d9e5a92d

Перспективы рисовали в Пекине

В Китае с визитами побывали Президенты Азербайджана, Эстонии, Венгрии, Узбекистана и главы правительств Польши, Чехии, Словакии и других стран [61].
Примечательно, что в первую очередь в Пекине решили вопрос о некотором налаживании отношений с Вашингтоном. Лидер континентального Китая сначала встретился с президентом США, а затем и с президентом РФ.

Таким образом были четко обозначены приоритеты и их очередность в политике Пекина.
Добиваясь своих целей в политике в отношении нашей страны, решая некоторые вопросы, где национальные интересы наших двух стран совпадали, Пекин в то же время использовал развитие отношений с Москвой в качестве части благоприятного для него фона, на котором он добивался тогда улучшения отношений со странами Запада:
Важный прорыв произошел в отношениях Китая с западными странами. ...В январе (1994 г. Ю.Г.) было опубликовано межправительственное Китайско-Французское совместное заявление, в котором Французское правительство обязалось впредь не давать санкций на участие французских предприятий в вооружении Тайваня, тем самым было устранено препятствие на пути нормальных отношений КНР и Франции, двусторонние отношения были нормализованы.
...В конце концов Европейский Совет аннулировал две последние меры из серии санкций в отношении КНР: отказ от проведения встреч на высшем уровне и отказ от сношений в военной области.
Постепенно изменили позицию сдерживания Китая и Соединенные Штаты. В конце 1994 г. администрация У.Клинтона разработала стратегию, предусматривающую установление контактов с КНР.
...В ноябре (1994 г. Ю.Г.) в Джакарте состоялась официальная встреча Председателя Цзян Цзэминя с Президентом У.Клинтоном. Это была их вторая встреча после встречи в Сиэттле в ноябре 1993 г. В мае Президент У.Клинтон объявил о продлении для КНР режима страны наибольшего благоприятствования, причем указал, что продление такого режима не ставится в зависимость от состояния с правами человека в КНР. Торговоэкономические отношения двух стран после периода, изобиловавшего зигзагами, стали развиваться в благоприятном для обеих стран направлении.

Был восстановлен диалог в военной области между Китаем и США. Однако Соединенные Штаты отнюдь не отказались от своей ошибочной позиции, продолжали использовать вопрос о правах человека для вмешательства во внутренние дела Китая, выступая инициатором выдвижения западными странами антикитайских резолюций.

Кроме того, позиция США в тайваньском вопросе означала большой шаг назад. Американская администрация предприняла меры для того, чтобы повысить значение американо-тайваньских отношений и продолжала продавать Тайваню большие партии современного оружия. Американская администрация открыто пошла на контакт с Далай-ламой.

Все эти акции Соединенных Штатов встретили решительный отпор со стороны Китая [62].
Вполне очевидно, что с течением времени, когда стало ясно, что до нового подъема демократического движения в КНР еще далеко (во всяком случае, до этого могло пройти несколько лет), национальные интересы континентального Китая и США, других стран Запада потребовали урегулирования кризиса, снятия обострения в отношениях, нормализации связей в ряде областей. Это и произошло.

В то же время продолжали играть роль существенные расхождения тех же национальных интересов между континентальным Китаем с одной стороны и США и многими другими странами, в том числе в регионе, прилегающем к границам КНР, с другой стороны.
Очевидно, что и в этой связи в МИД КНР видели ситуацию, сложившуюся в 1995 г., в следующем свете:
В 1995 г. Китай продолжал вести борьбу против попыток внешнего вмешательства, за сохранение государственного суверенитета, престижа и целостности территории. Правда, в отношениях с США произошли немалые осложнения, причиной которых было разрешение американской администрации, данное главе тайваньской администрации Ли Дэнхою на въезд в США. Зато отношения с другими странами развивались весьма динамично, причем каналы и формы их были очень многообразными. Плодотворными были важные визиты китайских руководителей, в ходе которых было углублено взаимопонимание и укреплена дружба.

Эти визиты стимулировали сотрудничество и обмен Китая с внешним миром в области политики, экономики и культуры. Китайская внешнеполитическая деятельность вступила в новый этап, характеризующийся многополярностью, всеобъемлющей направленностью и динамизмом [63].
Лидеры КНР ощутили, что период изоляции КНР закончился, что антикитайская волна выдохлась естественным путем, что все уже ощутили, что трансформация на мировой арене, выразившаяся в исчезновении СССР и в изменениях в ряде других стран, по крайней мере на время, в обозримом будущем, не будет продолжаться. В этой обстановке перед Пекином, как там полагали, открывались новые возможности активизации своей дипломатии. Именно активная внешняя политика и представлялась руководителям континентального Китая рычагом, с помощью которого они получали возможность противодействовать попыткам Вашингтона оказывать какое бы то ни было воздействие на Пекин, а далее открывалась перспектива признания Вашингтоном Пекина в качестве единственного, отныне равного себе, партнера на мировой арене.



Тут-то в Пекине и появилась и стала развиваться идея о многополярности современного мира и о возможности для КНР играть активную роль на мировой арене, выступая в поддержку стремлений к независимости и самостоятельности многих государств мира, а также представая в качестве знаменосца нового политического и экономического порядка на земном шаре.
В Пекине с радостью отмечали:
К концу 1995 г. число стран, установивших дипломатические отношения с КНР, составило 160 [64]. Отдельно подчеркивали в МИД КНР значение происходившего в двусторонних отношениях с РФ: В мае 1995 г. по приглашению Президента Б.Ельцина Председатель КНР Цзян Цзэминь принял участие в мероприятиях по поводу празднования 50-летней годовщины победы в Мировой антифашистской войне, проходивших в Москве, и выступил с важной речью.

Китай и Россия установили отношения стратегического партнерства [65].
Президент РФ Б. Н.Ельцин предложил Пекину установить отношения стратегического партнерства еще в начале 1994 г. В 1995 г. в КНР пришли к выводу о том, что вести игру на мировой арене только с Западом недостаточно; Россия представала государством, с которым тоже приходилось считаться. Внешнеполитические расчеты Пекина требовали демонстрации перед всем миром стратегических и партнерских отношений с нашей страной.
В этом смысле политика Москвы, политика Президента РФ Б.Н.Ельцина полностью отвечала нашим национальным интересам. Что же касается визита Цзян Цзэминя в Москву в мае 1995 г., то, помимо положительных его сторон, в бочке меда оказалась и ложка дегтя. С точки зрения Москвы, с точки зрения народа России, отмечавшего пятидесятилетие Победы, речь шла о победе в Отечественной войне, в войне за выживание нашего народа и нашей страны. Причем в войне, которая была действительно мировой, всемирной, именно наш народ сыграл решающую роль в военном разгроме держав оси.

Он сломал их военную машину, он же заплатил самую высокую и дорогую цену за эту победу жизнями десятков миллионов своих сыновей и дочерей. Для людей России все это было не только болью, но и фактом национальной гордости.
В выступлении руководителя КНР в Москве во время торжеств по случаю пятидесятилетия Победы действительно прозвучало заявление о том, что Китай понес наибольшие жертвы во Второй мировой войне. Это было утверждение, оказавшееся неожиданным и разочаровывающим для нашего народа.
В таком вопросе, как гибель миллионов людей, требуется чрезвычайная осторожность. Сопоставление числа жертв, понесенных в войне той или иной нацией, дело неимоверно деликатное. Во всяком случае, в национальном самосознании нашего народа до сих пор бесспорно то, что именно нам, по разным причинам, пришлось заплатить самую дорогую цену в мире, отдать больше всего человеческих жизней за победу над фашизмом.

Наш народ принимает как проявление справедливости уважение другими нациями этого факта. Когда такой факт ставится под сомнение, то в нашей стране это воспринимается как проявление неуважения к чувствам людей России. Все народы, воевавшие против держав оси, внесли свой бесценный вклад в победу, но все-таки мы никогда не согласимся с тем, чтобы наш вклад принижался, наша роль искажалась; особенно если это делается в столице нашей страны и в день пятидесятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне нашего народа. (Кстати, необходимо упомянуть о том, что для россиян был особенно ощутим резкий контраст между высказываниями Цзян Цзэминя, которые наносили ущерб чувству нашей национальной гордости, и речью главы правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии г-на Джона Мейджора, который подчеркнул, что во время Великой Отечественной войны в одном только Ленинграде людей, граждан нашей страны, погибло больше, чем англичан за всю Вторую мировую войну.)
Далее, в МИД КНР именовали ту войну антифашистской. Конечно, Пекин имеет возможность и право называть ее так, как он считает нужным, однако лучше было бы, особенно выступая в столице нашей страны по случаю пятидесятилетия Победы во Второй мировой войне, уважать наши национальные чувства и не навязывать нам новую характеристику той войны, как бы не признавая ее войной отечественной и фактически подменяя национальную характеристику (Отечественная война или война в защиту Родины) идеологической (война, в ходе которой был дан отпор фашизму).

Можно, кстати, отметить, что часть Второй мировой войны, войну в Китае КПК именует войной сопротивления Японии, т.е. подчеркивает национальный элемент.
Одним словом, интерпретация в Пекине характера Отечественной войны нашего народа, а также подчеркивание тезиса о том, что именно Китай понес наибольшие потери во Второй мировой войне, все это задевало чувства нашего народа. Мы упоминаем об этом еще и потому, что в континентальном Китае очень внимательно следят за тем, каким образом высказываются, например, в Японии относительно Войны сопротивления Японии.
По мнению МИД КНР в 1995 г. начался период активной и успешной внешнеполитической деятельности КНР:
1995 г. ознаменовался важными сдвигами в отношениях Китая с западноевропейскими странами... Европейский Совет выдвинул доклад О долговременной политике в отношениях Европы с КНР, в котором содержится рекомендация по развитию с Китаем долговременных отношений сотрудничества в областях политики, экономики, торговли и других сферах. Что касается китайско-американских отношений, то в них произошли серьезные осложнения.

В июне администрация США, несмотря на серьезное предупреждение китайской стороны, дала разрешение на посещение США главе тайваньской администрации Ли Дэнхою, тем самым подорвав основы китайско-американских отношений. Китайское правительство в ответ на эту акцию американских властей отозвало своего посла, аккредитованного в Вашингтоне, объявило о прекращении политического диалога с США и визитов на высшем уровне.

Американская сторона была вынуждена дать соответствующие обещания. Только после этого стала возможной встреча Председателя Цзян Цзэминя с Президентом У.Клинтоном в Нью-Йорке 24 октября 1995 г. В ноябре принимавший участие в неофициальной встрече глав Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Осаке Председатель КНР Цзян Цзэминь имел встречу с вице-президентом США А.Гором. Постепенно наступало улучшение в китайско-американских отношениях.

В некоторых аспектах были возобновлены контакты и диалог [66].
В 1996 г. политика Пекина была весьма активной, причем на всех ее главных направлениях:
В 1996 г. Китай продолжал проводить независимую, самостоятельную мирную внешнюю политику, прилагая усилия к созданию мирной, стабильной международной обстановки...
Китайские руководители... посетили с официальными визитами в общей сложности 36 стран. ...
Китай успешно вел борьбу во имя защиты государственного суверенитета, целостности территории и национальной чести, в частности борьбу с разного рода вмешательством в свои внутренние дела и попытками протолкнуть идею двух Китаев, одного Китая и одного Тайваня [67].
В Пекине следующим образом характеризовали развитие отношений с нашей страной в 1996 г.:
Значительный прогресс был достигнут в отношениях с Россией. В апреле президент Б.Ельцин посетил с официальным визитом Китай, то был его второй визит в Пекин.

Между ним и Председателем Цзян Цзэминем было подписано третье Совместное китайско-российское заявление; в нем указано, что КНР и РФ устанавливают отношения равноправного, доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Создание таких отношений нового типа исторический выбор руководителей Китая и России, отвечающий коренным интересам народов обеих стран. Подписание руководителями Китая, России, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана пятистороннего Соглашения о мерах по укреплению доверия в военной области в районе границы имело широкий позитивный резонанс в мире.

Китай и Россия решили усилить консультации и сотрудничество по международным делам; достигнув принципиальной договоренности касательно создания механизма регулярных встреч на высшем уровне, налаживания горячей телефонной связи и создания двустороннего Комитета по вопросам дружбы, мира и развития. Благодаря поддержке правительственных ведомств объем пограничной торговли двух стран возрос в 1996 году почти на 50 процентов [68].
Каждая из сторон имела основания считать удовлетворительным развитие двусторонних отношений. Для Москвы самым важным в них было согласие Пекина на партнерские отношения стратегического характера. Для Пекина важно было продвигаться по пути создания вдоль границы того, что именовалось полосой доверия.

Обе столицы были заинтересованы в демонстрации Вашингтону, другим странам прекрасного состояния двусторонних отношений.
В Пекине с удовлетворением подчеркивали продвижение в сфере двусторонних отношений с Вашингтоном в 1996 г.:
Китайско-американские отношения, пережив период временных осложнений, стали постепенно налаживаться. В мае президент США У.Клинтон и госсекретарь У.Кристофер, выступая по вопросам политики, подтвердили, что китайско-американские отношения представляют собой одни из важнейших двусторонних отношений; американская сторона высказалась за установление с Китаем конструктивных контактов. В правящих и оппозиционных кругах США постепенно выявляется тенденция, ратующая за серьезный подход к отношениям с КНР.

Президент У.Клинтон объявил решение о безоговорочном продлении на 19961997 год статуса КНР как страны наибольшего благоприятствования, это решение было принято в Конгрессе США. Китай и США достигли договоренности и по вопросу об охране интеллектуальной собственности.

Участились взаимные контакты между ними на уровне министров. Постепенно оживилось торгово-экономическое сотрудничество. 24 ноября Председатель Цзян Цзэминь и Президент У.Клинтон, участвовавшие в неофициальной встрече глав (государств-участников организации. Ю.Г.) Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, встретились в Маниле; между ними в дружеской, позитивной и конструктивной атмосфере состоялись переговоры, в ходе которых были затронуты вопросы двусторонних отношений, по некоторым вопросам была достигнута договоренность.

В том числе стороны согласились в ближайшие 12 года обменяться официальными визитами. Словом, эта встреча оказалась очень важной для дальнейшего развития китайско-американских отношений.
В настоящее время в китайско-американских отношениях наметились отличные шансы для улучшения и дальнейшего развития. Политическую платформу этих отношений составляют три совместных коммюнике, подписанных в свое время обеими сторонами. Ключевым вопросом этих документов является проблема Тайваня.

Если обе стороны будут действовать в духе усиления доверия, уменьшения трений, развития сотрудничества и отказа от конфронтации, со всей ответственностью следовать принципам, изложенным в трех китайско-американских совместных коммюнике, надлежащим образом разрешать существующие между сторонами вопросы, прежде всего вопрос Тайваня, то отношения между ними получат здоровое и стабильное развитие [69].
Отношения с Японией тоже оставались всегда предметом озабоченности в Пекине:
В 1996 г. китайско-японские отношения подверглись серьезному испытанию по причине многочисленных выступлений японских деятелей, с ошибочной позиции комментировавших исторические события, в том числе военную агрессию японской военщины в Китае, кроме того, активизировали свою деятельность правые группировки Японии, предприняв серию актов, направленных на захват острова Дяоюй.
В результате усилий, приложенных обеими сторонами, японские официальные лица выразили, что они вполне сознают всю серьезность ущерба, причиненного китайско-японским отношениям вышеуказанными действиями, и выразили намерение, придерживаясь принципов, зафиксированных в Китайско-Японском совместном заявлении и Китайско-Японском договоре о мире и дружбе, приложить усилия к преодолению трудностей, возникших в отношениях двух стран, и продолжать поддерживать и развивать двусторонние отношения. Во время встречи с Председателем КНР Цзян Цзэминем в Маниле 24 ноября 1996 г. японский премьер Рютаро Хасимото сказал, что в прошлом колониальное господство и военная агрессия Японии принесли Китаю и другим азиатским странам большие бедствия, и выразил за это глубокое извинение.
По вопросу об острове Дяоюй японское правительство пообещало провести дальнейшее изучение вопроса и принять меры во избежание повторения инцидентов, грозящих осложнениями для двусторонних отношений. Цзян Цзэминь с одобрением отнесся к словам Рютаро Хасимото и выразил пожелание, чтобы у японской стороны дела не расходились со словами и чтобы Япония продолжала усилия в нужном направлении.
Хорошая тенденция развития сохранялась в отношениях Китая с западноевропейскими, североамериканскими и другими промышленно развитыми странами [70].
Совершенно очевидно, что в Пекине ревниво относятся ко всему тому в действиях и в выступлениях партнеров на мировой арене, что может восприниматься как нечто, задевающее национальные чувства жителей континентального Китая.
В целом в Пекине делали вывод о том, что указанные выше успехи во внешнеполитической деятельности дались Китаю нелегко. В прошедшие несколько лет Китай неоднократно подвергался серьезным испытаниям, из которых он вышел с честью благодаря тому, что непреклонно следовал правильному внешнеполитическому курсу. ... В наступившем десятом десятилетии XX века Китайская Народная Республика добилась значительных успехов во внешнеполитической деятельности. Надо сказать, что эти успехи дались ценой больших усилий в обстановке сложной борьбы на мировой арене. ...

Китайская внешняя политика выдержала испытание на прочность [71].
Перспективы рисовали в Пекине таким образом:
Для Китая 1997 год обещает стать необычным годом. В этом году Китай восстановит свой суверенитет над Сянганом.

В этом году состоится XV Всекитайский съезд КПК. Динамичной останется и внешнеполитическая деятельность Китая. Намечается визит Председателя Цзян Цзэминя в Россию.

Вице-президент США посетит Пекин. Будут установлены дипломатические отношения КНР с ЮАР... Китай обретает все больше друзей.

Его внешняя политика добьется новых блистательных успехов [72].
Представляется необходимым высказать, в частности, некоторые соображения в связи с трактовкой в КНР такого события, как переход Сянгана (Гонконга) под юрисдикцию КНР.
Безусловно, Сянган должен принадлежать людям китайской нации. Осуществление этого на практике вполне естественно вызывало радость у жителей континентального Китая.

В то же время при интерпретации этого события пропаганда Пекина делала упор на ряд моментов, которые могут вызывать беспокойство у людей в нашей стране.
Например, в документально-видовом кинофильме, выпущенном на экран в Пекине в марте 1997 г. под названием Китайский Сянган, говорилось о том, что каждая травинка и каждый камень в Сянгане плод крови и пота китайского народа, что все успехи Сянгана, сам тот факт, что Сянган сегодня стал таким, какой он есть, если иметь в виду достижения в его развитии, это результат усилий всего китайского народа.
Далее отмечалось, что Сянган попал под власть Великобритании в результате применения ею силы, а потому все дипломатические или международно-юридические документы, договоры между Великой Цинской империей и Великобританией нельзя считать действительными; здесь все решается волей народа континентального Китая; воля этого народа выше такого рода документов. Возвращение Сянгана в состав КНР это только первый шаг на этом пути. При просмотре фильма у жителей КНР складывалось впечатление, что возвращение Сянгана это одновременно и победа континентального Китая и его реванш над Англией, что доставляло особое чувство радости и удовлетворения.

Все это побуждало нас в России глубоко задумываться над вопросом о территориальных претензиях, которые предъявили нашей стране Мао Цзэдун и его приверженцы и последователи.
Трактовка внешней политики КНР с разъяснением некоторых ее сторон дополнительно к тому, о чем уже говорилось ранее, содержалась и в официальном издании МИД КНР. В начале 1997 г. реально вышел в свет и поступил к читателям изданный в 1996 г. справочник Внешняя политика Китая (ежегодник за 1995 г.).

Книга представляла собой общий обзор внешней политики КНР за 1995 г. Она являлась официальным справочнопропагандистским изданием, рассчитанным и на свою страну и на заграницу, подготовленным к изданию Кабинетом (Управлением) политических исследований МИД КНР на основе материалов, представленных соответствующими подразделениями того же министерства [73].
При характеристике международной обстановки в целом, помимо общеизвестных положений, привлекал внимание, в частности, тезис о том, что в условиях, когда процесс образования многополярного мира ускорялся, на мировой арене начала вырисовываться ситуация, при которой выделялась одна сверхдержава, наряду с которой существовали множество сильных держав. При этом отмечалось, что в странах Запада обострялись национальные, расовые, социальные противоречия. Говорилось о рецидивах холодной войны и о гегемонистских действиях.

Авторы справочника подчеркивали, что в Поднебесной по-прежнему неспокойно, время от времени вспыхивают вооруженные конфликты и локальные войны, множатся национальные противоречия, столкновения на религиозной почве, территориальные споры.
Составители ежегодника выделяли пять центров силы в современном мире: США, Европа, Япония, Россия, Китай. Отношения между ними это отношения конкуренции, борьбы. Особенно острой представлялась авторам борьба между США, с одной стороны, и каждой из четырех мировых сил, с другой стороны.

Подчеркивалась также мысль о том, что стремление США руководить всем миром натолкнулось на повсеместное сопротивление.
В ежегоднике указывалось на то, что множилось число явных столкновений между США и РФ по тем вопросам, которые затрагивали стратегические интересы обеих сторон: расширение НАТО на восток, война в Боснии и Герцоговине, сотрудничество РФ и Ирана в ядерной сфере, война в Чечне.
Отмечалось, что росли и множились противоречия между США и Японией, США и Европой. Европа и Япония находили взаимопонимание, требуя от США отношений равноправных партнеров.
Подчеркивалось, что связям США и КНР был нанесен ущерб серьезного характера в связи с тем, что Вашингтон позволил Ли Дэнхою совершить вояж в США. Было вполне очевидно, что речь тут не шла о столкновении стратегических интересов Пекина и Вашингтона.
Авторы сборника приходили к выводу о том, что в общем и целом отношения между США и другими центрами силы в мире явно складывались не в пользу Америки, у которой не было надежд на осуществление американской мечты единолично распоряжаться в мире.



Содержание раздела