d9e5a92d

Увеличение размера уставного капитала

Увеличение размера уставного капитала банков будет осуществляться разными путями, главными из которых являются следующие:

  • реинвестирование нераспределенной прибыли;
  • выпуск новых акций;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • реорганизация банков в форме слияния или присоединения;
  • деятельность в качестве специализированного банка с ограниченными функциями, но с обязательным постепенным наращиванием уставного капитала.

Рассмотрим возможность использования этих вариантов роста капитализации в киргизских банках.
Первый путь капитализации имеет ряд проблем, связанных с динамикой прибыльности самих банков, с работой реального сектора экономики (возвратность кредита), с ограниченными финансовыми возможностями действующих акционеров.
Второй путь непосредственно связан с издержками размещения нового выпуска акций. Если у действующих акционеров собственных ресурсов недостаточно для увеличения уставного капитала банков, то придется привлечь новых акционеров. В этом случае произойдет разводнение числа акционеров, уменьшение дивидендов на одну акцию и снижение ее рыночной цены. Банк может привлечь дополнительный капитал не на всю эмиссию, а за минусом издержек по размещению акций.

В условиях переходного этапа этот вид капитализации, видимо, тоже будет затрудненным, поскольку выплата дивидендов в банках незначительна, что является препятствием для привлечения новых акционеров. Поэтому многие банки прибегают к реинвестированию дивидендов в обмен на новые акции.

Практика капитализации банков путем слияния должна быть нацелена на синергетический эффект, то есть должна быть выгодна для обоих партнеров. Главным мотивом слияния является рост капитализированной стоимости, в результате которого достигается экономия операционных издержек, финансовая экономия, повышение эффективности управления и увеличение рыночной мощи банков.



Но как показывают результаты роста капитала банков республики, интеграционные устремления банков пока не нашли практической реализации (на данный момент не зарегистрировано ни одного факта слияния банков). В большинстве случаев это связано с разнохарактерными устремлениями отдельных банков и промышленно-банковских групп, движимых частными интересами.
Капитализация банков за счет привлечения прямых иностранных инвестиций тоже проблематична. Величина капитала киргизских коммерческих банков настолько мала, что не является притягательной для иностранного инвестора.

Значительное влияние на этот процесс оказывает также несовершенность законодательной базы, защищающей интересы инвесторов, а главное малая мощность самой экономики и недостаток внутренних инвестиций.
В этих условиях можно было бы привлечь капитал международных финансовых институтов (например, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития), оказывающих экономическую помощь республике путем предоставления субординированного кредита как дополнительной формы капитала.
В 2000 г. норматив по увеличению минимального размера уставного капитала до 50 млн сомов выполнили 15 банков из 22, а в 2001 г. 7 банков довели минимальный размер уставного капитала до 100 млн сомов. Банки, не выполнившие требования НБ КР по увеличению уставного капитала, автоматически перешли в разряд специализированных.
Увеличение размера уставного капитала дает банкам ряд преимуществ:

  • акционеры, вложившие большие деньги и не желающие их потерять, будут нанимать компетентных менеджеров банка, которые примут менее рискованные управленческие решения при кредитовании и работе с ценными бумагами;
  • появятся возможности увеличения объема кредитования. Таким образом, экономика получит крупные суммы, необходимые для развития и расширения, появится возможность технического перевооружения предприятий и выпуска конкурентоспособной и разнообразной продукции и оказания услуг;
  • банки с большей капитализацией смогут напрямую работать с крупными иностранными банками по финансированию торговых операций и получению синдицированных кредитов от группы зарубежных банков;
  • большая капитализация банков создает условия для снижения процентных ставок по депозитам и кредитам, поскольку она обеспечивает страхование вкладов граждан и юридических лиц;
  • увеличивается доверие вкладчиков.

Как и большинство стран с переходной экономикой, Киргизстан остановил свой выбор на создании универсальных банков, которым разрешено оказывать полный спектр банковских услуг и владеть дочерними промышленными фирмами. Создание системы универсальных банков привлекательно тем, что тесные связи между банками и заемщиками улучшают информированность, усиливают конкуренцию между финансовыми институтами. Но создание универсальных банков в условиях переходной экономики является проблематичным и должно осуществляться, на наш взгляд, постепенно по мере реформирования производительного сектора экономики, удовлетворяя его потребности и укрепляя свою капитальную базу.

Даже в развитых странах модель универсального банка имеет больше ограничений, чем та, которая сейчас предлагается для трансформирующихся экономик. В странах большой десятки существует строгая регламентация связей между банками и коммерческими фирмами.

Только в Германии банки с помощью своих пакетов акций осуществляют, как владельцы, значительный контроль над промышленными фирмами, но даже здесь существуют ограничения. В других странах большой десятки, где существуют банковско-коммерческие связи, банки обычно владеют коммерческими предприятиями через холдинг-компании с гарантиями независимости принятия решений по банковским кредитам.
В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой банки предоставляют ограниченный перечень банковских услуг из-за недостаточности капитальной базы, хотя имеют лицензии на проведение универсальных банковских операций. Многие банки все еще чрезвычайно специализированы в плане оказываемых ими услуг и обслуживаемых клиентов.

Конкуренция за мобилизацию личных вкладов, выдачу ссуд под недвижимость и другие виды займов для населения весьма слаба, в то же время существует проблема недостаточности мобилизации кредитных ресурсов или их избытка для ссудирования производительного сектора. В этих условиях, на наш взгляд, на первых порах следует развивать специализированные финансовые институты.

Однако специализация не должна означать концентрацию оказания услуг только в одной отрасли или регионе, или по срокам погашения ссуд, или на определенном перечне услуг. Необходимо разделение банковского дела и небанковских финансовых услуг. Исторически даже в крупных промышленных странах среди финансовых посредников существует определенная специализация.

В дополнение к коммерческим банкам в большинстве развитых стран созданы специализированные учреждения в сфере срочного кредитования и страхования, а также учреждения, осуществляющие операции на фондовых биржах, хотя в последнее время наблюдается тенденция к снижению специализации. Конкуренция и инновации сделали финансовые услуги более взаимозаменяемыми, в особенности на рынках государственных ценных бумаг.
Многообразие финансовых услуг и клиентов в странах с переходной экономикой усилило бы конкуренцию и снизило бы подверженность банков специфическому риску. Но для этого необходим высокий уровень капитализации банков. Конечно, банки при кредитовании не должны быть связаны узкими рамками специализации по отраслям экономики, региону или срокам погашения ссуды.

Этому могло бы способствовать продуманное поглощение существующих банков, продажа филиалов или обмен активами. Однако предоставление банкам возможности осуществлять очень широкий спектр финансовых услуг может привести к возникновению проблем в формирующейся финансовой системе.

Поэтому до того времени, пока не будут созданы экономические условия (прежде всего достаточный уровень капитализации банков), на наш взгляд, необходимо создание наряду с универсальными банками, способными оказать весь спектр финансовых услуг, традиционных специализированных коммерческих банков. В дополнение к банкам должны существовать и другие финансовые учреждения, обеспечивающие финансовую продукцию, которые одновременно дополняют и конкурируют с продукцией, предлагаемой банками.
Наряду с банками одним из развивающихся сегментов финансового рынка является небанковский сектор, куда входят страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи, ломбарды, обменные бюро, государственный и частный пенсионные фонды, специализированные кредитные учреждения, кредитные союзы и другие финансово-кредитные учреждения.
Среди вышеназванных парабанковских институтов республики наиболее широкое распространение получили кредитные учреждения, занимающиеся микрокредитованием фермерских и крестьянских хозяйств, а также предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью в городах и поселках городского типа. Микрокредитные программы в настоящее время работают во всех областях республики, охватывают 29 районов, 77 сельских общин и более 90 отдаленных сел.

За последние два года программой сформировано 938 групп взаимопомощи, включающих 7000 прямых участников и охватывающих 32 тыс. бенефициариев.
Наиболее успешно развивающимися микрокредитными учреждениями являются кредитные союзы. По состоянию на май 2001 г. в республике создано около 240 кредитных союзов, объединяющих 13,5 тыс. человек.

Суммарный капитал их с 1998 г. по январь 2001 г. увеличился с 1,4 млн сомов до почти 49 млн сомов, то есть более чем в 34 раза.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ СОЮЗОВ С 1997 ПО 2001 г.

Дата Кол-во
участников
Сумма капитала,
тыс. сомов
Кредитный портфель,
тыс. сомов
01.10.97 51 352,8 -
01.01.98 299 1430,6 656,3
01.01.99 2849 8509,0 4818,0
01.01.00 7350 29403,5 48120,5
01.01.01 10951 48914,5 90385,7

Ресурсы кредитных союзов формируются за счет мобилизации личных сбережений сельского населения, а также за счет кредитных ресурсов, предоставляемых финансовой компанией по поддержке и развитию кредитных союзов. Так, объем ресурсов, предоставленных этой компанией кредитным союзам, составил: на 1 января 2000 г. 17,9 млн сомов, на 1 января 2001 г. 34 млн сомов, на 1 мая 2001 г. 58,7 млн сомов.
Эти микрокредитные институты отличаются социальной мобилизацией, направленной на преодоление бедности и поддержку малого бизнеса. По данным Всемирного банка, в мире существуют более семи тысяч микрофинансовых учреждений. Более 16 млн человек ежегодно получают микрокредиты общей стоимостью до 7 млрд долл.

Средняя возвратность составляет 97%. И с каждым годом мировой рынок микрофинансирования растет на 30%. Среди стран СНГ Киргизстан лидирует по развитию системы микрофинансирования. По данным обследования, проведенного Национальным статистическим комитетом республики, только в 2000 г. восемью основными микрокредитными организациями, включая Киргизскую сельскохозяйственную корпорацию и систему кредитных союзов, было выдано кредитов на 1,2 млрд сомов. Этот объем составил около 55% от всех кредитов, выданных коммерческими банками. Если же сравнить с кредитами, выданными в национальной валюте, то микрокредитные организации в 1,7 раза повысили объем кредитования банков в национальной валюте.

Возвратность кредита у этих организаций превышает 90%. Микрофинансирование практикуется там, где банковский сектор не может обслуживать основную часть населения, живущего и работающего в сельской местности, а также городское население, занимающееся мелким бизнесом. В заключение можно сказать, что проблема капитализации финансовобанковской системы Киргизии приобретает особую актуальность и нуждается в совершенствовании, также как и в других странах СНГ.

<

p style="page-break-before: always;"> * Д.Ч. Бектенова в 1976 г. закончила аспирантуру Финансовой академии по кафедре Финансы предприятий отраслей народного хозяйства.

Прим. ред.
** Cho Yoon-Che Khatkhate D. Lessons of Financial Liberalization in Asia. World Bank.

1989.
*** Diaz-Alejandro Carlos. Goodbye Financial Repression, Hello Financial Crach // Journal of Development Economics.

1985.
* В настоящее время 1 российский рубль равен 1,46 сома.
* Государственная акционерная компания по закупке нефти и газа.
* Годовой отчет НБ КР за 2000 г.
** Абдулдабеков Р., Лайлиев Н. Перспективы развития коммерческих банков // Банковский вестник КР. 1998. 6.
*** Джонсон Л. Будущее киргизской банковской системы // Банковский вестник КР. 1999. 1.



Содержание раздела