d9e5a92d

Роль западноевропейских союзников

В ноябре декабре 1981 года на территории Египта, Судана, Сомали и Омана прошли крупные военные маневры под кодовым названием Брайт стар Яркая звезда. В Египте в них участвовали 4 тысячи американских солдат и офицеров из сил быстрого развертывания, а также египетские части, американская тактическая и стратегическая авиация, египетские самолеты. Несколько меньшие подразделения американских войск провели ма-певры в Судане, Омане, Сомали.

Их целью была не только военно-техническая сторона дела, но и, согласно заявлению Вашингтона, внушительная демонстрация американской воздушной мощи, поддержка союзников и готовность защитить их, естественно, от советской экспансии.
После убийства Садата, как и после падения шаха, оглядываясь кругом, в Вашингтоне вновь обращались к Израилю как к самому надежному, хотя и строптивому, союзнику и подручному. 22 ноября 1981 года, выступая по телевидению, шеф Пентагона К. Уайнбергер заявил, что США будут наращивать свои военные силы в регионе в рамках стратегического союза с Израилем.

США были намерены использовать его территорию и его вооруженные силы в своих военно-стратегических целях, в том числе для защиты (читай: захвата) нефтяных месторождений Персидского залива. Шагом к формальному американо-израильскому военному альянсу стал меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества, заключенный 30 ноября 1981 года.

И Кэмп-Дэвид и меморандум открыли Израилю дорогу к вторжению в Ливан летом 1982 года.
Выведенные в апреле 1982 года с Синая израильские оккупационные войска заменили так называемые много-национальные силы. Главный их костяк составила отборная американская часть из состава 82-й воздушно-десантной дивизии, включенной в силы быстрого развертывания. Вашингтон получил стратегически важный плацдарм на стыке Азии и Африки на подступах к Аравийскому полуострову, недалеко от Суэцкого канала.

Участие в многонациональных силах подразделений из Италии, Франции, Англии, Голландии означало прямую поддержку Соединенных Штатов со стороны ряда членов НАТО.) Не оказался ли осуществленным давний план Вашингтона о расширении географической зоны действия НАТО и подключении западноевропейских союзников в качестве пристяжных к американской политике в Юго-Западной Азии? Роль западноевропейских союзников
Уже стало банальным повторение мысли о важности поставок нефти из бассейна Персидского залива для нормального функционирования всей западноевропейской экономики. Лишь Великобритания и Норвегия благодаря добыче жидкого топлива из шельфа Северного моря смогли избавиться от полной зависимости от ввоза этого сырья. Однако в остальных странах Западной Европы, в том числе ФРГ, Франции, Италии, зависимость от импорта арабской нефти сохраняется.

Несмотря на все усилия по экономии горючего, несмотря на поставленные общенациональные задачи перестроить всю структуру экономики с учетом двадцатикратного подорожания жидкого топлива за последнее десятилетие, потребление нефти в ближайшие годы в Западной Европе не уменьшится, хотя ее доля в энергобалансе упадет. Западная Европа будет вынуждена ввозить, по крайней мере, такое же количество нефти, как и сейчас, то есть около 450 миллионов тонн в год.

Это означает, что роль нефтяного фактора в определении внешней политики западноевропейских стран останется весьма существенной.
Но само отношение к нефтяным проблемам капиталистического мира в западноевропейских столицах и в Вашингтоне разное хотя бы потому, что зависимость от внешних источников энергии у Соединенных Штатов и их западноевропейских союзников различная.
Превратившись в один из самых крупных по экономическому потенциалу центров современного империализма, западноевропейская десятка не избавилась от своей зависимости от импорта ряда существенно важных видов сырья для своей экономики, прежде всего энергетического. До сих пор зависимость Соединенных Штатов от импорта нефти из бассейна Персидского залива остается на уровне 1516 процентов.

В то же время в Западной Европе эта зависимость равна 67 процентам.
Что касается энергетики ближайших десятилетий, позиции Западной Европы опять-таки оказываются слабее, чем позиции Соединенных Штатов. Запасы угля, битуминозных песков или нефтеносных сланцев находятся в основном в Северной Америке или Австралии.

Для того чтобы диверсифицировать свои источники энергии, западноевропейские страны обращаются к импорту угля, который стал конкурентоспособным в связи с повышением цепы на нефть. Предполагается, что до конца столетия импорт угля из США и Австралии в Западную Европу может достичь полумиллиарда тонн.
Когда говорят о важности для западноевропейской десятки импорта нефти из стран членов ОПЕК, прежде всего из бассейна Персидского залива, то иногда забывают другую сторону медали. Речь идет и о колоссальном экспорте западноевропейских товаров в страны ОПЕК, прежде всего на Ближний и Средний Восток. Торговый обмен десятки со странами участницами ОПЕК теперь сопоставим с ее торговым оборотом с Соединенными Штатами.

Это означает существенное перераспределение не только экономических, но и политических приоритетов в смысле необходимости поддержания западноевропейских позиций на этих рынках.
Наконец, еще одно обстоятельство. Западноевропейские страны выступили одним из главных центров притяжения так называемых излишних нефтедолларов, скопившихся у ряда стран с большим нефтяным потенциалом и немногочисленным населением.

Задача сохранить нефтедоллары на западноевропейском денежном рынке и привлечь новые стала элементом воздействия на ближневосточную политику стран десятки и на их взаимоотношения с США.
Профессор Гарвардского университета С. Хоффман в книге Неравные союзники пишет: Характерным последствием процесса периодического повышения цен на нефть стало известное смещение акцентов в контексте отношений США Западная Европа. Проблемы, носящие двусторонний характер, уступили место глобальным вопросам, таким, как новая валютная система, цена на нефть и связанные с ней платежные трудности; соотношение между ценой на нефть и промышленные товары; технология альтернативных источников энергии; проблема распространения атомного оружия; экономический кризис и арабо-израильский конфликт. Все эти объективные перемены привели к пересмотру концепций по обоим берегам Атлантики...

Западная Европа вдруг узнала свою зависимость от США (инфляция, спад) и от стран ОПЕК.
В подготовленном Брукингским институтом сборнике Определение национальных приоритетовпрограмма на 80-е годы ставился, в частности, вопрос о взаимоотношениях между США и Западной Европой. Ни одна из европейских стран, в отличие от США, не рассматривала переход власти от шаха к аятолле Хомейни как серьезную угрозу интересам Запада, что оправдывало бы усилия по спасению шаха, писали авторы монографии. Отношение к обстановке на Ближнем и Среднем Востоке между США и Западной Европой противоречиво.

Западная Европа стоит перед искушением установить такие двусторонние связи со странами экспортерами нефти, которые гарантировали бы ей доступ к нефти даже в том случае, когда неправильная политика США в этом регионе может вызвать очередной кризис. Предложения Европейского сообщества о переговорах со странами Персидского залива были сделаны в рамках подобного намерения...

Что касается политико-экономической сферы, то здесь между атлантическими союзниками всегда существуют и существовали элементы конкуренции. Различия в источниках сырьевых ресурсов, а следовательно, и в их уязвимости ведут к возникновению разных точек зрения, подходов, особенно в том, что касается проблемы энергетики.

Масштаб и значение этих расхождений возрастали по мере экономического и политического возрождения Европы после второй мировой войны.
Воздействие всех составляющих нефтяного фактора на страны Западной Европы глубокое и разностороннее. Естественно, что развитие событий в Юго-Западной Азии и американская политика в этом регионе находятся в фокусе пристального внимания и политических лидеров, и общественности западноевропейских стран.
Сам объем экономических интересов подразумевает активные поиски западноевропейскими столицами путей для укрепления политических связей со странами Ближнего и Среднего Востока. Западноевропейские правительства пытались в рамках так называемого европейско-арабского диалога выработать такие формулы взаимоотношений с государствами Юго-Западной Азии, какие обеспечили бы льготные условия экономической деятельности для западноевропейского капитала. В ряде арабских государств еще несколько лет назад подобные планы встретили контрпредложения, которые заключались в том, чтобы привлечь западноевропейские страны на сторону арабов в ближневосточном конфликте.

Необходимость определить свою позицию по арабо-израильскому конфликту в ряду других проблем Ближнего и Среднего Востока стучалась в дверь. Но, стремясь монополизировать контроль над ходом ближневосточного конфликта в интересах установления своего неоколониалистского господства в этом регионе, Вашингтон как бы повесил табличку Не беспокоить! на закрытых дверях американо-израильско-египетских переговоров.

Опыт присоединения к санкциям США против Ирана показал западноевропейским столицам опасность ассоциации с политикой Вашингтона. Вместе с тем уступчивость заокеанскому патрону отнюдь не удерживала США от военных авантюр.
Появление в западноевропейских столицах в 1979 1981 годах собственных идей по Ближнему и Среднему Востоку объяснялось нежеланием стран ЕЭС оказаться соучастниками возможного банкротства американской политики в этом регионе.
Западноевропейские страны очутились в сложном положении: если бы они просто следовали в русле политики Вашингтона, то навлекли бы на себя гнев, а возможно, и конкретные санкции арабских стран. Открытое же отмежевание от Вашингтона для них представлялось рискованным. Конечно, западноевропейские страны проделали значительный путь, начиная от совместной декларации 1973 года в разгар арабо-израильской войны, когда они призвали Израиль вывести его войска со всех оккупированных в 1967 году арабских земель, и кончая заявлениями 1980 года, принятыми на совещаниях лидеров Общего рынка в Венеции и Люксембурге.



Лидеры ЕЭС все больше склонялись к тому, что кэмп-дэвидский курс завел процесс ближневосточного урегулирования в тупик. Кэмп-дэвидский курс привел к новому обострению обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, что поставило под вопрос и стабильность поставок нефти, и устойчивость важнейших для Западной Европы рынков.
Согласно данным западноевропейской печати, лидеры ЕЭС в осторожной форме стали выдвигать предложения, которые могли бы показаться альтернативой Кэмп-Дэвиду. Они высказывались за вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 году арабских территорий, в том числе из Восточного Иерусалима, за признание за палестинцами права на самоопределение, включая даже вариант образования самостоятельного палестинского государства, хотя в весьма туманных выражениях, а также за привлечение Организации освобождения Палестины к процессу переговоров.
Но Западная Европа остановилась на полпути. Потеряв уверенность в американской политике в бассейне Персидского залива и в Юго-Западной Азии в целом, она так и не выработала к началу 80-х годов своей собственной.

В ряде арабских стран и в палестинских кругах западноевропейские идеи были подвергнуты критике, так как они не говорили четко о праве палестинцев на образование самостоятельного государства и о признании ООП единственным законным представителем арабского народа Палестины. Однако даже отсутствие в западноевропейских проектах кардинальных элементов, касающихся судьбы палестинцев и их представительства, не избавило ее от резко негативного отношения со стороны как Вашингтона, так и Тель-Авива. Идея самостоятельной инициативы Западной Европы на Ближнем Востоке не была подкреплена конкретными политическими шагами.

Западная Европа в этом регионе в тот период так и не приобрела собственного голоса.
Столь же двойственным и противоречивым оказался подход западноевропейских союзников США к идее Вашингтона, выраженной госсекретарем Хейгом, о пересмотре приоритетов Запада в Юго-Западной Азии. Ведь он предложил, как мы уже отмечали, отодвинуть на второй план поиски ближневосточного урегулирования, включая вопрос о палестинцах, во имя общей солидарности Запада и прозападных стран этого региона против советской угрозы.
Намерение Вашингтона подключить западноевропейских союзников к своим военным авантюрам в Юго-Западной Азии не новое. Еще несколько лет назад в качестве, так сказать, программы максимум в Вашингтоне рассчитывали протащить старый план расширения сферы действия НАТО на Юго-Западную Азию. Но европейские союзники США, многие из которых не забыли своих поражений в колониальных войнах, не желали ввязываться в американские военные авантюры. За прохладным отношением западных европейцев к американской политике в Юго-Западной Азии скрывалось и глубоко укоренившееся недоверие к искренности заявлений Вашингтона, будто бы оп руководствовался интересами Запада в целом, а не собственными имперскими амбициями.

Раздувание иранского кризиса нанесло ущерб Западной Европе, прежде всего ростом цен на нефть. Экономические позиции Европы были ослаблены, а США усилены.

Западноевропейские страны присоединились к санкциям против Ирана только после многомесячного нажима Вашингтона и буквально на следующий день после освобождения заложников отменили эти санкции.
Не отказываясь в долгосрочном плане от программы максимум, Вашингтон форсировал программу-минимум. Страны НАТО по его замыслам должны играть более активную роль в создании системы безопасности в регионе Персидского залива, в частности путем увеличения вклада в военные усилия в Европе, чтобы освободить американские войска для действий в других районах. На сессии комитета военного планирования НАТО в мае
1980 года эта программа была навязана союзникам. Концепция распределения обязанностей представляла собой попытки приспособить сложившуюся структуру НАТО к изменившимся условиям в мире.

Но западноевропейцы и американцы понимали эту концепцию по-разному: первые считали ее способом повысить собственный политический статус в Североатлантическом блоке, вторые взвалить на союзников дополнительное бремя.
Давление Вашингтона на союзников по этому вопросу, как и по другим, становилось все более жестким. Командующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Б. Роджерс выступил весной 1981 года с призывом к западноевропейским союзникам поддержать политику США на Ближнем Востоке.

По его словам, западноевропейские страны могут быть удушены в результате конфликтов и волнений в третьем мире, в частности в Юго-Западной Азии.
Среди определенных проатлантических кругов Западной Европы призывы Вашингтона находили благожелательный отклик. В 1981 году в Париже, Бонне и Лондоне научно-исследовательские центры по вопросам внешней политики вместе с Американским советом по международным отношениям призвали создать коллективный механизм для совместных действий по устранению угрозы для безопасности Запада в третьем миро.

Прежде всего имелась виду Юго-Западная Азия. Главную роль в этом коллективном механизме должны были бы играть США, Англия, Франция, Западная Германия, а также Япония. Проатлантические круги стали проталкивать идею создания, многонациональных сил быстрого развертывания. Она пришлась по вкусу британским консерваторам.

Премьер-министр Англии М. Тэтчер заявила: Мы обсуждаем сейчас возможность создания сил быстрого развертывания, чтобы использовать их в случае возникновения опасности где бы то ни было.
Зато в ряде западноевропейских столиц нашли отклик и призывы участвовать в создании многонациональных сил на Синае, а затем и в Ливане, что означало прямое вовлечение НАТО в дела Ближнего и Среднего Востока.
В странах десятки не прекращается борьба между сторонниками атлантической Западной Европы и европейской Западной Европы. Первые выступают за сохранение подчиненного положения европейских союзников по НАТО заокеанскому патрону. Вторые стремятся к тому, чтобы страны Западной Европы говорили на равных с США, отстаивали свои собственные интересы.

В правящих кругах западноевропейских стран есть сторонники и одного, и другого политического курса, и это касается всех глобальных международных проблем, в том числе судеб разрядки, мер по ограничению гонки вооружений, экономических связей Восток Запад, энергетической политики, подхода к событиям в Юго-Западной Азии.
Вынужденные потесниться на мировых рынках под напором Японии и ЕЭС, США сохраняют одно важное преимущество по сравнению с ними военную мощь и контроль над путями и способами доставки энергетических ресурсов к своим конкурентам. Поэтому, осуществляя военное проникновение на Ближний и Средний Восток, Вашингтон в той же мере направляет свои действия против народов этого региона, против их права распоряжаться своими минеральными богатствами в собственных интересах, в какой и против интересов Западной Европы и Японии. А сопротивление, хотя и непоследовательное, американских союзников попыткам втянуть их в осуществление американских авантюр вызывается как их опасениями непредвиденных последствий американских действий, так и более зрелым уровнем политического мышления, большим опытом в международных делах. Но не только этим.

Видимо, в Западной Европе и Японии чувствуют, что слишком откровенные и широковещательные заботы их старшего партнера об интересах Запада на самом деле являются заботами о собственных интересах американского империализма в ущерб его союзникам. Однако, не желая разделять во имя атлантической солидарности бремя американских авантюр, ошибок, провалов, западноевропейские союзники по НАТО (как и Япония) все же не приобрели собственного голоса на Ближнем Востоке, проявили непоследовательность, двойственность; но, подчиняясь блоковой дисциплине в рамках НАТО, они все больше подыгрывали Вашингтону.

Высшие органы НАТО приняли ряд решений, которые фактически расширили зону действий этого альянса. АВАКСы в Аравии. Создание Сенткома
Пока внимание было приковано к событиям в Египте и вокруг него, к агрессивным действиям Израиля против его соседей, открытому усилению американской мощи в Индийском океане, шло усиленное, хотя до поры до времени незаметное, внедрение американской военной машины непосредственно в Саудовскую Аравию и другие нефтяные государства полуострова. Неожиданный свет на многие важнейшие подробности этого внедрения, раньше покрытые непроницаемой оболочкой секретности, был пролит летом и осенью 1981 года.

Это произошло в связи с борьбой в американских законодательных органах и вокруг них по поводу сделки на поставку Саудовской Аравии оружия и военной техники, включая 5 летающих радаров АВАКС, на 8,5 миллиарда долларов.
Одобрение сенатом США этой сделки было расценено многими как торжество общеимперской политики над более узкими интересами сионистски настроенной части правящего класса. Шумиха о том, будто бы поставки в Саудовскую Аравию якобы угрожают безопасности Израиля, с самого начала была искусственна и фальшива. Сами АВАКСы поступят в Саудовскую Аравию лишь в 1985 году.

У богатого нефтью королевства нет и не будет всех специалистов, необходимых для обслуживания этих сложных электронных систем, и они останутся фактически под американским контролем.
Но дело не только в этом. АВАКСы, приобретаемые Эр-Риядом, будут в первую очередь служить американской глобальной системе оповещения и разведки.

Вся сделка с АВАКСами и другой военной техникой укладывается в рамки агрессивного курса Вашингтона, направленного на расширение своего военного присутствия в зоне, лежащей в непосредственной близости от южных границ СССР.
Мы сможем подготовить взлетно-посадочные полосы, которые отвечают нашим требованиям, создать запасы снаряжения и оружия, заявил журналистам помощник государственного секретаря США Бакли. Техники, которые сегодня обслуживают АВАКСы, завтра смогут с таким же успехом обслуживать самолеты сил быстрого развертывания.

Как заявил Бакли, США сохранят контроль за использованием АВАКСов и не позволят саудовцам наблюдать за израильской авиацией.
29 октября 1981 года сенат США 52 голосами против 48 одобрил решение администрации о продаже Саудовской Аравии самолетов с разведывательной системой АВАКС и другой военной техники. Продав АВАКСы, мы поставили последнюю точку в послевьетнамской эре нашей внешней политики, отмечал тогда журнал Ньюсуик.
Комментируя результаты голосования, журнал Тайм отмечал, что, может быть, самым важным следствием продажи АВАКСов будет строгое соблюдение военного превосходства Израиля над арабскими государствами. Для милитаристской машины Израиля уже была подготовлена дополнительно поощрительная помощь сверх 2,2 миллиарда, которые предоставляют ежегодно США Тель-Авиву.
В 1973 году под свежим впечатлением американских поражений во Вьетнаме конгресс США принял специальный закон об ограничении полномочий президента, который запрещает ему вовлекать вооруженные силы США в военные действия за границей без соответствующего решения конгресса. Было также наложено вето на любые обязательства защищать другие _ страны без согласия конгресса.
Доктрина Картера была лишь началом избавления от вьетнамского синдрома. Теперь администрация Рейгана, отмечала Нью-Йорк таймс, развивает доктрину Картера и подводит под нее район всего Ближнего и Среднего Востока.
Решение правительства Рейгана продать Саудовской Аравии самолеты с бортовой радиолокационной системой предупреждения и наводки (АВАКС) предвещает далеко идущую оборонительную стратегию для нефтепромыслов Ближнего Востока, о которой во время дебатов в конгрессе ни разу не заходила речь, честолюбивый план строительства резервных баз в Саудовской Аравии, полностью оснащенных и ожидающих использования американскими силами, писала 2 ноября 1981 года Вашингтон пост. Эта секретная стратегия, которая разрабатывалась и претворялась в жизнь должностными лицами двух правительств, позволит американским силам быстрого развертывания двинуться за горизонт, к этим передовым базам и заранее созданным материальным запасам, если какие-либо враждебные силы попытаются захватить нефтепромыслы Персидского залива.



Содержание раздела