d9e5a92d

Поездка Цзян Цзэминя в США

Первое заседание комитета было намечено провести во второй половине 1997 г.
В принципе такой орган может содействовать, главным образом, развитию экономических связей, а также обмену мнениями и подготовке соответствующих решений правительств двух государств. Комитету предстояло искать взаимопонимание по вопросам культуры, морали, нравственности, развития дружеских связей.

Непростое согласование экономических интересов обеих стран тоже важная составная часть работы комитета. Руководителем комитета с российской стороны был назван А.И.Вольский.
В свое время, в середине 1950-х гг., Цзян Цзэминь стажировался на Московском автомобильном заводе имени Лихачева, выступая одновременно в качестве инженера и секретаря партийной организации китайских стажеров в Москве. А.И.Вольский был тогда инженером на том же заводе; говорили, что они познакомились в то время.
В ходе визита состоялась встреча Цзян Цзэминя с Председателем правительства РФ В.С. Черномырдиным.

Отмечалось, что стороны вели подготовку ко второй регулярной встрече премьеров, намеченной на второй квартал 1997 г. в Пекине.
В двустороннем информационном сообщении о визите говорилось также о том, что при встречах Цзян Цзэминя с Председателем Совета Федерации Е.С.Строевым и Председателем Государственной Думы Г.Н.Селезневым состоялся конструктивный обмен мнениями по всему спектру российско-китайских отношений. Была высоко оценена роль парламентов двух стран в укреплении и развитии российско-китайского партнерства.
Находясь в Москве, Цзян Цзэминь выступил перед депутатами Государственной Думы. Текст его выступления был распространен в Думе под заголовком: Совместными усилиями строить справедливый и рациональный новый международный порядок.

При этом оратор исходил из деления мира на богатый север и бедный юг.
Председатель КНР напомнил российским депутатам, что, с его точки зрения, Китай в период Новой истории более ста лет был объектом агрессии и оскорбления со стороны ряда держав. Следовательно, интерпретация истории наших двусторонних отношений Цзян Цзэминем оставалась такой же, как и при Мао Цзэдуне и Дэн Сяопине, он исходил из того, что Россия исторический, территориальный должник Китая, выступала в роли агрессора и угнетателя.

Цзян Цзэминь ни словом не упомянул о взаимодействии, союзе, сотрудничестве наших двух стран в ХХ веке, не говоря уже о проявлениях боевой дружбы и оказании реальной экономической и иной помощи с нашей стороны континентальному Китаю.
Разъясняя свое отношение к тезису о развитии отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в двадцать первом веке, Цзян Цзэминь подчеркнул, что связи Москвы и Пекина это не союзнические отношения, что они не направлены против какой бы то ни было третьей страны и тем более не создают угрозу никакой другой стране. Вполне очевидно, что каждая из сторон будет совершенно самостоятельно и отдельно решать проблемы в своих отношениях к третьими странами.
Что касается российско-китайской границы, то Цзян Цзэминь отметил, что абсолютно большая часть ее участков зафиксирована в юридической форме, шаг за шагом получили и получают решение оставшиеся от истории вопросы о границе. Иными словами, Пекин добивается скорейшего завершения демаркации границы в соответствии с соглашениями 1991 и 1994 гг. В то же время, по мнению руководителей КНР, остаются от истории вопросы, которые ждут и требуют решения.

Предстоит также договориться о фиксировании в юридической форме всей линии границы, чего стороны в настоящее время еще не достигли. В этом, в частности, разница в толковании ситуации в Москве и в Пекине.
Кроме Москвы, Цзян Цзэминь побывал в Тульской области. Председатель КНР провел фактически целый день в сопровождении ее губернатора В.Стародубцева.

Цзян Цзэминь посетил также музей-усадьбу Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.
Цзян Цзэминь поблагодарил за прием и гостеприимство. Президенту РФ Б.Н.Ельцину было передано приглашение посетить КНР с государственным визитом, которое было с благодарностью принято, говорилось в совместном информационном сообщении о визите Цзян Цзэминя в нашу страну.

Президент РФ и Председатель КНР встречались при подписании упомянутых декларации и соглашения 23 и 24 апреля; беседа между ними продолжалась около двух часов.
В ходе этого визита дипломатия КНР играла роль ведущего, развивающего наступление, а дипломатия РФ оказалась в роли ведомого, подчиняющегося чужой воле. Пекин подчинил встречу на высшем уровне в Москве в апреле 1997 г. продвижению к своим историческим и стратегическим целям.


Кстати, вслед за Б. Н. Ельциным примерно такой же документ с Цзян Цзэминем о многополярном мире подписал и Президент Франции Жак Ширак. Одновременно Париж и Пекин подписали соглашения, согласно которым Франция получала от КНР от полутора до двух миллиардов долларов, продавая континентальному Китаю свою авиационную технику. Таким образом цена подписи Президента Франции под упомянутым политическим документом составляла до двух миллиардов долларов.

В связи с этим возникал вопрос: как же вели дело МИД РФ, ведомства внешней торговли и внешнеэкономических связей, посольство РФ в КНР и служба внешней разведки нашей страны, если подписание Президентом РФ с Председателем КНР договоренности об общей позиции по вопросу о многополярном мире и новом мировом порядке, в чем особенно был заинтересован Пекин, не сопровождалось подписанием экономических соглашений и контрактов, которые принесли бы нашей стране соответствующую экономическую выгоду? К сожалению, политические расчеты совершенно исключили из поля зрения Москвы в этот момент экономические соображения, экономические интересы РФ.
Визит Председателя КНР в РФ в апреле 1997 г. это сигнал, который Москва и Пекин подали внешнему миру, демонстрируя свое обращение к мировым проблемам самого общего характера. В то же время встреча на высшем уровне в Москве показала, что РФ и КНР не могли найти пути решения сложных проблем на пути дальнейшего развития двусторонних, особенно экономических, отношений, и эти двусторонние отношения топтались на месте.
Представляется необходимым отдельно высказать некоторые соображения в связи с подписанной Президентом РФ Б. Н. Ельциным и Председателем КНР Цзян Цзэминем декларацией о многополюсном мире и о новом мировом порядке.
Суть документа состояла в утверждении, что обе стороны исходят из того, что в мире существует не один, а несколько полюсов, в частности одним из них является Россия, другим КНР; стороны также не желают мириться с попытками создавать однополюсный мир, т.е. считать, что в мире только одна страна, а именно США, служит единственным полюсом. Новый международный порядок или новый межгосударственный порядок, если точнее передать смысл этого термина в переводе его с китайского языка, предполагает общность противодействия предполагаемым устремлениям США навязывать свое господство всем остальным нациям на земле.
Пекин был заинтересован в такого рода декларации по нескольким причинам. Он претендовал и со временем будет во все большей степени претендовать (если развитие внутриполитических и внутриэкономических процессов в континентальном Китае не лишит его такой возможности) на роль главного противовеса США в сообществе наций (или главного партнера США на Земле).

Пекин добивался и будет продолжать добиваться равенства или, для начала, по крайней мере равенства с США при решении проблем мировой политики. Пекин нуждался в реальных и номинальных союзниках.

Одним из них он хотел бы видеть Россию.
Далее, Пекин стремился к тому, чтобы сохранялись и усиливались противоречия между Москвой и Вашингтоном по политическим и экономическим вопросам. Такие осложнения отвечали бы его интересам.

Пекин также стремился показать большинству государств мира, что он практически желал выйти на место представителя этих государств в их спорах с США. При этом Пекин будет подчеркивать, что даже Россия вынуждена пойти тут за Пекином.
Пекин продолжал проводить линию на своеобразную борьбу интернационального масштаба под лозунгом и на принципах нового интернационализма против гегемонизма и однополюсности. Пекин выдвигал тезисы о многополюсности и о новом мировом порядке в качестве новой идеологии в сфере межгосударственных отношений, которые он хотел бы противопоставить сложившимся нормам международного права и представляющемуся разумным тезису о едином и неделимом мире, об общих интересах человечества, а также о равноправии и своеобразии всех членов мирового сообщества, всех Объединенных Наций, каждая из которых и представляет собой составную часть нашего единого и неделимого мира.
Москва пошла на принятие инициатив Пекина на принятие тезиса о многополюсности в противовес однополюсности, о новом мировом порядке и о борьбе против гегемонизма под воздействием различных обстоятельств. Прежде всего, здесь нашло свое отражение внутриполитическое положение в нашей стране, а точнее, его понимание президентом Б.Н.Ельциным. Во второй половине 1990-х гг.

Б.Н.Ельцин взял курс на принятие такой внешней политики, за которую ратовали оппозиционные силы, прежде всего КПРФ. Б.Н.Ельцин был заинтересован в том, чтобы в области внешней политики его позиция была неуязвима для критики со стороны упомянутых политических сил.

Отсюда и курс на практическую конфронтацию с США и практический квазисоюз с Пекином.
По сути дела, КПК-КНР представляют собой после исчезновения такого государства, каким был СССР, идеологического противника США. В этом смысле продолжается то, что именовалось холодной войной.

Практически в мире существует идейное, политическое и своеобразное военное противостояние КНР и США.
Пекин в 1997 г. воспользовался ситуацией и подвел Москву к решению подписать документ, согласно которому в новой (или в продолжающейся) холодной войне между КНР и США Россия встала на сторону одного из противников на сторону Пекина. При этом важно видеть, что на самом деле у России нет серьезных противоречий с США.

Имеющиеся вопросы можно решать, не входя в конфронтацию с США и не вступая в союз с КНР, не следуя за КНР в их противостоянии с США.
Важно также, что КНР не окажет никакой помощи нашей стране. Она будет только подзуживать нас, толкать на обострение наших отношений с США, сама оставаясь от этого обострения в стороне.
В то же время ясно, что КНР и США в обозримом будущем не будут доводить свои отношения до степени реального столкновения.
Важно и то, что Москве и Пекину в апреле 1997 г. оказалось не о чем больше говорить. В двусторонних отношениях пока невозможно существенно продвинуться.
Обращение к вопросам мировой политики не сопровождалось экономической и финансовой помощью России со стороны КНР. Никаких капиталовложений ожидать со стороны КНР не приходилось.
Так Москва, уступая Пекину, ничего не получала, да еще и ухудшала свое положение по отношению и к Пекину и Вашингтону. Кстати сказать, в Вашингтоне еще больше утвердились в своем решении увеличить число членов военной организации НАТО после подписания Б.Н.Ельциным и Цзян Цзэминем соглашения о новом мировом порядке и о многополюсности мира....

Поездка Цзян Цзэминя в США и визит Б.Н.Ельцина в КНР в 1997 г.

В конце 1997 г. состоялись один за другим государственные визиты Председателя КНР Цзян Цзэминя в США и Президента РФ Б.Н.Ельцина в КНР.
Лидеры России, Америки и Китая, исходя из понимания каждым из них международного положения, национальных интересов соответствующих стран и своих политических интересов в каждом из трех упомянутых государств, сочли необходимым сделать эти важные шаги по развитию связей между тремя державами. Собственно говоря, эти встречи попарно лидеров России и Китая, Америки и Китая отражали процесс формирования новой структуры международных отношений после исчезновения с политической карты мира такого государства, каким был СССР. Происходило упорядочение межгосударственных отношений; народы требовали стабильности на мировой арене, во всяком случае в отношениях между Москвой, Пекином и Вашингтоном.

Лидеры откликались на эти требования народов.
В ходе визитов прозвучали слова о конструктивном стратегическом американокитайском партнерстве, а также о доверительном характере российско-китайских отношений, в которых нет серьезных проблем. Были сделаны очередные шаги в области двусторонних связей, отвечавшие тенденциям мирового развития.

Этого же требовали и национальные интересы каждой из трех стран.
Главный итог визитов состоял в том, что таким образом был продолжен процесс нормализации международных отношений, постепенного формирования их новой архитектоники, налаживания связей между государствами, каждое из которых играет важную роль на мировой арене и закрепляется на своем реальном месте в сообществе наций.
Все это также показывало необходимость признания приоритета согласования двусторонних и многосторонних интересов над умозрительными схемами борьбы, в частности против гегемонизма. Пекин, выдвинувший этот лозунг, на практике сам стремился прежде всего к конструктивным отношениям стратегического партнерства с США, исходя, по всей вероятности, из того, что именно Китай и Америка могут играть в нашем и будущем мире особую, ведущую роль. Вашингтон, со своей стороны, выступил за диалог с Пекином, в том числе и на высшем уровне, полагая, что налаживание межгосударственных отношений с КНР отвечает долгосрочным национальным интересам США.

Москва же предпринимала усилия с тем, чтобы в максимально возможной степени сохранить уровень и характер своих отношений и с Вашингтоном и с Пекином.
Развитие событий свидетельствовало и о том, что все четыре страны, составляющие большую четверку стран Востока, или Восточную четверку, т.е. США, Япония, КНР и РФ, испытывали необходимость в постоянных связях на уровне глав государств.

Можно было ожидать активизации контактов между каждыми двумя из этих партнеров. Стороны имели намерения попарно согласовывать свои интересы, не вступая при этом в формальные и прямые союзы против любой из третьей страны.

При этом возникала вероятность, что сложившиеся отношения, в том числе и договорного характера, продолжая играть свою роль, могут, учитывая новые реалии, отходить на второй план.
В нынешней ситуации РФ заинтересована в том, чтобы одновременно и параллельно развивать связи и с США, и с Японией, и с КНР, действуя при этом на основе неразрывно связанных между собой основных принципов своей внешней политики: мир, самостоятельность, равноправие. Для России важно не допускать противостояния с другими державами.

Нашей стране не нужно противоборство ни с США, ни с Японией, ни с КНР.
Нам целесообразно также согласовывать с КНР наши позиции по вопросам двусторонних отношений в регионе и на мировой арене. При этом нельзя допускать нанесения ущерба нашим отношениям с третьими странами. Главным для России, если говорить о ее действиях на мировой арене, остается обеспечение мирных и стабильных условий для решения своих внутренних проблем.

В том числе России необходимо добиться экономического процветания, которое и составит прочную основу для проведения внешней политики, отвечающей нашим национальным интересам.
Подводя итоги обмена визитами между Председателем КНР и Президентом США в 19971998 гг. (в 1998 г. в КНР приезжал У. Клинтон), необходимо, прежде всего, попытаться охарактеризовать внешнюю политику новой эры Цзян Цзэминя.
В Пекине все чаще начинает звучать обозначение времени правления Цзян Цзэминя как новой эры. Словосочетание новая эра становится как бы девизом царствования нынешнего первого лица в континентальном Китае.

Понятие новой эры включает в себя намерения добиться возрождения китайской нации, укрепления мощи и богатства китайского государства и обеспечения счастливой жизни для китайского народа. И все же главным синонимом новой эры выступает при этом понятие возрождения Китая или возрождения нации чжунхуа.
Внешняя политика континентального Китая на рубеже XXI в. носит чрезвычайно персонифицированный характер. Она связывается с именем нынешнего Председателя КНР Цзян Цзэминя. Кстати сказать, первого из лидеров великих держав, который может говорить на всех трех языках китайском, английском и русском.

Дипломатия Пекина сегодня это активная личная дипломатия на высшем уровне.
Она приобрела в настоящее время относительно устойчивый характер, сформировавшись на протяжении практически двух десятилетий реформ в современном Китае.
При этом произошел отход от внешнеполитической доктрины периода Мао Цзэдуна в ряде важных аспектов. Внешнюю политику в Пекине отделили от идеологии.

Уже в середине 1980-х годов тогдашний глава правительства КНР Чжао Цзыян заявлял, что внешняя политика государства будет определяться, исходя не из идеологических соображений, а руководствуясь только национальными интересами страны. И сегодня внешней политике Пекина присущ упор на понятия нации и государства. Ушли в прошлое применительно к международным отношениям такие термины, как пролетарский интернационализм, классовая солидарность, революция, национально
освободительная борьба, социализм и капитализм. (Случайно или не случайно, но во время XV съезда КПК в 1997 г. в центральной пекинской печати промелькнул термин социал-империализм в качестве характеристики политики бывшего СССР.) Ныне Пекин согласен быть в составе мирового сообщества и действовать как его полноправный член. Но при этом лидеры КНР подчеркивают свое недовольство существующим мировым порядком и предлагают изменить его.
Дипломатии Пекина, во всяком случае на протяжении последних десятилетий, всегда был присущ и присущ сегодня такой подход ко многим вопросам, чтобы неизменно оставлять себе пути отхода на запасные позиции в случае необходимости или неблагоприятного поворота событий.
На состоявшемся в сентябре 1997 г. XV съезде КПК генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь представил ряд положений, которые должны составлять основу внешней политики КНР. Остановимся на этих установках.
Тезисы Пекина о необходимости нового мирового порядка и о многополярном мире направлены на то, чтобы подчеркивать самостоятельность и независимость его внешней политики. Одновременно они демонстрируют поиск Пекином общей основы для взаимоотношений с другими странами. Эти тезисы выглядят как некое противодействие политике США.

В то же время они, по сути дела, никак не сказываются на реальных отношениях с Вашингтоном, хотя и провоцируют своего рода противостояние с США тех партнеров Пекина на мировой арене, которые разделяют эти его установки, по крайней мере в совместных заявлениях.
Уместно отметить попутно, что Пекин продолжает придерживаться мнения о необходимости решения вопросов межгосударственных отношений не только исходя из норм международного права, но и по принципу справедливости и рациональности. Это подразумевает, что некоторые, вполне определенные, проблемы должны в конечном счете решаться с учетом настроений нации. Можно вспомнить в связи с этим, что в связи с превращением Сянгана (Гонконга) в часть КНР в Пекине звучали утверждения о приоритете воли китайского народа над несправедливыми и навязанными ему межгосударственными юридическими актами или договорами.

Проще говоря, договоры, называемые в КНР несправедливыми и неравноправными, могут и должны быть отменены под давлением воли китайской нации тогда, когда эта нация в достаточной степени усилится и когда для того или иного шага созреют условия.
Внешняя политика Пекина имеет сегодня глобально-стратегический характер. Вопросы регионального и двустороннего характера подчиняются глобально-стратегическим соображениям и планам.

Основная цель этой политики обеспечение условий для роста военного, политического и экономического потенциала КНР. Первой важнейшей особенностью этой внешней политики представляется оценка Пекином расстановки сил на планете и содействие их перегруппировке в интересах КНР.
При этом, по крайней мере на нынешнем этапе, выдвигается тезис о предпочтительности двусторонней дипломатии перед многосторонней, пусть даже лишь трехсторонней, т. е. о желании Пекина в известной степени обособлять свои двусторонние отношения с каждым из его партнеров от отношений того же Пекина с любым другим партнером. В Пекине ссылаются на богатый опыт в области двусторонних отношений и на отсутствие такого же опыта в многосторонней дипломатии.

Представляется, однако, что в дальнейшем деятельность Пекина в сфере двусторонних отношений будет сопровождаться все более активными шагами в многосторонних межгосударственных отношениях.
В заявлениях лидеров КНР все большее хождение приобретает формулировка о стратегическом партнерстве. В понимании Пекина это, прежде всего, придание двусторонним отношениям со своими, по крайней мере, главными партнерами устойчивого, относительно долговременного, характера; упор на предпочтительность долгосрочных национальных интересов перед краткосрочными или менее долгосрочными интересами.
Пекин выдвигает также тезис о важном и имеющем глубокий смысл урегулировании отношений между великими странами. Речь идет не только и не столько о подстраивании Пекина к существующей системе межгосударственных отношений или о встраивании КНР в эту систему, но и о вполне определенной перестройке всей этой структуры. Особенно там, где это касается главных мировых держав.

Т.е. о реконструкции в перспективе ныне существующего порядка, включая так называемые семерку, восьмерку и т.п.
В качестве своего главного партнера на мировой арене в континентальном Китае видят сегодня США. На рубеже XXI в. Пекин отвергает предположения о намерениях вести в той или иной форме холодную войну против США, продолжать линию на противостояние с ними. Вместо этого континентальный Китай говорит о поэтапном развитии отношений с США, о необходимости постоянного диалога в отношениях Пекина и
Вашингтона, об исключении противостояния между ними. А далее конструктивных отношениях стратегического партнерства с Америкой.

При этом упор делается на поиск точек соприкосновения по международным проблемам и на развитие важных областей экономического, а также военного сотрудничества.
Речь идет о здоровых стабильных отношениях с США при понимании общей ответственности за положение дел в мире. Сегодня Пекин явно удовлетворен тем, что он получает возможность впервые в истории выступить на равных с США, по крайней мере в заявлениях по ряду важных мировых проблем.

И в этом заметно желание Пекина создать новую международную архитектонику, которая предполагала бы все-таки выделение новой большой двойки: ПекинВашингтон.
Одновременно Пекин, особенно в расчете на третьи страны, повторяет свой известный тезис о том, что его отношения с Вашингтоном имеют объективные ограничения, что они сдерживаются позицией США, которые никогда не пойдут на равноправные отношения с КНР. Пекин заявляет и о своей позиции по вопросам, которые вызывают разногласия между сторонами.

В частности, по вопросу о расширении военных блоков, что, несомненно, имеет в виду развитие отношений между США и Японией в военной области.
Сохраняется и установка Пекина на его противодействие гегемонизму. Этот термин применяют в КНР, имея в виду исключительно политику США, которые, по мнению пекинских представителей, заявляющих это в беседах с партнерами из третьих стран, а также использующих этот термин внутри континентального Китая, не имеют разумных оснований претендовать на роль единственного лидера в современном мире.
Государственный визит Председателя КНР Цзян Цзэминя в США состоялся 26 октября 3 ноября 1997 г.
Предыдущий визит в США главы китайского государства, в то время Ли Сяньняня был за 12 лет до этого (1985 г.), т.е.



Содержание раздела