d9e5a92d

ШАПРАМ В. - Индия -наперегонки с развивающимися рынками



Как и везде в Азии, финансовый год в Индии заканчивается в марте, поэтому начало ноября - это как раз время для анализа достигнутых результатов.
Последний месяц осени -время оглашения официальных изменений в планах и индикаторах развития До конца текущего финансового Гош. В зіш раз Резервный банк Индии (РВИ) не заставил себя долго шить, сделав ревизию монетарной политики на 2006-2007 финансовый год 31 октябри.
Как оказалось, первое полугодие 2006-2007 финансового года Индия закончила с темпом роста ВВП на уровне 8.9% - это довольно значительный показатель. Тем Не менее, РВИ предостерегает от благоприятных прогнозов на вторую половину финансового года.

Из-за длительного сезона дождей Министерство сельского хозяйства было вынуждено сократить прогноз урожая приблизительно на 10%.

Год под знаком ВВП

Рост был достигнут в основном за счет активизации промышленного сектора. Индекс промышленного производства в Индии за первое полугодие 2006 г. вырос на 10.7%.

Основой для роста промышленного сектора стали компании, работающие в сфере обслуживания и производства потребительских товаров. Впервые за несколько лет
зе ІЁ?
добывающая промышленность и производители электроэнергии отошли на задний план, рост в этих секторах не превысил 3 1%.
Особо РБИ отмечает колоссальный рот производства средств производства. За первое полугодие 2006-2007 финансового года индекс промышленного производства в этом сегменте увеличился на 18%.

Еще более шокирует рост продаж в частном секторе - на 25%, причем совокупная чистая прибыль частных компаний выросла на 34%.
При таких показателях РБИ рапортовал об инфляции в размере всего 5-3% годовых. Темпы экономического роста при низкой инфляции поддерживались грамотной монетарной политикой центробанка.

На протяжении нескольких последних лет официальный курс колебался на уровне 44-50 индийских рупий за американский доллар. Учетная ставка поддерживается на уровне чуть выше официального показателя инфляции - 6%.
Примерно такой же уровень доходности обеспечивается по казначейским обязательствам на вторичном рынке. По 10-летним обязательствам правительства обеспечивалась доходность в 8-9%. Мониторинг монетарной политики РБИ и официальных индикаторов показывает, что индийскому центробанку удалось добиться главного для финансового рынка - стабильности.

И хотя внутри страны до сих пор действуют черные рынки валюты и драгоценных металлов, РБИ справится и с этим явлением, осуществляя постепенное дерегулирование.

Молодая экономика

Несмотря на тысячелетнюю историю Индии, ее экономику можно назвать молодой. По состоянию на июль 2006 года, население Индии составляло почти 1.1 млрд, человек, из них 31% - До 15 лет.

Средний возраст - примерно 25 лет, а старше 65 лет - всего 5% населения.
Однако у этой молодой экономики есть одна негативная черта: примерно 3/5 населения страны заняты в аграрном секторе. И чтобы активизировать промышленный рост в стране, индийское правительство пошло на приватизацию своих промышленных активов в отраслях телекоммуникаций, гражданской авиации и черной металлургии,
Приватизация не везде прошла гладко, этот процесс встречал сильное сопротивление со стороны населения и профсоюзов, которые уже привыкли к высокой социальной ответственности со стороны государства.
Официально приватизация в Индии приостанавливалась дважды. Первый раз в августе 2005 года, когда Лакшми Миттал за $4-8 млрд, выкупил в Украине Криво-рожсгаль.

Тогда правительство Индии засомневалось в том, что избрало правильный путь приватизации, и впервые встал вопрос о проведении открытых конкурсов для стратегических инвесторов. Второй раз дело приостановилось под давлением забастовок, которые были связаны с приватизацией металлургических активов.
Часіная собственность в Индии существует испокон веков, но времена строительства социализма не прошли даром для страны. На госпредприятиях рабочие себя чувствуют довольно обеспеченными: проживают в государственных квартирах, получают социальный пакет, им оплачиваются коммунальные услуги и даже транспортные расходы, чтобы добраться до места работы.
Приход частного инвестора на предприятие в Индии почти всегда означает ротацию кадров и усиленное использование труда неквалифицированных сельхоэрабо-чих, которые сезонно не всегда заняты,
Занятость - нс парок
На крупных частных промышленных предприятиях биржа труда в прямом смысле слова находится под забором, где не в сезон урожая можно всегда найти людей, готовых работать за 20-30 рупий в день ($0.45-$0.б5). Бороться с этим сезонным явлением, которое фактически блокировало приватизацию и привело к смене правительства в стране в 2005 году, практически невозможно. Считается, что трудовые ресурсы в Индии составляют примерно 0.5 млрд человек, из них 60% заняты в сельском хозяйстве, на которое приходится примерно 18.6% ВВП.

В промышленности заняты только 17% населения, и они производят 27.6% ВВП, в сфере услуг - 23% населения, но на них приходится 53.8% ВВП.
С годами проблема высокой чис ленности сельскохозяйственного населения будет только усугубляться, ведь треть жителей страны находится еще в нетрудоспособном Возрасте, а само Население продолжает расти примерно на 1.4% в год. Следующие 5 лет приведут к росту трудовых ресурсов до 0.55-0.6 млрд человек, и всех их нужно не просто занять в сельском хозяйстве, где занятость весьма условная, а перевести в промышленный сектор.



Уже сейчас уровень безработицы в Индии достигает 8.9%.
Правительство Индии, на наш взгляд пытается решить эту задачу самостоятельно, однако влияние государства на экономику как равноправного участника рынка уже ослаблено. Так, в 2006 г. доходы государственного бюджета Индии составляли $111.2 млрд, а расходы - $135.8 млрд Бюджетный дефицит на уровне 18% продолжает обременять экономику огромным государственным долгом, который уже сейчас составляет примерно 53% официального ВВП.

Кроме того, сама система ГосдоЛГа в стране крайне запутана из-за многочисленных займов штатов.
Несмотря на высокий уровень государственных расходов, примерно пятая часть населения страны живет за чертой бедности. В стране всего 70 млн. мобильных телефонов, 50 млн. фиксированных линий связи, только 60 млн. человек пользуется Интернетом.

Эти цифры телекоммуникационной отрасли показывают, что населению страны еще только предстоит перешагнуть индустриальный барьер.

Уничтожение инфляции

Судя по цифрам РБИ, за последнее полугодие правительству удалось сдвинуть экономику страны с мерт-вой точки, 3 то же время и госу дарственных финансах Индии и в валютной политике остаются серьезные проблемы, иг решения которых будет зависеть стабильность финансового рынка страны.
Дисбаланс наблюдается не только в государственных финансах Индии, но и во внешнеэкономической деятельности страны. Проблема в том, что страна уже несколько лет имеет отрицательный торговый баланс.

Кстати, На США, основного потребителя индийских товаров, приходится 16.7% экспорта, в основном это текстиль и изделия из кожи. Партнером номер один по импорту всегда был Китай, откуда завозили удобрения.
Считается, что трудовые ресурсы в Индии составляют примерно 0.5 млрд, человек, из ник 60% заняты в сельском хозяйстве, на которое приходится примерно 18.6% ВВП.
В 2002 году за $1 Давали 48 рупий, В 2003 - 46 58. в 2004 - 45.3!. В 2005 - 44.10. По со стоянию на 5 декабря 2006 г., официальный курс составлял 44.69 рупии за доллар США.

Разобраться, зачем РВИ ревальвировал рупию к доллару при катастрофическом дефиците торгового баланса, довольно не просто. Причины как минимум две.
Во-первых, ревальвация национальной валюты к основным СКВ на развивающихся рынках - это очень эффективный инструмент таргетирования инфляции. В условиях большого дефицита госбюджета и явно нездоровых государственных финансов инфляция в стране очень вероятна.
Во-вторых, одной из задач государства остается привлечение в страну иностранных инвесторов, которые всегда позитивно реагируют на ревальвацию, поскольку она увеличивает их доходность. Резервы РБИ на уровне $136 млрд, позволили банку легко снизить курс и уже второй год удерживать его на отметке 45 рупий за доллар.

Такая консервация курса выглядит как гарантия иностранным инвесторам и одновременно способствует росту деловой активности В стране.
Тем не менее, торговый баланс за первое полугодие финансового года так и не выровнялся. Дефицит составил $18.5 млрд.

Однако ревальвация начала уже действовать на финансовые потоки. За первое полугодие 2006 г. чистый денежный поток в страну составил $11.9 млрд Правда, часть этих денег включала суммы, полученные государством от внешних займов ($5.2 млрд.).

И все же прямые иностранные инвестиции за первое полугодие составили $1.7 млрд., остальное приходилось на займы, организованные и выпушенные индийскими компаниями за рубежом.
В результате ситуация оказалась довольно рисковой: реальный приток иностранных инвестиций был слишком мал, чтобы перекрыть отрицательный торговый баланс. Валютный рынок страны подпитывался внешними займами частного сектора и правительства.

Дефицит платежного баланса устранялся за счет резервов РБИ, которых, впрочем, при таком дефиците, как в минувшем году, должно было бы хватить на 10 лет.
Межбанковский валютный рынок страны на такие диспропорции реагировал довольно остро. В июле на межбанковском рынке курс упал до отметки 46.95 рупии за $1, но к октябрю постепенно стабилизировался и опять вплотную приблизился к официальной отметке, установленной РБИ.

В итоге все игры вокруг валютного курса сводились к его удержанию, в основном ради снижения реальных инфляционных ожиданий населения.

Будущее в системе

На второе полугодие 2006-2007 финансового года РБИ заготовил ряд мероприятий, которые должны ослабить госуда+кггвенное давление на валютный рынок и одновремен-





но оптимизировать систему управления. Предполагается возобновить работу консультационного совета, состоящего не только из представителей центрального банка, но и основных финансовых регуляторов Индии.

Так, РВИ пригласил к сотрудничеству Комиссию по рынку ценных бумаг. В данном шаге РБЙ просматривается желание разделить ответственность с регулятором, подконтрольным непосредственно правительству.

Предполагается, что совместный комитет будет собираться не реже одного раза в квартал и пересматривать валютную политику.
Кстати, пока РВИ делил ответственность, Gearing Corporation of India Ud. запустила долгожданный проект - NDS-CALL. Данный проект представляет собой единую систему автоматизированных котировок с возможностью ведения котировок для всех участников денежного и валютного рынков.

Считается, что NDS-CALL упростит взаимоотношения между дилерами На валютном рынке.
Также в РВИ поставили целью совместно с регулятором рынка ценных бумаг способствовать более эффективному управлению гос-долгом, давая правительству рекомендации относительно того, когда выгоднее всего выпускать займы. Но самым сильным шагом индийского центробанка станет либерализация валютного рынка. По задумкам РВИ, каждому резиденту будет разрешено вывозить в качестве инвестиций на зарубежные рынки капиталов не более $50 тыс. в год.

Сумма поднята практически в два раза в сравнении с тем, что действует сейчас. Будет увеличен и минимальный размер суммы, которую гражданин Индии может вывезти с собой за рубеж в частную поездку - до $10 тыс, в год.

Зеркальные банки

Основные тенденции, охватившие финансы Индии за последние 6 лет, можно найти в статистике по банковской системе этой страны. Например, можно отметить резкое улучшение качества банковских ак-тивое (табл.

1).
Несколько удручающе выглядит роль иностранных банков в бан ковской системе страны с населением более 1 млрд человек. Индия до сих пор имеет ограничения на работу иностранных банков и их филиалов.

Радует то, что постепенно растут активы частных индийских банков и их удельный вес, однако он все еще в 3-3 5 раза меньше активов госбанков, которые де-факто подавляют конкуренцию на этом рынке. РБИ контролирует почти 72% активов. Не дожидаясь реформ и окончания приватизации, РБИ уже в марте-2007 г. решил приступить к переходу на Базель-2.

По плану переход должен будет завершиться в 2009 г. Вероятнее всего, инвесторы получат индийские госбанки, уже работающими по стандартам Базелн-2. Пока же временная кон сервация банковского сектора страны от иностранного присутст Вия не слишком оооі веіегвуег желанию правительства видеть н стране как можно больше иностранных инвестиций.
Таким образом, судьба индийской рупии остается под вопросом, В погоне За социальным благополучием у правительства стра ны нет иного выбора, как пожертвовать платежным балансом и бюджетным дефицитом, чтобы инициировать экономический рост, который будет способствовать урбанизации населения страны. Вое, что есть у Индии, - это огромные трудовые ресурсы, которые должны получить работу.

Монетарная политика, ныне проводимая РБИ, выглядит довольно рисковой и не рассчитана на кризис образца 1998 года.
Фактически страна подпитывает платежный баланс внешними займами как государственного, так и корпоративного секторов. Банковская система страны находится в хорошем состоянии, но, чтобы она стала инициатором роста, ей явно не хватает иностранных инвестиций.



Содержание раздела