d9e5a92d

Практические шаги

Двойная угроза этому потоку нефти вследствие отсутствия региональной стабильности, а теперь и потенциальная со стороны Советского Союза требует, чтобы мы твердо защищали свои жизненно важные интересы, когда им грозит опасность.
Обычно президенты США подобные послания посвящают главным образом внутренним вопросам. Но на этот раз внутренние социально-экономические проблемы были перечислены как бы походя. Главное внимание уделено военно-стратегическим задачам.

Заморозив ратификацию Договора об ОСВ-2, правительство увеличило бюджет военного ведомства.
Приступ воинственности у администрации демократов вызывался, как уже отмечалось, общим сдвигом вправо в настроениях правящего класса США и контролируемых им органах информации, которые создавали впечатление о слабости правительства Картера. Президент пытался превзойти в ура-патриотизме республиканских противников в ходе предвыборной гонки.
Меры, объявленные в послании О положении страны, предусматривали: вместо объявленного ранее курса на демилитаризацию Индийского океана увеличение и усиление присутствия военно-морских сил США, а также создание морских и воздушных баз для использования нашими силами в районе северо-востока Африки и Персидского залива; предоставление дополнительной военной и экономической помощи Пакистану и дальнейшее усиление политических и военных связей с другими странами этого района; создание структуры совместной безопасности; возобновление регистрации военнообязанных в целях быстрой мобилизации, если такая необходимость возникает; расширение диверсионных операций ЦРУ за рубежом.
Претензии Вашингтона на роль вершителя судеб других стран и народов, подкрепленные угрозой применения военной мощи, были выражены с достаточной откровенностью. Они не были ни новыми, ни оригинальными.

Наблюдатели сразу же заметили сходство послания Картера с доктринами, выдвинутыми Трумэном в 1947 году и Эйзенхауэром в 1957-м.
Возрождая холодную войну, писал журнал Нью-суик, и, применяя в Юго-Западной Азии доктрину военного сдерживания, президент Картер мнит себя наследником Гарри Трумэна, 4-й пункт программы Трумэна об оказании американской помощи распространялся на отдельные страны выборочно и по просьбе их правительств, а доктрина Картера предполагала навязывание военного зонтика США сразу группе государств, особенно в бассейне Персидского залива.
Соединенные Штаты считают жизненно важным для своих национальных интересов и всеобщего мира сохранение независимости и целостности наций Ближнего Востока... И в этих целях готовы применить вооруженные силы.

Кажется, что слова эти взяты из доктрины Картера, на самом деле они провозглашены в доктрине Эйзенхауэра в 1957 году, которая привела к американской интервенции в Ливане, английской в Иордании, к вооружениям Ирана, усилению блока СЕНТО и в конце концов к полному краху прежнего курса.
Две доктрины роднит и идея защиты проимпериалистических режимов, и давление на страны, проводящие независимый курс, и создание плацдарма для действий против социалистических государств.
Эйзенхауэр определял обязательства США использовать вооруженные силы для оказания помощи любой стране или группе стран только в том случае, если они попросят о таковой, и лишь под предлогом отражения вооруженной агрессии со стороны государств, находящихся под контролем международного коммунизма. Картер же оговаривал себе такое право даже без обращения к США за помощью со стороны какого-либо государства, и не только в случае вооруженной агрессии против него, но и при любой попытке какой-либо посторонней силы установить контроль над районом Персидского залива.
В доктрине Картера намеренно не уточняется, что следует понимать под попытками какой-либо посторонней силы установить контроль в зоне Персидского залива и какими рамками ограничивается этот район, входящий в сферу жизненно важных интересов США, пишет советский историк Л. Медведко. Ясно, что цель таких расплывчатых и многозначительных формулировок использовать... политические события, касающиеся межгосударственных отношений или социальных перемен в этом регионе, для прямой вооруженной агрессии США.
Один из самых опасных элементов доктрины Картера заключался как раз в том, что у США действительно в тот момент не было сил для реальной широкомасштабной интервенции в бассейне Персидского залива обычными средствами. Силы быстрого развертывания уже создавались, но не были готовы к немедленным действиям. Поэтому заявление президента о намерении защитить Персидский залив любыми необходимыми средствами поставило этот район в плане стратегических обязательств США на одну доску с Западной Европой и Японией. Возрождался вариант даллесовских идей массированного возмездия.

Это, по-видимому, подразумевает распространение ядерного зонта на весь этот район, поскольку паши прочие военные возможности в ближайшей перспективе серьезно ограничены, писала американская газета Джорнэл оф коммерс. Картер сформулировал некий ядерный ультиматум в том смысле, что линию на песке, которую он начертил вокруг района Персидского залива, можно защитить только ядерными средствами... Пентагон вынужден вновь подчеркивать доктрину ограниченной ядерной войны, провозглашая готовности США использовать выборочные ядерные удары по военным объектам противника...

Эти операции можно осуществить с помощью самолетов, базирующихся на американских авианосцах в Аравийском море. Поистине пугающий элемент этой стратегии ограниченной ядерной войны, которая всегда вызывала тревогу американцев, состоит в том, что министр обороны Браун не убежден, что ограниченную войну подобного рода вообще можно вести.

Приведем его слова: Я отнюдь не убежден, что операцию, которая поначалу будет демонстрацией или даже жестко контролируемым применением стратегических сил для более широких целей, удастся сдержать и не дать ей перерасти в тотальную термоядерную войну. Пентагон даже начал пересматривать вопрос об использовании нейтронного оружия как средства отбить у противника нефтепромыслы, не причиняя сколько-нибудь серьезного материального ущерба.
Включение президентом Трумэном Европы, а Эйзенхауэром Ближнего и Среднего Востока в сферу жизненно важных интересов США привело к созданию здесь военных союзов НАТО п СЕНТО под американской эгидой. И на этот раз Вашингтон, сознавая, что военные силы США в бассейне Персидского залива ограничены, попытался создать в какой-то форме военные альянсы. Практические шаги
Менее чем через неделю после провозглашения новой стратегии Картер в беседе с группой редакторов американских газет признал, что для ее осуществления Соединенным Штатам понадобится вся помощь, какую они только могут получить от своих друзей, старых и новых, поскольку США не располагают в этом районе достаточной военной мощью и достаточным военным присутствием, чтобы односторонне обеспечить его оборону. В Пентагоне считали, что наличных американских сил, которые можно было перебросить в район Персидского залива, недостаточно для захвата нефтепромыслов, разбросанных по пустыне площадью во многие сотни тысяч квадратных километров.

Поэтому в феврале 1980 года были срочно направлены в Европу, на Ближний Восток, в район Персидского залива и в Африку высокопоставленные эмиссары американской администрации, чтобы, по выражению журнала Ньюсуик, нарастить мясо на скелет картеровской доктрины.
Военная помощь региональным марионеткам по традиции рассматривается как средство защиты от внешних угроз и поддержания внутреннего политического порядка, писала Джорнэл оф коммерс. После Вьетнама и Ирана исчезла уверенность, что поставляемое США оружие способно помочь в этом деле.

В любом случае правительство Картера намерено в краткосрочном плане укреплять безопасность в районе Персидского залива с помощью новых крупных поставок оружия и оборонных обязательств, которые, как оно надеется, приведут к более официальным региональным оборонительным договорам между важнейшими союзниками Америки па Ближнем Востоке.
Однако даже консервативные мусульманские режимы после падения монархии в Иране опасались слишком тесного сотрудничества с Западом, особенно с США, учитывая сильные антиамериканские настроения населения. В этом отношении показательна позиция Саудовской Аравии.

Приветствуя американское военное присутствие в этом районе за горизонтом, Эр-Рияд отвергал идею официального размещения военных баз непосредственно на территории Саудовской Аравии.
Тогда США стали добиваться и получили доступ к базам в Омане, Сомали, Кении, Египте, надеясь обойтись там минимальным числом американских военнослужащих, но зато создать обширные склады с боевой техникой и военную инфраструктуру, готовую для использования силами быстрого развертывания. В ряде морских портов в зоне Персидского залива и бассейне Красного моря было намечено держать плавучие арсеналы транспортные суда, груженные танками, артиллерией и другой тяжелой техникой, чтобы войска по прибытии в этот район сразу же могли ими воспользоваться.
Американские эмиссары еще разъезжали по странам Ближнего Востока, Африки и Западной Европы, пытаясь завербовать сторонников доктрины Картера, а наращивание американских военно-морских сил в Индийском океане достигло беспрецедентных размеров. На 1 апреля 1979 года общее число американских военных кораблей в Индийском океане достигло 31 единицы, включая два авианосца, ракетные крейсеры и фрегаты с 24 тысячами военнослужащих на борту.

Большинство из них курсировали в непосредственной близости от зоны Персидского залива.
В марте 1980 года Пентагон официально объявил, что 100-тысячный корпус быстрого развертывания создан начала действовать его штаб-квартира. В середине марта в Аравийское море уже прибыло несколько десантных кораблей и 1800 морских пехотинцев.

Как сообщила газета Вашингтон пост, по указанию министра обороны Брауна Пентагон приступил к разработке детальной схемы минирования Персидского залива.
На острове Диего-Гарсия главной базе Пентагона в Индийском океане площадью примерно 25 квадратных километров было уже сооружено четыре десятка объектов: пирсы для боевых кораблей любого водоизмещения, взлетно-посадочная полоса длиной до четырех километров, позволяющая принимать бомбардировщики В-52, склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов емкостью до 100 тысяч тонн для обеспечения авианосных соединений и подводных лодок... На базе разместили несколько эскадрилий бомбардировщиков дальнего радиуса действия и разведывательные самолеты. Личный состав базы к 1 января 1980 года насчитывал 1100 человек.



Быстро шло дальнейшее расширение военного комплекса на острове Диего-Гарсия.
Уже несколько лет Пентагон использовал оманский остров Масиру, лежащий у берегов Аравийского полуострова на подступах к Персидскому заливу. На этом острове расширяли доставшиеся американцам от англичан военные сооружения. В конце марта правительство Сомали вынуждено было признать, что предоставило американским вооруженным силам базу в Бербере, в Аденском заливе.

В кенийских портах появились американские военные корабли.
Ряд военных сооружений и других объектов на своей территории предоставила вооруженным силам США Австралия. В середине марта австралийский премьер-министр М. Фрейзер подтвердил готовность отдать в постоянное пользование Соединенных Штатов военно-морскую базу Кокберн-Саунд на западном побережье континента.

Правительство Австралии решило направить в Индийский океан свой авианосец Мельбурн с группой кораблей сопровождения.
Опубликованная в начале апреля английская Белая книга по вопросам обороны сообщала о посылке военных кораблей Великобритании якобы в целях защиты интересов страны и ее союзников по НАТО в районы восточнее Суэца.
Немалые надежды в Вашингтоне возлагали на сотрудничество в Индийском океане с Францией. Эта страна с 70-х годов держала в Индийском океане значительные силы, имела довольно внушительный контингент войск несколько тысяч солдат, базирующихся в порту бывшей колонии Джибути на Красном море.

В США рассчитывали, что в чрезвычайных обстоятельствах была бы возможность координации действий с Францией в этом районе.
Одним из факторов, приведших к расширению применения обновленной дипломатии канонерок, является способность современных военно-морских флотов (в силу таких их характеристик, как мобильность, доступ практически к любым точкам земного шара, оснащенность самым современным вооружением, включая ракетно-ядерное) выполнять самые разнообразные военно-политические задачи, пишут советские исследователи Ю. Барсегов и Е. Никольская. То обстоятельство, что корабль, будучи плавающей территорией, символизирует военную мощь государства, делает его пригодным для быстрого применения в самых различных точках планеты. В результате военно-технического прогресса существенную модификацию претерпели материальные средства дипломатия канонерок.

Место былых линкоров заняли авианосцы, ракетные корабли, атомные подводные лодки, армады десантных судов, сопровождаемые авиацией.
Шло наращивание сил быстрого развертывания. Близкий к Пентагону журнал Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи сообщал, что в июле 1980 года на территории пустынного штата Невада были проведены самые крупные учения сил быстрого развертывания со времени их создания. Эти маневры, в которых участвовали крупные контингенты сухопутных войск, специальных подразделений, а также более 150 самолетов, проводились в рамках программы боевой подготовки ВВС США, имеющей кодовое название Ред флэг. Во время учений основную роль в руководстве боевыми действиями. играли специальные самолеты системы дальнего обнаружения и наведения АВАКС.

Маневры в Неваде разыгрывались по так называемому ближневосточному сценарию.
На территории Египта в ноябре 1980 года прошли совместные американо-египетские военные маневры. В них принимали участие контингент сил быстрого развертывания численностью 1400 человек, авиация, артиллерия, автотранспортные средства.

В Каир прибыл командующий силами быстрого развертывания генерал-лейтенант Пол Келли, который наблюдал за ходом этих американо-египетских маневров уже третьих после начала совместных учений в январе 1980 года и первых, в которых участвовали сухопутные войска.
Американская печать сообщала, что численность сил быстрого развертывания было намечено довести до 200 тысяч солдат плюс 100 тысяч резервистов. В качестве костяка этих боевых частей Пентагон выделил три дивизии 82-ю воздушно-десантную, 101-ю воздушно-штурмовую и 24-ю пехотную (механизированную), а также дивизию морской пехоты и приданное ей авиакрыло.

В случае необходимости намечалось также использовать два диверсионно-десантных батальона и две группы войск особого назначения. В распоряжение сил быстрого развертывания переданы несколько эскадрилий тактических истребителей и эскадрилья бомбардировщиков В-52.

В список занесены также подразделения из состава командования военно-транспортной авиации ВВС и суда грузового флота ВМФ и подразделения поддержки саперных войск, войск связи и санитарных частей.
Реализация доктрины Картера самими Соединенными Штатами не заставляла себя ждать. Но, как оказалось, Вашингтон готовил свадьбу без невесты.

Его планы и особенно публичные высказывания приводили в ужас правителей тех государств из зоны Персидского залива, которых США собирались защищать.
Американское агентство Юнайтед Пресс Интерпэшнл распространило в марте 1980 года очерк своего корреспондента, рассказывающий об отношении государств Персидского залива к политике Соединенных Штатов. Министр иностранных дел Кувейта шейх Сабах аль-Ах-мед аль-Джабер ас-Сабах, склонившись к столу, медленно качает головой, писал корреспондент.

В его голосе слышится раздражение государственного деятеля, который чувствует, что его не понимают. Нефть идет беспрепятственно, просто превосходно! говорит он. Так зачем же в нашем районе устраивать все эти глупости?

На сегодняшний день руководители стран Персидского залива серьезно встревожены, но отнюдь не введением советских войск в Афганистан. На их взгляд, это им непосредственно не угрожает.

Тревогу вселяет, по их словам, чрезмерная реакция президента Картера на афганский кризис и полное неуважение с его стороны к интересам и чаяниям государств этого района.
В Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Катаре на каждом шагу можно обнаружить свидетельства отсутствия взаимопонимания между США и странами Персидского залива в отношении степени важности афганского вопроса, продолжал он. Скажите только об Афганистане, и вам тут же укажут на оккупацию Иерусалима. Попробуйте молвить: советская агрессия, и вам ответят: израильская агрессия.

Выскажитесь с опасением о советской угрозе нефтяным промыслам, и вам укажут из ближайшего окна на супертанкеры, величаво скользящие по Заливу, как и прежде.
Так что же им (американцам) от нас надо? спрашивал шейх Сабах. Зачем посылают в Залив войска для его защиты? Защиты от кого?

Нам нечего опасаться каких-либо акций со стороны России. В этом мы можем быть уверены на все 100 процентов.
По словам президента Картера, странам района Персидского залива следовало объединиться в рамках системы безопасности от Советского Союза и принять защиту от американских морских пехотинцев и военных кораблей. Как считали руководители стран Персидского залива, такая политика была ошибочной и безрассудной.

В странах Персидского залива были убеждены, что даже чисто символическое присутствие американских войск или строительство военных баз могло только дестабилизировать этот до сих пор мирный район.
Решение о строительстве на оманском острове Масира, расположенном недалеко от стратегически важного Ормузского пролива, передовой американской базы, став уже конкретным делом, а не политическим заявлением, повысило ставки. Руководители Кувейта, Катара и ОАЭ либо частным образом, либо публично осудили соглашение между США и Оманом.

В правительственных кругах ОАЭ полагали, что база в Омане предназначена для защиты скорее шаткого престола султана Кабуса, чем Ормузского пролива, которому никто никогда не угрожал.
Местные руководители относятся к базам, как к чуме, заметил один из западных дипломатов в Кувейте. Они просто говорят: нет, увольте, нам этого не надо.

Они боятся слишком тесных связей с США, так как это сыграет на руку их противникам и за границей дома, а в то же время они уверены, что Соединенные Штаты не оградят их от последствий.
Из-за тесных связей США с Израилем и их нежелания добиться от Тель-Авива уступок в плане предоставления законных прав арабскому народу Палестины ни одному из руководителей стран Залива не безопасно афишировать свою дружбу с Вашингтоном. До тех пор, пока не будет решена палестинская проблема, американо-израильские связи будут преградой на пути открытого военного сотрудничества между Вашингтоном и всеми странами Персидского залива, за исключением, пожалуй, только наиболее консервативных.
Здравые голоса раздавались и в самих Соединенных Штатах. Дж. Кеннан, известный специалист по советско-американским отношениям, заявил в сенатской комиссии по иностранным делам, что правительство Картера преувеличило возможную угрозу для нефтепромыслов Персидского залива и для Пакистана, якобы созданную советским присутствием в Афганистане. По его мнению, высшие интересы страны состояли в том, чтобы не дать этому тревожному положению в Юго-Западной Азии привести к войне с СССР.

Он призвал к проявлению значительно большей сдержанности в официальных публичных заявлениях о военных мерах и о возможности конфликта. Кеннан также сказал, что нет никаких данных о том, что СССР намерен сопроводить свое вступление в Афганистан попыткой захватить нефтепромыслы Персидского залива, и что такие действия весьма мало вероятны.
Доктрина Картера встретила и еще более резкую критику. В университетах студенты кричали: Черт побери! Мы не пойдем воевать за Тексако!

Сенатор Эдвард Кеннеди предупреждал, что война в Заливе означала бы перечисление по телевизору каждый вечер погибших детей Америки. Губернатор Эдмунд Браун вызвал приветствия, сказав, что Картер и Кеннеди пытаются внешнеполитическими развлечениями избежать ответа на внутренние проблемы.
Если бы Белый дом действительно был озабочен задачей установить безопасность в зоне Персидского залива и обеспечить надежность поставок отсюда нефти, то он мог бы найти подходящую базу для соглашения в конкретных предложениях Советского Союза по этому вопросу. Советское руководство заявило 10 декабря 1980 года: Мы предлагаем США, другим западным державам, Китаю, Японии, всем государствам, которые проявят к этому интерес, договориться о следующих взаимных обязательствах:
не создавать иностранных военных баз в районе Персидского залива и на прилегающих островах; не размещать там ядерного или какого-либо другого оружия массового уничтожения;
не применять и не угрожать применением силы против стран района Персидского залива, не вмешиваться в их внутренние дела;
уважать статус неприсоединения, избранный государствами района Персидского залива; не вовлекать их в военные группировки с участием ядерных держав;
уважать суверенное право государств этого района на их природные ресурсы;
не создавать каких-либо препятствий или угроз нормальному торговому обмену и использованию морских коммуникаций, связывающих государства этого района с другими странами мира.
Мы полагаем, что такого рода договоренность, полноправными участниками которой, естественно, были бы и сами государства данного района, отвечала бы их кровным интересам. Ведь это было бы надежным залогом обеспечения их суверенных прав и безопасности.
США и их союзники по НАТО предпочли замолчать эту советскую инициативу, рассчитывая развязать себе руки для установления или восстановления своей гегемонии в зоне Персидского залива,

АМЕРИКАНСКИЕ ЗАЛОЖНИКИ

22 октября 1979 года экс-шах прибыл на лечение в один из нью-йоркских госпиталей. Когда весть об этом дошла до Ирана, в стране стали стремительно нарастать антиамериканские настроения.



Содержание раздела