d9e5a92d

Неравномерность развития международной экономики.

Затем он говорил о совершенствовании социалистической демократии и правопорядка, об усилении идейнополитической работы, о едином руководстве центра.
Цзян Цзэминь упомянул и о курсе на строительство социалистической материальной культуры вместе с духовной культурой. Тем самым Цзян Цзэминь оправдывал действия властей КПК-КНР в июне 1989 г. в Пекине и как бы давал советы относительно того, как целесообразно вести дела в сфере внутренней политики.
Цзян Цзэминь заявил, что реформа является и новой революцией. Он упомянул о том, что задача остается все же очень тяжелой. В частности, разрыв в степени развития между восточным приморьем, с одной стороны, и центральными, западными регионами страны, с другой, заметно увеличивается; несправедливость в распределении тоже явственно выступает. (Цитаты даются по распространенному пресс-службой Цзян Цзэминя переводу на русский язык текста его выступления.

Ю.Г.) В условиях открытия внешнему миру стали появляться и некоторые негативные и разлагающие вещи. В отношении всего этого необходимо вырабатывать соответствующие ответные меры.
Цзян Цзэминь подчеркнул роль Дэн Сяопина, назвав его генеральным конструктором политики реформы, открытости и строительства социалистической модернизации Китая. Он играет исключительно важную роль в руководстве этой новой революцией и внес великий исторический вклад в дело основания теории о строительстве социализма с китайской спецификой.

Эта теория представляет собой квинтэссенцию опыта этой новой революции, а также и идейную путеводную звезду, озаряющую путь непрерывного развития этой новой революции.
Наконец, подводя итоги первой части выступления, Цзян Цзэминь пояснил своей российской московской аудитории, что народы различных стран прилагают усилия к развитию собственной страны, на практике реформы могут наталкиваться на аналогичные обстоятельства и вопросы, которые нуждаются в совместном обсуждении и взаимном заимствовании. Однако ни путь развития, ни модель реформы нельзя механически скопировать, тем более нельзя навязывать извне.

Притом фактически и не существует стандартной модели развития. Путь развития каждой страны должен быть выбран самим народом данной страны и реформу необходимо проводить исходя из конкретных условий данной страны.

Опыт других стран может быть только принят к сведению или в качестве подспорья. Мы знаем, что Россия в настоящее время ведет поиски пути реформы и развития, соответствующего реальной действительности своей страны.
Итак, первая часть выступления Цзян Цзэминя была практически посвящена доказательству того, что его партия проводит верный курс, сохраняет в КНР свой политический и экономический строй, полагает, что достигла на этом пути успехов. Россия пока только находится в поисках и переживает одни лишь трудности, поэтому, как это подспудно ощущалось при слушании речи Цзян Цзэминя, ей было бы лучше взять для себя в ряде важных областей в качестве руководства опыт руководителей КПК-КНР, чтобы, идя за Пекином в сфере внутренней политики, решать проблемы, существующие в политической и экономической жизни нашей страны.
Цзян Цзэминь твердо придерживался курса, который был определен Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином, повторял выдвинутые ими положения, в том числе и те, которые возникали в свое время в ходе идеологической борьбы между КПСС-СССР, с одной стороны, и КПК-КНР, с другой стороны. Примечательно и то, что в 1994 г. на первом месте для Цзян Цзэминя в делах, связанных с нашей страной, ее высшим руководителем, были не проблемы мировой политики, не вопросы двусторонних отношений, а все еще то, что было связано с ведением дел внутри той или иной страны, с уклоном в сторону некой общности между историческим развитием и ситуацией в КНР и в РФ, естественно, при подчеркивании различий между ними.

Особо необходимо отметить, что, с точки зрения Цзян Цзэминя, реформы, осуществляемые в той или иной стране, и, во всяком случае, в КНР, это, собственно говоря, новая революция, продолжение революции, революция в иной форме; Цзян Цзэминь предлагал видеть в преобразованиях 1990-х гг. революцию; он не говорил об эволюции.
Затем Цзян Цзэминь перешел к вопросам мировой политики. Прежде всего, он остановился на многополярности мира. По его словам, по окончании холодной войны перестала существовать биполярная структура. Идет непрерывное расслоение и перегруппировка различных сил, наблюдается ускоряющийся рост тенденции к многополярности.

По мнению Цзян Цзэминя, хотя шансы на мир во всем мире продолжают расти, однако в мире все еще нет покоя. В некоторых местах все еще не прекращаются катаклизмы, вооруженные конфликты и локальные войны.



По-прежнему живы гегемонизм и политика силы. Усугубляется и неравномерность развития международной экономики.

Миру и развитию во всем мире по-прежнему предстоит серьезный вызов.
В этой ситуации Китай, по слова Цзян Цзэминя, готов на основе пяти принципов мирного сосуществования развивать добрососедские и дружественные отношения с сопредельными странами, Китай открыт и Западу и Востоку.
Итак, уже тогда Пекин настойчиво предлагал Москве принять его тезисы о многополярности в современном мире с целью борьбы против гегемонизма и политики силы. Учитывая то, что в это время наша страна уже не могла, даже объективно, претендовать на гегемонизм, речь шла, конечно, о некой совместной позиции Пекина и Москвы относительно Вашингтона, во всяком случае в оценке ситуации на мировой арене.
Цзян Цзэминь счел необходимым напомнить позицию Пекина по вопросам истории, в том числе истории отношений наших двух стран: У Китая было трагическое прошлое, когда в течение длительного периода времени он подвергался третированию, расчленению, порабощению и грабежу со стороны империалистических держав. Китай решительно выступает против вмешательства в свои внутренние дела, вместе с тем никогда не вмешивается во внутренние дела других стран. В международных делах мы всегда самостоятельно принимаем решение и излагаем позицию, исходя из коренных интересов китайского народа и народов всего мира в соответствии с нормами международных отношений.

Китай выступает против гегемонизма и политики силы, и сам ни в коем случае не будет претендовать на гегемонию, и будет твердо придерживаться такого курса даже тогда, когда станет зажиточной страной в будущем. Китай всегда верен своему слову, он является надежным другом народов всех стран мира.
Далее Цзян Цзэминь говорил о существовании в мире больших и малых, богатых и бедных, сильных и слабых стран. При этом он подчеркивал, что все они должны быть равноправными.
Цзян Цзэминь подтвердил тезис, согласно которому разногласия и споры между государствами должны решаться мирным путем посредством консультаций и переговоров на справедливой основе. Вопросы, которые пока нельзя разрешить сразу, следует временно отложить согласно принципу искать общего при наличии (сохранении.

Ю.Г.) разногласий, чтобы они не помешали развитию нормальных межгосударственных отношений.
Одним словом, заявил Цзян Цзэминь, необходимо добиться политического равенства и экономического процветания на земном шаре.
Раздел выступления Цзян Цзэминя, посвященный вопросам международных отношений, свидетельствовал о том, что Пекин предлагал Москве исходить из продолжавшего существовать разделения мира на богатых и бедных, из того, что кто-то продолжает проводить гегемонистскую политику или политику силы, что угроза военных столкновений по крайней мере сохраняется. Иными словами, с точки зрения Цзян Цзэминя, Москве, которая утратила свое положение равной по военному потенциалу США сверхдержавы и опустилась до своего нынешнего уровня, следовало бы, осознав свое новое положение, пойти за Пекином в борьбе за всеобщее равноправие всех государств мира, в борьбе против США и их союзников.

В свою очередь Цзян Цзэминь намекал на обещание пока не поднимать вопросы, которые остались, с его точки зрения, нерешенными в истории наших двусторонних отношений, т.е., прежде всего, пока не выдвигать территориальных претензий к нашей стране.
Перейдя к состоянию двусторонних отношений РФ и КНР, Цзян Цзэминь отметил, что Россия крупнейшая соседняя страна Китая. Наши страны соединяет общая граница протяженностью в 4 тысячи с лишним километров. ...Китай и Россия уже стали главными торговыми партнерами друг у друга, двусторонняя торговля получила большое развитие. Граница между двумя странами уже стала границей мира и дружбы, чему очень рады народы обеих стран. Люди нашего поколения хорошо знают, какой нелегкий путь мы прошли ради достижения нынешней благоприятной обстановки, ее необходимо очень беречь.

Сохранение отношений добрососедства и дружбы, по словам Цзян Цзэминя, является и сильным желанием наших народов, и благородной миссией политических деятелей двух стран.
Далее он говорил о большой взаимодополняемости экономики РФ и КНР, о перспективах равноправного и взаимовыгодного двустороннего сотрудничества.
Цзян Цзэминь затем остановился на вопросе о том, что в приграничной торговле и в обмене людьми имели место некоторые беспорядочные явления. В связи с этим, сказал Цзян Цзэминь, я хотел бы подчеркнуть, что, во-первых, от какой бы стороны эти явления ни исходили, они вызваны лишь поступками отдельных людей, а не продиктованы политической установкой того или другого правительства; во-вторых, эти проблемы возникли в ходе прогресса и развития, когда начался быстрый переход от прежнего взаимного закрытия и отчужденности к взаимному открытию и обмену, обеим сторонам не хватало должной моральной подготовки и необходимых мероприятий; они не оказывали и не должны оказывать отрицательное влияние на нормальное развитие отношений между двумя странами в целом; в-третьих, принципиальная позиция китайского правительства такова: поддерживать и защищать законную упорядоченную торгово-экономическую деятельность, притом особенно выступать за укрепление сотрудничества между мощными и пользующимися хорошей репутацией предприятиями двух стран; не поддерживать и не защищать незаконной, хаотичной, беспорядочной, наносящей ущерб интересам потребителей торговой деятельности, а также лиц, занимающихся подобной деятельностью. Китайское правительство неизменно выступает против незаконной эмиграции, решительно борется с преступниками, занимающимися такими деяниями, не допускает, чтобы китайские граждане занимались делами в ущерб отношениям добрососедства и дружбы между Китаем и Россией.

Разумеется, мы в свою очередь также рассчитываем на эффективную защиту с российской стороны законных прав и интересов китайских граждан, занимающихся нормальной торгово-экономической деятельностью. Руководители обеих стран пришли к единому мнению, что усиление контроля в вышеуказанной сфере призвано содействовать развитию взаимного обмена и сотрудничества, а не отказываться от такого обмена и сотрудничества, как говорится в китайской поговорке перестать есть только потому, что чем-то раз подавился. По нашему убеждению, как Китай, так и Россия, дорожат нелегко достигнутыми отношениями добрососедства и дружбы между двумя странами, ценят уже полученный большой прогресс, не желают видеть никакого ущемления этим отношениям.

При таком общем понимании проблемы, появившиеся в ходе прогресса и развития, нетрудно будет разрешить путем искреннего сотрудничества и дружественных консультаций двух сторон.
Цзян Цзэминь выступал перед представителями московской общественности непосредственно после проведения переговоров с Президентом РФ. Представляется, что практически выступление Цзян Цзэминя было изложением части его аргументации в беседе с Б.Н.Ельциным.

Кстати, можно отметить, что Президент РФ не довел до общественности свою позицию в беседе с Цзян Цзэминем.
Вполне очевидно, что к моменту визита Цзян Цзэминя в Москву назрел вопрос об упорядочении нецивилизованных связей между двумя странами. Граница с российской стороны в 19921994 гг. была практически дырявой. В нашу страну впервые в истории двусторонних отношений хлынул массовый поток мелких и средних предпринимателей и торговцев из континентального Китая, а также представителей крупных государственных предприятий, разного рода компаний и фирм.

Просачивались и преступные элементы, которые хотели поживиться, грабя главным образом граждан КНР.
Эта ситуация возникла по целому ряду причин. С одной стороны рядовые граждане наших государств, особенно склонные к предпринимательству и торговле, решили использовать удобный случай для собственного обогащения. При этом с обеих сторон это во многих случаях были далеко не лучшие представители общества, иной раз просто его отребье.

Так произошла своеобразная массовая встреча охлосов обеих стран.
Количественно и географически это два потока из РФ в КНР и из КНР в РФ были несопоставимы. Из России в континентальный Китай ездило во много раз меньше людей, чем из КНР в нашу страну.

В материковом Китае наши люди бывали в ограниченном числе мест или городов, а в городах практически лишь в строго регламентированных районах и местах проживания, находившихся под усиленным контролем соответствующих органов власти КНР. На нашей территории приезжие из КНР бывали практически везде и действовали вне какого бы то ни было контроля со стороны органов власти РФ.

Знакомство рядовых граждан обеих стран, таким образом, происходило, главным образом, на территории Российской Федерации, а потому и воздействие этих встреч сказалось прежде всего у нас; оно произвело не лучшее впечатление.
Деятельность наших индивидуальных торговцев, а именно они составляли подавляющую часть тех, кто решил начать сновать, подобно челнокам, из РФ в КНР и обратно, заняться транспортировкой товаров из континентального Китая для продажи в нашей стране, была фактически с самого же начала строго ограничена властями КНР и загнана ими в соответствующие резервации организована в совершенно определенных городских гостиницах и на рынках под строгим присмотром властей. Под таким же контролем находились на территории континентального Китая и китайские партнеры наших челноков. Иными словами, деятельность нашего челночного охлоса осуществлялась под строгим контролем властей КНР; челнокам продавали только то, что считали возможным продавать власти КНР, и через них покупали только то, что требовалось властям КНР; чаще всего эти операции приносили китайской стороне твердую валюту.

Власти КНР организовали эту часть операции по принципу: Из России твердую валюту, а в Россию китайские товары быстрого проедания и изнашивания, причем любого, самого низкого, качества.
В то же время на нашей территории такого рода деятельность оказалась на длительное время почти совершенно не контролируемой. С китайской стороны здесь действовала огромная масса людей, которые выступали или от себя лично, от своей семьи, либо от имени тех или иных государственных или частных организаций, часто прикрываясь названиями практически фиктивных фирм, но стремясь сбыть в нашу страну залежалые китайские товары широкого потребления и низкого качества, а взамен получить либо стратегические товары, либо ценное сырье, либо валюту. Судя по размаху ряда операций дело было поставлено на широкую ногу, с ведома и по заданию соответствующих государственных организаций и учреждений.

Что же касается индивидуальной деятельности китайских челноков, то и для них власти КНР фактически открыли дорогу в нашу страну, никому из них не запрещая выезд для торговых операций, которые приносили выгоду главным образом китайской стороне.
По своей сути эта деятельность нанесла огромный ущерб России, ущерб не подсчитанный и не учтенный, но вполне сравнимый со всеми претензиями материального характера, которые когда-либо в истории предъявляли нашей стране власти континентального Китая, например в 1940-х гг. в связи с присутствием Советской Армии на территории Китая после Второй мировой войны. Конечно, при этом обогатились и некоторые российские компрадоры, граждане РФ, которые выступали посредниками в такого рода торговых сделках с китайскими предпринимателями и организациями. Это также содействовало насыщению российских рынков, особенно на Дальнем Востоке, китайскими товарами быстрого изнашивания и быстрого проедания.

С другой стороны, как уже упоминалось, это был неэквивалентный обмен; равенства между партнерами не было; наша страна оказалась в неравном положении, главным образом из-за политики властей КНР, которые могли, если бы захотели, остановить волну разграбления наших природных ресурсов и выкачивания из нашей страны валюты.
Можно и нужно предъявить претензии и властям РФ, которые долго потворствовали хищническому разграблению нашей страны, подыгрывали Пекину и лишь спустя длительное время поставили вопрос о введении визового порядка пересечения границы.
Россия потерпела большой материальный ущерб от этого периода в наших отношениях. Необходимо еще раз подчеркнуть, что вся эта деятельность никак не была организована с нашей стороны.

Власти РФ практически не руководили ею ни в коей степени. В то же время, учитывая, что политическая и экономическая система предельной концентрации власти в КНР в то время работала полным ходом, власти КНР, руководители ЦК КПК, не могут не нести ответственность за потворствование и за организацию практического разграбления богатств России.

Они воспользовались нашей временной слабостью, чтобы еще больше ослабить нас.
Возмущение в нашей стране постепенно стало таким широким и мощным, а мнение о китайцах, как о нации, настолько изменилось и ухудшилось слову китайцев наши деловые люди перестали верить, а качество китайских товаров стало считаться у нас одним из самых низких в мире, что не только наши власти, но и власти КНР пришли к выводу о целесообразности покончить с таким положением.
Иными словами, закрыть границу для безвизового проезда, позволить людям пересекать ее, только имея соответствующую индивидуальную или групповую визу. Это и было предметом договоренности, к которой пришли в конце 1994 г. руководители РФ и КНР при встрече в Москве.

Вот чем объяснялась попытка Цзян Цзэминя отвести упреки в том, что ущерб экономическим интересам РФ был нанесен деятельностью граждан КНР, которая или поощрялась, или организовывалась властями КПК-КНР.
В конце своего выступления Цзян Цзэминь остановился на вопросе о выработке обеими сторонами общего подхода к перспективам двусторонних отношений. Он, прежде всего, повторил тезис о желательности видеть двусторонние российско-китайские отношения отношениями нового типа, т.е. отношениями долговременной дружбы.
Это было как бы повторение по инерции тех тезисов, которые в свое время предлагались М.С.Горбачеву перед нормализацией двусторонних отношений в 1989 г. С одной стороны, тут все еще присутствовали некие остатки представлений периода советско-китайских отношений (а точнее, отношений между СССР и КНР), когда речь шла, прежде всего, о дружбе. С другой стороны, Пекин ставил вопрос о новом типе отношений, что подразумевало невозвращение и к отношениям союзников, и к временам конфронтации.

Иначе говоря, Пекин предлагал дружить, причем долговременно, но не вступать в союз и не вступать в конфронтацию. Следовательно, в Пекине в то время сильны были настроения в пользу независимости и самостоятельности.

Это означало, во-первых, отказ от возвращения к временам конфронтации (а такая опасность, по мнению Пекина, продолжала в той или иной степени, существовать), и, во-вторых, твердый отказ вступать в новый союз с Москвой (а в Пекине тогда все еще полагали, что в Москве никак не могут отойти от прежних представлений и видят в партнере либо военного противника, либо военного союзника).
Далее Цзян Цзэминь рассказал о том, что в начале 1994 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин в послании в адрес Председателя КНР выдвинул предложение об установлении между нашими странами конструктивного партнерства, обращенного в XXI век. Следовательно, наша сторона еще в те годы, когда министром иностранных дел РФ был А.В.Козырев, выработала свое предложение о конструктивном партнерстве.

Это была краткая формула, которая должна была служить основой развития связей между Россией и континентальным Китаем. Предлагалось конструктивное партнерство на столетие вперед. Суть позиции РФ в то время состояла, очевидно, в том, чтобы Москва и Пекин, с одной стороны, были не союзниками или противниками, особенно в военном плане, а равноправными и независимыми партнерами, живущими в условиях вечного мира между собой, и, с другой стороны, чтобы они строили свои отношения конструктивно, ориентируясь на инициативное развитие всего позитивного и приемлемого с точки зрения обеих сторон, и на недопущение возникновения или роста негативных тенденций в отношениях.

Речь шла, следовательно, об активном и позитивном подходе к решению как вопросов двусторонних отношений, так и проблем, которые затрагивали интересы и РФ и КНР на мировой арене.
Цзян Цзэминь сказал, что он ценит эту инициативу. Далее он вернулся к своей позиции: Мы считаем, что российско-китайские отношения нового типа должны строиться на основе пяти принципов мирного сосуществования, быть свободны от конфронтации и вступления в союз. Это отношения добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, совместного процветания, которые сделали бы наши страны добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями.

В связи с этим мы предлагаем: во-первых, укреплять взаимное понимание и доверие, придерживаться духа долговременного добрососедства и дружбы в решении всех вопросов, возникающих во взаимоотношениях; во-вторых, взаимно уважать выбранный каждой из сторон путь развития своей страны, непрерывно содействовать нормальному развитию отношений между двумя странами; в-третьих, при любых обстоятельствах не изменять основного курса на развитие отношений дружбы и сотрудничества между двумя странами; в-четвертых, в полной мере используя благоприятную обстановку и географические условия двух стран, активно развивать взаимовыгодные и взаимодополняемые торгово-экономические отношения, содействовать совместному процветанию; в-пятых, усиливая работу по законодательству и составлению режимов, осуществлять нормальные и упорядоченные взаимные поездки граждан между двумя странами, превращать китайско-российскую границу в полосу мира, дружбы и процветания; в-шестых, усиливать взаимные консультации и сотрудничество, чтобы вместе сыграть активную конструктивную роль во имя мира, стабильности и развития во всем мире. Из этого следовало, что сторонам предстояло согласовать свои подходы и выработать приемлемую и для Москвы и для Пекина платформу.
В заключение своего выступления Цзян Цзэминь сказал: В позапрошлом (1992 г. Ю.Г.) году, во время визита Президента Б.Н.Ельцина в нашу страну, была подписана Совместная декларация об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Сегодня (3 сентября 1994 г. Ю.Г.) мы с Президентом Б. Н.Ельциным подписали новую Совместную китайско-российскую декларацию и Совместное заявление, предусматривающее неприменение первыми друг против друга ядерного оружия и ненацеливание стратегических ядерных ракет.

Было подписано также соглашение о китайско-российской границе на ее западной части и ряд документов по двустороннему сотрудничеству. Можно сказать, что мы уже начали закладывать фундамент для создания добрососедских и дружественных отношений нового типа, обращенных в следующее столетие.
Из этого следовало, что лидеры наших двух стран продвигались тогда вперед одновременно осторожно и решительно, снимая, прежде всего, вопросы, которые имели отношение и к двусторонним отношениям и к общим мировым проблемам.



Содержание раздела