d9e5a92d

Нации как миры и живые организмы

В русском языке есть слово мир. Одно из его значений: совокупность людей, общество. Нации это отдельные и самостоятельные человеческие миры, это совокупности человеческих личностей, объединенные некими общими свойствами, сообщества людей.

Из этого, в частности, следует, что интересы наций это совокупность общих, жизненно важных для всех людей, входящих в данное сообщество, интересов. В основе интересов нации лежат интересы человека, человеческой личности, общие интересы людей данной общности. При этом понятие человека, человеческой личности, ее интересов лежит в основе, составляет фундамент понятия нации. Все начинается с человека.

Человек в основе всего и превыше всего. Человек и нация это не понятия, которые противопоставлены друг другу, а неразрывно связанные понятия; нация составлена из людей. Коренного противопоставления здесь нет.

Хотя, конечно, интересы одной личности и интересы совокупности человеческих личностей могут в чем-то расходиться. Однако именно главные и коренные интересы каждого человека объединяют его с другими людьми.

Соединение людей в национальную общность и происходит в опоре на совпадение коренных, жизненно важных и для каждого конкретного человека, и для всей общности людей интересов.
Мировое сообщество наций это многомирие, совокупность миров, прежде всего миров разных культур, но и разных психологий, разной ментальности и т.д.
Нации это живые организмы. Они в каждый данный момент находятся в определенном и даже относительно стабильном состоянии. И в то же время их жизнь никогда не прекращается.

Они всегда в движении. Жизнь наций, как и жизнь человека, это движение.
Соотношение покоя и движения, нахождение равновесия между устойчивым и стабильным состоянием нации и ее непрестанным движением это задача, которую нации решают ежечасно и ежесекундно. От того, как решается эта задача, зависит и жизнь наций, их здоровье.
Существуют вопросы о стадиях и формах жизни наций. Это и вопрос о зарождении новых наций, в том числе и в наше время. И вопрос о выживании при неблагоприятных условиях путем своеобразного анабиоза как средства самосохранения наций при неблагоприятных условиях их существования.

Нация может переживать в своем развитии различные стадии; в частности, она может находиться в государствообразующем состоянии или в состоянии, в котором по тем или иным причинам она не может создать свое государство.
Нации наделены разумом. Иной раз он преобладает; в других случаях нация может действовать неразумно, во всяком случае в течение некоторого времени.

Нации зарождаются, развиваются, вызревают, крепнут, но бывает и дряхлеют, слабеют, болеют и даже умирают; их смерть может быть и насильственной. Случается и так, что нация ослабевает, но затем возрождается. Да, они вечны или относительно вечны но и они умирают. Срок жизни наций не отмерен, возможно, есть некий генетический код, который управляет жизнью нации.

Во всяком случае, срок жизни наций по сравнению со сроком жизни отдельного человека или даже государства гораздо длительнее, можно сказать, относительно вечен.

Параметры внутреннего состояния наций

Если исходить из предпосылки о существовании наций и истории отношений между ними, то возможно более или менее объективно, во всяком случае с большей долей реализма, чем при идеологизированном, скажем классовом, подходе к международным отношениям, представлять себе состояние этих отношений в каждый данный момент их истории и некоторые перспективы их развития.
Здесь многое определяется природой (или внутренним состоянием) каждой из наций партнеров по международным отношениям. Представляется возможным выделить некоторые параметры этого внутреннего состояния наций, или нациеобразующие компоненты:
1. Качество нации, т.е. прежде всего ее способность сохраняться, выжить в качестве устойчивой общности людей на мировой арене, имея в виду процессы внутри самой нации и, кроме того, взаимоотношения нации с ее соседями по планете (ближними и дальними). Главный, постоянный интерес нации, ее основной инстинкт и первый закон ее жизни это стремление к выживанию и самосохранению в любых условиях.

Это сопротивление процессу гниения, самораспада нации, это сопротивление национальному вырождению или попыткам геноцида.
2. Численность населения и его состав. Очевидно, существует некая критическая масса, и сокращение численности ниже критической отметки может привести к исчезновению не только государства, но и самой нации; в то же время слишком большая критическая масса, слишком многочисленное и/или слишком многосоставное (если иметь в виду и этносы и подэтносы) население, тоже может стать причиной деления данной нации на несколько наций.



Жизненный интерес нации состоит в том, чтобы сохранять такую численность населения, которая обеспечивала бы продолжение существования данной нации; даже односоставные нации при слишком большой численности населения могут делиться; многосоставные же нации под напором внешних угроз могут сплачиваться. Под воздействием определенных внутренних факторов нации также могут временно держаться вместе (например, при тоталитарном политическом режиме).
3. Размеры территории компактного проживания. Сохранение своей территории один из постоянных интересов и главных законов выживания нации; нация не может существовать без своей компактной территории определенных минимальных размеров; нациям присуще и стремление увеличивать размеры территории своего проживания; она делает все возможное для того, чтобы, во всяком случае, сохранить имеющуюся территорию, не допустить ее сокращения.
4. Границы с государствами соседних наций. В современном мире процессы территориального или пограничного размежевания между некоторыми нациями еще не закончены; на целый ряд территорий (или акваторий) претендуют чаще всего две нации, а бывает, что и несколько наций одновременно.

Ситуация уже такова, что прежними военными методами решать эти вопросы во многих случаях становится невозможно. И в обозримом будущем территориальные вопросы, если обе нации, каждая в отдельности и самостоятельно, не готовы или не склонны их решать, предпочтительнее заморозить. При этом необходимо добиваться, чтобы нерешенность вопросов о границе и о территориях не сказывалась на добрососедских и тем более на нормальных дипломатических отношениях между государствами, да и на неправительственных взаимоотношениях между нациями. Попытки решать вопросы о границах и территориях с помощью силы грозят, имея в виду современные виды вооружений, самому существованию нации.

Жизненный интерес нации состоит в данном случае в том, чтобы подход к проблеме границ и территорий, требующий, с точки зрения той или иной нации, изменения ныне существующего положения, был подчинен интересам выживания наций. Иначе говоря, из-за границ и территорий нации не должны вести войны, соглашаясь с сохранением навечно (или относительно навечно, надолго) ныне существующего положения и не создавая потенциальной угрозы войны за передел территорий и изменение границ.
5. Вооруженные силы. Каждая нация имеет право и стремится обладать оборонной мощью, достаточной для того, чтобы удерживать потенциальных противников от нападения на нее, имея в виду ответный ущерб, грозящий нации-агрессору.

Обладание такими вооруженными силами это также объективный и постоянный интерес нации, во всяком случае в обозримом будущем; все это не только не исключает, но, напротив, предполагает согласование нациями вопросов обеспечения мира и безопасности как в двусторонних отношениях, так и на региональном и глобальном уровнях.
6. Национальное самосознание (мышление, воля, чувства, воображение, интуиция, общие настроения). У людей той или иной нации, естественно, преобладают тенденции более или менее постоянного или временного характера; они присущи практически всем нациям, хотя и не всегда выражают их объективные интересы и реальность.

Вряд ли обоснованным было бы, например, полагать, будто у одной нации такие интересы имеются и они справедливы, а у другой нации они менее сильны, или что следует считаться с настроениями только одной нации. Интересам наций отвечает сохранение равновесия между такого рода настроениями, понимание того, что каждое действие в соответствии с определенными настроениями повлечет за собой не менее сильное противодействие со стороны нации-партнера.
Национальное самосознание или настроения наций обычно отражают и постоянные интересы стремление к выживанию, к сохранению компактного однородного, исторически сложившегося населения, к сохранению за нацией той или иной ее территории; однако иногда на определенное, порой длительное время на поверхность могут выходить интересы временного характера, скажем, соблазн воспользоваться временной слабостью соседней нации. Извращенные представления о национальных интересах выражаются в теориях жизненного пространства, утраченных территорий, несправедливых договоров о границах, несправедливо отторгнутых священных земель нашей родины и в практике геноцида или возвращения (тем или иным путем) населения на историческую родину.
Немалую роль в создании такого рода извращенных стереотипов национального самосознания играла и играет целенаправленная политика государств, правящих политических сил и партий, вождей и политических лидеров, а также постоянно действующая система школьного воспитания подрастающих поколений. Все это реально питается настроениями наций, но в конечном счете идет вразрез с их жизненными интересами.

Образы наций

Каждая нация выступает на мировой арене в определенном, исторически сложившемся облике, образе. У каждой есть свои черты, которые присущи именно данной нации. Из совокупности специфических черт, отражающих внутреннее состояние нации, ее характер, складывается и ее образ на мировой арене.

Каждая нация самостоятельна и выступает в своем обличье, в своем образе. Можно говорить об образе нации, об образах наций, о нашем мире как созвездии образов наций, т.е. о многообразии нашего мира.
Понятие образа нации и многообразия мира представляется более близким к сути вопроса, чем понятие многополюсности или многополярности мира. Полюс (по-гречески polos ось вращения) каждая из двух конечных точек оси, на которой вращается шар.

Полюсами зовут также вообще крайние точки супротивных друг другу сил. Полюсов обычно бывает два и не более того.

Полюс термин, который предполагает тяготение многих одноликих частиц к одному центру.
Но неверно ни применительно к одной нации, ни тем более к сообществу наций. Мировое сообщество наций подобно звездному небу, где каждая звезда сияет своим светом, независима и самостоятельна и в то же время равна любой другой звезде.

Многомирие наций, многообразность наций вот что такое их мировое сообщество.
Невозможно ни отделять друг от друга нацию и человека, ни противопоставлять их друг другу. Нации и личности по сути своей имеют общую основу.

Это либо индивидуальности, либо совокупности индивидуальностей, причем и те и другие это существа, обладающие разумом, а для существ, обладающих разумом, существуют свои законы естественные законы или естественное право. По мнению Гуго Гроция, естественным правом именуется то, что не противоречит справедливости.

Противоречит же справедливости то, что противоречит природе существ, обладающих разумом.
В поведении наций, как и в поведении человека, бывают моменты или периоды, когда они руководствуются разумом, действуют рационально; однако случаются, и не редко, вспышки или периоды, когда их действия определяются либо эмоциями, либо ложно понятыми интересами. Тогда их поведение становится иррациональным.

Особенно грешат этим вожди, лидеры, и политические партии; иногда так случается и с государствами, и с целыми нациями.
Мировой порядок, по мысли Хэдли Булла, возможен, если международные отношения будут строиться не на принципе мирового сообщества с конфликтующими интересами суверенов, а по модели международного общества, в котором, как и в любом национальном обществе, конструктивное взаимодействие преобладает над деструктивным противоборством.
Итак, в деятельности наций и их государств борются два начала: созидательное и разрушительное. Во власти людей сделать преобладающей тенденцию созидания. Представителями наций на мировой арене выступают при этом государства.

Но нации и их государства связаны правилами и институтами общества. Это не только правила благоразумия и целесообразности и не только собственные, иной раз разрушительные, побуждения.

Это императивы морали и закона, как для личностей, так и для их сообщества.
Мораль и закон, как и справедливость, могут толковаться по-разному. Процесс согласования их общего понимания потребует еще много времени и усилий.

В ходе согласования возникают и будут возникать стремления ставить свое понимание справедливости выше международных соглашений либо отказываться от понятия справедливости вообще, настаивать на верховенстве исключительно договоров и соглашений.

Ипостаси наций

В наше время нация может выступать на мировой арене как единое целое. Так бывает чаще всего, когда у нации есть одно государство. В то же время, главным образом по внутренним причинам, но и под воздействием внешних причин, бывает и так, что нации делятся на части, причем эти части наций существуют отдельно одна от другой на протяжении довольно длительного времени.

На мировой арене они бывают представлены своими частями, которые могут образовывать государства. В этом случае складывается ситуация, соответствующая формуле: одна нация два или несколько государств.

Мы не говорим уже об обычных ситуациях, когда одно государство, представляющее данную нацию, исчезает, а вместо него появляется другое государство (или государства) той же нации или новых вызревших наций.
Политическая жизнь сложна, и представителями наций на мировой арене выступают не только государства, но и государствоподобные образования в той или иной форме, с разным успехом могут выступать те или иные политические силы нации. Они не отождествляют себя с государством своей нации или нации, в которую они по тем или иным причинам входили на протяжении известного времени, но стремятся к тому, чтобы их признали субъектами международного права.

Символами наций могут становиться (чаще после смерти, но, бывает, и при жизни) даже политические или религиозные лидеры, деятели культуры.
Все они нации, их части, их государства, политические силы, политические партии, лидеры могут иметь свои интересы. Эти интересы могут совпадать с национальными интересами, не совпадать или частично совпадать с ними.

Могут частично или полностью расходиться с интересами наций. Но и сами национальные интересы могут быть объективными и субъективными, жизненно важными и временными, коренными и второстепенными, рациональными и нерациональными, верными и ошибочными.

В каждом случае необходим тщательный анализ того, что собой представляет то, что выдается за национальные интересы.
Нации представали и предстают в международной жизни и для самих себя, да и для других наций в различных ипостасях. Иными словами, не существовало и не существует, возможно, временно, если говорить о современности и об обозримом будущем, такого положения, которое определялось бы только формулой: одна нация одно государство. Такое возможно, и в реальной международной жизни наблюдается, но это не обязательно. Довольно часто мы видим, что нация бывает представлена на мировой арене своими самыми разными представителями или выступает в разных ипостасях.

Иначе говоря, действует иная формула: одна нация одно или несколько государств, существующих последовательно или одновременно.
Мы предпочитаем пользоваться в данном случае термином ипостась, означающим сущность (греч.). В христианстве, когда говорили об ипостасях, подразумевали Бога, единого по существу, тройственного ипостасями; иными словами, имелось в виду, что нечто единое по своей сущности имеет несколько форм проявления, способов бытия.

С нашей точки зрения, нация обладает своей сущностью, своим основанием, о параметрах которого говорилось выше. В то же время на мировой арене нация может выступать и выступает последовательно или одновременно или в одной или в нескольких ипостасях, проявлениях своей сущности, формах своего бытия.
Итак, если нация относительно вечна, то ее ипостаси это временные или относительно временные ее формы, в которых нация выступает на мировой арене.
С точки зрения теории международных отношений и международного права этот вопрос вовсе не так прост. Международное право регулирует или должно регулировать отношения между государствами и другими субъектами международного общения.

Иначе говоря, дело касается представителей нации, ее ипостасей. Но сама нация по тем или иным, главным образом, своим внутренним, но также международным причинам может иметь одного представителя, одно государство или одновременно несколько представителей, несколько государств.
Причем эти государства могут не признавать друг друга или предлагать, чтобы отношения между ними считались особыми отношениями между государствами. Поэтому усложняется и вопрос о взаимоотношениях наций на мировой арене, в том числе с точки зрения международного права.

Здесь теория международных отношений и международного права вынуждена отражать реальное положение вещей и идет за практикой отношений между нациями, обслуживает потребности установления и поддержания отношений между нациями и их ипостасями во всех возможных и необходимых формах.

Глобальные, региональные, двусторонние отношения

Отношения между нациями и их ипостасями на мировой арене можно подразделить на три области: глобальные отношения, региональные и двусторонние.
Под глобальными отношениями имеются в виду вопросы, которые затрагивают планету в целом, интересы всего человечества. В этом случае нации могут в какой-то степени согласовывать между собой позиции по тому или иному глобальному вопросу, выступать по данной проблеме порознь или совместно.
Региональные отношения затрагивают вопросы, касающиеся того или иного региона, географической или геополитической части Земли. Региональные проблемы могут быть неразрывно связаны с глобальными проблемами, но могут быть лишь относительно связаны с ними либо вовсе не связаны, во всяком случае непосредственно.

Существует определенная относительная свобода при разрешении региональных вопросов, не связанных с мировыми проблемами.
Наконец, двусторонние отношения между каждыми двумя субъектами международных отношений. Они могут быть связаны или отчасти связаны и с глобальными и с региональными проблемами.

Но могут быть и относительно независимы от них.
Вопрос о приоритетности тех или иных отношений решается в зависимости от конкретных обстоятельств. На первый план могут выходить то глобальные, то региональные, то двусторонние отношения.
Нации и их представители создают механизмы и институты для совместного обсуждения и решения глобальных, региональных и двусторонних проблем. В последнее время все большую значимость приобретают встречи на высшем уровне глав государств, главных в данный момент представителей своих наций. Эти встречи могут быть весьма эффективны. В то же время необходимо иметь в виду, что у глав государств есть и свои интересы, интересы своих политических партий и своих государств, которые вовсе не всегда и вовсе не обязательно совпадают с важнейшими интересами наций.

Поэтому нужно в каждом случае тщательно разбираться в том, какого рода интересы выражают представители наций.
Вопрос о сущности соглашений между представителями наций можно рассматривать в каждом конкретном случае, в каждый данный момент; такого рода соглашения далеко не всегда отражают совпадение интересов наций. Они могут быть либо относительно долговременными, а могут оказаться лишь формальными, кратковременными соглашениями.

Неразрывная связь истории, современности и будущего

Иной раз говорят, что в отношениях между некими государствами начата новая глава, в истории их отношений открыта новая страница или даже отношения можно начинать с чистого листа. Желают, чтобы прошлое было куда-нибудь выброшено или даже сожжено, а его пепел развеян...
Все это фигуры речи, образные выражения, отражающие чаще всего благие пожелания создать легким путем благоприятную атмосферу в отягощенных прошлым двусторонних отношениях, не более того. Кажется, все или почти все понимают это, однако часто приходится сталкиваться с желанием спрятать голову в песок, делать вид, что прошлого не было или что не существует тяжелого исторического наследия.
История всегда остается с человеком, с обществом, с нацией. Взаимоотношения наций в современном мире нельзя начать заново.

Можно только продолжать, учитывая или не учитывая исторический опыт. В сфере отношений между нациями история, современность и будущее связаны между собой неразрывно.
Учитывать уроки прошлого трудно, почти невозможно, но и без этого обойтись нельзя. Так или иначе, нации должны жить сегодня рядом друг с другом и стремиться к мирному сожительству в будущем, а это требует взаимного приспособления, согласования интересов, да и учета исторического прошлого, истории взаимоотношений.

Международные, межгосударственные и дипломатические отношения; народная дипломатия

Целесообразно и в теории и на практике различать международные, межгосударственные и дипломатические отношения.
Между ними есть связь, но существуют и различия. Отношения между нациями, между народами и странами, выступают и при рассмотрении вопроса с этой точки зрения как приоритетные. Международные отношения или отношения между народами, нациями существуют вне зависимости от того, имеются ли межгосударственные отношения.

Наконец, снова вспомним, что одни государства исчезают, на их место приходят другие государства, а народы и страны нации как сожительствовали, так и продолжают сосуществовать на мировой арене.
Межгосударственные отношения это лишь часть отношений между нациями, область этих отношений уже отношений между нациями в целом. Отношения между нациями включают в себя всю историю их сосуществования как во времена тех или иных государств, так и в те периоды истории, когда у той или иной нации могло и не быть государства.
Межгосударственные отношения в современном мире также не равнозначны отношениям дипломатическим. Межгосударственные отношения могут существовать в различных формах. И в это же самое время дипломатические отношения могут поддерживаться в полном объеме или частично или вообще отсутствовать.

Иногда это связано с существованием нескольких ипостасей той или иной нации.
Дипломатические отношения это составная часть межгосударственных отношений. В этом смысле дипломатические отношения ?же межгосударственных, их сфера ограничена.

И наоборот, область межгосударственных отношений шире области отношений дипломатических.
Существует такое понятие: народная дипломатия. В Китае есть свое объяснение этого термина. Суть его в том, что сначала на Земле появились отражавшие реалии понятия люди, народ, и только потом появилось государство. Сначала имели место контакты и связи между отдельными представителями разных народов, а также между народными институтами.

Различного рода контакты в этой сфере и получили у китайцев название народной дипломатии, или, дословно, внешних связей и обменов между народами.
С этой точки зрения, официальная дипломатия появилась позднее, составляет только часть связей между народами, одну из форм этих связей. В определенном смысле существует относительная свобода отношений между народами, народной дипломатии по отношению к официальной дипломатии.

Эти две формы отношений между народами могут сосуществовать, но в те или иные периоды может существовать и одна только из этих двух форм....



Содержание раздела