d9e5a92d

Больного льва может укусить даже шакал

Таким образом, Российская Федерация оставляла еще один рубеж в крайне нестабильном регионе. При этом вывод группировки больше напоминал отступление [109].
В корреспонденции, озаглавленной: Уходим. Российские пограничники покидают Киргизию в чем мать родила, корреспондент Известий А.Чуйков писал о том, что решение о выводе погранвойск было принято, но никаких приказов или директив из Москвы в Бишкек не поступало. Между тем близилось 15 мая 1999 г. предельный, по мнению специалистов, срок начала подготовки застав к зиме.

Россиянам денег на это не перевели, киргизы тоже особенно не беспокоились. Однако основная проблема, которая в то время тревожила руководство опергруппы, резко, до крайности обострившиеся отношения с местной властью.
Из письма вр.и.о. начальника Оперативной группы ФПС России в Киргизии генерал-майора А.Сусова директору Государственной таможенной инспекции при Министерстве финансов Киргизии: В последнее время отдельными лицами из числа сотрудников Ошской железнодорожной таможни Юг, линейного отделения милиции железнодорожной станции Ош и работниками железнодорожной станции (крановщики, пломбировщики) вымогаются деньги у выезжающих к новому месту службы военнослужащих ОГ ФПС России. Деньги берутся за выполнение той работы, которую эти работники должны выполнять, исходя из своих служебных обязанностей...

При этом существуют негласные нормы от 500 до 2500 сомов для различных категорий сотрудников в зависимости от занимаемых ими должностей.
Офицеры горько шутят: Больного льва может укусить даже шакал. При этом многие из них признавались корреспонденту Известий, что проще дать все равно не отстанут: весь контейнер перевернут.

На той же железнодорожной станции Ош, через которую будут выходить в Россию несколько пограничных частей, требуют сертификаты качества на домашние консервы, справки из части, что разбитые и латаные-перелатаные ящики, в которых перевозятся вещи, не были украдены.
В проекте соглашения о передаче охраны границы киргизским пограничникам практически не оговорены условия имущественного характера. Речь идет, конечно, не о недвижимости, которая в любом случае будет передана киргизской стороне. Но вот мебель, аппаратуру, а главное, автотранспорт и оружие россияне намерены забрать с собой.

Тем более что выходят пограничники практически в чистое поле. Во многих новых местах дислокации для них не были выделены даже здания.
Однако новоиспеченные киргизские коллеги выставили неожиданное требование: россиянам разрешено забрать только личные вещи, да и то самые необходимые, вроде пары трусов и гражданских ботинок. А все остальное оставить на месте.

Именно для этого, по мнению многих офицеров, местные таможенники проводили практически тотальные обыски контейнеров пограничников.
Министр обороны Киргизии М.Субанов, которому подчинены местные погранвойска, на встрече с военнослужащими Ошского погранотряда заявил, что ни при каких обстоятельствах не допустит вывоза имущества погранотрядов. А в отношении тех, кто рискнет нарушить это требование и прихватит с собой на родину, допустим, телевизор из казармы, будут возбуждены уголовные дела со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но самым вопиющим фактом стало задержание старшего лейтенанта Рустама Курсанова, о котором Известия писали 27 апреля 1999 г.
В заметке, помещенной в Известиях 27 апреля 1999 г. и озаглавленной: Спасти лейтенанта Курсанова. Начальник российской погранзаставы двое суток провел в киргизском плену, говорилось о том, что 31 января был обычным днем. Пограничная рутина проверка контролируемой территории и боеспособности подчиненных.

Около девяти часов вечера на заставе Сары-Таш залаяла сторожевая собака. На место выехала тревожная группа во главе с начальником заставы старшим лейтенантом Рустамом Курсановым. Около заставы пограничники увидели неизвестных в форме таможенной службы Киргизии. Курсанов попытался объяснить им, что они находятся в зоне пограничного контроля, но в ответ услышал лишь оскорбления.

М.Юсупов, глава местных таможенников, предложил убираться прочь из независимой и суверенной республики и ударил пограничника.
Это было 31 января. А в начале апреля следователь военной прокуратуры Ошского гарнизона г-н Таштанов вызвал Курсанова в качестве свидетеля. И прямо в кабинете с помощью местных милиционеров надел на него наручники. При этом дал четкое указание: не кормить, не давать спальных принадлежностей, главное не разрешать связываться со своим командованием.

К счастью, Курсанову удалось дозвониться до оперативного дежурного отряда и рассказать, что произошло. Уже на следующее утро к следователю приехали представители командования и потребовали освободить офицера, гражданина другого государства. В ответ отказ.



В то же время на другом конце города Ош адвокат объяснял, что за освобождение надо платить. Суммы назывались приличные.

В переводе на рубли за изменение меры пресечения на подписку о невыезде три с половиной тысячи рублей, за прекращение дела до пятнадцати тысяч. (Конечно, разговор шел один на один, доказать вымогательство никто не может. Однако, как смог убедиться корреспондент Известий, именно из-за денег зачастую неправомочно возбуждаются уголовные дела, и за приличные суммы их прекращают.

Об этом говорится в письме командующего Оперативной группировкой ФПС России, направленном секретарю Совета безопасности Киргизии.) Двое суток, в нарушение всех соглашений и международных норм, российский пограничник Курсанов провел в камере и был отпущен только после публикации в Известиях. После чего оказался в госпитале с обострением пиелонефрита после пребывания в сырой камере [110].
Существенное обстоятельство: как только в Киргизии было объявлено об уходе российских пограничников, многочисленное русско-язычное население, испокон веков проживающее в этом регионе, тоже оказалось перед выбором уезжать или оставаться. В Бишкеке, бывшем Фрунзе, в советское время было более 90 процентов славянского населения. Сейчас здесь живут в основном киргизы и узбеки.

Сразу после первой массовой миграции в начале 90-х годов они заселили освобождающиеся квартиры и дома. Русской речи на улицах практически не слышно.

На базарах русаки продают последние ношеные вещи. Потомки первых казаков, основавших в Киргизии города и поселения еще в начале прошлого века, настойчиво ищут родственников среди казаков в России.

Но почти все, кому было куда уехать, уже уехали. Остаются старики, родившиеся и выросшие здесь.

Буквально через несколько лет русских в Киргизии практически не останется. Их не надо выдавливать, они умрут сами.
Между тем США уже объявили бывший советско-азиатский регион зоной своих стратегических интересов. Первым на призыв американцев откликнулся Узбекистан. Задумался Казахстан. Киргизии тоже требуется поддержка у Бишкека есть территориальные разногласия с Ташкентом.

В Фергане, недалеко от киргизской границы, сейчас развернута мощная узбекская воздушно-десантная бригада. Конечно, на словах стороны заверяют друг друга в невозможности применения военной силы для решения территориальных споров. Но экономические рычаги уже задействованы в полную силу.

Узбекистан на несколько дней перекрывал поставки природного газа в Киргизию и отказался пропускать поезда через свою территорию, требуя уплаты долгов. Фактически республика в любой момент может оказаться в блокаде.

И тогда социальные последствия непредсказуемы. Стабилизирующий фактор в виде российских пограничников исчез России грубо указали на дверь.
К слову, недавно внешнеполитическое ведомство США решило расширить здание своего посольства в Киргизии. Новый участок был отведен практически на территории старого аэродрома, который, по свидетельству специалистов, после небольшой реконструкции будет способен принимать любые военные и транспортные самолеты.
... На тихой улочке Бишкека гордо реет российский флаг. За забором, в уютном особняке, резиденция чрезвычайного и полномочного посла РФ Г.Рудова. Как говорит сам посол, он в Киргизии представляет всех: и президента, и правительство, и Россию в целом.

Посол, конечно, в курсе всех проблем его регулярно информируют. И он был возмущен действиями местных властей в отношении пограничников.

По этому поводу в киргизский МИД даже была направлена нота протеста.
Однако, по мнению Рудова, все это мелкие и частные факты, и они никак не влияют на российско-киргизские отношения. Поэтому, когда в Оше решалась судьба старшего лейтенанта Курсанова, никто из российских дипломатов там так и не появился.

Маленькие люди с маленькими проблемами не должны портить общего дружеского фона отношений великих держав так заканчивалась корреспонденция А.Чуй-кова в Известиях [111].
В августе 1999 г. в Бишкеке президент Киргизии А. Акаев и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение о государственной границе между обеими странами. А.Акаев высоко оценил этот документ, касающийся одного из самых деликатных вопросов киргизско-китайских отношений.

По словам министра иностранных дел Киргизии М.Иманалиева, соглашение решает назревшие правовые проблемы, касающиеся общей границы. Однако он не уточнил характер этих проблем. Вместе с тем министр сообщил, что работа по демаркации пограничной линии еще не завершена [112].

В печати были сообщения и о том, что Пекин уже предлагал Бишкеку помощь в охране границы [113]. Все это происходило в условиях, когда на территорию Киргизии вторгались банды террористов....
В целом помимо непосредственной границы с КНР у РФ есть и еще задачи охраны границы, в той или иной степени связанные с нашими взаимоотношениями с Китаем. В полном объеме встала задача создания полноценной оборудованной линии границы между РФ и Казахстаном.

На казахстано-китайской и киргизско-китайской границе к началу XXI века больше нет пограничников РФ; в 2000 г. было принято решение о выводе российских пограничников и из Таджикистана (там остались только российские военные базы). Приграничные и региональные отношения
Во второй половине 1990-х гг. продолжали развиваться приграничные и региональные связи между нашими странами. В частности, можно отметить, что в 1997 г. Еврейская автономная область передала гражданам КНР в сезонное пользование около 350 гектаров земель.

Согласно контрактам, половиной выращенного урожая вправе распоряжаться по своему усмотрению китайские арендаторы, а остальная принадлежит хозяевам земли. В областном управлении сельского хозяйства сообщили о переговорах с тремя крупными компаниями городов Тунцзяна и Хэгана о передаче китайским земледельцам в краткосрочную аренду на трипять лет 1012 тыс. гектаров земель [114].
Появилось сообщение о том, что заработал кабель, проложенный под землей между Харбином (административным центром провинции Хэйлунцзян) и Хабаровском. Длина кабеля около тысячи километров [115].

А 18 августа 1999 г. открылась международная контейнерная линия, которая связала японский порт Акита через российский приморский порт Посьет с портами в Северо-Восточном Китае [116].
В сентябре 1999 г. в китайском городе Суйфэньхэ состоялось торжественное открытие свободной приграничной торговой зоны для россиян. Теперь российские граждане имеют право без оформления каких-либо бумаг съездить в КНР, беспошлинно и без всяких ограничений привозить с собой любой товар на продажу.

Китайские власти разрешают на территории торговой зоны, в которую вошел фактически весь Суйфэньхэ, заниматься предпринимательской деятельностью, которой государство гарантирует свою защиту.
Подобных торговых отношений нет у России ни с кем. В соответствии с межправительственным договором таких зон должно быть на нашей общей границе три: в районе Читы, Благовещенска и около поселка Пограничный в Приморском крае, т.е. китайцы тоже должны были получить право на упрощенное пересечение границы и торговлю в этих зонах на российской территории.
Дело это, однако, сильно затянулось. И заместитель директора Федеральной пограничной службы генерал-полковник А.Еремин в конце 1999 г. не мог назвать срок выполнения этого даже предварительно: местные власти объясняют задержку перегруженностью пограничных переходов.
Абсолютно не заинтересованными в новой форме межгосударственного экономического сотрудничества оказались туристические фирмы. Это нововведение грозит им убытками. Только в Приморье в сфере организации поездок в КНР работают более 20 фирм.

На погранпереходе в поселке Пограничный границу ежедневно пересекают примерно 300 челноков, направляющихся в Суйфэньхэ. Каждый из них платит турфирмам около 2 тысяч рублей за оформление путевки.

Простая арифметика показывает, что потери турфирм на этом погранпереходе составят более полумиллиона рублей за каждый день.
Беспошлинный и безлимитный провоз товаров безусловно привлечет коммерсантов из России и Китая, а значит, образующиеся зоны свободной торговли перетянут на себя значительную часть российско-китайского серого товарооборота. Но это в перспективе. Сейчас же деньги на обустройство погранпереходов не перечисляются, и создание торговых зон с российской стороны откладывается на неопределенную перспективу.

Местные власти, в чей бюджет поступает плата за лицензии турфирм, явно не торопятся. Китаю же остается только недоумевать.

Активности китайским торговцам не занимать, так что задержка с открытием российских зон свободной торговли явно не станет препятствием для челноков из Поднебесной, писали газеты [117].
В апреле 1999 г. губернатор Хабаровского края В.И.Ишаев заявил на пресс-конференции, что краевые власти будут увеличивать участие иностранных рабочих в различных экономических проектах. По его словам, это в первую очередь касается сельского хозяйства и лесной промышленности. Китайские фермеры активно осваивают дальневосточные земли и выращивают урожай в 10 раз больше, чем российские крестьяне.

Граждане КНДР будут заниматься также ликвидацией последствий лесных пожаров 1998 г. в крае [118].
В июне 1999 г. во Владивостоке состоялось четвертое заседание инициативной рабочей группы Российский Дальний Восток Западное побережье США. В ее работе кроме специалистов России, США и КНР принимали участие в качестве наблюдателей представители Японии, Республики Корея и Монголии. Обсуждаемый проект предусматривает создание транспортного коридора между США и КНР через Приморье.

В 1997 г. эта идея была предложена губернатором края Е.Наздратенко и получила поддержку на федеральном уровне.
За прошедшее время в рамках подготовки проекта сокращены сроки прохождения грузов, упрощена процедура таможенного оформления. Окончательное создание транспортного коридора должно подтвердить межправительственное соглашение между РФ, США и КНР, подписание которого ожидалось в конце 1999 г. [119].
Первого июля 1999 г. прошел первый поезд по новой железнодорожной ветке, соединившей приморскую станцию Махалино и китайский город Хунчунь. Прокладка 40километровой ветки началась в обеих странах в 1993 г. Ее планировалось закончить в 1998 г., однако строительство задержалось. Новая магистраль открыла самый короткий путь из северо-восточных провинций КНР к российским портам на Тихом океане.

Возникла возможность для китайских предпринимателей и их партнеров по всему миру существенно экономить на транспортных расходах; в перспективе приморцы могут получить дополнительные рабочие места, загрузку портов и стабильные отчисления в бюджет [120].
Однако в целом такого рода связи развивались довольно медленно. Представляется, что на состоянии этих отношений сказывалась внутренняя обстановка в нашей стране, которую в КНР не считали подходящей для установления серьезных стабильных и крупномасштабных связей. В то же время китайская сторона, не проявляя желания вкладывать капиталы в развитие нашей экономики, предпочитала ставить, в частности, вопрос о совместном освоении неких зон на территории РФ.

Таким образом оказывалось, что в обозримом будущем не просматривалось перспектив значительного расширения сложившихся и существовавших, довольно ограниченных по своим масштабам, двусторонних связей приграничного и регионального характера.
Состояние приграничных связей можно еще более предметно представить себе, внимательно вчитываясь в высказывания руководителей соответствующих субъектов федерации. Тут было много проблем и нашего внутреннего, и двустороннего характера.
Весьма непростым был, в частности, вопрос о функционировании различных видов вооруженных сил и родов войск на приграничных с КНР территориях.
В середине 1997 г. губернатор Хабаровского края В.И.Ишаев отмечал, что нынче только на территории Хабаровского края насчитываются 12 отдельных формирований. Три округа: военный, пограничный и внутренних войск.

Во времена острого противостояния на российско-китайской границе в конце 60-х гг. и позже у нас в погранокруге при наличии войск, почти в три раза большем, чем нынче, был один генерал-майор. Должность его называлась начальник войск. Потом, если изобразить положение дел графически, то количество различных ЧП на заставах и на границе увеличивалось, и при этом со скоростью верхового таежного пожара росло количество генералов и прочих начальствующих чинов в ведомстве.

Сейчас округ возглавляет генерал-полковник, у него в подчинении семь (!) генерал-лейтенантов и генерал-майоров. И таких погранокругов на Дальнем Востоке теперь три!

При каждом свой генерал-полковник с выводком прочих генералов. ...
Дальневосточный военный округ дислоцируется на территории в 3 млн. кв. километров. Его людской потенциал в пять раз больше, чем у пограничников всех трех округов, не говоря уже о степени и уровне вооруженности. Там один штаб, один командующий генерал-полковник. ...Кстати, количество военнослужащих в военном округе сократилось по сравнению с прежними временами в шесть раз! А вся инфраструктура осталась прежней. (21 октября 1998 г. московское телевидение сообщило о ликвидации Забайкальского военного округа, который включается в Сибирский военный округ.

Это означало сокращение вооруженных сил РФ в районе границы с КНР. Ю.Г.)
Таким образом, судя по словам В.И.Ишаева, вполне очевидно, что на практике происходило сокращение вооруженных сил нашей страны в районах, прилегающих к российско-китайской границе. Этот процесс был вызван главным образом состоянием дел внутри нашей страны и появлением Российской Федерации вместо СССР. Одним словом, думается, что для выдвижения требований о сокращении наших вооруженных сил китайской стороной и для принятия такого требования нашими соответствующими властными структурами не было реальных оснований. Повторим, что такие требования вытекали из принципиального отношения китайской стороны к нам как к потенциальному военному противнику, которого в создавшейся ситуации можно заставить даже подписывать документы о сокращении наших вооруженных сил на территории, прилегающей к российско-китайской границе (вспомним, что по форме это было соглашение о сокращении вооруженных сил обеих сторон, но, по сути дела, сокращение, в силу исторически сложившейся ситуации, затрагивало, главным образом, нашу сторону).

В свою очередь, наши властные структуры, особенно МИД РФ, настаивали на том, что, только идя навстречу пожеланиям и предложениям такого рода с китайской стороны, мы можем обеспечивать благожелательное отношение к нам, нашему президенту, нашему Министерству иностранных дел с китайской стороны.
Губернатор Хабаровского края В.И.Ишаев продолжал: У нас очень серьезные претензии к пограничной и таможенной службам. Страна и ее восточные территории подвергаются бессовестному разграблению, к нам безнаказанно завозят контрабанду и наркотики.

Кто несет за это главную ответственность? Помпезно шумные операции типа Путина рассчитаны на людей несведущих: во время их изымается самая малость браконьерской рыбы и морепродуктов.

Остальное свыше 8085 процентов беспрепятственно уходит за границу.
Мнение В.И.Ишаева представляется серьезным и заслуживающим реакции на него во властных структурах в Москве. Ведь дело в том, что люди, находившиеся на местах, люди, имевшие непосредственно и на практике дело с действиями, с политикой китайской стороны, стремились оградить нашу страну от разграбления, от организованного ввоза к нам наркотиков.

При этом они обращали внимание на недостатки в деятельности пограничной и таможенной службы. В связи с этим возникал и вопрос о замене на посту руководителя
Федеральной пограничной службы А.И.Николаева Н.Н.Бордюжей. Известно, что генерал Николаев стремился и старался закрыть границу для нелегальной хозяйственной деятельности, обращал внимание на применение оружия против наших пограничников нарушителями границы со стороны КНР, занимал твердые позиции при переговорах с китайской стороной.

В то же время Н.Н.Бордюжа, как сообщали средства массовой информации, ориентировался на мнение тогдашнего министра иностранных дел Е.М.Примакова, а в этом мнении приоритетной была мысль о необходимости делать все, в том числе идя на ущемление наших интересов, чтобы удовлетворять желания китайских партнеров, а уж потом, по остаточному принципу вспоминать об интересах своей страны.
Далее губернатор Хабаровского края В.И.Ишаев говорил: Посмотрите, что продает на нескончаемых салонах за рубежом странная организация с названием Росвооружение. На самом деле они вооружают самыми современными видами оружия не Россию, а другие страны. Например, продают Китаю самые последние модели самолетов КБ Сухого, в то время как российская армия ни единого такого самолета приобрести не может.

Почему бы им не продавать накопившиеся у нас в огромном количестве истребители, штурмовики устаревших моделей, а нашу сокращенную армию оснащать меньшим количеством суперсамолетов новых поколений?
Государству нашему давно пора определить ту минимальную оборонную необходимость, которая бы на нынешнем этапе надежно обеспечивала его безопасность. А уж на решении этой задачи мы бы все сконцентрировали усилия [121].
Следовательно, с точки зрения одного из руководителей регионов, прилегающих к российско-китайской границе, важно было прежде всего исходить из интересов нашей страны при продаже нашего оружия в КНР, а не действовать так, как это делалось в 1990-х гг., когда новейшее вооружение продавалось или за бесценок, или в существенной части на основе бартера, т. е. в ущерб интересам нашей страны и нашего народа, когда наша сторона получала товары быстрого проедания и изнашивания; при этом не исключено, что конкретные люди, в руках которых была эта торговля, получали деньги в собственное распоряжение, в том числе и от китайских партнеров; при этом государственная власть в РФ не считала нужным занимать принципиальную позицию при подходе к вопросу о том, что именно и по каким ценам, на каких принципах продавать в КНР.
Радио Маяк 9 ноября 1998 г. сообщало, что из России в Китай вывозят тонны кедровых орехов. Таможня берет при этом всего 0,15% от их стоимости.

В КНР из них изготавливают ценное масло. В результате варварски уничтожается наш кедровник.

Ради прибыли, получаемой из КНР, наши граждане опустошают свои же леса. Думается, что и в данном случае имел место симбиоз личной наживы частников и представителей властей, от которых зависело решение вопроса о том, что именно и с взиманием таможенных пошлин в каком размере разрешается вывозить в КНР.
В 1999 г. печать сообщала, что кражи металла стали бедой всего Дальнего Востока. Корреспондент Известий Б. Резник писал, что в крупных дальневосточных городах, селах, рабочих поселках повсюду и в большом количестве открыты так называемые пункты приема цветных металлов.

Чаще всего они расположены прямо во дворах жилых домов, в старых сараях, гаражах.



Содержание раздела