d9e5a92d

Пекинская декларация

Китай и Россия соседствуют друг с другом, в плане ресурсов, техники, товаров и кадров они имеют большую взаимодополняемость, потенциал сотрудничества также огромен.
Для того чтобы поднять экономическое и техническое сотрудничество на еще более высокий уровень, продолжал Цзян Цзэминь, на мой взгляд, в первую очередь, необходимо углублять взаимопонимание, постоянно выявлять скрытые резервы, усердно расширять и развивать каналы и способы сотрудничества, определять его объекты. Во-вторых, необходимо вести дела в соответствии с законами рыночной экономики, еще больше применять экономические средства для продвижения двустороннего торговоэкономического сотрудничества. В-третьих, необходимо расширять количество товаров сторон на рынках, способствовать сбалансированности торговли.

В-четвертых, принимать меры для создания благоприятной обстановки в интересах двустороннего сотрудничества, защищать легальное предпринимательство.
Я уверен, что нужно только, чтобы две стороны, основываясь на принципах преимущества, взаимодополняемости, взаимного доверия и взаимной выгоды, решительно разрешали вопросы, возникающие в процессе сотрудничества, и в нашем сотрудничестве в области экономики и техники обязательно будут достигнуты успехи, значительно увеличится объем двусторонней торговли, резюмировал Цзян Цзэминь.
Председатель КНР приветствовал предстоящий визит Президента России Владимира Путина в КНДР. В настоящее время ситуация на Корейском полуострове продолжает смягчаться, там появились позитивные изменения, заявил глава китайского государства.

Не так давно был успешно проведен саммит лидеров КНДР и Республики Корея, что вызвало на международной арене огромный отклик, продолжал китайский лидер. Мы считаем, что успех встречи является результатом совместных усилий Севера и Юга Кореи.

Вместе с тем окружающие Корейский полуостров государства также сыграли позитивную роль. КНДР и РК, проведя межкорейскую встречу на высшем уровне, углубили взаимопонимание, продвинулись к тому, чтобы Север и Юг Кореи жили в мире и согласии, совершили еще один важный шаг в направлении объединения страны.

Это, заявил он, имеет важное значение для сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове, отвечает интересам обеих сторон. Китайская сторона надеется, что эта тенденция будет сохранена и укреплена совместными усилиями соответствующих сторон, резюмировал Цзян Цзэминь.
В последнее время, отметил глава китайского государства, отношения между Россией и КНДР обрели новое развитие, туда с визитом направится президент Путин. Мы выражаем радость по этому поводу.

Между Пекином и Москвой существует очень много общего в понимании необходимости защиты мира и стабильности на Корейском полуострове. Уверен, что наши страны будут продолжать прилагать усилия для продвижения процесса мирного разрешения проблемы Корейского полуострова и объединения Кореи.
Россия и Китай будут развивать отношения стратегического партнерства, заявил Цзян Цзэминь. Первый визит Владимира Путина в Китай после его избрания президентом России сыграет важную роль в развитии российско-китайских отношений, позволяя унаследовать хорошее и создать новое, продолжить прежнее и открыть будущее.

Об этом заявил Председатель КНР в интервью Российской газете и ИТАР-ТАСС накануне начала переговоров в Пекине с главой российского государства. Пятого июля, в ходе саммита
Шанхайской пятерки в Душанбе, я встретился с президентом Путиным и провел с ним предварительный обмен мнениями по двусторонним вопросам и важным международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Поговорили мы очень хорошо, отметил Председатель КНР. Теперь мы продолжим обсуждение тематики, поднятой на
душанбинской встрече, а также вместе наметим, как продвигать дальше китайско-российские отношения стратегического партнерства, резюмировал Цзян Цзэминь.
Международные дела должны решаться путем переговоров, заявил Цзян Цзэминь. По его мнению, многообразному миру требуется многополярная структура, поскольку решение сложных и запутанных проблем в мире не может брать на себя ни одна отдельная страна.
Суверенитет каждого государства не допускает вмешательства, международные дела должны решаться путем совместных переговоров между различными странами мира, сказал Цзян Цзэминь, отметив, что движение к многополярности является социальным прогрессом человечества, объективной тенденцией эволюции международной политической структуры. Мы рады видеть, что, являясь постоянными членами Совета Безопасности ООН, несущими особую ответственность за развитие мира, Китай и Россия имеют по этой проблеме общую позицию, подчеркнул Председатель КНР.



Китай готов сотрудничать с Россией, а также другими странами, вносить должный вклад в продвижение дела создания многополярного мира, рационального и справедливого нового международного политического и экономического порядка, сказал он.
Цзян Цзэминь высоко отозвался о деятельности Шанхайской пятерки: Шанхайская пятерка, действующая уже более четырех лет, сыграла важную роль в урегулировании пограничных вопросов, укреплении добрососедства, взаимного доверия и дружественного сотрудничества между пятью странами, в защите региональной безопасности и стабильности.
По словам председателя КНР, работа Шанхайской пятерки помогает международному сообществу отказаться от мышления времен холодной войны, созидать государственные отношения нового типа, вырабатывать новые взгляды на безопасность и модели регионального сотрудничества. Можно предвидеть, что по мере непрерывного углубления механизма сотрудничества Шанхайской пятерки и расширения областей сотрудничества между пятью государствами роль Шанхайской пятерки, которая является одним из факторов стабильности на евразийском континенте, будет проявляться и дальше, резюмировал Цзян Цзэминь.
Представители МИД КНР накануне визита Президента РФ В.В.Путина в КНР отмечали, что этот визит в Пекин имеет большое значение для обеих стран. Директор департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИД КНР Ли Хой заявил, что в последнее десятилетие отношения между РФ и КНР развивались по восходящей.

Новый президент России неоднократно высказывался за углубление и развитие российско-китайских связей, он унаследовал курс стратегического партнерства Москвы и Пекина, провозглашенный в 1996 году.
Высокопоставленный китайский дипломат отверг утверждения некоторых средств массовой информации о китайской экспансии на Дальнем Востоке и в Сибири. Взаимные обмены, торговля совершенно нормальные явления, сказал он, добавив, что иные печатные органы раздувают слухи, не соответствующие действительности.
Дипломаты посольства КНР в РФ накануне визита подчеркивали, что позиции Москвы и Пекина по договору ПРО 1972 г. полностью совпадают. По их словам, в документе, который будет подписан в Пекине, предусматривается достаточно жесткая позиция России и Китая относительно договора, являющегося, по мнению сторон, основой ныне существующего баланса сил и стабильности в мире.

Подписание подобного заявления, отмечали эти источники, является конкретным воплощением и наполнением отношений стратегического партнерства между странами. Полное совпадение позиций Москвы и Пекина имеет исключительно важное значение для судеб мира, недопущения подрыва мировой безопасности.

Поэтому в Китае уделяют огромное внимание официальному визиту Президента РФ Владимира Путина, являющемуся важнейшим событием в двусторонних отношения на рубеже столетий.
Тринадцатого июля 2000 г. МИД КНР заявил, что планы США по созданию национальной противоракетной обороны сплачивают Россию и Китай в их стратегическом союзе по защите общих интересов безопасности. При этом было подчеркнуто, что Китай не будет сидеть сложа руки и смотреть, как покушаются на его безопасность.
Таким образом, перед началом визита Президента РФ В. В. Путина в КНР было вполне очевидно, что обе стороны намерены подтвердить курс на развитие двусторонних доверительных отношений между стратегическими партнерами, на общность позиций по международным вопросам и прежде всего по вопросу о сохранении баланса сил в мире и недопустимости развертывания США национальной противоракетной обороны. Стороны также выразили намерение не придавать значения шероховатостям в отношениях, сосредоточившись на поисках областей, где возможно реальное развитие двусторонних отношений.
Итогом переговоров, состоявшихся 18 июля 2000 г. в Пекине, явилось подписание главами государств двух документов, полный текст которых приводится ниже.

Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики

По приглашению Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя Президент Российской Федерации В.В. Путин 1719 июля 2000 г. совершил официальный визит в Китайскую Народную Республику.

В Пекине состоялись официальные переговоры между главами государств России и Китая. Во время визита В.В.Путин провел встречи с Председателем Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей Ли Пэном, Премьером Государственного Совета Китайской Народной Республики Чжу Жунцзи и Председателем Всекитайского Комитета Народного Политического Консультативного Совета Китая Ли Жуйхуанем.
Главы двух государств, всесторонне рассмотрев развитие связей между Россией и Китаем на протяжении последнего десятилетия, с удовлетворением отметили, что провозглашенное в 1996 г. установление отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке, полностью отвечает коренным интересам народов двух стран. Подчеркнуто, что развитие отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия имеет важное значение для укрепления всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, упрочения дружбы народов России и Китая, способствует формированию многополярного мира и нового справедливого и рационального международного порядка.
Главы двух государств считают, что с наступлением XXI в. откроются еще более широкие перспективы для развития российско-китайских отношений. Российская Федерация и Китайская Народная Республика на основе стратегического взаимодействия намерены и дальше углублять добрососедство и дружбу, расширять взаимовыгодное сотрудничество, стремиться к совместному развитию и процветанию.

Оба государства будут укреплять взаимодействие в международных делах, способствовать миру и стабильности во всем мире. Исходя из вышеизложенного, главы государств России и Китая заявляют о следующем:
I
Все подписанные и принятые Россией и Китаем совместные политические документы служат прочной основой для благоприятного развития двусторонних отношений. Будучи приверженными духу и принципам этих документов, Россия и Китай преисполнены решимости прилагать неустанные усилия для вывода своих взаимоотношений на новый уровень.
II
Россия и Китай будут и впредь поддерживать постоянные и тесные контакты между высшими руководителями двух стран, используя различные каналы, вести обмен мнениями по важнейшим вопросам двусторонних отношений и международной обстановки. Внешнеполитические, оборонные, правоохранительные, экономические и научнотехнические ведомства двух стран будут поддерживать регулярные и тесные контакты, усиливать координацию и укреплять сотрудничество.

Это способствует дальнейшему углублению взаимопонимания и доверия между двумя странами и укреплению всестороннего российско-китайского стратегического взаимодействия.
III
На международной арене Россия и Китай выступают в поддержку сил мира, стабильности, развития и сотрудничества, против гегемонизма, силовой и блоковой политики, попыток пересмотра основополагающих норм международного права, против силового давления либо вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Россия и Китай как постоянные члены Совета Безопасности ООН должны предпринимать совместные усилия по поддержанию ведущей роли ООН и ее Совета Безопасности в международных делах, прежде всего в вопросах поддержания мира и безопасности, тем самым способствуя продвижению мира к многополярности.
Главы двух государств выразили удовлетворение итогами встречи руководителей стран Шанхайской пятерки в Душанбе 5 июля 2000 года с участием Президента Республики Узбекистан и считают, что сотрудничество пяти государств выходит на новый уровень. Россия и Китай готовы всесторонне содействовать укреплению взаимодействия в рамках Шанхайской пятерки.

Между Россией и Китаем существует взаимопонимание по вопросу обеспечения безопасности и стабильности в регионах, сопредельных с их территориями.
IV
Целью подписанного в ходе настоящей встречи на высшем уровне Совместного заявления Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики по вопросам противоракетной обороны является укрепление глобальной и региональной стратегической стабильности, сохранение существующей системы договоров в области контроля за вооружениями и разоружения, продвижение процесса нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, гарантирование интересов безопасности всех без исключения государств.
Анализ нынешних международных реалий показывает полную несостоятельность использования так называемой ракетной угрозы со стороны некоторых государств в качестве предлога для обоснования требований об изменении Договора по ПРО.
V
Россия и Китай, исходя из уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности друг друга, решительно выступают против любых замыслов и действий внешних и внутренних сил, направленных на раскол государства, выражают понимание и поддержку всех усилий друг друга по защите государственного единства, суверенитета и территориальной целостности.
Национальный сепаратизм, международный терроризм, религиозный экстремизм и трансграничная преступность представляют серьезную угрозу безопасности суверенных государств, миру и стабильности во всем мире. Россия и Китай полны решимости на двусторонней и многосторонней основе предпринять активные и эффективные конкретные шаги по борьбе с вышеуказанными явлениями.
VI
Россия подтверждает свою неизменную принципиальную позицию по тайваньскому вопросу, состоящую в том, что Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая, а Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Российская Федерация не поддерживает концепцию независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, поддерживает неприятие Китайской Народной Республикой двух Китаев, одного Китая, одного Тайваня. Россия против принятия Тайваня в ООН и другие международные организации, членами которых являются лишь суверенные государства.

Россия не намерена поставлять вооружения Тайваню.
Китайская Народная Республика выразила Российской Федерации искреннюю признательность за то, что по тайваньскому вопросу Россия последовательно придерживается принципа одного Китая.
Россия и Китай считают недопустимым вмешательство внешних сил в решение тайваньской проблемы, являющейся сугубо внутренним делом Китая, и подчеркивают, что подобные попытки способны привести лишь к усилению напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
VII
Дальнейшее развитие всестороннего комплексного сотрудничества между Россией и Китаем в торгово-экономической, научно-технической и военно-технической областях является одним из главных направлений углубления и расширения российско-китайских отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия.
Главы двух государств выразили удовлетворение работой механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая и считают, что он играет важную роль для продвижения вперед сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, оборонной, энергетической (включая нефтегазовую) сферах, в области транспорта, а также в ядерной промышленности, авиации и космосе, банковском деле.
Россия и Китай будут прилагать усилия для наращивания двустороннего сотрудничества в конкретных областях в целях дальнейшего укрепления материальной базы стратегического взаимодействия между двумя странами. Россия и Китай изучат возможности российского участия в освоении западных районов КНР, включая разработку нефтегазовых месторождений и строительство газопроводов.
Подчеркнута необходимость укрепления и расширения двустороннего сотрудничества в науке и технике, образовании, культуре и спорте.
VIII
Успешная реализация не имеющего прецедента в истории Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря 1999 года является еще одним важным шагом, направленным на превращение российско-китайской границы в полосу добрососедства и дружбы.
Россия и Китай намерены в конструктивном и деловом духе продолжать переговоры с целью ускорения выработки вариантов решений по несогласованным участкам границы между двумя государствами. До этого будет сохраняться статус-кво на несогласованных участках границы между двумя государствами.
IX
Россия и Китай выразили удовлетворение в связи с началом практической реализации соглашений между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Четкое выполнение положений указанных соглашений будет способствовать миру, спокойствию, стабильности и процветанию в районе границы, развитию добрососедских отношений между всеми государствами-участниками соглашений.

Признано целесообразным провести дальнейшее изучение возможности укрепления мер доверия в военной области.
X
Дружба народов двух стран, передающаяся из поколения в поколение, отвечает общим чаяниям народов России и Китая. Ее упрочение требует широкого участия и неустанных усилий как органов власти, так и народов двух стран.

В этих целях будут активно поддерживаться деятельность российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития, поощряться общественные контакты в различных формах.
XI
Для утверждения долгосрочных и стабильных отношений между двумя государствами на основе добрососедства и дружбы, взаимного доверия и взаимной выгоды главы двух государств договорились о начале переговоров по разработке российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
XII
Президент Российской Федерации В.В .Путин пригласил Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя посетить Российскую Федерацию с официальным визитом в удобное время в 2001 году. Приглашение было с благодарностью принято.

Сроки визита будут согласованы по дипломатическим каналам.
Президент Председатель
Российской Федерации Китайской Народной Республики
В . В . Путин Цзян Цзэминь
Совместное заявление
Президента РФ В.В .Путина и Председателя КНР Цзян Цзэминя по вопросам противоракетной обороны
Президент Российской Федерации и Председатель Китайской Народной Республики заявляют:
Развитие международной обстановки в полной мере доказало правильность выводов и оценок в отношении вопросов противоракетной обороны, содержащихся в принятом на высшем уровне 23 ноября 1998 года Совместном заявлении Российско-китайские отношения на пороге XXI века, в Российско-китайском информационном коммюнике о консультациях по вопросам, относящимся к Договору по ПРО от 14 апреля 1999 года, а также в принятом на высшем уровне Российско-китайском совместном заявлении от 10 декабря 1999 года.
Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года, далее именуемый Договором по ПРО, остается краеугольным камнем глобальной стратегической стабильности и международной безопасности, лежит в основе структуры ключевых международных договоренностей о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и нераспространении оружия массового уничтожения. Сохранение и строгое соблюдение Договора по ПРО имеют крайне важное значение.
В этой связи вызывает глубокую озабоченность план США создать запрещенную Договором по ПРО систему национальной противоракетной обороны на территории страны. Россия и Китай полагают, что сущность такого плана заключается в стремлении к одностороннему превосходству в военной сфере и вопросах безопасности. Реализация такого плана имела бы самые серьезные негативные последствия для безопасности не только России, Китая, других государств, но и для безопасности самих США, для глобальной стратегической стабильности в мире в целом.

Поэтому Россия и Китай решительно выступают против такого плана.
Разрушение Договора по ПРО привело бы к раскручиванию нового витка гонки вооружений, повороту вспять позитивных тенденций в мировой политике, появившихся после окончания холодной войны. Это, безусловно, не соответствует коренным интересам ни одного из государств мира.

Государства, выступающие за пересмотр этого основополагающего договора в области сокращения вооружений, понесут всю ответственность за подрыв международной стабильности и безопасности, а также за все вызванные этим последствия.
Анализ нынешних международных реалий показывает полную несостоятельность использования так называемой ракетной угрозы со стороны некоторых государств в качестве предлога для обоснования требований об изменении Договора по ПРО. Предложения по так называемой адаптации этого Договора призваны прикрыть стремление действовать вопреки его положениям. Изменение содержания текста Договора по ПРО равнозначно разрушению этого Договора со всеми вытекающими негативными последствиями.

В нынешней стратегической ситуации сохранение целостности и действенности Договора по ПРО имеет крайне важное реальное значение.
Правильный путь реагирования на новые вызовы в сфере международной безопасности, сохранения мира во всем мире и защиты законных интересов безопасности любого государства заключается не в разрушении Договора по ПРО, а в содействии формированию справедливого и рационального нового международного политического порядка, в отказе от методов силовой политики и чрезмерного использования вооруженной силы в международных делах, в дальнейшем укреплении региональной и глобальной безопасности. Одновременно важно, чтобы Россия и США, на основе строгого соблюдения Договора по ПРО, продолжали и углубляли процесс сокращения стратегических наступательных вооружений, в дальнейшем привлекая к этому процессу в надлежащее время другие ядерные державы.

Необходимо, используя политические, юридические и дипломатические методы, наращивать международные усилия по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, изучать возможность поэтапного формирования глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, а также развивать широкий и недискриминационный диалог и сотрудничество в данной сфере.
Нестратегическая противоракетная оборона и международное сотрудничество в этой области, не запрещенные Договором по ПРО, не должны наносить ущерба интересам безопасности других стран, приводить к созданию и усилению замкнутых военных и политических блоков, подрывать глобальную и региональную стабильность и безопасность. Исходя из этой позиции, Россия и Китай выражают серьезную озабоченность и решительный протест в связи с планами некоторых государств по развертыванию в Азиатско-Тихоокеанском регионе такой системы нестратегической противоракетной обороны, которая приведет к вышеуказанным негативным последствиям.

Подключение Тайваня в любой форме к системам ПРО, создаваемым иностранными государствами, является неприемлемым и серьезно подорвет стабильность в регионе.



Содержание раздела