d9e5a92d

Отсрочка визита Цзян Цзэминя в Россию

В этом отразились глубокие изменения в международных отношениях и прогресс эпохи. Дальнейшее развитие тенденции к многополюсности вглубь и вширь отвечает интересам ослабления и обуздания гегемонизма и политики с позиции силы, интересам создания справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. Это, в свою очередь, способствует тому, чтобы мир вступил в новый век мирным, стабильным и процветающим.

Для завершения формирования новой структуры мира еще потребуется весьма длительный процесс перемен.
В сфере экономики, продолжал Цзян Цзэминь, всеобщее внимание привлекает к себе тенденция ее глобализации. Это объективная тенденция в развитии мировой экономики, она не зависит от воли людей, от нее не может уклониться ни одна страна. Современный мир это открытый мир, и никто не может развивать свою экономику в изоляции. Мы должны твердо и непоколебимо проводить политику открытости внешнему миру и с учетом тенденции глобализации экономики активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве и в конкуренции, максимально использовать благоприятные условия и шансы, которые дает глобализация.

Вместе с тем мы должны всегда четко осознавать и тот риск, который несет в себе глобализация. Отстаивать независимость и самостоятельность, усиливать меры подстраховки, наращивать потенциал противодействия и нейтрализации в ответ на риски, имея целью всемерную защиту экономической безопасности страны, обеспечение ее дальнейшего развития и усиления..
Оценивая международное положение на рубеже веков, Цзян Цзэминь подчеркнул, что в целом благоприятные моменты превалируют над вызовами, надежды над трудностями; благоприятные условия преобладают над неблагоприятными факторами.
Касаясь внешнеполитической работы, Цзян Цзэминь указал, что первейшая задача Китая это социалистическая модернизация. Для этого внутри страны нужна обстановка стабильности и сплоченности, а во внешнем мире мирная среда.

Необходимо на основе пяти принципов мирного сосуществования строить отношения с большими странами и всемерно развивать тенденции многополюсности; строить отношения с соседними странами, придерживаясь добрососедства и дружбы; усиливать сплоченность и сотрудничество с многочисленными развивающимися странами, совместно защищать их права и интересы [19].
Итак, Цзян Цзэминь представлял себя в качестве преемника внешней политики и дипломатии Дэн Сяопина. Подчеркивалась преемственность в области внешней политики страны.

Для нас это означало, что можно было находить общее с Пекином на основе всего позитивного в идеях и практической деятельности Дэн Сяопина. В то же время необходимо было умело обходить то негативное, что содержали его внешнеполитические высказывания и заветы.
Цзян Цзэминь делал упор на двух идеях: многополюсности и глобализации. Это было главным содержанием его бесед с иностранными лидерами. Он использовал эти приемлемые для многих идей с той целью, чтобы обеспечить мирные условия для решения внутренних проблем КНР.

А также для того, чтобы создавать на мировой арене противовес действиям США, чтобы в области экономики раскрывать для Китая как можно более широкие возможности участия в мировом хозяйстве, не допуская в то же время ущемления его экономических интересов. Позиция Цзян Цзэминя учитывала также необходимость придавать первостепенное значение развитию связей с США, используя связи с другими странами как подпорки в отношениях с Америкой.
Из всего этого следовало, что есть немало обстоятельств, которые мы можем использовать при развитии отношений с Пекином. Прежде всего, поддержка тезиса о многополюсности создавала условия для поддержания благоприятной атмосферы в двусторонних отношениях.

Правда, нужно было внимательно следить за тем, чтобы такая наша позиция не портила нам отношений с другими странами, прежде всего с США и с Японией, да и с Индией.
В области торгово-экономических отношений перспектива могла быть только при развитии взаимовыгодных связей, минимальное условие это паритет в области экономической выгоды. В то же время необходимо было внимательно следить за тем, чтобы эти связи не наносили нам никакого ущерба, ибо позиция Пекина была здесь абсолютно прагматичной и эгоистичной.
Наконец, возникала и существовала возможность развивать дальнейшие отношения с Пекином под знаменем мира и дружбы, а также находить общее при защите интересов большинства или всех стран мира. При этом, с нашей точки зрения, важно было действовать на основе мысли о первенствующей роли ООН в нынешних международных отношениях, когда речь идет о решении конфликтных ситуаций между государствами.



Однако при этом нужно было внимательно следить за тем, чтобы выступление на стороне одной группы стран или одной какой-либо страны (например, США или КНР) не вредило нашим отношениям с другими группами стран или отдельными государствами.

Отсрочка визита Цзян Цзэминя в Россию

В конце августа 1998 г. появилось сообщение о том, что Цзян Цзэминь отложил свой визит в Москву. Причиной была названа необходимость вести оперативное руководство по ликвидации последствий наводнения.

Некоторые наблюдатели полагали, что между Б.Н.Ельциным и Цзян Цзэминем пробежала кошка, когда российский президент отказался участвовать во встрече азиатской пятерки в Алма-Ате, хотя китайское руководство очень уговаривало его не делать этого.
Журналисты обращали внимание на примечательное совпадение. Сообщение об отсрочке визита прошло по каналам Синьхуа почти сразу же после того, как Государственная Дума РФ высказалась за отставку Б.Н.Ельцина.

Существовало и другое объяснение этого тактического маневра, предназначенное для оправдания позиции Пекина: утверждали, что в Пекине серьезно обеспокоены нестабильностью в России, возможностью развития событий по индонезийскому варианту, что могло бы иметь для Китая далеко идущие последствия [20].
В это время и руководство в нашей стране понимало настроения в Пекине и соответственно реагировало на них.
В августе 1998 г. помощник президента РФ по международным делам С.Э.Приходько говорил: Мы ведем диалог с Пекином, исходя из долгосрочной перспективы. Но КНР далеко не единственное направление нашей работы на Дальнем Востоке.

Например, отношения с Токио, заметно скованные до последнего времени, сейчас вступают в новый этап. Да и с Индией сотрудничество развивается весьма неплохо.
Отвечая на вопрос журналистов о том, не кажется ли ему чересчур идеологизированной концепция так называемого многополярного мира, направленная против Запада, С. Э.Приходько подчеркнул: Наверное, определенные основания так думать есть. Впрочем, судьбу подобных идей решает время.

Вместе с тем нельзя забывать, это реакция на попытку навязать однополярное видение мира [21].
Нам представляется, что решение руководства КНР отсрочить визит Председателя КНР в РФ было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в начале сентября Цзян Цзэминь не был заинтересован в поездке в Москву; с его точки зрения, положение КНР на мировой арене не только не требовало тогда этого, но, более того, отсрочка визита могла представляться в Пекине как приносящая политические дивиденды.

Если визит в Россию Президента США У.Клинтона был демонстрацией поддержки со стороны Вашингтона позиций Президента РФ Б.Н.Ельцина, то отсрочка визита Председателя КНР Цзян Цзэминя примерно в то же время должна была показать и Вашингтону и всему миру, что Пекин воздерживается от выражения поддержки Президенту РФ в создавшейся в России ситуации.
Во-вторых, в августе в Пекине могло сложиться впечатление, что политическая борьба в Москве достигла такого накала, что возможен любой поворот событий, в том числе и отстранение или добровольный уход Б.Н.Ельцина со своего поста. Пекин не желал оказаться в положении, которое выглядело бы на мировой арене как поддержка Б.Н.Ельцина и тех политических сил в нашей стране, которые, по крайней мере формально, возобладали в России после провала путча 1991 г.
Наконец, сама ситуация в двусторонних российско-китайских отношениях как бы и не требовала с точки зрения Пекина никаких существенных изменений или развития. В области политики обе стороны уже сделали заявления, которые устраивали Пекин.

В сфере экономических отношений Пекин предпочитал пока оставлять их в заторможенном состоянии, вырабатывая новые подходы к их развитию.
Время шло, ситуация изменялась. Стало ясно, что Президент Б.Н.Ельцин в обозримом будущем останется на своем посту. Главой правительства РФ стал Е.М.Примаков, отмежевавшийся от правительств, которые возглавляли до него Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин и С.В .Кириенко.

Он назвал себя государственником и намеревался сотрудничать с парламентом и, в первую очередь, с фракцией КПРФ в Госдуме.
Очевидно, учитывая и эти обстоятельства, в Пекине было принято решение о необходимости провести новую встречу на высшем уровне. Тем более что в связи с нездоровьем Б.Н.Ельцина основные беседы в Москве могли состояться у Цзян Цзэминя с Е. М. Примаковым.
Во всяком случае, визит Цзян Цзэминя в Москву осенью 1998 г. имел явный политический привкус.

Поездка Цзян Цзэминя в РФ в 1998 г.

В октябре было объявлено, что Цзян Цзэминь будет находиться с визитом в Москве 2225 ноября 1998 г. При этом в средства массовой информации просочились сообщения о том, что он предложит России кредиты и продовольствие (в частности, 100 тыс. тонн мяса).
Председатель правительства РФ Е.М.Примаков в ноябре 1998 г., накануне визита в Россию Председателя КНР Цзян Цзэминя, дал интервью, в котором, в частности, резко обрушился на так называемых реформаторов:
Это они подкосили банковскую систему России, наплевали на свои международные обязательства и ввели мораторий в одностороннем порядке. Это они, а не мы выстраивали всевозможные финансовые пирамиды с привлечением спекулятивного капитала, имевшего короткое дыхание и склонность к бегству из страны.

На социальные аспекты экономики не обращалось никакого внимания...
Когда цены на энергоносители резко упали, вся гибельность призрачной стабилизации немедленно дала о себе знать. Разразился кризис, и мы с головой рухнули в его пропасть.

Потеряв равновесие и запаниковав, реформаторы не нашли ничего более мудрого, чем ввести в одностороннем порядке мораторий на долги.
Это был спазм страха, а не адекватная реакция...
Реформаторство, которое не ведет к укреплению государства, не является подлинным реформаторством. Наши горе-реформаторы говорят: давайте бросим все в рынок, и экономика сама выплывет. Но в подобных случаях выплывает или всплывает не экономика, а кое-что еще. Для наших горе-реформаторов любое вмешательство государства в экономические процессы равносильно откату к коммунизму.

Это по меньшей мере просто неумно.
...Проблем хоть отбавляй. И большинство из них унаследовано нами даже не от коммунистических времен, а от совсем недавнего периода правления реформаторов, переквалифицировавшихся ныне в оракулов [22].
Тогда же, в ноябре 1998 г., Е.М.Примаков, беседуя с вице-прези-дентом США А.Гором, обрисовал ситуацию примерно следующим образом: Россия находится на краю обрыва [23].
Таким образом, характеристики ситуации в нашей стране, которые давали лидер фракции КПРФ в Государственной Думе Г.Н.Зюганов (например, во время своего визита в КНР, когда он утверждал, что Россия находится над пропастью), и Председатель правительства РФ Е. М. При-маков, по сути дела совпадали. При этом создавалась общая почва для осуждения деятельности демократических сил в нашей стране и прославления деятельности КПК в КНР, а также тех политических групп в нашей стране, которые ставили нам в пример развитие КНР за последние два десятилетия.

Таким образом, оценивая общую политическую атмосферу в руководстве правительства нашей страны, в Пекине могли надеяться на успех визита Цзян Цзэминя.
Председатель КНР Цзян Цзэминь находился в России по приглашению Президента РФ Б.Н.Ельцина 2225 ноября 1998 г.
Двадцать третьего ноября главы двух государств провели российско-китайскую встречу на высшем уровне. Эта встреча называлась неформальной. В то же время обе стороны повели общий счет таких контактов и заявили, что эта встреча шестая по счету. Цзян Цзэминь дважды в 1994 и 1997 годах посещал Россию с визитами.

В свою очередь, российский президент Б.Н.Ельцин побывал с визитами в КНР в 1992, 1996 и 1997 гг. (Правда, для точности можно упомянуть, что в 1992 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин побывал в КНР по приглашению Председателя КНР Ян Шанкуня; Цзян Цзэминь был в то время Генеральным секретарем ЦК КПК и не занимал еще поста Председателя КНР.) По мнению обеих сторон, их встреча подтвердила, что благодаря регулярным контактам между руководителями двух стран взаимопонимание и доверие сторон вышли на качественно новый уровень.
Состоялись также встречи Председателя КНР с главой правительства РФ Е.М.Примаковым, Председателем Совета Федерации Е.С.Стро-евым и Председателем Государственной Думы Г.Н.Селезневым. 2425 ноября Цзян Цзэминь находился в Новосибирске, откуда вылетел с визитом в Токио.
В результате этой встречи Б.Н.Ельцина и Цзян Цзэминя появились Совместное заявление о российско-китайских отношениях на пороге XXI в., в котором стороны подтвердили намерения поддерживать и развивать партнерские отношения и в отдаленной перспективе, а также российско-китайское Заявление по пограничным вопросам в связи с окончанием демаркации не только восточной, но и западной части границы. При этом было отмечено, что граница между РФ и КНР впервые в истории двух стран получила четкое обозначение на местности.

Два государства создали на Азиатском континенте уникальную модель пограничной безопасности, которая предусматривает не только фиксацию линии границы, но и осуществление вдоль нее сокращения вооруженных сил, системы мер доверия и военной транспарентности.
Стороны обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным проблемам.
Они отметили сложности и препятствия в двусторонних торгово-экономических отношениях, выдвигая тезис о том, что политические отношения находятся на более высоком уровне, чем торгово-экономические отношения. Стороны договорились искать пути решения этих проблем.

Весной 1999 г. в Москве планировалась встреча глав правительств РФ и КНР, во время которой предполагалось найти решения упомянутых проблем в сфере торговли и экономических связей.
На 1999 год была также намечена очередная встреча на высшем уровне, теперь уже в Пекине. Председатель Цзян Цзэминь пригласил президента Б.Н.Ельцина посетить КНР в 1999 г. для проведения седьмой встречи в верхах. Президент Б.Н.Ельцин с благодарностью принял это приглашение.

Сообщалось, что конкретные сроки визита будут согласованы по дипломатическим каналам.
Президент РФ Б.Н.Ельцин и Председатель КНР Цзян Цзэминь по итогам встречи приняли Совместное заявление о российско-китайских пограничных вопросах.
Полный текст этого заявления гласил:
Главы России и Китая с удовлетворением констатируют, что завершены полевые работы по демаркации западной части российско-китайской государственной границы, осуществлявшиеся в соответствии с Соглашением о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 г. Таким образом, демаркируемая государственная граница России и Китая как на ее восточной, так и на ее западной части впервые в истории отношений двух стран получила четкое обозначение на местности. Стороны завершат все демаркационные работы в согласованные сроки.
Стороны едины в том, что успешное решение вопросов демаркации российско-китайской границе на основе равноправных консультаций, взаимопонимания и взаимной уступчивости благоприятствуют сохранению мира и спокойствия в приграничных районах, способствуют дальнейшему развитию отношений добрососедства и дружбы между Россией и Китаем и вносит важный вклад в дело укрепления безопасности и стабильности в регионе.
Стороны согласились на основе договоров о нынешней границе между двумя странами в соответствии с общепринятыми нормами международного права, в духе равноправных консультаций, взаимопонимания и взаимной уступчивости продолжить переговоры по вопросам о прохождении линии границы на отдельных несогласованных участках, добиваясь их справедливого и рационального решения [24].
Президент РФ Б.Н.Ельцин и Председатель КНР Цзян Цзэминь по итогам встречи приняли Совместное заявление о российско-китайских отношениях на пороге XXI века.
Полный текст этого документа гласил:
Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин и Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэминь в ходе состоявшейся в Москве шестой российско-китайской встречи на высшем уровне выработали согласованные подходы к основным тенденциям развития мирового сообщества на пороге нового века, пришли к единому пониманию долгосрочных стратегических перспектив дальнейшего укрепления двустороннего сотрудничества.
В нынешнем столетии человечество добилось огромных достижений в развитии духовной и материальной культуры, науки и техники, однако при этом потрясения и конфликты повлекли за собой беспрецедентные бедствия.
По мнению глав двух государств, исходя из уроков истории, важно способствовать утверждению в мировом сообществе понимания того, что мир и всестороннее гармоничное развитие являются основными принципами, которым должно следовать человечество в новом столетии. Формирование нового международного экономического и политического порядка, способного на деле обеспечить социальную стабильность всех государств, справедливое и рациональное соблюдение интересов народов всех стран, может стать результатом только совместных усилий и коллективного творчества всех государств мира.
В этом контексте главы двух государств отмечают, что установление между Россией и Китаем в апреле 1996 г. равноправных и доверительных партнерских отношений, направленных на стратегическое взаимодействие в XXI веке, базировалось как на глубоком осмыслении истории двусторонних связей и реалий современного мира, так и на совпадающем понимании перспектив развития международной обстановки и сотрудничества между двумя странами. Формирующееся российско-китайское стратегическое взаимодействие не является союзом и не направлено против какой-либо из третьих стран.

Оно исключает появление во взаимоотношениях элементов конфронтационности и создает условия для максимально широкого равноправного и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях.
Главы двух государств единодушно считают, что непрерывное укрепление и наполнение практическим содержанием партнерских отношений между Россией и Китаем должно основываться на следующих важных принципах:
1. Имеющая конструктивный характер эволюция международных отношений в направлении многополярности благоприятствует созданию сбалансированного, стабильного, демократичного и лишенного конфронтационности нового миропорядка. Такая тенденция объективно отвечает коренным интересам всех государств.
2. Богатство и многообразие современного мира, сосуществование и взаимообогащение различных культур одна из основных движущих сил поступательного развития человечества. Признание и уважение плюрализма мировой цивилизации необходимое условие и непреложное требование формирования нового международного экономического и политического порядка.

Различия в истории, культуре, экономическом и социально-политическом устройстве не должны служить источником конфликтов или поводом для отчуждения, но призваны стать стимулом для взаимного интереса и взаимного совершенствования. XXI век не должен и не может стать исключительно американским, европейским или азиатско-тихоокеанс-ким веком, пройти под знаком доминирования какой-либо религиозной или идеологической системы взглядов и ценностей.

Он должен и может стать периодом сосуществования и взаимообогащения культур и традиций различных государств и регионов. Россия и Китай, придерживаясь такого подхода как в отношениях друг с другом, так и в контактах с третьими странами, будут вносить свой вклад в утверждение подобной тенденции.
3. На рубеже веков глобализация и регионализация мировой экономики становятся важнейшими факторами, определяющими ее состояние. Россия и Китай поддерживают эти процессы и готовы принимать в них самое активное участие. Вместе с тем рост взаимозависимости национальных экономик уже достиг такой стадии, когда в разряд наиболее актуальных выдвигается вопрос обеспечения экономической безопасности суверенных государств.

В этой связи особое значение приобретают неукоснительное соблюдение равноправия и взаимной выгоды в торгово-экономических связях, принципов открытого регионализма, устранение всех форм дискриминации в международной торговле, исключение попыток использования валютно-финансовых рычагов для навязывания ущемляющих законные национальные интересы той или иной страны политических и экономических условий. Уроки охватывающего целый ряд регионов и государств финансового кризиса свидетельствуют о том, что в периоды трудностей целесообразно поддерживать друг друга, преодолевая их совместными усилиями, а не использовать их в своекорыстных целях.
4. Центральная роль в мировых делах принадлежит ООН. Через ее деятельность наиболее полно и наглядно воплощается в жизнь укрепляющийся потенциал многополярного миропорядка, постепенно оттесняются на обочину истории односторонние или узконациональные подходы к решению мировых дел.

Поэтому курс на поддержку ООН, на ее всестороннее укрепление является для России и Китая одним из важнейших компонентов внешнеполитической стратегии.
Укреплению авторитета и роли ООН в мире будет способствовать тщательно подготовленная и рациональная реформа Организации, позволяющая сохранить все уже доказавшие на практике свою действенность механизмы ее функционирования и одновременно обеспечивающая повышение эффективности ее деятельности и учет реалий современного мира. Особое место в процессе реформы ООН занимает совершенствование деятельности Совета Безопасности. Ни при каких обстоятельствах не должна ставиться под сомнение главная уставная ответственность Совета за поддержание международного мира и безопасности. Любые попытки обхода Совета чреваты подрывом существующего механизма поддержания мира, возникновением хаоса в международных делах, установлением примата силы над международным правом.

Возможное расширение Совета должно основываться на строгом соблюдении принципа справедливого географического представительства и опираться на широкое согласие, а в идеале консенсус стран-членов ООН.
5. Заметное улучшение отношений между крупными державами после завершения холодной войны и особенно в последние годы стало важным позитивным фактором развития международной обстановки. Для становления нового мирового экономического и политического порядка необходимо не только сохранение и закрепление этой тенденции, но и обеспечение условий для того, чтобы крупные державы не предпринимали усилий, направленных на расширение существующих или создание новых военно-политических альянсов, не скатывались к конфронтации или различным формам сдерживания друг друга, не допускали борьбы за раздел сфер влияния в различных регионах.

В современном мире между крупными державами не существует таких принципиальных проблем, которые не могут быть урегулированы путем равноправного диалога, проводимого в духе партнерства и сотрудничества.
6. Главы двух государств высказались за продолжение процесса сокращения ядерных вооружений, подчеркнув при этом исключительную важность сохранения и укрепления Договора по ограничению систем противоракетной обороны, который был и остается одним из краеугольных камней в деле поддержания стратегической стабильности в мире.
7. Возрождение экономики развивающихся стран и усиление их конструктивной роли в мировых делах имеют важнейшее значение для продвижения человечества по пути мира и процветания. Россия и Китай подтверждают готовность укреплять сотрудничество с развивающимися государствами и призывают развитые страны еще более активно способствовать постоянному прогрессу государств Азии, Африки и Латинской Америки.



Содержание раздела