d9e5a92d

ШАВУОТ

Шавуот мы празднуем в честь великого события: Синайского откровения. В этот день сыны Израиля получили от Всевышнего Тору и Десять заповедей морально-этическую основу всей западной цивилизации. Тору нельзя было вручить иначе, как в громах и молниях, в огне и пламени, когда вострепетал весь народ.

Мы не знаем, что в точности происходило на Синайской горе, но само это уникальное духовное переживание оказало неизгладимое воздействие на характер и судьбу еврейского народа.
В сидуре Шавуот называется зман матан торатейну временем дарования Торы нашей. На вопрос, почему его не называют временем принятия Торы нашей, мудрецы отвечают, что лишь дарование Торы можно отмечать как знаменательный момент, тогда как принятие Торы вечный процесс, не ограниченный ни временем, ни пространством.
Праздник Шавуот выражает глубокую идею о том, что физическое освобождение от рабства и даже завоевание политической свободы не имеют особого значения до тех пор, пока не достигнута свобода духовная, основанная на признании единственной власти власти Всевышнего и Его заветов.
Название Шавуот, которое дано этому празднику в Торе, означает, как уже упоминалось выше, недели и обусловлено тем, что его отмечают после отсчета семи недель, начиная со второго дня Песаха. В Талмуде употребляется еще название Ацерет (завершающий праздник), которое показывает, что мудрецы считали день дарования нам Торы неразрывно связанным с днем нашего освобождения из рабства.
Шавуот, как и другие наши праздники, тесно связан со Страной Израиля. Это подчеркивается двумя другими его названиями: Хаг акацир праздник жатвы и Йом аби-курим день первых плодов, ибо он совпадает с началом жатвы пшеницы и сбором плодов, которые приносили в Храм в качестве благодарственной жертвы.
В Шавуот принято есть молочные блюда. Существует несколько объяснений этому древнему обычаю. Некоторые считают его символом страны, текущей молоком и медом.

Другие отмечают, что до дарования Торы евреи не знали никаких запретов на продукты питания и после Синайского откровения были вынуждены ограничиться молочной трапезой, так как вся остальная приготовленная еда оказалась иекашерной. Кроме того, стихи Торы, в которых сказано о принесении в жертву плодов первого урожая, завершаются заповедью Не вари козленка в молоке матери его (Шмот,23:19,34:26).



Содержание раздела