d9e5a92d

Очевидная самодостаточность России

Это касается и ситуации в мире. С годами стало ясно, что у Москвы и Вашингтона имеются и совпадающие и различные представления о своих интересах и путях их согласования.
Вхождения России, нынешней РФ, на равных в сообщество государств Запада, особенно в военном плане, не произошло. Этому препятствуют, в частности, прежде всего позиция наших западных партнеров, которые до сих пор не желают вести с нами дела в этой области, как говорится, на равных.

Играет в этом роль и очевидная самодостаточность России, ее реальная комплексная мощь и ее национальное самосознание, ибо все это побуждает нашу страну, оставаясь одной из неотъемлемых составных частей нашего мира, быть своеобразной и независимой, самостоятельной единицей.
С точки зрения национальных интересов нашей страны и ее реальной мощи как в настоящее время, так и в перспективе основной подход, которым нам, очевидно, целесообразно руководствоваться в мировых делах, состоит в утверждении принципа единства и многообразия нашего мира. Россия в этом случае видит себя частью единого мирового организма и в то же время полагает, что сей организм составлен из равноправных наций, всех наций, входящих в мировое сообщество, каждая из которых отличается своеобразием.
Во второй половине 1990-х гг. Москве было трудно находить общий язык со своими партнерами, особенно на Западе, в связи с неясностью перспектив развития внутриполитической ситуации в нашей стране, а также в связи с еще остававшейся, хотя и не преобладавшей вероятностью перехода всей полноты власти к силам, которые стремились восстановить советскую власть, советское государство со всей его внутренней и внешней политикой.
Именно в связи с этим, но не только, в США, в Японии, в странах Европы существует недоверие к политике Москвы. В частности, это проявляется в отношении этих стран к вопросу об увеличении числа членов военной организации НАТО.

Хотя нужно задуматься и над тем, что очень непростым оказался вопрос о согласовании уже не идеологических интересов и политики Москвы во времена СССР, а национальных интересов России, с одной стороны, и ее партнеров в упомянутых странах.
Отношения нашей страны с Америкой и Европой особенно обострились в связи с демонстрацией Западом намерения расширять состав военной организации НАТО, приближения ее к границам России. При этом в Москве увидели и намерения оставить нашу страну как одну изолированную военную единицу, включив в состав военной организации НАТО и некоторые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, не говоря уже о странах Восточной Европы.

Иначе говоря, стала вырисовываться перспектива нового противостояния всего Запада с современной Россией.
В этой ситуации в Москве сочли необходимым обострить вопрос о продвижении НАТО на восток, сделав его практически центральным в своих отношениях с Западом. Правда, Москва не оставляла усилий с целью развития нормальных экономических и других отношений со странами Запада.
В создавшейся ситуации, с точки зрения Президента РФ, стала актуальной задача искать прикрытие на Востоке в противовес обострившимся отношениям с Западом, и, в частности, поддерживать и развивать добрососедские отношения с КНР. Имелось в виду, что необходимо справиться с трудным наследством, оставленным периодом советско-китайских отношений, а именно преодолеть рецидивы ненормальной ситуации в отношениях, конфронтации, даже военного противостояния двух сторон.

Встала задача освободить двусторонние отношения с Пекином от взаимного недоверия, во всяком случае сделать все возможное, дабы продемонстрировать с нашей стороны такое желание.
При этом в МИД РФ иной раз прибегали и к постановке публично перед представителями средств массовой информации как бы риторических вопросов: Для чего нам вступать в НАТО? Не в союз же против Китая?

С точки зрения Москвы было целесообразно дать понять Вашингтону, что РФ может вместе с КНР возражать против диктата Запада в мировых делах. Такой видели ситуацию и Президент РФ Б.Н.Ельцин и министр иностранных дел Е.М.Примаков.
Итак, в Москве представлялось важным найти такие формы двустороннего сотрудничества с КНР, которые помогли бы сбалансировать и отношения Москвы со странами Запада. Одним словом, президент Б.Н.Ельцин взял курс на то, чтобы создать с Пекином такую структуру отношений, при которой Запад не имел бы возможности надеяться на использование некоей слабости в положении России на мировой арене, не мог бы спекулировать на постоянном давлении, которое испытывает Россия со стороны континентального Китая.

Б. Н.Ельцин хотел одновременно и снять это давление и укрепить свои позиции перед лицом нажима со стороны Запада.


В Пекине также произошло переосмысление подхода к ситуации на мировой арене и структуры отношений между государствами в мире.
Прежде всего, Пекин после распада СССР объективно оказался единственным центром силы, в определенном смысле противостоящим США, причем и в сфере идеологии, и в области политики, и даже в военном отношении. Иначе говоря, с распадом СССР завершилась советско-американская холодная война, а пекинско-вашингтонская холодная война в изменившихся формах все-таки продолжалась.

Конечно, речь не шла о начале военных действий, но о жесткой конкуренции по ряду существенных, прежде всего экономических, но и не только экономических, вопросов.
Пекин ощутил необходимость так изменить характер отношений с нашей страной, а точнее, так построить отношения с нашим новым государством, с Российской Федерацией, чтобы они послужили надежным тылом в его отношениях с Вашингтоном. Во всяком случае, Пекин был заинтересован в том, чтобы не только не продолжать в той или иной форме противостояние с нашей страной, но даже не просто поддерживать обычные, как бы неподвижные, двусторонние отношения с Москвой, а сделать эти отношения в определенном смысле, прежде всего в области мировой политики, активными.
Так возникла взаимная заинтересованность Москвы и Пекина в том, чтобы снять остатки военного и прочего противостояния в двусторонних отношениях и, более того, выступить на мировой арене в качестве двух сильных мировых держав, которые не только отдельно и самостоятельно ведут дела с США, с Западом, но и не позволяют никому играть на противоречиях между ними и даже демонстрируют некий единый подход к мировым проблемам в противовес стремлению кого бы то ни было навязывать только свою волю при решении мировых проблем.
Думается, что именно таким был в принципе подход Б.Н.Ельцина и Цзян Цзэминя к двусторонним отношениям в начале 1997 года. Конечно, тут были и скрытые, но существовавшие моменты, портившие картину безоблачного неба над Москвой и Пекином.
Дело в том, что намерения укреплять или подкреплять позиции друг друга на мировой арене не могли основываться на серьезном экономическом сотрудничестве. Россия не могла оказать экономическую помощь КНР. КНР не могла оказать экономическую помощь России.

Более того, сложным оставался вопрос о соотношении политических настроений в Москве и в Пекине. Здесь общих пунктов было немного.
Хотя в Москве заговорили не просто о рыночной экономике, а о социально ориентированной рыночной экономике, в чем можно было при желании найти сближение между столицами РФ и КНР по социально-экономическим вопросам, однако продолжали существовать разногласия по вопросу о демократических принципах, о демократии внутри каждого из наших двух государств. Это происходило в ситуации, когда имели место и связи между коммунистическими партиями обеих стран.

Все это осложняло обстановку, но не мешало Б.Н.Ельцину и Цзян Цзэминю делать шаги на пути развития отношений.
И 2226 апреля 1997 г. в Москве состоялась четвертая по счету встреча Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина и Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя.
По форме это было еще одно звено в истории наших двусторонних отношений, очередной шаг на пути их развития. По существу это стало своеобразным подведением итогов начального периода двусторонних отношений Москвы и Пекина после появления Российской Федерации как независимого государства.

Встреча отразила переход наших двусторонних отношений на их следующую, вторую по счету, ступень.
В ходе визита были подписаны документы, которые отвечали не только тактическим, но и стратегически, представлениям сторон об истории, современном состоянии и о будущем наших двусторонних отношений.
Регулярные встречи высших руководителей одна из характерных особенностей двусторонних отношений РФ и КНР. Это вызывается положением внутри каждой из стран и ситуацией на мировой арене.
РФ в своем переходном состоянии нуждается в мире, в добрососедских отношениях с КНР, в сохранении своих позиций в качестве мировой державы. КНР заинтересована в поддержании стабильных отношений со своими соседями на севере и северо-западе, прежде всего с РФ, в устойчивости своего положения в мире.
В конце 1990-х гг. РФ и КНР объединяли, возможно, прежде всего, общие интересы на мировой арене.

Очередная встреча на высшем уровне отвечала потребностям обеих стран, обоих лидеров, хотя в большей степени потребностям Цзян Цзэминя.
Во время встречи, 23 апреля 1997 г., Президент России и Председатель КНР подписали совместную российско-китайскую декларацию, текст которой приводится ниже:
Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка
Российская Федерация и Китайская Народная Республика (ниже именуемые Сторонами), исходя из развития отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке, из ответственности перед мировым сообществом, которую они несут как постоянные члены Совета Безопасности ООН, а также из совпадающих подходов к крупным международным проблемам, заявляют о нижеследующем.
1. Стороны в духе партнерских отношений будут прилагать усилия для содействия развитию многополярного мира и установления нового международного порядка.
Стороны считают, что в конце XX в. в международных отношениях произошли глубокие перемены. Закончилась холодная война. Исчезла биполярная система.

Ускоренно развивается позитивная тенденция формирования многополярного мира, меняются взаимоотношения между крупными государствами, в том числе между бывшими противниками в холодной войне.
Значительную жизнеспособность проявляют региональные организации экономического сотрудничества. Утверждается многообразие политического, экономического и культурного развития всех стран, растет роль сил, выступающих за мир и широкое международное сотрудничество. Все большее число стран приходит к общему пониманию того, что необходимы взаимное уважение, равенство и взаимная выгода, а не гегемонизм и силовая политика, диалог и сотрудничество, а не конфронтация и конфликты.

Построение мирного, стабильного, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка становится настоятельным требованием эпохи и императивом исторического развития.
2. Стороны выступают за то, чтобы взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование и другие общепризнанные принципы международного права стали фундаментальной нормой ведения межгосударственных отношений и основой для создания нового международного порядка.
Каждое государство имеет право, исходя из своих национальных условий, независимо и самостоятельно выбирать путь развития без вмешательства со стороны других государств. Различия в социальном строе, идеологии, системах ценностей не должны становиться препятствием для развития нормальных межгосударственных отношений.
Все страны, будь то большие или малые, сильные или слабые, богатые или бедные, являются равноправными членами международного сообщества. Ни одна страна не должна стремиться к гегемонии, проводить политику с позиции силы и монополизировать международные дела.
Стороны полагают, что отказ от дискриминационной политики и практики в экономических отношениях, укрепление и расширение на равноправной и взаимовыгодной основе торгово-экономических, научно-технических и гуманитарных обменов и сотрудничества будут способствовать совместному развитию и процветанию.
3. Стороны выступают за утверждение новой, имеющей всеобъемлющее значение концепции безопасности. Они считают, что необходимо покончить с менталитетом холодной войны, выступают против блоковой политики.

Необходимо мирными способами урегулировать разногласия и споры между странами, не применять силу и не угрожать ее применением, путем диалога и консультаций содействовать установлению взаимопонимания и доверия, через двусторонние и многосторонние координацию и сотрудничество стремиться к миру и безопасности.
Стороны рассматривают Содружество Независимых Государств как важный фактор стабильности и развития в Евразии. Они подчеркивают, что Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы, а также Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы имеют важное значение и могут служить моделью достижения регионального мира, безопасности и стабильности после окончания холодной войны.
Стороны намерены содействовать процессу разоружения, подчеркивают важность подписания Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия. Стороны выражают озабоченность по поводу попыток расширения и усиления военных блоков, поскольку эта тенденция может вызвать угрозу безопасности отдельных стран, нагнетание напряженности в региональном и глобальном масштабе.
4. Стороны единодушны в том, что необходимо усилить роль ООН и ее Совета Безопасности, позитивно оценивают усилия ООН по поддержанию мира и безопасности во всем мире. Они считают, что место и роль ООН в мире, как наиболее универсальной и авторитетной организации, состоящей из суверенных государств, не могут быть подменены никакой другой международной организацией. Стороны выражают уверенность в том, что ООН сыграет важную роль в установлении и поддержании нового международного порядка.

В миротворческих усилиях ООН акцент должен быть сделан на предотвращении возникновения конфликтов и их разрастания. Миротворческие операции могут проводиться только по решению СБ ООН и только с согласия заинтересованных стран, в строгом соответствии с выданным мандатом Совета Безопасности и под его контролем.
В тех случаях, когда Совет Безопасности ООН в соответствии с Уставом выносит решение о применении санкций, ущерб от их введения, как и ущерб для третьих стран и соседних регионов, должен быть сведен к минимуму. Сами же санкции необходимо своевременно смягчать и отменять по мере выполнения резолюций Совета Безопасности ООН.
Стороны выражают готовность тесно сотрудничать с ООН и ее специализированными учреждениями, прилагать усилия для повышения эффективности работы ООН. Стороны намерены вести регулярные консультации по соответствующим вопросам работы ООН и с учетом обстоятельств координировать свои действия в этой области.
5. Стороны подчеркивают, что широкие круги развивающихся стран и Движение неприсоединения являются важной силой, способствующей формированию многополярного мира и становлению нового международного порядка. Усиливается взаимодействие развивающихся стран. Повышается их роль в международной политике, увеличивается их доля в мировой экономике. Подъем развивающихся стран придаст мощный импульс историческому процессу становления нового международного порядка.

В будущем новом международном порядке эти страны должны по праву занять подобающее им место, равноправно и без какой-либо дискриминации участвовать в международных делах.
6. Стороны с удовлетворением отмечают, что установление и развитие российско-китайских отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке, идет в ногу с развитием международной ситуации и международных отношений после холодной войны, полностью отвечает коренным интересам народов двух стран и способствует миру и безопасности в АТР и во всем мире.
Россия и Китай, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН, придерживаясь принципов партнерства, добрососедства и дружбы, равноправия и доверия, взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития, строго соблюдая принципы международного права, утверждают долговременные межгосударственные отношения нового типа, не направленные против третьих стран. Это важный практический опыт для установления нового международного порядка.
Стороны намерены активно использовать и укреплять сформировавшуюся систему контактов на высшем и высоком уровнях. Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел двух стран проводят регулярный обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и важным международным проблемам.
Стороны, руководствуясь чувством исторической ответственности за мир и развитие во всем мире и будущее человечества, укрепляют координацию и сотрудничество в международных делах. Обе страны прилагают усилия для дружественного сосуществования и равноправного сотрудничества со всеми другими государствами, вносят свой достойный вклад в дело укрепления мира во всем мире и совместного прогресса человечества.
7. Человечество вступает в новую эру. Вопрос о том, в каком международном порядке будут жить люди в следующем столетии, все острее встает перед народами всех стран.

Стороны призывают все страны развернуть активный диалог по вопросу о строительстве мирного, стабильного, справедливого и рационального нового международного порядка и готовы к совместному обсуждению любых выдвигаемых в этой связи конструктивных предложений.
За Российскую Федерацию За Китайскую Народную Республику
Президент РФ Председатель КНР
Б.Н.Ельцин Цзян Цзэминь
Москва, 23 апреля 1997 года [11].
Итак, главное содержание встречи подписание совместной декларации о справедливом и рациональном новом международном порядке (слова Цзян Цзэминя, идея Дэн Сяопина). Россия стремилась гарантировать свой тыл, особенно в условиях обострения (реального или даже внешнего) отношений на Западе.

Соглашение могло вместе с тем усилить напряженность в отношениях РФ с США и другими странами, которые воспринимали этот шаг Москвы как свидетельство влияния в нашей стране политических сил, близких к прежней политической системе.
Пекин в свою очередь продолжал осуществлять свою стратегическую линию, укреплял позиции в мире. Для него было также важно обеспечить надежный тыл в условиях, когда внутри страны после ухода из жизни Дэн Сяопина могли начаться неурядицы, а США и другие страны были способны усилить нажим на континентальный Китай. Одновременно со стороны Пекина это было продолжение борьбы против незаконных претензий на мировое лидерство или гегемонизма, в данном случае США.

Наша страна при этом оказывалась фактически на стороне одной из двух противостоявших друг другу мировых сил. Хотя в документе речь шла о многополюсности, но на деле под прикрытием этого термина снова проводилась мысль о делении государств на два лагеря.

Подталкивая нас на конфронтацию с США, Пекин не вставал рядом с РФ, когда она, как это ей представлялось, защищала свои интересы перед лицом США и НАТО.
В целом совместная декларация 1997 года отвечала близлежащим интересам лидеров обоих наших государств, но могла развести наши страны в будущем.
В информационном сообщении о визите Цзян Цзэминя в Москву содержалось утверждение о том, что нынешний характер отношений РФ и КНР это модель межгосударственных отношений в постконфронтационную эпоху. В этом же сообщении говорилось, что, благодаря совместным усилиям, наметилась перспектива завершения на основе взаимоприемлемых развязок демаркационных работ на российско-китайской границе, что явится важной предпосылкой превращения границы между двумя странами в полосу мира, добрососедства и сотрудничества.
Во время визита Цзян Цзэминя в Москву было также подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Официальная оценка этого документа сводилась к следующим утверждениям:
Уникальность этого крупного военно-политического документа состоит в том, что впервые пяти странам АТР удалось путем равноправных переговоров, преследовавших цель не ослабления друг друга, а создания на совместной границе спокойной и добрососедской обстановки, решить ряд острых проблем, относящихся к такой деликатной и чувствительной области, как национальная безопасность. Предусмотренные Соглашением взаимные сокращения вооруженных сил в стокилометровой зоне по обе стороны от линии границы не затрагивают необходимый с точки зрения обеспечения обороноспособности сторон потенциал, не наносят ущерба их безопасности.
Указанный документ наряду с подписанным в апреле 1996 г. в том же формате в Шанхае Соглашением о мерах доверия в военной области в районе границы означает создание в Азии беспрецедентной зоны мира и стабильности протяженностью в 7,5 тыс. км. (Из Информационного сообщения о государственном визите в РФ Председателя КНР Цзян Цзэминя.)
На самом же деле этот многострадальный документ оказался либо просто навязан, либо вынужденно необходим лидерам РФ, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Видимо, с их точки зрения, он представлял собой гарантию от возникновения в ближайшем будущем напряженности и конфликтов в районе границы.

Документ закреплял связи РФ с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном.
Соглашение отражало исторически сложившуюся реальность, а именно тот факт, что упомянутые страны были заинтересованы в сохранении статус-кво, т.е. совместно охраняемой границы с КНР. При этом оставались нерешенными вопросы относительно территорий и границ, во всяком случае у РФ с КНР, у Казахстана с КНР и особенно у Таджикистана с КНР, так как Пекин не снял претензии на значительную часть Памира (28 тыс. кв. км таджикской территории, т.е. на целую Албанию).

Окончательное юридическое решение вопросов о границах и территориях было впереди, предстояли сложные дипломатические переговоры.
Соглашение было подписано по настоянию Пекина. Сокращение вооруженных сил фактически касалось РФ, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

А вооруженные силы КНР, в целом превосходя совокупные военные силы упомянутых государств, дислоцируясь в глубине территории континентального Китая, за пределами стокилометровой зоны, могли быть переброшены к границе в сжатые сроки.
Требование сократить военные силы Пекин предъявил не только РФ, но и таким относительно малым по сравнению с КНР странам, как Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Очевидно, что это требование вытекало из того, что Пекин полагал эти страны имеющими слишком тесные отношения с Россией.

Более того, Пекин возлагал на них часть ответственности за военную угрозу континентальному Китаю в прошлом, а также распространял на них известные территориальные претензии по выставлявшимся в течение долгого времени территориальным счетам. Соглашение предусматривало инспекцию китайскими военными наших вооружений и военных сил; выше уже сказано, что нам инспектировать по китайскую сторону границы в полосе 100 км было практически незачем, да у нас и не было такого желания; это было не наше предложение.
Соглашение о сокращении военных сил вдоль границы с КНР это несправедливое и неравноправное для РФ, Казахстана, Киргизии, Таджикистана соглашение. Президенты этих государств, с одной стороны, были вынуждены подписать это соглашение, но, с другой стороны, взяли на себя в различных долях, причем преимущественно ответственным тут оказался Президент РФ, ответственность за подписание соглашения, несправедливого и неравноправного в отношении собственных стран и народов.
В ходе пребывания Цзян Цзэминя в Москве в апреле 1997 г. было объявлено о создании российско-китайского общественного Комитета мира, дружбы и развития XXI в., он был официально охарактеризован, как механизм активного подключения широких слоев российской и китайской общественности и деловых кругов к укреплению связей между двумя странами.



Содержание раздела