d9e5a92d

Международный мир и развитие

Стороны выражают готовность к дальнейшему развитию дружественных связей между армиями двух стран на разных уровнях, к дальнейшему укреплению военнотехнического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды и с учетом международных обязательств двух стран. Стороны заявляют, что развитие российско-китайских военных связей и осуществление военно-технического сотрудничества не направлены против каких-либо третьих стран или групп стран, подтверждают готовность поддерживать надлежащую транспарентность ВТС и предоставлять соответствующую информацию в Регистр обычных вооружений ООН.
В целях углубления основ добрососедства и дружбы двух стран, обращенных в ХХІ век, стороны договорились о создании Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития с участием представителей общественности двух стран.
2. Международный мир и развитие.
Стороны считают, что нынешний мир находится в процессе глубоких и сложных перемен. Развивается тенденция к многополярности мира. Стремление к миру, стабильности, сотрудничеству и развитию стало главным течением современной международной жизни.

Однако в мире нет спокойствия.
По-прежнему существуют гегемонизм, рецидивы давления, политика силы, имеют место новые проявления блоковой политики. Мир и развитие во всем мире все еще стоят перед серьезными вызовами.
Россия и Китай, внесшие весомый вклад в дело окончательной победы над мрачными силами фашизма и заплатившие за нее огромную цену национальных потерь, призывают все страны мира извлечь урок из исторического прошлого, всегда помнить о страшных бедствиях, принесенных войной человечеству, дорожить миром, завоеванным большой ценой. Россия и Китай намерены вместе с другими государствами мира прилагать совместные усилия на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования, а также других общепризнанных норм международных отношений установить новый справедливый и рациональный международный политический и экономический порядок, содействовать миру, стабильности, развитию и процветанию как в региональном, так и в глобальном масштабе. Стороны согласились и впредь укреплять сотрудничество в тех областях, где подходы близки или совпадают, и искать пути взаимопонимания там, где позиции различаются. Стороны подтверждают, что взаимное уважение и равноправие являются важными принципами поддержания и развития нормальных и здоровых межгосударственных отношений.

Все страны, будь то крупные или малые, развитые, развивающиеся или страны с переходной экономикой, являются равноправными членами международного сообщества. Народ каждой страны имеет право, исходя из своих конкретных условий, независимо и самостоятельно выбирать социальный строй, путь и модель развития без вмешательства со стороны других государств. Стороны заявляют, что будут вести активный диалог по проблемам стратегической стабильности и конкретными делами способствовать ускорению процессов сокращения вооружений и разоружения, прежде всего в ядерной сфере.

Стороны приветствуют бессрочное продление Договора о нераспространении ядерного оружия, намерены активно сотрудничать в деле укрепления режима ДНЯО, призывают присоединиться к Договору страны, которые не являются его участниками. Стороны будут прилагать усилия и взаимодействовать с другими государствами в целях скорейшего заключения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, придают большое значение скорейшему вступлению в силу Конвенции о запрещении химического оружия, призывают добиться в кратчайшие сроки прогресса в деле дальнейшего повышения эффективности Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия.

Стороны намерены укреплять двустороннее и многостороннее сотрудничество в обеспечении эффективного и ответственного контроля за передачей обычных вооружений, особенно в районы конфликтов.
Отмечая вклад ООН в дело поддержания международного мира и безопасности, Стороны согласились укреплять сотрудничество в области повышения ее эффективности и дееспособности. Стороны считают, что ООН представляет собой уникальный механизм для сотрудничества во имя мира, развития и безопасности, что на ее плечах лежит миссия дать ответ на глобальные вызовы ХХІ века; в целях адаптации к изменившейся международной обстановке и повышения эффективности работы ООН необходимо провести соответствующую реформу ООН и ее органов, что позволило бы им еще лучше исполнять обязанности, предусмотренные Уставом ООН; деятельность ООН и процесс принятия ее решений должны еще лучше отражать общие чаяния и коллективную волю всех стран членов ООН.


Стороны высказались за дальнейшее повышение эффективности миротворческих операций ООН и готовы сотрудничать в этих целях. Стороны считают, что при осуществлении миротворческих операций необходимо на основе Устава ООН строго соблюдать такие важные принципы, как согласие всех конфликтующих сторон, справедливый и нейтральный подход, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы, за исключением случаев самообороны.

При проведении миротворческих операций не должно быть места двойным стандартам, и эти операции ни при каких обстоятельствах не должны вести к расширению и обострению конфликтов; в вопросе о введении санкций необходимо проявлять крайнюю осторожность. Стороны выражают озабоченность негативными последствиями применения санкций в международной практике.
Стороны считают, что необходимо содействовать усилиям по налаживанию сотрудничества между ООН и региональными организациями в соответствии с главой VIII Устава ООН в предотвращении и мирном урегулировании споров и конфликтов при сохранении главной ответственности за Советом Безопасности за поддержание международного мира и безопасности; способствовать более конструктивной и здоровой координации деятельности неправительственных организаций, занимающихся проблемами экономического и социального развития и гуманитарной помощи, с работой ООН и ее специализированных учреждений в этих областях.
Стороны выступают за установление нового международного экономического порядка на основе справедливости, равенства и взаимовыгодного сотрудничества, отказа от дискриминации в мировой торговле. Реформа учреждений ООН по экономическому и социальному развитию должна способствовать укреплению роли ООН в области развития, с тем чтобы ООН в новых условиях лучше отвечала потребностям мирового сообщества, в особенности широкого круга развивающихся стран.

Стороны считают необходимой разработку ООН Повестки дня для развития в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, надеясь, что согласование и утверждение Повестки дня для развития будет способствовать достижению мировым сообществом целей устойчивого развития, стимулированию экономического роста и социального развития в развивающихся странах, продвижению вперед международного сотрудничества и глобального развития.
Стороны, отмечая необходимость решительной борьбы со всеми видами терроризма и транснациональной организованной преступности, будут осуществлять регулярный обмен опытом и укреплять сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе.
Стороны условились укреплять координацию и сотрудничество в сферах обеспечения безопасности судоходства, борьбы с пиратством, контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, взаимодействовать в области океанологии, метеорологии, сейсмологии, ликвидации последствий стихийных бедствий и проведения спасательных работ на море.
Стороны считают, что охрана окружающей среды стала важной глобальной проблемой, и полны решимости укреплять двустороннее и многостороннее сотрудничество в этих целях.
3. Безопасность и сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Стороны считают, что после окончания холодной войны в Азиатско-Тихоокеанском регионе сохраняется относительная политическая стабильность, в экономике наблюдается быстрый рост, что в следующем веке АТР будет играть важную роль. Россия и Китай готовы и в дальнейшем прилагать свои усилия в интересах мира, стабильности и развития в АТР.
Стороны выступают за то, чтобы все страны АТР, исходя из разнообразных реальностей региона и руководствуясь принципами консенсуса и последовательности, вели двусторонний и региональный диалог по вопросам безопасности в различных формах, на разных уровнях и по различным каналам в целях укрепления безопасности и сотрудничества в АТР. Россия и Китай готовы прилагать усилия к развитию диалога и сотрудничества в АТР на двусторонней и многосторонней основе.

Стороны едины в том, что Соглашение между Россией, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Китаем об укреплении доверия в военной области в районе границы, Соглашение между Правительством России и Правительством КНР о предотвращении опасной военной деятельности, а также региональный форум АСЕАН имеют важное значение.
Стороны рассматривают стабильное социально-экономическое развитие как важный фактор обеспечения региональной безопасности и стабильности.
Стороны выступают за непрерывное упрочение дружественных связей между народами различных стран в целях укрепления взаимопонимания и доверия, против разжигания межгосударственных, межнациональных и межконфессиональных противоречий.
Стороны готовы содействовать участию друг друга в многостороннем экономическом сотрудничестве в АТР. Китайская сторона подтверждает свою поддержку в отношении заявки России на вступление в АТЭС.

Стороны намерены продолжать усилия, направленные на укрепление безопасности, стабильности и экономического сотрудничества в СевероВосточной Азии, и в этих целях готовы осуществлять координацию и консультации между собой и со всеми заинтересованными странами.
Президент Председатель
Российской Федерации Китайской Народной Республики
Б.Н.Ельцин Цзян Цзэминь
Пекин, 25 апреля 1996 г. [4]
Итак, в декларации 1996 г. стороны характеризовали свои отношения как равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI в. Иными словами, Б.Н.Ельцин и Цзян Цзэминь подчеркнули принцип равноправия сторон в их отношениях и заявили, что намерены взаимодействовать, совместно искать пути решения вопросов, представляющих для них взаимный интерес. Договоренность о постоянном обмене мнениями на высшем уровне важный пункт согласия между лидерами наших двух стран на пороге XXI века.
В декларации содержалось также упоминание о принципах добрососедства, дружбы и сотрудничества, что, по сути дела, свидетельствовало о намерении обеих сторон поддерживать мир в двусторонних отношениях.
Первым из конкретных вопросов, волнующих обе стороны, оказался, судя по декларации, вопрос о границе. При этом проявилась заинтересованность Пекина в осуществлении на практике соглашений о прохождении линии границы и на ее восточной, и на ее западной части, подписанных в 1991 и 1994 гг.

Вполне очевидно, что тексты этих соглашений, в значительной или большей части устраивая обе стороны, все же особенно соответствовали интересам Пекина. Об этом же говорило и подчеркнутое в декларации положение о том, что остаются несогласованными, ждущими решения, другие вопросы, касающиеся границы.

При этом, также в большей мере в соответствии с интересами Пекина, в декларации были подчеркнуты принципы решения этих остающихся несогласованными вопросов: справедливость и рациональность. Оба термина введены по настоянию Пекина.
Московские дипломаты пошли на включение их в текст документа, под которым поставил свою подпись Президент РФ, хотя и тот и другой термин потенциально могут явиться основаниями для выдвижения китайской стороной таких позиций в ходе дальнейших переговоров, которые никак не отвечают интересам нашей страны. Оба упомянутых термина не являются строго юридическими и могут по-разному толковаться сторонами.

При этом хорошо известно, что именно вкладывал всегда Пекин в понятия справедливости и рациональности при решении вопросов, касающихся границ между нашими странами. Предпринимались попытки ущемить интересы нашей страны.

В связи с этими положениями могут возникать вопросы вплоть до того времени, когда будет заключен такой новый договор о границе, в котором будут сняты даже возможные или потенциальные основания для предъявления территориальных претензий к нашей стране.
Здесь необходимо также отметить, что при дипломатических контактах с Пекином, судя по историческому опыту, важно использовать исключительно терминологию, общепринятую в международном праве, в документах ООН. На практике же постоянно проявляется тенденция Пекина навязывать нашей стороне свою терминологию и при выработке общетеоретических положений, характеризующих ситуацию на мировой арене, и при подготовке конкретных дипломатических документов.
За годы отношений между РФ и КНР Пекин принял термины из дипломатического словаря, присущего в оригинале нашей стороне (речь идет о терминах стратегическое партнерство, конструктивное партнерство), и в то же время неоднократно и по важным вопросам навязывал свою терминологию. Российская сторона принимала ее, создавая, по крайней мере потенциальную, угрозу нашим интересам, а также нарушая тем самым принципы самостоятельности и независимости, равноправия и равенства в двусторонних отношениях.
Вписанное по инициативе Пекина в Соглашения о прохождении линии границы и в Декларацию, подписанную Президентом РФ, положение о справедливом и рациональном разрешении остающихся несогласованными вопросов о границе, представляет собой яркий пример такой ситуации. (Кстати, попутно можно отметить, что в русском тексте документа, который представили на подпись Президенту РФ, говорится о пограничных вопросах, а в китайском тексте речь идет не о пограничных вопросах, а именно о вопросах о границе или о проблемах границы.)
В декларации стороны подчеркнули значение развития связей между приграничными регионами каждой из сторон. Объективно эти связи будут развиваться. Важно, однако, чтобы при этом учитывались интересы приграничных районов нашей стороны и чтобы речь ни в коем случае не шла ни о совместном с КНР управлении теми или иными участками земли РФ, ни об их совместном с КНР хозяйственном освоении. Ведь Россия не претендовала и не будет претендовать на совместное освоение, хозяйствование или управление участками земли на территории соседа, в КНР.

Здесь необходимо строго соблюдать принцип независимости и суверенных прав каждой стороны на свою территорию; каждая сторона, РФ и КНР, должна оставаться полным хозяином на своей земле.
Стороны ввели в декларацию пункты о Чечне, Тайване и Тибете. В принципе представляется, что указание на такие конкретные проблемы, особенно с упоминанием их наименований, нецелесообразно в двусторонних межгосударственных документах РФ и КНР.

Вопросы такого порядка это вопросы либо взаимоотношений внутри одной нации, либо между группами людей, в то или иное время живущих в одном государстве. Эти вопросы страны и люди той или иной страны, того или иного района должны решать сами, без вмешательства извне. Можно сказать и по-иному: нет никакой необходимости в том, чтобы одно государство в совместном межгосударственном документе высказывало свое мнение по вопросам, которые относятся к компетенции другого государства, пусть даже подтверждая мнение правительства соседней страны по ее внутренним проблемам.

Иначе говоря, необходимо соблюдать принцип независимости и самостоятельности каждой из сторон.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что формулировки, применительно к РФ и КНР, в данном случае не одинаковы. Пекин, судя по формулировке, содержащейся в декларации, поддержал меры и действия, предпринимаемые РФ в целях защиты единства страны, а также заявил, что считает чеченскую проблему внутренним делом России.
В то же время Москва подтвердила, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, и что Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая; Россия обещала не устанавливать официальных отношений с Тайванем и не поддерживать с ним официальные контакты; Россия также заявила, что она неизменно признает, что Тибет неотъемлемая составная часть Китая.
Получается, что Пекин не заявил о том, что он считает Чечню неотъемлемой частью России. Пекин также не заявил, что правительство РФ является единственным законным правительством применительно и к Чечне.
Мы упоминаем об этом вовсе не потому, что, с нашей точки зрения, важно было бы применить такую формулировку. Мы лишь хотели бы привлечь внимание к самому факту: Пекин не заявил, что он признает Чечню неотъемлемой частью России, а Россия признала и Тайвань и Тибет неотъемлемыми частями Китая. Здесь не был соблюден принцип равноправия сторон в такого рода формулировках.

Либо по меньшей мере они должны быть одинаковы, либо, что предпочтительнее, этих формулировок не должно быть в двусторонних документах РФ и КНР вообще.
Думается, что сторонам не следует касаться внутренних дел в межгосударственных документах.
(Попутно можно отметить, что в 1996 г. российские войска были выведены из Чечни. При желании это можно было интерпретировать, как поражение России.
Возможно, речь идет о совпадении, но мы не можем не отметить следующее обстоятельство. Как значительное событие театральной жизни в 1996 г. расценила пресса в КНР постановку оперным театром провинции Ляонин оперы Цан юань (Безжизненная степь или Безжизненная пустыня).

На спектакле, показанном в Пекине, присутствовал Цзян Цзэминь. Либретто было подготовлено коллективом авторов.
Краткое содержание в изложении главного режиссера, профессора Центральной театральной академии КНР Цао Цицзина: 1771 год, сто семьдесят тысяч калмыков-ойротов, живших в низовьях Волги, не вынеся тяжестей правления Екатерины II, тяжелых поборов, насильственного навязывания православия и не желая участвовать в войне России против Турции, решают вернуться на родину. Преодолев массу трудностей, опасностей, лишений, понеся огромные потери, они через восемь месяцев возвращаются на родную китайскую землю в район Тяньшань... [5])
Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, стороны, помимо обещаний развивать его, упомянули о том, что при взаимных расчетах будет использоваться главным образом конвертируемая валюта. Обращают на себя внимание именно слова главным образом, ибо такая формулировка создает для Пекина лазейку, чтобы продолжать отказываться от торговли исключительно на основе свободно конвертируемой валюты и затягивать решение этого вопроса, а также продолжать извлекать для себя дополнительные выгоды из двусторонних торгово-экономических отношений, нанося материальный ущерб нашей стороне. Этот тезис выгоден для Пекина, поскольку при бартерных сделках и при
расчетах по клирингу выгоду получает если не исключительно, то по преимуществу Пекин.
Важная часть этого документа была посвящена вопросам, решение которых представлялось необходимым обеим сторонам, но все же в большей степени Пекину, т.е. вопросам об отношении к соседу как к определенной военной силе и о положении в районе границы. При этом было очевидно, что Пекин видел в РФ прямого преемника СССР в этой области, иначе говоря, переносил свои представления об СССР и его политике.

Нет никаких оснований соглашаться с таким представлением, которое продиктовано исключительно враждой к нашей стране и к политике РФ. С точки зрения Пекина, Россия десятилетиями представляла собой военную угрозу для КНР, хотя на самом деле виновником военной напряженности был исключительно Мао Цзэдун.

Пекин настойчиво ставил вопрос о ненацеливании на КНР российских стратегических ядерных ракет и о том, чтобы РФ дала обещание не применять первой против КНР ядерное оружие. РФ пошла на это, очевидно имея в виду то, что в конечном счете такие соглашения будут содействовать улучшению характера двусторонних отношений, а также руководствуясь своим принципиальным видением состояния и перспектив развития отношений на мировой арене.
Далее, Пекин полагал, что РФ должна пойти на определенные меры, в том числе на сокращение своих вооруженных сил в районе границы, чтобы устранить то, что представлялось в Пекине военной угрозой континентальному Китаю с севера. РФ была вынуждена пойти на переговоры, а затем и на подготовку и подписание соответствующих соглашений, исходя из того, что они могут способствовать улучшению климата в двусторонних отношениях. (Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что Пекин получил шанс поставить вопрос о сокращении военных сил в районе границы только благодаря тому, что в свое время руководитель КПСС и СССР М.С. Горбачев и его дипломатическая команда допустили такую возможность в процессе нормализации советско-китайских отношений.)
Москва дала согласие на подписание этих соглашений, имея в виду их приемлемость при благоприятном отношении обеих сторон друг к другу в дальнейшем. Но остался неприятный осадок от того, что фактически Пекин не принял во внимание, что РФ это не СССР, что изменились и реальная политика Москвы и реальная мощь вооруженных сил нашей страны, которая стала значительно слабее, чем во времена СССР.
Фактически речь шла не о взаимном сокращении военных сил, а об их одностороннем сокращении, так как в КНР в стокилометровой полосе вдоль границы практически мало вооруженных сил, сокращение их никак не касается. В то же время за пределами этой стокилометровой зоны в КНР находятся мощные силы, но сокращение их не затрагивает. По нашу сторону границы вооруженные силы находятся преимущественно именно в упомянутой стокилометровой зоне, а за ее пределами наших вооруженных сил практически нет; их там, учитывая климатические и природные условия, негде разместить.

Таким образом, принимая навязанный нам тезис о сокращении военных сил в стокилометровой зоне, РФ оказывалась в неравном положении, а Пекин, зная это, намеренно ущемлял нас и на практике и морально.
Формально в документе речь шла о взаимном сокращении вооруженных сил, а фактически это было одностороннее сокращение для России, влекущее за собой помимо негативных военных, стратегических и политических последствий и большие материальные затраты. Пекин вынуждал к этому Российскую Федерацию, ничего не платя за сокращение наших вооруженных сил вдоль границы и не оплачивая даже наши затраты на эту операцию.
Все это напоминало о том, что руководители КПК-КНР продолжали относиться к нашей стране так же, как относились к ней Мао Цзэдун и Дэн Сяопин, не доверяли нам и требовали допустить своих военных инспекторов на нашу территорию, на наши военные объекты, а также сократить наши вооруженные силы и вооружения в стокилометровой полосе вдоль границы с КНР. Ни одна другая страна не предъявляла таких требований
России. Это была, помимо всего прочего, и попытка унизить достоинство нашей страны и народа.

Пекин, именовавший себя нашим другом, добрым соседом, сердечным партнером, на деле, при подписании международных соглашений, отнесся к нам как к поверженному в войне врагу. Никак нельзя было понять, почему Пекин предъявил нашей стране такие требования, если не видеть того, что преемники Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина продолжали смотреть на нас с подозрением и враждебно.
В декларации говорилось и о военно-технических и военных связях обеих сторон. Это связи носили сугубо утилитарный характер со стороны Пекина, который охотился за нужными ему военными технологиями, закупал необходимое вооружение (расплачиваясь примерно на одну треть поставками товаров быстрого проедания и изнашивания, причем далеко не всегда высокого качества) и внимательно следил за нашими вооруженными силами, внедряя к нам своих стажеров и т.д.

Со своей стороны РФ имела очень ограниченные возможности для наблюдения за вооруженными силами КНР; наших людей обычно держали либо на расстоянии от всех секретов, либо вообще изолировали.
Сказанное не означает, что мы ратуем за отказ от развития связей с КНР по военной линии и в области продажи нашей военной техники. Я хотел бы просто подчеркнуть необходимо иметь в виду, что речь идет о партнерстве, при котором у каждой из сторон есть свои интересы, причем далеко не всегда общие; желательно хорошо представлять себе историю наших связей и отношение к нам партнера.



Содержание раздела