d9e5a92d

Двусторонний орган для консультаций

На первой стадии надеются, что ни одна из сторон не будет отрицать существования другой стороны как политической реальности и обе стороны будут расширять неофициальные контакты между людьми. В дополнение к этому Китайская Республика призывает КНР объявить об отказе от применения силы против Тайваня и позволить Тайваню иметь достаточный простор для маневра в мировом сообществе наций.
Первая задача на среднесрочной стадии этого процесса заключается в создании каналов для официальных обменов между сторонами на основе равенства. Цель этого этапа также включает в себя установление прямых почтовых, торговых и транспортных связей через Тайваньский пролив, а также обмен визитами официальных лиц различных рангов.

Процесс национального объединения может стать очередной задачей только после того, как будут достигнуты упомянутые цели.
В долгосрочном плане будет создан двусторонний орган для консультаций, чтобы совместно обсуждать в целом вопрос о политической и экономической системах объединенного Китая в соответствии с желаниями народа по обе стороны Тайваньского пролива. Китай, в котором будет осуществлено мирное демократическое объединение и достигнут рост благосостояния, будет оказывать значительное стабилизирующее влияние, особенно в АТР, но и на мир в целом.
В настоящее время отношения между обеими сторонами находятся на первой стадии, однако обмены во многих областях уже вошли во вторую стадию [251]. Судя по позициям сторон, впереди длительный процесс приспособления друг к другу.

Пока в практических действиях преобладает желание сохранять существующее положение, не проявлять торопливости, готовя дальнейшие шаги в ходе обмена мнениями между сторонами.
Существенное воздействие на состояние отношений между двумя ипостасями Китая оказывает позиция США.
1 января 1979 г. США и КНР установили между собой дипломатические отношения. При этом США заявили о разрыве дипломатических отношений с Китайской Республикой и о прекращении действия договора между США и Китайской Республикой о взаимной обороне. Правительство США тогда же заявило о выводе своих войск с острова Тайвань в четырехмесячный срок.

Вскоре после этого Конгресс США одобрил закон об отношениях с Тайванем. США относятся к Китайской Республике на Тайване как к независимой политической реальности, снабжая ее оружием и оказывая поддержку в осуществлении внешних сношений.
Официальная позиция США складывается также из следующих тезисов: Правительство США признает позицию Китая, т.е. существует лишь один Китай, а Тайвань часть Китая. Правительство КНР является единственным законным правительством Китая, в этом контексте американский народ будет поддерживать с тайваньским народом культурные, торговые и другие неофициальные связи. Правительство США не стремится к проведению долговременной политики продажи оружия Тайваню.

Продаваемое им Тайваню оружие как по качеству, так и по количеству не будет превышать уровень оружия, поставленного в последние годы после установления дипломатических отношений между США и КНР. Оно готово постепенно уменьшить объем продажи оружия Тайваню, что приведет к окончательному разрешению через определенный отрезок времени [252].
С 25 июня по 3 июля 1998 г. президент США У.Клинтон посетил с визитом КНР. При встрече с ним Председатель КНР Цзян Цзэминь подчеркнул, что вопрос о Тайване это важнейший вопрос в китайско-американских отношениях, это и наиболее чувствительная сердцевина этих отношений, их центральная болевая точка.
У. Клинтон публично заявил, что США твердо придерживаются политики одного Китая, уважают принципы трех китайско-американских совместных коммюнике, не поддерживают независимость Тайваня, не поддерживают один Китай, один Тайвань, два Китая; не поддерживают вступление Тайваня ни в одну из международных организаций, членами которых могут быть лишь суверенные государства [253].
Важно иметь в виду и позицию России в вопросе о двух ипостасях Китая.
15 сентября 1992 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин издал указ От отношениях между Российской Федерацией и Тайванем. Таким образом Президент России совершил важный шаг в развитии отношений нашей страны с обеими частями китайской нации, с обеими ее ипостасями.

Если раньше, на протяжении более сорока лет наше прежнее государство, СССР, имело отношения исключительно с КНР, то ныне Россия сбалансировала свои отношения на мировой арене, в том числе наряду с продолжением и развитием дипломатических отношений с КНР установила неофициальные отношения с Тайванем, ограничив их область торгово-экономическим, культурным и другим сотрудничеством и не вступая с Тайванем в политические, официальные межгосударственные и дипломатические отношения.


Само название указа Президента РФ говорило о том, что речь идет об отношениях равных партнеров. Оно также свидетельствовало о том, что Россия как нация желает иметь и имеет отношения с Тайванем как частью китайской нации, т.е. исходит из того, что ей, как стране и народу, целесообразно иметь отношения с обеими ипостасями китайской нации: дипломатические отношения с одной ее ипостасью, с КНР, и неофициальные, не дипломатические и не политические, но отношения экономического и культурного сотрудничества с другой ипостасью Китая, с другой частью китайской нации с Тайванем.

Этим шагом Президент РФ Б.Н.Ельцин исправил недостатки прежней ситуации и укрепил внешнеполитические позиции нашей страны как на мировой арене в целом, так и в соответствующих регионах, а также в наших взаимоотношениях с КНР, с США, другими государствами.
В указе Президента РФ говорилось: В отношениях с Тайванем Российская Федерация исходит из того, что существует только один Китай. Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай. Тайвань неотъемлемая часть Китая. Российская Федерация не поддерживает с Тайванем официальных межгосударственных отношений.

Таким образом Россия разделяла официальные межгосударственные отношения и неофициальные отношения, допуская параллельное и одновременное существование отношений и того и иного рода с двумя различными частями китайской нации.
Далее в указе говорилось следующее: Экономические, научно-технические,
культурные и другие неофициальные связи между Россией и Тайванем осуществляются отдельными гражданами и неправительственными организациями, наделяемыми функциями, необходимыми для правового, технического и иного обеспечения этих связей, защиты интересов на Тайване российских граждан, и регулируются соответствующими законодательными актами РФ.
Все возможные представительства на Тайване российских организаций и соответственно Тайваня в России являются неправительственными учреждениями и не могут претендовать на статус, компетенцию, привилегии и льготы, присущие государственному органу. Их правовое положение определяется местным законодательством.

Лица, находящиеся на государственной службе, не могут быть сотрудниками неправительственных организаций и учреждений, осуществляющих связи с Тайванем.
В российско-тайваньских контактах, соглашениях, документах не могут использоваться государственная символика России и символика Китайской Республики, название Китайская Республика. На территории России не разрешается ее использование тайваньскими партнерами.

Возможные варианты: Тайвань, Китай или Тайбэй, Китай.
Итак, в третье тысячелетие Китай вступает как нация, выступающая на мировой арене в двух ипостасях. Это отражает фактическую сторону состояния самой китайской нации и ситуацию, сложившуюся на мировой арене.

Вопрос об ипостасях Китая это внутреннее семейное дело самой китайской нации. В то же время другие нации заинтересованы в том, чтобы проблемы во взаимоотношениях как внутри наций, так и между ними и их ипостасями разрешались на основе главных принципов современных международных отношений: мир, независимость, равноправие.
Начиная с 1949 г. обе ипостаси Китая были настроены взаимно враждебно, как военные противники, которые вели между собой вооруженную борьбу на уничтожение, смертельную войну.
Каждая из ипостасей полагала, что право на жизнь и существование имеет только она. Своего антипода внутри китайской нации каждая полагала инсургентом и бунтовщиком, который не имеет права на жизнь. Каждая из сторон заявляла, что намерена продолжать вооруженную борьбу и довести ее до конца, что означало ликвидацию противника с помощью вооруженной силы.

Каждая из сторон не признавала за партнером права на выступление на мировой арене в качестве еще одного представителя китайской нации и еще одного китайского государства.
В этой ситуации партнеры Китая на мировой арене были поставлены в трудное положение. Они были вынуждены выбирать какую-либо одну из двух ипостасей Китая в качестве представителя всей китайской нации и своего партнера в дипломатических отношениях. При этом они должны были также вести себя таким образом, чтобы не навлечь на себя гнев и недовольство избранной ими ипостаси, не дать повода обвинять их в связях с другой ипостасью Китая.

Для ситуации того времени был характерен формально полный разрыв связей между двумя государствами. Вопрос был поставлен частями китайской нации таким образом: или или.

Или другие нации на мировой арене признают меня и не признают ни в каком качестве другую часть китайской нации, или я не признаю таких партнеров.
Но жизнь шла своим чередом, а это требовало решения многих практических вопросов во взаимоотношениях наций. Более того, дело тут шло не только о тактических вопросах, но и о проблемах стратегии в области международных отношений, и прежде всего самых крупных партнеров на мировой арене. Поэтому постепенно ситуация менялась. Время от времени у различных частей мирового сообщества наций и их государств возникали вынужденные, неизбежные контакты и связи с другой частью китайской нации, с другой ее ипостасью.

Те государства, которые не признавали КНР, а имели дипломатические отношения с Китайской Республикой, постепенно двинулись в направлении установления и поддержания контактов с КНР в той или иной форме. Те государства, которые имели дипломатические отношения с КНР, а их тогда, и об этом необходимо напомнить, было немного, всего около трех десятков, тоже время от времени были вынуждены иметь те или иные, пусть даже опосредованные, контакты с другой частью китайской нации с властями Тайбэя, столицы Тайваня.
В конечном счете в результате многих перипетий, в том числе и вследствие изменения отношения КНР к нашему тогдашнему государству, к СССР, произошли весьма значительные перемены в ситуации. Дипломатическое признание стало по преимуществу признанием другими нациями или их большинством Китайской Народной Республики, и только численно меньшая часть наций и их государств (это тоже около трех десятков стран) продолжала сохранять официальные дипломатические отношения с Китайской Республикой на Тайване.
Таким образом, в области дипломатических отношений за несколько десятилетий мирного времени ситуация применительно к Китаю полностью изменилась: если на рубеже 1950-х гг. членом ООН и государством, имевшим отношения с большинством стран мира была Китайская Республика, то к началу 1980-х гг. таким государством стала Китайская Народная Республика.
Главными причинами такого изменения ситуации были жизненно важные интересы наций, которые должны поддерживать между собой отношения даже вне зависимости от позиций тех или иных государств и уж во всяком случае независимо от идеологии. Интересы наций в конечном счете оказываются важнее, чем интересы некоторых государств определенного исторического периода, а также интересы той или иной идеологии.

Дипломатические отношения подчиняются интересам нации и меняются в зависимости от изменения или от требований, которые предъявляют интересы наций.
Нации сделали шаги навстречу друг другу. Вот почему изменился рисунок или общая картина дипломатических отношений на мировой арене применительно к Китаю и его ипостасям.
В то же время большая часть мирового сообщества наций, в которое стала в полной мере входить и наша страна после образования нашего нового государства Российской Федерации, установила или продолжала поддерживать межгосударственные отношения в той или иной форме и в той или иной степени и с Китайской Республикой на Тайване наряду с поддержанием дипломатических отношений с КНР.
В целом положение в известном смысле уравновесилось, ибо таким образом был сделан шаг к тому, чтобы все нации мира имели между собой или своими частями, ипостасями, те или иные отношения либо на уровне отношений между нациями, либо на уровне межгосударственных отношений, либо на уровне и в форме дипломатических отношений. Все три формы отношений, таким образом, существовали одновременно, соседствовали.

Это стало возможным благодаря тому, что изменился и характер отношений между двумя частями китайской нации, ее ипостасями. Хотя эти изменения были продиктованы не только развитием ситуации внутри каждой из частей китайской нации, но и развитием ситуации на мировой арене в целом.
Иными словами, такое изменение имело место благодаря двум факторам: во-первых, благодаря изменениям, которые происходили в каждой из двух частей китайской нации и, во-вторых, благодаря изменению ситуации на мировой арене.
Две части китайской нации спустя почти полвека после начала противостояния между ними в качестве двух государств китайской нации пришли в конечном счете к новому толкованию отношений между собой. Они отказались от намерений непременно с помощью военной силы ликвидировать партнера государство другой части своей же нации. Можно сказать и по-иному: они допустили на неопределенный срок мирное развитие отношений между собой. При том условии, что не будет происходить никаких изменений в области взаимоположения двух нынешних китайских государств, т.е. если и то и другое государство будут продолжать исходить из того, что оба они являются государствами одной китайской нации.

По сути дела, стороны согласились воздерживаться от применения силы для решения вопроса об отношениях друг с другом бессрочно.
Две части китайской нации в конечном счете пришли к новому толкованию характера отношений между ними. Они отказались от намерений непременно с помощью военной силы уничтожить своего визави. Во всяком случае, на Тайване прямо заявили, что у них больше нет намерений использовать вооруженные силы для восстановления власти над континентальной частью Китая.

В свою очередь КПК-КНР, не отказываясь прямо и в принципе от возможности и допустимости применения вооруженных сил для установления своей власти над Тайванем, все-таки обусловливала такое развитие ситуации важным обстоятельством лишь в случае объявления на Тайване независимого от Китая государства.
Обе стороны даже вступили между собой в диалог. Обе стороны допускают в разных формах существование отношений между каждой из них и другими нациями или их частями. Обе стороны допускают одновременное участие каждой из них в различных формах и степени в деятельности мирового сообщества, международных организаций и институтов. (Но в этом смысле речь пока не идет об ООН.)
Вопрос о приспособлении наций друг к другу сегодня является одним из самых важных в мире. Как часть этого вопроса можно, очевидно, рассматривать и проблему приспособления друг к другу частей одной нации, которые видят себя самостоятельными и равноправными независимыми государствами.
Правда, здесь процесс развивается медленно, с оговорками, зигзагами, продвижениями вперед и откатами назад. В конечном счете представители КНР пошли на такие шаги, как заявления о допустимости, с их точки зрения, формулы: одно государство два строя или две системы внутри одного государства. Иначе говоря, они предложили, чтобы хотя бы номинально и формально обе части китайской нации согласились с тем, что Китай как нация будет представлен на мировой арене одним государством, а именно КНР.

При этом предполагается, что китайцы на острове Тайвань согласятся с тем, чтобы на мировой арене интересы китайской нации в целом, т. е. включая и интересы китайцев на Тайване, представляла Китайская Народная Республика.
Таким образом, КПК-КНР ныне согласна с тем, чтобы Тайвань продолжал иметь свои вооруженные силы, свою администрацию, свою экономическую систему с господством в ней частной собственности, и так далее. Главное, чего добивается сегодня КПК-КНР, это ликвидация формально и официально еще одного ныне существующего китайского государства Китайской Республики на острове Тайвань.

Им нужна официальная декларация о том, что такого государства больше не существует, а все китайцы признают существование только одного государства КНР с центром на континенте, в Пекине.
И пока что именно желание китайцев на острове Тайвань сохранять ныне существующее там государство Китайскую Республику является главным камнем преткновения. Возможно, что это просто отвечает желанию сохранять в подвешенном состоянии характер отношений между двумя частями китайской нации, внутреннее состояние китайской нации на сегодня.

При этом в КПК-КНР полагают, что нынешнее состояние их устраивает как максимально возможное в нынешних условиях, когда применение вооруженных сил для ликвидации государства на Тайване практически либо вообще невозможно, либо может обернуться неприемлемыми последствиями и неприемлемым ущербом для самой КПК-КНР.
Китайская Республика на Тайване исходит из того, что достаточно соблюдать главное условие: Пекин мирится с существованием Китайской Республики на Тайване в качестве одного из государств мира, признанного субъекта международных отношений. Проще говоря, китайцы на острове Тайвань будут продолжать жить самостоятельно, у них остается свое государство, следовательно, они не будут подвергаться действию порядков, существующих в континентальном Китае, и будут самостоятельно решать вопросы своих взаимоотношений как с другими нациями на Земле, с их государствами, так и с другой частью китайской нации.

На таких условиях они согласны развивать самые разнообразные, в том числе и торгово-экономические, взаимовыгодные отношения между двумя частями китайской нации. При этом, во всяком случае в настоящее время, Тайвань может дать континентальной части Китая больше, чем она может дать ему.
Фактор экономической заинтересованности играет свою роль в характере и состоянии взаимоотношений между двумя частями китайской нации и вообще в положении каждой из этих двух частей на мировой арене.
Тайваньцы в своей позиции в этом вопросе исходят из желания быть хозяевами в своем доме. Для них их дом это, прежде всего, их остров Тайвань.

Вопрос об общем доме всех китайцев, всех ханьцев, это для них второй вопрос, причем вопрос отдельный от вопроса о своем государстве.
Население Тайваня состоит в довольно значительной части из уроженцев континента и наряду с исходной позицией, наш дом Тайвань и только мы в нем хозяева, стремится сохранить независимость Китайской Республики государства, которое родилось в 1912 г. на материке как первое общекитайское республиканское государство, как преемник прошлого китайского государства Великой Цинской империи. Китайская Республика имеет и историю, и традиции взаимоотношений с другими нациями в мире, а также известные договорно-правовые отношения с Японией и другими странами.

При таких сложных обстоятельствах тайваньцы на рубеже XXI века прежде всего стремятся к утверждению острова в правах государства в сети международных отношений государства, обладающего, прежде всего, независимостью и самостоятельностью, равноправием с другими государствами.
Для тайваньцев представляются возможными различные варианты развития ситуации в будущем. Часть жителей острова желает сохранять ныне существующее государство, другая часть тайваньцев была бы не прочь восстановить или создать новое чисто тайваньское государство, не связанное в международно-правовом смысле и даже в государственно-историческом смысле с континентальным Китаем и КНР.

Такая позиция, с одной стороны, оставляет руки свободными; с другой стороны, это рычаг, с помощью которого можно сохранять независимость и поддержку со стороны других государств и наций.
Итак, сегодня вопрос о применении оружия для решения вопроса о существовании одного из государств китайской нации, в принципе, не снят. В то же время в реальной жизни имеется возможность продолжения поисков путей решения проблемы на путях мирного развития.
Решения здесь могут быть разнообразными. Тайвань не находится в тупике.

Нельзя считать, что у него единственный путь: рано или поздно стать частью единого общекитайского государства с центром на китайском континенте, т.е., по сути дела, частью нынешней КНР. Этого не произойдет по многим причинам. Прежде всего, дело в том, что люди, живущие на Тайване, будут защищать с оружием в руках свою независимость и самостоятельность, свою свободу.

Они не согласятся принять ультиматум со стороны властей континентальной части Китая. Ситуация на мировой арене такова, что решение вопроса о Тайване с помощью силы будет встречено отрицательно большинством государств мира.

Более того, это подорвет и нынешнюю расстановку сил в мире и навсегда подорвет отношение к Пекину со стороны мирового сообщества наций.
Эта проблема связана с целым рядом частных, но важных вопросов, касающихся ООН, России, США, других государств.
В ООН с 1945 г. по 1971 г., т.е. более четверти века с момента основания этой организации, Китай как нацию представляла Китайская Республика. (Кстати, нашу страну как нацию с 1945 г. по 1991 г. представляли три государства: СССР, УССР, БССР.) С 1971 г. по настоящее время, т.е. уже 30 лет, Китай в ООН представляет Китайская Народная Республика.
Трудно сказать, как будет складываться ситуация в дальнейшем. История говорит о возможности самых неожиданных изменений и перемен. Имеются примеры того, когда одна нация была представлена в ООН и одним, и двумя, и несколькими государствами.

Тут все подвижно. Возможны самые разные варианты.
Что касается США, то они сначала имели официальные отношения только с Китайской Республикой. Однако при этом у них были контакты в различных формах с представителями КНР. Ныне США имеют дипломатические отношения с КНР, в то же время США имеют разнообразные отношения, в том числе и по линии обеспечения военного сотрудничества, с Китайской Республикой, с Тайванем.

Пока нет оснований предполагать, что США откажутся от поддержки Тайваня в его оборонительных действиях против возможной агрессии со стороны КНР, если такая агрессия произошла бы.
Конечно, возникает вопрос о том, можно ли считать такие (гипотетические) действия агрессией. Могут быть разные подходы к этому вопросу. Это уже не продолжение гражданской войны в Китае, которая завершилась уже около полувека тому назад.

Прошло слишком много времени. Если нападение произойдет, это будет вооруженной агрессией.
Что касается отношений нашей страны с частями китайской нации, то необходимо подчеркнуть, что первый Президент России Б.Н.Ельцин и президент Китайской Республики Ли Дэнхой предприняли шаги, в результате которых было исправлено ненормальное положение, при котором отсутствовали отношения между нашей страной и частью китайской нации на острове Тайвань. Ныне имеет место ситуация, которая должна рассматриваться как нормальная и естественная в нынешних условиях; более того, это оптимальная ситуация, в сохранении которой заинтересованы, прежде всего, обе стороны Москва и Тайбэй.
Для нас необходимо и выгодно развивать отношения с обеими частями китайской нации. Здесь необходимо принимать во внимание наши национальные интересы, а также все то, что связано с границей между нами, наши торгово-экономические интересы глобального, регионального и двустороннего характера.
В то же время нам необходимо иметь отношения и с другой частью Китая, прежде всего исходя из наших коренных национальных интересов, свою роль тут играют и политические, и экономические, и идеологические соображения.



Содержание раздела