d9e5a92d

Цыганов Ю. - Индонезия - новая проверка на прочность

Индонезийская экономика, как и в других странах, испытывает негативное влияние глобального финансового кризиса. Первой реакцией на кризис стала бОльшая защита банковских вкладов: в октябре правительство увеличило размер гарантированного банковского депозита до 2 млрд рупий (202800 долл. США).

Кроме того, были приняты шаги по поддержанию ликвидности и предотвращению сжатия кредита. Центробанк совершал интервенции на рынке для поддержки рупии.
Национальная валюта стоит первой в листе проблем, требующих быстрого решения. Индонезийская рупия упала почти до Rp11000 за доллар США, что связано с опасениями рыночных игроков в отношении текущего финансового кризиса. Давление на рупию создали инвесторы, которые с подозрением относясь к нынешней ситуации, стали активно скупать американские доллары.

5 ноября рупия торговалась в диапазоне Rp10900/10950 за один доллар, что на 100 пунктов ниже уровня предыдущего дня Rp10800/10900 за доллар.
Всего с начала года рупия похудела почти на 6%. Давление на валюту наблюдается почти во всех странах, и рупия ничем не отличается от других валют, которые также пошли вниз.
Но, как полагают эксперты, рост доллара не продлится долго, поскольку это просто механизм корректировки валютных курсов.
Данная ситуация создала сложности для центрального банка Индонезии, Bank Indonesia (BI), в выработке текущей политики. BI поднял ставку процента для того, чтобы противостоять падению рупии: в начале ноября до 9,5%.

Коммерческие банки в свою очередь также подняли ставки кредитования. Ставки финансирования по ипотечному кредитованию выросли до 14-17,5% в год.
Вероятно, и в следующем году BI будет сохранять эту ставку, чтобы поддерживать курс рупии. При этом покупательная способность в стране низка, что в сочетании с повышением ставки процента создает новые проблемы.

Тем не менее, BI продолжит вмешиваться в рыночную ситуацию с тем, чтобы поддержать рупию. Соответственно, курс индонезийской валюты останется на уровне Rp 10800/Rp10950 за доллар.
Только стабильный курс национальной валюты может дать правительству ту степень гибкости, которая позволит снизить ставки процента. Таким образом, стабилизация рупии является ключом к оздоровлению экономики.

Ставка процента: высока, да не очень

Перед страной серьезно стоит проблема инфляции. Инфляция более чем в два раза превышает целевой показатель, установленный центральным банком в районе 5%. В октябре она составила 12% в годовом измерении. Расхожие объяснения выводят этот рост из повышения цен на нефть и рис.

Однако действительная причина заключается в мягкой монетарной политике.
Несмотря на то, что Bank Indonesia поднимает ставку процента, что должно означать ужесточение монетарной политики, монетарная политика остается достаточно мягкой, и одним из показателей является рост денег в обращении. Он значительно ускорился в последние несколько месяцев, демонстрируя годовые темпы в 30%.
Ставка процента растет одновременно с быстрым ростом денежной массы. Это связано с тем, что спрос на деньги растет еще быстрее.

А он, в свою очередь, зависит от уровня цен. Цены на топливо и продовольствие настолько важны, что рост цен на них транслируется в значительное увеличение спроса на деньги.
Это напоминает ситуацию кризиса конца 90-х. Тогда ставки процента по сертификатам BI выросли с 10% до 70%. Наблюдатели жаловались на жесткую монетарную политику, которая вовсе таковой не была.

Наоборот, всего за девять месяцев денежная масса в обращении почти удвоилась.
Проблема для правительства, заключается в том, что, если оно решит фокусироваться на ставках процента (как это и происходит сегодня), невозможно ожидать, что условия ужесточатся только из-за роста ставки процента. Небольшого увеличения ставки в последние месяцы было недостаточно, чтобы привести монетарный рост к уровню, соответствующему нынешнему целевому уровню инфляции.

Несомненно BI понимает важность повышения ставок, но делает это неохотно по указанной выше причине.

Легальная база для антикризисных мер

В октябре было опубликовано правительственное постановление с указаниями для официальных лиц относительно борьбы с кризисом. Это легальная база для антикризисных мер и ответ на критику экономистов, которые указывали, что чиновники не хотят предпринимать решительных шагов по борьбе с финансовым кризисом, опасаясь судебного преследования из-за неясной системы правил.

Действительно, за прошедшее десятилетие немалое количество сотрудников центрального банка подверглось допросам в генпрокуратуре об их действиях во время кризиса 1997-1998 гг.
Так, бывший управляющий центрального банка Индонезии Бурха-нуддин Абдалла нынче находится под судом в связи со скандалом вокруг некоего фонда, который был связан с Bank Indonesia и использовался для оплаты легального представительства официальных лиц центрального банка, занимавшихся выплатами на поддержание ликвидности банков во время азиатского кризиса. Хотя Абдалла отрицает какие-либо нарушения, это один из примеров, когда официальное лицо расплачивается за отсутствие четких норм и законов.
Другой причиной того, что правительство не стремится идти на крутые меры по борьбе с кризисом, является нежелание настраивать против себя избирателей накануне парламентских и президентских выборов, которые должны состояться в Индонезии в 2009 году.


За два дня в середине октября акции на фондовом рынке Индонезии упали на 3,76%, что соответствует поведению других региональных рынков, пошедших вниз из-за опасений широкого распространения рецессии. В целом же, компании, прошедшие листинг на фондовой бирже, потеряли почти 60% своей капитализации, что отразилось в коллапсе композитного индекса акций.

Назад в будущее

Оценивая перспективы Индонезии в борьбе с нынешним кризисом, следует обратить внимание на опыт экономического возрождения после азиатского кризиса 1997-1998 гг. В 1998 году экономика сократилась на 14%.

Кризис отправил миллионы в нищету, а по стране прокатилась волна насилия.
Индонезия сумела восстановить экономический рост и пытается решить основные социальные конфликты. Были проведены политические реформы: в 1999 г. и 2004 г. состоялись выборы в парламент, которые были признаны международными наблюдателями.

В 2004 г. Индонезия впервые избрала президента прямым голосованием. Значительные полномочия были переданы местным правительствам.

Начиная с 2005 г., состоялось более 350 выборов в местные органы управления.
Демократические процессы способствовали мирному разрешению застарелых конфликтов. В 2005 г. правительство подписало историческое мирное соглашение с сепаратистами Аче, прекратив тридцатилетнее насильственное противостояние.

На другом краю архипелага, в Папуа, прямые губернаторские выборы и увеличение расходов на социальные нужды подорвали базу местного сепаратизма.
В Индонезии постепенно укореняется гражданское общество. Пресса обеспечивает контроль за деятельностью правительства, сообщая о нарушениях со стороны официальных лиц.

Организации по борьбе с коррупцией и защите прав человека расследуют и придают гласности случаи злоупотреблений со стороны правительственных чиновников.
Индонезия, крупнейшее сообщество мусульман в мире, пытается опровергнуть распространенное мнение, что ислам и демократия несовместимы. Демократия действительно открыла политическое пространство для исламских фундаменталистов, но подавляющее большинство индонезийцев придерживается умеренной интерпретации ислама.

Так, предложение ввести в Конституцию норму о том, что все мусульмане должны соблюдать законы шариата, было однозначно отвергнуто.
Страна выплатила с опережением графика 43 млрд долл., заимствованные у МВФ в период азиатского кризиса. Валютные резервы, почти полностью исчерпанные в 1998 г., выросли до 60 млрд долл. В 2007 г. экономика выросла на 6,4%.

Индонезия стала самодостаточной в обеспечении себя рисом.
Однако перед страной стоит множество проблем, в первую очередь проблема бедности. 17% населения страны живет в бедности, а более 40% живут на менее чем 2 доллара в день.

Цены на продовольствие и топливо бьют по самым уязвимым группам индонезийцев. Одна из самых насущных задач это создание рабочих мест для миллионов, пополняющих ежегодно рынок рабочей силы.
Инфраструктура находится в плачевном состоянии, поскольку последние годы мало, что делалось для поддержания ее в надлежащем состоянии. Требуется значительная модернизация для обеспечения потребностей экономического роста.

Несмотря на активную антикоррупционную кампанию, начатую президентом Йодхойоно, Индонезия остается одной из наиболее коррумпированных стран мира, заняв в 2007 г. 143-е место в индексе коррупции, подготовленном Transparency International.
Критически важным для будущего Индонезии является расширение доступа к социальным службам и повышение их качества. Азиатский кризис уничтожил многие достижения страны в области гуманитарного развития.

Выросли уровни младенческой и материнской смертности, а уровни грамотности и доступа к чистой воде упали. Социальная стабильность окажется под угрозой, если правительство не сможет обеспечить базовые потребности в здравоохранении и образовании своих многочисленных граждан.
В целом перспективы дальнейшего экономического развития Индонезии достаточно благоприятные. Однако восстановление после второго за десять лет финансового кризиса может занять не один год. По прогнозу Economist Intelligent Unit, Индонезия сможет восстановить экономический рост на уровне 4,55,5% не ранее, чем через три, а то и пять лет. д



Содержание раздела