d9e5a92d

Первый визит Президента РФ В.В. Путина в КНР

Во время визита Президента РФ Б.Н.Ельцина в КНР согласовали развернутое заявление по всем важным международным вопросам.
Что касается перспектив развития отношений, то в Москве также исходили из того, что и в XXI в. отношения будут развиваться по упомянутым трем основным направлениям: граница, доверие, сотрудничество по мировым проблемам.
В Москве считали, что мы должны полностью закрыть вопрос о границе. Благодаря еще большему взаимопониманию считалось также необходимым сформировать систему мер доверия, которая распространялась бы не только на границу и пограничную область, но и на политические и военно-политические отношения двух стран.

Частью продвижения в этом направлении в Москве видели верность уже сделанным двусторонним заявлениям о взаимном ненацеливании ракет и о неприменении первыми ядерного оружия. Хотя военная доктрина РФ в 2000 г. позволяла применение первыми ядерного оружия, но в отношении КНР здесь делалось исключение.

Российская сторона предлагала идти дальше, отталкиваясь от тех крупных обязательств, которые стороны уже взяли на себя. Возможным при этом представлялся более откровенный обмен мнениями о военных доктринах сторон.
Наша сторона также считала, что РФ и КНР могут еще более тесно сотрудничать на международной арене. С точки зрения представителей российской стороны, Россия и Китай сталкивались на международной арене с одними и теми же вызовами боеготовности и той и другой страны, причем эти вызовы в последние годы усиливались. Взаимодействие между РФ и КНР могло бы способствовать укреплению позиций каждой из сторон на мировой арене.

В Москве также полагали, что благодаря взаимопониманию и взаимодействию России и Китая за последние годы ситуация в мире ухудшилась не столь значительно, как это могло бы произойти, если бы такого взаимодействия не существовало.
Еще одной задачей в перспективе в Москве видели усиление и расширение сотрудничества в области экономики, учитывая протяженную границу между нами; причем это сотрудничество могло быть и двусторонним и многосторонним, например с привлечением других стран в Центральной Азии.
Что касается Шанхайской пятерки, то с 1999 г. она стала ориентироваться на новые задачи. До той поры в основном занимались выполнением соглашений о мерах доверия и о сокращении вооруженных сил в районе границы.

Новые направления: сотрудничество правоохранительных органов, борьба с преступностью, сотрудничество по линии министерств обороны. Что же касается мер доверия, то дополнительно к имеющемуся можно было бы обмениваться информацией относительно оценки ситуации в регионе. Россия поддерживала предложение Казахстана о созыве в 2001 г. встречи глав правительств стран пятерки для обсуждения проектов экономического сотрудничества.

Могут рассматриваться предложения о приглашении к участию в этой региональной работе и других стран: Узбекистана, Ирана.
Что же касается отношений с США и с Западной Европой, то российская сторона разъясняла китайским партнерам, что эти отношения будут продолжать оставаться в ряду приоритетных во внешней политике России, ибо с США необходимо вести диалог по проблемам военно-стратегического характера, а страны Западной Европы являются главными партнерами России, в том числе и инвесторами, в сфере экономического сотрудничества.
Пятого июля 2000 года в столице Таджикистана Душанбе состоялась встреча участников Шанхайской пятерки: Президента РФ В.В.Путина, Председателя КНР Цзян Цзэминя, президента Казахстана Н.Назарбаева, президента Киргизии А. Акаева, президента
Таджикистана Э.Рахмонова. В качестве гостя во встрече принял участие также президент Узбекистана И.Каримов.
В ходе встречи в Москве утверждали, что отныне Шанхайская пятерка преобразуется в Шанхайский форум. Таким образом была заложена основа широкой организации, открытой для всех стран, особенно государств Азии. Стал вырисовываться прообраз своеобразного Азиатского союза, который мог возникнуть параллельно Европейскому союзу.

Появились сообщения о том, что в число участников такого форума со временем могут войти Монголия, Иран, Индия и т.д.
Главным вопросом, который обсуждали участники Шанхайского форума, естественно стала проблема безопасности прежде всего для каждой из этих стран, а также в регионе, где каждая страна имела свои интересы. Участники форума были озабочены международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

Каждый из них либо уже непосредственно ощущал затрагивавшую его интересы угрозу со стороны этих экстремистских и террористических сил либо приближение такого рода опасности. Было решено создать в Киргизии центр по разработке мер совместной борьбы против международного терроризма.


Участники встречи в Душанбе заявили, что выступают против вмешательства во внутренние дела других государств, в том числе под предлогом гуманитарной интервенции и защиты прав человека. Они также выразили поддержку позиции России по урегулированию ситуации в Чечне.

При этом по инициативе узбекского лидера И.Каримова в итоговую декларацию саммита было включено предложение к ООН начать разрабатывать глобальные механизмы противодействия международному терроризму [48].
В ходе душанбинской встречи состоялось первое знакомство Президента РФ В.В.Путина и Председателя КНР Цзян Цзэминя. Таким образом, их первая встреча состоялась на нейтральной почве. Не было вопроса о хозяине и госте; партнеры выступали на равных. Кроме того, Таджикистан это тот пункт, где угрозы со стороны экстремистских и террористических сил и России и КНР ощущались весьма остро.

Очевидно, что такая обстановка способствовала установлению взаимопонимания.
И все же шероховатости имели место; причем они были искусственно созданы. При встрече Цзян Цзэминь практически начал партию домашней заготовкой, которая представляла собой копию или почти копию дебюта, разыгранного в свое время И.В.Сталиным при первом знакомстве с Мао Цзэдуном в 1949 г. в Москве. Сталин был старше Мао Цзэдуна почти на полтора десятка лет и начал встречу словами: Вот уж не ожидал, что вы такой молодой и здоровый, а далее добавил: Победителей не судят.

Таким образом он с ходу расставил все точки над і, показав, что себя видит старшим по возрасту и положению, а Мао Цзэдуна мог бы и осудить за ошибки в политике, но не будет этого делать, поскольку тому удалось победить во внутренней войне в Китае.
Нельзя исключать, что и в 2000 г. кто-то в Пекине увидел ситуацию в зеркальном отражении произшедшего в 1949 г., полагая при этом, что теперь КПК-КНР и Цзян Цзэминь находятся в положении тех, кто имеет основания давать оценки России и ее национальному лидеру.
Цзян Цзэминь на четверть века старше В.В.Путина. Очевидно, поэтому, а также исходя из иных соображений, он начал разговор с заявления о том, что Президент России молодой человек.
В.В.Путин мгновенно парировал, ответив, что это его единственный недостаток, который, кстати, имеет обыкновение быстро улетучиваться.
Итак, Цзян Цзэминь сразу же попытался испытать Президента РФ. Он пошел при этом даже на нарушение принципа равноправия сторон, который, в частности, требует избегать сравнений, которые могут выглядеть неуважительными с позиции партнера.

Ведь Цзян Цзэминь попытался намекнуть, что существует некое старшинство, по крайней мере в возрасте и положении, но представитель России показал, что его никому заклевать не удастся и что речь может идти лишь о временной ситуации; он настаивал на равенстве сторон. К сожалению, Цзян Цзэминь продолжил, сказав, что не всякий, избавляясь от молодости, обретает мудрость [49].
Думаю, что и этот пассаж в рассуждениях Цзян Цзэминя нельзя назвать удачным. Его можно толковать и как намек на то, что в нашей стране и в ее руководстве пока для Пекина не все ясно, и Россия и ее лидер еще должны доказывать своим партнерам из КНР, что они обладают мудростью.

Одним словом, начало беседы предстало как обмен ударами при фехтовании, а не как демонстрация предрасположенности к внимательному восприятию позиции партнера.
Возможно, что в Пекине, заранее изучив характер В.В .Путина, сразу же попытались взвинтить его, заставить допускать неточности в дальнейшей беседе. Осталось неизвестным, удалось ли пекинским политическим технологам достичь своих целей. Вряд ли у них это получилось. Вообще же обмен мнениями в Душанбе не мог быть обстоятельным из-за краткости встречи и особых условий ее проведения в тревожной в то время столице Таджикистана, да и потому, что она была многосторонней.

Практически состоялось лишь первое знакомство лидеров России и КНР. После него В .В.Путин заявил, что Россия рассматривает КНР как своего действительно стратегического партнера, распространяя это понятие и на вопросы международной безопасности и на двусторонние отношения.
Лидеры Москвы и Пекина попытались найти общую почву главным образом на основе общего или сходного отношения к тому, что называется проблемой сохранения стратегической стабильности в мире, а практически в связи с намерениями США создавать систему национальной ПРО и выйти из договора по ПРО, подписанного в 1972 г. При этом В.В.Путин говорил об общей угрозе для всех, в том числе для нашей страны и для КНР, со стороны дуги опасности или международного терроризма, которая тянется от Филиппин и вплоть до Югославии. При этом США не фигурировали в качестве противника и тем более основного и общего противника. Цзян Цзэминь, со своей стороны, был озабочен, прежде всего, проблемами, которые, как он полагал, могли у него возникнуть в связи с возможным, с его точки зрения, вхождением Тайваня в систему ПРО в Тихоокеанском регионе.

Стороны обменялись взаимными заверениями о поддержке по интересующим каждую из сторон вопросам. Это было своего рода устное согласие по частным или общим вопросам.
Одним словом, это был своего рода пробный шар для каждой из сторон перед официальным визитом Президента РФ В.В .Путина в КНР, который состоялся через две недели после встречи в Душанбе.

Первый визит Президента РФ В.В.Путина в КНР

В.В .Путин впервые побывал в КНР в качестве Президента РФ 1719 июля 2000 г.
Перед этой поездкой он дал интервью агентству Синьхуа и центральному телевидению КНР. В этом интервью В.В.Путин призвал ведущие государства выработать общую концепцию реагирования на международные угрозы. Россия это и европейское, и азиатское государство. Мы отдаем должное и европейскому прагматизму, и восточной мудрости, и поэтому внешняя политика России будет сбалансированной.

В этом смысле отношения с КНР безусловно будут являться одним из наших основных приоритетов, заявил Президент РФ.
Основная задача России в сфере международной политики, отметил глава российского государства, сохранение баланса сил и интересов на международной арене. Сегодня мы время от времени сталкиваемся с новыми угрозами, с новыми, на наш взгляд, очень опасными концепциями. Такими, например, как вмешательство, исходя из так называемых гуманитарных соображений, во внутренние дела других государств. Мы сталкиваемся с такими угрозами, как международный терроризм, сталкиваемся с такими проблемами, как религиозный экстремизм и сепаратизм.

Все это предмет серьезного обсуждения на международной арене, предмет, по которому мы вместе с ведущими государствами мира должны выработать общие подходы и общую концепцию реагирования на все эти угрозы.
Российский президент подчеркнул, что Китай является одним из самых основных партнеров России в преодолении этих проблем, в устранении их возможных негативных последствий. По его словам, Россия намерена и в будущем активно развивать сотрудничество с Китаем не только в экономике и культуре, но и по решению международных проблем.
В.В .Путин высоко оценил российско-китайское партнерство. Он заявил, что предстоящий визит в Китай позволит продвинуть отношения между Россией и КНР по всем направлениям, отношения стратегического партнерства между двумя странами сохранятся и в наступившем веке.
Российский президент отметил, что не первый раз встречается с Председателем КНР Цзян Цзэминем, с которым часто созванивается и разговаривает по телефону. Он выразил надежду, что в ходе встреч в Пекине стороны продвинутся в решении вопросов, которые обсуждались с Цзян Цзэминем на недавней встрече в Душанбе.

Китай действительно является нашим стратегическим партнером, и я абсолютно уверен, что такое состояние, такое качество отношений между нашими странами сохранится и в наступившем веке Китай и Российская Федерация разделяют ряд позиций на международной арене и придерживаются одних и тех же установок, сказал президент, уточнив, что имеет в виду прежде всего общее стремление к поддержанию и укреплению многополярного мира, совместные усилия в области сохранения стратегического равновесия и баланса в мире и создания условий для мирного, поступательного и эффективного развития обоих государств.
Говоря о торгово-экономических связях, глава российского государства констатировал, что здесь еще далеко не все сделано, и у нас есть реальные конкретные планы, реальные конкретные перспективы улучшения отношений и в этой сфере, где у нас еще много неиспользованных возможностей. В.В .Путин подчеркнул непреходящую ценность российско-китайских отношений, сказав, что Россия опиралась и будет всегда опираться как бы на два крыла на европейское и азиатское. Тем более когда речь идет о такой мощной стране, как КНР. Мы очень рассчитываем на то, что взаимный интерес в развитии отношений между Китаем и Российской Федерацией будет одним из важнейших элементов в достижении или в сохранении глобальной безопасности и мира во всем мире.

В этом смысле значение российско-китайских отношений носит непреходящую ценность не только для двух наших государств, но и для всего мира. Поэтому, когда мы определяем приоритеты во внешней политике сегодняшней России, мы всегда говорим, что Россия в развитии своей внешнеполитической концепции обязательно будет опираться на позитивное сотрудничество и позитивное развитие отношений с нашими восточными соседями.

Разумеется, в первом ряду стоит Китай, сказал В.В.Путин.
Русский и китайский народ, подчеркнул Президент России, столетиями жили рядом. У нас огромная общая граница. Те периоды нашей истории, когда мы были вместе и решали общие задачи, всегда были абсолютно продуктивными для обоих наших государств. Китай интенсивно развивающееся государство.

Россия огромная держава со своими преимуществами, причем с такими, которых мало у других государств мира. В этом смысле китайский и русский народ естественные партнеры.
Мы с огромной симпатией относимся к китайскому народу. На протяжении длительного периода времени, практически всегда, мы не просто с симпатией, а с особым теплым чувством относились к Китаю.

И лишний раз думаю об этом, когда слышу, как председатель КНР говорит по-русски и поет русские песни, резюмировал российский президент.
В.В.Путин особо подчеркнул, что считает приоритетом своей деятельности на посту президента решение внутрироссийских задач, в особенности проблем государственного строительства и экономики. Первое, что нужно делать и чем Россия сейчас занимается, сказал Президент РФ, это укрепление государственных основ России, совершенствование федеративных отношений и укрепление государственного аппарата. В.В. Путин подчеркнул, что без эффективного решения внутренних проблем не может быть и активной внешнеполитической деятельности государства.

По его словам, в этом ряду важнейшей задачей является создание хорошего инвестиционного климата, но без эффективно функционирующего государства невозможно такой климат создать. Государство не просто должно прокламировать определенные правила поведения в экономике, но и быть в состоянии гарантировать исполнение этих правил.

Отметив, что этому в Китае уделяется очень много внимания, В.В .Путин высказал мнение, что это абсолютно верно. В России, продолжил президент, будет решаться задача создания благоприятных инвестиционных условий и для внутренних инвесторов, и для иностранных партнеров.
Определенные элементы китайского опыта вполне могли бы использоваться и у нас в России, заявил глава российского государства. Я имею в виду настойчивое движение наших китайских друзей в сфере понижения налогового бремени на экономику.

И в этом смысле мы действуем достаточно энергично. Если нам удастся выйти на те решения, которые запланированы, то уже в следующем году нагрузка на экономику Российской Федерации в целом будет значительно снижена. В. В. Путин отметил, что Россия может также использовать опыт Китая с точки зрения разбюрокрачивания экономики.

Я имею в виду, допустим, такую сферу, как регистрация предприятий, уточнил он.
Президент России также сказал, что любит китайскую кухню и регулярно пробует ее блюда. И в японской, и в китайской кухне есть пельмени. Но у китайцев это связано с определенным своеобразием вкусовых качеств, отметил В.В.Путин.

Мне просто нравится, в конце концов, это вкусно. Это ведь тоже часть культуры народа.

Обычаи, духовная жизнь, нравственные устои, язык, кухня это все, что складывается веками, тысячелетиями. Наши народы на протяжении веков живут рядом, поэтому взаимопроникновение культур объяснимо, очевидно и естественно, сказал В.В.Путин.
Наверное, резюмировал президент, специалисты в области культуры могли бы сказать нечто о каких-то общих элементах для мировой культуры, которые делают эту мировую культуру при всем национальном своеобразии некоей единой системой. Россия большое сложное государство, которое расположено и в Азии, и в Европе.

Взаимопроникновение культур, особенно для России, является чрезвычайно важным. Но и взаимные интересы чрезвычайно важны, подчеркнул глава российского государства.
Перед визитом в Москве подчеркивали, что переговоры Путина в Китае направлены на укрепление стратегического партнерства Москвы и Пекина по всем направлениям. При этом отмечалось, что Москва и Пекин намерены серьезно укрепить двустороннее партнерство и выступить с рядом важных совместных документов по итогам переговоров, которые проведут 18 июля в Пекине Президент РФ и Председатель КНР.

На встрече, которая пройдет в два раунда в узком и расширенном составах, будут в первую очередь обсуждаться геополитические проблемы и вопросы безопасности. По словам заместителя главы кремлевской администрации С.Э.Приходько, лидеры должны были обсудить роль России и Китая в мире, что мы вместе можем сделать для укрепления стабильности во всех ее проявлениях применительно и к ПРО, и к региональным конфликтам.
Пойдет речь и о том, как мы готовы взаимодействовать на международной арене с учетом курса на стратегическое доверительное партнерство. По многим международным и региональным проблемам взгляды России и Китая совпадают, отметил С.Приходько.

Ожидалось, что стороны обсудят и корейскую проблематику, тем более что из Пекина В.В.Путин направлялся в КНДР, где 19 июля встретился с Ким Чен Иром.
Второй крупный блок вопросов торгово-экономические отношения. Хотя впервые в 2000 г. товарооборот между РФ и КНР вырос на 20 процентов, Россия занимает меньше 10 процентов в торговле Китая с зарубежными странами. При этом наблюдается определенный дисбаланс: с начала года китайский экспорт в РФ вырос на 60 процентов.

По оценке экспертов, с обеих сторон сохраняется неудовлетворенность общим состоянием торговли. Обсуждались и конкретные экономические проекты, которые есть, например, в атомной энергетике, металлургии, в области транспортировки топлива и энергоносителей, в газовой и нефтяной сфере.

В состав российской делегации входили министры по атомной энергии Е. Адамов, энергетики А.Гаврин, образования В. Филиппов, а также глава Внешэкономбанка А.Костин и президент Транснефти С.Вайншток.
Готовились к подписанию межправительственные соглашения о продолжении сотрудничества в энергетической сфере, о сотрудничестве в области образования. Минэнерго России и Госкомитет КНР по планированию развития подготовили меморандум о взаимопонимании по вопросу участия южнокорейской компании в разработке ТЭО проекта строительства газопровода с Ковыктинского газоконденсатного месторождения (Иркутская область) в Китай.

Ожидалось и крупное соглашение о сотрудничестве между Внешэкономбанком РФ и Банком Китая.
Важной темой было и приграничное сотрудничество в широком смысле слова. Перед визитом президента Москва дала понять, что так называемая проблема избыточного китайского населения на российском Дальнем Востоке не довлеет над нашими отношениями и имеет, скорее, эмоциональный оттенок, поэтому вряд ли стоит ожидать разговора на эту тему.

Для обсуждения насущных вопросов сотрудничества на региональном уровне в Пекине Путина сопровождали руководители пограничных с Китаем регионов А.Белоногов (Амурская область), Р.Гениатулин (Читинская область), Е. Наздратенко (Приморье), А. Су-риков (Алтайский край).
Речь в Пекине шла и о военно-техническом сотрудничестве. Эти переговоры предполагалось вести не на высшем уровне.

В состав российской делегации входил, в частности, вице-премьер И.И.Клебанов, министр обороны И.Д.Сергеев, руководитель Росвооружения А. Огарев и гендиректор Промэкспорта С. Чемезов.
Кремль продолжил практику включения в состав президентских делегаций депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. В Пекине главу государства сопровождали президент Башкирии М.Рахимов, а также депутаты Госдумы Б.Грызлов, С.Глазьев и Ю.Тэн.

Они, в частности, должны были принимать участие в диалоге по межпарламентским связям.
Накануне визита Президента РФ в КНР интервью дал со своей стороны и Председатель КНР Цзян Цзэминь. Он назвал правильным выбором стратегическое партнерство России и Китая.

Он заявил, что отношения стратегического партнерства между Китаем и Россией это правильный выбор, сделанный двумя странами на основе обобщения уроков и опыта истории в соответствии с изменениями, происшедшими в международной обстановке после окончания холодной войны. Это, продолжал китайский лидер, нормальные межгосударственные отношения, принципами которых являются отказ от создания союза, от конфронтации, от направленности против третьих стран.

Такие отношения не только отвечают коренным интересам двух стран и их народам, но и благоприятствуют укреплению мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом.
В новом тысячелетии, в новом столетии мы готовы продолжать углублять и расширять с российской стороной отношения стратегического партнерства, развивая наше всестороннее сотрудничество в политической, экономической, научно-технической, военнотехнической и международной областях, сказал Цзян Цзэминь. Мы преисполнены уверенности, что в новом столетии отношения между двумя странами получат еще большее развитие, подчеркнул глава китайского государства.
Цзян Цзэминь высказался за развитие российско-китайских торгово-экономических отношений и призвал к углублению российско-китайского делового сотрудничества. Сотрудничество в сфере экономики и техники, заявил он, является важной составной частью отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем, обе стороны придают этому огромное значение и возлагают на него большие надежды.

Если смотреть в общем, полагает председатель КНР, то последние несколько лет сотрудничество двух сторон в торгово-экономической, научно-технической, военно-технической и энергетической областях шло довольно успешно.



Содержание раздела