d9e5a92d

Режим, его сторонники и противники

Правда, саудовцы имеют право на льготный уровень заработной платы, иммигранты-арабы вознаграждаются гораздо лучше, чем жители других стран Азии, туркам платят больше, чем южнокорейцам и таиландцам, а американские или европейские специалисты (которые, как и положено, составляют особую категорию) получают самое высокое жалованье, иногда вдвое больше того, на которое они могут претендовать у себя на родине. Правда и то, что иммигранты независимо от своей национальности пользуются большинством таких предоставленных гражданам королевства социальных благ, как бесплатная медицинская помощь.

Зато они не имеют права на дешевые квартиры, предоставляемые лишь саудовцам.
Многие из рабочих-иммигрантов мечтают покинуть Саудовскую Аравию, едва успев туда приехать, до такой степени их угнетают условия жизни. Эти люди, разлученные с семьями (которым не разрешается их сопровождать), лишенные всяких развлечений из-за запретов правоверного ислама, не имеют, впрочем, и досуга.

Большинство из них вынуждено работать 60 или больше часов в неделю, а не 48, согласно законодательству.
Трудовое законодательство предусматривает суровое наказание за подрывные действия. Профсоюзы запрещены, а участникам любого незаконного собрания грозит тюремное заключение сроком от шести месяцев до двух лет.

Призыв прекратить работу карается тюремным заключением сроком от одного до трех лет. Забастовщик может быть заключен в тюрьму на срок до шести лет.

В случае массовых протестов власти предпочитают такой оперативный метод, как поголовную высылку виновных. Так, например, несколько сот южнокорейцев, работавших на стройке неподалеку от Дахрана, были погружены на самолеты и отправлены в Сеул через двое суток после того, как прекратили работу, требуя удовлетворить свои требования.
Иностранцев так много в Саудовской Аравии, что встревоженное правительство решило ограничить иммиграцию. Саудовцы оказались в меньшинстве в главных городах Хиджаза (Мекка, Медина, Джидда), в городах Восточной провинции (Дахран, Даммам, Эль-Хубар) и даже в столице Эр-Рияде.

Доля иностранцев в населении страны, по мнению саудовских руководителей, такова, что может нанести ущерб сплоченности и ценностям исламского общества, а, следовательно, и прочности режима.
Но потребности в рабочей силе для выполнения намеченных проектов будут расти и увеличатся, быть может, даже вдвое в самые ближайшие годы, о чем свидетельствуют предварительные подсчеты руководителей компании АРАМКО и промышленных комплексов в Эль-Джубаиле и Янбо. Уже сейчас признают, что доля саудовцев в самодеятельном населении будет сокращаться, особенно в производственном секторе.

Для подготовки достаточного числа квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников потребуется несколько десятилетий.
Неудача второго пятилетнего плана развития Саудовской Аравии не в последнюю очередь вызывалась нехваткой рабочей силы. Хотя точных данных на этот счет пет, должностные лица считают, что рабочая сила, насчитывающая в настоящее время 2 миллиона человек, на 75 процентов состоит из иностранцев. Однако ц эти данные могут быть слишком оптимистическими. Большая часть саудовцов занята на государственной службе.

Поэтому производство и производительность зависят от иностранцев.
Как привлечь саудовцев к физической работе? Показные центры по профессиональной подготовке рабочих не привлекли саудовцев, стремящихся учиться лишь в университетах. Саудовцы практически не подают заявления на курсы каменщиков, металлистов, портных.

В целом на курсы профессиональной подготовки было зачислено лишь 2300 молодых людей, в то время как в одних лишь США в университетах учится 15 тысяч саудовцев. Целиком заполнены первые курсы и всех шести университетов королевства.
Те, кто не может поступить в университет, предпочитают работать в таких престижных организациях, как национальная авиакомпания Саудиа. В 1981 году в ней на 450 мост было подано 1650 заявлений.
Если появление в стране нефтяной промышленности, резкое увеличение доходов правящей верхушки, расширение внутреннего рынка привели к появлению капиталистического уклада и современного пролетариата в Саудовской Аравии, то одновременно эти же факторы, как это ни удивительно, в 4050-е годы временно укрепили рабовладельческий уклад. Спрос на рабов увеличился.
Отмена рабства в Саудовской Аравии произошла в 1962 году под давлением извне, а не изнутри, хотя в стране и были демократически настроенные группы населения, которые требовали ликвидировать этот позорный общественный институт. Фактически рабство сохранилось в Саудовской Аравии и поело его отмены, но не в качестве отдельного уклада, а в виде нелегального удержания рабов и наложниц в семьях знати.
Рабы и после освобождения не стали равноправными гражданами Саудовской Аравии. Правда, как и раньше, они могли подниматься высоко по лестнице чиновничьей иерархии.
Низшие племена Аравии, где существует полукастовая иерархия племен по степени, их благородства или его отсутствию, сохранили свое неравноправное положение. Из низших племен выходили рабочие и ремесленники для непрестижных профессий парикмахеры, мясники, музыканты, лудильщики. Представители некоторых низших) племен могли обогащаться, но в брак с высшими; по-прежнему не вступали. Знаменитый Абдаллах ас-Сулейман аль-Хамдан из племени бану хадир был министром финансов Абд аль-Азиза (Ибн Сауда).

Его дети одна из самых могущественных предпринимательских семей в королевстве. Но, как и раньше, с ними погнушаются иступить в родственные связи выходцы из племен голубой крови аназа, атайба, шаммар или курейш, не говоря о клане Саудидов и племенной аристократии.
Социальный статус иммигрантов, вольноотпущенников, низших племен, ремесленников, шиитов имеет много сходных черт. Они остаются как бы вне общества, не пользуясь политическими правами.
Нехватка собственных рабочих рук в Саудовской Аравии вызывается еще и тем, что сохраняются жесткие ограничения на женский труд, ставшие абсолютными к концу 70-х годов. Положение женщин в обществе определяется шариатом в его самой бескомпромиссной форме, и улемы, уступая в других областях, навязывают в этом вопросе свое мнение властям.
Жители оазисов и городов Аравии в целом считают, что женщинам уготовано более низкое положение в обществе, чем мужчинам, так как это якобы установлено высшей волей Аллаха, и ссылаются на Коран. В нем указано, что женщина при всех равных условиях наследует только половину того, что мужчина. На суде свидетельство одного мужчины равно показаниям двух женщин.

По общему убеждению, женщины подвержены соблазну и мужчины должны строго следить за ними. Грамотность среди арабок еще недавно была редчайшим исключением.

Место арабки только в доме, а не на рынке, в учреждении пли на общественном собрании. Конечно, под словом дом подразумевалась не просто семья, но и более широкая фамильная группа.
Если женщина отличается предприимчивостью и если мужчины в ее семье не возражают, то она может открыть лавку в собственном доме, попродавать только женщинам. В Аравии же большая часть покупок делается мужчинами.

Даже если очень богатая женщина захочет основать какое-нибудь предприятие, она должна иметь посредников другого пола.
Нанять арабку в качестве домашней прислуги невозможно, так как это означает, что она должна обслуживать других мужчин. Эту роль до отмены рабства в богатых семьях выполняли только рабыни.

Когда было освобождено много рабынь, для многих единственным средством пропитания стала проституция.
Естественно, что, когда распространяется образование, входит в быт телевизор, появляется все больше иностранцев, которые по-другому относятся к женщине, старые обычаи начинают размываться. Но это затрагивает лишь незначительную часть населения.

В Заливе наиболее передовыми считаются бахрейнки: многие из них получают кое-какое образование, занимают секретарские и другие должности. Но даже на Бахрейне такую традиционную для нас женскую работу, как официант в ресторане, телетайпист, телеграфист, выполняют только мужчины.
В Саудовской Аравии, где упорно пытаются сохранить прежний статус женщины, все-таки начали тратить миллионы долларов на образование девочек. Но одновременно расходуются не меньшие деньги на то, чтобы отделить девочек от мальчиков, юношей от девушек.

В университете города Джидды студентки посещают занятия точно так же, как и во всех других вузах мира, но им не разрешено сидеть в одной аудитории с юношами. Девушки находятся в другой части университета и за лекцией следят по телевизору. Когда они посещают библиотеку, студенты в нее не допускаются.

Мужчинам и женщинам в Саудии запрещается работать под одной крышей. Поэтому даже посты секретарей занимают только представители сильного пола.

Женщинам не разрешается водить автомашину, и они не могут работать стюардессами в саудовских авиакомпаниях.
Человек, стоящий во главе управления школ для девочек, шейх Насер ибн Хамад, бывший судья, в буквальном смысле слова никогда не переступал порога учебных заведений, за которые он несет ответственность. Он отдаст распоряжения преподавательницам по телефону или в письменном виде.
Хотя основную часть низших слоев социальной пирамиды составляют иностранцы, низшие племена, вольноотпущенники, далеко не все саудовцы богаты или зажиточны. Разумеется, ежегодный доход на душу населения номинально здесь один из самых высоких в мире 20 тысяч долларов в год, вдвое выше, чем в США или Швеции.

Однако средний уровень заработной платы в 10 раз ниже, а доля крестьян, составляющих около четверти самодеятельного населения, в валовом национальном продукте составляет лишь 1 процент.
Магазины забиты продовольственными товарами. Однако в стране по-прежнему существует недоедание, что подтвердил, в частности, опрос, организованный газетой Указ.

На вопрос сотрудников газеты: Каково главное ваше желание? 11 процентов глав семейств на окраине Джидды ответили: Иметь средства для покупки мяса раз в неделю. Режим, его сторонники и противники
Правящий класс в Саудовской Аравии, как и в княжествах, несмотря на свою архаичность, временно оказался устойчивым и цепким в удержании власти и пытается приспособиться к меняющимся условиям. В настоящее время в Саудовской Аравии он представлен многочисленным кланом Саудидов, феодально-племенной и религиозной знатью, связанной с ними социально-политическими и родственными узами, а также торгово-спекулятивной буржуазией.



Расправляясь с рабочим движением и революционно-демократической оппозицией, Саудиды удовлетворили интересы других звеньев правящего класса, бюрократии, военных и обеспечивали их лояльность. Они осторожно балансируют между преобладающими консервативными кругами в правящем классе и растущим числом сторонников реформ и кое-какой модернизации.
Специфическая, но ясная и бросающаяся в глаза особенность правящего класса Саудовской Аравии, как и княжеств, состоит в том, что он получает подавляющую часть дохода не на основе частной собственности на орудия и средства производства, будь то земля, скот, заводы, не из феодальных владений, не в результате эксплуатации массы аравийских трудящихся. Богатства в его руки поступают благодаря его положению феодально-племенной верхушки ближневосточного образца, освященной исламом и канонизированной шариатом, опирающейся на государственную машину, верхний эшелон которой составляет племя Саудидов, на аппарат подавления в виде армии, полиции, судов, па остатки военно-племенной организации.

Главный источник доходов верхушки нефтяных монархий присвоение уникальной земельной ренты, получаемой благодаря наличию в недрах стран огромных количеств нефти. Это сырье превратилось в необходимый товар на определенном этане развития человеческой цивилизации, хотя аравийское общество не имело отношения к тому, что человечество стало удовлетворять свои потребности в энергии и химическом сырье в основном за счет нефти. Если при этом, несомненно, осуществляется эксплуатация сравнительно немногочисленного отряда рабочих (несколько десятков тысяч вместе с подрядными фирмами), то доля прибавочного продукта их труда мизерная по сравнению с общей стоимостью добываемого сырья. В косвенной форме правящий класс Саудовской Аравии и княжеств эксплуатирует труд американских, западноевропейских и японских трудящихся, вложенный в нефтеоборудование и технологию.

Но и этот материализованный труд составляет незначительную часть стоимости добываемой нефти, по праву принадлежащей пародам Аравии, но узурпированной ее правителями.
Феодально-племенная верхушка стала обуржуазиваться, то есть участвовать в земельных спекуляциях, импортной торговле, государственных подрядах. Но все эти виды деятельности вторичные, производные от нефтяных доходов, а чаще этот бизнес паразитирует на нефтяной ренте.
Саудовская знать, впрочем, как и знать других нефтяных монархий, приобрела еще одну особенность.
Оставаясь преимущественно феодальным (хотя и обуржуазившимся) классом внутри страны, она стала частью международной финансовой олигархии. Колоссальные по размерам средства, вложенные в ценные бумаги и банки США и Западной Европы, превратили саудовскую знать во влиятельную финансовую группировку в капиталистическом мире, хотя отсутствие кадров, банковского аппарата и опыта делают ее реальное влияние и вес гораздо меньше, чем размеры ее банковских счетов. Различия между собственными деньгами Саудидов и государственной казной никогда в этом королевстве не были столь существенными, чтобы задавать вопрос о том, кому принадлежат средства, вложенные за границу.

Через каналы международных финансовых организаций и транснациональных корпораций саудовский правящий класс участвует хотя и на вторых-третьих ролях, часто в качестве рантье в эксплуатации трудящихся и развитых капиталистических и развивающихся стран.
Распределение нефтяной ренты осуществляется в Саудовской Аравии централизованным путем с помощью прямого ли дележа части доходов сродни правящего класса, путем ли коррупции, ставшей полулегальным государственным институтом. Основное движение средств сверху вниз: от монарха к его окружению, феодально-племенной и религиозной знати, купечеству.

Это также продолжение прежней практики аравийского феодального государства.
На торговле, земельных спекуляциях, подрядах, домостроении, на кое-какой промышленной деятельности в стране выросла своя буржуазия. Статус крупных торговых домов в обществе Саудовской Аравии в 80-е годы уже равняется статусу влиятельных бедуинских шейхов, хотя богатство торговцев неизмеримо больше. Происхождение его торгово-спекулятивное.

Саудовская крупная буржуазия б значительной степени паразитирует на нефтяных доходах, нефтяной ренте, присваивая себе ее весомую часть при вторичном распределении и используя отсталость саудовского общества. Именно это вызывает ее социально-политический консерватизм. Она прочно срослась с режимом и непосредственно с господствующим племенем Саудидов. Существующий режим устраивает ее постольку, поскольку способствует ее быстрому обогащению, обеспечивая репрессиями или подкупом необходимую ей хотя бы временную социальную стабильность.

Государство осуществляет прямое или скрытое финансирование саудовских фирм, предоставляя им кредиты и субсидии, выгодные заказы, освобождая от подоходного налога и налога на компании, от пошлин при ввозе оборудования, машин и материалов.
Слияние торговых домов с правящим феодально-племенным классом идет в двух направлениях. К соблазнительной и высокоприбыльной спекулятивно-торговой деятельности приобщается все больше феодально-племенной знати от представителей клана Саудидов до мелких племенных шейхов.

Но и Саудиды вынуждены подвигаться на верхушке государственного аппарата, предоставляя престижные и денежные посты представителям купечества. В числе руководителей министерств, посольств, крупных ведомств появлялись члены или доверенные лица ведущих коммерческих кланов.

Не имеющие достаточно ветвистого генеалогического древа купеческие семьи и гордая голубизной крови и отдаленными предками феодально-племенная знать не вступают в браки. Но это не мешает их деловому, социальному и политическому сотрудничеству.
Не только внутренние причины определяют консерватизм высших слоев торговой буржуазии. Традиционно сотрудничая с иностранным капиталом, она превращается в его прямого представителя в качестве импортера готовых изделий, сырья или оборудования, его агента при подрядных работах, приобретая откровенно компрадорский характер.

Поэтому в отношении крупной буржуазии Саудовской Аравии и княжеств применять термин национальная можно, лишь ставя кавычки или с большими оговорками.
Будучи в целом более просвещенной и образованной, чем господствующее племя, крепнущая саудовская буржуазия яснее видит опасность углубления разрыва между верхами и низами и может бояться того, что вопиющий архаизм режима приведет к социальному взрыву такой силы, что он разрушит как здание саудовской монархии, так и новые и старые купеческие дома. Пример Ирана слишком свеж.

Поэтому при всем своем консерватизме местная буржуазия выступает за реформы.
Есть лишь отрывочная информация о настроениях средних слоев национальной буржуазии, к которым можно отнести некрупных оптовых и розничных торговцев, крепнущее богатое крестьянство, которое стало вести хозяйство фермерского типа, владельцев небольших предприятий и мастерских в сфере легкой промышленности, услуг, ремонта автомашин и бытовой техники. Эти слои, извлекая растущие доходы из экономического бума, недовольны полным отсутствием политических прав. В отличие от крупных коммерческих домов, у них нет голоса в принятии решений даже на техническом уровне.

Хуже образованные, как правило, верные традициям, находящиеся под влиянием улемов-богословов, эти слои могут составить консервативную оппозицию режиму, недовольную и экстравагантностью поведения, и расточительством знати, и ее умеренными реформами, трактуемыми как неприемлемая ересь.
Нефтяными доходами в прямой или косвенной форме воспользовались городские слои и группы промежуточного типа служащие бюрократического аппарата, армии, полиции, технические специалисты, учителя. Значительные выгоды через правительственные субсидии получила часть преданных династии благородных кочевых племен.

Но, как показали события в Мекке, архаизм и коррупция режима отталкивают от него не только социальные низы, париев общества, во и некоторых представителей благородных племен, средних слоев.
Именно среди промежуточных или средних городских слоев появляются отдельные группы, способные к политической организации. Из них выходят представители революционно-демократической оппозиции режиму молодые офицеры, журналисты, учителя, служащие, мелкие торговцы. Из них, а также из саудовских рабочих образовался костяк нескольких подпольных революционных организаций. В стране создана коммунистическая партия, которая действует все активнее.

Среди этих слоев находят распространение оппозиционные настроения традиционалистского толка, с религиозной окраской. И для тех и для других общее осуждение правящего класса и антиимпериалистические чувства.
Обогащение верхов и процветание промежуточных слоев лишь незначительно затронуло большинство населения. Малоземельное или безземельное крестьянство, малоимущие или неимущие полукочевники, мелкие ремесленники все они несут на своих плечах тяжесть уродливой капиталистической трансформации общества.

Их жизненный уровень поднялся гораздо меньше, чем позволяют возросшие доходы государства. Импорт продовольствия разоряет оседлых и кочевников. Их переход к новым занятиям, вступление в ряды пролетариата сопровождается трудной ломкой прежнего уклада, образа жизни и далеко не всегда означает улучшение благосостояния.

Для большинства жителей Саудовской Аравии докапиталистические формы эксплуатации сочетаются с капиталистическими.
Высококвалифицированные иностранцы приняли на себя общественно-экономическую роль, которую должны были бы играть средние слои саудовского общества, но при этом оставались как бы вне общества. К началу 80-х годов как квалифицированные иммигранты, так и чернорабочие составляли уже подавляющее большинство лиц наемного труда не только среди средних слоев, но и рабочих. Как правило, они не становятся местными гражданами и наследуют в новых исторических и социально-экономических условиях роль, которая в традиционном аравийском обществе отводилась касте ремесленников, вольноотпущенникам, низшим племенам.

И те, и другие могли добиваться богатства и влияния в своей области, но никогда не становились вровень с правящей аристократией, не пользовались политическими правами. Это создает социальную напряженность нового характера, хотя пока что иммигранты остаются политически пассивными, так как они заинтересованы в заработке и находятся под жестким контролем полиции и органов безопасности.
При общей характеристике общества нефтяных монархий и определении степени развития капиталистических отношений трудно найти шкалу оценок. Если за критерий принять долго доходов от предприятий капиталистического типа, в том числе добычи нефти, в валовом национальном продукте, то, казалось бы, общество Саудовской Аравии и княжеств можно было бы назвать капиталистическим еще в середине 40-х годов, что явно неприемлемо. Если же говорить о численности или доле лиц, связанных с докапиталистическими укладами, то и к началу 80-х они составляют более половины коренного саудовского населения и значительную часть жителей княжеств. Форма распределения нефтяных доходов среди правящих классов также в значительной степени докапиталистическая.

Видимо, логично говорить о Саудовской Аравии и княжествах Персидского залива начала 80-х годов как об обществе феодально-капиталистическом. Естественно, что в таком обществе, где капитализм наложился на феодально-племенные отношения, усложненные полукастовой структурой, социальные грани изломаны и зачастую размыты.
Создание централизованного государства, запрет межплеменных войн и набегов, прекращение существования племен или их конфедераций в качестве независимых политических единиц все это ослабляло племенную структуру Саудовской Аравии еще с 30-х годов. Процесс ослабления племенной солидарности и замены ее другими социальными связями резко усилился с оседанием бедуинов, ростом городов, перемешиванием племен в промышленной и торговой деятельности, миграцией населения.
Однако Саудовская Аравия и княжества, как и многие другие страны с сильными племенными традициями, демонстрируют, что кровнородственные связи сохраняются и в новых социально-экономических условиях и намного переживают хозяйственные, общественные, географические, военно-политические и другие условия, их породившие.



Содержание раздела