d9e5a92d

Отношения Москвы и Тайбэя

Пока не представляет Комиссию в этой сфере. А сами собой связи экономического характера развиваться не будут.
Итак, отношения Москвы и Тайбэя сегодня существуют в минимальной степени. Имеется договоренность глав государств; формально созданы МТКК и ТМКК; есть их представительства соответственно в Тайбэе и в Москве; связи развиваются но без должной поддержки государств.

У тайваньцев имеет место уклон в сторону демонстрации своего флага в нашей стране; с нашей стороны Комиссия не находится на бюджетном обеспечении, а потому страдают экономические интересы нашей страны.
Вследствие всего этого вырисовываются и задачи, решение которых могло бы поставить наши экономические и культурные связи с Тайванем на прочную основу и придать этой работе нормальный и выгодный для нас (прежде всего экономически) характер.
По-видимому, целесообразно исходить из того, что МТКК является государственной организацией, а также выделить из бюджета средства для обеспечения деятельности сотрудников по линии экономического и культурного сотрудничества с партнером МТКК в Москве и в регионах нашей страны, а также в Тайбэе. Экономическое и культурное сотрудничество целесообразно осуществлять при координации и контроле со стороны государства.
Вероятно, Правительство РФ могло бы расширить состав членов Комиссии, введя в нее представителей государственных учреждений и ведомств, а также имея в виду установление связей с регионами РФ.
В принципе целесообразно также решить вопрос о выступлении МТКК в случае необходимости в качестве государственного гаранта тех или иных соглашений с тайваньской стороной.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Советского Союза больше нет. С ним ушел в прошлое, стал частью истории и весь период советско-китайских отношений (19171991 гг.).

В 1992 г. положено начало взаимоотношениям двух государств: Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Их нынешние отношения являются в одно и то же время и новыми отношениями двух государств, и продолжением, составной частью общей многовековой непрерывной истории связей двух наций России и Китая.
Вполне естественно стремиться к тому, чтобы опираться на то, что существует долго, возможно, вечно, что не является временным, преходящим. На наших глазах государства, утверждавшие себя, казалось бы, на тысячелетия, рассыпаются. Нации создают на месте прежних свои новые государства.

История государств заканчивается с их распадом. История же наций длится веками и тысячелетиями.

Нация и история представляются теми двумя понятиями, которые могут составлять основу для раздумий о судьбах взаимоотношений России и Китая.
На протяжении нескольких десятилетий ХХ в., с 1917 г., наши двусторонние отношения было принято именовать советско-китайскими; с октября 1949 г. в них участвовали СССР и КНР. В самом названии государства Советский Союз или Союз Советских Социалистических Республик главное место занимал идеологический элемент, отсутствовало национальное и географическое начало.

Название современного китайского государства на материке Китая Китайская Народная Респуб-лика представляет собой сочетание национально-географического элемента с элементом идеологическим (тем более что имеет место и некоторая тавтология: народная республика).
Сам термин советско-китайские отношения носил временный характер; в нем была заложена вероятность и возможность столкновения идеологических представлений с представлениями национальными.
Нынешняя характеристика наших двусторонних отношений российско-китайские отношения приобретает, если позволительно так сказать, постоянный характер. Становится ясно, что речь идет о двух реально существующих субъектах, действующих на мировой арене, о двух нациях и о вполне определенных географических пространствах, т.е. о категориях, которые объективно существуют и являются общепризнанными в мире.

Россия и КНР признают одна другую именно в этих двух качествах как нации на мировой арене и как известные географические части планеты.
Преобразование советско-китайских отношений в российско-китайские отношения это прекрасная возможность установления, налаживания и развития взаимопонимания на приемлемой для той и для другой стороны равноправной основе, на осознании каждой из наций своей общности как землян, составных частей человечества, пользующихся почвами, недрами, водами и воздухом одной планеты. Российская Федерация и Китайская Народная Республика равноправны и независимы как государства, представляющие в настоящее время свои нации и входящие в этом качестве в мировое сообщество себе подобных и равных наций.

Такова стартовая позиция в развитии отношений РФ и КНР.


Вместе с тем важно сказать, что отсчет отношений РФ и КНР начинается не с нуля. Нельзя говорить об этих отношениях как о совершенно новых, только начинающихся. Да, обе нации берут старт в образе двух государств Российской Федерации и Китайской Народной Республики, но это и продолжение давнего пути, который нации проходят как соседи рядом уже в течение почти четырех веков.

В 1990-х гг. РФ и КНР берут, если можно так выразиться, промежуточный старт.

Межгосударственные отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики это и новое начало их отношений, это и очередной этап или период в развитии взаимосвязей двух наций России и Китая.
Думается, что термин нация более всего подходит тогда, когда речь идет о субъектах межгосударственных отношений, действующих на мировой арене. С точки зрения внешней политики нация представляет собой общность людей, объединенную известными интересами и свойствами. Соотношение между нацией и государством в сфере внешней политики это соотношение между относительно постоянным и относительно временным феноменами.

В сообществе наций мира (кстати сказать, не случайно всемирное сообщество государств называется Организацией Объединенных Наций) в каждый данный момент истории та или иная нация представлена обычно созданным ею на определенный период государством или государствами.
Вся история взаимоотношений российской и китайской наций, от первой встречи, от первого знакомства представителей обеих наций, представляет собой непрерывный процесс, причем каждый новый период в отношениях не начинается с новой страницы, с чистого листа; прошлое нельзя сжечь, и пепел его развеять, на прошлое нельзя смотреть как на некий костер, из которого можно взять огонь и отбросить пепел; прошлое нельзя завершить, с ним нельзя покончить; не во власти людей, вождей, национальных лидеров закрывать прошлое, открывать будущее или объявлять начало новой эры, причем так, как будто бы это вообще начало истории, как будто бы прошлое можно отменить или его не было, что все начинается по воле вождя.
Прошлое является неотъемлемой составной частью общей истории двусторонних связей. История отношений России и Китая началась не с 1917 г. и не с 1949 г. Она насчитывает уже около четырех веков.

Она должна учитываться во всей ее совокупности при рассмотрении нынешнего состояния и перспектив развития российско-китайских отношений.
У каждой нации имеются свои интересы. Часть из них это постоянные интересы. Другие носят более или менее долговременный или только временный характер. Интересы наций могут быть объективными и субъективными.

Иными словами, нация может правильно сама выражать свои интересы, ощущать их, но может и ошибаться, принимая за постоянные объективные интересы свои же субъективные настроения временного характера, сложившиеся под воздействием ряда факторов, особенно стереотипных, предвзятых представлений о самой себе и о своих партнерах на мировой арене. Интересы различных наций могут на протяжении относительно короткого или длительного времени совпадать в той или иной степени, но не абсолютно.

Нации стремятся в одно и то же время и отстаивать и согласовывать свои интересы.
Если исходить из посылки о существовании наций в том смысле, как об этом говорилось выше, и истории отношений между ними, тогда оказывается возможным более или менее объективно, во всяком случае с большей долей реализма, чем при идеологизированном (скажем, классовом) подходе к двусторонним отношениям наших двух наций, представить себе и состояние двусторонних связей в каждый данный момент, и некоторые перспективы их развития.
На пороге XXI в. можно отметить сходство и различие ситуаций и проблем РФ и
КНР.
Этот вопрос представляется существенным потому, что обращать внимание на сходство ситуаций и проблем, которые стоят в настоящее время перед каждой из наших двух стран, это значит искать пути к углублению взаимопонимания между нами. Принимать во внимание различия между РФ и КНР означает сегодня проявлять осторожность, бережно относиться к нынешним отношениям, искать более прочную их основу.
В истории наших двусторонних связей в XX в. несбалансированность в отношениях к различию национальных интересов неоднократно приводила к ошибкам и обострению противоречий.
Ныне и РФ и КНР, как и другие страны, вполне естественно, обеспокоены более всего здоровьем и целостностью своих национальных организмов. Это приоритет приоритетов в их заботах. Многочисленные и серьезнейшие, самые разнообразные проблемы одолевают обе страны.

Каждая из них заинтересована в максимально возможном понимании со стороны соседа, в поддержке им принципа невмешательства в чужие внутренние дела, в том числе и со стороны того же соседа. Со временем обе стороны будут, очевидно, во все возрастающей степени исходить и из взаимозависимого выживания своих национальных организмов в современном мире.
Для РФ и КНР важность представляет решение и их внутренних и их внешнеполитических проблем. Тут нет противопоставления.

И все же именно внутренние проблемы каждая из сторон стремится решать в первую очередь, причем в опоре главным образом на собственные силы, что конечно же не исключает приемлемого содействия со стороны партнеров на мировой арене.
В этом смысле внешняя политика в обеих наших странах подчинена решению внутренних проблем. Она направлена на создание благоприятных условий для их решения.

Это, в частности, означает, что РФ и КНР, исходя из своих жизненно важных национальных интересов, стремятся не втягиваться во внешние дела, которые могут помешать каждой из сторон решать свои внутренние проблемы.
Мы живем в мире, который все быстрее меняется, во всяком случае, если говорить о взаимоотношениях наций. Здесь часто наблюдается неустойчивость, неопределенность, переход из одного состояния в другое. Согласование национальных интересов во многих случаях дается с трудом.

В этом неустойчивом подвижном мире обе наши страны, и РФ и КНР, заинтересованы в сохранении условий для решения своих внутренних проблем, а эти условия суть мир, независимость и равные права в отношениях и между собой, и со всеми иными нациями.
Мир, независимость, равенство три главных принципа или условия внешней политики необходимы обеим сторонам. РФ и КНР выстрадали эти принципы на протяжении всей истории своих взаимоотношений в XX в. При этом только одновременное соблюдение всех трех принципов при подходе к любым проблемам двусторонних или многосторонних отношений может принести плодотворные результаты.

Небрежение хотя бы одним из них может если не погубить все дело, то нанести ущерб национальным интересам и той и другой страны.
Отдавая приоритет решению внутренних задач, и РФ и КНР озабочены и своей ролью в нашем мире. Особенно волнуют их такие вопросы, как обеспечение своих прав и интересов в тех регионах, которые можно было бы назвать ареалом той или иной нации или ее ближним кругом, а далее в соседствующих регионах; проблема иной раз осложняется тем, что упомянутые ареалы как бы накладываются один на другой.
Одновременно наличествует хотя и разноплановый, но интерес к утверждению своей роли в мире в целом.
Для обеих наций характерно твердое желание не оказываться, даже при временных зигзагах в политике тех или иных руководителей, в роли ведомого в мировых делах. Иначе говоря, нация способна как бы инстинктивно воздерживаться от активного участия в тех или иных региональных и мировых делах, несмотря на некоторые прокламируемые властями лозунги, но та же нация может чутко и резко реагировать в том случае, если она будет ощущать, что ее пытаются сделать ведомой, подчинить руководству из-за границы.

Это относится и к двусторонним отношениям РФ и КНР.
Обе наши страны предпочитают самостоятельность и отдельность. Это одно из главных требований, которые предъявляет каждый из народов к внешней политике своего правительства, не говоря уже о необходимости сохранять мир, мирные условия для существования каждой из наций. При этом условии, т.е. оставаясь полностью самостоятельной и отдельной, каждая из наших двух наций и рассматривает вопросы о партнерах и союзниках.

Партнеры оказываются предпочтительнее союзников.
Во всяком случае, каждая из сторон не желает реально связывать себя такими формами межгосударственных отношений, как союзы, ибо протестует и против намерений подчинить ее неким общим или совместным, пусть даже временно кажущимся двусторонними, интересам и испортить тем самым свои отношения с третьими странами в угоду неким союзным отношениям. Все это прямо относится и к вопросу о возможности и целесообразности союза между РФ и КНР.

С особой осторожностью необходимо, очевидно, подходить и к вопросам о формировании тех или иных треугольников или многоугольников, ибо любая такого рода конструкция предполагает конфронтацию с иными силами, а в этом интересы наций, как правило, не совпадают.
Обе стороны заинтересованы в достижении устойчивости в своих отношениях с внешним миром. Обе ощущают недостаток такой устойчивости, так сказать, предсказуемости своего поведения на мировой арене.

Каждая пытается решать эту задачу главным образом сама, отдельно, что не исключает и неких согласованных или параллельных действий в случаях, когда затронуты действительно жизненные интересы наций.
И для РФ и для КНР особую важность представляют отношения с США. Каждая из сторон хотела бы иметь наилучшие, максимально возможные отношения с Вашингтоном. Это постоянная задача внешней политики и Москвы и Пекина.

Существует и встречный интерес со стороны Америки. В то же время здесь есть и такое обстоятельство, как сложности в двусторонних отношениях каждой из наших двух стран с США. Таких сложностей объективно у РФ меньше, чем у КНР.

Стороны ревниво следят за развитием отношений соседа с Вашингтоном. Ситуация в мире складывается пока таким образом, что это исключает единый фронт любых двух партнеров из этой троицы против третьего лишнего.

Такое неустойчивое, но относительно постоянное равновесие будет, очевидно, сохраняться в обозримом будущем.
РФ и КНР находятся в поиске идей, объединяющих нацию. Одна составная часть этих идей является, пожалуй, общей. Это патриотизм. Его оказывается и достаточно и не достаточно в различных случаях в зависимости от сложности встающих перед нацией и решаемых ею внутриполитических и внешнеполитических задач.

Однако пока найти прочное, устойчивое и долговременное единство нации внутри страны не удается ни одной из сторон.
Непростой и для РФ и для КНР предстает проблема ведущей политической силы. В нашей стране еще нет стабильных и влиятельных политических партий.

В КНР ситуация не столь однозначна, какой она может показаться на первый взгляд. Существуют проблемы в сфере идеологической и пропагандистской работы, возникает синдром своего рода политической геронтологии.

Во всяком случае, обе нации испытывают потребность в политической силе, которая могла бы сегодня или в ближайшие годы предложить населению объединяющую национальную идею.
Если говорить о национальных лидерах, то ситуация для каждой из наших двух стран складывалась в XX в. по-разному. После длительных периодов в истории, когда и у той и у другой стороны были сильные национальные лидеры, сейчас практически нет лидеров, сравнимых по авторитету и власти с фигурами прошлого.

Очевидно, что в будущем возможны поиски новых лидеров.
РФ и КНР имеют общие или сходные цели, а именно: во-первых, достижение устойчивости, определенности прежде всего внутри страны и в положении нации на мировой арене; во-вторых еще одна цель и той и другой нации это движение к упрочению своих позиций; на этом пути возможны и укрепление и той и другой нации в отдельности, и ослабление каждой из них. Пока здесь царствует неопределенность.
В этой ситуации реалии, с которыми сталкивается внешняя политика каждой из двух стран, диктуют неизбежность произнесения красивых фраз для характеристики состояния и перспектив двусторонних отношений. Иначе говоря, каждая из сторон ради обеспечения мира в двусторонних отношениях и на мировой арене, а также своей независимости и самостоятельности, своего равноправного положения в сообществе наций должна поддерживать всеми возможными методами хороший климат в двусторонних отношениях, красивую картину этих отношений перед окружающим миром. А потому провозглашать удовлетворение состоянием двусторонних, прежде всего политических, отношений.

Говорить о мире, добрососедстве, конструктивном, а затем и доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Может быть, в этом находит свое проявление не только отрыв от реалий и некая утопичность, но и необходимость поддержания нормальных мирных отношений, укрепление своих позиций.
Реалии самой внешней политики наших двух стран предстают в виде довольно длительного процесса выхода из прошлого, из затянувшегося периода противостояния, особенно военной конфронтации. Его основа взаимное заверение в неагрессивности, в отказе от нанесения первыми ядерного удара, во взаимном ненацеливании ракет с ядерными боеголовками; соглашение о неприменении силы для решения спорных вопросов, другие меры взаимного доверия, вплоть до соглашения о сокращении вооруженных сил в приграничной стокилометровой зоне.
Наши страны на протяжении десятилетий находились в состоянии необъявленной своеобразной холодной войны. Окончание такого состояния, избавление от реальной угрозы возобновления такой холодной войны требует, очевидно, длительного времени и серьезных усилий. Провозглашение нормализации отношений (в 1989 г.) или отношений доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие (в 1996 г.) это, очевидно, неизбежные или необходимые, хотя и не во всем удовлетворительные, но лишь составные части строительства добрососедских отношений на прочной основе. Это лишь шаги на пути к разрешению всех противоречий.

Корни противостояния, конфронтации, взаимного недоверия пока еще не удалены полностью.
Здесь присутствует и горький привкус напоминаний о периоде взаимного противостояния обеих сторон в прошлом. Очевидно, что такой привкус исчезнет тогда, когда будет пройден нелегкий путь к избавлению от взаимного недоверия, особенно по вопросам, связанным с определением характера русско-китайских договоров о границе и о счетах территориального характера.

Новый договор о границе, равноправный с точки зрения обеих сторон и закрепляющий отказ обоих участников договора от территориальных претензий, может составить после его подписания надежную основу двусторонних отношений.
Такие отношения будут закреплены воспитанием подрастающих поколений в обеих странах в духе дружелюбия, добрососедства, утверждения в сознании тезиса об отсутствии реальных национальных противоречий между нами, претензий, особенно территориального характера, друг к другу.
Пока же двусторонние отношения РФ и КНР в ряде случаев представляют собой жесткую конкуренцию по важным вопросам при активности, наступательности Пекина и относительной пассивности и оборонительной позиции Москвы. В связи с этим перед внешней политикой РФ стоит задача продвижения с осмотрительностью по трудному пути нахождения компромиссов, решения вопросов прежде всего в двусторонних отношениях с Пекином на основе приоритета национальных интересов своей страны.
Что можно сказать, говоря об истории и уроках русско-китайских отношений за последние сто лет?
Прежде всего, очевидно, надо принять во внимание основные события в наших двусторонних отношениях, а именно:
1895 г. Россия оказывает давление на Японию, заставляя ее отказаться от планов захвата части китайской территории, а также помогает Китаю получить заем в Европе.
1896 г. Россия и Китай подписывают договор (первый и тайный) об оказании совместно отпора военным захватам со стороны Японии, а также заключают соглашение о коммерчески взаимовыгодном предприятии о строительстве железной дороги на территории Китая за счет средств России.
1898 г. Россия дает согласие Германии на захват ею части территории Китая, затем сама берет Порт-Артур и Дальний, вынуждает Китай передать ей в аренду на 36 лет Ляодунский полуостров.
1900 г. Россия совместно с другими державами принимает участие в походе на Пекин и в подавлении боксерского восстания, а также вводит войска в Маньчжурию.
19041905 гг. Россия ведет на территории Китая войну с Японией и терпит поражение в этой войне.
1910-е гг. Россия способствует отделению Монголии от Китая.
1917 г. В условиях Гражданской войны в России (после свержения
монархического и провозглашения республиканского строя) нормальные дипломатические отношения между странами оказываются (в первый раз за 100 лет) прерванными на несколько лет: 19171924 гг.
1918 г. Китай направляет воинские подразделения на территорию России в целях защиты своих граждан.
1924 г. Россия (СССР) и Китай (Китайская Республика) восстанавливают (в первый раз) дипломатические отношения. Россия (СССР) помогает одной из сторон (Гоминьдану) в Гражданской войне в Китае (после свержения монархического и установления республиканского строя), способствует объединению Китая.
1927 г. Китай (Китайская Республика) разрывает дипломатические отношения с Россией (СССР) из-за того, что она помогает одной из сторон (КПК) в Гражданской войне в Китае. Дипломатические отношения отсутствуют (во второй раз) на протяжении нескольких лет: 19271932 гг.
1929 г. Россия (СССР) на короткое время вводит войска на китайскую территорию в целях защиты своих интересов на КВЖД.
1932 г. Россия (СССР) и Китай (Китайская Республика) восстанавливают (во второй раз) дипломатические отношения.
1937 г. Россия (СССР) и Китай (Китайская Республика) подписывают пакт о ненападении, по сути дела представляющий собой договор между ними (второй по счету) о совместных действиях на случай агрессии со стороны Японии.
19371945 гг. Россия (СССР) оказывает Китаю (Китайской Республике) помощь в его Войне Сопротивления (Отечественной войне) против Японии.

В декабре 1941 г. Китай (Китайская Республика) объявляет войну Германии, помогая тем самым России (СССР) в ее Отечественной войне.
1945 г. Россия (СССР) помогает Китаю (Китайской Республике) на его территории победить Японию. Россия (СССР) и Китай (Китайская Республика) подписывают (в третий раз) договор о дружбе и союзе на случай агрессии со стороны Японии.
1945 г. при содействии России (СССР) Монголия (Монгольская Народная Республика) становится отдельным от Китая самостоятельным государством, признанным как Китаем (Китайской Республикой), так и мировым сообществом.
1949 г. Россия (СССР) прекращает дипломатические отношения с Китайской Республикой и устанавливает дипломатические отношения с Китайской Народной
Республикой, становясь на сторону победителя в гражданской войне в континентальном Китае (т.е. на сторону КПК), которому она оказывала помощь и до его победы в ходе этой войны.
Китай оказывается разделенным на две части: континентальный Китай (Китайская Народная Республика) и островной Китай, остров Тайвань и прилегающие к нему мелкие острова (Китайская Республика). Россия (СССР) попадает в ситуацию, когда у нее существуют межгосударственные дипломатические отношения только с одной из частей Китая, одним из двух китайских государств с Китайской Народной Республикой, и отсутствуют отношения с островной частью Китая (Тайвань), с другим китайским



Содержание раздела