d9e5a92d

Изменения в руководстве в РФ и в КНР

Таким образом, возникла необходимость иметь некий форум или орган, где стороны или их представители могли бы обмениваться мнениями и даже предпринимать определенные шаги как в сфере поддержания дружественных связей между народами, так и в области развития экономических отношений.
В этих целях весной 1997 г. и было объявлено о намерении создать упомянутый двусторонний Комитет дружбы, мира и развития. Руководителем комитета с российской стороны был назначен председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей А.И.Вольский, а руководителем с китайской стороны заместитель председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Хуан Ичэн, в прошлом заместитель председателя госплана КНР.
Как уже упоминалось выше, А.И.Вольский работал на Московском автомобильном заводе в то время, когда там стажировался Цзян Цзэминь. Хуан Ичэн близок к Цзян Цзэминю и даже сменил его в свое время на посту министра электронной промышленности КНР.
С каждой стороны в комитет вошли по 35 человек. Во время визита Б.Н.Ельцина в КНР в ноябре 1997 г. было проведено первое заседание комитета и был подписан документ, в котором определялись основные принципы его работы.

Других реальных результатов работа комитета пока не дала. Б.Н.Ельцин и Цзян Цзэминь сфотографировались на память с членами комитета, подчеркнув тем самым значение, которое они в принципе придают его работе.

Создание этого комитета также подчеркивало намерение глав двух государств определять все главные направления развития двусторонних отношений, быть патронами и межгосударственных и общественных связей.
Выступая на заседании комитета Хуан Ичэн сосредоточился на проблемах экономического сотрудничества. При этом он бросил в адрес нашей стороны упреки в невыполнении вовремя соответствующих обязательств.

Речь шла о поставке в КНР промышленного оборудования. Представители нашей стороны промолчали, стремясь, как обычно, делать все возможное, чтобы не омрачать атмосферу двусторонних отношений.

Хотя компетентные специалисты знали, что задержки в поставке оборудования были вызваны тем, что китайская сторона не заплатила вовремя за поставку соответствующего оборудования, т.е. не выполнила условий контракта.
Этот эпизод весьма характерен. Наша сторона предпочитает молчать, дабы сохранять хорошую общую атмосферу в отношениях.

Китайская сторона предпочитает вести себя сегодня (впрочем, как обычно в истории наших двусторонних отношений) наступательно и требовательно, даже грубовато, особенно когда речь идет о материальной заинтересованности.
Следует также сказать, что кратковременный визит Президента РФ в КНР потребовал больших затрат. С президентом в Пекин прилетели многочисленные сопровождающие лица (в том числе и члены упомянутого комитета), которые в общей сложности разместились на девяти самолетах и провели в КНР всего-навсего одни сутки или двое суток, принимая участие лишь в протокольных мероприятиях.
Представляется, в частности, что само заседание Комитета дружбы, мира и развития могло быть проведено в малом формате, его председатели могли подписать соответствующие документы и договориться о дальнейшей работе. Не обязательно было возить из Москвы в Пекин такую большую группу людей, которым, по сути дела, нечего было делать в Пекине.
Есть и более серьезные вопросы, связанные с работой упомянутого комитета. Пока не ясно, что предстоит делать этому комитету, в частности, как разграничиваются функции комитета и правительственной двусторонней комиссии по экономическому сотрудничеству. Далее, нет пока и ответа на вопрос о том, как будут разграничиваться функции комитета и общества российско-китайской дружбы.

Вероятно, общество могло бы работать в качестве одного из подкомитетов или секций упомянутого комитета. Тем более что комитет и общество дружбы практически не имеют финансовой основы; государство не выделило средства на работу комитета. (В то же время не исключено, что с его созданием Общество российско-китайской дружбы может постепенно потерять свое значение. Представляется, что это общество необходимо сохранить; желательно, чтобы государство помогло активизировать эту структуру, имеющую свои традиции, партнеров в Китае, являющуюся старейшим и единственным в нашей стране общественным объединением, которое на практике старается поддерживать и развивать дружественные связи с представителями Китая.)
Единственное, что сделало государство в этом плане, это назначение ответственным секретарем комитета заместителя министра иностранных дел РФ. Иначе говоря, за зарплату, получаемую в МИД РФ, несколько чиновников министерства будут выполнять конкретную работу секретариата комитета.



Одного этого крайне недостаточно, чтобы комитет полнокровно работал и стал центром, соединяющим общественность и государственные учреждения в деле развития связей с КНР.

Изменения в руководстве в РФ и в КНР

В 1998 г. произошли события, которые отразились на состоянии и развитии двусторонних отношений России и Китая. Прежде всего, имели место определенные изменения в руководстве обеих стран.
В нашей стране президент Б.Н.Ельцин сначала, в марте 1998 г., отстранил правительство В.С.Черномырдина, сохранив Е.М.Примакова на посту министра иностранных дел, а затем, в августе того же года, отправил в отставку правительство С.В.Кириенко, опять-таки сохранив Е.М.Примакова на посту министра иностранных дел. В сентябре того же года Е.М.Примаков стал Председателем правительства РФ, а на пост министра иностранных дел был назначен И.С.Иванов.

За год в стране дважды сменились председатели правительства, в то же время внешняя политика продолжала находиться в руках президента страны Б.Н.Ельцина и министра иностранных дел, а затем главы правительства Е.М.При-макова. Таким образом, основное направление политики в отношении, в частности, КНР не претерпело изменений, хотя замена правительства сказалась на стабильности практических связей на всех уровнях и по всем линиям.
В КНР весной 1998 г. произошла смена правительства. Вместо Ли Пэна главой правительства стал Чжу Жунцзи, а вместо Цянь Цичэня министром иностранных дел был назначен Тан Цзясюань.

Был заменен и посол в нашей стране: вместо Ли Фэнлиня на этом посту появился У Тао. Все упомянутые новые официальные лица ранее не занимались российскими делами.

Персональные изменения в правительстве КНР также сказались на устойчивости связей между нашими странами по целому ряду направлений.
В связи с этим возникали определенные заминки при визитах на высшем и высоком уровне. Хотя в конечном счете состоялись и встреча на высшем уровне и обмен визитами на высоком уровне (поездки глав правительств С.В.Кириенко и Ли Пэна), однако система отлаженных в 19921997 гг. отношений дала некоторый сбой; потребовалось приложить новые усилия для того, чтобы отрегулировать отношения и снова направить их на накатанный путь.

Обе стороны многое сделали в этих целях.
В феврале 1998 г. состоялся визит в РФ главы правительства КНР Ли Пэна. В совместном заявлении для печати Б.Н.Ельцина и Ли Пэна говорилось, что Россия и Китай, постоянные члены Совета Безопасности ООН, не приемлют силового решения ситуации вокруг Ирака.

Газеты также сообщали, что удалось достичь компромисса в нашу пользу об оплате российского энергооборудования для двух теплоэлектростанций, которые строятся уже пять лет. Эта проблема была головной болью для Москвы долгие месяцы.

Договорились также о принципах оплаты двух китайских кредитов, предоставленных в свое время Советскому Союзу. Утверждают, что забрезжил свет в конце туннеля по трудной проблеме появления на китайском рынке российских самолетов.
Ли Пэн отметил, что нынешний уровень торгово-экономических отношений между Россией и Китаем, конечно, не соответствует их потенциалу. Оборот в шесть миллиардов долларов значительно уступает уровню китайского товарообмена с другими странами.

На взгляд Ли Пэна, нельзя полагаться лишь на контракты между частными лицами (так он назвал челноков, о которых, впрочем, не забыли, предоставив им возможность по упрощенной схеме посещать торговые комплексы по ту сторону китайской границы). Необходимо развивать прямые связи между наиболее развитыми провинциями КНР и российскими регионами [12].
Визит главы правительства КНР Ли Пэна в нашу страну в начале 1998 г. по сути дела был прощальным. Ли Пэн вскоре после этого оставил пост премьера Государственного Совета КНР и перешел на должность председателя Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей. Это было серьезное изменение или перемещение в составе руководства КНР.

Окончилось целое десятилетие деятельности Ли Пэна в качестве руководителя правительства страны. На то имелись важные внутрикитайские причины.
Это сказалось и на состоянии наших двусторонних отношений. Уход Ли Пэна с его поста означал, что вместо него появлялся другой глава правительства со своими взглядами и опытом, в том числе и в отношении нашей страны, а на руководящие посты в новом правительстве выдвигались новые люди.

В этих условиях, так или иначе, но всегда приходилось заново налаживать уже сложившуюся систему контактов.
Поэтому во время визита Ли Пэна удалось сделать лишь минимум возможного и необходимого для поддержания двусторонних связей. В частности, от имени двух государств было сделано заявление по ситуации вокруг Ирака; при этом партнерами выступили формально руководители разного уровня: с нашей стороны президент страны, а со стороны КНР глава ее правительства.

Обе стороны сочли важным, не обращая внимания на формальные моменты, подчеркнуть общность позиций по одному из актуальных в то время вопросов мировой политики.
Требовавшие решения многочисленные проблемы торгово-эконо-мических отношений, которые, собственно говоря, и должны составлять главное содержание контактов на уровне глав правительств, во время визита Ли Пэна решить не удалось; пришлось ограничиться лишь некоторыми заявлениями. При этом известную роль сыграло то, что Ли Пэн уже не был в состоянии на стабильной основе заниматься этими вопросами.
И в РФ и в КНР весной 1998 г. произошла смена правительства. Во главе появились новые премьер-министры: С.В.Кириенко и Чжу Жунцзи.
По сообщениям печати, российский дипломат в Пекине не исключал в связи с этим определенных изменений в тональности общения: Будет меньше эмоций, больше жесткого прагматизма. По мнению наших торговых работников и представителей крупных объединений, они уже ощущали последствия перетряски в Пекине в связи со сменой главы правительства КНР. Когда столоначальник не знает, что с ним будет завтра, его уже не интересует судьба контракта на поставку трансформаторов из Барнаула, считал один из российских бизнесменов.

Другие не скрывали опасений, что с приходом новой команды, исповедующей новую идеологию и методы управления, российским товаропроизводителям на китайском рынке придется туго.
Китайскую сторону не устраивал растущий дефицит в торговле с Россией. Представительство Авто-ВАЗа, например, было вынуждено практически свернуть свою деятельность на главном рынке на северо-востоке Китая из-за введенного запрета на ввоз российских малолитражек.

Кроме того, как считали наши бизнесмены, новые ведомства и новые люди будут отбирать партнеров на тендерах с жесткими условиями, и российским компаниям рассчитывать на выигрыш практически бесполезно.
В связи со всем этим российская дипломатия предпринимала усилия для организации неофициального краткого визита главы правительства КНР Чжу Жунцзи в Москву, проездом из Европы [13]. Визит этот тогда не состоялся.

Это свидетельствовало о том, что новый глава правительства КНР решил заново рассмотреть характер, состояние и перспективы развития двусторонних, прежде всего торгово-экономических, отношений. При этом его не смущало то, что такое решение на практике имело своим следствием фактическую паузу в этих отношениях или в их значительной части. Чжу Жунцзи сменил Ли Пэна весной 1998 г., а его первая встреча с главой правительства РФ, нацеленная на детальное и серьезное рассмотрение ситуации в области экономических и торговых связей, была назначена на начало 1999 г.
В то же время было объявлено, что неформальная встреча без галстуков Президента России Б.Н.Ельцина и Председателя КНР Цзян Цзэминя должна состояться, как и ожидалось, 36 сентября 1998 г. в Подмосковье [14].
В мае 1998 г. Б.Н.Ельцин встретился с руководством МИД РФ. При этом он сформулировал четыре главные задачи, стоящие перед отечественной дипломатией: сохранение территориальной целостности, обеспечение национальной безопасности, демократизация общества, проведение реформ и интеграция нашей экономики в мировое рыночное хозяйство.
В этом выступлении Президент РФ призвал дипломатов не ложиться под Америку. (Возможно, в этом нашли свое отражение и события первой половины 1990-х гг. Тогдашний вице-президент РФ А.В .Руцкой, по его словам в интервью на российском телевидении в программе Итоги 4 апреля 1999 г., утверждал, что он в свое время убеждал тогдашнего министра иностранных дел А.В.Козырева не стелиться под США.)
Реакция Б.Н.Ельцина на ядерные испытания, проведенные накануне на индийском полигоне, была следующей: Индия подвела нас своим взрывом, но думаю, что, работая дипломатическим путем, визитом, мы должны добиться поворота в их позиции. Коснувшись российско-американских отношений, президент повторил, как писал журналист, любимую мысль (министра иностранных дел РФ) Примакова о недопустимости однополярной системы мироустройства и диктата одного государства, даже самого мощного [15].
Из высказываний Президента РФ Б.Н.Ельцина следовало, что он находился под впечатлением мыслей о том, что США навязывают свое мнение нашей стране, а потому в противостоянии нажиму со стороны США необходимо демонстрировать общность наших взглядов с позициями, в частности и в особенности, Пекина, в том числе принимая и его тезис о многополярности современного мира или о необходимости добиваться такой многополярности.
Так возникала атмосфера, в которой внешнеполитическое ведомство нашей страны искало общее с Пекином, исходя из того, что представлялось в руководящих кругах РФ высшими интересами, т.е. необходимостью противодействия США, отстаивания своих позиций в отношениях с США, в том числе с помощью демонстрации постоянно улучшающихся отношений с Пекином.
В июне 1998 г. высокопоставленный российский дипломат в Пекине говорил, что в российско-китайских отношениях наступил мертвый сезон, который угрожает затянуться. Практически застопорился механизм премьерских встреч.

Смена правительственных команд в КНР и в РФ оголила руководящие посты в межправительственных комиссиях и подкомиссиях, а торгово-экономическое сотрудничество в результате лишилось направляющих импульсов.
В то же время в июне ожидался визит главы правительства РФ С.В.Кириенко в Пекин [16].

Встреча в Алма-Ате

Третьего июля 1998 г. в Алма-Ате состоялась встреча президентов Казахстана, КНР, Таджикистана, Киргизии. В ней должен был принимать участие и Президент РФ, однако российскую сторону представлял министр иностранных дел России Е.М.Примаков.
В российской печати сообщалось, что Б.Н.Ельцин не поехал в Алма-Ату на встречу шанхайской пятерки, сославшись на необходимость своего присутствия в Москве именно в эти дни, когда готовилась к выполнению программа по стабилизации финансового и социально-экономического положения в России. Все остальные участники с пониманием и сочувствием отнеслись к объяснениям российского президента.

Китайский лидер Цзян Цзэминь выразил надежду, что алма-атинский раунд пройдет успешно, а вопросы двусторонних отношений он планирует обсудить с Б.Н.Ельциным в сентябре на неформальной встрече, которая состоится в Москве.
Что касается программы совещания в Алма-Ате, то в нее были включены вопросы региональной безопасности и экономического сотрудничества пяти названных стран, имеющих общие границы. Были обсуждены и такие крупные международные проблемы, как ситуация в Афганистане и Южной Азии в связи с проведением Индией и Пакистаном ядерных испытаний. (Предыдущая встреча проходила в Москве в 1997 г., и стороны, как сообщалось в печати, были намерены придать консультациям пятерки, начатым в 1996 г. в Шанхае, регулярный характер [17].)
В отсутствие Б.Н.Ельцина китайская сторона в Алма-Ате добилась согласия остальных участников встречи со своей оценкой развития событий в Юной Азии, в частности с жестким осуждением позиции и действий Индии. По сути дела, наша страна заинтересована в сохранении добрых отношений и с Индией и с КНР, поэтому для нас было бы предпочтительнее не выступать на чьей-либо стороне в том случае, когда одна из упомянутых стран осуждает политику другой страны.

К сожалению, нашему министру иностранных дел не удалось добиться этого в Алма-Ате; возможно, в силу того, что остальные участники встречи, прежде всего КНР, были представлены не на высоком уровне (глав правительств), а на высшем уровне глав государств. Хотя, скорее всего, решение министра иностранных дел РФ было согласовано с Президентом РФ.
Кстати, для министра иностранных дел РФ Е.М.Примакова проведение ядерных испытаний в странах Южной Азии было неожиданностью; как он сам заявил по телевидению, он даже не поверил в свое время предупреждению о возникновении напряженности между Индией и Пакистаном, в том числе в ядерной области, прозвучавшему в беседе с ним президента США У.Клинтона по крайней мере за полгода до проведения ядерных испытаний.
Что касается отсутствия Президента РФ Б. Н.Ельцина в Алма-Ате, то это можно попытаться объяснить комплексом причин. Прежде всего, сам формат встречи, создание упомянутой пятерки, которая занималась оформлением соглашений о мерах безопасности на границе, в приграничной полосе и о сокращении вооружений в приграничной зоне, это идея, имеющая, как представляется, для одних стран плюсы, а для других стран минусы. Во всяком случае, согласие России на предложение КНР сокращать свои вооруженные силы в районах, прилегающих к российско-китайской границе, это, по крайней мере, спорный вопрос.

Вряд ли есть практическая необходимость соглашаться на предложения соседней страны сокращать наши вооруженные силы на нашей территории. Россия и в настоящее время и в обозримом будущем, на десятилетия, никак не может быть отнесена к государствам, со стороны которых исходит угроза Китайской Народной Республике.

Далее, судя по заявлению Цзян Цзэминя, он предполагал обменяться в Алма-Ате мнениями с Б.Н.Ельциным по вопросам двусторонних отношений. Возможно, в Пекине предполагали заменить встречу на высшем уровне на территории России встречей на территории третьего государства.

Представляется, что чем чаще встречаются лидеры наших двух государств, тем лучше; в то же время необходимо соблюдать принцип равноправия, паритетность, проводить встречи глав государств поочередно в той и в другой стране, наряду со встречами на международных форумах.
Как бы там ни было, а Президент РФ в результате того, то случилось, оказался лично непричастен к жесткому осуждению Индии Пекином за проведение ею ядерных испытаний. Остается не совсем ясным, почему с этим согласился министр иностранных дел РФ Е.М.Примаков.

Визит С.В.Кириенко в Пекин

В июле 1998 г. состоялся визит в КНР главы правительства РФ С.В.Ки-риенко. Он провел переговоры со своим партнером Чжу Жунцзи.

В течение 15 минут с ним беседовал и Цзян Цзэминь.
Судя по сообщениям печати, С.В.Кириенко сказал, что стороны согласны в том, что политика не должна вмешиваться в экономику. Он также сообщил, что на переговорах был снят круг вопросов, сдерживающих сотрудничество по крупным проектам.

Прежде всего, это касается сооружения газопровода из России в Китай. Ранее переговоры велись на уровне заместителей глав правительств.

Теперь было решено перевести их на министерский уровень.
С.В.Кириенко выступил инициатором новой формы сотрудничества, пригласив китайских инвесторов вкладывать капиталы в развитие производства в России. Предпочтение будет отдаваться тем вложениям, которые пойдут в социально взрывоопасные районы России, прежде всего в шахтерские города и регионы.

Речь может идти, как пояснил премьер, о производстве китайского ширпотреба и изделий бытовой электроники [18].
Визит главы правительства РФ С.В.Кириенко в Пекин оказался во многом примечательным. Прежде всего, это было первое проявление стиля работы нового поколения российских политиков. С.В.Кириенко сосредоточился на постановке перед своим китайским партнером практически всей совокупности сложных проблем, тормозивших развитие наших двусторонних торгово-экономических отношений.

Чжу Жунцзи не ожидал этого и смог лишь сказать, что вопросы будут тщательно и серьезно рассмотрены в последующем. Вероятно также, что позиция Чжу Жунцзи отражала общий подход руководства КНР к отношениям с нашей страной в то время; ощущалось, что в Пекине предпочитали не торопиться и не форсировать развитие конкретных экономических связей.
Впервые встретились, можно сказать, государственные деятели, руководители правительств двух стран, которые находились на современном для обеих стран уровне понимания вопросов экономики. При этом оказалось, что с российской стороны есть желание и намерения действительно энергично взяться за развязывание узлов и налаживание реального развития двусторонних торговых и экономических отношений, которое фактически замедлилось, если не остановилось на многих направлениях. С китайской стороны, как оказалось, такой готовности не было.

Скорее всего, Чжу Жунцзи, придя к руководству правительством в должности полноправного хозяина положения, обнаружил столь сложные вопросы внутри страны, а также был ориентирован своим прежним опытом на поддержание и развитие связей с партнерами на Западе и в Японии, что вся сфера отношений с нашей страной представлялась ему не первостепенной. Он, очевидно, исходил из того, что время здесь терпит, что следует заново во всем разобраться и заниматься только тем, что будет приносить Китаю ощутимые экономические результаты; пока у него ясного представления о том, что именно следовало делать, не было.

Поэтому он и не смог вступить в заинтересованный и имеющий реальные результаты диалог с С.В.Кириенко.
Поразительным был подход С.В.Кириенко к вопросу об инвестициях. Впервые, с российской стороны, дело было поставлено на паритетную основу, исходя прежде всего из экономических соображений и интересов экономики, социальных нужд своей страны, но также и учитывая настроения в нашей стране.

Ведь на протяжении многих лет наши люди слышали уверения и своих и зарубежных, прежде всего китайских, экономистов, политиков и дипломатов о том, что в КНР вот уже много лет подряд дела идут прекрасно, экономика страны растет год от года высокими темпами... Так почему бы китайцам, у которых такие большие экономические достижения, не вкладывать свои огромные капиталы, запасы валюты в нашу экономику?

Глава правительства России С.В.Кириенко и поставил вопрос об инвестициях из КНР в российскую экономику, причем имея в виду не только крупные проекты.
Но Чжу Жунцзи не мог дать ответа и на такую постановку вопроса.

Цзян Цзэминь о внешней политике

Цзян Цзэминь выступил 28 августа 1998 г. на 9-м совещании послов КНР в зарубежных странах (предыдущее 8-е совещание проводилось в 1993 г.).
Он подчеркнул необходимость следовать внешнеполитическим идеям Дэн Сяопина, которого он назвал великим политиком и стратегом, а также выдающимся дипломатом.
Он отметил, что с 1993 г. продолжалось сохранение благоприятной среды и по соседству и в международном масштабе; произошел важный поворот в китайско-американских отношениях; усилились сплоченность и сотрудничество с развивающимися странами; успешно восстановлен суверенитет над Сянганом. Достигнуты новые победы в борьбе, касающейся Тайваня; непрерывно активизируется многосторонняя дипломатия.
Цзян Цзэминь подчеркнул, что развитие структуры мира в сторону многополюсности началось в условиях завершения холодной войны, смягчения международной напряженности и непрерывного роста сил мира.



Содержание раздела