d9e5a92d

Основные события в двусторонних отношениях

1950 г. Россия (СССР) и континентальный Китай (Китайская НароднаяРеспублика) подписывают (в четвертый раз за столетие) договор о дружбе, союзе и взаимной помощи на случай агрессии со стороны Японии и ее союзников.
1950 г. Россия (СССР) и континентальный Китай (Китайская Народная
Республика) помогают своему корейскому соседу (КНДР), одной из частей разделенной корейской нации, в ее национально-международной или гражданско-международной войне на Корейском полуострове.
19501970-е гг. Россия (СССР) и континентальный Китай (Китайская Народная Республика) помогают политически и идеологически близкому им Вьетнаму (ДРВ, СРВ), государству, представляющему часть разделенной нации, в национально-международной или международно-гражданской войне.
1964 г. лидер континентального Китая (Китайской Народной Республики) Мао Цзэдун заявляет о существовании территориальных претензий к СССР.
1966 г. межгосударственные отношения России (СССР) и континентальной части Китая (КНР) утрачивают нормальный характер более чем на два десятилетия: 1966 1989 гг.
1969 г. руководствуясь идеей Мао Цзэдуна о допустимости войны в отношениях с Россией (СССР), континентальный Китай (Китайская Народная Республика) первым пускает в ход оружие, начав пограничные вооруженные столкновения на границе с СССР, вследствие чего обе стороны наращивают вооружения в сопредельных приграничных районах; возникает вооруженное противостояние между СССР и Китайской Народной Республикой.
1979 г. континентальная часть Китая (КНР) отказывается продлить действие договора 1950 г. с СССР. Дэн Сяопин призывает создать всемирнывй единый фронт борьбы против СССР.
1989 г. Россия (СССР) и континентальная часть Китая (КНР) восстанавливают (в третий раз за столетие) нормальные межгосударственные дипломатические отношения. Дэн Сяопин подтверждает тезис Мао Цзэдуна о территориях, которые Россия якобы отторгла у Китая.
1992 г. Россия (Российская Федерация) и островная часть Китая (Китайская Республика на острове Тайвань) договариваются об установлении торговых и культурных связей. Возникает ситуация, при которой Российская Федерация одновременно имеет отношения с обеими частями Китая: дипломатические отношения с континентальной частью Китая (Китайской Народной Республикой) и не дипломатические, но торговые и экономические связи с островной частью Китая (Китайской Республикой).
2001 г. РФ и КНР подписывают договор о до одбрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Итак, на протяжении всего этого столетия:
открыто проявлялись или подспудно охранялись заинтересованность обеих наций (и соответственно их государств) в нормальных добрососедских отношениях и одновременно взаимное недоверие;
каждая из наций то совершала действия, отвечавшие и ее собственным интересам, и интересам соседа, то допускала ошибки, осложняя и ухудшая двусторонние отношения, нанося им ущерб, ущемляя интересы соседа;
несмотря на имевшиеся противоречия, нации все-таки в основном сохраняли мир в отношениях и не ввязались в широкомасштабную войну друг против друга;
почти перманентно стоял вопрос о вступлении наций в ту или иную форму союзных отношений;
перед лицом опасности извне, со стороны третьих стран, нации активно и эффективно сотрудничали;
две нации неоднократно заключали между собой в той или иной форме соглашения и договоры и дружбе и союзе, но к концу столетия пришли без такого договора; в начале XXI в. подписали договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве;
отношения между нациями (межгосударственные отношения в различных формах, включая дипломатические отношения) то существовали, то прерывались или утрачивали нормальный характер, но затем восстанавливались;
то одна, то другая нация вмешивалась в той или иной форме и степени во внутренние дела соседа (в гражданские или внутренние войны и конфликты);
идеологические и политические (межпартийные) связи то содействовали сотрудничеству, то безмерно осложняли его, доводили межгосударственные отношения до разрыва или ненормального состояния, порой до вооруженного противостояния и конфликтов;
одна из наций делала вид, что в двусторонних отношениях нет проблемы границ и территорий, а другая нация не только не ставила под сомнение существование нерешенных проблем исторического характера (прежде всего, проблем границ и территорий), но и настаивала на их решении;
обе нации неоднократно имели возможность начинать историю отношений как бы с чистого листа, особенно в моменты провозглашения новых государств той или иной нации, однако каждый раз оказывалось, что накопившиеся в истории старые противоречия между ними живучи и дают о себе знать;


цивилизованные (культурные, разумные и традиционные) связи между нашими нациями (как на личном, так и на государственном уровне) были плодотворными, общение же на уровне охлосов (люмпенов) приводило к осложнению отношений, требовало их урегулирования с помощью центральных властей (которые, кстати сказать, были в основном сами виновны в возникновении таких ситуаций).
Из истории двусторонних отношений России и Китая за последние сто лет можно вынести некоторые уроки:
межгосударственные отношения (одного или нескольких государств с каждой стороны) в каждый данный период времени не могут рассматриваться изолированно, но представляют собой неотъемлемую составную часть всей совокупности отношений двух наших наций, России и Китая, на протяжении всей четырехвековой истории их знакомства и сожительства;
преобладающим фактором в истории взаимоотношений наших двух наций является необходимость объединения их усилий в целях обеспечения самого выживания каждой из наций;
главные опасности подстерегали наши нации не со стороны соседа, а либо извне, либо внутри каждой из наций в отдельности;
внутренние проблемы для каждой из наций имеют приоритетное значение, они важнее для нации, чем проблемы внешнего порядка, а потому и обеспечение мирной обстановки это первостепенная задача внешней политики государств каждой из наших двух наций;
обе нации нуждаются в вечном мире между собой;
процессы формирования единых наций применительно к России и к Китаю еще далеки от завершения, а это требует держаться в стороне от происходящего внутри нации-партнера;
процесс кристаллизации национальных территорий и границ продолжается, что предполагает гибкость и сдержанность в вопросах взаимных отношений;
надежной и прочной основы для двусторонних отношений не может быть до тех пор, пока одна из сторон сохраняет оговорки относительно характера договоров о границе и пока международно-правовыми документами не дезавуированы территориальные претензии одной стороны к другой стороне;
идеологические и политические (межпартийные) связи оказались исторически неизбежными и были необходимы в условиях своего времени, содействуя решению жизненно важных проблем внутри каждой из наций и обеспечивая наши общие интересы наций на мировой арене; в то же время эти связи представляются лишь одной из временных форм политики, направленной на решение национальных задач; жизнь показала, что больше нет необходимости в идеологических и политических (межпартийных) связях; во всяком случае, они должны быть полностью отделены от межгосударственных отношений; именно такое исключение идеологии и партийных интересов из серьезной политики может дать определенную гарантию прочности двусторонних межгосударственных отношений;
вполне допустимо существование межгосударственных отношений (скажем, не официальных, не дипломатических, но экономических и культурных) в различных формах между различными частями (государствами, государственноподобными образованиями) наших двух наций (естественно, при условии ненанесения ущерба интересам наций и государств);
несмотря на изменение соотношения сил обеих наций, им предпочтительно воздерживаться от соблазна использовать временные трудности и слабости соседа, ибо это грозит непредсказуемыми последствиями и может создавать угрозу для выживания обеих наций;
время союза наших двух наций против третьей стороны, а также время союза любой из наших двух наций с третьей стороной (третьими сторонами) против нации-соседа прошло; такие союзы представляются ныне неразумными;
главными принципами в отношениях наших двух наций являются: 1) мир, вечный и нерушимый мир, мир в любых условиях, мир как всеподавляющая необходимость; 2) независимость и полная самостоятельность, отказ от попыток навязывать какую бы то ни было общность (идеологическую, политическую либо иную), предполагающую принуждение нации-соседа силой к подчинению правильному толкованию взаимно обусловленной общности в случае ее отхода от ортодоксальности; 3) равенство или полнейшее равноправие во всем, в принципах и мелочах; эти три принципа (мир, независимость, равенство) неразрывно связаны между собой;
первые лица в руководстве каждой из наций, очевидно, будут вынуждены и в дальнейшем так или иначе брать на себя важнейшие функции по стратегическому осмыслению наших двусторонних отношений, по претворению в жизнь их тактики; от интеллекта и компетентности первых лиц зависит очень многое (иногда решающее) в двусторонних отношениях; в нашей стране целесообразно всегда иметь особый и отдельный орган государственное совещание (или совет) из представителей (руководителей) соответствующих министерств и ведомств, который давал бы президенту страны рекомендации относительно скоординированной внутри нашей страны политики по отношению к Китаю (в состав такого органа должны, во всяком случае, входить: президент, глава правительства, министры иностранных дел и обороны);
особое внимание к политике по отношению к Китаю, сопоставимое только с вниманием к политике по отношению к США, подсказано России всем опытом истории двусторонних русско-китайских и советско-китайских отношений;
история также показала, что ведущие или главные политические силы (политические партии) в каждой из наших стран сыграли важную роль в двусторонних русско-китайских отношениях; эти силы (партии) несут ответственность и за положительное и за отрицательное в истории наших отношений; поэтому интересы самих такого рода политических сил и их лидеров в будущем целесообразно подчинять коренным правильно понятым интересам наций, но ни в коем случае не ставить интересы лидеров и их партий выше интересов государств и наций;
отношения между нациями находятся в процессе развития, они непрестанно обновляются и изменяются;
обе нации, будучи, безусловно, совершенно самостоятельны в своей внешней политике, всегда будут нуждаться в согласовании двусторонних отношений, в консультациях по региональным и мировым проблемам;
политика России в отношении Китая не должна быть пассивной или периодически замирающей, она должна быть постоянно активной, предполагающей повседневную деятельность;
отношения с Китаем будут плодотворными, сохраняясь на уровне высочайшей культуры и централизации; в обозримом будущем (особенно учитывая высокую степень централизации власти и в континентальной и в островной частях Китая) эти отношения разумно держать под строгим централизованным государственным контролем, они должны также опираться на соответствующие законы;
государства обязаны не допускать бесконтрольного общения охлосов (люмпенов) наших двух стран, ибо это несет с собой потенциальную опасность для нормального состояния отношений двух наций;
в целом обе нации вполне могут жить в вечном мире, уважая независимость друг друга и строя свои отношения на основе полного равноправия и равенства.
Москва Пекин, Москва Тайбэй

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Проблемы Дальнего Востока (далее сокращенно: ПДВ). 1993,
1, с. 613.
2. ПДВ, 1994, 6, с. 57.
3. ПДВ, 1994, 6, с. 7.
4. ПДВ, 1996, 3, с. 610. Китайская Народная Республика в 19951996 гг. Политика, экономика, культура.

Москва. Издательская фирма Восточная литература.

РАН. 1997, с. 319320.
6. Известия. 17 июня 1998 г.
7. Там же, 16.11.96.
8. Там же, 20.11.96.
9. Там же, 15.04.97.
10. Известия. 16 октября 1999 г.
11. ПДВ, 1997, 3, с. 57.
12. Известия. 19 февраля 1998 г.
13. Там же, 31.03.98.
14. Там же, 01.04.98.
15. Там же, 13.05.98.
16. Там же, 04.06.98.
17. Там же, 30.06.98.
18. Там же, 16.07.98.
19. Жэньминь жибао. 29 августа 1998 г.
20. Известия. 26 августа 1998 г.
21. Там же, 23.08.98.
22. Там же, 20.11.98.
23. Там же, 18.11.98.
24. ПДВ, 1999, 1.
25. Там же, с. 1115.
26. НТВ, Герой дня. 23 ноября 1998 г.
27. Известия. 23 августа 1998 г.
28. Там же, 22.12.98.
29. Там же, 21.04.99.
30. Там же, 27.01.99.
31. Там же, 28.01.99.
32. Там же, 25.02.99.
33. О.А.Трояновский.

Через годы и расстояния. М., Вагриус, 1997, с. 365.
34. Известия. 26 февраля 1999 г.
35. Там же, 27.02.99.
36. Там же.
37. Там же.
38. Там же, 08.07.99.
39. Там же, 25.08.99.
40. Там же, 26.08.99.
41. Там же, 26.08.99.
42. Там же, 27.08.99.
43. Там же, 10.12.99.
44. Там же, 11.

12.99.
45. Там же, 19.01.2000.
46. Там же, 26.01.2000.
47. Там же, 31.03.2000.
48. Известия. 06 июля 2000 г.
49. Там же.
50. Там же, 19.07.2000.
51. Там же.
52. Внешняя политика Китая в 90-е гг.

Пекин, Синьсин, 1996, с. 910.
53. Там же, с. 1013.
54. Там же, с. 1317.
55. Там же, с. 18.
56. Там же, с. 1921.
57. Там же, с. 22.
58. Там же, с. 2223.
59. Там же, с. 24.
60. Там же, с. 25.
61. Там же, с. 26.
62. Там же, с. 2629.
63. Там же, с 29.
64. Там же, с. 2930.
65. Там же, с. 3132.
66. Там же, с. 3233.
67. Там же, с. 12.
68. Там же, с. 34.
69. Там же, с. 45.
70. Там же, с. 57.
71. Там же, с. 1, 89.
72. Там же, с. 33.
73. Чжунго вайцзяо. 1996 нянь бань. Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Вайцзяобу Чжэнчжи яньцзюши.

Бэйцзин. Шицзе чжиши чубаньшэ.

1996 // Внешние связи Китая. Ежегодник, изданный в 1996 г. Кабинет политических исследований МИД КНР. Пекин, Шицзе чжиши чубаньшэ, август 1996 г.
74. Известия, 22 ноября 1996 г.
75. Там же, 17.12.96.
76. Там же, 11.03.97.
77. Китай: прогресс в защите прав человека в 1996 году.

Пекин, Пресс-канцелярия Госсовета КНР, 1997, с. 10.
78. Известия. 24 июля 1997 г.
79. Там же, 20.10.98.
80. Московский комсомолец. 02 ноября 1999 г.
81. Известия. 11 апреля 2000 г.
82. Там же, 21.01.99.
83. Там же, 15.04.99.
84. Там же, 19.10.95.
85. В.Л.Ларин.

Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального вза-имодействия. Владивосток, 1998, с. 201.
86. Б.И.Ткаченко. Проблемы про-хождения границы между Россией и Китаем по протоке Казакевичева в районе Хабаровска. См.: Китай на пути модернизации и реформ.

Тезисы докладов X Международной научной конференции Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы (Москва, 2224 сентября 1999 г.) Часть 2, с. 2124.

М., 1999.
87. В.Л.Ларин. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального вза-имодействия.

Владивосток, 1998, с. 176.
88. Известия. 16 июля 1996 г.
89. Там же.
90. Там же, 20.04.98.
91. Там же, 07.07.99.
92. Там же.
93. Там же, 24.03.99.
94. Там же, 10.04.99.
95. Там же.
96. Там же.
97. Там же.
98. Там же, 28.05.99.
99. Там же, 03.10.97.

100. Там же, 27 .05 98
101. Там же, 03 .09 99
102. Там же, 20 .03 98
103. Там же, 12 .03 99
104. Там же, 26 .09 97
105. Там же, 07 .07. 99
106. Там же, 21 .04. 99
107. Там же, 30 .04. 99
108. Там же, 19 .08 99
109. Там же, 06 .05 99
110. Там же, 27 .04. 99
111. Там же, 06 .05 99

112. Там же, 28.08.99.
113. Там же, 25.08.99.
114. Финансовые Известия. 13 февраля 1997 г.
115. Известия. 11 февраля 1997 г.
116. Там же, 19.08.99.
117. Там же, 29.09.99.
118. Там же, 17.04.99.
119. Там же, 17.06.99.
120. Там же, 02.07.99.
121. Там же, 09.07.97.
122. Там же, 20.04.99.
123. Там же, 30.05.2000.
124. Там же, 04.03.99.
125. Там же, 12.08.97.
126. Там же, 02.06.2000.
127. Финансовые Известия.

09 июля 1998.
128. Русский телеграф. 24 июля 1998 г.
129. Известия. 09 апреля 1998 г.
130. НТВ. 05 июня 2000 г.
131. Лю Сумэй, Е.Н.Румянцев.

Китай, каким я его знаю. М., ЮПАПС, 1999, с. 113.
132. Известия. 04 августа 1999 г.
133. Там же, 13.08.99.
134. Там же, 10.03.2000.
135. Там же, 22.05.2000.
136. Там же, 07.12.99.
137. РТР.

03 и 06.08.99.
138. НТВ.

13.11.99.
139. Маяк. 10 апреля 2000 г.
140. Известия. 28 декабря 1996 г.
141. Там же, 15.04.97.
142. Там же, 16.04.97.
143. Там же, 29.05.97.
144. Там же, 02.07.97.
145. Там же, 26.03.99.
146. Там же, 26.03.99.
147. Там же.
148. Там же, 25.03.99.
149. Там же, 23.03.99.
150. Там же, 02.06.99.
151. Там же, 09.06.99.
152. Там же, 15.12.96.
153. Там же, 28.02.97.
154. Regional Security and Economic Cooperation.

International Aca-demic Symposium, p. 60.
155. Япония и проблемы безопасности в АТР.

С. 237.
156. Parris H.Chang.

Foreign Security Cooperation in Asian-Pacific Region: A Taiwan Perspective, p. 388.
157. Известия. 15 марта 1997 г.
158. Финансовые Известия. 28 сентября 1997 г.
159. Известия. 28 ноября 1997 г.
160. Там же, 21.12.99.
161 . Там же, 08.04.98.
162. Финансовые Известия. 11 июня 1998 г.
163. Сегодня. 08 августа 1998 г.
164. Известия. 09 июня 1999 г.
165. ОРТ. 30 ноября 1999 г.
166. Известия. 20 января 2000 г.
167. Там же, 28.01.2000.
168. Там же, 03.02.99.
169. Там же, 19.06.99.
170. Там же, 25.05.99.
171. Там же, 22.11.99.
172. Там же, 20.08.99.
173. Там же, 06.03.2000.
174. Новый мир, 2, 1998, с. 234.
175. Известия. 19 июля 2000 г.
176. Известия. 22 ноября 1996 г.
177. Маяк. 29 марта 1999 г.
178. Известия. 28 декабря 1996 г.
179. Там же, 15.12.96.
180. Финансовые Известия. 13 марта 1997 г.
181. Известия. 28 июня 1997 г.
182. Там же, 01.07.97.
183. Финансовые Известия. 19 августа 1997 г.
184. Известия. 01 июля 1999 г.
185. Там же, 01.07.99.
186. Финансовые Известия. 30 октября 1997 г.
187. Известия. 11 ноября 1997 г.
188. Там же, 18.10.97.
189. Там же, 25.11.97.
190. Там же, 10.12.99.
191. Там же, 21.01.2000.
192. Там же, 30.03.2000.
193. Там же, 25.10.97.
194. Финансовые Известия. 30 декабря 1997 г.
195. Там же, 14.04.98.
196. Маяк. 29 марта 1999 г.
197. Финансовые Известия. 04 июня 1998 г.
198. Известия. 24 июня 1998 г.
199. Там же, 10.11.99.
200. Лю Сумэй, Е.Н.Румянцев. Китай, каким я его знаю.

М., ЮПАПС, 1999, с. 117.
201. Там же, с. 117118.
202. Известия. 12 октября 1999 г.
203. Там же, 03.02.2000.
204. Там же, 29.12.99.
205. Там же, 08.10.97.
206. Там же, 13.08.98.
207. Там же, 28.10.98.
208. Там же, 04.07.98.
209. НТВ. 22 ноября 1998 г.
210. Известия. 14 мая 1999 г.
211. Там же, 30.09.99.
212. Там же, 31.01.2000.
213. Там же, 15.07.99.
214. Там же, 03.03.2000.
215. Там же, 06.03.2000.
216. Там же, 15.05.99.
217. Там же, 20.04.96.
218. Там же, 16.07.96.
219. Там же, 03.04.97.
220. Там же, 11.04.97.
221. Там же, 01.06.99.
222. Там же, 14.03.97.
223. Там же, 22.03.97.
224. Там же, 11.06.99.
225. Там же, 13.04.2000.
226. В.И.Матиас. Миграционные перемещения. Кому это выгодно? // Первые Востоковедческие чтения, посвященные памяти С.Г.Лившица. (Тезисы докладов и сообщений.) 7 мая 1996 г. Министерство образования РФ.

Барнаульский государственный университет. Барнаул, 1996, с. 7.
227. Известия. 08 апреля 1997 г.
228. Там же, 07.12.96.
229. Там же, 27.03.96.
230. Там же, 19.06.96.
231. Там же, 25.06.96.
232. Там же, 25.09.96.
233. Там же, 25.10.96.
234. Там же, 26.10.96.
235. Там же, 29.03.97.
236. Аргументы и факты, 3, 2000 г.
237. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным.

М., Вагриус, 2000, с. 154.
238. Там же, с. 155.
239. Там же.
240. Там же, с. 155156.
241. Там же, с. 156.
242. Там же, с. 157.
243. Там же, с. 158.
244. Там же, с. 159.
245. Там же.
246. Там же, с. 160.
247. Энциклопедия Нового Китая.

М., 1989, с. 186187.
248. Дэн Сяопин.

Основные вопросы современного Китая. Пекин, 1987, с. 267268.
249. Энциклопедия Нового Китая.

М., 1989, с. 181182.
250. Дэн Сяопин.

Основные вопросы современного Китая. Пекин, 1987, с. 103106.
251. The Republic of China.

1998 Yearbook. Taipei, 1998, p. 121122.
252. Китай и США.

Конфликт или сотрудничество. Пекин, 1996, с. 12.
253. Лю Сунбинь.

Цзюеци юй хойхуан (Подъем и расцвет). Пекин, 1999, с. 488.
254. The Free China Journal.

12.11.96.
255. Свободный Китай. Ноябрь-декабрь 1996 г., 6, с. 40



Содержание раздела