d9e5a92d

Российско-китайский договор 2001 года

А если нас будут оттуда выталкивать, то мы будем вынуждены искать союзы, укрепляться. А как же?

Обязательно [240].
В.В .Путин, о котором известный публицист Максим Соколов сказал: Наш царь русский немец, протягивает руку внешнему миру, всем странам; при этом он декларирует принадлежность к Европе, ее культуре, заявляет, что мы, русские, россияне, европейцы. В то же время он отмечает, что люди России живут и на Дальнем Востоке и на юге.

Они будут оставаться на своей родине, но, если их будут выталкивать либо из какой-либо части света, либо с собственной земли, они будут вынуждены искать себе союзников.
Что касается взаимоотношений России с НАТО, то В.В .Путин говорил, что проблема наших отношений с этой организацией в том, что мы себя не чувствуем там полноценными участниками процесса. Если будем принимать полноценное участие в выработке решений, то я здесь не вижу ничего страшного.

Если же решения принимаются без России, то такие отношения нам не нужны [241]. Из этого, в частности, следует, что Россия против любой ситуации, в которой она не выступает в качестве равноправного партнера; в этом смысле она и против однополюсного мира.
Отвечая на вопрос о том, что сегодня способна сделать Россия, на что у нее может хватить сил, В.В .Путин говорил: Россия и в сегодняшнем своем качестве может многое сделать. Нужно было заранее, до начала бомбардировок в Югославии, проанализировать ситуацию, разобраться, какими ресурсами мы располагаем, чтобы влиять на решение наших партнеров.

Можно было активнее работать с теми странами, которые не хотели подобного развития событий [242].
Для В. В. Путина характерна нацеленность на активные действия; в частности, на наступательную дипломатию и внешнюю политику, наступательную в целях обеспечения мирных условий для строительства в нашей стране и для защиты наших экономических интересов. В.В.Путин также считает, что мир изменился, изменилась и Европа, никакого секрета тут нет.

Устав ООН писался с учетом иного расклада сил в мире мы тогда были главными победителями во Второй мировой войне. Сейчас мы стали, увы, слабее, а Устав ООН продолжает действовать. Это не всех устраивает.

Его как-то пытаются менять или подменять, например, решениями НАТО. Мы не должны с этим соглашаться.

Кстати, многие забыли, что когда в конце сороковых годов создавался НАТО, Советский Союз высказывал намерение войти в этот блок. Но нас туда не пустили.

В ответ, вместе со странами Восточной Европы мы образовали Варшавский договор, сейчас уже не существующий как ответ на формирование альянса [243].
В.В .Путин затрагивал и вопрос о возможности возвращения к идее вступления в НАТО (в одном из своих интервью он, отвечая на этот же вопрос, озадачил собеседника: А почему бы и нет?): Вернуться-то можно, но вряд ли сейчас. Вопрос в том, о каком НАТО идет речь.

Если о том, который в нарушение решений ООН действовал в Косово, то нам это даже теоретически обсуждать неинтересно. Если речь идет о серьезной трансформации этого блока, преимущественно в политическую организацию, готовую к конструктивному взаимодействию с Россией, тогда есть предмет для обсуждения.
Словом, я не вижу причины, которая бы препятствовала сотрудничеству России и НАТО, но, повторю, только при условии, что к нам будут относиться как к равному партнеру. Хотя в любом случае, даже в режиме предположений, надо говорить об отдаленной перспективе.

Ведь есть масса проблем политических, экономических, военных. Например, любой блок, и НАТО не исключение, принимает стандарты вооружений, и это, понятное дело, существенно затрагивает интересы оборонной промышленности [244].
Отвечая на вопрос о том, что по этому поводу думают сами натовцы, В.В .Путин сказал: Я думаю, будут бояться разрушения НАТО изнутри. Я их тоже прекрасно понимаю.

Мы слишком мощная доминанта. Сейчас есть одна США, а появится вторая, хотя и не такая мощная, как первая. Но баланс может быть нарушен, и отцы-основатели НАТО опасаются, что организация сильно изменится. С нашей точки зрения, в лучшую сторону, а с их, возможно, в худшую [245].

Он также добавил, что при всей североатлантической направленности сегодняшней европейской политики не надо забывать, что НАТО и Европа все-таки не одно и то же. И я уже сказал, что мы страна европейской культуры, а не натовской [246].
В открытом письме российским избирателям, опубликованном в газете Известия 25 февраля 2000 г., В.В.Путин писал: Наш приоритет строить внешнюю политику, исходя из национальных интересов собственной страны. По сути надо принимать верховенство внутренних целей над внешними. ... Пора понять: от успешного решения собственных внутренних задач напрямую зависит и наше место в мире, и наша зажиточность, и наши новые права. ... Только реальные, в том числе экономические, интересы страны должны быть законом для российских дипломатов. ...



То, что в других странах называют зонами жизненно важных интересов, мы для себя тоже видим, но видим как источник дальнейшего мирового развития экономического, международного, политического.
В.В .Путин исходит из первоочередности решения наших внутренних задач; в то же время подчеркивает, что Россия надеется на развитие добрых отношений со всеми государствами и, вполне очевидно, прежде всего, с Китаем и Америкой.
Итак, новый Президент РФ В.В.Путин находился в первой половине 2000 г. на пороге, с которого ему предстояло сойти на полное надежд и неожиданностей, сюрпризов поле российско-китайских отношений.

Российско-китайский договор 2001 года

В двадцать первый век Россия и Китай вступили с новым договором. Вот его полный
текст.
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
Российская Федерация и Китайская Народная Республика, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,
опираясь на исторические традиции добрососедства и дружбы между народами России и Китая,
считая, что совместные российско-китайские декларации и заявления, подписанные и принятые главами двух государств в период с 1992 года по 2000 год, имеют важное значение для развития двусторонних отношений,
убежденные в том, что укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними во всех областях отвечает коренным интересам их народов и способствует сохранению мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире,
подтверждая свои обязательства по Уставу Организации Объединенных Наций и другим международным договорам, участницами которых они являются,
желая способствовать утверждению нового справедливого и рационального международного порядка, основанного на строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, стремясь поднять отношения между ними на качественно новый уровень,
преисполненные решимости передавать дружбу между своими народами из поколения в поколение,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Договаривающиеся Стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.
Статья 2
Договаривающиеся Стороны в своих взаимоотношениях не применяют силу или угрозу силой, не используют друг против друга экономические и иные способы давления и разрешают разногласия между собой исключительно мирными средствами в соответствии с положениями Устава ООН, другими общепризнанными принципами и нормами международного права.
Договаривающиеся Стороны подтверждают обязательства не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты.
Статья 3
Договаривающиеся Стороны, взаимно уважая выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанный каждой из них в соответствии со своими внутренними условиями, обеспечивают долговременное и стабильное развитие отношений между двумя государствами.
Статья 4
Российская Сторона поддерживает политику Китайской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Китайской Народной Республики.
Китайская Сторона поддерживает политику Российской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации.
Статья 5
Российская Сторона подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, изложенной в политических документах, подписанных и принятых главами обоих государств в период с 1992 года по 2000 год. Российская Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая.

Российская Сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме.
Статья 6
Договаривающиеся Стороны, с удовлетворением отмечая отсутствие взаимных территориальных претензий, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия. Договаривающиеся Стороны руководствуются международноправовыми принципами территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ, неукоснительно соблюдают государственную границу между ними.
Договаривающиеся Стороны в соответствии с Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года продолжат переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках. До разрешения этих вопросов они соблюдают статус-кво на еще не согласованных участках границы между ними.
Статья 7
Договаривающиеся Стороны осуществляют меры по укреплению доверия в военной области и взаимному сокращению вооруженных сил в районе границы на основе действующих соглашений. Договаривающиеся Стороны расширяют и углубляют меры доверия в военной области с целью укрепления безопасности каждой из них, упрочения региональной и международной стабильности.
Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по обеспечению собственной безопасности, основываясь на принципе разумной достаточности вооружений и вооруженных сил.
Военное и военно-техническое сотрудничество между Договаривающимися Сторонами, осуществляемое на основе соответствующих соглашений, не направлено против третьих государств.
Договаривающиеся Стороны не участвуют в каких-либо союзах или блоках, не предпринимают каких-либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает использования своей территории третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.
Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает создания и деятельности на своей территории организаций и групп, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.
Статья 9
В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы.
Статья 10
Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, используя и совершенствуя механизм регулярных встреч на различных уровнях, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, важным и актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес.
Статья 11
Договаривающиеся Стороны выступают за строгое соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, против любых действий, направленных на оказание силового давления или на вмешательство под каким-либо предлогом во внутренние дела суверенных государств, намерены прилагать активные усилия для укрепления международного мира, стабильности, развития и сотрудни- чества.
Договаривающиеся Стороны выступают против действий, которые могли бы создать угрозу международной стабильности, безопасности и миру, взаимодействуют в предотвращении международных конфликтов и их политическом урегулировании.
Статья 12
Договаривающиеся Стороны прилагают совместные усилия по поддержанию глобального стратегического баланса и стабильности, а также всемерно способствуют неукоснительному соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности.
Договаривающиеся Стороны активно содействуют процессу ядерного и химического разоружения, способствуют укреплению режима запрещения биологического оружия, осуществляют меры по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с ними технологий.
Договаривающиеся Стороны укрепляют сотрудничество в Организации Объединенных Наций, ее Совете Безопасности и специализированных учреждениях ООН. Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее авторитетной и наиболее универсальной международной организации, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности.
Статья 14
Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют укреплению стабильности, утверждению атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в регионах, прилегающих к их территориям, и содействуют усилиям по созданию в этих регионах соответствующих их реалиям многосторонних механизмов взаимодействия по вопросам безопасности и сотрудничества.
Статья 15
Договаривающиеся Стороны регулируют отношения в области долговых прав и долговых обязательств на основе соответствующих двусторонних межправительственных соглашений и других документов, признают законные права и интересы друг друга в отношении активов и иного имущества одной Договаривающейся Стороны,
находящихся на территории другой Договаривающейся Стороны.
Статья 16
Договаривающиеся Стороны на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торговоэкономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия.
Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права.
Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту интеллектуальной собственности, в том числе авторских и смежных прав, в соответствии со своим национальным законодательством и международными договорами, участницами которых они являются.
Статья 17
Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, а также в соответствии с положениями уставных документов таких учреждений, организаций и форумов способствуют вступлению одной Договаривающейся Стороны в те из них, членом (участницей) которых является другая Договаривающаяся Сторона.
Договаривающиеся Стороны сотрудничают в деле содействия осуществлению прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством каждой из них.
Договаривающиеся Стороны в соответствии со своими международными обязательствами, а также законами и правилами, действующими в каждой из них, предпринимают эффективные меры, гарантирующие законные права и интересы юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, а также оказывают друг другу необходимую правовую помощь по гражданским и уголовным делам.
Соответствующие органы Договаривающихся Сторон на основе соответствующих законов рассматривают и решают проблемы и споры, возникающие в ходе сотрудничества и хозяйственной деятельности юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны.
Статья 19
Договаривающиеся Стороны осуществляют сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, справедливого рационального использования пограничных водотоков, живых ресурсов в северной части Тихого океана и бассейнах пограничных рек, предпринимают совместные усилия для защиты редких видов флоры, фауны и природных экосистем в приграничных районах, а также осуществляют сотрудничество в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в обоих государствах и ликвидации их последствий.
Статья 20
Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и международными обязательствами каждой из них активно сотрудничают в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также в области борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, оружия и другой преступной деятельностью. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в борьбе с нелегальной миграцией, в том числе с незаконным перемещением физических лиц через свои территории.
Статья 21
Договаривающиеся Стороны придают важное значение развитию контактов и сотрудничества между федеральными (центральными) органами законодательной и исполнительной властей обоих государств.
Договаривающиеся Стороны всемерно содействуют развитию контактов и сотрудничества между органами судебной власти обоих государств.
Статья 22
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участницами которых они являются, и не направлен против какого-либо третьего государства.
В целях выполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны активно содействуют заключению договоров в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.
Статья 24
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами, который будет произведен в Пекине.
Статья 25
Настоящий Договор действует в течение двадцати лет. Срок действия настоящего Договора автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не менее чем за один год до истечения соответствующего периода действия Договора не уведомит в письменной форме другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в Москве 16 июля 2001 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую За Китайскую Народную
Федерацию Республику
Президент Председатель Китайской
Российской Федерации Народной Республики
В.В .Путин Цзян Цзэминь
Текст этого документа был опубликован в Российской газете 17 июля 2001 г.
Каково же содержание, особенности и дух этого договора?
По предложению китайской стороны он назван договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Следовательно, в основу всех наших отношений предлагается положить добрососедство. На этой базе могут развиваться и дружба и сотрудничество.

Под добрососедством разумеются добрые отношения соседей наших государств. Добрососедство предполагает разрешение всех доставшихся по наследству от истории и современных проблем в межгосударственных отношениях.
В тексте договора содержится и формула, которой китайская сторона хотела бы определять цели наших отношений. А именно: передавать дружбу между народами из поколения в поколение, опираясь на исторические традиции добрососедства и дружбы между народами России и Китая; целью являются и сами отношения вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение.
Итак, выдвигаются цели развития отношений. Они, вполне ес- тественно, не вызывают возражений.

Правда, возникает вопрос в связи с возможным толкованием такого понятия, как дружба между народами.
Думается, что в отношениях на мировой арене, следуя понятиям и нормам общепринятого международного права, а точнее, права, регулирующего отношения между нациями и государствами, необходимо очень осторожно относиться к терминам нации, народы, страны, государства.
В документах, относящихся к категории двусторонних договоров, все-таки лучше было бы ограничиваться таким понятием, как государство, и не применять такое понятие, как народ.
В тексте договора указывается на то, что не решены вопросы о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках. Границу между нами еще только предстоит превратить в границу вечного мира и дружбы, опять-таки передаваемой из поколения в поколение.
Согласованием прохождения линии границы проблема пограничного размежевания, к сожалению, не исчерпывается. Границу можно считать границей вечного мира и дружбы, а вопрос о пограничном размежевании закрытым лишь тогда, когда стороны не только определят всю линию прохождения границы, но и выработают и подпишут договор о границе и договор о режиме границы.
В договоре не упоминается о правовой основе нашей границы. Очевидно, по той причине, что у сторон разные мнения об этой основе.

С нашей точки зрения, такая основа существует, и ее составляют русско-китайские договоры о границе. Китайская сторона по-прежнему считает, что договорно-правовую основу нашей границы составляют русско-китайские договоры, которые, по мнению китайской стороны, являются неравноправными.

Следовательно, еще только предстоит провести серьезные и трудные переговоры о замене ныне существующих договоров новым приемлемым для обеих сторон договором о границе.
Вопрос о границе и о территориях в наших отношениях не решен. Его можно считать решенным только тогда, когда с решением согласны обе стороны. В данном случае такого согласия нет.

У каждой из сторон есть свое мнение по этому вопросу. Мы пока находимся на первой стадии его решения, т.е. договариваемся о линии прохождения границы.

До конца решить все вопросы тут пока не удается. Вот и в договоре 2001 г. стороны договорились продолжать переговоры по этому вопросу.
Когда эти вопросы будут согласованы, нам предстоит вторая стадия работы. А именно: нужно будет выработать и подписать новый договор о границе и договор о режиме границы вместо ныне существующих договоров о границе, которые китайская сторона полагает неравноправными.

Таким образом, сторонам предстоит найти решение еще остающихся вопросов пограничного размежевания. При этом китайская сторона предполагает, что это будут решения справедливые и рациональные, с ее точки зрения.
Далее из текста договора следует, что между сторонами еще нет доверия в военной области. Во всяком случае, с китайской стороны отсутствует доверие к нам. Поэтому нам предлагается продолжать осуществлять меры по укреплению доверия в военной области и взаимному сокращению вооруженных сил в районе границы на основе действующих соглашений.

Этими соглашениями предусматривается фактически одностороннее сокращение наших вооруженных сил в районе границы, а также право китайской стороны направлять своих военных инспекторов в стокилометровую зону вдоль линии границы на нашей территории.



Содержание раздела