d9e5a92d

Китай развивает внешнеполитическую деятельность.

4) активно развивать отношения дружбы и добрососедства с соседними странами, укреплять сплочение и сотрудничество с развивающимися странами;
5) проводить политику внешней открытости во всеобъемлющем плане.
В ходе внешнеполитической практики Китай придерживается следующих конкретных стратегических установок:
1. Проводит независимую, самостоятельную внешнюю политику и политику неприсоединения. Китай не участвует ни в каких блоках или в подведомственных блокам организациях, со всеми странами вступает в контакт и устанавливает дружественные отношения; не разыгрывает карты любого государства и не допускает, чтобы другие разыгрывали китайскую карту.

В международных делах Китай исходит из коренных интересов китайского народа и народов мира, строго придерживается справедливости в своих заявлениях и в улаживании любых дел; рассматривает в качестве единственного критерия правоты интересы международного мира, развития дружественных межгосударственных отношений и экономического процветания во всем мире. Свою позицию и подход в международных делах Китай определяет, исходя из характера самого дела.
2. Китай высоко держит знамя мира и развития. Социализму с китайской спецификой присуще миролюбие, именно этот его атрибут определил мирный характер китайской внешней политики. Китай не занимается экспортом революции, а желает на основе пяти принципов мирного сосуществования развивать со всеми странами отношения дружбы и сотрудничества и проводит курс открытости в отношении всех стран и районов мира.

Сократив в 80-е годы свои вооруженные силы на один миллион, Китай продолжает активно участвовать в международных мероприятиях по разоружению, выступает за всеобщее запрещение и полную ликвидацию ядерного оружия, неоднократно заявлял, что никогда, ни при каких обстоятельствах не применит первым ядерное оружие и заявлял о безоговорочном предоставлении гарантий безопасности в отношении безъядерных стран. Все это сыграло позитивную, стимулирующую роль в деле сохранения глобальной безопасности, укрепления международного мира и стабильности.

При разрешении международных споров и региональных конфликтов Китай активно выступает за решение существующих проблем на основе пяти принципов мирного сосуществования, путем мирного диалога, консультаций и переговоров, но не с помощью оружия или угрозы его применения.
3. Китай усиливает солидарность с развивающимися странами, прежде всего с развивающимися странами ближнего окружения с тем, чтобы совместно противостоять гегемонизму. После завершения холодной войны западные страны обратили свою политику, во-первых, против всего Юга, т.е. развивающихся стран; во-вторых, против социализма. Под нажимом политики с позиции силы в развивающихся странах усилились тенденции соглашательства и дифференциации. Однако многие развивающиеся страны по-прежнему продолжают борьбу против гегемонизма и в этом деле поддержка, которую оказывает этой борьбе Китай, несомненно сыграла немалую воодушевляющую роль.

Китай придает большое значение солидарности и сотрудничеству со странами Третьего мира, прежде всего с развивающимися странами ближнего окружения; выступает за создание нового международного политического и экономического порядка, при котором основные интересы развивающихся стран находились бы под надежной защитой; усиливает сотрудничество с ними в международной борьбе за права человека, против политики с позиции силы и вмешательства во внутренние дела, в вопросах развития национальной экономики и поддержания внутриполитической стабильности и пр. В этом плане Китай выдвинул принципы: Допущение разногласий при достижении единства по главным вопросам, терпеливые переговоры, взаимное понимание и взаимные уступки в разрешении разногласий с целью поддержания сплочения во имя совместного развития.

Следуя этим принципам, Китай предпринял шаги по усилению взаимного понимания и доверия, развития дружбы и сотрудничества с развивающимися странами, ставя целью установление долговременной дружбы и взаимовыгодного экономического сотрудничества, совместную защиту интересов развивающихся стран и максимально возможное противодействие давлению на них со стороны Запада.
4. В развитии отношении с другими странами Китай не руководствуется соображениями общности или различия в социальном устройстве и идеологии, а ставит нормальные дипломатические отношения выше этих различий. Строя свои отношения со странами бывшего СССР и с восточноевропейскими странами, Китай придерживается пяти принципов мирного сосуществования и на их основе развивает с этими странами отношения дружбы и сотрудничества, не касаясь идеологических вопросов и отказываясь от идеологических дискуссий.



Китай заявляет, что уважает выбор каждого народа в деле социального устройства.
5. Китай сочетает твердую принципиальность с большой гибкостью. В отношениях с западными странами придерживается стратегии сочетания борьбы с сотрудничеством. Выступая за мирное сосуществование в политике и мирную конкуренцию в экономике двух социальных систем, Китай готов наладить отношения с западными странами на основе взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды; при этом Китай никогда не поступается своим государственным суверенитетом и престижем; в таких вопросах, как охрана прав человека, мирная эволюция, вопросах, затрагивающих его суверенные территориальны права, и других принципиальных вопросах он не идет ни на какие уступки.

Для того чтобы привлечь на свою сторону промежуточные силы, Китай активно поддерживает усилия западноевропейских стран по объединению и усилению Европы, так как это отвечает интересам максимального сдерживания единственной сохранившейся после холодной войны сверхдержавы и интересам многополярной ориентации мирового развития.
6. Китай продолжает усилия по мирному воссоединению родины, придерживаясь курса одно государство, два строя; придерживается курса отложить разногласия, а сначала приступить к совместному освоению в решении территориальных споров.
7. Китай развивает многообразную внешнеполитическую деятельность. По мере расширения открытости активизировались такие формы внешнеполитической деятельности, как парламентская дипломатия, дипломатия на уровне политических партий, народная дипломатия.

Парламентская дипломатия и дипломатия на уровне политических партий являются хорошим дополнением к правительственной дипломатии; народная дипломатия хорошее дополнение к официальной дипломатии. Политические контакты стимулируют экономическое сотрудничество, а экономическое сотрудничество делает вклад в укрепление политических связей [54].
Собственно говоря, Пекин характеризовал таким образом основы внешней политики в период руководства Цзян Цзэминя.
Основы этой внешней политики составляли тезисы о защите независимости страны, что предполагало оказание отпора внешней агрессии. Далее речь шла о призыве к мирному разрешению споров с другими государствами.

Наконец, сюда входил тезис о сосуществовании и дружественном сотрудничестве со всеми странами, дружбе и добрососедстве с соседними государствами, сплочении и сотрудничестве с развивающимися странами, а также о продолжении политики открытости.
В связи с этим представлялось, что шаги Цзян Цзэминя в отношениях с Москвой, особенно подписание соглашений о мерах доверия и о взаимном сокращении войск вдоль границы, были продиктованы заботой Цзян Цзэминя о том, чтобы, с одной стороны, свести на нет существующую, с его точки зрения, возможность внешней агрессии против КНР с нашей стороны, в том числе и в отдаленном будущем, и, с другой стороны, его же намерением создавать постепенно такую ситуацию по нашу сторону границы с КНР, при которой Пекин имел бы возможность в конечном счете вынудить нас мирно, не прибегая к использованию вооруженных сил, пойти на удовлетворение своих разумных и справедливых предложений относительно границы и территорий. Неслучайным, а, напротив, имеющим отношение к нашей стране, представляется и упоминание о намерениях проводить пока такую политику, при которой придерживаются курса отложить разногласия, а сначала приступить к совместному освоению в решении территориальных споров.
МИД КНР также особо подчеркивал неучастие КНР в блоках; это исключало союз между Москвой и Пекином против третьих стран. Пекин делал также заявления о том, что КНР не занимается экспортом революции.

В КНР также провозглашали приверженность мирному сосуществованию в отношениях между государствами и мирной конкуренции в экономике.
МИД КНР применил термин развивающиеся или азиатские страны ближнего окружения. Очевидно, что при этом имелись в виду страны-соседи КНР и географически близко расположенные к континентальному Китаю государства. Эта группа стран специально выделялась в Пекине как пояс, с членами которого необходимо работать особо, обеспечивая мир на границах КНР.

В число этих стран входили, очевидно, Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, да и Узбекистан. Наша страна и здесь оказывалась в особом положении, т.е. оставалась вне круга развивающихся стран ближнего окружения, на развитие особых отношений с которыми делали упор в Пекине.

Кстати, в Пекине в одних случаях относили нашу страну вместе с Казахстаном, Киргизией и т. д. к государствам, переживающим переходный период, а в других случаях, не объясняя причин, Россию не включали в категорию развивающихся стран, в то же время относя к их числу, например, Казахстан.
Нашей стране Пекин предлагал, судя по установкам МИД КНР, отношения дружбы и сотрудничества при полном отделении межгосударственных отношений от вопросов идеологии.
Странам Запада предлагалось сочетание борьбы с сотрудничеством. Возможно, вне всякой связи с этим вспоминается, что в свое время, сразу же после образования КНР и установления дипломатических отношений между СССР и КНР, в Пекине полагали, что двусторонние отношения между нашими двумя тогдашними государствами стали отношениями сотрудничества и борьбы. В то же время, вполне вероятно, что для Пекина и тогда при образовании КНР, когда политику определял Мао Цзэдун, на первом плане оказывалась идея о том, что в нашем государстве того времени, в СССР, необходимо видеть прежде всего не идейного единомышленника, не такую же социалистическую страну, как и сама КНР, но нечто более важное и более опасное, чем просто некая политически-социалистическая реальность.

Иначе говоря, предполагалось, что наша страна это все та же Россия, все то же государство, с которым необходимо прежде всего продолжать вести борьбу; в то же время там, где это выгодно, извлекать для Китая пользу, прибегая к неким проявлениям того, что по форме именуется сотрудничеством.
В установках МИД КНР также подчеркивалось, что Пекин в вопросах, затрагивающих его суверенные территориальные права, не идет ни на какие уступки. Очевидно, это целесообразно иметь в виду всем соседям континентального Китая, у которых имеются с КНР нерешенные вопросы относительно границ и территорий.
В Пекине полагали, что можно отметить три вехи в развитии внешней политики КНР в рассматриваемый период:
За пять лет, с 1992 по 1995 г., китайская внешнеполитическая деятельность под руководством ЦК КПК и Госсовета КНР прошла три важных этапа развития.
1. 19911992 гг. Этот этап ознаменовался появлением новой обстановки на внешнеполитическом фронте. Был совершен прорыв в укреплении добрососедских отношений с соседними странами; укрепились сплочение и сотрудничество с развивающимися странами; были сохранены нормальные дипломатические отношения с восточно-европейскими странами и странами бывшими республиками СССР, многие из которых переживали сильнейшие потрясения.

Наметился явный сдвиг в отношении к Китаю со стороны западных стран. Антикитайский лагерь стал давать трещины. К концу 1992 года Китай установил дипломатические отношения с 145 странами мира.

Все говорило о наступлении весны для китайской дипломатии [55].
Итак, осмысление ситуации на основе своего исторического опыта и общепринятых для них теоретических положений привело руководителей внешнеполитического фронта в Пекине к выводу о том, что события второй половины 1980-х гг. на мировой арене, да и внутри КНР, имели своим следствием создание в мире огромного антикитайского фронта. Главной задачей внешней политики КНР на этом этапе стал прорыв этого фронта, его размывание; надо было вырваться из окружения враждебных, антикитайских сил.
Весьма характерно, что и в эти годы Пекин продолжал использовать прием, к которому прибегал Мао Цзэдун, а именно называть действия и заявления всех иностранцев, не согласных с политикой КПК и действиями ее лидеров, антикитайскими, т.е. враждебными китайской нации, нации чжунхуа. Обращение к чувствам нации, а не к чувствам марксистов или коммунистов, неимущих или пролетариата напрямую это характерная черта особенно пропагандистской стороны деятельности руководителей КПК-КНР в области внешней политики, в частности в трудные для них периоды истории.
В Пекине подчеркнули и значение развития связей с Москвой в этот период:
В плане поддержания и развития отношений с СССР и восточно-европейскими странами, которые в указанный период переживали большие перемены, Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель Центрального Военного совета КНР Цзян Цзэминь в мае 1991 г. посетил Москву. В ходе его визита было опубликовано Китайско-советское совместное заявление; министры иностранных дел двух стран подписали Соглашение о восточном участке китайско-советской государственной границы. После событий 19 августа в СССР Китайское правительство заявило, что внутренние дела СССР должны решаться народами СССР, что касается Китая, то он уважает выбор советского народа. Китайское правительство выразило уверенность в том, что на основе принципов, зафиксированных в Совместных заявлениях двух стран от 1989 и 1991 гг., китайско-советские отношения добрососедства и дружбы получат дальнейшее развитие.

После того, как СССР признал независимость Эстонии, Латвии и Литвы, Китайское правительство 7 сентября официально признало эти три государства и установило с ними дипломатические отношения. В декабре 1991 г. было создано Содружество независимых государств, СНГ, Советский Союз перестал существовать.

27 декабря Китайское правительство направило министрам иностранных дел 12 бывших республик СССР телеграммы, в которых заявляло о признании их независимости. Вслед за тем Китай установил с государствами-членами СНГ дипломатические отношения.
... Сегодня Китай с абсолютным большинством этих стран сохраняет нормальные межгосударственные отношения, причем со многими государствами Китай значительно укрепил отношения дружбы и сотрудничества, для дальнейшего их развития открылись широкие перспективы [56].
Пекин был заинтересован в том, чтобы подчеркнуть не только неизменную правильность своей политики в отношении, в частности, нашей страны, но и последовательность и преемственность своего курса, благодаря чему, как он полагал, и открылись широкие перспективы развития этих отношений.
Существенным моментом в наших двусторонних отношениях в рассматриваемый период на самом деле явилось то, что одновременно оба государства, СССР, а затем РФ, с одной стороны, и КНР, с другой стороны, каждое по своим причинам оказались заинтересованы в сохранении и развитии добрососедских отношений между ними. При этом важно отметить, что Пекин даже в большей степени, чем Москва, нуждался в таком именно характере отношений; ведь КНР оказалась в своего рода антикитайском окружении, Москва же в эти годы наоборот получила возможность развития самых широких и новых связей на мировой арене.
Косвенно подтверждая такую оценку ситуации, в Пекине специально отмечали тот факт, что в декабре 1992 г. Бундестаг ФРГ принял резолюцию о нормализации германокитайских отношений и отмене санкций по отношению к КНР. ФРГ стала первой из стран Западной Европы, вынесшей подобное решение.

К этому времени большинство западных стран возобновили помощь Китаю на экономическое развитие, кредиты на оплату экспорта и коммерческие кредиты, стали расти инвестиции западных фирм в КНР [57].
Далее в КНР выделяли специально в качестве самостоятельного периода 19931994 гг.:
2. 19931994 гг. Этот период характеризовался дальнейшим повышением престижа Китая в международных делах, дальнейшим укреплением его связей с азиатскими странами ближнего окружения. Придерживаясь принципиальной позиции невмешательства во внутренние дела других стран и уважительного отношения к выбору других народов пути и модели развития, Китай установил дружественные и сотруднические отношения нового типа со странами Восточной Европы и Средней Азии. В ноябре 1993 г. канцлер ФРГ Г.Коль совершил визит в Китай, который оказался чрезвычайно плодотворным.

Соединенные Штаты провели корректировку своей политики в отношении Китая. В ноябре Председатель КНР Цзян Цзэминь, принявший участие в неофициальной встрече глав Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, проходившей в Сиэттле, имел встречу с Президентом У.Клинтоном.

Эта встреча, первая встреча глав КНР и США после 1989 года, ознаменовала важный прорыв в отношениях Китая с США и Западной Европой.
Политические отношения между ними стали оттаивать, также частично или полностью были устранены санкции в отношении Китая. К концу 1994 года число стран, с которыми Китай установил дипломатические отношения, составило 159.

Китай не прекращал борьбу с проявлениями гегемонизма и политики с позиции силы, потерпели фиаско попытки некоторых стран оказать на Китай нажим, используя так называемые проблему Тайваня, проблему Тибета, проблему Сянгана, проблему прав человека, проблему восстановления членства Китая в ГАТТ. Китай отстоял свой государственный суверенитет, независимость и престиж [58].
Главным достижением этого периода для Пекина было установление практически заново (после событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, где были силой подавлены выступления студентов и интеллигенции под демократическими лозунгами) контактов на высшем уровне с Вашингтоном. В Пекине при этом, очевидно, полагали, что Москва будет вынуждена так или иначе продолжать сохранять с Пекином добрососедские отношения. Иначе говоря, в КНР в эти годы не видели необходимости проявлять особую активность в отношении России.

Не случайно именно в эти годы практически было пущено на самотек развитие экономических связей между нами; при этом Пекин не проявлял заботы о том, чтобы их характер не вредил состоянию и перспективам двусторонних отношений.
Итак, главное внимание Пекин сосредоточил в те годы на отношениях с США, на восстановлении нормальных и благоприятных для Пекина отношений с Вашингтоном и в сфере политики и в сфере экономики. В тот период речь ни в коем случае не шла о конфронтации с США.
Примечательно, что тогда же КНР пошла на демонстрацию намерения урегулировать некоторые вопросы, касающиеся границ и территорий, с Индией. В МИД КНР характеризовали ситуацию следующим образом:
В сентябре (1993 г. Ю.Г.) премьер Индии Н.Рао находился с официальным визитом в Китае, между правительствами Китая и Индии было подписано Соглашение о мерах поддержания мира и спокойствия в военной области на линии действия действительного контроля на китайско-индийской границе. Таким образом были не только созданы благоприятная обстановка и условия для окончательного разрешения пограничного вопроса (вопроса о границе.

Ю.Г.) между двумя странами, но и сделан шаг вперед в развитии продолжительных и стабильных отношений добрососедства и дружбы [59].
Это свидетельствовало о том, что в сложной для него ситуации на мировой арене, когда обострились отношения с Вашингтоном и его союзниками, Пекин искал пути к некоторому смягчению остроты в отношениях со своими соседями, в том числе с Индией. При этом Пекин согласился с сохранением ситуации в районе границы с этим соседом в том виде, какой она приобрела в свое время; он не настаивал на решении вопросов, касавшихся прохождения линии границы; Пекин не выдвигал и вопроса о территориях соседней страны, в данном случае Индии, не предлагал создать вдоль линии действительного контроля между КНР и Индией двухсоткилометровую или стокилометровую зону, в которой и Индия должна была бы сократить свои вооруженные силы, а также согласиться на взаимные инспекции.

Индия, разумеется, тоже не торопилась соглашаться на то, чтобы ее суверенитет и территория в какой бы то ни было степени затрагивались двусторонними соглашениями с КНР, не говоря уже об ущемлении своего суверенитета.
МИД КНР постоянно подчеркивает первостепенное значение, с его точки зрения, отношений Пекина с развивающимися странами: Будучи развивающимся государством, Китай рассматривает усиление сплоченности и сотрудничества с развивающимися странами в качестве одного из столпов своей внешней политики [60].
Собственно говоря, КНР продолжает претендовать на то, что она сама является развивающимся государством. При этом, с точки зрения Пекина, такое утверждение необходимо, ибо, согласно установившейся практике международных отношений, развивающиеся страны имеют определенные экономические льготы или преимущества в сфере мировой экономики.

Далее, Пекин таким образом претендует на то, чтобы всегда сохранять для себя возможность либо оказаться в многочисленной группе развивающихся государств, когда те выдвигают общие требования на мировой арене, либо возглавить развивающиеся страны, выступать от их имени при соответствующих обстоятельствах.
КНР стремится быть допущенной в клуб самых сильных государств мира и в то же время оставаться как бы развивающимся государством или главным представителем чаяний развивающихся стран при обсуждении и решении вопросов ведущими мировыми державами. Можно также отметить, что это традиционная позиция Пекина, исходя из которой он в свое время предлагал себя в качестве силы, совершенно отдельной и независимой от СССР и других социалистических стран, связанных с СССР определенными отношениями.

Пекин был тогда не против того, чтобы страны союзники СССР выходили из социалистического лагеря и переходили в ряды развивающихся стран, признавая в той или иной степени главенство Пекина. Возможно, логическим продолжением этой линии является и желание Пекина называть Казахстан и другие государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, но не Россию, развивающимися странами уже в 1990-х гг.; с точки зрения Пекина, наша страна никогда не имела отношения к развивающимся странам и в настоящее время также не может быть отнесена к их числу ни с политической, ни с экономической точки зрения.
В МИД КНР подробно перечисляли основные вехи в развитии отношений между нашими странами в 1994 г.:
В 1994 г. были достигнуты большие сдвиги в развитии отношений Китая со странами СНГ. В январе Китай посетил министр иностранных дел России А.Козырев, в мае китайские руководители встречали в Пекине Председателя Российского правительства В.Черномырдина. В июне министр иностранных дел Цянь Цичэнь посетил Россию. В сентябре Россию посетил Председатель Цзян Цзэминь, то был первый его визит в эту страну в качестве Председателя КНР.

Были подписаны Китайско-Российская совместная декларация об основах двусторонних отношений, Совместное заявление Председателя КНР и Президента РФ, в котором стороны обязались принять меры по ненаправлению друг против друга стратегических вооружений, а также Соглашение о западном участке границы между РФ и КНР. Отношения Китая с Россией вступили на путь стабильного развития.
В том же году Председатель Цзян Цзэминь впервые посетил Украину. В мае премьер Ли Пэн совершил поездку в четыре среднеазиатские страны: Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан и Казахстан и в Монголию. В июле он посетил Румынию.

В конце июня начале июля министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь посетил Беларусь, Литву и Эстонию, в ходе этой поездки он дал разъяснение относительно основ политики КНР в отношении стран СНГ и Прибалтики.



Содержание раздела