d9e5a92d

Операции по уничтожению бандитов

Таким образом, первый завет Б.Н.Ельцина В.В.Путину представлял собой именно наказ подавить вооруженных бандитов на Кавказе.
Это решение Б.Н.Ельцина было поддержано подавляющим большинством населения нашей страны после вторжения вооруженных бандитов и международных террористов в Дагестан и после серии взрывов жилых домов в столице нашей страны и в других ее городах, когда война была принесена бандитами в наши мирные города, когда погибли сотни мирных людей, молодых и старых, мужчин, женщин, детей. Тогда людям России стало очевидно, что против них начата война на уничтожение, в ходе которой бандиты под лозунгом смерть неверным хладнокровно и намеренно убивают людей, дабы запугать нас, заставить капитулировать.

В этой ситуации большинство россиян пришло к убеждению, что против бандитов и международных террористов необходимо применить всю мощь вооруженных сил страны, дабы их уничтожить.
К осени 1999 г. в РФ удалось создать такие вооруженные силы, которые оказались способны вести современную войну в самых трудных условиях, войну, при которой приходится вступать в непосредственное соприкосновение с бандитами и террористами, причем и в населенных пунктах, где они скрываются за живым щитом из женщин и детей, и в горных и лесных районах. В ходе операции по уничтожению бандитов и международных террористов (численность их вооруженных сил достигала нескольких тысяч, если не десятков тысяч) российская армия показала, что она по своему боевому духу и способности воевать не уступает никакой другой армии. Более того, по контрасту с действиями Америки и ее союзников по НАТО в Косово, где американцы в ходе военно-воздушной части операции не входили в непосредственное боевое соприкосновение с противником, не несли потерь в живой силе, а потому пользовались поддержкой населения в своих странах, российская армия оказалась самой боеспособной в наше время.

Ее боевой дух, ее профессионализм и мастерство, проявленные в ходе действий на Северном Кавказе, произвели сильное впечатление на Америку, заставили ее вновь в известной степени считаться с силой России, по крайней мере в военных расчетах. Поэтому в Вашингтоне, вероятно, и было принято решение пропагандистски снизить значение этого факта.

Более того, попытаться заставить Россию вновь почувствовать себя слабой и беззащитной перед лицом США.
Немалую роль при этом играли и продолжающиеся попытки Вашингтона за счет ущемления таких слабых участников международных отношений, как Югославия или Россия, попытаться налаживать отношения с мусульманским миром.
Представляется, что именно по этим причинам и была развернута пропагандистская атака Америки и ее союзников в Европе против России под флагом якобы гуманитарных соображений, заботы о мирном населении в Чечне. (Кстати, на самом деле очень многие чеченцы предпочитают мирно жить в других районах России. После установления в Чечне бандитского режима оттуда выехало от 700 до 800 тысяч человек, а в связи с началом военных действий осенью 1999 г. ее покинули (временно?) еще около 200 тысяч чеченцев, главным образом женщин и детей, которые либо сами предпочли сделать это, либо, частично действуя по плану своих родственников-бандитов, направились также на территорию других регионов той же России, никак не опасаясь никаких массовых насильственных действий против них российских властей, определенно зная, что на такие действия Россия не пойдет.)
США не нравилось, что Россия снова начала подниматься, что она начала выходить на мировую арену как военная держава, не только ни в чем не уступающая Америке, но, по сути дела, обладающая армией, солдатами, офицерами и генералами, которые более боеспособны, чем американские. В США испугались роста чувства национального достоинства в России, который был особенно заметен на том этапе войны на Северном Кавказе, когда армия продвигалась вперед, уничтожала бандитов и не несла значительных потерь.

До конца 1999 г. боевой дух России, ее армии, ее населения был очень высоким, настроение общества по этим вопросам было в основном единым.
Определенные круги в США считали такую ситуацию не отвечающей национальным интересам Америки и предпринимали усилия с целью противодействовать этому.
Китайцы же самой ситуацией, которая складывалась в их стране, а также в их взаимоотношениях с США и вообще на мировой арене, были подведены к необходимости занять позицию оказания моральной поддержки России в ее акциях по подавлению бандитов и международных террористов на Северном Кавказе.
В этой обстановке Б.Н.Ельцин на форуме в Стамбуле счел необходимым громогласно защищать интересы России публично перед всей мировой общественностью, подчеркнуть, что наша страна не позволит ущемлять ее права. Можно сказать, что на этой ноте завершилась история американской политики Б.Н.Ельцина. Эта политика имела, однако, свое продолжение и окончание, но уже, так сказать, заочно, т.е. при встречах не с американцами, а с китайскими лидерами.



Так первый президент РФ еще раз показал, что для него существуют тесные связи между его американской и китайской политикой. Б.Н.Ельцин завершил свое правление не поездкой в США или встречей с американским президентом в Москве, но счел необходимым, чтобы последний аккорд его внешней политики прозвучал в Пекине.
Б.Н.Ельцин гений политической интуиции и в то же время мастер политической импровизации, а точнее лидер, умеющий офор-млять свои решения и мысли своеобразными театральными эффектами, усиливающими их звучание. Он был впечатляющим актером и на мировой политической сцене.

Он также способен быстро и резко реагировать на, казалось бы, неожиданно возникающие обстоятельства.
Вполне вероятно, что в Вашингтоне попытались осложнить поездку президента РФ в Пекин в декабре 1999 г. Сам президент США У.Клин-тон счел необходимым приурочить к этой поездке заявление, в котором он сказал, что Россия дорого заплатит за то, что происходит на Кавказе. Тем самым в США, вероятно, рассчитывали, что поставят Б.Н.Ельцина и лидеров КНР в сложное положение или, во всяком случае, доведут до них твердую и решительную позицию Вашингтона по отношению к России. Это заявление американского президента было беспрецедентно резким. Никогда ни один президент США не позволял себе публично оскорблять Россию, наносить такой удар по ее национальному достоинству.

У.Клинтон, вероятно, просто попытался указать России ее место, да еще и перед лицом руководителей КНР.
Однако президент США, вероятно, не только плохо понимал Б.Н.Ельцина, но и не разбирался в настроениях людей в России, негодование которых оскорбительным высказыванием У.Клинтона требовало немедленного и впечатляющего ответа. Этот ответ последовал незамедлительно.
9 декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин после беседы с главой правительства КНР Ли Пэном, когда казалось, что встреча завершена, специально привлек внимание представителей средств массовой информации и сделал следующее заявление: Вчера Клинтон позволил себе надавить на Россию. Он, видимо, на секунду, на минуту, на полминуты забыл, что такое Россия, что Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия.

Он об этом забыл. Поэтому решил поиграть мускулами, как говорят. Так я хочу сказать через вас Клинтону: пусть он не забывается, в каком мире он живет. Не было и не будет, чтобы он один диктовал всему миру, как жить, как трудиться, как работать, как отдыхать и так далее.

Нет и еще раз нет. Многополюсный мир вот основа всему, т.е. так, как мы договорились с Цзян Цзэминем, председателем Китайской Народной Республики.

Мы будем диктовать миру, как жить, а не он один.
Эти слова первого Президента России выражали суть состояния национального самосознания людей России. В них содержалось и толкование Б.Н.Ельциным ситуации в мире, самой формулы многополюсного (или многополярного) мира.

С точки зрения Б.Н.Ельцина, речь должна была идти о независимости и самостоятельности, о равноправии всех субъектов международных отношений, о решительном несогласии с тем, чтобы кто-то один, в данном случае США, брал бы на себя роль диктатора в мире, а если уж диктовать, то всем вместе....
Иначе говоря, Б.Н.Ельцин призывал к признанию многообразности мира, равноправия всех членов мирового сообщества. Он решительно выступал против признания чьей бы то ни было верховной власти в нашем мире, будь то одна сверхдержава или некий альянс.

Из его слов следовало, что он был против всякого однополюсного мира и вообще мира, в котором кто-то более равен, чем другие. Что же касается договоренности с Цзян Цзэминем, то Б.Н.Ельцин видел ее как согласие каждой из сторон выступать против попыток навязывания мировому сообществу чьего-либо верховенства.
Б. Н.Ельцин сурово предупредил, что с Россией шутки плохи, что она, в случае, если у нее не останется выбора, вполне может защитить себя и своим ядерным оружием. Это, в частности, означало, что президент России напомнил о том, что его страну никому не удастся списать во второй эшелон сообщества наций или попытаться не считаться с ней.

Заявление Б.Н.Ельцина отражало и накопившийся у людей нашей страны протест против попыток ущемить и национальное достоинство, и права, и интересы России. Фактически Б.Н.Ельцин в момент своего выступления, оказавшегося его последним публичным заявлением по вопросам мировой политики, его политическим завещанием в этой области, был не только голосом России, но выразителем глубинных настроений россиян, главных или коренных жизненных интересов своей нации.
Президент США, очевидно, понял, что, задев душу каждого русского человека, он вторгся в такую область, где это грозило никому не нужными осложнениями во взаимоотношениях уже не президентов, но двух наций русских и американцев, а потому был вынужден тут же дать задний ход, конечно попытавшись сохранить лицо. Реагируя на высказывания президента России, У.Клинтон сказал: Я не считаю, что то, что они делают в Чечне, поможет им в достижению их целей.

Необязательно изгонять тысячи мирных жителей из их домов. Я убежден, что и Борис Ельцин не забыл, что США великая держава...

Давайте обращать внимание на то, что делается странами. Давайте не обращать внимания на некоторые заявления президентов.
Таким образом, президент США, с одной стороны, продолжал поддерживать антироссийский настрой части общественного мнения в своей стране и в других странах, пытаясь принизить всемирное значение борьбы против бандитов и международных террористов на Кавказе, которую вела Россия, и опасаясь возрождения мощи и влияния России в мире; с другой же стороны, он явно пошел на попятную, призвав Россию и россиян не придавать значения некоторым заявлениям президентов, т.е. и президента России и президента США.
Это было сочетание попытки спасти свой престиж и стремления сохранить мосты к продолжению и развитию двусторонних российско-американских отношений. В то же время в словах У.Клинтона таился обман, ибо подлинная позиция властей США в тот момент состояла в том, чтобы заставить нашу страну капитулировать перед нажимом США и тех сил в мусульманском мире, включая бандитов на Северном Кавказе, с которыми Вашингтон пытался найти точки соприкосновения и взаимопонимания, по крайней мере по вопросу об оказании давления на Россию.

Вашингтон исходил из ошибочного, на наш взгляд, представления о том, что для него в настоящее время важнее, чем нахождение взаимопонимания с Россией, достичь соглашения с некими мусульманскими силами, причем за счет компромисса, уступок в пользу этих сил, при поддержке их требований со стороны США и их союзников, и при ущемлении интересов некоторых других государств, например России или Югославии.
Собственно говоря, заявление президента США о том, что Россия поплатится за ее действия на Северном Кавказе, было обращено ко всему миру, в том числе и к руководителям КНР (в тот момент принимавшим президента РФ). Таким образом они были поставлены в известность, что Вашингтон не поддерживает позицию Москвы, а также призывает искать точки соприкосновения с мусульманским миром или с некоторыми его частями в глобальном противостоянии с Россией, прежде всего, на ее собственной территории, а также на землях бывшего Советского Союза.
В этой сложной ситуации Б.Н.Ельцин занял достойную позицию и получил поддержку большинства россиян, ибо он выразил общий настрой большинства граждан России в пользу применения вооруженных сил с целью освобождения страны от военной угрозы, ликвидации очага войны на нашей территории, войны, которую нам навязали бандиты и международные террористы, которую в известном смысле инспирировали из-за рубежа и которая имела своей целью отторжение от России частей ее территории при поддержке внешних сил.
Собственно говоря, никогда в истории ни один американский президент не забывался до такой степени, не распоясывался таким образом и не угрожал так России, как это сделал У. Клинтон.
В словах президента США нашло свое выражение скрывавшееся до той поры в тайниках души части американской политической элиты мнение о том, что Россию следует рассматривать как вечного соперника и что ныне настал подходящий момент для того, чтобы заставить ее подчиниться воле американцев, их государства.
В этом своем убеждении У.Клинтон сильно ошибался. Русских можно попытаться физически истреблять (как это, собственно говоря, и попытались сделать бандиты и международные террористы на Кавказе), но покорить их невозможно.

Да и в боевых действиях, как свидетельствует история, в конечном счете русские одерживали верх над теми, кто навязывал им войны.
С точки зрения людей России, У.Клинтон зашел слишком далеко. Он должен был услышать голос России, ее ответ.

Президент России Б.Н.Ельцин сделал нужное заявление, причем немедленно после высказывания У. Клинтона, да еще в Пекине, в присутствии главы правительства КНР. Если У.Клинтон позволил себе попытку поставить своим заявлением в неловкое положение президента России, находившегося тогда в КНР, то Б.Н.Ельцин сумел дать достойный ответ и не только загнал У.Клинтона в угол, но и вышел из положения с достоинством, напомнив о потенциале России и выразив глубинные настроения россиян, доведя их до сведения не только Вашингтона, но и Пекина.
Итак, Б.Н.Ельцин сыграл свою партию: он заявил о принципиальной позиции России, причем отразил настроения большинства граждан нашей страны, защитил достоинство России и российской армии, нашего народа.
После того как принципиальная позиция была выражена, было необходимо продолжать жизнь, навести мосты к продолжению столь необходимых и России и Америке двусторонних отношений.
Это было сделано также назамедлительно. С одной стороны, этому послужило упомянутое заявление Президента РФ в ответ на слова президента США.

С другой стороны, в тот же день глава правительства России В.В .Путин высказался следующим образом: Во-первых, я хочу обратить ваше внимание на то, что у нас очень хорошие отношения с Соединенными Штатами. У нас очень хорошие отношения с руководством Соединенных Штатов. (Здесь В.В .Путин намекал, очевидно, на хорошее начало личных отношений между ним и У.Клинтоном, которые были установлены при личной встрече в Окленде в сентябре 1999 г. Ю.Г.) Заявление, которое сделал президент США У.Клинтон, продиктовано, я думаю, заботой о том, чтобы у России не было дополнительных проблем. Повторяю, я считаю, что это связано с недостатком информации о событиях на Северном Кавказе.

Поэтому я просил бы считать абсолютно неправильным выстраивать информационное поле таким образом, что наступает или наступил какой-то период охлаждения между Россией и США. Уверен, что высказывания президента России и высказывания президента США на это не направлялись.

Что касается ядерной составляющей оборонной политики России, то она есть и будет.
12 декабря 1999 г. В.В.Путин сделал новые разъяснения: Россия имеет право на самозащиту. Разница между заявлениями президента и главы правительства прежде всего в стиле. Клинтона тоже резко критиковали во время кризиса в Югославии. Это (обмен высказываниями между Б.Н.Ельциным и У.Клинтоном.

Ю.Г.), скорее всего, напоминало обмен ударами виртуального характера. Мы не должны вести дело к осложнениям. Наши отношения с такой великой страной, как Китай, не направлены против третьих стран. Это развитие отношений с огромной и великой страной КНР.

Нам нужно проводить сбалансированную внешнюю политику в зависимости от долгосрочных глобальных интересов России.
Итак, В.В.Путин заявил, что Россия всегда оставляет за собой право на самозащиту; будет сохранять ядерную составляющую своей оборонной политики; будет продолжать делать все необходимое для поддержания хороших отношений с США; будет развивать связи с КНР, и они не будут направлены против третьих стран.
Министр иностранных дел России И.С.Иванов, давая официальную оценку переговорам Б.Н.Ельцина с руководителями КНР в Пекине в декабре 1999 г., говорил о том, что стороны договорились противодействовать негативным тенденциям в международной жизни, осудили стремление создать однополярный мир, при этом Цзян Цзэминь поддержал действия России по борьбе против терроризма. Таково было видение ситуации Министерством иностранных дел РФ.
К этому необходимо добавить следующее. Во время пребывания Президента РФ Б.Н.Ельцина в Пекине звучали неожиданные реплики, которые заставляли задумываться.
Президент России счел необходимым, например, публично поведать окружающим о том, как он провел ночь в Пекине. Б.Н.Ельцин говорил: Утром проснулся. Где я? Повернулся. У друзей.

Успокоился и снова уснул.
Из слов Президента России можно было сделать вывод о том, что Россия хотела бы спокойно почивать рядом со своим соседом, в котором она видит друга. Россия хотела, чтобы Китай был ей другом. Сама она искренне, по-дружески относится к Китаю.

По существу, именно в этом состоял завет Б.Н.Ельцина в области наших двусторонних отношений с Китаем.
В 2000 г. путем всенародного прямого и тайного голосования Президентом Российской Федерации был избран Владимир Владимирович Путин.
Как только об этом стало известно, первым из иностранных лидеров его поздравил по телефону председатель КНР Цзян Цзэминь. Это можно рассматривать и как знаковое событие.

Последним, с кем прощался на мировой арене перед уходом с поста первый Президент РФ Б.Н.Ельцин, был Цзян Цзэминь. Он же стал первым, кто приветствовал нового президента России после его избрания. Таким путем Россия и Китай подтвердили, что они ценят свои отношения, и продемонстрировали всему миру желание развивать и углублять связи между двумя государствами.

В телефонном разговоре с В.В .Путиным Цзян Цзэминь выразил надежду на плодотворную совместную работу во имя расширения и углубления стратегического партнерства между Россией и Китаем с тем, чтобы сделать две страны хорошими соседями, хорошими партнерами и хорошими друзьями.
Итак, прежде всего, в этой беседе было подтверждено намерение сохранять достигнутый уровень отношений и атмосферу в них, прилагать усилия для развития и углубления этих отношений. В разговоре В.В .Путина и Цзян Цзэминя была еще одна весьма существенная часть.
Главный вопрос, который особенно волновал в то время руководителей КНР, это вопрос о позиции мировых держав в том, что касается отношений между двумя берегами Тайваньского пролива. Председатель КНР был заинтересован в том, чтобы не образовалось никакого зазора между позициями первого и второго президентов России по этому вопросу.

Пожалуй, можно сказать, что в определенном смысле для Пекина это первостепенный вопрос в отношениях между РФ и КНР на нынешнем этапе их развития. Для руководителей КНР это вопрос вопросов одновременно о единстве Китая, и об отношениях с США, и об отношениях с Россией.
Во времена президента Б.Н.Ельцина Россия официально согласилась поддержать предлагаемые Пекином так называемые четыре не, т.е., во-первых, не признавать независимость Тайваня; во-вторых, не поддерживать концепцию одного Китая, одного Тайваня или двух Китаев; в-третьих, не поддерживать вступление Тайваня в международные организации, в которых членами могут состоять только суверенные государства, и, наконец, в-четверых, не продавать вооружение Тайваню. Цзян Цзэминь хотел, чтобы В.В .Путин подтвердил позицию по этому вопросу.
Второй президент России это хорошо понимал и полностью подтвердил все четыре главных принципа, из которых складывается официальная позиция России по этому вопросу и которые на данном этапе устраивают Пекин. В беседе с Цзян Цзэминем 27 марта 2000 г. В.В.Путин заявил: Россия уважает и поддерживает позицию Китая в тайваньском вопросе. Россия не поддерживает независимость Тайваня, равно как и концепцию двух Китаев или одного Китая, одного Тайваня.

Москва также против вхождения Тайваня в международные организации, подразумевающие членство суверенных государств. Россия не будет поставлять Тайваню оружие.
Цзян Цзэминь выразил благодарность за такую позицию по тайваньскому вопросу и в свою очередь заявил о своей поддержке усилий РФ по защите ее национального единства и целостности. Таким образом, и при новом президенте РФ стороны сразу же подтвердили главный пункт, позиция по которому объединяет их в нынешней международной обстановке.
Необходимо сказать, что В.В.Путин последовательно выступает за развитие дружественных отношений с КНР на протяжении всего того времени, когда он вышел на руководящие позиции в нашей стране. В июне 1999 г. в качестве секретаря Совета безопасности РФ В. В. Путин встречался с заместителем председателя Центрального военного совета КНР Чжан Ваньнянем.

При этом В.В.Путин заявил, что Россия и Китай являются крупнейшими странами-соседями. Их объединяют многие общие интересы.
В сентябре 1999 г. в Окленде В.В.Путин уже в качестве Председателя правительства РФ встречался с Цзян Цзэминем во время неформального форума стран-участниц АТЭС. При этой встрече, как сообщалось, Цзян Цзэминь говорил о многополярном мире. В январе 2000 г. исполняющий обязанности президента РФ В.В .Путин встречался с министром обороны КНР Чи Хаотянем и подчеркнул, что в нашей стране Чи Хаотяня знают как друга России.

В конце февраля начале марта 2000 г. в Москве побывал министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань. В.В.Путин принял его во время этого визита.
Одним словом, В.В .Путин в полной мере стал преемником Б.Н.Ельцина и в вопросе о политике нашей страны, в отношении Китая и Америки. Новый президент РФ открыт для дружественных отношений с КНР и готов к развитию хороших отношений с США.

Россия заинтересована в мирной обстановке в мире, которая ей необходима для решения сложных, прежде всего экономических, задач внутри страны.
Второй президент России В.В.Путин новая фигура на мировой арене. Поэтому представляется не лишним попытаться составить себе хотя бы некоторое и сугубо предварительное представление о нем и его взглядах.
Говоря о разграничении полномочий применительно к Чечне, В.В .Путин, в частности, отмечал: Человечество выработало огромное количество всяких вариантов сожительства различных народов в рамках одного государства. Да, нужно искать какой-то компромисс, и мы будем искать. Но нам никто никогда никакого решения силой навязывать не будет (т.е. мы этого не допустим.

Ю.Г.) [237].
Итак, Россия понимает необходимость компромиссов, но отвергает навязывание ей решений силой и в одностороннем порядке. В первую очередь стране, по мнению В.В.Путина, нужны моральные ценности [238], в них важная основа достижения взаимопонимания между партнерами на мировой арене.

В.В.Путин видит путь России как путь демократического развития [239]. И далее: Конечно, Россия более чем разнообразная страна, но мы часть западноевропейской культуры. И вот в этом наша ценность на самом деле. Где бы ни жили наши люди на Дальнем Востоке или на юге, мы европейцы. ...

Мы будем оставаться там, где мы географически и духовно находимся.



Содержание раздела