d9e5a92d

Позиции РФ и КНР в связи с событиями на Балканах

Она готова совместно с китайской стороной и монополистом в области строительства и эксплуатации нефтепроводов компанией Транснефть построить трубопровод из города Ангарска, Иркутская область, в Северный Китай. До Ангарска нефть будет доставляться по железной дороге.

Россия через эту трубу собирается поставлять 25 30 млн тонн в год. К этому же трубопроводу в обозримом будущем присоединятся огромные нефтяные месторождения в Красноярском крае (Юрубчено-Тахомское) и Якутии (Верхне-
Чонское). Правда, для того, чтобы оттуда пошла нефть, опять же требуется китайская помощь.

Например, до Юрубчено-Тахомского месторождения, которое расположено недалеко от места падения Тунгусского метеорита, добраться можно пока лишь на вертолете...
Кроме очевидной обоюдной экономической выгоды, российско-китайские соглашения преследуют и геополитические цели. Причем обе стороны понимают эту геополитику совершенно по-разному. Пекин не прочь освоить богатства Сибири и очень рад, что Россия наконец допустила китайцев к своей сокровищнице.

Москва, как обычно, преследует куда более возвышенные цели российское правительство своим сотрудничеством с КНР доказывает правильность теории многополярного мира [37].
Все такого рода оценки, появлявшиеся в средствах массовой информации в нашей стране, основывались на информации, которую намеренно распространяли наши правительственные учреждения. Они же, в свою очередь, исходили прежде всего из необходимости сохранять и поддерживать благоприятную атмосферу в наших двусторонних отношениях, их приличный вид для всего мира, а также из того, что лучше говорить о перспективах, о планах, не вдаваясь ни в реальную ситуацию в настоящее время, ни в исследование вопроса о том, в какой степени все эти проекты реальны, а в какой иллюзорны.

Не говоря уже о том, чтобы скрупулезно разобраться в том, кто и какую именно материальную выгоду будет иметь в случае (совсем не обязательном) реализации этих планов и проектов. Одним словом, речь шла в общем и целом не о реальных вещах, а о виртуальном мире, намеренно создаваемом людьми, которые были заинтересованы в этом по различным причинам.
Реальное же состояние российско-китайских экономических отношений оставалось практически неподвижным, и пока не видно было путей к развитию этих связей в существенной степени. Китайская сторона продолжала исходить из того, что пока у нее нет необходимости действительно широко и глубоко заниматься развитием экономических отношений с нашей страной.

Наша сторона могла в данном случае лишь содействовать усилиям китайской стороны, если бы такие усилия прикладывались. Объективно обе стороны, по разным причинам, не были готовы к значительному расширению торговоэкономических отношений.
В целом сложилось также впечатление, что в Пекине в настоящее время озабочены крайне тяжелым положением внутри КНР, в том числе и особенно, в сфере экономики. Внешнеполитические проблемы в Пекине решают только тогда, когда решение их откладывать больше нельзя, либо тогда, когда это приносит явную экономическую выгоду Китаю, причем немедленную (либо если это ничего не стоит Китаю).

Кроме того, очевидно, что в Пекине решили занять выжидательную позицию, т. е. дождаться результатов выборов в Государственную Думу РФ и выборов Президента Российской Федерации, чтобы тогда, в определившейся политической обстановке, делать какие-либо важные или значительные шаги в развитии двусторонних отношений.

Позиции РФ и КНР в связи с событиями на Балканах

Вскоре после визита Чжу Жунцзи в нашу страну начались события на Балканах бомбардировки Югославии войсками НАТО. Позиция Пекина по этой проблеме косвенным образом сказывалась и на наших двусторонних отношениях.
Московские газеты, радио и телевидение, вполне очевидно отражая позицию МИД РФ, делали упор на том, что действия НАТО против Югославии осуждает вместе с нашей страной большая часть человечества, прежде всего Китай и Индия. Подчеркивалось также, что при голосовании в Совете Безопасности ООН по внесенному нашей страной (а не КНР и не совместно с КНР) проекту резолюции по югославскому вопросу за этот проект голосовал и представитель КНР.
Казалось бы, балканские события еще более объединяли РФ и КНР. Однако более внимательное отношение к фактам свидетельствовало о важных особенностях позиции Пекина.
Прежде всего всплывал вопрос о том, почему именно в разгар военных действий авиации НАТО против Югославии второе лицо в руководстве КНР, глава ее правительства Чжу Жунцзи счел необходимым в соответствии с ранее достигнутой договоренностью совершить визит в США, встретиться с президентом У.Клинтоном и, наряду с прочими вопросами двусторонних отношений, вести переговоры о возможности предоставления Америкой Китаю высоких технологий двойного (т.е. и военного) назначения. В то же время, судя по сообщениям печати, министр обороны КНР и начальник генерального штаба НОАК отложили согласованные ранее в принципе визиты в нашу страну.



В то же время, судя по сообщениям пекинских средств массовой информации, в КНР упор делался на осуждении действий НАТО, на нарушении сложившегося порядка, при подчеркивании значения грубой военной силы в нынешнем мире.
В связи с этим можно высказать следующие предварительные соображения. Одновременно с сохранением тезиса о необходимости создания и введения нового мирового порядка Пекин заинтересован и в сохранении сложившегося нынешнего мирового порядка, во всяком случае при тех обстоятельствах, когда речь идет о применении оружия в обход или без решения СБ ООН.

За плечами Пекина сложная история участия в балканских делах, история взаимоотношений и с христианами и с мусульманами в этом районе, в том числе с соответствующими государствами; отсюда вытекает сугубая осторожность Пекина при определении им своих позиций по конкретным вопросам.
В ходе балканских событий 1999 г. Македония установила дипломатические отношения с Китайской Республикой на Тайване и одновременно заявила о своем желании присоединиться к НАТО; первое решение Македонии вызвало раздражение в Пекине и даже реакцию на него в ООН, где КНР воспрепятствовала принятию резолюции о миротворческих силах ООН в Македонии. Кстати сказать, на Тайване в основном ограничивались созерцанием событий на Балканах издалека, делая конкретные шаги только по развитию отношений с Македонией.
Пекин не портил отношений ни с США, ни с Западной Европой. В Пекине предпочитали вести речь о безымянных бомбардировках или о НАТО в целом, не говоря о конкретных странах, которые участвуют в этих акциях, не называя ни конкретных виновников, ни вообще каких бы то ни было имен.

В КНР предпочитали исходить из того, что время и сила и поддержка большинства стран мира были тогда на стороне США и НАТО, а из этого делали вывод о том, что с этим ничего поделать нельзя, следовательно, нужно приспосабливаться к обстоятельствам, искать выгоды для КНР, наращивать свой военный потенциал.
В Москве в ходе пресс-конференции в МИД РФ корреспондент из КНР задавал, по сути дела, провокационный вопрос о том, какую конкретную помощь (подразумевалось военного характера) собирается оказать народ нашей страны братскому народу (здесь содержался также намек на то, что и в вопросе о войне по отдельности существуют, с одной стороны, народ нашей страны и его подлинные представители, и, с другой стороны, Президент России).
Пекинские эксперты в связи с этими сообщениями подчеркивали, прежде всего, значение военной силы в современном мире; утверждали, что если бы существовал прежний СССР (или, очевидно, в наше время появилась некая сила, равная по мощи хотя бы прежнему СССР, вероятно, имея в виду будущую КНР), тогда США не прибегли бы к таким методам, как бомбардировка какого-либо государства даже без санкции Совета Безопасности ООН; отсюда делался также вывод о том, что, наверное, и сама ООН ныне теряет свое значение. Главный вывод экспертов состоял в том, что КНР необходимо быть сильной в военном отношении державой.

Судя по некоторым сообщениям печати, такую же позицию занимали и некоторые китайские военачальники.
В целом в связи с балканскими событиями Пекин делал акцент на необходимости для КНР сосредоточиться на изыскивании всевозможных путей и средств с тем, чтобы укреплять свою государственную военную мощь; Пекин, далее, лишь минимально касался вопроса о ситуации на Балканах; он делал жесты, показывающие, что, несмотря на все происходящее, он намерен развивать нормальные, в том числе и торгово-экономические, отношения с США. Пекин также стремился никоим образом не портить свои отношения ни с США, ни со странами Западной Европы, ни с мусульманскими государствами, ни вообще с развивающимися странами, даже если они поддерживают акцию НАТО.
В определенном смысле Пекин провоцировал Россию на обострение отношений с США и Западной Европой.

События 1999 2000 гг., или От эпохи Б.Н.Ельцина к эре В.В.Путина

Седьмого июля 1999 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин направил приветствие участникам конференции Всемирного совета бывших министров иностранных дел, в котором, в частности, заявил: Сегодня, на рубеже тысячелетий, закладываются основы архитектуры будущего многополюсного мироустройства. Мы должны сделать все, чтобы навсегда оставить в прошлом грубое попрание международного права, одностороннее применение силы, политический шантаж и диктат [38].

А 24 августа 1999 г. в столице Киргизии Бишкеке открылся саммит Шанхайской пятерки встреча глав пяти государств: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, КНР и России. До этого на протяжении почти полутора лет Президент РФ Б.Н.Ельцин не выезжал за пределы своей страны.

В 1998 г. во время встречи той же шанхайской пятерки в Алма-Ате российскую сторону представлял глава правительства РФ Е.М.Примаков.
Из сообщений печати стало известно, что к этому времени Пекин уже предлагал Бишкеку помощь в охране границ. Министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев заявил: Шанхайская пятерка не намерена создавать какой-либо блок, форум или союз.

На встрече в Бишкеке Москва выступила с предложением о необходимости регулярно обмениваться мнениями по международной обстановке и особенно по вопросам стратегической безопасности в Азии [39]. По прибытии в Бишкек Президент России Б.Н.Ельцин заявил: Я в своей боевой форме, готов в бой, особенно с западниками [40].
Президент Б. Н. Ельцин в Бишкеке осудил попытки некоторых государств построить удобный только для себя миропорядок, заметив, что они не считаются с объективной тенденцией к многополюсности. Поддержал предложение ряда стран Центральной Азии о создании в регионе зоны, свободной от ядерного оружия, и выразил надежду, что она не будет ослаблять безопасность центральноазиатских государств.

Отметив, что Шанхайская пятерка становится одним из важных факторов обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, предложил серию организационных мер: назначить точные сроки проведения встречи министров обороны, совещания глав правоохранительных органов, создать совместные рабочие группы на уровне экспертов, до 2000 года провести встречу глав правительств для решения актуальных проблем.
Во время встречи Б.Н.Ельцина и Цзян Цзэминя обсуждались вопросы стратегического партнерства двух стран. Лидеры говорили и о повестке дня очередной встречи без галстуков, которая будет проходить в КНР.
Итогом встречи в Бишкеке стала декларация, в которой Шанхайская пятерка объявила многополюсность общей тенденцией развития современного мира, которая способствует долговременной стабильности международной обстановки. Партнеры заявили: форум носит открытый характер и не направлен против других стран. Они сделали акцент на борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, контрабандой оружия, нелегальной иммиграцией и другими формами преступной деятельности [41].

На пресс-конференции по итогам встречи в Бишкеке президент Киргизии А. Акаев заявил, что целью бандформирований является создание на территории Киргизии перевалочной базы для дальнейшего ведения боевых действий в соседних государствах [42].
Таким образом, в целом члены Шанхайской пятерки начинали все острее ощущать необходимость перехода на новый этап взаимоотношений между собой с целью выработки и осуществления мер, которые помогали бы им сообща решать новые и общие для них проблемы в этом регионе. Иначе говоря, речь шла теперь уже не о принятии мер по устранению взаимных угроз на границах между РФ и странами Средней Азии с КНР, а об угрозе со стороны международного терроризма, экстремизма, сепаратизма и т.д. Пока пять государств лишь обозначили свои опасения.

Однако становилось очевидным, что в будущем им придется принимать конкретные решения по этим вопросам.
В конце 1999 г. бывший Председатель правительства РФ В.С.Чер-номырдин говорил, что в начале 1990-х гг. в Россию бурным потоком хлынул низкопробный китайско-турецкосирийский ширпотреб. Он также сказал, что необходимо серьезно подумать о создании новых казачьих поселений по границе РФ, особенно на Дальнем Востоке, в Забайкалье, на Кавказе [43]. Таким образом, в конце пребывания Б.Н.Ельцина на посту Президента РФ, с одной стороны, возникали новые проблемы, которые требовали от соседних государств на Дальнем Востоке и в Центральной Азии новых подходов к взаимоотношениям между собой, и, с другой стороны, внутри нашей страны существовало реальное недовольство как наплывом неприемлемых для нас товаров из КНР, так и положением на наших границах, в частности с КНР.

И то и другое требовало раздумий и принятия конкретных решений.
В связи с этим Москва предприняла некоторые важные шаги. В начале декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин, находясь с визитом в Пекине, заявил, что президент США У.Клинтон на секунду забыл, что Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия, и поэтому решил поиграть мускулами.

Б.Н.Ельцин не напрасно упомянул в Пекине о полном арсенале ядерного оружия. Запланированное обновление национальных сил стратегического сдерживания действительно охватывает всю российскую ядерную триаду, а не только ее сухопутный компонент РВСН (ракетные войска стратегического назначения). Кремль только что утвердил программу модернизации морских ядерных сил РФ.

Резко возрастали и ударные возможности российской стратегической авиации. Президент РФ дал однозначно понять, что Россию нельзя, опасно, загонять в угол [44].

И уже 8 января 2000 г. исполняющий обязанности президента РФ В.В .Путин встретился с министром обороны КНР Чи Хаотянем. После этой встречи заместитель руководителя администрации Президента РФ С.Э.Приходько сообщил, что одной из первых зарубежных поездок нового президента России будет визит в КНР [45].
КНР между тем продолжала вести свою линию. 26 января СМИ сообщили, что в Вашингтон прибыла делегация во главе с заместителем начальника генштаба НОАК Сюн Гуанкаем. Намечены встречи в Пентагоне, Конгрессе и Госдепартаменте.

Это означало, что военные связи между КНР и США, прерванные после бомбардировки посольства КНР в Белграде, возобновились [46].
В конце марта 2000 г. в столице Казахстана Астане состоялась встреча министров обороны стран Шанхайской пятерки РФ, КНР, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Открывая заседание президент Казахстана Н. Назарбаев заявил, что и для бывших советских республик и для Китая главную угрозу представляют сегодня терроризм, экстремизм и сепаратизм.

Вот почему крайне важно координировать деятельность наших министерств обороны и вооруженных сил, отметил казахстанский лидер. Встреча министров обороны в Астане один из этапов подготовки к саммиту Шанхайской пятерки, который планировался на май 2000 г. в Душанбе.

В апреле в Москве должно было состояться совещание министров внутренних дел и руководителей служб безопасности пяти государств [47].
В марте 2000 г. В.В .Путин был избран Президентом Российской Федерации. На июль были намечены его первые встречи с Цзян Цзэминем: сначала в Душанбе во время форума Шанхайской пятерки, а затем и в ходе первого визита в КНР. Становилось очевидным, что обе стороны стремились к тому, чтобы диалог высших руководителей РФ и КНР был постоянным.

Планировалось также проведение регулярных встреч глав правительств обеих стран.
При этом с самого начала при обмене мнениями между В.В.Пу-тиным и Цзян Цзэминем по телефону тема противоракетной обороны (ПРО) занимала ведущее место. Москва выступала за сохранение политической стабильности в мире.

В этом вопросе Россия и Китай находили взаимопонимание, ощущая, что в мире действовали силы, стремившиеся подорвать и понимание и взаимодействие двух сторон в этих вопросах.
До конца 1999 г. в западных государствах скептически относились к возможности достижения Россией и КНР взаимопонимания и взаимодействия на международной арене, особенно в том, что касалось сохранения стратегической стабильности. Однако после того, как в 1999 г. РФ, КНР и Белоруссия совместно выступили в ООН с проектом резолюции в поддержку сохранения договора 1972 г. о ПРО, а также после того, как в декабре того же года РФ и КНР во время встречи на высшем уровне в Пекине согласовали очень сильное заявление, в США и других странах Запада стали проявлять озабоченность и тревогу.
Американские политики и журналисты пытались доказывать, что Москва и Пекин с разных позиций выступали по вопросам противоракетной обороны. В частности, предложение В.В .Путина о создании общеевропейской системы ПРО они стремились толковать как направленное против Китая.

Появились многочисленные комментарии на тему о том, будто бы Россия отошла от своей прежней позиции, когда она сопротивлялась намерениям США, и пошла на соглашение с США, выступая против Китая.
Тем не менее Москва и Пекин стремились углублять и развивать взаимопонимание и сотрудничество в этой области. Стороны создали специальный канал обмена мнениями по вопросам стратегической стабильности и обороны с участием представителей МИД и МО. Обсуждались различные варианты взаимодействия РФ и КНР в случае, если США пойдут на развертывание национальной ПРО.

Эта тема должна была стать одним из предметов обсуждения во время первых встреч В.В.Путина и Цзян Цзэминя. Российская сторона предлагала Пекину обмениваться мнениями и по корейской проблематике.

Она ждала ответа китайской стороны.
Двусторонние отношения также находились в сфере внимания обеих сторон. В 2000 г. имел место рост объемов товарооборота. В то же время было очевидно, что работа на этом направлении велась не активно. КНР уделяла основное внимание обсуждению проектов сотрудничества со странами Запада, возможно, в связи с вступлением КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО).

РФ на протяжении нескольких лет в 1990-х гг. поднимала вопрос о закупке Пекином российских гражданских самолетов. В частности, вносились предложения о замене используемых в КНР старых моделей самолетов новыми моделями.

Решение этого вопроса тормозилось китайской стороной. В то же время на самом высоком политическом уровне КНР быстро решала такие вопросы и с США и с Францией.
Российская сторона возлагала надежды на серьезное продвижение вперед в разработке и осуществлении проектов поставки в КНР природного газа, нефти из России, а также на поставку из нашей страны в Китай оборудования для ядерных электростанций. Еще одним предложением российской стороны было предложение об увеличении сотрудничества в области машиностроения.

В 1999 г. российская сторона завершила строительство нескольких тепловых электростанций в КНР. Были получены хорошие отзывы китайской стороны о качестве этой работы. Например, новейшее экологически чистое оборудование было установлено на одной из тепловых электростанций недалеко от
Пекина. И в то же время китайская сторона не проявляла желания делать новые заказы на поставку оборудования для строительства электростанций.
Наша сторона отмечала в качестве достижения после визита главы правительства КНР Чжу Жунцзи в РФ в феврале 1999 г. создание двух китайских супермаркетов в Москве, хотя на практике это не принесло ожидавшихся результатов. Имелись хорошие примеры сотрудничества и на уровне регионов (например, Башкортостана и провинции Хэйлунцзян). С китайской стороны было высказано пожелание, чтобы Россия активно подключалась к развитию западной части Китая.

Наша сторона положительно отнеслась к этой идее. Однако конкретных предложений в Москву не поступало.
Одним словом, выражаясь дипломатично, в области экономического сотрудничества имелись большие резервы и можно было работать более энергично. Таково было мнение российской стороны.
В двусторонних отношениях назревшим был и вопрос о необходимости упорядочения взаимных поездок граждан двух государств. За 1990-е гг. произошел гигантский количественный скачок.

Ежегодно в обе стороны перемещалось свыше миллиона человек. Таких объемов поездок не было никогда в истории взаимоотношений двух наших стран, в том числе и в советский период. У этого явления были свои положительные и отрицательные стороны.

В принципе увеличение обменов можно только приветствовать. В то же время в 1999 г. в РФ за нарушение правил проживания иностранных граждан были задержаны 60 тысяч граждан КНР; около шести тысяч было выдворены из нашей страны за грубые нарушения.

Имели место и случаи нарушения российскими гражданами правил пребывания в КНР.
В феврале 2000 г. были подписаны новые соглашения о порядке поездок граждан. Российская сторона подчеркивала, что о необходимости наведения порядка в этой области говорил еще во время своего визита в КНР в 1997 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин.

Российская сторона выражала надежду на то, что подписанные в 2000 г. соглашения как можно скорее воплотятся в жизнь. Существовала также проблема наведения порядка на границе.

Соглашения о поведении приграничного населения и охране природной среды не выполнялись, и это негативно сказывалось на настроениях приграничного населения.
Российскую сторону беспокоило и то, что на географических картах, издававшихся официально в КНР, южно-курильские острова показывались как оккупированные Россией; по сравнению с временами СССР здесь произошло лишь одно изменение: раньше в КНР на этих географических картах была надпись: Оккупированы СССР,
применительно к южно-курильским островам, а теперь написано: Оккупированы Россией. В Москве продавались детские игрушки сделанные в КНР пластмассовые прозрачные глобусы, на которых надписи были сделаны на русском языке; на этих глобусах даже половина острова Сахалин была показана как часть территории Японии.

Ничего подобного в нашей стране в отношении Китая никогда не допускалось.
Оценивая состояние и перспективы развития российско-китайских отношений в первой половине 2000 г., российская сторона исходила из того, что за десять лет со времени нормализации был достигнут колоссальный прогресс.
В Москве подчеркивали, что стороны за этот короткий срок смогли практически полностью урегулировать проблему границы. Очевидно, имелось в виду подписание двух соглашений о прохождении линии границы на ее западной и восточной частях, а также демаркация границы. Москва также выдвигала тезис о достижении огромных успехов в области формирования взаимного доверия.

Считалось, что ситуация по сравнению с началом 1990-х гг. изменилась кардинальным образом. Тогда военные с обеих сторон совершенно не доверяли друг другу. В 2000 г. предполагалось, что начнутся взаимные инспекции вооруженных сил в пограничной полосе.

Россия при этом оказывалась единственной страной в мире, которой КНР разрешает инспектировать свои воинские части в районе границы, так трактовали этот вопрос официальные представители российской стороны.
Они также особо подчеркивали, что это следует расценивать как исторический прогресс за очень короткий срок.
Наконец, еще одним достижением в Москве считали очень тесную координацию действий на международной арене, доверительные отношения между представителями РФ и КНР в Совете Безопасности ООН. Стороны уже подали хороший пример, когда в декабре 1999 г.



Содержание раздела