d9e5a92d

Наркотики

Оценки колеблются от сотен тысяч до двух-трех миллионов.
По сообщениям нашей печати, в сентябре 1999 г. заместитель министра внутренних дел России В. Федоров говорил, что ежегодно в РФ прибывает 500 тысяч граждан КНР. Ему вторил губернатор Хабаровского края В.Ишаев: в Китае есть программа освоения российского Дальнего Востока, воевать они не собираются, а говорят, что придут и будут жить.

Он обеспокоен тем, что в регионе возникают компактные поселения китайцев и они пытаются все больше влиять на экономическую и политическую ситуацию [211]. А в Москве по официальным данным в конце января 2000 г. работали на легальных основаниях! всего лишь 7387 китайцев [212].
В конце этого раздела представляется необходимым обратиться к оценке состояния двусторонних торговых и экономических связей, которую давала в 1998 г. китайская сторона.
При обмене мнениями с российскими коллегами китайские эксперты в июне 1998 г., в частности, заявляли, что в настоящее время, благодаря регулярным встречам глав РФ и КНР, а также отработанному механизму обменов мнениями между главами двух правительств, заложена прочная основа отношений, достигнута договоренность о равноправном стратегическом партнерстве, направленном в XXI век. Ныне главный вопрос, который требует решения, это развертывание экономического и торгового сотрудничества.
В свое время обе стороны, во всяком случае китайская сторона, исходили из тезиса о взаимодополняемости экономик двух стран. При этом полагали, что их взаимодействие совершается как бы само собой, автоматически. Представлялось также, что существуют некие объективные обстоятельства, которые обеспечивают быстрый рост объемов нашего экономического и торгового сотрудничества.

При этом подразумевалось, что РФ обладает высокой технологией и огромными ресурсами, а КНР резервами рабочей силы и огромным рынком. Все это сулило большие перспективы.

Поэтому и появилась цифра будущего объема двусторонней торговли в 20 млрд долларов в год. Ее породили понятные настроения и убежденность лидеров обеих стран, которые опирались на представлявшиеся бесспорными соображения, приведенные выше.
Реальная жизнь оказалась, однако, иной. В 1997 г. объем товарооборота между РФ и КНР был всего 7 млрд долларов, а в 1998 г. происходило его снижение. В этих условиях может показаться, что упомянутая цель 20 млрд долларов нереальна и недостижима.

Анализ приводит, однако, к выводу о том, что это не так; нельзя однозначно толковать ситуацию таким образом. 20 млрд долларов это не недостижимая цель.

Ее можно достичь, если приложить соответствующие усилия.
Прежде всего, необходимы действительно крупные проекты двустороннего сотрудничества. Здесь все зависит от соединения усилий обоих государств, от решений на высшем и высоком уровне.

Торговые связи, которые ведут челноки, имеют и положительное значение, и негативные последствия. Особенно огорчает то, что из-за них был нанесен ущерб репутации качества товаров из КНР в России. Существует и то, что именуется приграничной торговлей.

Эта торговля должна продолжаться, при большей, однако, роли правительств обеих стран.
В то же время очевидно, что на одних малых формах в развитии двусторонних российско-китайских отношений далеко не уедешь. Во-первых, будущее за крупными проектами, такими, как строительство атомных электростанций или нефтепроводов и газопроводов. Если такие и подобные проекты будут появляться и осуществляться, тогда пойдет и весь процесс значительного расширения объемов наших экономических и торговых связей.

КНР, подчеркивали эксперты, намерена поправить положение в этой области.
Во-вторых, представляется, что существуют и перспективы научно-технического сотрудничества. Здесь необходимо сочетание сильных сторон России и Китая. Россия дальше, чем КНР, продвинулась в этой области. Это ее преимущество, которое необходимо использовать.

С другой стороны, в КНР сейчас практически в каждой провинции, да и в ряде средних городов, а иной раз и в уездах, существует то, что именуется зонами промышленного и технического развития или зонами развития высокой технологии. Иначе говоря, на местах создаются условия для внедрения такой технологии в производство.

Упомянутые зоны приносят КНР большие доходы. Когда эта работа только начиналась, доход от нее составлял всего несколько миллионов долларов, а в настоящее время он достигает уже 3 млрд долларов в год.
Китайская сторона полагает, что российские предприниматели должны вкладывать свои капиталы в предприятия, расположенные в таких зонах высокого технологического развития. Пока там российских инвестиций очень мало.



Следовательно, и здесь необходимо изучать вопрос и искать конкретных реальных возможностей.
В-третьих, представляется, что большие перспективы сулит сотрудничество между регионами КНР и РФ. Например, можно было бы оживить сотрудничество между городами-побратимами.

Имеется хороший пример развития сотрудничества в торгово-экономической области между отдельными районами КНР и Югославии. В 1997 г. провинция Хунань развернула сотрудничество с югославской Воеводиной.

Взаимный интерес представило выращивание кукурузы и пшеницы в КНР и производство мебели в Югославии.
На местах в КНР имеется большой интерес к развитию межрайонных или межрегиональных связей провинций КНР и субъектов РФ.
Следующее обстоятельство, которое нужно принимать во внимание, это банковская деятельность. Сегодня в КНР приветствуются иностранные банки. В России это обстоятельство не используется.

Необходимо признать, что и в КНР и в РФ часть экономики действительно развернулась в сторону Запада. Это ошибка. Но это и реальность. Запад уже проник в прибрежные (самые богатые и развитые) районы КНР и в созданные там специальные зоны экономического сотрудничества.

РФ и страны Восточной Европы опоздали с приходом туда. Следовательно, представляется, что Россия и страны Восточной Европы могли бы развивать сотрудничество с упором на связи с центральными и западными провинциями КНР (менее богатыми и более отсталыми).

России теперь трудно будет пробиться в прибрежные районы КНР.
Один из возможных примеров развития двустороннего сотрудничества между Россией и КНР это разработка угля в провинции Шаньси. Там имеются залежи угля, который можно добывать открытым способом.

Нужны капиталовложения, инфраструктура, дороги; в этом угле нуждаются многие районы КНР. Руководство КНР выступает за развитие указанного направления в двусторонних китайско-российских связях.

При этом важно учитывать, что эту деятельность нельзя осуществлять в приказном, административном порядке. Следовательно, тут нужно использовать закономерности рыночного хозяйства.
Необходимо искать пути ликвидации неравномерности в развитии торговли с обеих сторон. Ситуация в отношениях РФ и КНР похожа на ситуацию в отношениях Польши и КНР.

Поляки тоже ориентированы на Запад. В Польше есть довольно много китайских фирм, а в КНР почти нет (или совсем нет) польских фирм.

Обеим сторонам, РФ и КНР, сейчас необходимо увеличить обмен делегациями деловых людей, а также объем исследования конкретных возможностей. В целом необходимо повторить уже сделанный вывод о том, что нельзя падать духом и полагать, что цель в 20 млрд долларов недостижима.

Нужны конкретные усилия в борьбе за ее достижение.
Китайские эксперты также подчеркивали важность политической деятельности руководства обеих стран. Например, вопрос о контракте на строительство АЭС решался на высоком уровне. Руководители КНР принимают такого рода решения, исходя и из экономических и из политических интересов.

При оценке того, что уже произошло в двусторонних отношениях, необходимо в каждом конкретном случае анализировать вопрос о совпадении интересов и о взаимодополняемости. Иной раз российская сторона ставит вопросы слишком обще, огульно.

Например, в России бытует тезис о 156 предприятиях, которые, как говорят в России, были в свое время построены с помощью СССР, а потому, дескать, стоит вопрос о возможности их реконструкции.
Однако прежде, чем говорить об этом, необходимо в каждом конкретном случае поехать на место и познакомиться с тем или иным предприятием. Тогда можно будет увидеть, что можно сделать в том или ином случае. Сейчас уровень многих из этих предприятий совсем не тот, что раньше.

Многие из них модернизированы, и не один раз...
Очень важный вопрос это обмен информацией друг о друге. Необходимо также принимать во внимание то, что сегодня и КНР и РФ страны с экономикой, где господствуют рыночные отношения и законы рынка.

Поэтому, например, в случае с гидростанцией в районе Трех ущелий китайская сторона в конечном счете поступила так, как было экономически выгодно. Это справедливо, ибо отвечает закономерностям рыночного хозяйства.

Рынок имеет свои законы, и с этим нужно считаться.
КНР нуждается в высокой технологии. Конечно, нужно брать верх над Западом, но только при условии превосходства в технологии.
Что касается связей между отдельными регионами КНР и РФ, то нужно сказать, что необходимы поездки делегаций для ознакомления с положением на местах. Конечно, есть районы, где сами настроения людей помогут налаживанию связей. Такую атмосферу нужно учитывать и использовать. Например, таково положение в городе Дальнем.

Там хорошее отношение к России.
Китайские эксперты также подчеркнули, что дружба по отношению к РФ это долгосрочная политика КНР. Она не зависит от изменений в персональном составе китайского руководства.

Важно, конечно, иметь в виду, что сегодня у некоторых руководителей КНР недостаточно знаний о России (намек, очевидно, на главу правительства КНР Чжу Жунцзи).
В июле 1999 г. Правительство РФ утвердило Положение, предусматривающее упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу России товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Хотя формулировка иная коммерческая деятельность формально исключает возможность продажи ввезенных на льготной основе товаров, никто не проверит, продаете вы потом эти товары или нет.

Нереальность подобной проверки подтвердили Известиям и в Государственном таможенном комитете. Так что правительственный документ можно смело считать подарком кабинета министров российским челнокам. Постановление вступало в силу в середине сентября 1999 г.
По сообщению Управления правительственной информации, в новом положении установлены правила полного или частичного освобождения физических лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов. Без их уплаты гражданин России может ввозить через таможенную границу товары, стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 1 тысячи долларов, общим весом не более 50 кг. Эти параметры подтверждают, что челноки могут реально воспользоваться подобной льготой для последующей перепродажи ввезенных товаров, лишь путешествуя большой группой.

Только в таком случае можно набрать относительно большую товарную массу.
Тем не менее даже такие незначительные послабления могут серьезно помочь многим российским гражданам сводить концы с концами. В условиях резкого падения реальных доходов людей после кризиса в августе 1998 г. любая косвенная или прямая поддержка челночного бизнеса пойдет на пользу российской экономике.

Для государства эти льготы вряд ли окажутся обременительными объемы и стоимость товаров, которые подпадают под действие положения, крайне незначительны. Так что объем таможенных платежей в госказну от этого существенно не изменится [213]. (Кстати, именно этот порядок был использован китайскими коммерсантами и обрел вид муравьиной переправки, о которой речь шла выше.)
В феврале 2000 г. во время визита в нашу страну премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи было подписано межправительственное соглашение, в соответствии с которым в августе 2000 г. в Москве был открыт первый китайский супермаркет под названием Тянь
Кэ Лун. Собственником супермаркета является китайское управление внутренней торговли. Большинство сотрудников граждане РФ. Граждане КНР будут занимать руководящие должности.

Этот супермаркет первый объект инвестиций правительства КНР на территории РФ [214].
В начале марта 2000 г. состоялся визит в КНР заместителя председателя правительства РФ И.И.Клебанова. В средствах массовой информации появились сообщения о том, что, по данным таможни КНР, в 1999 г. российский экспорт в КНР вырос на 14,5% и достиг 4,2 млрд долларов.

Суммарный товарооборот (официальные источники не учитывают в полном объеме челночную торговлю) составил 5,7 млрд долларов. В структуре торговли с российской стороны преобладают поставки сырья, древесины, проката и удобрений. И.И.Клебанов в Пекине обсуждал возможности продвижения на китайский рынок самолетов ИЛ-96, которые должны заменить используемые китайскими авиакомпаниями ИЛ-86, а также самолеты нового поколения ТУ-234, ТУ-334, М-101. Растут поставки энергоносителей.

Прорабатывается проект строительства нефтепровода (с возможностью экспортировать в КНР до 30 млн тонн нефти). Проект ценой в 3 млрд долларов можно заметно удешевить, если параллельно нефтепроводу строить газопровод с Ковыктинского месторождения (И.И.Клебанов обсуждал и этот проект).

Россия участвует в строительстве Ляньюньганской АЭС [215].
В 2000 г. объем российско-китайской торговли составил 8 млрд долларов. За первые шесть месяцев 2001 г. он превысил 4,5 млрд долларов.

При этом из нашей страны в КНР вывозятся алюминиевые слитки, химические удобрения, нефтепродукты, сырая древесина и бумажная масса. (Попутно следует отметить, что китайская сторона отказалась от импорта значительной части химических удобрений.) Из КНР в нашу страну поставляются одежда, обувь, пищевые продукты и бытовая электротехника. Специалисты отмечают, что нашей торговле присущи однообразие структуры торговли, а также преобладание как в экспорте, так и в импорте сырья и изделий легкой промышленности.
В последнее время возникали проблемы, связанные с деятельностью в нашей стране китайских торговцев. Они предъявляли претензии сотрудникам различных российских учреждений, имея вполне определенные основания.
В Москве китайские торговцы и представители посольства КНР побудили Общество российско-китайской дружбы организовать обмен мнениями с представителями российских властных структур. Иными словами, через российскую общественную организацию оказать давление на силовые ведомства.
Во встрече, состоявшейся 27 февраля 2001 г., участвовали около 50 торговцев. Выступили руководители консульской службы и торгового отдела посольства КНР в РФ. Они утверждали, что с китайской стороны имеется много претензий в связи с паспортновизовым режимом, проверкой документов, гарантией личной безопасности торговцев, их имущества и хозяйственной деятельности, чартерными рейсами с грузом китайских товаров и конфискацией товаров со складов. При этом один из китайских дипломатов утверждал, что в последние два года трудности для китайских торговцев создаются исключительно незаконными и несправедливыми действиями российской стороны.

Сообщая об этой встрече, издающаяся в Москве на китайском языке газета Шицзи жибао в номере за 1 марта 2001 г. подчеркивала, что необходимо разрешить вопрос о законных правах и интересах китайцев в области народной торговли и что в последние два года китайцы, находящиеся в России, подвергаются оскорблениям, а их работа дезорга-низуется.
В то же время известно, что китайские коммерсанты стремятся действовать вне сферы российских законов и правил, предпочитают улаживать возникающие конфликты неофициальными путями, не обращаются с жалобами в соответствующие российские учреждения.
Более того, официальные представители КНР фактически стремятся побудить органы власти РФ предоставить китайским коммерсантам и торговцам своего рода свободу рук в их теневой деятельности.

Наркотики

По данным Комитета ООН по контролю за наркотиками, Россия уже вошла в пятерку государств с наибольшим употреблением наркотических веществ. Международные эксперты полагали, что число наркоманов в России составляло в 1999 г. более 2 млн человек, а в 2000 г. могло достичь 5 млн.

В России в 1999 г. находилось в обороте примерно 1,5 млрд наркодолларов, а на подходе из-за рубежа было еще более 8 млрд.
И наша печать сообщала, что Россия находилась в наркоосаде; при этом публиковалась карта, на которой стрелками были обозначены основные маршруты, по которым в страну поступал дурман. В частности, стрелки на территорию РФ тянулись из КНР, с ее Северо-Востока [216].
Еще в 1996 г. Государственный таможенный комитет заявлял, что в контрабанде наркотиков растет доля наиболее сильных препаратов. За первые месяцы 1996 г. кокаина, например, задержали в 15 раз больше, чем за весь 1995 г., почти 1000 кг. Все больше случаев задержания синтетических препаратов в виде таблеток и ампул. И все чаще их пытаются ввезти в Россию из КНР через Дальний Восток.

На этом направлении было задержано за первый квартал 1996 г. более миллиона таблеток и ампул с наркотическими препаратами [217]. В 1996 г. изъято у визитеров из КНР 22 килограмма эфедрина.

На участке Тихоокеанского погранокруга обнаружен контрабандный груз наркотиков весом 15 килограммов [218].
В 1996 г. из КНР в РФ провезли сырье для производства 300 килограммов наркотиков, цена которых составила более 120 млн долларов.
Растения, содержащие эфедру, выращиваются в Автономном районе Внутренней Монголии, Нинся-Хойском автономном районе и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Эфедрин переправляется в РФ через границу на Дальнем Востоке или через Монголию и Казахстан [219].

Из тонны изготовленного в КНР зелья можно получить путем нехитрой переработки почти 300 килограммов льда метамфетамина, обладающего сильными галлюциногенными свойствами. У него особо жуткие повадки достаточно одной дозы (0,05 грамма) для того, чтобы сломать организм и практически пожизненно привязать к наркотику.

В апреле 1997 г. в КНР побывал наш генеральный прокурор Ю.И.Скура-тов, который попросил своих партнеров в КНР в экстренном порядке пресечь контрабанду наркотиков в Россию.
Необходимо повторить и еще раз подчеркнуть, что эфедрин китайского производства контрабандными тропами доставляется в Россию и после переработки превращается в один из самых сильнодействующих наркотиков, прозванный в наркосреде льдом. Он чудовищно быстро завоевал нелегальный рынок наркотических веществ на нашем Дальнем Востоке и расползается по стране.
В 1997 г. специалисты по борьбе с незаконным наркооборотом в самом Китае нанесли удар по крупной банде, специализирующейся на контрабанде из КНР эфедрина. В Урумчи административном центре Синьцзян-Уйгурского автономного района были арестованы одиннадцать лиц, подозреваемых в операциях с этим препаратом.

У них изъяли почти 300 тысяч долларов, которые, как предполагают, были выручены при переправке эфедрина за кордон, т. е. через Казахстан в Россию. В КНР объявлено, что отныне за каждым предприятием, выпускающим по лицензии этот препарат, будет установлен жесткий контроль, а фабрики, действующие нелегально, будут закрыты.

Также вводится жесткий контроль за экспортом эфедрина.
Министерство общественной безопасности КНР изучает предложение российской Генпрокуратуры о заключении межправительственного соглашения по борьбе с преступностью, аналогичного тому, что Россия имеет со странами СНГ [220]. В 1999 г. губернатор Хабаровского края В. Ишаев издал постановление Об осуществлении контроля за хранением и перевозкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории края.
Корреспондент газеты Известия Борис Резник отмечал, что наркомания стала сущей бедой на огромных территориях востока России. Коноплю и мак выращивают почти в каждой деревне, на приусадебных участках. Но доморощенные наркотики растворяются в море дурмана, завозимого из соседних стран, особенно из Китая и Северной Кореи.

Китайские торговцы заполнили эфедрином, из которого кустарным способом здесь изготавливают сильнодействующий наркотик эфедрон, не только подпольные, но и самые обычные рынки Дальнего Востока. Они без стеснения вывешивают на своих торговых местах объявления на русском языке: Есть в продаже эфедрин. О масштабах контрабанды и распространения этого опасного зелья говорит такой факт: в 1999 г. сотрудники милиции изъяли 830 килограммов эфедрина, упакованного в ящики из-под бананов и в тюки, которые доставила в Хабаровск торговая компания Лун Тхэ. Китайские наркодельцы все чаще привлекают к продаже небольших партий эфедрина российских граждан, оставшихся без средств к существованию.

Чаще всего они находят таких среди одиноких женщин, имеющих малолетних детей.
За последние два года (в 19981999 гг.), писал Б.Резник, в Хабаровском крае вдвое увеличилось число детей и подростков с наркотической зависимостью. Все это вынуждает местные власти принимать экстренные, порой чрезвычайные меры по борьбе с распространением наркотиков. Администрация края привлекла к этой работе все силовые структуры, педагогов, медиков.

Специально обученные собаки все чаще появляются в пограничных таможенных пунктах.
Социологический опрос, проведенный в крае, показал, что подавляющее большинство жителей поддерживают губернатора В.Ишаева в его убеждении, что победить наркотическую беду можно лишь всем миром. Хотя некоторые юристы и считают весьма спорным содержащийся в губернаторском постановлении пункт, дающий право правоохранителям производить досмотр граждан, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконное хранение или перевозка наркотических средств, психотропных веществ [221].
Фактическая суть дела состоит в том, что в КНР преступное производство и доставка в Россию наркотического сырья и препаратов приобрели такой размах, что генеральный прокурор РФ был вынужден во время своей поездки в КНР поставить вопрос о совместной борьбе с преступниками в этой области. К сожалению, власти КНР не поставили надежного заслона на пути производства и переброски наркотиков в нашу страну. Они не торопятся подписывать с нами соответствующее соглашение. (Не в пример своей настойчивости при подписании соглашения, в соответствии с которым власти РФ обязались передавать пекинским властям инакомыслящих граждан КНР, находящихся на нашей территории, если того потребуют власти КНР.)
Конечно, преступность опасное и распространенное явление. Возможно, оно приобрело в КНР такие размеры, что власти просто не в состоянии эффективно бороться с наркопреступностью.

В то же время, пусть даже без прямой связи с нынешней ситуацией, необходимо вспомнить о некоторых исторических событиях и фактах. Ведь руководители КПК, в свое время Мао Цзэдун и его приверженцы, с
1930-х гг. превратили производство и сбыт наркотиков в один из основных источников поступления валюты! А во времена Вьетнамской войны, в 1960 1970-х гг., Чжоу Эньлай ратовал за то, чтобы организовать переброску наркотиков из КНР, Вьетнама и стран ЮгоВосточной Азии в США, да и для солдат американской армии во Вьетнаме и других странах этого региона, чтобы наносить ущерб как американской армии, так и американцам как нации.
Ныне, в 1990-х гг. с помощью наркотиков, произведенных из сырья, выращенного в КНР, отравляют и губят физически прежде всего молодежь России.
Это представляет собой одну из угроз выживанию россиян как нации.

Ветеринарный контроль

В марте 1997 г. газета Известия поместила сообщение под заголовком: Авилов подверг Китай двойной проверке, но кто даст гарантии, что ящур из-за Великой стены не гуляет по Сибири и Дальнему Востоку? Корреспонденты Известий В.Михеев и Г.Чародеев далее отмечали, что для ограждения россиян от иноземного ящура, свиной чумы, трихинеллеза, патогенного сальмонеллеза и прочей нечисти главный государственный ветеринарный инспектор России Вячеслав Авилов распорядился в декабре 1996 г. закрыть КНР.



Содержание раздела