d9e5a92d

Поездка Чжу Жунцзи в Москву

Так что в связи с высказываниями Е.М.Примакова возникало много вопросов, на которые трудно было дать ответы.
Здесь присутствовало еще одно обстоятельство, которое одновременно было и внутренним для нашей страны, и внешнеполитическим. Шаг Е.М.Примакова показывал, что развитие курса, начатого президентом Б. Н. Ельциным, когда он пошел на компромисс с коммунистическо-националистическими силами в нашей стране и стал проводить угодную им внешнюю политику, дошло до известного предела. В год вступления во второй срок пребывания на посту Президента РФ (1996 г.), Б.Н.Ельцин заменил на посту министра иностранных дел А.В.Козырева Е.М.Примаковым. Козырев был по своим убеждениям демократом и не устраивал коммунистическо-националистические силы.

Примаков же говорил о себе как о государственнике и был угоден коммунистам. Эти силы критиковали внешнюю политику нашей страны при Козыреве и хвалили ее при Примакове. Козырев выступал за всемерное развитие отношений между Россией и демократическими странами Западной Европы и США, доказывая им, что РФ является такой же нормальной демократической страной, как и эти западные страны, и полагая, что всех нас объединяют общие демократические принципы, в частности, такие понятия, как гуманизм, а также обязанности и права человеческой личности.

Новый министр Е.М.Примаков всячески осуждал демократов и реформаторов; судя по его практической деятельности в понятие государственник он при этом вкладывал, прежде всего, мысль о том, что государство важнее человеческой личности, что интересы человека должны быть подчинены интересам государства. Тем самым Примаков создавал, в частности, основу для взаимопонимания с Пекином, так как там не желали даже говорить о правах человека и о человечности, предпочитая выносить на первый план интересы государства.
Так создавалась новая идеологическая общность между лидерами КПК-КНР и Е. М.Примаковым, ставшим позже главой правительства России.
Принимая решение о замене одного министра иностранных дел другим, Президент РФ исходил, вероятно, из того, что он должен учитывать расстановку политических сил внутри страны, в ветвях власти. В то же время требовалось, чтобы внутриполитические и идеологические соображения не наносили ущерба интересам нашей страны и народа на мировой арене.
Выступление Е.М.Примакова с упомянутым предложением о стратегическом треугольнике свидетельствовало также о проявлении контуров некоего нового механизма управления внешней политикой в нашей стране. До осени 1998 г. существовало четкое разграничение высшего (Президент РФ) и высокого (Председатель правительства РФ) уровней руководства внешней политикой.

С появлением в сентябре 1998 г. на посту Председателя правительства РФ Е.М.Примакова это четкое разграничение функций начало в какой-то степени размываться.
Вообще говоря, необходимо рассматривать одновременно и отношения на высшем уровне и отношения на высоком уровне, настолько эти отношения взаимосвязаны. Однако при этом в конечном счете в нашей стране (да и в континентальном Китае) все-таки решение главных вопросов внешней политики это дело, прежде всего, даже исключительно, первого руководителя страны, главы государства т.е. Президента РФ (и Председателя КНР).

Отступления от такого положения, как показывает практика, возможны на некоторое время и при некоторых обстоятельствах; но они могут быть только временными.
Президент продолжал держать в своих руках главный рычаг управления внешней политикой. В то же время он многое доверил в свое время министру иностранных дел Е. М.Примакову в надежде на то, что тем самым снимается вопрос о критике внешней политики со стороны коммунистическо-националистических сил.

Когда Е.М.Примаков по решению президента и при поддержке большинства Государственной Думы (в том числе и фракции Яблоко) стал в сентябре 1998 г. Председателем правительства нашей страны, он не отошел от вопросов внешней политики. Более того, появилось нечто вроде двуумвирата во главе нашей внешней политики: Б.Н.Ельцин и Е.М.Примаков.
Назначенный вместо Е.М.Примакова министром иностранных дел И.С.Иванов в своих заявлениях начал говорить об одобрении тех или иных внешнеполитических решений и президентом и главой правительства, хотя согласно Конституции РФ это прерогатива только Президента России. Можно также отметить, что в связи с нездоровьем Президента РФ в декабре 1988 г. в Индию направился глава правительства Е.М.Примаков.

Вообще, в это время было много разговоров на различных уровнях о том, что у нас в стране появился практически вице-президент, который замещает президента при решении внешнеполитических задач, и что таким вице-президентом является Е.М.При-маков.


Первоначально его визит в Индию и виделся многим как визит государственного руководителя, представляющего или замещающего президента страны со всеми соответствующими полномочиями главы государства. Однако во время самого визита в Индию, очевидно учитывая и позицию индийской стороны, которая не могла допустить никакого неравенства в самой форме отношений, не говоря уже об их существе, были сделаны заявления о том, что данный визит главы правительства является именно визитом главы правительства и никак не заменяет встречу на высшем уровне, встречу глав двух государств.

Было также сказано, что такая встреча может состояться позднее в Москве. Предполагалось подписать на ней документ, в соответствии с которым Россия и Индия объявили бы об установлении между собой отношений стратегического партнерства (попутно можно отметить, что с подписанием такого заявления Россия обретала бы комплекс стратегических партнерских отношений с ведущими странами: с США, с КНР, с Индией; при этом она как бы опережала всех своих партнеров на пути долговременного упрочения и двусторонних отношений и стабильности в международных отношениях в целом).
Иначе говоря, Президент РФ Б.Н.Ельцин не уполномочил Е.М.При-макова подписывать вместо себя или согласовывать такого рода документ в ходе поездки в Индию. Он не передал Е.М.Примакову всех своих полномочий.
Следовательно, оставался открытым вопрос и о том, разделяет ли Б.Н.Ельцин позицию Е.М.Примакова относительно создания стратегического треугольника Россия Китай Индия.
А 20 апреля 1999 г. Председатель правительства РФ Е.М.Примаков заявил, что отношения России, Индии, Пакистана и Китая имеют большое значение для стабилизации и безопасности на юге Азии.
Е.М.Примаков заявил об этом после переговоров с главой правительства Пакистана
[29].

Поездка Чжу Жунцзи в Москву

В феврале 1999 г. в нашей стране впервые побывал с официальным визитом новый премьер Государственного Совета КНР Чжу Жунцзи. Предполагалось, что после политического визита Председателя КНР Цзян Цзэминя в конце 1998 г. поездка Чжу Жунцзи будет носить экономический характер, т. е. в ходе этого визита будут устранены завалы на пути развития двусторонних торгово-экономических отношений.
Перед поездкой Чжу Жунцзи встречался с делегацией российских журналистов во главе с генеральным директором ИТАР-ТАСС В.Игнатенко. В ходе этой встречи Чжу Жунцзи сказал, что предстоящему визиту придают в КНР большое значение. Во время встречи в ноябре 1998 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь и Президент РФ Б.Н.Ельцин договорились всемерно развивать отношения между двумя странами и особое внимание уделить приграничной торговле, напомнил Чжу Жунцзи.

Он продолжал: 14 июля (1998 г.) в Пекине состоялась моя встреча с премьер-министром России Сергеем Кириенко. Мы многое обсуждали и нашли ряд решений, которые призваны оживить торговые связи между нашими государствами.

Тогда два премьера подняли бокалы за челноков. Для челночной торговли, которой занимаются граждане Китая и России, необходимо создать самые благоприятные условия.

Ее объемы превышает оборот торговли, осуществляемой в соответствии с межправительственными соглашениями. Вклад челноков в двусторонние экономические связи огромен.
Такую оценку деятельности китайских и российских челноков дал премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи. Из его слов наши журналисты сделали вывод о том, что, с точки зрения главы правительства КНР, челноки это двигатель китайско-российской торговли [30].
Эти высказывания Чжу Жунцзи сразу же показали, что у сторон существуют расхождения по вопросу о том, как именно, в каких направлениях развивать торговоэкономические отношения, что для главы правительства КНР на первом месте стоят внутриэкономические проблемы Китая.
Ранее в России постепенно формировался следующий взгляд на состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений с КНР. Эти отношения желательно расширять и углублять в стратегическом плане, ориентируясь на огромную по масштабам торговлю и серьезные экономические проекты.

Налаживание такого рода отношений отвечает интересам и России, и, как у нас думали, Китая.
В то же время было очевидно, что искать пути к большим реальным проектам дело длительное и сложное. Здесь нужна политическая воля, особенно с китайской стороны, где такого рода вопросы решаются главным образом на уровне высшего руководства КПК-КНР.

С нашей стороны было желание всемерно содействовать установлению и развитию таких отношений, разработке и осуществлению крупных соглашений, проектов и контрактов.
Одновременно нам становилось ясно, что торговля в форме бартера и челночная торговля с каждым годом наносят России все больший ущерб и приносят все большую прибыль китайской стороне. Мы предпочли бы отказ от бартера и перевод челночной торговли на такую основу, которая, по крайней мере, не наносила бы нам экономического ущерба.
Оказалось, что Чжу Жунцзи смотрел на эти вопросы совсем не так, как мы. Он исходил из того, что следовало сохранять и развивать именно те формы торговоэкономических отношений, которые приносили ощутимую одностороннюю выгоду китайской стороне.

Именно поэтому в своих высказываниях Чжу Жунцзи делал первостепенный упор на значении челночной и бартерной торговли. Это же означало, что все остальные формы развития отношений Чжу Жунцзи пока не рассматривает как первостепенные, требующие немедленного осуществления.

Становилось ясно, что рассчитывать на прорыв в области торгово-экономических отношений с КНР Москве в начале деятельности нового китайского премьера не приходилось.
Накануне поездки, отвечая на вопросы корреспондента Известий, Чжу Жунцзи заявил, что в ходе его визита в РФ состоится четвертая регулярная встреча премьеров РФ и КНР. По словам Чжу Жунцзи, механизм подобных встреч глав правительств призван сыграть важную роль в продвижении взаимовыгодного китайско-российского сотрудничества во всех областях.

Мы проанализируем ситуацию в двустороннем взаимодействии за год, истекший со времени прошлой встречи премьеров, обсудим предложения по следующему этапу развития, выработаем планы, а также проведем углубленный обмен мнениями по расширению наших деловых связей, по усилению сотрудничества в области инвестиций, науки и техники, стимулирования межрегионального сотрудничества.
Чжу Жунцзи выразил надежду, что его визит поможет углубить китайско-российское взаимопонимание, стимулировать сотрудничество и придать практическое развитие отношениям стратегического партнерства между нашими странами. Мы должны, говорил он, прежде всего придерживаться принципов взаимовыгодности и равноправия, вести дела в соответствии с рыночными законами, создавать возможности для сотрудничества предприятий и уровень торгово-экономического обмена сможет подняться на новую высоту.

Китай и Россия прилагают усилия к совершенствованию механизма двусторонней торговли. Баланс нашей торговли постепенно начинает соответствовать международным нормам и стандартам.
Также наблюдается движение и в области взаимных инвестиций. В настоящее время успешно продвигается строительство самого крупного объекта нашего сотрудничества Ляньюньганской АЭС. В октябре 1999 г. в ее основание будет залит первый бетон.

Китай в России ведут деловое сотрудничество в таком крупном проекте, как освоение газо-конденсатного месторождения. В области науки и техники также имеются широкие перспективы сотрудничества.

В декабре 1997 г. в Пекине сторонами проведен симпозиум по проблемам освоения высоких технологий, что усилило дальнейшее сотрудничество в этой области в том числе в сфере продвижения новых технологических достижений на рынок. В настоящее время мы готовимся подписать Протокол о защите и разделении прав интеллектуальной собственности.

Уверен, что этот протокол сыграет позитивную роль в китайско-российском научно-техническом сотрудничестве.
Чжу Жунцзи также сказал, что вопросы о границе между Китаем и Россией уже в основном урегулированы, работы по демаркации границы полностью завершены. Впервые пограничная линия между двумя странами практически получила четкое обозначение. Это является важным событием в истории отношений двух стран, конкретным воплощением постоянно углубляющегося стратегического партнерства и имеет далеко идущее значение для сохранения спокойной обстановки в районе границы между государствами.

Стороны также решили продолжать переговоры по еще остающимся проблемам относительно отдельных участков границы.
В ходе урегулирования пограничных проблем Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в духе равноправных консультаций, взаимопонимания и взаимных уступок пять стран, проведя активные консультации по выработке мер доверия в военной области и сокращения вооруженных сил в районе границы, подписали соответствующие военно-политические документы. Это заложило прочную правовую основу для эффективного развития двусторонних и многосторонних отношений между пятью государствами.

Подобное впервые имеет место в мировой практике.
В июле 1998 г. во время встречи пяти государств в Алма-Ате стороны достигли понимания необходимости дальнейшего усиления сотрудничества в таких сферах, как региональная безопасность, торговля и экономика, освоение энергоресурсов и транспортировка, совместная борьба с сепаратизмом, транснациональной преступностью и ряде других областей. Правительство КНР выражает готовность и стремление в соответствии с духом и принципами подписанного в Алма-Ате заявления общими усилиями продвигаться в деле сотрудничества пяти стран.
Наконец, Чжу Жунцзи отметил, что Китай и Россия как великие державы, оказывающие значительное влияние на международную жизнь и являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН, несут особую ответственность за обеспечение мира во всем мире и содействие всеобщему экономическому развитию. По многим наиболее важным международным проблемам у сторон сходные позиции.

Во время недавнего визита в Россию Председателя КНР Цзян Цзэминя обе стороны опубликовали совместное заявление о китайско-российских отношениях на пороге нового столетия, в котором выразили совместную позицию по наиболее важным проблемам международной жизни. В частности, по таким вопросам, как многополярность мира, многообразие мирового развития, экономическая глобализация, реформирование ООН и т. д.
В последнее время Китай и Россия поддерживают тесное сотрудничество и ведут консультации по наиболее важным международным проблемам. В результате совместных усилий мы сумели урегулировать и решить ряд вопросов.

Такого рода китайско-российское сотрудничество отвечает интересам не только наших стран, но имеет чрезвычайно важное значение в деле создания нового международного политического и экономического порядка, обеспечения мира, стабильности и развития на планете [31].
Визит главы правительства КНР в Россию проходил на фоне снижения объемов двусторонней торговли. В 1998 г. эти объемы снизились на 10 процентов и составили 5,5 млрд долларов 1,7 процента от всей внешней торговли КНР.

Китайская доля в российской торговле была чуть больше 5 процентов.
Чжу Жунцзи приехал в Москву 24 февраля 1999 г. Судя по сообщениям печати, во время переговоров лидеры России и Китая особое внимание уделяли поиску направлений взаимодействия, способных вывести экономические отношения на новый уровень. По мнению вице-премьера Ю.Д.Маслюкова, среди главных направлений приоритетными являлись сотрудничество в области нефти и газа, строительство и оснащение оборудованием энергетических комплексов. Речь шла не только о поставке газа, но и о создании инфраструктуры добычи, хранения, транспортировки и переработки природного газа. Самый крупный объект нашего сотрудничества сооружение Ляньюньганской АЭС в провинции Цзянсу.

Там будут установлены два российских ядерных реактора на легкой воде ВВЭР-1000. В ходе визита с китайской стороны высказывалось беспокойство: сможет ли Россия после финансового кризиса 17 августа 1998 г. выполнить обязательства?

В Минатоме были убеждены: все идет нормально.
Значение участия РФ в строительстве АЭС в КНР огромно. Обе стороны весьма заинтересованы в этом.

Выполнение российской стороной своих обязательств в установленные сроки выбьет почву из-под утверждений, имеющих место в КНР, о том, что с нашей страной сегодня лучше не иметь дел.
В свою очередь, улучшению репутации китайских товаров может помочь открытие в Москве бизнес-центра в Доме туриста на Ленинском проспекте и двух супермаркетов китайских товаров на Новом Арбате и Новослободской улице. Документы о купле-продаже этих объектов были подписаны во время визита.
Среди других любопытных проектов совместное производство в России телевизоров по китайским технологиям, а также идея, родившаяся в Хабаровском крае, предложить китайцам рубку пораженной пожарами 1998 г. тайги на площади около 1,5 млн гектаров. Китайцы готовы направить в Хабаровский край шесть тысяч лесорубов и более тысячи единиц техники. Затем лесоматериалы будут поступать на российский и китайский рынки в рамках соглашения о разделе продукции.

Кстати, китайские лесорубы обязались затем заняться восстановлением леса. В ходе визита было также подписано крайне важное соглашение об охране интеллектуальной собственности [32].
В ходе переговоров в Москве Чжу Жунцзи в принципе подчеркивал, что он уверен в том, что у сторон имеются резервы для развития двусторонних отношений. Однако он не выдвинул предложений, которые создавали бы новые реальные возможности для значительного или существенного изменения состояния двусторонних торговоэкономических отношений.
Чжу Жунцзи, вероятно, исходил при этом из того, что следует продвигать те предложения и проекты, которые прежде всего будут выгодны для КНР. Вполне очевидно, что экономическое положение в КНР было настолько серьезным и трудным, что премьер был озабочен внутрикитайскими проблемами, полагая, что из отношений с нашей страной следует извлекать выгоду, возможную в сложившейся ситуации.

При этом Чжу Жунцзи стремился наладить канал извлечения из нашей страны высоких технологий; причем, как это очевидно, при небольших затратах с китайской стороны и при большой отдаче от применения этих технологий в континентальном Китае.
Далее Чжу Жунцзи выступил за то, чтобы на территории нашей страны было налажено производство древесины и продукции лесного хозяйства. Он был согласен даже на полный цикл обработки древесины в РФ, и в этом пошел дальше по сравнению с тем, что предлагала китайская сторона ранее.

Возможно, что эти предложения Чжу Жунцзи, помимо учета экономических интересов обеих сторон, основывались также на расчетах, связанных с появлением на территории нашей страны стационарных баз, на которых будут работать много китайцев, причем на протяжении длительного времени. Это также требовало учета всех обстоятельств с нашей стороны. (Правда, тут важно, в какой именно пропорции китайская сторона предполагала делить продукцию обработки древесины.)
Наконец, Чжу Жунцзи настойчиво предлагал нам согласиться на развертывание сети учреждений по продаже в РФ потребительских товаров из КНР, т.е. речь шла о сбыте товаров, которые в Китае некуда девать и которые другие страны не берут.
Чжу Жунцзи занимал в ходе бесед в Москве наступательные позиции. Он критиковал прежние торгово-экономические связи, считая их мертвыми и требующими оживления, напирая на то, что наши министерства плохо работали и не выполняли свои обязательства. При этом он не желал принимать во внимание, что вина за состояние отношений лежит на обеих сторонах; что китайская сторона тоже далеко не всегда выполняет свои обязательства. Конечно, наши практические работники никак не могли согласиться с утверждениями, будто китайская сторона работает безукоризненно, а наша сторона виновата во всех недостатках.

Более того, по сути дела, у нас гораздо больше претензий к качеству работы китайской стороны.
Чжу Жунцзи также пытался создать впечатление, что наши министерства не способны наладить торгово-экономические отношения, поэтому нужно пробовать иную форму работы сотрудничество непосредственно между регионами наших стран. Здесь у китайской стороны явно имелся расчет на то, что при такой форме торговли она сможет сохранить выгодный для нее бартер и сумеет сделать контакты и проекты более выгодными для себя.
Наконец, позиция Чжу Жунцзи отражала новые растущие интересы КНР в источниках энергии, прежде всего в нефти. Не случайным представляется при этом тот факт, что нашей компании ЮКОС удалось впервые подписать контракт на поставку нефти в КНР.

Китайская сторона также проявила заинтересованность в соглашениях, которые сулили поставку газа в КНР из России. Появились возможности переговоров и в области разработки и использования энергетических ресурсов, в чем заинтересованы обе стороны.

Хотя здесь многое будет зависеть от того, согласится ли китайская сторона реально вкладывать деньги в осуществление строительства гидросооружений в нашей стране.
Президент РФ Б.Н.Ельцин, встречаясь в Кремле с премьером Госсовета КНР Чжу Жунцзи, предложил в целях решения на месте важнейших проблем, мешающих развитию двусторонних торгово-экономи-ческих отношений, провести в рамках его будущего официального визита в КНР российско-китайскую встречу в широком составе с участием ключевых министров. (Сроки визита Б.Н.Ельцина еще не были согласованы.) Чжу Жунцзи вручил Б.Н.Ельцину фотографию, на которой запечатлены Президент России и Председатель КНР Цзян Цзэминь во время их неформальной встречи в ноябре 1998 г. в Москве. Российский президент попросил передать своему другу Цзян Цзэминю, что он высочайшего мнения о нем.

Президент отметил также, что КНР выполняет все наши договоренности, хотя проблемы возникают и над ними надо работать на всех уровнях.
Встреча Б.Н.Ельцина и Чжу Жунцзи была важной для обеих сторон. Президент РФ стремился продемонстрировать, прежде всего, неизменность своего курса на развитие с Пекином не только тесных политических отношений, но и наличие под этими отношениями, по крайней мере с нашей стороны, искренних дружеских чувств.
В самом начале встречи Б.Н.Ельцин притянул руку Чжу Жунцзи к своей груди, желая продемонстрировать сердечность своего отношения к лидерам Китая. Чжу Жунцзи вслед за Б.Н.Ельциным повторил его жест, хотя и замедленно.
Ощущалось, что в ходе беседы Б.Н.Ельцин стремился, в первую очередь, показать, что трудности на пути развития двусторонних отношений, особенно в области наполнения их конкретным торгово-эконо-мическим содержанием, носят временный характер. Более того, Президент Рф сделал еще один важный, с его точки зрения, жест. Он сказал, что во всех недостатках в области двусторонних отношений следует винить только нашу сторону. Это заявление Б.Н.Ельцина, конечно, не является частью документа или письменной оценкой состояния отношений.

В то же время оно направлено на создание и сохранение хорошей атмосферы в двусторонних отношениях.
Думается, однако, что здесь присутствуют и отрицательные моменты. Прежде всего, такая позиция ставит в трудное положение всех наших чиновников любого уровня при ведении дел с представителями китайской стороны.

И до сих пор чиновники в нашей стране так или иначе, но приходили к мысли о том, что надо все делать в двусторонних отношениях так, как того желает китайская сторона, в противном случае свои же вышестоящие начальники тебя осудят и накажут.



Содержание раздела