d9e5a92d

Классовые понятия выступали на первый план

Прежде всего, необходимо еще раз подчеркнуть, что население Китая занято своими внутренними проблемами. Общее отношение к нам в современной КНР можно охарактеризовать как безразлично-пренебрежительное.

В целом у населения доминирует представление о нашей стране, как о государ-стве, значение и роль которого в свое время преувеличивались, а образ сознательно приукрашивался. При этом фактически внушается мысль о том, что от России следует ждать непредсказуемых шагов, а это тормозит развитие необходимых Китаю двусторонних отношений.
Если говорить о конкретике нынешних отношений, то обращает на себя внимание, в частности, то, что накануне подписания договора в Москве, в конце июня 2001 г. в Хабаровске было подписано соглашение, в соответствии с которым один из участков границы между РФ и КНР будет на протяжении некоторого времени в опытном порядке находиться под совместной охраной. И сама такая постановка вопроса, и отсутствие ясности в том, что это означает конкретно, на практике вызывает вопросы.

Представляется, что такого рода соглашения должны подписываться только после того, как с позицией сторон на такого рода переговорах будет детально ознакомлено население нашей страны, прежде всего тех приграничных районов, которых это непосредственно касается, а также будет получено согласие населения на эти действия. Высказывания некоторых наших погранчиновников о совместной охране границы и об осуществлении на границе интернациональных дозоров, по сути дела, свидетельствуют об их согласии передавать в ведение вооруженных сил другого государства части наших функций и прав по охране государственной границы, что представляется шагом в сторону от приверженности принципу территориального суверенитета.
В сфере торгово-экономических отношений китайская сторона, кажется, в принципе не хотела бы связывать наши две страны системой крупных проектов; она также не проявляет желания вкладывать капиталы в развитие России, в том числе и тогда, когда это явно взаимовыгодно. Вполне вероятно, что время для этого еще не пришло; обстановка и в той и в другой стране еще не позволяет делать этого.

Поэтому к ситуации можно относиться с пониманием, не ослабляя усилий по созданию заделов на будущее.
При переводе финансовых расчетов под контроль государственных банковских учреждений, что ныне намерены делать обе стороны, понимая необходимость предотвращения хаотичного развития жизненно важных связей, китайская сторона стремится сохранить в скрытой форме бартер, настаивая на расчетах в области научнотехнических связей частично приобретением нами китайских товаров широкого потребления. Если это будет продолжаться, то мы будем терять значительную часть валютной выручки за продажу вооружений, взамен приобретая товары неважного качества.

Ощущается также давление с целью заставить нас принять китайский юань в качестве единицы оплаты.
Произошло структурирование системы продажи нам китайских товаров быстрого проедания и изнашивания через целую сеть китайских фирм и наших организаций и частных лиц, фактически состоящих на службе у китайских властей. Дело это поставлено таким образом, что в подавляющем большинстве случаев обходятся все наши законы; китайская сторона получает ежегодно миллиардные прибыли; кое-что оседает у российских компрадоров и коррумпированных чиновников; наше государство и население практически ничего не получают от этого. Работает своеобразный китайский долларосос, высасывающий из нашей страны миллиарды долларов ежегодно.

При этом официальные китайские представители нам же предъявляют претензии в связи с тем, что в области официальных торговых отношений сальдо складывается якобы в нашу пользу.
Осуществляя свою деятельность благодаря системе мер, предпринятых китайскими властями, все мелкие и средние китайские фирмы, действующие на нашей территории, ныне поставлены под единое руководство соответствующих формально частных ассоциаций, а фактически функционируют под контролем и под защитой консульского отдела посольства КНР в РФ. На нашей территории появляются как грибы микро чайна-тауны, где китайцы живут по своим правилам, куда не допускаются наши граждане и куда непросто попасть и представителям компетентных российских органов.
Ассоциации китайских предпринимателей совместно с сотрудниками посольства КНР в РФ, вовлекая в свою деятельность общество российско-китайской дружбы, предпринимают попытки оказывать давление на нашу консульскую службу, органы внутренних дел, таможни, налоговой полиции и т.д. Они стремятся, не выполняя наши законы и инструкции, добиться полной свободы рук для своей зачастую криминальной или теневой деятельности. В 2001 г. имел место первый случай проведения китайскими организациями в Москве с разрешения городских властей политической манифестации в поддержку политических установок правительства КНР (относительно проведения в Пекине Олимпийских игр).



Одновременно продолжает развиваться медленный, но постоянный процесс проникновения к нам граждан КНР, которые легально въезжают в РФ, а затем, так или иначе, оседают на нашей земле, уклоняясь от учета их нашими органами внутренних дел.
В средствах массовой информации отмечена попытка продвигать на руководящие посты чиновников, вплоть до уровня губернаторов областей и краев, которые, по сути дела, будут находиться на содержании у китайской стороны и действовать в ее экономических и иных интересах.
Учитывая всю совокупность наших отношений, особенно отношение к нам в КНР, в ее руководстве, представляется целесообразным высказать следующие соображения и предложения.
Нам нужны хорошие отношения с Китаем, и их необходимо поддерживать. Вместе с тем во всех случаях, прежде всего, нужно отстаивать наши национальные интересы.

Приспособление интересов наших двух стран друг к другу не должно происходить за счет ущемления интересов нашей страны и народа.
Ныне существующая атмосфера в наших двусторонних отношениях на официальном уровне, безусловно, играет положительную роль. Подписание нового договора с КНР также может стать позитивным шагом, отвечая реально сложившимся отношениям и соответствуя нынешним возможностям.

В то же время с нашей стороны, очевидно, важно настойчиво выдвигать предложение о подписании нового договора о границе взамен ныне существующих документов, ссылаясь на то, что в сознании населения нашей страны до подписания нового договора о границе не будет прочной основы доверия к китайской стороне. В этой же связи можно было бы говорить о нашем беспокойстве в связи с тем, как воспитываются в КНР молодые поколения, когда речь идет об истории наших двусторонних отношений.
Желательно также добиваться отмены соглашения о мерах доверия, прежде всего о стокилометровой зоне вдоль линии границы. При обострении китайско-американских отношений, равно как и отношений КНР с другими государствами, нам желательно сохранять нейтралитет.

При возможности мы могли бы также оказывать содействие налаживанию отношений между Китаем и Индией. Нашим интересам отвечало бы и всемерное развитие отношений между Москвой и Тайбэем в сфере экономического и культурного сотрудничества.
Мы уже упоминали о том, что в нашей печати проскользнула мысль о намерении некоторых наших чиновников охранять нашу границу совместно с гражданами КНР; появились сообщения о подписании соответствующего соглашения. И эта мысль, и такого рода действия не представляются удачными.

Нецелесообразно также допускать какое бы то ни было участие китайской стороны в административном или в хозяйственном управлении специально выделенными зонами на нашей территории.
Оплата наших поставок по линии военно-технического сотрудничества должна осуществляться исключительно в валюте. Большое значение имело бы налаживание строгого учета всех граждан КНР, находящихся на нашей территории. Китайские граждане могли бы работать в нашей стране при соблюдении юридических формальностей по годичным контрактам с обязательным их пересмотром через год.

Представляется, что сыграло бы положительную роль заявление о том, что граждане КНР смогут приобретать в любой форме землю в нашей стране только после подписания нового договора о границе между нашими странами.
Вряд ли целесообразно допускать проведение на нашей территории политических акций в поддержку шагов КНР на мировой арене, а в равной степени и давление на
наши органы власти китайских общественных организаций совместно с сотрудниками посольства КНР в РФ.
Что касается оценки тех или иных исторических событий и документов, то эти вопросы желательно перевести в категорию чисто научных и исторических, а также предложить китайской стороне отделять научные дискуссии от практическо-политических проблем.
Представляется целесообразным создание в КНР ассоциации российских предпринимателей, фактически подведомственной российской части российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Тем самым была бы создана структура, параллельная аналогичной китайской ассоциации в нашей стране, и при необходимости можно было бы уравновешивать действия этих двух ассоциаций. Кроме того, эта ассоциация могла бы разрабатывать и вносить предложения относительно законодательных актов, обеспечивающих права и интересы наших предпринимателей, работающих в КНР.

Ассоциация могла бы также выступать в качестве юридического лица, защищая в случае необходимости интересы наших предпринимателей в КНР.
Особое значение необходимо заново придать работе общества российско-китайской дружбы. Его почетным председателем мог бы стать президент страны.

Общество российско-китайской дружбы целесообразно снова отделить от российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, который в свою очередь мог бы целиком сосредоточиться на своих прямых обязанностях развития экономических связей. Связи в сфере культуры целесообразно осуществлять именно через общество дружбы, объединяя усилия этого общества и соответствующих министерств и ведомств в сфере культуры, науки, образования и т. п.

Москва Тайбэй: первые шаги

Вопрос о новых отношениях между Москвой и Тайбэем не простой вопрос. Речь идет не только об анализе всего того, что произошло в этих отношениях за истекшие десять лет с момента установления связей между Россией и Тайванем, начала их экономического и культурного сотрудничества, но и о некоторых теоретических проблемах современных международных отношений, об истории взаимоотношений между частями китайской нации, о ситуации на острове Тайвань.
Все это с целью попытаться более глубоко понять характер отношений между Москвой и Тайбэем.

О соотношении понятий нация и государство применительно к современным международным отношениям

Тему раздела можно было бы пояснить, снабдив заглавие подзаголовком: Современные нации на мировой арене: их внутреннее состояние и внешняя политика их государств.
Понятия нация и государство используются практически всеми участниками современных международных отношений. При этом зачастую не делают различия ни между самими этими терминами, ни между производными от них, например, говорят и пишут о национальных интересах, полагая, что они равнозначны интересам того или иного государства.
В то же время далеко не случайно мировое сообщество, предпринимая в XX в. шаги с целью создать всемирную организацию, впервые дало ей имя Лига Наций. И в новых условиях конца Второй мировой войны, возрождая ту же идею, назвало ее Объединенными Нациями, Организацией Объединенных Наций.
Членами этой организации, а точнее, относительно временными представителями наций в этой организации являются те или иные государства. Но государства могут возникать и исчезать, а народы и страны существуют на мировой арене относительно постоянно.

И подразумевается, что в качестве постоянных участников ООН выступают именно нации, а принятые в ООН государства являются их полномочными представителями в каждый данный момент.
Уже одно это говорит о том, что люди ощущают необходимость пользоваться понятиями нация и государство, проводя различия между ними, имея в виду некое соотношение этих понятий, вкладывая в каждое из них разные значения. Эти термины присутствуют в русском языке: нация и государство; они имеются в английском языке: nation и state; их используют в китайском языке: минь (миньцзу) и го (гоцзя).
При этом в каждом из этих трех языков (и со всей очевидностью можно отнести это и к другим языкам) в каждый из этих терминов вкладывают несколько значений; круг значений того или иного термина в том или ином языке вполне естественно не совпадает с кругом значений в другом языке. И представляется полезным порассуждать о том, каковы значения этих терминов, в каком соотношении между собой находятся, применительно к международным отношениям, понятия нация и государство.

Нации на мировой арене

Нации. Несколько странное слово для людей, выросших и подвергшихся воспитанию и образованию в СССР. Тогда больше говорили о народах. При этом имелось в виду, что к народу принадлежат эксплуатируемые и угнетенные.

Эксплуататоры же и угнетатели в понятие народа не включались. Они были врагами народа.

Классовые понятия выступали на первый план. Народы были заодно, а капиталистические и империалистические государства были против народов.

У некоторых народов были свои социалистические (или народно-демократичес-кие) государства.
Правда, были такие слова или понятия, как Интернационал, интернациональный. При этом имелась в виду классовая солидарность и совместная борьба опять-таки угнетенных и эксплуатируемых (или пролетариата или трудящихся всех стран) против общего врага.
Одним словом, в понятие нации вкладывалось в СССР классовое содержание. Приходившие из-за стены или из-за занавеса наименования, такие, как Лига Наций или даже Организация Объединенных Наций, были не нашими, классово чуждыми, сбивавшими с верных классовых позиций, ибо считалось, что в них было заложено неверное содержание, так как они не учитывали деления людей по основному признаку по принадлежности к антагонистическим классам.
Сегодня приходится задуматься над тем, что же такое нация и нации, в частности во взаимоотношениях на мировой арене. В данном случае мы будем говорить о нации именно в этом значении этого слова.
В народе у нас можно услышать вопрос о человеке, о людях: Какой нации? Имеется в виду вопрос о том, является ли человек, скажем, немцем или корейцем.

Народ в своем сознании четко выделяет понятие нации как понятие страны и народа, как понятие, объединяющее страну и народ. При этом для народа немец или кореец остаются немцем и корейцем вне зависимости от того, какие государства сменяют друг друга в истории той или иной страны.

Таким образом, в народном сознании различаются понятия нации и государства.
В то же время у нас, когда говорят о внешней политике, довольно часто не различают понятия нации и государства. Это случается с людьми на любом уровне, даже с государственными деятелями. Представляется, что необходимо четко различать понятия нации и государства.

Эти понятия не равнозначны.
В теперь уже прошлом XX веке не раз появлялись государства, которые объявляли себя вечными: тысячелетний рейх в Германии при Гитлере; Союз Советских Социалистических Республик тоже мыслился как нерушимый, сплоченный навеки. Оказалось, что, как и всегда в истории, вечные государства живут относительно недолго.

И сегодня особенно остро ощущается необходимость опираться на вечные понятия, выделить то, что вечно или относительно вечно, и то, что временно (относительно временно).
Одним из таких вечных (или относительно вечных) понятий предстает понятие
нации.
Оно стоит в ряду вечных понятий, с которыми приходится иметь дело при обращении к международным отношениям, их теории и практике, их истории, современному состоянию и будущему. В этот ряд вечных или относительно вечных, относительно постоянных понятий, очевидно, входят: человек, человеческая личность; человеческие общности, исторические общности или сообщества людей или части человечества, т. е. нации или страны и народы; человечество в целом или как единое целое; история и культура всего человечества и его составных частей или наций.
В конце Великой Отечественной войны нашей страны против германских захватчиков И. В. Сталин сказал, что Гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается. Действительно, вожди, политические лидеры и государственные руководители приходят и уходят. Народ и страна остаются.

Они относительно вечны. Государства же тоже приходят и уходят.

Государства относительно временны соотносительно с нацией страной и народом.
Таким образом, помимо относительно вечных понятий есть и относительно временные, непостоянные понятия, а именно: государства, политические силы, политические партии, их лидеры. Их можно относить к числу относительно непостоянных и временных потому, что сроки их жизни и деятельности короче, чем сроки существования таких относительно вечных понятий, как страна, народ, нация, человек, человечество, культура, история.
Итак, можно различать относительно вечные и относительно временные понятия, понимая, что относительно вечные понятия фундаментальны, а все относительно временное существует на их основе. В связи с этим можно видеть различия, например, между интересами нации (национальными интересами) и интересами государства или государственными интересами.

Не говоря уже об интересах политических сил, политических партий, политических лидеров и вождей.
Нация понятие многозначное. Понятие нации соотносят с понятием этноса, выделяя ступени движения к нации: племя, народность, нация. При этом понятие нация рассматривается применительно к сообществу людей, принадлежащих к одной национальности.

Это национальная грань понятия нация.
Понятие нация соотносят и с понятием государство, выделяя ступени продвижения сообщества людей к созданию, формированию или вызреванию гражданской (или политической) нации. Здесь речь идет о сообществе людей, уже не обязательно одной национальности, но желающих или вынужденных находиться в границах одного государства.

Иными словами, это уже не только и не столько национальная, но прежде всего государственная грань понятия нация.
Понятие нация ныне соотносится и с понятием непременного участника отношений на мировой арене. Очевидно, что и тут можно выделять ступени продвижения к такому состоянию различные проявления нации, выступление ее в качестве различных субъектов международных отношений. Представителями нации на мировой арене могут выступать различные субъекты международных отношений, сами же международные отношения представляют собой, по сути дела, отношения между нациями или междунациональные, интернациональные отношения.

Это прежде всего уже не национальная или не государственная грань понятия нация, а международная или интернациональная. Речь идет о жизни нации в сообществе себе подобных и равных наций.
На современном этапе развития человечества и международных отношений вполне обоснованным представляется выделение международной или интернациональной грани понятия нация. При этом рассмотрение соотношения между понятиями нация и государство имеет и теоретическое и практическое значения.
Итак, у понятия нация есть несколько граней. Нации существуют и внутри себя и вне себя. Жизнь наций протекает одновременно и внутри самой социальной и национальной общности или нескольких национальных общностей, из которых состоит данная нация, внутри сообщества индивидуумов, которые могут принадлежать к разным национальностям или быть людьми смешанной крови.

В то же время нации живут и во внешнем для них мире, т. е. среди множества других подобных им в главном и равных им наций, сообществ людей, национальных общностей на мировой арене.
Таким образом, понятие нация имеет свои неразрывные связи с понятием социум (общность, общество, т.е. совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей) и с понятием этнос исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленный племенем, народностью, нацией. Эти связи относятся, прежде всего, к внутренней жизни нации, к тому, что с ней происходит внутри нее самой.
В то же время у понятия нация есть иная грань ее внешняя жизнь, жизнь вне своего дома. В своем доме она хозяин, а вне своего дома она независимый и равный другим партнер или субъект международных отношений, отношений между нациями на мировой арене.
У наций всегда были и будут партнеры: близкие и дальние, мирные и не мирные, соперники и друзья, а также равнодушные к ней иные нации. Во внешнем мире нация всегда не одинока, всегда находится в отношениях с партнерами или соседями по планете.

Поэтому все вопросы там решаются не волей одной нации, а по необходимости согласовываются двумя, или несколькими, или даже всеми партнерами. Войны, силовое навязывание воли одной или нескольких наций другой или другим нациям это лишь временное решение вопроса; более того, человечество уже двинулось в направлении отказа от них, прежде всего от мировой войны; можно надеяться, что это движение будет продолжено.

Необходимо проводить различие между внутренними и внешними интересами наций. В чем-то они частично совпадают, но частично отличаются друг от друга. Нации могут спорить внутри себя, но сплоченно выступать на мировой арене перед другими нациями.

Лидеры наций могут принимать верные или неверные решения в любой области жизни наций; при этом могут приниматься неверные решения во внутренней жизни и верные во внешней жизни и наоборот.
Интересы наций это соединение интересов внутренних для самой нации и интересов внешних ее же интересов во взаимоотношениях с другими нациями. Эти интересы внутренние и внешние переплетаются, совпадают, но и различаются. Главное здесь то, что во внешнем для нации мире нация не может жить сама по себе, оставаться внутри себя, но всегда живет в окружении партнеров.

В этом внешнем мире вопросы всегда решаются в зависимости от соотношения интересов наций или нахождения ими решений с учетом интересов двух или нескольких наций, а иной раз и неразумно, в ущерб интересам той или иной нации, силой, путем навязывания тех или иных решений.
Что же такое современные нации на мировой арене? Нация на мировой арене в настоящее время, в XXI веке, это общность людей, объединенных по необходимости или добровольно принадлежностью к избранной или признаваемой ими культуре и истории; в том числе людей, принадлежащих по рождению к нескольким национальностям людей смешанной крови.
Таким образом, понятия нация и государство в современных международных отношениях не окрашены в основе своей принадлежности к одной определенной национальности; хотя такая национальность во многих случаях присутствует в качестве непременного компонента при формировании и существовании той или иной нации.
Речь может идти и о составе нации. Нации могут быть однородными по своему составу или преимущественно однородными.

Так бывает в тех случаях, когда состав формируется людьми одной или по преимуществу одной национальности. О многосоставных нациях речь идет тогда, когда нация формируется из людей или целых национальных общностей, которые по рождению принадлежат к разным (исторически или в данный момент) национальностям, а также из людей смешанной крови.
Многосоставными нациями в современном мире предстают, например, американцы, бразильцы, южноафриканцы, россияне, китайцы.



Содержание раздела