d9e5a92d

Ситуация в Косово

8. На сложном пути формирования справедливого и надежного миропорядка предстоит преодолеть целый ряд серьезных вызовов, способных подорвать этот процесс. В этой связи Россия и Китай считают необходимым высказать свое принципиальное отношение к некоторым из наиболее острых конфликтных ситуаций, эскалация которых может привести к возникновению реальных угроз для мирового сообщества.
Тревогу продолжает вызывать ситуация в Косово. Крайне важно срочно найти политическое решение этой проблемы.

Применение любых силовых вариантов может лишь углубить противостояние в крае. Взаимоприемлемое урегулирование в Косово должно быть основано на уважении суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославия, соблюдении Устава ООН и общепризнанных принципов международного права, законных прав лиц всех национальностей, проживающих в Косово.
Применительно к ситуации в Южной Азии Россия и Китай подтверждают позиции, зафиксированные ими в рамках ООН и других многосторонних встреч, и подчеркивают исключительно важное значение для глобальных усилий по достижению нераспространения ядерного оружия и ядерного разоружения, Договора о нераспространении ядерного оружия и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Россия и Китай призывают все государства, которые еще не сделали этого, безотлагательно и безоговорочно присоединиться к этим договорам.

Они также приветствуют возобновившийся в Южной Азии политический диалог и выражают надежду на то, что он будет способствовать урегулированию нерешенных вопросов, укреплению безопасности и стабильности в регионе.
Разрешение кризиса в Афганистане не может быть достигнуто силой оружия. Путь к установлению мира в этой многострадальной стране лежит только через создание такого представительного правительства, которое в полной мере будет учитывать законные права и интересы всех этнических, религиозных и политических групп афганского общества.

ООН и все государства, заинтересованные в стабилизации обстановки в Афганистане, призваны оказать воздействие на участников конфликта с целью прекращения боевых действий, налаживания переговорного процесса и нахождения политических развязок существующих проблем.
Решение проблем Корейского полуострова имеет важное значение для обеспечения стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этому способствовало бы продолжение межкорейского диалога в любом приемлемом для обеих сторон формате.
Укрепление диалога, доверия и сотрудничества в рамках Ассеановского регионального форума будет содействовать упрочению мира, стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
9. Важнейшее значение для развития стратегического взаимодействия между Россией и Китаем имеет совершенствование существующего механизма диалога на различных уровнях, прежде всего на высшем и высоком. С этой целью главы России и Китая в полной мере задействуют возможности обмена мнениями по важнейшим вопросам с использованием закрытой линии телефонной связи, а также путем переписки.

Главы двух государств договорились о том, что седьмая российско-китайская встреча на высшем уровне состоится в 1999 году в Китае.
Будут приняты совместные меры по повышению практической отдачи от функционирования механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая. Главы правительств двух стран проведут четвертую регулярную встречу весной 1999 года в Москве.

Стороны осуществят тщательную подготовку к данной встрече с целью достижения на ней конструктивных результатов, для этого будут предприняты шаги по действенной реализации уже достигнутых договоренностей в области торгово-экономического сотрудничества, а также усилия по его диверсификации, внедрению новых форм, приведению его в соответствие с общепринятой международной практикой. Приоритетное внимание будет уделяться средним и крупным проектам, активизации экономических связей между российскими и китайскими регионами.
Будут продолжены усилия по интенсификации консультаций по актуальным международным проблемам и координации позиций по ним.
Компетентные государственные ведомства двух стран продолжат работу по совместному противодействию всем формам организованной противоправной деятельности, включая незаконный оборот наркотических и психотропных средств, контрабанду и нелегальную миграцию. Будут активизированы усилия, направленные на пресечение национального сепаратизма и религиозного экстремизма.
Оба государства намерены практически реализовать соглашения об укреплении доверия в военной области и сокращения вооруженных сил в районе границы. Будет продолжена практика проведения углубленных консультаций на высоком уровне по различным аспектам обеспечения безопасности.



Стороны считают, что состоявшаяся 3 июля пятисторонняя встреча в Алма-Ате и принятое по ее итогам Заявление открывают хорошие перспективы для укрепления безопасности и сотрудничества в Центральной Азии.
Россия и Китай будут уделять большое внимание расширению и упорядочению контактов и обменов между народами двух стран, удовлетворению их взаимной тяги к ознакомлению с историей, культурой, традициями, обычаями и реалиями друг друга. Будет поддерживаться и поощряться деятельность общественных организаций и средств массовой информации, направленная на создание в обеих странах правдивого и доброжелательного образа друг друга.

Все возрастающую роль в этих усилиях призван играть российско-китайский Комитет дружбы, мира и развития.
На рубеже веков главы Российской Федерации и Китайской Народной Республики торжественно заявляют о приверженности своих стран идеалам мира, справедливости и сотрудничества, а также о своем стремлении сделать все от них зависящее для того, чтобы в XXI в. обеспечить прочные материальные, политические, правовые и иные гарантии для утверждения такого миропорядка, который создаст условия всестороннему развитию человечества, избавит его от войн, угнетения, разрушений и насилия [25].
Принятые сторонами документы, приведенныве выше, были одобрены главами двух государств, но не подписывались ими.
Помощник президента РФ по международным вопросам С.Э.При-ходько дал официальную оценку визита Цзян Цзэминя в нашу страну. В связи с итогами встречи глав двух государств он подчеркнул, что по пограничным вопросам сторонам удалось найти компромиссное решение, при этом победил здравый смысл. Речь не шла об уступках с чьей-либо стороны; уступками нельзя считать корректировку линии прохождения границы на небольших ее участках. Более того, соглашение между нашими странами по пограничным вопросам это модель нахождения решения по проблемам укрепления безопасности, ибо стороны одновременно снизили уровень вооруженных сил в районе границы.

Два государства создали на Азиатском континенте уникальную модель пограничной безопасности, которая предусматривает не только фиксацию линии границы, но и осуществление вдоль нее сокращения вооруженных сил, системы мер доверия и военной транспарентности.
С.Э.Приходько также говорил, что в ходе беседы между Б.Н.Ельциным и Цзян Цзэминем вопрос о миграции граждан КНР в Россию не затрагивался.
Помощник президента РФ утверждал, что неверно говорить о китайской экспансии в РФ. Скорее речь идет о необходимости отрегулировать с обеих сторон порядок пересечения границы гражданами обеих стран, а также внести соответствующие изменения в законодательство РФ. По словам С.Э.Приходько, президент Б.Н.Ельцин сказал Цзян Цзэминю, что 1998 год это не самый простой год для России и не самый простой год для Китая (если иметь в виду громадное наводнение на реке Янцзы).

Поэтому обеим сторонам предстоит преодолевать беды внутреннего характера [26].
Интуиция Б.Н.Ельцина вывела его на представляющееся важным заявление о том, что, по сути дела, не только наша страна, но и наш сосед, переживают очень трудные времена, особенно в связи с положением внутри каждой из стран. Тем самым Президент РФ привлек внимание к необходимости сохранять и по возможности улучшать двусторонние отношения, исходя из необходимости, диктуемой интересами обеих стран и народов, которые должны сосредоточиться на решении внутренних проблем.

Это, в свою очередь, требовало поддержания равновесия и стабильности на мировой арене, а также сохранения максимально возможных дружественных двусторонних отношений, отказа от участия в международных акциях, которые могли бы серьезно осложнить обстановку в мире, да и положение каждой из наших двух стран, что, конечно же, не исключает известной дипломатической активности.
В целом мысль Б.Н.Ельцина, как представляется, была в том, что обе стороны должны подчинять свою внешнюю политику своим же внутренним интересам, а потому не проявлять никакой нервозности из-за того, что пока нет практической возможности делать прорывы в двусторонних, скажем экономических, отношениях.
Совершив поездку в Новосибирск, Цзян Цзэминь посетил предприятие атомной промышленности и Академгородок. В ходе его пребывания в Новосибирске китайской стороной было подписано с руководством Института ядерной физики лицензионное соглашение об организации производства в Китае малодозных рентгеновских установок. Китайская сторона приобретала за 260 тыс. долларов в качестве образца одну рентгеновскую установку и документацию на нее, а затем должна перечислять новосибирским разработчикам по 10 процентов от стоимости каждой такой установки, изготовленной в Китае.

Это соглашение пример договоренности сторон, одна из которых (китайская) предпочитала тем или иным путем получать новейшие научно-технические разработки в России, а другая (российская) шла на продажу своих достижений по той цене, которую ей предлагали в создавшихся условиях.
Из Новосибирска Председатель КНР вылетел в Японию.
По сообщениям средств массовой информации, Г.Н.Селезнев предлагал Цзян Цзэминю увеличить закупки российских вооружений, а Е. С. Строев и другие губернаторы хвалили деятельность совместных российско-китайских предприятий на территории РФ. Просьбы о займах и помощи не выдвигались.
Рандеву Б.Н.Ельцина и Цзян Цзэминя 23 ноября 1998 г. стало первой неформальной встречей лидеров двух стран.
Такая форма была придана встрече по инициативе российской стороны. В Москве считали, что пора отходить от формальностей, не тратить значительную часть времени на протокольные процедуры.
Больше времени было, таким образом, отведено на переговоры между сторонами, включая беседу с Цзян Цзэминем Б.Н.Ельцина и переговоры с ним главы правительства РФ Е. М.Примакова. Не исключалось, что и следующая встреча лидеров могла также носить неформальный характер.
В результате встречи все-таки было решено опубликовать совместные документы два заявления и коммюнике, чтобы продемонстрировать всему миру прогресс в двусторонних отношениях. Документы были подготовлены обеими сторонами заранее. В ходе встречи оставалось только расставить акценты в случае необходимости. Документы получились, по мнению российской стороны, хорошие.

Однако их, как указано выше, не подписывали. Два документа были приняты президентами. Коммюнике о встрече включало в себя существенные договоренности между сторонами.

Этот документ рассматривался российскими дипломатами как очень важный.
Итак, прежде всего, лидеры двух государств приняли совместное заявление об отношениях России и Китая на пороге XXI века. В этом документе содержалась оценка сделанного за два с половиной года с начала 1996 г., когда стороны договорились о стратегическом партнерстве, а также с того момента, когда министром иностранных дел РФ стал Е.М.Примаков, а Президент РФ Б.Н.Ельцин перешел к новой линии в области внешней политики, в частности, имея в виду отношения с политическими силами внутри страны.
Стороны решили рассмотреть вопрос о том, как развиваются взгляды и той и другой стороны, в частности, на идею о миропорядке. Большая часть документа посвящена видению мира; другая часть двусторонним отношениям.

Наибольший интерес в мире вызвала международная часть этого заявления.
Российские дипломаты полагали, что 1998 год был в известном плане поворотным в отношениях с КНР; этот год показал, что у сторон есть резервы в сотрудничестве на мировой арене. В 1997 г. во время визита Б.Н.Ельцина в КНР министр иностранных дел РФ Е. М.Примаков сделал первый шаг, стремясь выступить на мировой арене с единой или согласованной с Китаем позицией. Он предложил Цзян Цзэминю сделать совместное заявление по Ираку.

Цзян Цзэминь направил Е.М.Примакова к министру иностранных дел КНР Цянь Цичэню. Состоялась встреча министров иностранных дел, в результате которой на уровне министров было сделано информационное сообщение относительно озабоченности обеих стран ситуацией вокруг Ирака.
В конце 1998 г. появился документ, какого, по мнению китайской стороны, у нее не было ни с одной страной. В этом документе содержалась согласованная позиция по ООН. Это большая тема в настоящее время. Дело в том, что США, Англия, Франция, три постоянных члена Совета Безопасности ООН, иначе говоря, Запад, хотели бы решать вопросы без России и без Китая.

Россию и Китай объединило третирование их со стороны стран Запада. Запад, например, хотел бы решить вопрос о принятии в число постоянных членов Совета Безопасности ООН Японии уже в этом году, причем не советуясь с Россией и с КНР. Россия и Китай не приемлют в принципе не какую-то конкретную позицию Запада, но саму попытку поставить Россию и Китай в положение второразрядных постоянных членов Совета Безопасности.

Пока это объединяет Москву и Пекин, которые не хотят быть странами второго порядка в Совете Безопасности ООН.
Комментируя этот тезис российских дипломатов, хотелось бы подчеркнуть, что и наша страна и КНР имеют свои соображения и позиции по вопросу, например, о постоянном членстве Японии в Совете Безопасности ООН; каждая из наших двух стран желает, чтобы этот вопрос был предметом обсуждения, прежде всего, на двустороннем уровне: между РФ и Японией, между КНР и Японией; Москва и Пекин не хотят допустить ситуации, при которой Япония могла бы с меньшим уважением относиться к позициям и РФ и КНР.
Далее в документе была зафиксирована позиция по Косово. Здесь московские дипломаты отмечали, что до сих пор КНР никогда не ангажировалась по проблемам, которые далеки от ее границ.

Сейчас она активно работает по Косово и с РФ и с Советом Безопасности ООН.
Е. М. Примаков в связи с этим сказал Цзян Цзэминю, что благодаря усилиям России и Китая удалось отвести дамоклов меч, который угрожал Косово. Стороны затронули также вопрос об Ираке.

Здесь они действовали в унисон.
С точки зрения работников МИД РФ, важный вопрос о Южной Азии. КНР занимает жесткую позицию по отношению к Индии, ее ядерной программе, и Цзян Цзэминь добился во время встречи в Алма-Ате 3 июля 1998 г. включения в совместный документ пятерки осуждения позиции Индии и Пакистана.

На сей раз российская сторона стремилась затушевать антииндийскую направленность формулировок документа по вопросу о Южной Азии. В согласованном в Москве документе содержалась зафиксированная общая позиция России и КНР по Договору о нераспространении ядерного оружия.
Одним словом, 1998 год оказался годом все более активного взаимодействия и сотрудничества во внешнеполитических делах. Российская сторона хотела бы не параллельной работы каждой из сторон по какому-либо международному вопросу, а совместной разработки схем.
С точки зрения дипломатов обеих стран, ключевая фраза в совместном документе утверждение о том, что многополярный мир не должен быть ни евро-американским, ни азиатско-тихоокеанским. У китайцев в термине четыре иероглифа. Там не говорилось отдельно об антиамериканской направленности, как в русском тексте.

В русском тексте сказано, что XXI век не должен и не может стать исключительно американским или европейским веком; в китайском тексте говорится, что он не должен и не может стать американо-европейским.
Представляется, что у России и КНР разные интересы в такого рода вопросах. Россия, конечно же, нуждается в развитии политических отношений с КНР, в углублении с ней двустороннего сотрудничества, а следовательно, и в разработке тех тезисов, которые предлагают обе стороны, в том числе и внешнеполитических оценок Пекина. В то же время Россия стремится сохранять и свое положение в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН и самостоятельного и независимого субъекта на мировой арене.

Однако это не диктует России выделения тезиса об опасности превращения всего мира в американский или в европейский, евро-американский, американо-европейский мир или в азиатско-тихоокеанский мир. Такая игра со столь великими силами на планете вряд ли сегодня (да и вообще) в интересах России.
Нам нужны добрые отношения со всеми странами. Любые намеки на противопоставление России, скажем, американскому или какому-то евроамериканскому миру будут в той или иной степени, при тех или иных обстоятельствах лишь создавать осложнения для нашей дипломатии.

Кстати, в документе ничего не говорится ни о китайском, ни о российском, ни о мусульманском, ни о других мирах.
В принципе постановка вопроса о делении мира на миры, т. е. в данном случае не на сообщества людей той или иной культуры, а на некие группировки государств, вряд ли необходима сегодня России. Мир един и многообразен такая постановка вопроса приемлема для России и не ущемляет ничьих интересов.

Вряд ли в наших интересах и выделение среди мировых держав каких-то врагов, против которых мы как бы сплачиваемся с Пекином. Хотя в этом случае Пекин не берет на себя никаких обязательств, но наши отношения с США или другими странами могли бы осложняться.
По мнению работников МИД РФ, когда готовился визит У.Клин-тона в КНР в 1998 г., тогда даже в КНР были люди, которые думали, что окажется возможным выступление КНР и США в качестве двух сверхдержав. Жизнь, однако, показала, что американцы будут продолжать смотреть на КНР не как на равного себе партнера.

Теперь КНР активно играет с нами в многополярность.
В связи с этим тезисом необходимо сказать, что для нашей страны важно видеть, что Вашингтон и Пекин перешли на новую стадию в своих двусторонних отношениях; с какими бы заминками эти отношения не развивались, в далекой перспективе их должны будут учитывать все государства, в том числе и наша страна. В настоящее время Пекину в тактических целях важно, чтобы мы поддерживали мысль о противодействии желанию кого бы то ни было, прежде всего США, играть роль главного хозяина, и выступали за признание в мире множества центров силы. В той мере, в какой это отвечает нашим интересам, мы можем разделять и общие с КНР позиции. Вряд ли можно, однако, обольщаться мыслью о том, что китайцы уже поняли, что им никогда не сравняться с США, что американцы никогда не будут относиться к ним, как к равным себе.

И Пекин и Вашингтон будут продолжать свою игру, и трудно пока предсказать, как это будет сказываться на других странах, в том числе на нашей стране. Во всяком случае, вполне очевидно, что ни для Вашингтона, ни для Пекина Россия не представляется тем партнером, из-за которого они будут портить отношения между собой.
Президентский документ по пограничным вопросам также появился в результате московской встречи. Стороны завершили полевые работы по восточному речному участку границы в ноябре 1998 г. С каждой стороны в работе по демаркации границы протяженностью в 4200 км участвовало по полторы тысячи человек. За год до этого закончили установку буев.

Теперь, в 1998 г., были установлены пограничные столбы на Алтае. Погодные и высокогорные условия отводили на эту работу всего полтора месяца.

Тяжело было достать дизельное топливо. Даже у военных его не было. Китайцам не очень нравились условия высокогорья.

Но все-таки все было сделано. Исторически по этому участку границы никогда не было проблем. Трудности были лишь с ориентировкой на местности. Сомнения вызывало, например, направление движения одного из ледников.

В МИД РФ полагали, что в результате появился исторический документ, появилась ясная граница.
Действительно, и для той и для другой стороны в то время было важно завершить демаркацию границы на согласованных ее участках. Тем самым закладывалась основа и для нормальных практических отношений на границе, и для подготовки будущего договора о границе.
Совместное коммюнике позволило поставить несколько важных вопросов.
Во-первых, вопрос о Тайване. Цзян Цзэминь летел после Москвы и Новосибирска с пятидневным визитом в Японию.

Еще перед планировавшейся встречей 45 сентября 1998 г. китайская сторона просила российскую сторону высказать четыре нет по вопросу о Тайване, ссылаясь на то, что это помогло бы Цзян Цзэминю в его предствоящих беседах в Японии.
Дело в том, что в 1998 г. китайцы вынудили У.Клинтона сказать три нет по вопросу о Тайване: (1) США не поддерживают идею о независимости Тайваня, (2) отвергают мысль о существовании одного Китая, одного Тайваня или двух Китаев, (3) выступают против принятия Тайваня в международные организации в качестве государства. Президент США У.Клинтон не хотел соглашаться на это. Демонстрируя свои сомнения, он перенес заявление об этом на пребывание в Шанхае.

После возвращения в США Клинтон дал задний ход, особенно по вопросу о месте Тайваня в международных организациях.
Китайская сторона, по ее словам, хотела оказать нажим на Японию. Поэтому она просила российскую сторону выступить с четырьмя нет, т.е. к пунктам, о которых заявлял У.Клинтон, добавить отказ продавать оружие Тайваню.
Мнение МИД РФ по этому вопросу было таково: с 1949 года наша сторона неизменно придерживается одной и той же позиции мы имеем отношения только с одним Китаем, т.е. с КНР. Так было и при СССР и при РФ.
В чем смысл просьбы Пекина? Там боялись, что на Тайване в результате выборов в декабре 1998 г. к власти могут прийти политические силы, которые объявят о создании нового независимого тайваньского государства, провозгласят независимость Тайваня. (Как нам кажется, на основе объективной оценки расстановки политических сил на Тайване ситуации на острове и в регионе, упомянутой угрозы не существовало.)
Наша сторона также всегда четко выдерживала позицию относительно приема Тайваня в международные организации. Тайвань ежегодно ставит вопрос о возвращении в ООН.

Мы всегда выступаем против этого. Так было и при СССР и при РФ.
Что касается запрета на поставку вооружений на Тайвань, то это президентская политика, и, таким образом, у России нет препятствий к тому, чтобы заявить о четырех нет, как просила китайская сторона. В ответ мы попросили китайскую сторону ввести в документ положение о том, что Россия будет поддерживать с Тайванем неофициальные экономические, культурные, торговые, научно-технические, спортивные и другие связи.

При этом было разъяснено, что под другими связями не имеются в виду политические. Эти положения и были вписаны в совместный документ; был соблюден паритет.
В целом включение этих положений в совместное коммюнике рассматривалось в МИД РФ, как нам представляется, в качестве закрепления взаимопонимания между Москвой и Пекином по вопросу о Тайване и по вопросу об отношениях между Москвой и Тайбэем. Такая позиция МИД РФ порождает сомнения и вопросы.
Прежде всего, конечно, необходимо всемерно стремиться к сохранению добрососедских отношений с континентальным Китаем. При этом, однако, важно принимать во внимание изменение позиции Москвы после событий 1991 г. и появление на мировой арене другого государства Российской Федерации. Президент РФ, отражая мнение большинства российских граждан, отвергнувших прежнюю идеологию, исправил продиктованное прежде всего идеологическими соображениями решение властей СССР, принятое в 1949 г., о разыве всех отношений с Китайской Республикой (с Тайванем) и установлении дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой.

Президент РФ решил, что нынешняя Россия, наше нынешнее государство должно иметь отношения с обеими частями китайской нации: дипломатические отношения с КНР, а также не дипломатические, а торговые, экономические, научно-технические, культурные и другие но все же иметь отношения с Тайванем.



Содержание раздела