d9e5a92d

Позиция МИД КНР

Принятая на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюция Сохранение и соблюдение Договора об ограничении систем противоракетной обороны имеет важное значение. Россия и Китай призывают мировое сообщество продолжать уделять серьезное внимание действиям соответствующих государств по форсированному развитию систем противоракетной обороны, которые могут привести к разрушению глобального стратегического равновесия и стабильности в мире, а также предпринимать необходимые меры для предотвращения такого опасного развития событий.
Вызывает удовлетворение ход сотрудничества России и Китая, осуществлявшегося до настоящего времени в вопросах сохранения глобального стратегического равновесия и стабильности. Исходя из отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между двумя странами, Россия и Китай продолжат тесное взаимодействие по вышеупомянутым вопросам, а также будут в рамках принятых каждым из государств международных обязательств усиливать сотрудничество в других связанных с этими вопросами областях, во имя обеспечения собственной, региональной и глобальной безопасности.
Президент Председатель
Российской Федерации Китайской Народной Республики
В.В.Путин Цзян Цзэминь
Итак, 19 июля 2000 г. Президент России В.В.Путин завершил визит в Пекин, отбыв в Пхеньян.
В ходе двухдневного пребывания в китайской столице глава российского государства провел переговоры с Председателем КНР Цзян Цзэминем, встретился с премьером Госсовета КНР Чжу Жунцзи, председателем Постоянного комитета Народного политического консультативного совета Китая Ли Жуйхуанем и председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэном.
В.В.Путин и Цзян Цзэминь подписали Пекинскую декларацию РФ и КНР и Совместное заявление по вопросам противоракетной обороны.
Это была очень эмоционально насыщенная встреча. Должен сказать, что самые лучшие, самые смелые ожидания подтвердились.

Китайские коллеги, партнеры, друзья создали нам очень доброжелательную атмосферу, заявил журналистам в Пекине Президент РФ В.В.Путин, подводя итог завершившейся официальной части своего визита в Китай. Впечатления очень положительные, подчеркнул президент. Говоря о встрече с Председателем КНР, В.В.Путин заметил, что Цзян Цзэминь свободно говорит по-русски и даже поет русские песни. Он меня просто поразил.

Он не только декламировал стихи, но и проявил глубокое знание русской классики, истории России.
Это поколение китайских политиков, которое глубоко знает, любит Россию, сейчас возглавляет страну, и нам бы очень хотелось, чтобы так сохранилось на долгие годы и времена, сказал глава российского государства. Именно поэтому мы и восприняли так позитивно инициативу председателя КНР о заключении договора о дружбе и сотрудничестве. Этот документ, по словам Президента РФ, должен лечь в основу отношений между КНР и РФ на длительную перспективу, может быть, на многие десятилетия вперед.

Очень бы хотелось, чтобы этот договор не ограничивался такими сферами деятельности, как экономика, товарооборот, военное сотрудничество, а чтобы он касался культуры, языка, развития межчеловеческих отношений. На мой взгляд, это крайне важно для создания базы развития межгосударственных отношений, сказал В.В.Путин.
Китайская сторона придает большое значение первому визиту Владимира Путина в Китай в качестве главы российского государства. Переговоры между лидерами двух стран и принятые документы определяют основные направления взаимодействия между РФ и КНР.

Об этом заявил на брифинге директор департамента информации и печати МИД КНР Чжу Банцзао, прокомментировавший основные итоги визита Президента РФ в КНР. Дипломат дал высокую оценку подписанным в Пекине документам Совместному заявлению по вопросам противоракетной обороны, Пекинской декларации РФ и КНР, межправительственному соглашению о продолжении сотрудничества в энергетической сфере, соглашению о сотрудничестве в сооружении реактора на быстрых нейтронах, соглашению о сотрудничестве между Внешэкономбанком и Банком Китая.

Принятие данных документов способствует переходу двусторонних отношений на новый уровень, подчеркнул официальный представитель МИД КНР.
Лидеры двух государств провели углубленный обмен мнениями по важнейшим международным проблемам и двусторонним вопросам. Визит будет играть активную роль для наращивания российско-китайского взаимодействия, стимулирования процесса установления многополярного мира.
Президент России В.В .Путин подчеркнул важнейшее значение Договора по ПРО для сохранения стабильности и предупредил, что в случае его слома Россия и Китай не останутся безучастными. Выступая в Пекине перед журналистами, глава российского государства отметил, что в целом Договор по ПРО регулировал отношения между бывшим Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки, сегодня между Россией и США. Смысл этого договора, сказал президент, в целом заключался в том, что он определял баланс отношений в мире, определял равновесие.



Мы полагаем, что если этот договор будет сломан кем-либо в одностороннем порядке, то этот баланс будет нарушен. В таком случае последует реакция.
Я полагаю, что Россия и такая мощная держава, как Китай, не останутся в стороне от этого и будут стремиться к тому, чтобы восстановить этот баланс, сказал президент. Мы и сегодня работаем с Китаем в военно-технической области.

Насколько далеко может зайти это сотрудничество, зависит от обстоятельств. Ясно, что реакция последует, подчеркнул В.В.Путин.
Одновременно российский президент отметил, что сегодня у России развиваются отношения и с американскими партнерами, что дает основания полагать, что наиболее острые вопросы будут решены вместе. К такому выводу меня подводят личные встречи с президентом Соединенных Штатов Клинтоном, сказал он.

Когда мы говорили о проблемах противоракетной обороны, я вспомнил, что, по словам Клинтона, мы не можем решить эти вопросы без участия Китая. Дискуссии должны проходить с участием Китая.
Документы, подписанные по итогам завершившихся в Пекине переговоров между Президентом РФ В.В .Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем существенно продвинули доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие двух стран. Такое мнение высказали информированные источники в МИД РФ, оценивая результаты первого дня визита главы российского государства в Китай. По их мнению, наиболее весомым и важным документом является совместное заявление по ПРО.

Четкость и полное совпадение позиций Москы и Пекина по проблеме ПРО является еще одним ярким примером повышения уровня доверительности, политического взаимодействия между странами, высшими руководителями России и Китая. Как считают в МИД РФ, данноезаявление имеет исключительно важное значение не только для двух соседних государств, но и для интересов безопасности и стратегической стабильности на планете.
Переговоры президента России с китайским руководством могут придать качественно новый импульс развитию военно-технического сотрудничества между двумя странами в ближайшее десятилетие. Об этом зявил Б.Кузык, генеральный директор компании Новые программы и концепции, действующей в военно-технической области.
По его словам, в настоящее время сформирован пакет предложений по поставкам Китаю современных образцов российской военной техники и вооружений. Если по ним будут приняты политические решения, то многие крупнейшие российские предприятия получат заказы на ближайшие 57 лет.

Это сотни тысяч рабочих мест, а главное сохранение научного и производственного потенциалов отечественного ВПК, считает Б. Кузык.
Для Китая это в том числе и возможность оснастить свои вооруженные силы современной боевой техникой, отметил Б. Кузык, что позволит стране не только адекватно реагировать на возникающие угрозы, но и поддерживать баланс сил в регионе.
Министр обороны КНР Чи Хаотянь высоко оценил сотрудничество между Россией и Китаем в вопросах противоракетной обороны. В ходе встречи со своим российским коллегой И. Д. Сергеевым глава китайского оборонного ведомства выразил благодарность в связи с последовательной позицией РФ, направленной на укрепление стратегической стабильности и Договора по ПРО 1972 года.
Министр обороны РФ высказал уверенность в том, что прошедшие переговоры между главами государств России и Китая будут способствовать углублению сотрудничества между двумя странами в политической, экономической и других областях. Развитие военных связей между РФ и КНР, по словам И. Д. Сергеева, содействует укреплению всего спектра российско-китайских отношений, благоприятствует международной безопасности.
Встречи между министрами обороны России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в рамках деятельности Шанхайской пятерки имеют чрезвычайно важное значение для укрепления доверия и сотрудничества в сфере обороны и безопасности между пятью государствами, признали И. Д. Сергеев и Чи Хаотянь. Россия предпримет совместные с четырьмя странами усилия для искоренения терроризма, сепаратизма, экстремизма, достижения стабильности в регионе, подчеркнул министр обороны РФ.
Российское государство должно поддержать крупные инвестиционные проекты российско-китайской торговли. Об этом заявил в пекинском Доме народных собраний в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ С.Глазьев.
В отличие от Китая, сказал он, который может предложить российскому рынку огромное разнообразие продуктов, для России все направления сотрудничества связаны так или иначе с базовыми инвестициями, которые возможны только при поддержке государства. Речь идет об энергетической, атомной промышленности, военно-техническом сотрудничестве, т. е. тех сферах, в которых Россия конкурентоспособна и где для нее Китай предоставляет практически неограниченный рынок сбыта, сказал С. Глазьев.
Он призвал создать нормальное банковское обеспечение российско-китайской торговли, запустить механизм государственных гарантий по экспорту. Эти меры, по его словам, позволят увеличить двустороннюю торговлю по меньшей мере вдвое.
В 1999 г. объем торговли между РФ и КНР составил 5,72 млрд долларов. Внешэкономбанк России и Банк Китая заключили в Пекине соглашение о сотрудничестве. Подписание документа прошло в рамках проходящего в эти дни визита в Китай Президента РФ В.В.Путина. Реализация соглашения будет способствовать совершенствованию банковского обслуживания внешнеторговых связей между Россией и Китаем и расширению круга участников российско-китайских экономических отношений.

В рамках документа предусматривается возможность поддержки банками инвестиционных проектов двух стран и сотрудничества в кредитной сфере. Будет развиваться взаимодействие банков в расчетных операциях со свободно конвертируемой валютой и расчетном обслуживании российско-китайской приграничной торговли.
Итак, Президент РФ В.В.Путин прилетел в Пекин вечером 17 июля 2000 г. Его официальный государственный визит состоялся 1819 июля. Основные темы дискуссии Президента РФ В.В.Путина и Председателя КНР Цзян Цзэминя: геополитическая, военнотехническое сотрудничество и экономические отношения.
Наши журналисты, давая оценку этому визиту, отмечали, в частности, следующее. Взгляды РФ и КНР совпадают в отношении развертывания американцами системы своей национальной ракетной обороны. Обе страны против, что было зафиксировано в подписанном совместном заявлении.

То же и по отношению к Тайваню никаких двух Китаев. Китайцы отвечают пониманием наших действий в Чечне. Понимание подкрепляется контрактами на поставку в КНР российской военной техники, суммы которых ежегодно оцениваются почти в два миллиарда долларов около четверти всего торгового оборота РФ и КНР.

Особый интерес вызывают боевые самолеты Су-30, подлодки и эсминцы. По сведениям журналистов, один из последних контрактов на поставку самолетов был подписан буквально за две недели перед визитом.
В целом же, и все это признают, за последние четыре года предшественник В.В.Путина Б.Н.Ельцин проделал весьма серьезную работу, и теперь отношения РФ с КНР очень неплохи. Несколько прихрамывает экономика: по объему торговли с КНР Россия занимает десятое место после Японии, США и стран ЕС, да и поставляет все больше сырьевую продукцию. Явно просели крупные энергетические проекты.

Поэтому был таким гордым в Пекине, отмечалось в корреспонденциях, глава Минатома Е.Адамов, подписавший соглашение о сотрудничестве в сооружении реактора на быстрых нейтронах. Подписали соглашение и банкиры Внешэкономбанк зафиксировал сотрудничество с Банком Китая.

Это даст возможность ВЭБу обслуживать российско-китайские контракты.
Журналисты также полагали, что с позиций китайской философии суть отношений выразил Цзян Цзэминь, заметив, что близкий сосед лучше дальнего родственника [50].
В средствах массовой информации нашей страны имели место и другие оценки встречи на высшем уровне в Пекине в июле 2000 г. Например, отмечалось, что текст совместного заявления КНР и РФ по ПРО, подписанного В.В.Путиным и Цзян Цзэминем, составлен так, что там укрыто сразу несколько компромиссов. Некоторые российские комментаторы уже поспешили подать его как победу Москвы в деле отстаивания Договора по ПРО между СССР и США от 1972 г. и в области критики планов США развернуть свою стратегическую ПРО.
Но в тексте документов США вовсе не упомянуты. Да и начинается документ с предупреждения насчет нестратегической ПРО, по которой на сегодня у России и США внешне куда меньше разногласий, чем у КНР и Тайваня (ввиду планов последнего создать оборону от китайских ракет, подключившись, например, к американо-японской системе).

И Тайвань как раз упомянут...
Лишь во второй части в предельно обтекаемых выражениях дана оценка договора 1972 г. как важного. Создается впечатление, что китайцы по максимуму использовали озабоченность Москвы планами США по поводу стратегической ПРО, еще раз добившись поддержки по тайваньскому вопросу, но при этом не раздражая своего главного экономического партнера Америку [51].
В ходе встречи Цзян Цзэминь выступил с инициативой, предложив, чтобы обе стороны приступили к разработке договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Выдвижение этого предложения вызвано рядом причин. Очевидно, что в обеих столицах ощущалось, что двусторонние отношения дошли до некоего предела, почти даже замерли или теряют жизненную силу.

Им нужно придать новый импульс, вдохнуть в них новую жизнь.
Весь вопрос в том, как видят ситуацию в Москве и в Пекине, каким содержанием хотели бы наполнить двусторонние отношения, принимают ли во внимание исключительно торгово-экономические, сугубо материальные соображения, или понимают необходимость наполнения новым содержанием духовной близости двух народов, устранения всего того, что отдаляет и разделяет наши народы, создает недоверие у одной стороны к другой стороне.
Немалую роль играет переосмысление ситуации: сегодня мир не тот, каким он был в 1950 г. и даже на рубеже 19801990-х гг., сегодня наша страна это не СССР 1950 года и не Россия начала 1990-х гг.; сегодня и КНР не то государство, каким оно было в 1950 г. и в начале 1990-х гг. И поэтому обе стороны ныне пришли к выводу о необходимости вернуться в новых условиях к вопросу о разработке договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между ними.
После визита в КНР Президент РФ В.В.Путин побывал в городе Благовещенске. Он выразил там озабоченность ситуацией на нашем Дальнем Востоке, особенно сокращением там численности населения, а также вероятностью того, что через несколько десятилетий, если не предпринимать меры, люди в этих местах начнут говорить не по-русски, а на китайском или японском языках.
Президент РФ затронул очень важную проблему. Действительно, давно ясно, что необходимо принимать на государственном уровне все меры с той целью, чтобы создать возможности для людей жить свободной экономической жизнью в этом регионе.
Во время своего визита в Благовещенск Президент РФ посетил там пограничную заставу и совершил поездку на пограничном катере по Амуру. Спустя несколько дней представитель президента на Дальнем Востоке К.Пуликовский заявил, что острова у Хабаровска останутся нашей территорией.

В эти же дни министр иностранных дел РФ И.С.Иванов впервые побывал на островах у Хабаровска, где пограничники наглядно ознакомили его с методами, с помощью которых китайские власти стремятся превратить один из этих островов в полуостров часть нынешней территории КНР.
Представляется, что руководители страны понимают обеспокоенность населения в этих краях. Остается надеяться, что они, с одной стороны, предпримут меры для того, чтобы дать возможность Дальнему Востоку быть экономически развитым и богатым регионом, и, с другой стороны, будут занимать такие позиции, которые будут вселять в наших людей, живущих на Дальнем Востоке, уверенность в том, что Москва будет со всей твердостью защищать нашу территорию.

Позиция МИД КНР

Представить себе всю картину двусторонних отношений РФ и КНР можно более полно, ознакомившись с официальной позицией МИД КНР по главным проблемам внешней политики.
Прежде всего нужно сказать, что период конца 1980-х начала 1990-х гг. оказался для Пекина сложным и трудным. С одной стороны, внутри страны руководителям КПК-КНР пришлось в борьбе, в том числе и с применением вооруженных сил в столице КНР, защищать, как полагал Дэн Сяопин, само существование КНР и КПК. Подавление демократических демонстраций в Пекине, сопровождавшееся человеческими жертвами, имело отрицательные последствия для руководства КНР на мировой арене. Многие государства осуждали Пекин за нарушение прав человека и даже прибегали к различным санкциям против КНР.

С другой стороны, в мире произошли большие перемены, прежде всего связанные с исчезновением с политической карты мира Советского Союза, что изменило всю картину соотношения и расстановки сил на мировой арене. Все это потребовало от руководителей КНР переосмысления ситуации и выработки внешнеполитического курса, отвечавшего их интересам.
В Пекине развитие событий характеризовали следующим образом: Период конца 80х и начала 90-х гг. изобиловал сильнейшими потрясениями. В социалистических странах произошли политические перевороты и изменение курса; изменила ориентацию Восточная Европа, распался СССР. Все это имело сильнейший резонанс в странах Третьего мира.

Распад Советского Союза в 1991 г. фактически означал завершение периода холодной войны и конец существования мировой системы, заложенной около полувека назад Ялтинскими соглашениями. Мир вступил в неспокойный переходный период, когда старое устройство отошло в историю, а новая система еще окончательно не оформилась.

Правительства срочно приступили к пересмотру своей внешней политики, наметилась тенденция новой организации (дифференциации и консолидации) политических сил на мировой арене. Соединенные Штаты, оказавшись в положении единственной сохранившейся сверхдержавы, стали усиленно проталкивать так называемый новый мировой порядок, подразумевающий руководящую роль США.

Собрав вокруг себя некоторые западные страны, США стали оказывать все большее давление на развивающиеся страны, побуждая их ввести у себя многопартийную систему и рыночную экономику по образу и подобию тех, что приняты на Западе. При этом США и их партнеры выступали под знаменем демократии и защиты человеческих прав. Эти их действия привели в ряде развивающихся стран к обострению внутриполитической борьбы, мятежам и региональным военным столкновениям.

Какое-то время на международной арене участились случаи проявления гегемонизма и политики с позиции силы, когда сильные обижали слабых, большие притесняли малых, богатые оказывали нажим на бедных [52].
Итак, в Пекине, прежде всего, назвали изменения в нашей стране, в других государствах, расположенных в Восточной Европе, политическими переворотами и изменением курса. В мире эти характеристики воспринимались по-разному. Были те, кто соглашался с ними в основном или даже целиком и полностью.

Кто-то видел в этом объективную или нейтральную оценку происходившего. Иные могли, исходя из опыта, накопившегося за годы изучения политики КПК-КНР, увидеть, что в этих оценках содержалось негативное отношение к тому, что произошло в нашей стране, в странах Восточной Европы.

Причем заявления в Пекине о необходимости уважать выбор народа не исключали видения произошедшего как отхода от верного курса, как политического переворота, следствием которого стало крушение социалистического строя или поражение его на некоторое время; при этом заявление о необходимости уважать выбор народа подразумевало надежду на возвращение к социалистическому строю, причем это возвращение заранее поддерживалось как выбор народа.
Вопрос о социалистическом строе в Пекине отделяли от вопроса о государстве, в частности и прежде всего применительно к Советскому Союзу. Пекин не предвидел, да и не желал, восстановления такого государства, каким был СССР.

Пекин видел в нем один из столпов прежней мировой системы, сложившейся в результате победы над державами оси во Второй мировой войне. Пекин всегда занимал особую, негативную позицию в отношении и всей этой системы и всего того, что СССР делал, поддерживая ее. Пекин особенно осуждал Ялтинские соглашения, подчеркивая, что они ущемили суверенитет, престиж, территориальную целостность континентального Китая.

Мало того, они положили начало существованию такой системы, в которой выделялись два главных мировых центра Москва и Вашингтон, а континентальный Китай был вынужден либо следовать за одним из этих центров, либо оставаться где-то в стороне, почти на обочине.
Одним словом, уход в небытие нашего прежнего государства Союза Советских Социалистических Республик вызвал радость и удовлетворение в Пекине. Руководители
КНР полагали, что благодаря этому возникла возможность создать вместо прежней, так сказать Ялтинской, системы, новую систему, в которой Пекин занял бы совсем иное положение. Наша страна должна была при этом, по мысли Пекина, тоже оказаться в новой ситуации, и отнюдь не в числе двух первых держав мира.

Именно поэтому в Пекине и подчеркивали, как ощущалось, с большим удовлетворением, что старое устройство отошло в историю, а новая система еще не окончательно оформилась.
В КНР всегда стремились разрабатывать некие модели мирового устройства, создавать схемы стратегического расположения мировых сил. При этом имелась тенденция делить весь мир на зоны и выделять в нем центры.

Эти зоны иной раз называли мирами, говорили о первом, втором, третьем мире. Кстати, нашей стране, в то время СССР, не отводили места ни в первом, ни во втором, ни в третьем мире.

Наше государство оказывалась в этой схеме то ли лишним, то ли инородным телом, какой-то костью в горле.
Пекин всегда был склонен говорить об организации сил на мировой арене. При этом постоянно повторялся тезис о мировых потрясениях, смуте, а также о том, что вся мировая система время от времени, в тот или иной момент находилась в состоянии дифференциации и консолидации, расслоения и перегруппировки.

Именно такой видели в Пекине ситуацию в мире и в 1990-х гг.
При этом выделялись все те же миры или зоны: первый мир (промышленно развитые страны, включая США); второй мир, куда также входили промышленно развитые страны Европы и Япония, но без США; и третий мир, куда Пекин относил государства, которые он не включал в первый и второй миры и которые именовались развивающимися странами. Присутствовала и некая рыхлая зона, состоявшая из государств Восточной Европы, Центральной Азии, да и нашей страны, которые находились в неопределенности, в процессе трансформаций, перехода, неспокойствия.



Содержание раздела