d9e5a92d

Отношения России с Китаем и Америкой

Собственно говоря, в определенных областях, в частности на уровне общения лидеров двух стран, все это действительно было таким, что уже очень важно.
Вместе с тем становилось все более очевидно, что привычные подходы к решению вопросов экономического и торгового сотрудничества не приносят результатов или приносят неожиданные результаты. Постепенно становилось очевидным, что не удается восстановить связи в области культуры; они носят отрывочный, пунктирный характер.

А ведь это область важнейшая в наших отношениях, ибо именно контакты и связи в этой сфере могут содействовать взаимопониманию между народами в каждый период их истории.
К началу XXI в. становится все более очевидным, что в двусторонних российско-китайских отношениях появились признаки возможного отдаления партнеров друг от друга. Топтание на месте, своего рода кризис в ряде областей сотрудничества, развитие международной обстановки, требующее усилий каждой из наций в отдельности для защиты своих интересов, определенной свободы и самостоятельности в действиях, развитие событий внутри нашей страны и в Китае, выдвижение политических, экономических, социальных проблем внутреннего порядка на первый план для каждой из сторон все это, вместе взятое, отводило вопрос о состоянии двусторонних отношений на некоторое время в тень.

Или, во всяком случае, не давало возможности выдвигать и ставить его на первый план, позволяя лишь поддерживать эти отношения на минимально необходимом и возможном уровне.
Замаячившая на горизонте вероятность или опасность отдаления заставляет серьезно и глубоко задуматься. Более того, осознание этой опасности пробудит обе стороны, побудит их к новому переосмыслению значения двусторонних отношений, к выработке мер по исправлению этого вновь формирующегося ненормального положения.

Россия и Китай настолько важны друг для друга и в области двусторонних отношений, и в региональном плане, и на мировой арене, что нации и их государства просто не имеют права пускать на самотек дело двустороннего сотрудничества. Это грозит осложнениями, которые могут нанести серьезный ущерб национальным интересам.
Никак нельзя сказать, что стороны ничего не делают для того, чтобы исправить положение. Все подписанные соглашения и документы, все договоренности играют определенную роль. И все же ощущается, что этого недостаточно, но не по количеству, а по качеству.

Необходимо осознать, что на наши отношения снова пала некая тень. Они практически буксуют, остановились в своем развитии, а это может обернуться сползанием к весьма неприятным последствиям и для той и для другой стороны.
В связи с этим представляется необходимым попытаться выделить основные зоны опасности, а также предложить некоторые шаги по исправлению создающегося положения.
Незаметно пронеслись для нашей страны десять лет жизни в новой ситуации, а для Китая двадцать лет в попытках создать новые условия жизни в стране. Таким образом, и та и другая сторона уже одно-два десятилетия живут каждая по-своему и в то же время иначе, чем раньше, в условиях, которые уже стали привычными для каждой из сторон.

Десять лет, двадцать лет это довольно большой срок в современной жизни наций. Время накладывает свой отпечаток на каждую из них.

Каждая живет в своем мире, и миры эти во многом (и весьма существенном) различны. Это уже далеко не те миры, которыми они были и в период расцвета советско-китайских отношений, и в период противостояния наших двух государств; более того, это уже не те миры, которыми они были и в момент нормализации двусторонних отношений в 1989 г., ив момент установления нынешних отношений между РФ и КНР в 1992 г.
Отсюда вытекает необходимость для каждой из сторон приложить усилия с тем, чтобы лучше понять и свой собственный современный мир, и мир своего партнера. А также предпринять конкретные меры для того, чтобы наладить приспособление наций друг к другу в новых, современных условиях, исходя из понимания того, что прежние времена и представления устарели и никогда не вернутся.

Во многом устарели и прежние представления о соотношении национальных интересов наших двух наций, даже представления друг о друге в целом. Жить же обеим нациям бок о бок не только придется, но это им жизненно необходимо.

Надо воспринимать партнера таким, каков он есть, освободиться от стереотипов прошлых лет.
За 19801990 гг. у каждой из наций уже созрели свои, во многом различные, представления о многих вещах, о принципиальных оценках многих сторон жизни и в своей стране, и в мире в целом. Здесь необходим углубленный и широкий процесс взаимного узнавания, затем попыток взаимного понимания и, наконец, установления на новой основе взаимного доверия или хотя бы привыкания.


На практике между нашими нациями давно уже нет прежних отношений дружбы. И хотя 1990-е гг. оказались периодом расцвета отношений на высшем уровне и официальных связей, в то же время эти отношения оказались оторванными от настроений населения в обеих странах.

Конечно, в глубине души людей сохраняется основа для возрождения глубоких отношений дружбы, но на практике эти отношения по сравнению с прошлым в весьма существенной степени испарились; произошел разрыв и отдаление не только верхов и низов в каждой из стран в том, что касается наших двусторонних отношений, но и отдаление и разрыв между двумя нациями; пока, возможно, не очень значительный, но уже обозначающийся и потенциально опасный. Именно это побуждает говорить о необходимости принятия серьезных и практических мер для исправления нынешней ситуации.
Наши современные отношения необходимо строить, но строить на новой основе, выделяя или подчеркивая то, что отвечало в их истории интересам обеих наций, а не ограничиваясь только воспоминаниями о том, что дружба была только на основе совпадения идеологий в обеих странах. Здесь важно также осознать смысл самих понятий нация и государство, понять, что они соотносятся между собой как нечто относительно постоянное (нация) и нечто относительно временное (государство); уметь выделить национальные интересы и государственные интересы, найти общее в национальных и государственных интересах, не позволять негативным, но частным давлениям вредить отношениям двух наций.
Итак, дружба между нами это жизненная необходимость, вызываемая национальными интересами и России и Китая. Так было в XX веке, так будет и в XXI веке.
Вопрос о дружбе, в том числе и его организационную сторону, нельзя отодвигать на второй план. Государства просто обязаны поддерживать, в том числе материально, общества дружбы в каждой из стран, видя в них активистов строительства прочной и постоянной основы отношений двух наций. При этом общество дружбы не должно занимать подчиненное место по отношению к существующему Комитету мира дружбы и развития в XXI веке.

По сути дела, общество дружбы должно быть отдельной и самостоятельной постоянно действующей под покровительством и при финансовой поддержке государства орга-низацией. В этом смысле Общество российско-китайской дружбы отличается от всех других обществ дружбы и должно иметь особый статус; этого требуют национальные интересы России.
Создание Комитета мира, дружбы и развития было в свое время данью моменту в развитии наших двусторонних отношений. Лидеры обеих стран ощущали, что такого рода общественная организация должна быть создана. Вместе с тем им, по разным причинам, представлялось, что прежнее Общество дружбы уже не может играть существенной роли в новых условиях или при новой системе отношений.

Возможно, что играло роль и желание сделать свой вклад, создать свою организацию взамен или наряду с той, которая была унаследована из прошлого. Вместе с тем при создании этого Комитета была допущена принципиальная ошибка, ибо было недооценено особое, уникальное значение именно дружбы в отношениях наших двух стран.

Никак нельзя Комитетом мира, дружбы и развития подменять общества дружбы или сводить их роль лишь к роли маловажного звена в системе звеньев, которые действуют под эгидой Комитета мира, дружбы и развития.
Возникновение Комитета мира, дружбы и развития явилось необходимым откликом, прежде всего, на потребности налаживания отношений в сфере экономики между нашими странами в условиях рыночного хозяйства. Вместе с тем очевидно, что необходимо разделить понятия дружбы и развития организационно. Область дружбы между нациями, между людьми, дружбы, которая неразрывно связана с контактами и обменами в сфере культуры, это особая область, требующая первостепенного внимания.

Это основа нормальных добрососедских отношений между двумя сторонами.
Развитие, т.е. налаживание отношений в экономической области, это очень важная и непременная сфера двустороннего сотрудничества. Ее необходимо специально и отдельно развивать. В то же время никак нельзя смешивать сферу налаживания отношений дружбы, отношений в области культуры с отношениями в сфере экономики и торговли.

Это две разные сферы. Их необходимо и организационно разграничить.

Более того, необходимо осознать, что при всей важности и необходимости отношений в сфере экономики фундаментом наших двусторонних отношений, их основой служат именно и только отношения в области культуры и дружбы между людьми обеих наций.
Итак, представляется важным предложить обоим правительствам оказать материальную поддержку обществам дружбы обеих стран, сделать центральным звеном работы этих обществ обмены в области культуры, науки, образования, спорта, туризма и так далее, а также контакты и знакомства людей обеих стран в цивилизованной форме, на высоком культурном уровне. В дальнейшем именно по линии обществ дружбы можно было бы постепенно развивать и контакты в сфере политики, т.е. обмена мнениями по политическим вопросам.
Главам обоих государств целесообразно сделать предметом обсуждения при первых встречах вопрос об обществах дружбы обеих стран, о новом возрождении этих обществ, поднять значение этой работы, выделить ее в качестве отдельной области, гарантировать ей поддержку, в том числе материальную, со стороны государств. Главы государств могли бы также принять на себя патронирование этой деятельности, став почетными председателями соответствующих обществ дружбы.
Что же касается работы по развитию экономических связей между нашими странами, то здесь, очевидно, целесообразна активизация известного составного механизма. С одной стороны, это двусторонняя межправительственная комиссия, по типу существующей в наших отношениях с США, в которой председателями от каждой стороны были бы председатели правительств РФ и КНР.

С другой стороны, это Комитет мира и развития, который мог бы оказывать помощь в работе вышеупомянутой межправительственной комиссии, сосредоточившись исключительно на вопросах экономических, внешнеторговых и тому подобных связях.
Представляется также необходимым, исходя из принципа укрепления контроля со стороны государства за всей сферой экономического и иного сотрудничества с Китаем, при понимании рыночного характера этих отношений, предложить создать и в той и в другой стране Ассоциации промышленников и торговцев, российских в КНР и китайских в РФ;
причем каждая из ассоциаций должна иметь возможность непосредственного обращения в упомянутую межправительственную комиссию.
Имеется в виду, что, например, Ассоциация российских промышленников и торговцев в КНР могла бы вносить на рассмотрение Комиссии предложения по обеспечению юридических прав и интересов своих членов, а также законопроекты, которые обеспечивали и охраняли бы права граждан РФ, ведущих дела в КНР, действуя в соответствии с китайскими законами. То же относится и к взаимоотношениям Ассоциации китайских промышленников и торговцев в РФ.

Таким образом можно было бы содействовать созданию правового фундамента для развития наших связей в области экономического и торгового сотрудничества; в этой работе через свои ассоциации могли бы принять участие непосредственно заинтересованные граждане РФ и КНР.
Сегодня совершенно очевидно, что в тех областях, где существуют и развиваются связи между сторонами, каждая из них руководствуется прежде всего собственной выгодой, а не некими абстрактными общими для обеих сторон высшими интересами. Приходится исходить из того, что таково естественное состояние дел.

Просто обеим сторонам необходимо при этом согласовывать свои интересы и приспосабливаться друг к другу, не допуская ситуации, при которой эгоистические позиции могут нанести ущерб национальным интересам.
Попутно представляется уместным вспомнить о том, что и в России до 1917 г. и в советский период ощущалась необходимость на высшем государственном уровне выделять такую область внешней политики, как наши отношения с Китаем. Под руководством главы государства существовало верховное государственное совещание (комиссия) по проблемам взаимоотношений с Китаем, т.е. орган, который вырабатывал главные направления политики в отношении Китая, определял продвижение во всех областях наших двусторонних отношений с Китаем.

Возможно, и сегодня существует необходимость воссоздания такого органа, а может быть, и двух органов: одного по отношениям с Китаем, другого по отношениям с США.
Представляется важным обратить также внимание на то, о чем уже вскользь упоминалось, на то обстоятельство, что отношения двух наших народов друг к другу претерпевают изменения. Конечно, сохраняются добрые чувства друг к другу; во всяком случае, эти чувства при должном импульсе со стороны лидеров двух государств могут снова усилиться и играть важную роль.
Но в то же время народы живут каждый своей жизнью. Реально ощутимой внешней угрозы, которая бы объединяла две нации, сейчас нет.

Жизнь у народов разная. Трудная и у каждого из наших народов много проблем.

Сама нормализация двусторонних отношений породила некую успокоенность в народе. Люди перестали волноваться в связи с прежней ненормальностью двусторонних отношений. Но они при этом и не прикладывают усилий для того, чтобы их улучшать. Более того, они во все возрастающей степени испытывают безразличие друг к другу.

Оно даже усугубляется возрастающим высокомерием, которое по разным поводам проявляется партнерами. Без дополнительных усилий в направлении исправления ситуации, этот процесс может далеко завести.

Отсюда следует необходимость для лидеров обеих стран не только поддерживать хорошую атмосферу при встречах и вообще в отношениях между ними, но и думать над шагами, которые могли бы побудить народы быть ближе друг к другу.
Особую роль в нынешней ситуации играет то обстоятельство, что существует и все больше расширяется и углубляется разрыв между декларациями и конкретными делами. Декларации звучат уже более десяти лет, а конкретных дел, которые бы связывали две нации, не прибавляется.

Задача руководителей двух государств сегодня состоит и в том, чтобы совместными усилиями найти те точки соприкосновения и совпадения интересов двух стран, которые возродили бы понимание взаимной заинтересованности наций друг в друге.
Существует разрыв между характером и уровнем по крайней мере декларируемых отношений в верхах и на уровне масс населения. В верхах считается достаточным то, что сейчас делается, или же продолжение движения по существующей колее по инерции, с некоторым развитием форм и методов контактов и связей.

А население проявляет к происходящему в верхах все меньше интереса. Если раньше встречи лидеров порождали повышенный интерес, а затем наступили годы, когда люди удовлетворялись тем, что встречи стали регулярными, то теперь люди и в той и в другой стране если и не возражают против встреч, то часто недоумевают: в чем смысл такого общения в верхах, в чем его конкретные результаты?
В настоящий момент хотелось бы обратить внимание на два вопроса, которые связаны с проблемами границ и территорий и существование которых является питательным источником поддержания атмосферы недоверия в двусторонних отношениях. Оба вопроса представляют собой части исторического наследия.

Думается, что приходят времена, когда стороны могли бы избавиться от этого бремени. Тем более что такое избавление, по сути дела, сняло бы главные сомнения относительно опасностей в наших двусторонних отношениях в будущем.
В целях дальнейшего улучшения российско-китайских отношений, устранения тех их негативных международно-правовых аспектов, которые служат или могут служить питательной средой либо для возникновения или поддержания сомнений относительно намерений друг друга, либо для существования взаимного недоверия сторон друг к другу, представляется необходимым внести следующие предложения.
Во-первых, подготовить и подписать новый договор о границе между нашими двумя странами. В этом документе должно быть сказано, что он заменяет все без исключения прежние договоры и документы о границе, которые были до сих пор подписаны сторонами, Россией и Китаем, начиная с первой встречи их представителей и до настоящего времени. Все упомянутые договоры с момента подписания нового договора о границе должны официально считаться утратившими силу, не действующими. Действительным и единственным имеющим юридическую силу должен считаться только и исключительно новый договор о границе.

Обе стороны торжественно заявляют в этом договоре, что они не имеют друг к другу никаких территориальных претензий; обещают никогда не выдвигать территориальных притязаний друг к другу и не ставить на уровне официальных межгосударственных отношений вопрос о такого рода претензиях. Обе стороны должны заявить, что ныне существующая и закрепленная в соответствующих соглашениях, являющихся приложением к новому договору, линия прохождения границы является единственной юридически закрепленной линией границы, которую стороны обязуются сохранять навечно без каких-либо изменений. (Ныне существующие соглашения о прохождении линии границы на ее восточной и западной части являются, по сути дела, временными решениями вопроса и никак не заменяют договора о границе. В случае подписания предлагаемого договора о границе можно было бы заново рассмотреть и вопрос о еще не согласованных участках линии границы в районах трех известных островов на пограничных реках.)
Во-вторых, обе стороны должны торжественно заявить, что не существует никакой угрозы ни одной из этих двух сторон от другой. Вопрос об угрозе или о вероятности угрозы друг другу считается обеими сторонами и каждой из них в отдельности более не существующим.
В связи с этим обе стороны торжественно заявляют, что подписанные в свое время юридические документы о мерах доверия на границе и о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в стокилометровой зоне по обе стороны границы России и Китая (а также границ КНР с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, в случае согласия этих государств), благодаря мерам, предпринятым обеими сторонами, уже сыграли свою роль, что привело к коренному изменению ситуации в двусторонних отношениях. Отныне не существует ни военной угрозы партнеров друг другу, ни недоверия между партнерами.

Между сторонами, напротив, имеется полное доверие в этой области. Отсюда следует естественный вывод об отсутствии ныне вообще вопроса о недоверии друг другу и о принятии обеими сторонами мер по устранению недоверия, а в равной степени и по установлению доверия.
Стороны должны торжественно объявить, что упомянутые договоренности и юридические документы о мерах доверия и о сокращении вооруженных сил и вооружений в стокилометровой зоне по обе стороны российско-китайской границы считаются уже выполненными, сыгравшими свою роль и что обе стороны решили объявить вышеупомянутое соглашение утратившим силу. Одновременно обе стороны полагают необходимым выступить с совместным заявлением о намерении предпринимать необходимые действия с целью обеспечения совпадающих интересов обеих сторон в сфере их национальной безопасности (борьба против международного терроризма, экстремизма и т.д.).
Представляется, что осуществление двух предлагаемых шагов будет способствовать созданию действительно прочной основы для нового реального взаимодействия партнеров на принципах взаимного доверия и взаимопонимания, мира, самостоятельности и равноправия. Благодаря этим шагам может быть устранена причина вероятного и ныне реально существующего недоверия между сторонами, а также их вероятного отдаления друг от друга.

Эти шаги могут в благоприятном для обеих сторон смысле влиять на их двусторонние отношения и на обстановку как в соответствующих регионах, так и в мире в целом.
Наконец, это могло бы явиться основой для наполнения конкретным содержанием нового этапа межгосударственных отношений РФ и КНР после вступления на пост президента нашей страны В.В .Путина.

Б.Н.Ельцин и В.В.Путин об отношениях России с Китаем и Америкой

31 декабря 1999 года завершилась деятельность Б.Н.Ельцина на посту Президента Российской Федерации. Первый Президент России сам досрочно ушел со своего поста, полагая, что тем самым он, в частности, обеспечивает приход к власти избранного им преемника В.В.Путина.

Закончилось десятилетие Ельцина в истории нашей страны.
Немедленно после ухода Б.Н.Ельцина В.В.Путин начал исполнять обязанности президента РФ, а 26 марта 2000 г. в результате всенародного тайного голосования был избран Президентом Российской Федерации. В 2000 году началась эра Путина в истории России.
Каким будет этот период? Окажется ли он продолжительным? На эти вопросы даст ответ время. Тем не менее новый президент избран, легитимен, обладает всей полнотой президентской власти.

Открылась возможность на протяжении нескольких лет проводить курс, который определяет В.В.Путин. От самого нового президента России зависят принципиальные решения в сфере внешней политики, в том числе, и, возможно прежде всего, в отношениях нашей страны с Америкой и Китаем. Внешняя политика России будет продолжать оставаться во многом внешней политикой первого лица, главные рычаги управления ею будут всегда в руках президента страны.

Личная дипломатия В.В.Путина будет играть определяющую роль при его правлении. На внешней политике будут сказываться и убеждения второго президента в истории России, и его личные качества.
Отношения нашей страны с Китаем и Америкой важнейшие составные части политики России на весь обозримый период. При этом взаимоотношения нашей страны с Китаем теснейшим образом увязаны со связями нашей страны с Америкой.

Продолжает сохраняться своего рода треугольник: Америка Россия Китай. При этом, скорее всего, это треугольник с плавающими сторонами.

Ни одна из его сторон не представляет собой доминанту в этой конфигурации. Все три партнера самостоятельны и независимы. В
то же время ни один из них не может не учитывать характера взаимоотношений двух своих партнеров по треугольнику друг с другом.
В начале эры Путина представляется целесообразным попытаться если не подвести некоторые итоги китайской и американской политики Б.Н.Ельцина, то, по крайней мере, высветить наказ первого президента России в этой области, а также увидеть первые шаги нового президента нашей страны.
Первый Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин оставил своего рода политические заветы относительно того, что касается наших отношений с Америкой и Китаем. Он вполне определенно связывал между собой отношения трех стран.

Последними по времени громкими заявлениями Б.Н.Ельцина на эти темы были его высказывания в Стамбуле осенью 1999 г. и в Пекине в декабре того же года.
В Стамбуле в присутствии лидеров западного мира, в том числе и президента США У.Клинтона, первый президент России публично заявил, что, с его точки зрения, никто из них не имеет права осуждать Россию за ее политику, направленную на разгром и подавление бандитов и международных террористов на Северном Кавказе, на территории России.
Здесь необходимо сказать, что Б.Н.Ельцин перед уходом с поста президента предпринял усилия с целью исправления своей прошлой ошибки в политике в отношении упомянутых бандитов и террористов, т.е. принял решение о необходимости довести борьбу против них до конца с той целью, чтобы избавить Россию и ее жителей от угрозы вооруженного террора и войны, вооруженных нападений относительно крупных формирований бандитов и международных террористов.



Содержание раздела