d9e5a92d

Добрые двусторонние отношения

Особо необходимо остановиться на том, какую оценку давали шанхайские коллеги российско-китайским отношениям в начале 2000 г.
Китайские ученые полагали, что после ухода Б.Н.Ельцина с поста Президента РФ и прихода на этот пост В.В .Путина основа интересов, связывающих Россию и Китай, не претерпела важных изменений существенного характера. В плане стратегии Россия и Китай по-прежнему нуждались друг в друге. Добрые двусторонние отношения соответствовали стратегическим интересам и той и другой страны. И все же смена президента в РФ это важный поворот и изменение в политическом развитии России.

Можно сказать, что это своего рода испытание для российско-китайских отношений. Тому есть несколько причин:
1. Президенту РФ понадобится пройти через известный процесс знакомства с российско-китайскими отношениями и с руководителем Китая.
2. И во внутренней и во внешней политике РФ, возможно, будет происходить важное урегулирование; и пока не ясно, какого времени оно потребует, какими будут его направление, содержание и интенсивность.
3. В силу двух вышеупомянутых факторов остается также неясным, испытает ли на себе некое воздействие состояние российско-китайских отношений, какие новые особенности и какая новая обстановка могут возникнуть в двусторонних межгосударственных отношениях, как смогут примениться к этой новой обстановке российско-китайские отношения.
В нынешней ситуации на повестке дня российско-китайских отношений стоят два крупных вопроса. Во-первых, вопрос о переходном периоде в этих отношениях и об их сохранении.

После того, как Президент РФ Б.Н.Ельцин покинул свой пост и В.В.Путин занял должность Президента России, ближайшей целью в российско-китайских отношениях является спокойный и стабильный переход к периоду после Ельцина. При этом необходимо достичь следующих целей:
а) сохранить основные рамки и параметры российско-китайских отношений;
б) обеспечить соблюдение имеющихся российско-китайских межгосударственных и правительственных соглашений и договоренностей;
в) сохранить хорошую атмосферу в российско-китайских отношениях;
г) не допустить паузы в российско-китайском сотрудничестве.
Как уже упоминалось, основа межгосударственных отношений России и Китая, а также международная обстановка не претерпели крупных изменений существенного характера. Поэтому плавный, спокойный и стабильный переход применительно к российско-китайским отношениям целиком и полностью возможен. Центральное звено при таком спокойном и стабильном переходе первая встреча руководителей двух государств.

Этот исходный пункт имеет крайне важное значение для определения того, каким будет начало нового периода в отношениях двух стран и как они начнут продвигаться вперед.
В среднесрочной перспективе перед российско-китайскими отношениями стоит задача сохранить и упрочить уже имеющееся сотрудничество и его основу. Сюда входит следующее:
а) укрепление отношений двух соседей, меры доверия и безопасности в районе границы, приложение усилий с целью разрешения остающихся вопросов о границе;
б) продолжение развития уже существующего двустороннего сотрудничества России и Китая, включая сотрудничество в военной области и в сфере высоких технологий;
в) укрепление сотрудничества между Россией и Китаем в сфере региональной безопасности, наполнение содержанием регионального сотрудничества России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана с целью создания надежного и непрестанно совершенствующегося механизма, связывающего пять государств;
г) поддержание отношений сотрудничества и консультаций в международных вопросах, главным образом совместное твердое отстаивание предложения о создании обстановки многополюсности в мире, сохранение роли и положения ООН в международных вопросах, единая позиция против системы противоракетной обороны США и Японии, против изменения Америкой договора о ПРО.
Во-вторых, вопрос о преемственности и о новаторстве, творческом развитии отношений России и Китая.
Вопрос о содержании понятия преемственность ясен. Имеется в виду, что российско-китайские отношения в своем дальнейшем развитии будут сохранять уже имеющееся направление.

Что же касается вопроса о новаторстве, то у него две стороны: открытие новых горизонтов и выступление с определенными вызовами. И все же именно это имеет чрезвычайно важное значение для стабильного развития российско-китай-ских отношений в долгосрочном плане.
Творческое развитие российско-китайских отношений можно осмыслить, подходя к этому вопросу с разных сторон. В том числе имея в виду новаторство в подходе к вопросу о структуре основы общих интересов России и Китая.



Это одна из самых важных задач творческого развития российско-китайских отношений.
Если посмотреть на этот вопрос в среднесрочном и долгосрочном плане, то на протяжении определенного периода в будущем в российско-китайских отношениях, вероятно, может появиться проблема недостатка жизненной силы. В указанный период, при том условии, что отношения обеих стран будут по-прежнему приводиться в движение ныне существующим механизмом, двусторонние отношения, возможно, станет трудно продолжать поднимать на новый уровень; дело может дойти даже до того, что в этих отношениях может появиться спад.
Если рассмотреть развитие российско-китайских отношений за истекшие восемь лет, до середины 1990-х гг. главной движущей силой в них были двусторонние интересы безопасности. В конце 1990-х гг. и далее главной движущей силой двусторонних отношений стали интересы международной безопасности.

При этом сложилась такая структурная последовательность: 1) интересы двусторонней безопасности; 2) интересы международной безопасности. Хотя такие двухэтажные общие интересы и побуждали российско-китайские отношения к быстрому развитию в 1990-х гг., однако и те и другие носят ограниченный характер.
Такого рода интересы в сфере безопасности, если говорить о наших двух странах, о России и Китае, представляют собой самые основные или важнейшие отношения среди двусторонних отношений. При этом им недостает достаточной жизненной силы, которая способна побуждать двусторонние отношения к непрерывному продвижению вперед и необходима для этих отношений.
Интересы международной безопасности составляют основу российско-китайского международного сотрудничества. Однако международное сотрудничество России и Китая это не отношения союзников.

Партнеры здесь не несут никаких взаимных обязательств. Все это имеет направленность вовне, а не внутрь каждой из наших стран.

Одновременно интересы международной безопасности представляют собой функцию изменений международной обстановки, подвергаются воздействию международной обстановки. По этой причине такой элемент, как интересы международной безопасности, если говорить о долгосрочном и стабильном развитии российско-китайских отношений, и по широте и по глубине в равной мере страдает ограниченностью, обусловлен определенными рамками.
Дальнейшее развитие российско-китайских отношений в будущем потребует через некоторое время нового механизма, движущих сил и новой структуры этих движущих сил. Она должна представлять собой следующую конструкцию, иметь следующие составные части: двусторонние интересы безопасности интересы международной безопасности экономические интересы. Отличие ее от ныне существующей состоит в том, что здесь добавлен фактор экономических интересов. При этом экономические интересы оказываются на самом верхнем этаже этой структуры.

Иначе говоря, речь идет о самом подвижном и непосредственно действующем слое.
Особенность новой структуры интересов состоит и в том, что такое ее построение сделает ее многообразной, многоплановой. Это будет соответствовать основной тенденции и особенностям развития отношений между государствами в условиях экономической глобализации.

В среднесрочном и долгосрочном плане только такая структура основы общих интересов и способна обеспечить стабильное и долговременное развитие российско-китайских отношений. Повышение местоположения и роли в ней экономических интересов имеет огромное значение для долговременного и стабильного развития российско-китайских отношений.

С точки зрения среднесрочных и долгосрочных экономических интересов это представляет собой естественную необходимость, отвечающую самой сути развития двусторонних отношений. В то же время тем самым обеспечиваются объективные требования развития двусторонних отношений наших государств.
Так происходит потому, что в современных международных отношениях фактор экономических отношений становится все более и более важным. Слияние экономических интересов в некотором смысле представляет собой слияние самых глубоких и самых широких интересов на уровне государств.

Это приводит к возникновению взаимоопоры между странами в интересах их существования, а потому это может обеспечить относительно высокую степень стабильности в межгосударственных отношениях. Одновременно экономический фактор является и самым живым, самым подвижным фактором.

Ведь экономика имеет природную, естественную склонность к непрерывному расширению, а потому она непрестанно порождает жизненные силы, побуждает государства развивать отношения.
В настоящее время уровень российско-китайского экономического сотрудничества относительно низок. Наши страны еще не сформировали стабильных рамок экономического сотрудничества. Слияние экономических интересов обеих стран далеко не достигло предела стратегических возможностей.

На протяжении последних 8 лет самой стабильной и самой выпуклой частью нашего экономического сотрудничества было сотрудничество в военной области. Хотя военное сотрудничество и важно и его необходимо продолжать, оно все же не способно стать опорой российско-китайского экономического сотрудничества в целом.
Если исходить из среднесрочных и долгосрочных размышлений, то для России и Китая в будущем важной задачей будет следующее: на основе сотрудничества в области двусторонней и международной безопасности, одновременно с продолжением сотрудничества в известных областях развитие стабильного и эффективного экономического сотрудничества сформирует процесс обменов и относительно глубокого слияния экономических интересов обеих наших стран. А спустя некоторое время станет одним из основных интересов в российско-китайских отношениях.
Экономическое сотрудничество наших двух стран можно подразделить на три части, каждая из которых развивается независимо от других.
1. Проекты крупного экономического сотрудничества между двумя государствами.
Особенности географических условий, структура экономики, структура природных ресурсов и потребности экономического развития в отношениях определяют ситуацию, при которой становится возможным и необходимым осуществление крупных проектов сотрудничества между Россией и Китаем. Благодаря проведенным в предыдущие годы исследованиям и поискам, крупномасштабные экономические проекты в соответствии с имеющимися условиями постепенно переходят в стадию их реального осуществления.

Речь идет об источниках энергии, о проектах в области авиации и космоса.
Крупномасштабные проекты имеют большой резонанс, захватывают большие площади. Связанные с ними интересы и их эффективность являются очевидными и долгосрочными. Поэтому крупные проекты представляют собой важное звено российско-китайского экономического сотрудничества. Там, где дело касается природных ресурсов, взаимодополняемость особенно очевидна; объективно и здесь наличествуют определенные благоприятные условия.

У России в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке есть богатые запасы нефти и природного газа. Исходя из экономической себестоимости, наиболее реально строить планы их переброски в район Тихого океана.
Китай в будущем может стать государством крупным потребителем импортируемых источников энергии. Импорт источников энергии уже стал для Китая непременным и неизбежным. По подсчетам китайских специалистов, к 2010 г. для обеспечения нормального развития экономики КНР будет необходимо ежегодно импортировать 100 млн тонн нефти, 300 млрд кубометров природного газа. По подсчетам западных экспертов, эти цифры еще выше.

И если Россия и Китай смогут успешно сотрудничать в вопросе об источниках энергии, это будет представлять собой огромный экономический интерес, а в политической области может сделать отношения двух стран еще более тесными. Такое же положение и с другими крупномасштабными проектами.
2. Развитие совместными усилиями Дальнего Востока и Сибири.
В среднесрочном и долгосрочном плане это еще одна перспективная сфера сотрудничества России и Китая. Россия хочет развивать свой Дальний Восток и добиться, чтобы не увеличивался громадный разрыв между Дальним Востоком и европейской частью России. Кроме того, если Россия намерена включиться в экономическое сотрудничество в АТР, то необходимое условие этого развитие Сибири и Дальнего Востока.

Но оно потребует громадных объемов строительства, которые трудно будет обеспечить силами одной России. Это еще одна возможная и широкая сфера сотрудничества между Россией и Китаем, и в ней относительно большая взаимодополняемость двух стран.
3. Традиционные торговля и техническое сотрудничество.
Сфера их довольно широка. Хотя в настоящее время объем российско-китайской торговли невелик, а ее ассортимент не обширен, однако если взглянуть на вопрос с точки зрения развития ситуации, то и эта сфера предстает как одна из важных областей сотрудничества. По мере улучшения экономической ситуации в России и повышения уровня потребления Россия могла бы стать важным рынком продукции китайской легкой промышленности и бытовых электроприборов.

Таким образом, КНР могла бы сбалансировать торговлю с РФ за счет экспорта бытовых электроприборов. А это привело бы к тому, что экономическое сотрудничество двух стран приобрело бы в целом сбалансированный характер, стало бы устойчивее и стабильнее.

Ведь экономическое сотрудничество между Россией и Китаем в этой области и осуществляется никоим образом не насильно, лишь исходя из политических причин. Это сотрудничество имеет реальные возможности и перспективы.
Реализуя названные здесь цели экономического сотрудничества двух стран, необходимо осознать следующее:
Превращение России и Китая в важных партнеров в сфере экономического сотрудничества, а также достижение высокой степени слияния экономических интересов обеих стран это среднесрочные и долгосрочные цели. Россия и Китай не должны упускать время, но при этом им не следует гнаться за сиюминутными выгодами. Эти цели потребуют для своего осуществления не одного дня. Возможности сотрудничества вовсе не так просто обратить в реалии.

Для того чтобы этого добиться, обеим сторонам придется прикладывать серьезные усилия на протяжении длительного времени.
Основа экономического сотрудничества России и Китая складывается прежде всего из взаимных экономических интересов и связанных с ними потребностей. Поэтому при определении экономических целей, которые ставят перед собой оба государства, они исходят не из политических соображений и доводов. Основой здесь служат экономические интересы и резоны. Причина такого положения состоит в том, что если определять экономические цели и настаивать на подписании экономических контрактов, исходя из политических соображений, то такого рода экономическое сотрудничество всенепременно окажется мало кому нужным, и все это может повлечь за собой одни убытки.

В конечном же счете приведет к поражению в сфере экономического сотрудничества, что, в свою очередь, может косвенным образом сказаться и на политических взаимоотношениях, которым в конечном счете будет нанесен ущерб. Поэтому в российско-китайском экономическом сотрудничестве обе стороны должны осознать, что развивать экономику можно исключительно в соответствии с закономерностями самой экономики; никак нельзя подменять политикой экономические закономерности и приносить их в жертву.

Но все это требует и оздоровления законодательства, и эффективного механизма применения законов, и создания безопасной обстановки в обществе, и гарантии законных прав иностранных граждан, и создания рыночных механизмов, соответствующих международным нормам.
Смена президента в Российской Федерации несет с собой возможность такого развития российско-китайского экономического сотрудничества. Приход к власти президента В.В.Путина означает, что Россия, возможно, вступит в период политической стабильности и экономического расцвета.

Это непременное условие реального развития российско-китайского экономического сотрудничества.
Помимо обозначения двух упомянутых выше задач в сфере российско-китайских отношений, хотелось бы высказать следующие предложения, направленные на улучшение макроситуации в двусторонних межгосударственных отношениях.
1. Проблема мигрантов представляет собой самый насущный (и долговременный!) вопрос во взаимоотношениях России и Китая. По сути дела, КНР вовсе не создает угрозу миграции своего населения в РФ. Но это стало вопросом, вызывающим наибольшую обеспокоенность в России по отношению к Китаю, по причинам исторического свойства, а также в связи с некоторыми факторами внутриполитической жизни в России. Кроме того, существует на самом деле объективная ситуация несбалансированности распределения ресурсов населения в районах, прилегающих к границе между Россией и КНР.

Правительство КНР никогда не соглашалось с незаконной миграцией населения и выступало против нее. Чтобы уменьшить серьезное негативное воздействие этого фактора на состояние российско-китайских отношений, правительства РФ и КНР могли бы усилить консультации и сотрудничество по этому вопросу, выдворяя незаконных мигрантов.

Одновременно правительства должны гарантировать нормальные обмены и поездки граждан каждого из государств, улучшить соответствующие механизмы; права граждан КНР, въезжающих в РФ и ведущих там свои дела на законных основаниях, должны быть защищены.
2. Обе стороны должны поощрять обмены между средствами массовой информации обеих стран. СМИ это важное орудие воздействия на порядок в обществе и на сознание масс. Обмен между СМИ обеих стран помогает взаимному пониманию.

Взаимный обмен и взаимное понимание никоим образом не означают требование выражать только хвалебное мнение, важно, однако, чтобы информация была хотя бы относительно объективной. Если СМИ не способны объективно освещать то, что происходит у партнера, то это может приводить к тому, что между людьми двух стран будет возникать недопонимание и разобщенность, что никак не благоприятствует атмосфере в отношениях двух стран; особенно важно подчеркнуть, что это может наносить вред чувствам дружбы между народами.

Принимая во внимание особенности российско-китайских отношений, отсутствие дружественных чувств между народами двух стран может сказаться на нормальном развитии отношений между двумя государствами.
3. Необходимо усилить обмены между народными или общественными организациями РФ и КНР. Российско-китайский комитет XXI века является в настоящее время главной неправительственной организацией.

Эту организацию нельзя назвать широко представительной; рамки ее деятельности относительно узки; она обладает небольшим влиянием. Предлагается расширить структуру этого комитета, расширить его представительный характер, в главных городах создать филиалы или отделения этой организации с тем, чтобы расширить содержание ее деятельности; и все это с тем, чтобы она стала важным каналом обменов между людьми России и Китая в сфере политики, экономики, науки, культуры, искусства и т. д.
В апреле 2000 г. Ли Фэнлинь, в прошлом посол КНР в РФ, ныне намекающий на то, что он дает советы руководителям КНР (и прежде всего Председателю КНР Цзян Цзэминю) по вопросам наших двусторонних отношений, в беседах с российскими коллегами высказал следующие соображения.
В свое время он, Ли Фэнлинь, не верил в то, что в обозримом будущем возможно решение вопроса о границе, полагая, что на это уйдут чуть ли не века, но сегодня этот вопрос уже решен. На высшем уровне все заявления уже сделаны, и мы поняли друг друга, но простой человек может спросить: а что я лично получил от этого?
В России нет денег; в Китае тоже. Следовательно, надо искать пути развития отношений без значительных капиталовложений.

Ныне существующая торговля не спасает положения. В связи с этим сомнительным представляется тезис о взаимодополняемости партнеров.
В России ныне есть товары из всех стран. В нынешней ситуации целесообразно предложение о создании в КНР совместных предприятий на основе российских ноу-хау, новейших технологий и предоставления китайской стороной помещений и оборудования; все это в расчете на получение каждой из сторон дивидендов в будущем. Можно также поставлять в Китай нефть и газ из России.

Лучше делать это в обход Монголии, хотя американцы настойчиво советуют вести трубу через Монголию. Россия запросила за свою электроэнергию 4 цента за квт/час; для Китая это не выгодно и не приемлемо...
РФ могла бы подумать о создании предприятий в западной части КНР, например в Синьцзяне. Если Россия докажет, что она надежный партнер, и будет вовремя выполнять свои обязательства по поставке оборудования при строительстве двух энергоблоков Ляньюньганской атомной электростанции, тогда КНР может подумать о том, чтобы предоставить России возможность поставлять оборудование в дальнейшем еще для двух энергоблоков этой станции.
Для китайской стороны торговля с РФ не выгодна из-за налоговой политики российских властей. А положение на границе, в приграничных районах, для такой торговли и сейчас не изменилось.
В целом речь идет о наполнении конкретным содержанием двусторонних отношений, считает Ли Фэнлинь.
В связи с позициями и высказываниями китайских коллег следует остановиться на особенностях российско-китайских отношений накануне их десятилетия. Главное, на наш взгляд, это тревожная мысль о замаячившей опасности взаимного отдаления.

И поэтому предложения по устранению такой опасности.
За последнее десятилетие XX века оба государства, РФ и КНР, сделали, казалось бы, все возможное для того, чтобы в максимальной степени улучшить атмосферу в двусторонних отношениях, продемонстрировать полное взаимопонимание на высшем уровне, особенно в ряде политических, прежде всего международных, проблем.
И в то же время и в той и в другой стране все больше ощущается давление вопросов, которые вполне может задавать простой человек: а что я лично от всего этого имею и буду иметь; что ждет наши два народа, наши две страны в будущем, в их двусторонних отношениях прежде всего? Иной раз имеют место попытки сузить значение вопросов, свести все к необходимости наполнения конкретным содержанием сферы экономического сотрудничества двух стран.

На самом же деле речь идет о чем-то гораздо более важном, широком и глубоком, т.е. о состоянии и перспективах взаимоотношений наших двух наций.
Обе нации во второй половине XX в. глубоко прочувствовали на себе отрицательные последствия разрыва и раскола, конфронтации и вооруженного противостояния, отсутствия нормальных дипломатических отношений в 19601970-х гг. Поэтому в конце 1980-х гг. в обеих странах люди с удовлетворением встретили сообщение о восстановлении нормальных двусторонних межгосударственных дипломатических отношений.

Этому радовалось большинство и в России, и в Китае.
Вслед за тем наступил период своего рода эйфории, когда наверху, в чиновничьих сферах, строились грандиозные планы экономического сотрудничества: говорили о 20-миллиардном (в долларах) ежегодном торговом обороте к 2000 г., о взаимодополняемости двух экономик как о панацее решения экономических проблем в обеих странах, о возможности участия РФ в модернизации предприятий, построенных в свое время в КНР с помощью СССР, и т.д.
Действительность предстала иной. Период эйфории прошел, и отношения (или их толкование), развиваясь лишь по инерции, не оправдали радужных ожиданий.

Первостепенные, жизненно важные интересы двух наций требовали согласования вопросов, остававшихся от прошлого, а также взаимодействия или консультаций по известным международным проблемам. Нации должны были демонстрировать миру нормальное и даже дружественное состояние двусторонних отношений или, по крайней мере, их климат.



Содержание раздела