация, ее государства, ее правящая политическая партия имели отношения в различных формах с обеими частями китайской нации.
Таким образом, в XX в. наши нации всегда имели между собой отношения, выступая в различных ипостасях. Главным при этом выступало само существование и той и другой нации, жизненно важные интересы и той и другой нации. Вопрос об ипостасях, в которых выступали та и другая нации или части той или другой нации, был второстепенным.

Нации всегда находили формы, в которых они имели возможность сохранять между собой отношения и обеспечивать свои интересы, прежде всего жизненно важные.
Ипостаси наций их государства, государственноподобные образования или иные их формы это только временные формы, в которых нации действуют на мировой арене. Вопрос о признании или непризнании той или иной ипостаси нации это вопрос не теоретический, а практический.

Он определяется жизненно важными интересами наций. Причем это процесс двусторонний.

Нациям приходится при этом приспосабливаться одной к другой, даже к другим. Формы отношений не бывают застывшими.

Они изменяются с течением времени, что зависит от внутреннего состояния самих наций и их частей, от взаимоотношений двух наций и от ситуации в мире.
В связи с этим существует вполне определенная независимость двусторонних отношений от отношений в регионе или в целом на мировой арене. Здесь зависимость и независимость это понятия переплетающиеся и относительные.
Отношения на мировой арене тоже пока еще формируются, если говорить о начале процессов глобализации. Человечество сделало в XX в. значительные шаги вперед. Оно осознает или начинает все больше осознавать себя единым целым.

Понимает необходимость существования всемирной организации мирового сообщества наций. Как следствие этого сначала появилась Лига Наций, а затем Организация Объединенных Наций.

В названии последней организации подчеркнуто осознание важности единства человечества, объединения наций для решения общих задач, стоящих перед человечеством или сообществом наций в целом.
ООН может изменять свой взгляд на то или иное государство той или иной нации, признавать сначала одно, а потом другое или другие государства той или иной нации. Тут все подвижно.
В то же время нации, руководствуясь своими интересами, гибко различают и отделяют в необходимых случаях отношения между нациями, отношения между народами и странами, и отношения между государствами А также отделяют межгосударственные отношения от дипломатических отношений, политические отношения от отношений экономических, отношений в сфере культуры, а официальные отношения от неофициальных отношений.
Одним словом, как и всякая или как и очень многие нации, Китай на мировой арене выступает всегда или относительно постоянно оставаясь одной нацией. Всем очевидно, что Китай, как страна и народ, существовал, существует и будет существовать.

В то же время, главным образом по своим внутренним причинам, он выступал, выступает и будет выступать на мировой арене в разных ипостасях: или в одной-единственной на определенное время, или в нескольких последовательно, или в нескольких одновременно.
Процесс кристаллизации китайской нации будет продолжаться, а в равной степени будет происходить процесс кристаллизации и других наций, в том числе и тех, которые иной раз на протяжении некоторого исторического срока могут выступать в качестве частей других наций.
Итак, ипостаси наций объективное явление, порождаемое факторами их внутреннего состояния и развития наций, а также состоянием и развитием отношений между нациями на мировой арене.

Тайвань отрезанный ломоть Китая?

Итоги президентских выборов 2000 года на Тайване и возможное развитие событий
Перед выборами обстановка накалилась до предела. Опросы общест-венного мнения на Тайване предсказывали победу кандидата на пост президента от Партии демократии и прогресса Чэнь Шуйбяня.

При этом пресса, особенно в КНР, создавала впечатление, что центральный пункт его предвыборной программы состоял в намерении провозгласить независимость Тайваня, сделать государство на этом острове совершенно отдельным от КНР субъектом международных отношений; иными словами выступить против идеи одного Китая, отделить Тайвань от Китая.
На самом деле, судя по высказываниям самого Чэнь Шуйбяня, вопрос этот виделся ему не столь простым. В частности, Чэнь Шуйбянь предлагал строить институционализированные отношения с КНР, основанные на пяти принципах.

Во-первых, Тайвань и материк должны вести переговоры по всем вопросам, включая проблемы политического характера. Во-вторых, необходимо в максимально короткие сроки создать эффективные каналы связи с материковым Китаем в целях снижения напряженности и поощрения взаимного доверия. В-третьих, должны быть запущены механизмы создания доверия, дабы способствовать в разумных пределах прозрачности при обмене сведениями по военным вопросам. В-четвертых, исходя из требований национальной безопасности, Тайвань будет при определенных условиях рассматривать вопрос об установлении прямых связей через Тайваньский пролив в сфере коммуникаций, торговли и транспорта.

В -пятых, Тайвань выступает за взаимное уважение сторонами друг друга, паритетность сторон, мирное решение конфликтов в соответствии с Уставом ООН и открытый подход к рассмотрению вопросов.
При этом Чэнь Шуйбянь подчеркивал, что, с его точки зрения, Тайвань и континентальный Китай должны предпринимать усилия в целях решения существующих проблем, не начинать войны, быть открытыми для новых возможностей, но не для сражений; они могут соперничать, но не воевать.
В сфере дипломатии Чэнь Шуйбянь призывал отказаться от консервативности и близорукости; полагал, что необходимы новые стратегические инициативы в дипломатии, прагматический подход к мировым делам в целях расширения дипломатического пространства для Тайваня и достижения более широкого международного признания.
Перед самыми выборами Пекин демонстрировал крайнюю степень возмущения, пугая тайваньских избирателей тем, что если те сделают неправильный выбор, то они даже не успеют пожалеть о содеянном. Пекин грозил, в случае провозглашения на Тайване нового независимого государства, применить вооруженные силы для наведения на острове своих порядков.

Некоторые эксперты в Пекине даже предлагали Тайваню только такой выбор: либо согласиться на установление определенного срока присоединения Тайваня к материку (например, три или пять лет), согласиться с тем, что в конце 2003 г. или в конце 2005 г. Тайвань должен стать одним из районов КНР, либо превратиться в такой район буквально в 24 часа, т.е. немедленно после объявления о независимости Тайваня.
В ответ на это тайваньцы утверждали, что их нельзя запугать, что только им принадлежит право выбора их президента, а также высказывали намерение всеми средствами защищаться в случае попыток агрессии со стороны КНР.
Американцы, с одной стороны, выражали надежду на то, что будет иметь место лишь война слов, бумажная война, но, с другой стороны, готовились в случае необходимости не оставить Тайвань, выполнить свои моральные обязательства по отношению к его жителям.
И вот выборы состоялись. В них приняли участие 82 процента избирателей.

Иначе говоря, эти выборы стали выражением воли подавляющего большинства населения Тайваня в условиях демократии, многопартийности и политической свободы.
39 процентов принявших участие в голосовании проголосовали за кандидата Партии демократии и прогресса Чэнь Шуйбяня. На втором месте оказался один из независимых кандидатов. Кандидат от ранее правившей партии Гоминьдан Китая (Националистическая партия Китая) занял лишь третье место, получив 23 процента голосов избирателей.

Этот кандидат признал свое поражение и обещал обдумать его причины.
В тот же день, 18 марта 2000 г., Канцелярия ЦК КПК по работе, связанной с Тайванем, и Канцелярия Госсовета КНР по делам Тайваня выступили с заявлением в связи с избранием нового лидера властей района Тайвань. Полный перевод текста заявления следует ниже.
В мире существует только один Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Выборы лидера властей района Тайвань и их результаты не могут изменить тот факт, что Тайвань является частью территории Китая.
Принцип одного Китая является предпосылкой мирного объединения Китая. Ни в коем случае нельзя допускать независимости Тайваня в любых ее формах.

Мы будем, судя по словам и делам нового руководителя тайваньских властей, настороженно следить за тем, куда он направит отношения между берегами Тайваньского пролива.
Мы готовы обмениваться мнениями по вопросу о мирном объединении обоих берегов Тайваньского пролива со всеми партиями, общественными организациями и деятелями Тайваня, выступающими за принцип одного Китая. Мы призываем широкие массы соотечественников на Тайване прилагать совместные с нами усилия во имя защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Китая, защиты коренных интересов китайской нации и осуществления полного объединения родины.
Обнадеживающим в этом заявлении было выражение намерения не применять немедленно ни силу, ни какие-либо акции, но, напротив, наблюдать, за развитием событий, за действиями руководителя на Тайване, анализировать его шаги и заявления. Важным представляется также то, что Пекин воспринял как реальность существование тайваньских властей, их руководителя и выражал готовность вести переговоры не только с политическими партиями, но и с деятелями Тайваня, т.е. с руководителями властных структур, администрации острова.

Таковы разумные элементы позиции Пекина по итогам выборов президента на Тайване.
Итак, 18 марта 2000 г. произошли исторические события. В условиях многопартийности в результате всенародного прямого и тайного голосования на Тайване был избран новый президент. Представитель партии, выступающей за самостоятельность Тайваня, стал президентом государства на этом острове.

Одновременно, возможно, на какое-то время, но закончилось полувековое правление на Тайване партии Гоминьдан Китая.
Почему все это произошло и что все это означает?
Прежде всего, представляется, что это результат закономерного процесса, который развивался на протяжении более ста последних лет, всего XX в.
В конце XIX в., в 1895 г. тогдашнее китайское государство Великая Цинская империя проиграло войну Японии и согласно договору должно было уступить остров Тайвань победителю.
Тайваньцы не смирились с этим. Они провозгласили на острове свое государство Тайвань Миньчжу Го, т.е. государство народного правления на Тайване (или Демократическое государство Тайвань, Республику Тайвань).

В декларации президента этой страны говорилось, в частности, о самостоятельном государстве на Тайване, сохраняющем единый дух и связь с материковым Китаем.
Эта республика Тайвань явилась первой по времени ее появления республикой в Азии вообще. Это была первая азиатская республика, причем населенная китайцами.

Таким образом, Республика Тайвань появилась у китайцев раньше, чем Китайская Республика или Республика Китая (Чжунхуа минь го). Демократическое государство Тайвань возникло в 1895 г., а Китайская Республика существует с 1 января 1912 г.
Иначе говоря, нынешнее государство на Тайване является для тайваньцев с точки зрения их истории не первой республикой на острове. И тем более не республикой, возникшей на острове, а государством, появившимся на континенте и волей обстоятельств оказавшимся на острове Тайвань. Тайваньцы не ощущают Китайскую Республику своей собственной республикой, своим собственным государством.

Для них Китайская Республика это государство, созданное частью китайской нации, теми китайцами, которые жили на материке.
Что же касается Демократического государства Тайвань, то это государство, созданное частью китайской нации, жителями острова Тайвань (или китайцами, которые жили на Тайване). Кстати сказать, тайваньцы не принимали участия в создании Китайской Республики по той причине, что в это время их остров находился под японской оккупацией.
Когда в конце XIX в. создавалось и провозглашалось Демократическое государство Тайвань, его не поддерживали не только власти Великой Цинской империи китайского государства на материке, но и политическая организация, готовившая революцию против этого самого государства, против маньчжурско-цинских властей, политическая организация Сунь Ятсена, в первоначальной форме существовавшая с 1894 г. и ставшая затем партией Гоминьдан Китая. Дело в том, что Сунь Ятсен и его сторонники пользовались гостеприимством японцев и использовали территорию Японии в качестве базы для своей деятельности в материковом Китае.
Таким образом, исторически ни Китайская Республика, ни партия Гоминьдан Китая не воспринимаются на Тайване, по крайней мере значительной частью населения острова, как свои коренные тайваньские институты. Это государство и эта политическая партия являются в глазах весьма значительной части тайваньцев пришельцами с материка, своего рода инопланетянами.
Демократическое государство Тайвань просуществовало тогда недолго. Кстати, оно предпринимало попытки связаться с Россией и получить от нее помощь.

Его существование было хотя и символичным, но чрезвычайно важным для понимания национального самосознания тайваньцев. Это было первое значительное проявление желания тайваньцев иметь свое отдельное государство. Причем это было вызвано и взаимоотношениями между
островом и материком, и особенностями международного положения, прежде всего действиями Японии.
С 1895 г. по 1945 г. Тайвань находился под властью Японии. Оккупация продолжалась полвека. Срок немалый.

С одной стороны, тайваньцы, конечно же, хотели освободиться из-под гнета японцев, но, с другой стороны, для них речь шла и о восстановлении их суверенитета; на острове существовал национальный общетайваньский настрой в пользу свободного и независимого существования. На Тайване не было существенного движения в пользу общенациональных партий ни в пользу партии Гоминьдан Китая, ни в пользу Коммунистической партии Китая.

Эти партии всегда оставались для тайваньцев чужими партиями.
В 1945 г. с окончанием Второй мировой войны Тайвань был возвращен в состав Китая. На этом настояли Чан Кайши и правительство Китайской Республики. Японцы ушли с острова. К этому моменту треть островитян говорила практически и на своем родном китайском языке (главным образом на фуцзяньских и гуандунских его диалектах), и на японском языке.

Влияние Японии, японской культуры ощущается на острове до сих пор и вносит свой вклад в создание ее своеобразия. Японская оккупация при всех ее отрицательных проявлениях и общей неприемлемости для тайваньцев была тем не менее своеобразным продолжением многовековой истории их общения и сожительства с людьми других наций, в частности с голландцами и японцами.
Тайваньцы это весьма своеобычная человеческая и национальная общность. На острове есть и люди, которые жили там изначально.

Они не принадлежат к ханьцам, т. е. они не китайцы. Их относительно немного.

Из-за своей малочисленности они не могли играть существенной роли в истории острова, особенно после появления на нем китайцев.
Оседать на острове китайцы начали лишь с XIIXIII вв. Ныне живущие на Тайване китайцы, считающие себя коренными жителями острова, это потомки переселенцев с материка, главным образом из двух провинций: юго-восточной провинции Фуцзянь и южной провинции Гуандун. При этом заселение Тайваня, его колонизация выходцами из этих провинций была, главным образом, результатом самостоятельных действий отважных мореплавателей и торговцев, но не целенаправленной политики китайских государств тех эпох. Иначе говоря, китайские государства не приобретали Тайвань благодаря своей политике.

Представляется правомерным предложить такой взгляд: Тайвань стал китайским в результате самодеятельности китайского населения, не направлявшейся государством.
В своем самосознании тайваньцы давно уже видят себя самостоятельными или имеющими в мире свои отдельные от китайского материка интересы. Тайваньцы со всех сторон окружены морем, а потому для их сознания характерен не континентальный, а морской менталитет, который, особенно в этой части Мирового океана, предполагает широкое общение людей разных национальностей. Остров Тайвань отрезанный ломоть Китая.

Да, тайваньцы сознают некую общность и с материковым Китаем, по преимуществу исторического и в меньшей степени культурного характера, но в то же время они желают быть по крайней мере фактически, если не юридически государственно самостоятельными. Таков преобладающий настрой на Тайване в настоящее время.
Вскоре после окончания Второй мировой войны и за два года до образования КНР, 28 февраля 1947 г. на острове Тайвань возник конфликт местного населения с властями. Это не было восстание сторонников Коммунистической партии Китая. Это было проявление тайваньской национальной идеи, своеобразный стихийный народный бунт Он ускорил созревание тайваньцев как государствообразующей части китайской нации, продолжавшей, с одной стороны, оставаться частью общекитайской нации, но, с другой стороны, осознававшей свои особые интересы, и прежде всего интерес к созданию своего отдельного и самостоятельного государства. Тайваньцы желали снова обрести независимость, снова иметь свое отдельное государство.

В крайнем случае, с их точки зрения, речь могла временно идти о формально общем с материком государстве, но без реального присутствия на острове администрации с континента. Тайваньцы допускают историческую и культурную общность с материком в известных пределах.



Содержание раздела