d9e5a92d

Некоторые итоги и задачи

С точки зрения Тайбэя у РФ и Китайской Республики на Тайване много точек соприкосновения или пересечения, совпадения взаимных интересов. Важно, чтобы развитию экономических отношении не мешали никакие политические проблемы.
Конечно, налаживание экономического сотрудничества осложняли некоторые соображения и опасения политического характера, имевшиеся у обеих сторон. И тем не менее все более актуальным становился вопрос о переводе экономических отношений на правительственный уровень.

Учитывая деликатность ситуации, тайваньская сторона выражала понимание того, что речь могла идти в то время о министерском сотрудничестве в сфере экономики, но не на политическом, а на функциональном уровне. Учитывая особое значение отношений с нашей страной, Тайбэй не случайно сразу же, в 1993 г., открыл в Москве, в составе представительства Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, отдел, представлявший, по сути дела, министерство, ведавшее экономикой на Тайване, хотя обычно в других странах это делалось только тогда, когда уровень товарооборота достигал трех миллионов долларов в год.
В обобщенном виде итоги сотрудничества к 2000 г. выглядели следующим образом.
На протяжении сорока лет связей между нашей страной и Тайванем не существовало. Это продолжалось с 1949 г. по начало 1990-х гг. Лишь в конце 1980-х гг. начали сниматься запреты на прямую торговлю и инвестиции в тогдашнем СССР, а в начале 1990-х гг. и на Тайване. В период, когда только что были сняты соответствующие запреты, объем двусторонней торговли составлял всего 74 млн долларов США.

В июле 1993 г. в Москве было открыто представительство ТМКК, а в декабре 1996 г. в Тайбэе открылось представительство МТКК. Перед двумя комиссиями была поставлена задача стимулировать взаимодействие между Москвой и Тайбэем в области торгово-экономических, культурных и других связей.
В 1995 г. объем двусторонней торговли достиг наивысшего показателя, составив более 1,8 млрд долларов. Тайвань стал четвертым крупнейшим торговым партнером РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 1996 г. объем двусторонней торговли в результате воздействия целого ряда различных факторов как внешнего, так и внутреннего порядка упал до 1,2 млрд долларов, в 1997 г. он вырос до 1,4 млрд долларов, а в 1998 г. под воздействием финансового кризиса он снова сократился до 890 млн долларов.

В 1999 г. он составил 1,2 млрд долларов. Тайвань закупает в России в основном сталь и прокат; экспортирует в Россию в основном процессоры и комплектующие; при этом положительное сальдо торгового баланса нашей страны с Тайванем составляет от 700 млн до 1 млрд долларов. До финансового кризиса 1998 г. в России работали свыше 20 тайваньских компаний. Их число сократилось после кризиса и составляет чуть более десяти.

В Москве открыты два ресторана тайваньской кухни.
В январе 1998 г. обе стороны подписали протокол о морском сообщении; тогда же российское грузовое судно с грузом феррохромовой руды впервые прибыло в порт Гаосюн, открыв тем самым эру прямого морского сообщения между двумя сторонами. В области воздушных перевозок стороны в 1999 г. и в 2000 г. продолжали обсуждение вопроса об установлении прямого воздушного сообщения между Москвой и Тайбэем.

Существовали планы открытия этого сообщения до конца 2000 г. Ежегодно число тайваньцев, выезжающих в туристические поездки за границу, достигает 6 млн человек. К тому же в торговых связях сторон имеется элемент взаимодополняемости, поэтому после положительного решения вопроса о прямом воздушном сообщении можно ожидать расширения связей между сторонами в области туризма, торговли, инвестиций и в других сферах.
Что касается научных и культурных обменов, то в 2000 г. в Москве на учебе находились 53 тайваньских студента, в Санкт-Петербурге 66 человек, во Владивостоке 4 человека; кроме того, каждый год от 30 до 50 студентов приезжают в Россию на занятия и экскурсии во время летних каникул. Тайваньские студенты в основном изучают в нашей стране русский язык и литературу, историю России; некоторые экономику, политологию, музыку, изящные искусства, журналистику; небольшое число специализируется в области космических исследований, математики, химической промышленности и т. д. Тайваньцы также предоставляют стипендии для российских студентов, которые изучают на Тайване китайский язык.

В 1997 г. детская фольклорная организация бойскаутов из города Гаосюна и делегация бойскаутов Тайваня выступили с программой и приняли участие в слете бойскаутов, состоявшемся в Москве в связи с празднованием ее 850-летия.


В октябре того же года юношеская делегация Тайваня также приезжала с выступлениями в Москву и Санкт-Петербург. В 1998 г., когда в Москве проводились Международные юношеские игры, Тайбэй направил для участия в них делегацию из более чем 200 юных спортсменов. В Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Туле и Владимире состоялись выставки картин тайваньских детей, а также выставка, посвященная Конфуцию.

На Тайване гастролировали знаменитые российские деятели искусств. Побывали там М.Ростропович, симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, БДТ, МХАТ и другие коллективы.

С лекциями выступали известные политические и общественные деятели. Прошла выставка предметов материальной культуры Си Ся из коллекции Эрмитажа.
В сентябре 1999 г. на Тайване произошло сильнейшее землетрясение. Наша страна проявила добрую волю и направила на Тайвань для помощи жертвам землетрясения спасательный отряд МЧС.

Кроме того, власти Приморского края направили из Владивостока в порт Гаосюн транспорт с древесиной на сумму в 4 млн долларов в качестве помощи жертвам землетрясения.
Итак:
особый характер двусторонних отношений, который постепенно с разной скоростью осознают в Москве и в Тайбэе;
совпадение вполне определенных национальных интересов (прежде всего, признание общей заинтересованности в мире, независимости и равноправии) обеих сторон;
тактическая и стратегическая необходимость развития экономического и культурного сотрудничества;
понимание того, что даже в отсутствие дипломатических отношений возможно установление и развитие межгосударственных экономических связей (дипломатические отношения, особенно между столицами двух государств, представляют собой важную часть, но все же лишь часть межгосударственных отношений, где, помимо дипотношений между столицами или центральными властями обеих сторон, иной раз существуют, скажем, консульские отношения на региональном уровне, а также отношения экономического характера и прочие;
осознание своеобразия ситуации, в которой установление отношений на министерском уровне в сфере экономических и культурных отношений целесообразно предшествует росту объемов товарооборота, обменов в области культуры, науки, образования, в сфере научно-технических связей и т.д.;
понимание необходимости осуществления экономического и культурного сотрудничества через такую специфическую, но необходимую и целесообразную форму отношений, как Московско-Тайбэй-ская и Тайбэйско-Московская координационные комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, которые представляют собой формально неофициальные, но по сути дела государственные организации, находящиеся не только под полным контролем правительств, но и на правительственном финансовом обеспечении, причем упомянутые комиссии создаются и существуют исключительно в соответствии с реальной договоренностью правительств обеих сторон; эти комиссии ни в коем случае не могут рассматриваться как некие только временные неполноценные эрзац-посольства, а следовательно, только как ограниченные во всем временные органы, но как полноправные государственные представительства обеих сторон, пользующиеся всей необходимой поддержкой, доверием своих правительств и действующие, по сути дела, от их имени в качестве связующего звена между соответствующими министерствами и ведомствами в целях развития полноценного, обеспеченного и юридической базой, экономического и культурного сотрудничества, все перечисленное суть основные характерные особенности экономического и культурного сотрудничества Москвы и Тайбэя на рубеже XX и XXI вв.
Налаживание отношений с Тайванем не только отвечает экономическим интересам России, особенно учитывая уникальность возможностей Тайваня в качестве источника вложения капиталов в нашу экономику, но и укрепит наши позиции как государства на мировой арене в стратегическом плане относительно Пекина, Вашингтона, Токио и т.д.
Учитывая стратегическое значение развития связей с Тайванем для национальных интересов России, представляется необходимым сделать очередной шаг в этой области, и, не меняя сложившейся ситуации и договоренностей Москвы и Пекина по этому вопросу, т. е. не устанавливая с Тайванем дипломатических отношений и не имея с ним официальных контактов по линии Министерства иностранных дел, Министерства обороны и других соответствующих ведомств, следует вести дело к установлению, поддержанию и развитию сотрудничества с Тайванем на максимально возможном, т. е. на министерском, уровне в прочих сферах. Прежде всего в области экономики и культуры.

При этом целесообразны регулярные ежегодные прямые встречи и соглашения на уровне соответствующих министров наших двух стран, Российской Федерации и Китайской Республики на Тайване.
Примером может служить опыт развития отношений между ФРГ и Тайванем. Эти отношения прошли через три этапа (имеется в виду современная ситуация, когда между Бонном и Тайбэем нет дипломатических отношений).

На первом этапе они представляли собой экономические связи на уровне частных фирм; на втором, когда масштабы экономического сотрудничества были расширены и объем товарооборота достиг трех миллиардов долларов в год, Тайвань открыл представительство своего Министерства экономики в Германии; к сотрудничеству подключилось, сначала как бы только технически, государство, и, наконец, на третьем этапе, когда годичный объем товарооборота превысил десять миллиардов долларов, без межгосударственных, хотя и не дипломатических, связей на функциональном, не политическом, но министерском, уровне обойтись стало невозможно.
В 1992 г., будучи в Пекине, вице-канцлер ФРГ и по совместительству министр экономики Германии заявил представителям КНР, что характер и объемы связей ФРГ и Тайваня требуют прямого участия в них германского государства. Он выразил намерение прямо из Пекина направить в Тайбэй находившегося вместе с ним заместителя министра экономики. Пекин сначала возражал, но затем был вынужден согласиться, обусловив это тем, что заместитель министра экономики ФРГ может побывать на Тайване, но не вступая в контакты с официальными лицами. В ответ немцы резонно заявили, что тогда им в Тайбэе было бы нечего делать, а интересы развития экономических отношений требуют установления именно такого рода контактов.

В конечном счете Пекин уступил, согласившись на встречи и контакты министров экономики ФРГ и Тайваня, но для обсуждения исключительно экономических, а не политических вопросов. Немцы дали такого рода заверения.

С тех пор, с 1992 г., встречи министров экономики двух стран, ФРГ и Китайской Республики на Тайване, проходят ежегодно и поочередно в столицах обеих стран, и при этом подписываются соответствующие документы.
Особенность ситуации в нашей стране и наших отношений с Тайванем состоит в том, что мы не можем ждать, когда объем товарооборота достигнет десяти миллиардов долларов в год, так как только участие государства может обеспечить соответствующие, в том числе юридические, условия и гарантировать рост товарооборота и налаживание нормальных отношений экономического сотрудничества, в чем сегодня заинтересованы обе стороны.
Нам надо начинать (при уже имеющемся объеме товарооборота в размере от одного до почти двух миллиардов долларов в год при учете только прямых связей и до трех четырех с половиной миллиардов долларов в год при учете операций, осуществляемых через посредников в третьих странах) с установления связей на министерском уровне и подписания соглашений, которые создадут юридическую основу для нормальных, прежде всего экономических, связей. При этом РФ могла бы, в частности, учитывать опыт ФРГ и в случае необходимости ссылаться на него.

Москва не может допускать того, чтобы Пекин дискриминировал Россию по сравнению с Германией.
На этом пути наша страна могла бы начать, возможно, с установления контактов с Тайванем в сфере культуры. Может быть, министру культуры РФ вместе со своим заместителем стоило бы направиться в Пекин для переговоров о показе в КНР, скажем, выставки царских драгоценностей и во время этого визита заявить партнерам в Пекине, что заместитель министра культуры прямо из столицы КНР полетит в Тайбэй для переговоров о проведении такой же выставки на Тайване.
Такая же операция, скажем, в связи с необходимостью установления и расширения связей в области авиасообщения, морского судоходства, привлечения капиталов и т. д., могла бы быть осуществлена по линии Министерства экономики или Министерства внешней торговли и внешних экономических связей РФ в ходе соответствующего визита министра и его заместителя в Пекин с дальнейшим следованием в Тайбэй. Представляется также целесообразной поездка в Пекин, а впоследствии и в Тайбэй, председателя правления Центрального банка РФ (Банка России).
Таким образом, в качестве первоочередных шагов в целях развития двусторонних отношений с Тайванем в национальных интересах России можно было бы предложить следующее:
вести дело к установлению прямых связей на уровне министров в сфере экономики и культуры;
наладить связи между Центральным банком РФ, другими крупными финансовыми и торгово-промышленными организациями и т.д. и соответствующими их партнерами на Тайване;
создать в РФ специальный инвестиционный фонд для обеспечения государственных гарантий при установлении и развитии экономических и других связей с Тайванем;
решить вопрос о государственном финансировании работы Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству в целях обеспечения ее полноценной работы в Москве и эффективной деятельности ее представительства в Тайбэе.

Некоторые итоги и задачи

В 2001 г. будет отмечаться десятилетие со времени первых шагов на новом пути пути развития отношений между Россией и островом Тайванем.
Первое десятилетие московско-тайбэйских отношений стало периодом, имеющим свои особенности. На рубеже XX и XXI вв. наступает следующий, новый период в наших отношениях.
Этот рубеж определяется, прежде всего, тем, что первый период, равно как и сам факт установления отношений, связан с именами двух руководителей: Б.Н.Ельцина у нас и Ли Дэнхоя на Тайване. В новый период обе стороны вступают с новыми руководителями, которые были избраны на высшие государственные посты в марте 2000 г.: это В .В.

Путин и Чэнь Шуйбянь.
Думается, что есть все основания для подведения в предварительном порядке и в самом общем виде, не претендуя на полноту и глубину, итогов первого периода и для осмысления задач, которые необходимо решать, чтобы создать условия для более плодотворной работы во втором, новом периоде.
Прежде всего время показало, что сам шаг, сделанный руководителями России и Тайваня, Б.Н.Ельциным и Ли Дэнхоем, полностью отвечает национальным интересам обеих сторон. С установлением двусторонних связей было устранено ненормальное положение в наших отношениях. Конечно, учитывая существование проблем во взаимоотношениях китайских государств по обе стороны Тайваньского пролива, форма наших отношений с Тайванем должна быть приемлемой и для Москвы, и для Тайбэя, и для Пекина.

Таковы объективные условия существования наших связей.
За прошедшие годы обе стороны предприняли усилия для развития экономического и культурного сотрудничества. Был сделан максимум возможного, учитывая объективные и субъективные препятствия на этом пути.

Прежде всего это выразилось в создании Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (МТКК) и Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (ТМКК).
Время также показало, что именно нынешний характер сотрудничества, т. е. ограничение его рамками связей в сфере экономики и культуры, есть оптимальная форма поддержания и развития отношений. Попытки создавать иные формы отношений, попытки создания политических или квазиполитических отношений, предпринимавшиеся нашим партнером в Тайбэе, вполне закономерно не приносили успеха.

В связи с этим представляется, что партнеры заинтересованы в том, чтобы еще раз подчеркнуть верность договоренности о создании двух упомянутых комиссий МТКК и ТМКК и содействовать на государственном уровне и в Москве и в Тайбэе работе именно этих органов.
За прошедшее время стороны предприняли конкретные шаги, пусть с заминками, но шаги в направлении создания постоянно действующего механизма, через который можно координировать сотрудничество. Были открыты представительства упомянутых Комиссий: Московской в Тайбэе и Тайбэйской в Москве. Благодаря этому появилась возможность для граждан обеих сторон посещать Россию и Тайвань, устанавливать и развивать контакты в целях налаживания экономических и культурных связей. Таким образом, были созданы возможности для непосредственного торгово-экономического и культурного сотрудничества.

Стороны проделали определенную работу по оформлению в международноправовом порядке нормальных и постоянных связей между собой по морю и по воздуху. В результате удалось подписать соглашение о морском судоходстве.

Готовится соглашение о воздушном сообщении.
На практике и прямо, и через третьи страны осуществляются торговоэкономические и научно-технические связи, главным образом в частном порядке, заинтересованными юридическими и частными лицами. Объем ежегодной торговли превышает миллиард долларов, причем с значительным позитивным сальдо для российских участников.

Имеют место определенные связи в области культуры.
В то же время продолжают существовать ограничения, которые не позволяют должным и желательным образом развивать отношения и в сфере экономики, и в области культуры. Стороны пока еще не занимаются по-настоящему главной содержательной составляющей наших отношений экономическим сотрудничеством.

Несмотря на то что экономические связи в принципе и в перспективе весьма привлекательны и многообещающи для нашей стороны и при необходимых условиях могут принести нам значительные экономические выгоды, дело это пока не развивается так, как того хотелось бы.
Иначе говоря, экономическое сотрудничество находится пока на относительно низком уровне развития; его потенциал не раскрыт и не использован.
Здесь главная заминка в том, что администрация каждого из партнеров либо не участвует в налаживании и координации сотрудничества, либо сторонится его, либо даже сдерживает сотрудничество. Экономические связи не могут развиваться должным образом без участия государств.

Только при координации и контроле со стороны соответствующих государственных структур мы можем получить большие экономические и прочие выгоды от упомянутого сотрудничества. Пока ничего этого нет.

Каждая из сторон при этом находится в своей ситуации, у каждой есть свои причины такого положения.
Обобщая, можно, очевидно, сказать, что каждая из сторон сделала определенные шаги, открыла возможности экономического сотрудничества, сняла с него запреты, создала импульс для развития связей, но затем фактически бросила дело на полпути или в самом его начале. Поэтому наше экономическое сотрудничество опирается пока на индивидуальные усилия отдельных бизнесменов и компаний, а также, в определенной степени, на усилия МТКК и ТМКК.

Дело экономического сотрудничества скользит по инерции, принося лишь некоторые, далекие от потенциальных возможностей результаты.
При этом в позиции каждой из сторон есть свои уклоны. Каждая из сторон стремится идти легким путем.

Каждая уходит от трудностей. Однако при этом каждая, в той или иной степени, ощущает ненормальность положения.
Что касается Тайбэя, то там упор был сделан не на экономическом и культурном сотрудничестве, а на идее продвижения вперед, использования предоставляющихся возможностей для демонстрации своего флага в Москве. Показать свое присутствие в столице РФ в пику КНР вот чуть ли не основная задача тайваньцев в их деятельности в нашей стране. Они сосредоточили усилия на продвижении по пути установления между нами дипломатических отношений. Даже понимая, что Москва на это в ныне существующей ситуации не пойдет, они считают одной из главных, если не главной задачей в своей работе в России именно движение по этому пути, пусть даже призрачное.

Поэтому тайбэйские представители, как в Тайбэе, так и в Москве, стремятся устанавливать, развивать и поддерживать связи по преимуществу с МИД РФ, депутатами Государственной Думы РФ, с другими государственными учреждениями нашей страны. При этом они оставили или забросили работу с МТКК или через МТКК, не уделяют ей внимания. В этой ситуации Комиссии в Москве и в Тайбэе остаются для тайваньской стороны только формой, лишенной содержания. Хотя, исходя из национальных интересов обоих партнеров, представляется, что именно эти две Комиссии должны быть главным средством и рычагом развития экономического и культурного сотрудничества.

Через них может реализовываться это сотрудничество. Сейчас этого нет, и поэтому нет прочной экономической базы под нашими двусторонними отношениями. К этому необходимо добавить, что тайваньская сторона не предпринимает шагов с целью вложения капиталов в нашей стране.

Нет инвестиций в Россию, нет поддержки соответствующих организаций, которые могли бы действенно и эффективно содействовать налаживанию выгодного для обеих сторон экономического и иного сотрудничества.
Одним словом, в том, что касается экономических, да и культурных связей, с тайваньской стороны нет должного участия в этой работе государственных учреждений. Представительство Тайбэйской Комиссии в Москве довольно активно ведет пропагандистскую работу через соответствующие научные и другие учреждения в Москве, хотя и здесь энтузиазм и поддержка с тайваньской стороны в последнее время становились все менее значимыми.
Что касается нашей стороны, то положение дел и выглядит и на самом деле является также неудовлетворительным. Правда, на то есть свои причины.

В частности, не учитывается то обстоятельство, что МТКК лишь по форме, к чему нас вынуждает позиция КНР, предстает перед внешним миром и той же КНР как общественная организация, но на самом деле она выполняет государственные функции, и ее целесообразно рассматривать в качестве государственного учреждения. (Такого же, как двусторонние комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству с США и КНР.) Поэтому вопросы, связанные с деятельностью МТКК, необходимо решать в соответствующих органах Правительства РФ. Правительству нашей страны, исходя из наших национальных, и прежде всего экономических, интересов, целесообразно обеспечить финансовую сторону работы МТКК, т.е. поставить ее работников на государственное обеспечение.
На протяжении почти десятилетия Комиссия не получила от государства ни копейки. Только при финансовой помощи и при денежном содержании ее сотрудников и деятельности через МТКК окажется возможным развернуть работу по экономическому сотрудничеству с Тайванем. Причем эту работу необходимо разворачивать и в Москве, и в регионах России, и на Тайване.

В Тайбэе до последнего времени не было никого, кто бы специально занимался вопросами экономического сотрудничества. То же относится и к связям в сфере культуры.
Наше государство установило связи с Тайванем, понимая, что главное в них на данном этапе это экономическая заинтересованность. Сама по себе эта работа не может наладиться.

Да, для того, чтобы запустить работу Комиссии в сфере экономических связей и связей в области культуры, будет необходимо потратить определенные средства, но если этого не сделать, тогда никогда не будет никакой выгоды экономического характера для нашей страны.
Что же касается открытого в Тайбэе представительства МТКК, то оно, по сути дела, до сих пор не является органом, который занимался бы координацией экономического и культурного сотрудничества, т.е.



Содержание раздела