d9e5a92d

Развитие двусторонних отношений

На практике это помогает развитию двусторонних отношений, содействует внешней политике каждой из сторон в регионе и на мировой арене.
С другой стороны, нельзя не принимать во внимание и расхождения в позициях сторон относительно юридической основы границы. Эти расхождения продолжают существовать.
Обращает на себя внимание толкование нынешней ситуации в Москве и в Пекине. Б.Н. Ельцин утверждает, что теперь больше нет вопроса о границе и о территориях, что этот вопрос решен окончательно.

Цзян Цзэминь, со своей стороны, говорит, что в отношениях двух стран нет серьезных проблем. Вполне очевидна разница между этими оценками ситуации. В Москве на первый план, как обычно, выставляют желаемое.

В Пекине тоже, так же как обычно оставляют себе поле для маневров в любом направлении. В целом, однако, самое главное в настоящее время состоит в том, что окончание демаркации российско-китайской границы создает реальные условия для продолжения налаживания и развития наших двусторонних отношений.
В дополнение к сказанному остановимся еще на некоторых вопросах.
Прежде всего, на вопросе об островах на пограничных реках. Иногда, в том числе и в нашей печати, можно прочитать заявления о том, что острова на пограничных с Китаем реках никогда не разграничивались или не распределялись между сторонами, что их территориальная принадлежность ныне определяется впервые в истории российско-китайских отношений, в связи с чем не существует и вопроса о том, что одна из сторон при этом поступается своей территорией, а другая сторона приобретает территорию.
Все это представляет собой пересказ позиции наших партнеров по переговорам и смешение нескольких вопросов.
На самом деле в соответствии с существующим договором 1860 г. острова на пограничных реках (прежде всего, на Амуре и Уссури) были все отнесены к России, считались российской территорией, так как граница проходила в соответствии с красной линией, нанесенной на географических картах, составлявших неотъемлемую часть договора о границе, а эта линия была проведена по китайскому берегу упомянутых рек; следовательно, все речное пространство, вся акватория со всеми островами на ней принадлежала России, была ее территорией. Таким образом, юридически изначально острова на пограничных реках были территорией России.
Иной раз в нашей печати можно также прочитать утверждения о том, что в 1930-х гг. СССР незаконно захватил острова на пограничных реках.

Однако и это противоречит договорным документам.
Тридцатые годы были временем, когда японские захватчики хозяйничали на китайской территории, прилегавшей к упомянутой границе, создавая непосредственную военную угрозу нашей стране. Наше государство предпринимало меры по укреплению обороны от вероятной агрессии со стороны японцев.

Все это, однако, не означало, что оно тогда нарушало договорную основу границы оно охраняло линию, которая соответствовала договорам о границе между нашими двумя странами, между Россией и Китаем.
Другое дело, что еще в 1964 г. Н.С.Хрущев, идя навстречу позиции Пекина, согласился внести изменения в новые, разрабатывавшиеся тогда, соглашения о прохождении линии границы, практически заново провести границу на пограничных реках, исходя их того принципа, что она будет проходить по середине главного фарватера на судоходных реках и по середине реки на несудоходных реках. Тогда и возникла возможность определить принадлежность островов в зависимости от их положения относительно главного фарватера или середины реки.
Итак, договорная основа для разграничения территорий двух наших стран существует. В соответствии с этой договорной основой вплоть до того момента, пока обе стороны по взаимному согласию не изменили некоторые положения прошлых договоров, граница проходила по китайскому берегу и все острова на пограничных реках были юридически территорией нашей страны.

Вопрос о разграничении островов на пограничных реках возник только после того, как наша страна пошла навстречу предложениям китайской стороны, т.е. начиная с 1964 года.
Далее, в связи с пребыванием Президента РФ Б.Н.Ельцина в КНР в ноябре 1997 г. поднимался вопрос о хозяйственной деятельности на островах, расположенных на пограничных реках. При этом в нашей печати также утверждалось, что этот вопрос ранее не обсуждался.

Однако его обсуждали, в частности, во время консультаций и переговоров между двумя сторонами в 1964 г. и в 19691970 гг.
Ныне обе стороны обсуждают вопрос о закреплении права хозяйствования на этих островах, права вести определенные (сезонные) хозяйственные работы на островах, которые юридически принадлежат соседней стране. Здесь имеет место вопрос о юридическом оформлении такого рода договоренности.



Такой подход к вопросу может способствовать установлению согласованного сторонами порядка на границе, а следовательно, и поддержанию нормальных взаимоотношений между двумя государствами. Очевидно, что такое решение вопроса, в случае если обе стороны придут к конкретным взаимоприемлемым
и не ущемляющим интересы ни одной из сторон решениям, будет представлять собой движение в позитивном направлении.
В то же время очень важно так оформить соответствующие договоренности и юридические документы, чтобы они никому не давали никаких оснований предъявлять территориальные претензии на те острова, на которых предполагается хозяйственная деятельность граждан соседнего государства. В соответствующих юридических документах должно быть указано и подчеркнуто, что острова, на которых допускается хозяйственная деятельность сезонного характера по обусловленным правилам, являются территорией России, и договоренность о хозяйственной деятельности на этих островах не может служить основанием для постановки вопроса об их территориальной принадлежности или ее изменении.
Работники МИД РФ на уже упоминавшемся семинаре в Москве также дали оценку обмена мнениями в Пекине по экономическим вопросам:
Констатировав, что в политике сейчас между двумя странами нет сколько-нибудь значимых проблем, Б.Н.Ельцин и Цзян Цзэминь уделили беспрецедентно большое внимание обсуждению экономического блока вопросов.
В нынешнем году после прошлогоднего подъема наметились тенденции к падению оборота.
Москва и Пекин были вынуждены в соответствии с требованиями ВТО сокращать долю бартера в своей внешней торговле. Переход на почти полную торговлю в СКВ оказался явно не подготовленным с точки зрения инфраструктуры: в Китае до сих пор ни один из российских коммерческих банков не сумел открыть своего отделения, в России практически полностью отсутствуют китайские банки. Не развивается взаимная инвестиционная деятельность.

В целом неплохо идут дела в военно-техническом сотрудничестве, но в Москве и в Пекине прекрасно осознают: на одной оборонке далеко не уедешь. Победить в конкурентной борьбе на китайском рынке сможет только сильнейший. Конкурировать есть за что.

Потребности Китая только в зарубежной авиатехнике на ближайшие годы оцениваются в 140 млрд долларов. По прогнозам зарубежных специалистов, китайские закупки гражданских самолетов будут увеличиваться на 14% в год. Между тем за последние два года Россия не смогла продать Китаю ни одного самолета.

США же только в ходе октябрьской поездки в эту страну Цзян Цзэминя заручились контрактом на поставку 50 самолетов фирмы Боинг на сумму 3 млрд долларов. США намерены вступить в борьбу и за заказы на строительство АЭС в Китае, общий портфель которых оценивается в 60 млрд долларов.
Тревожный звонок для России прозвенел в августе, когда в Китае были объявлены результаты тендера на поставку первых четырнадцати гидроагрегатов для крупнейшей в мире ГЭС Три ущелья. Российский консорциум, претендовавший на часть заказов, не получил из общей суммы контракта в 740 млн долларов ничего.
Разговор в Пекине оказался достаточно откровенным и конкретным. Даны поручения соответствующим российским и китайским структурам ускорить согласование и до конца года подписать генеральный контракт на сооружение первой российской атомной электростанции в Китае.

Намечена программа совместной работы по основным направлениям торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
В качестве приоритетной сферы выделена энергетика.
Основное внимание будет уделено реализации двух газовых проектов: строительство газопроводов в Китай от Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области (так называемый Восточный проект) и газопровод в Китай из Западной Сибири (так называемый Западный проект).
Еще один перспективный проект переброска электроэнергии из Иркутской области в Китай, предполагающий китайское участие в строительстве электростанций в Сибири.
Россия и Китай приступают к сотрудничеству в такой новой области, как развитие алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран. Оно предусматривает взаимодействие в области геологической разведки, добычи, оценки, обработки и реализации алмазного сырья и бриллиантов.

На этот счет в Пекине подписано специальное соглашение.
Неплохо идет сотрудничество в области мирного космоса.
Значительные резервы взаимодействия кроются в межрегиональных и приграничных связях. В ближайшее время завершится создание на российской территории в районе Забайкальска торгового комплекса, обслуживающего нужды приграничного населения.

Аналогичный комплекс на китайской стороне функционирует уже 8 месяцев.
Расширению приграничного общения будет способствовать введение в строй в декабре крупнейшего на российско-китайской границе шестнадцатиполосного автомобильного пограничного перехода ЗабайкальскМаньчжурия. Намечено ускорить строительство первого моста через реку Амур между Россией и Китаем в районе г. Благовещенска.
По инициативе лидеров двух стран в прошлом году принято решение о создании российско-китайского общественного Комитета дружбы, мира и развития. Его первое заседание было приурочено к нынешнему визиту в Китай Президента России.
Важный результат пекинского саммита установление еще более тесных личных отношений между руководителями России и Китая.
Б.Н.Ельцин пригласил Цзян Цзэминя провести следующий саммит в неофициальной обстановке, без галстуков. Договорились, что такая встреча состоится на российской территории через несколько месяцев.
Со своей стороны, в Пекине утверждали, что экономическое сотрудничество вступает в новый этап. Эти вопросы были одной из ведущих тем саммита в Пекине.
Дипломаты КНР в Москве говорили, что некоторые российские газеты критически отзывались о состоянии двустороннего экономического сотрудничества, подавая информацию об этом в духе тезиса о том, что отношения Пекина и Вашингтона это сотрудничество без сантиментов, а отношения Пекина и Москвы это одни лишь сантименты без сотрудничества. В Пекине отмечали, что обе стороны действительно не удовлетворены состоянием экономических отношений и намерены предпринимать меры для того, чтобы выправить положение.

Однако это требует времени и терпения. Здесь нужны правила игры и взаимная адаптация.
По мнению пекинских дипломатов, нужно исходить из реального экономического положения в РФ и в КНР, избавиться от стереотипов экономического сотрудничества в прошлом и создать совершенно новые условия, обеспечивающие сотрудничество. Вместе с тем в Пекине утверждали, что экономическое сотрудничество КНР и РФ вступило в новый этап.
Во время ноябрьского саммита были определены направления сотрудничества: торгово-экономические связи, финансы, энергетика, транспорт, космос, наука и техника. Стороны договорились, что до конца 1997 г. будет подписан генеральный контракт на строительство АЭС в КНР. Существуют проекты газопроводов: Восточный проект и Западный проект. К участию в Восточном проекте приглашены Япония и Южная Корея.

Имеются перспективы сотрудничества в сфере поставок энергетического оборудования. Здесь Россия может принять участие в соответствующем тендере.

Отмечалось существование первых совместных предприятий; говорилось о возможном строительстве судов на подводных крыльях для КНР.
Пекинские дипломаты отмечали также, что существует вопрос о плохом качестве товаров из КНР, которые поступают в РФ благодаря усилиям челноков. В КНР стремятся исправить ситуацию, и с этой целью предполагается построить в Москве супермаркет и создать торговый центр.

В целом пекинские дипломаты в Москве утверждали, что в настоящее время наступил новый этап торгово-экономических отношений.
Они не соглашались с мнением о том, что политические отношения Москвы и Пекина ушли вперед от торгово-экономических и подчеркивали, что нынешние отношения в области экономического сотрудничества и внешней торговли отвечают состоянию и соотношению двух экономик, экономики КНР и экономики РФ. Уровень экономического сотрудничества сегодня примерно соответствует уровню экономик обеих стран или соотношению экономик обеих стран.

Потенциал развития этих связей представляется большим, но трудности имеются, причины их и субъективные и объективные.
По мнению пекинских дипломатов, российскому бизнесу не хватает стратегического взгляда на состояние и перспективы развития двусторонних отношений. Россия должна бороться за китайский рынок.

Кроме того, слишком много посредников, которые мешают прямо договариваться между собой производителям. Необходимо также участие государства в этих операциях, подчеркивали представители Пекина.
В целом в том, что касается торговых и экономических связей между нашими двумя странами, вполне очевидно, что дела обстояли не блестяще. Более того, процесс взаимного приспособления в этой сфере затянулся, если не сказать, застопорился.

Стороны выражали намерения или пожелания довести годичный объем товарооборота до 20 млрд долларов в ближайшие годы. Практически не было реальных оснований считать, что такие планы могут осуществиться.
Вероятно, главное, чего пока не хватает в этих отношениях, это твердой политической воли обеих сторон не только налаживать такие отношения, но и осуществлять их под непосредственным патронажем, контролем и наблюдением двух государств, при соответствующих гарантиях двух правительств.
При этом в РФ пока нет реальной возможности наладить дело именно таким образом, а в КНР пока нет желания действовать в этом духе. Следовательно, придется дать поработать времени, пока жизнь заставит оба государства, отвечая интересам обоих народов, заново серьезно взяться за налаживание и развитие двусторонних торгово-экономических отношений, а до той поры эти отношения будут буксовать и топтаться практически почти на одном месте.

Документы, которые подписываются представителями обеих сторон, в том числе и во время ноябрьского (1997 г.) визита Президента РФ в КНР, будут до той поры оставаться в лучшем случае планами на будущее или протоколами о намерениях.
Во время этого визита Президент РФ Б.Н.Ельцин посетил город Харбин.
Пекинские дипломаты в Москве подчеркивали, что Харбин это столица провинции Хэйлунцзян, граница которой с РФ составляет три тысячи километров. В Харбине состоялись встречи с представителями деловых кругов, с руководителями приграничных регионов РФ и КНР.

За день до приезда Президента РФ они встречались и выработали общие предложения.
Известно, что китайская сторона предлагала Б.Н.Ельцину вместо Харбина побывать в одной из специальных экономических зон в КНР. Президент РФ предпочел поехать в Харбин.

Возможно, что тем самым он хотел подчеркнуть, что он не забыл ни о современном Дальнем Востоке, ни об истории Дальнего Востока. Не забыл, в частности, что основанный русскими город Харбин в 1998 году мог бы отмечать свой вековой юбилей.
Поездка Б. Н.Ельцина в Харбин диктовалась, вероятно, и желанием Президента РФ сделать что-то конкретное, идя навстречу пожеланиям губернаторов и населения приграничных с КНР краев и областей России. В то же время в средствах массовой информации получил распространение тезис, исходивший из президентского окружения, что до сих пор ни один из высших руководителей нашей страны не посещал город Харбин.
Если же говорить о том, как эта поездка могла отозваться в КНР, то следует признать саму мысль о посещении президентом нашей страны Харбина крайне неудачной. В КНР полагают, что нет русского или даже бывшего русского Харбина, что вся история пребывания русских в этих провинциях Китая, в Маньчжурии в целом, это крайне неприятный эпизод в истории двусторонних отношений, пример попытки России колонизировать северо-восток Китая.

В КНР видят свое достижение в том, что русских практически больше не осталось в Харбине. Более того, все, что связано с Харбином и Китайской Восточной железной дорогой (КВЖД), в КНР толкуется главным образом как история борьбы китайцев против российской экспансии и эксплуатации китайцев русскими, Россией.
Необходимо также отметить, что история города Харбина по-разному толкуется в нашей стране и в КНР. Если у нас полагают, что Харбин это город, основанный русскими, и что ему сто лет, то в КНР считают, что это китайское поселение, насчитывающее восьмисотлетнюю историю. Понимание исторических событий, в том числе и особенно связанных с Северо-Восточным Китаем, у нас и у китайцев далеко не одинаковое.

До взаимопонимания по этому вопросу пока очень далеко. Представляется, что лучше всего было бы дать времени поработать и пока не бередить такого рода раны в душе и того и другого народа.
Что же касается вообще вопроса о том, что именно целесообразно Президенту РФ посетить в КНР, то при всей сложности этого вопроса и необходимости учета мнения китайских партнеров, все-таки можно высказать некоторые предложения. А также поскольку Президент РФ и Председатель КНР пришли к согласию относительно проведения следующей встречи без галстуков, в неформальной обстановке, то можно было бы предложить провести такую встречу в родных местах Б.Н.Ельцина, скажем в Екатеринбурге. Тогда следующую встречу можно было предложить устроить в КНР в родных местах Цзян Цзэминя, в городе Янчжоу, что в провинции Цзянси.

Это зажиточная провинция, а город Янчжоу богат историческими памятниками; он был столицей Китая, там проходит и Великий китайский канал. Со временем Б.Н.Ельцин мог бы побывать и на родине Дэн Сяопина в провинции Сычуань.
В целом наши рекомендации могли бы сводиться к предложению посещать китайскую глубинку, собственно Китай, а не появляться в точках, которые либо являются болевыми в историческом плане, либо представляют собой своего рода витрины, рассчитанные на показной эффект (то, что именуется специальными экономическими зонами).
Во время пребывания в Харбине 11 ноября 1997 г. Б.Н.Ельцин провел, как уже упоминалось, встречу с руководителями администраций некоторых российских и некоторых китайских приграничных регионов. Выслушав пожелания местных руководителей, Президент РФ дал указания об ускорении строительства моста через реку Амур в районе города Благовещенска. Б.Н.Ельцину также рассказали о том, что на территории КНР в районе станции Маньчжурия уже действует торговая зона.

За восемь месяцев 1997 г. российские коммерсанты получили 10 млрд рублей прибыли от торговых операций в этой зоне. (Правда, осталось неизвестным, какую выгоду получила при этом китайская сторона.) Представитель Читинской области просил разрешить открыть такого рода зону и на территории РФ в районе Забайкальска. Не исключено, что в отсутствие законов, четко регламентирующих деятельность таких зон, Президент РФ может издать такой указ.
Здесь необходимо сказать, что вопрос о создании на территории России так называемых специальных зон, открытых для торговли и экономических взаимоотношений, желательно рассматривать всесторонне, имея в виду и выгоду каждой из сторон как в тактическом, так и в стратегическом плане. Во всяком случае, весь этот вопрос должен находиться под строгим государственным контролем, который гарантировал бы нашу сторону от материального и иного ущерба.
Важным также представляется необходимость принять во внимание исторический аспект этого вопроса. По сути дела, речь может пойти о допущении к участию в делах хозяйственного управления на нашей территории, пусть на их первом этапе, учреждений или даже отдельных граждан КНР (которые, впрочем, в таких случаях всегда действуют с ведома органов власти своего государства).
В свое время в беседе с М.С.Горбачевым в мае 1989 г. Дэн Сяопин не случайно остановился на истории двусторонних отношений, сделав особый упор на том, что именно Россия совершила экспансию, вторглась в Китай, отторгла на основании так называемых неравноправных договоров китайские земли. Дэн Сяопин объяснил также, как бы он полагал правильным решать вопрос о возвращении Китаю территорий, которые, по его мнению, принадлежали и должны принадлежать Китаю, но пока по тем или иным причинам еще не возвращены, т.е. о территориях, ожидающих возвращения в состав Китая.

Дэн Сяопин полагал, что если страна не желает или не может сразу же вернуть такие территории Китаю (Дэн Сяопин как бы делал снисхождение такой стране), то ей следовало бы совместно с Китаем, т.е. передав ему право распоряжаться на этих территориях, осваивать, эксплуатировать и развивать такие регионы и территории.
Иначе говоря, завет Дэн Сяопина состоял в том, чтобы добиваться от соответствующих соседних государств принятия ими принципа совместного освоения таких земель. Оно может происходить в форме совместного административного управления спорными районами или совместного хозяйственного управления на этих территориях, участия в хозяйственном управлении делами на этих землях.
В конце 1996 г. глава правительства КНР Ли Пэн сделал главе правительства России В.С.Черномырдину предложение о хозяйственном освоении территорий или зон на территории нашей страны. Представляется, что это было предложение в русле выполнения заветов Дэн Сяопина. Думается также, что ни в коем случае нельзя допускать и мысли о каком бы то ни было административном или хозяйственном участии КНР или ее граждан в управлении теми или иными участками нашей земли, равно как и в хозяйственном управлении предприятиями на нашей территории, кроме как в соответствии с действующими в РФ законами о деятельности иностранцев на нашей территории. Коммерческие проекты не должны увязываться с вопросом об административном или хозяйственном управлении любыми участками земли на нашей территории.

Ведь дело в том, что эти земли пока еще рассматриваются в КНР в принципе как временно утраченные китайские территории, как земли, которые представляют собой спорные районы и лишь временно входят в состав России.
Еще одной особенностью государственного визита в КНР Президента РФ стало первое заседание новообразованного в соответствии с договоренностью между Президентом РФ и Председателем КНР российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития.
Создание такого органа в то время можно было объяснять потребностью обеих сторон не ограничивать отношения только встречами между представителями органов государственной власти, прежде всего, исполнительной власти, а также учитывая и состояние отношений и традиции потребностью создать мост, соединяющий общественность обеих стран.
Возобновление в широких масштабах деятельности обществ дружбы представлялось, очевидно, руководителям в Москве и в Пекине недостаточным и в связи с тем, что эти общества (Общество советско-китайской или российско-китайской дружбы в Москве и Общество китайско-советской или китайско-российской дружбы в Пекине) в какой-то мере принадлежали прошлому, главным образом периоду советско-китайских отношений. А также в связи с тем, что новый характер отношений требовал контактов и связей не только в сфере дружбы между народами, но и в области экономического сотрудничества, а ранее, при советской власти, оно отграничивалось в нашей стране от общения людей на уровне общественных организаций.
Ныне связи в области торговли, экономики, науки и техники и т.д. развиваются между нашими двумя странами и по линии государственных учреждений и путем контактов между негосударственными организациями или даже частными лицами. Во всяком случае, они не ограничиваются ведением дел между государственными учреждениями; бывает и так, что с одной стороны действуют государственные учреждения, а с другой негосударственные предприятия или отдельные граждане.



Содержание раздела